Елена Чувилина

Иллюстрация взята из книги «Азбука для самых маленьких», художник Ю. Исайкин.

Подвижная игра «Солнечные зайчики»

Цель игры. Учить, детей перепрыгивать через дорожку.

Материал. Зеркало, ковер, две ленточки или веревочки (длина 2-3м).

Ход игры

Воспитатель берет две ленточки, на расстоянии 20 см друг от друга делает дорожку. Затем с помощью зеркало показывает детям, как по полу, по стенам, по потолку прыгают солнечные зайчики. Во время показа воспитатель читает стихи.

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовем их-

Были тут-

И нет их тут.

Прыг, прыг

По углам.

Были там-

И нет их там.

Где же зайчики?

Вы нигде их

Не нашли? (А. Бродский.)

Воспитатель, показывая детям приготовленную дорожку, предлагает им попрыгать как зайчики, но через ленточки. Подводит сначала одного ребенка к ленточкам (дорожкам) и показывает ему, как правильно нужно прыгнуть. Немного наклониться вперед, присесть и оттолкнуться обеими ногами и прыгнуть вперед как можно дальше, чтобы перепрыгнуть через две ленточки. Потом воспитатель приглашает другого ребенка. Пока каждый ребенок не сделает это упражнение (прыжок через дорожку). Можно подгруппу подвести к дорожке, чтобы они одновременно прыгали, вдоль дорожки, только на расстояние друг от друга. У кого не получается, воспитатель помогает. По желанию детей игра продолжается.

Публикации по теме:

Подвижная игра «Лисички и белочки» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Учить детей катить мяч обеими руками; бегая, бросать мяч вдаль двумя руками от груди. Материал. Картинка (звери играют в мяч,.

Подвижная игра «Бросай камушки» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Бросай камушки» Цель игры. Учить детей бросать мяч в горизонтально расположенную цель. Материал. Коробка для бросания, мячики.

Подвижная игра «Достань орешек» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Учить детей подпрыгивать на двух ногах и доставать подвешенные предметы. Материал. Две вешалки с крючками, к которой подвешены.

Подвижная игра «Лисята и волк» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры: учить детей ползать на четвереньках по дорожке, залезать на гимнастическую скамейку и слезать с неё. Материал. Гимнастическая.

Подвижная игра «Лови мяч» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Повторять разнообразные движения с мячом, приучать детей ловить его из рук взрослого. Материал. Картинка, ящик с мячами. Зайчик.

Подвижная игра «Поиграем вместе» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Поиграем вместе» Цель игры. Учить детей катить мяч вперед и под стол (дугу, стульчик, веревку, подлезать под препятствие.

Подвижная игра «Ползи в горку» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Ползи в горку» Цель игры. Учить детей ползать на четвереньках по наклонной доске и спускаться вниз. Материал. Наклонная.

Подвижная игра «Воробушки» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Воробушки» Цель игры. Учить детей подскакивать на месте, на двух ногах. Материал. Сюжетные картинки (Воробушки, свисток.


Тема занятия: «Откуда берутся солнечные зайчики»
Цель: определить какая связь существует между Солнцем и солнечным зайчиком.
Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, поддержать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей природы, обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека, обобщить информацию о солнце, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.
Метод: слушание, наблюдение, рассматривание, опыты.
Материалы и оборудование: зеркала, лампочка, металлическая крышка, солнечный свет в комнате для занятий.
Организационный момент.
Мотивация.
- Я очень люблю читать книги. Однажды в книге Корнея Ивановича Чуковского я прочитала интересную загадку:
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
- Что это?... - Я даже не сразу догадалась, что это солнечный зайчик.
«А что же это такое – солнечный зайчик? И откуда он появляется?» Вот на этот вопрос мы попробуем ответить на нашем занятии.
Актуализация знаний.
Повторение и систематизация изученного.
Детям предлагается рассмотреть картинки и описать их. Что изображено на фотографиях, чего не видно, но могло бы быть. Придумать коротенькую историю, сравнить картинки. Какие чувства вызывают фотографии у детей (тепло, радость, страх, лето).
Для чего светит солнце?
Какое оно: холодное или горячее?
Что было бы, если бы солнце погасло?
Сколько лет солнцу?
Солнце – источник света и жизни на земле. Солнце присутствует в повседневной жизни. Мы не можем представить свою жизнь без солнца.
-12954025402714625-31115
Рассказ учителя.
Из рассказов А.Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей» я узнал, что когда Солнце светит, то испущенные им лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю. Это из Солнышка во все стороны летят маленькие-маленькие частички – братья фотончики. Когда они попадают на какой-либо предмет, то отскакивают от него и улетают. Но не все, а некоторые остаются там, куда попали. Чем больше фотончиков отскакивает, тем светлее кажется то место, откуда они убежали. Фотончики все разные. Есть красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, есть даже такие, которые и глазом увидеть нельзя. В свете Солнышка есть фотончики всех цветов. Когда они все вместе отражаются от стенки и попадают в глаза, стенка кажется белой, если это будет, например, красный мячик, то отскакивать будут красные фотончики и т.д.
Куда же деваются остальные фотоны, которые не отскакивают?
Они остаются в нас, превращаются в тепло и греют нас. Поэтому когда на нас светит Солнце, нам становится жарко. Если же попытаться подставить лупу под солнечный лучик и под лупу подложить бумагу, то, подождав какое-то время, можно добиться того, что бумага начнет гореть.
Есть предметы, например зеркало, которые могут отражать свет. Лучик света, который упал прямо на зеркало, отрывается от своих собратьев-лучей (которые на зеркало не попали) и улетает вбок в одиночестве.
Опыт 1 «Рождение солнечных зайчиков» (Дети пробуют при помощи зеркала найти солнечного зайчика)
Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошел по другому пути, не так, как все.
Таким образом Солнечный зайчик рождается на Солнце.
Физкультминутка «Братья-лежебоки» (Русские народные пальчиковые игры для детей)
Солнце красное взошло,Лежебок будить пришло. Ладошка ребенка лежит на столе тыльной стороной вверх. Растопырьте пальцы как лучики солнышка и "посветите" над спящими братцами.
Первым старший брат проснулся,Приподнялся, потянулся.Только встать с перины лень,Впереди ведь целый день. Поднимите и чуть-чуть потяните большой пальчик ребенка вверх, остальные лежат на столе.
Снова он в кроватку лег Положите его обратно.
И толкнул соседа в бок. Постучите три раза большим пальчиком ребенка о его указательный пальчик.
Вот и брат второй проснулся,Приподнялся, потянулся.Только встать с перины лень,Впереди ведь целый день.Снова он в кроватку легИ толкнул соседа в бок. То же самое проделайте с указательным пальчиком.
Вот и третий брат проснулся,Приподнялся, потянулся.Только встать с перины лень,Впереди ведь целый день.Снова он в кроватку легИ толкнул соседа в бок. То же самое проделайте со средним пальчиком.
Вот четвертый брат проснулся,Приподнялся, потянулся.Только встать с перины лень,Впереди ведь целый день.Снова он в кроватку легИ толкнул соседа в бок. То же самое проделайте с безымянным пальчиком.
Вот и младший брат проснулся,Вот поднялся, потянулся Поднимите и чуть-чуть потяните вверх мизинчик ребенка.
И сказал: "А ну давайте,Братцы милые, вставайте!" Потеребите его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик.
Тут уж братцы все проснулись,Поднялись да потянулись Поднимите все пальчики ребенка своей ладонью и чуть-чуть потяните вверх.
И кричат: "Ура! Ура!Нам же завтракать пора!" Переверните ручку ребенка тыльной стороной вниз, а пальчики слегка приподнимите.
Наварили кашки,Сели возле чашки. Поводите своим указательным пальцем посередине ладошки ребенка кругами.
Первый кашку ел – хвалил,Второй кашку ел – пролил,Третий кашки съел немножко,А четвертый четверть ложки. Нагните большой пальчик ребенка к его ладошке, а потом выпрямите. То же самое проделайте со всеми, кроме мизинца.
Пятому – какая жалость –Кашки вовсе не досталось.Целый день он горевал:"Ну зачем же я вставал!" Возьмите мизинчик ребенка за кончик и поводите из стороны в сторону, как будто он очень расстроился.
III. Совместное «открытие» новых знаний.
Опыты с Солнечным зайчиком.
Интересно ли вам узнать – появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого блестящего предмета? А может ли появиться такой зайчик от лампочки, то есть не от солнечного, а от другого источника света? А от матового, не блестящего? И можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? А у Луны есть зайчики?
Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно провести несколько опытов и сфотографировать полученный результат.
2 опыт
Оборудование: учебник по окружающему миру, солнце.
Взять в руки учебник по окружающему миру и попытался поймать солнечный луч так, чтобы появилось отражение света. (Ожидание оправдалось – на полу появился солнечный зайчик!)3 опыт
Оборудование: зеркало, лампочка.
Взять в руки зеркало и направить зеркало от лампочки к стене. (В результате, на стене появится отражение от лампочки и запрыгает самый настоящий солнечный зайчик.)
4 опыт
Оборудование: металлическая крышка, лампочка.
Взять в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попытался направить на стенку так, чтобы там появилось хоть какое-нибудь маленькое отражение света. (Зайчик появится, хотя он был уже не такой ярки, и его было уже не так хорошо видно, как от зеркала, но он будет!)
5 опыт
Оборудование: зеркало обратной стороной.
Теперь полпробуем ответить на вопрос – а отразится ли на стене зайчик от простого предмета. Для этого мы перевернем свое зеркало другой стороной. (Как ни старались, так и не смогли увидеть на стене ни малейшего намека на солнечного зайчика. Его просто не было.) Вывод: Можно получить солнечного зайчика и в домашних условиях, если есть источник света и отражающая поверхность плоская.
IV. Итог занятия:
Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от зеркала и "превращается" в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим "зайчик"? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться. Он все время куда-то спешит, как настоящий зайчик. Вот как об этом написала Новелла Матвеева.
Солнечный зайчик.
Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине,
Живой,
По-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Который ночью ждал зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я и говорю:
Я зайчик солнечный, дразнящий!
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать!
По золотистым кольцам дыма,
По крышам, рощам, парусам
Бегу, привязанный незримо
Лучом восхода к небесам.
И замедляюсь только к ночи,
Когда туманится восток,
Когда становится короче
Луча ослабший поводок.
И тени - черные собаки -
Все чаще дышат за спиной,
Все удлиняются во мраке,
Все шибче гонятся за мной...
И должен я остановиться,
И умереть в конце пути,
Чтобы наутро вновь родиться
И нараспев произнести:
Я зайчик солнечный, дрожащий,
Но не от страха я дрожу,
А потому, что я - спешащий:
Всегда навстречу вам спешу!
Я и в самом ружейном дуле
Могу отплясывать, скользя,
Я сесть могу на кончик пули,
Но застрелить меня - нельзя!
И если зимними ветрами
Тебя невзгоды обдадут,
Я появлюсь в оконной раме:
Я зайчик солнечный!
Я тут!
Домашнее задание: Попробуйте дома провести опыты и ответить на вопросы:
Можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? А у Луны есть зайчики?

Федорчук Юлия Валерьевна МАДОУ МО «СГО» №1 «Пчелка»

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами света.
  2. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
  3. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания.
  4. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять.

Оборудование: проектор, фонарики, зеркало, картон, марля, пленка, диски, деревянный кирпичик, сказочные герои.

На экране появляется солнечный зайчик.

  1. Здравствуйте ребята.
  2. Я солнечный зайчик.
  3. Я очень хочу с вами поиграть. А вы знаете как я появляюсь?

Воспитатель: Ребята как же появляется солнечный зайчик? Если нет солнышка, то мы можем воспользоваться, фонариками. Что еще нам нужно? (Зеркало)

Берем зеркала. Потрогайте поверхность зеркала. Какая она? (гладкая, блестящая)

Зеркало и другие блестящие предметы отражают солнечные лучи. Сейчас мы в этом убедимся.

Ребята, только будьте осторожны не светите фонариками в глаза.

Дети берут зеркальца и светят на них фонариками, поворачивают зеркальца в разные стороны, следят за передвижением солнечных зайчиков.

Дети делают вывод, что солнечные зайчики получаются, если свет отражается от гладкой блестящей поверхности

Убираем фонарики в корзину на стол где лежат предметы из разных материалов.

Белый слайд. (Дети садятся около проектора, под стульчиками лежат сказочные герои)

Воспитатель: - Ребята, а куда пропал наш солнечный зайчик?

Да вот же он. Спрятался зайчик в луч света.

И что же получилось? (тень)

А как же получилась тень? (если на пути луча света появляется предмет, то появляется тень) У вас в руках не случайно оказались сказочные герои.

Я предлагаю вам попробовать сделать тень, а сейчас покажут на тень (бабка и дедка..) Собираю сказочных героев.

Зайчик солнечный сказал, без разминки он устал. Будем зайчика ловить, упражнениями лечить.

(физ минутка)

1. Зайчик прыг на потолок

Мы его руками хлоп (руки через стороны вверх, голову вверх, хлопнуть в ладоши)

2. Зайчик наш на стены прыг,

Мы его поймали вмиг (Повороты туловища в правую сторону, хлопок. Поворот в левую сторону)

3. На скамейке он сидит

На всех внимательно глядит.

Нужно спинку наклонить,

Чтоб зайчишку изловить. (Наклон туловища вперед, хлопок)

4. На полу он дразнит нас

Его поймаем мы сейчас (присесть, ладоши на пол)

5. Зайка, мы тебя поймаем

Выше ножку поднимаем (хлопок под коленкой)

6. Как мы здорово играем

Теперь прыгать вместе стали

Воспитатель: Ребята посмотрите на столе лежат предметы из различных материалов. Из чего они сделаны? (из дерева, марли, пленка, картон. Сейчас мы проверим какие предметы пропускают свет, а какие не пропускают. И еще нужно разложить предметы. Здесь будут лежать предметы которые пропускают свет, а здесь которые не пропускают. Вывод: молодцы все правильно разложили. Предметы из каких материалов пропускают свет? (марля и пленка) А какие предметы не пропускают свет? (картон, дерево)

Воспитатель: Ребята, какого цвета наш солнечный зайчик? (желтого)

А разноцветным он бывают? Давайте проверим? Каким получился наш зайчик?

Вы видите, что свет только кажется прозрачным, на самом деле он состоит из разных цветов.

Сонл. зайчик: - мы сегодня узнали? Как появляется солнечный зайчик?

Если на тупи луча света появляется предмет, то появляется тень.

Свет проходит не через все материалы.

Луч света не прозрачный. а состоит из разных цветов.

Слад. Прощаемся с зайчиком.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематические прогулки

«Здравствуй, солнечный зайчик!»
Цель: Привлекать детей к простейшим наблюдениям явлений природы; знакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни

(солнце - источник света, тепла);

научить детей находить отражение «солнечного зайчика», следить за его перемещением;
учить соблюдать правила игры;

способствовать развитию ориентировки в пространстве;
способствовать развитию дружеских отношений;
воспитывать активность, самостоятельность;

продолжить создавать у детей радостное настроение во время прогулки в солнечный день

Материал: зеркальце, мелки.

Предварительная работа:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши-

Все мы рады солнышку.

Ребята, солнышко нас приглашает нас на прогулку, поэтому и заглядывает к нас в окошко. Поспешим встретиться с солнышком.

Дети одеваются и выходят на прогулку.

Ход прогулки :

На прогулке предложить детям посмотреть на небо, отметить какое оно чистое и голубое, какие нежные и белые плывут по небу облака. Обратиться к детям:

«Давайте, малыши, подставим свои ладошки лучам солнца. Солнышко ласковое и греет наши руки. Вы почувствовали его тепло? »

Вместе с детьми поиграть с солнечным зайчиком. Объяснить детям «Зеркало отражает лучики солнца, поэтому и появляется солнечный зайчик. Посмотрите –ка, какой он озорной и веселый. Как он скачет по стене, по скамейке по веранде».

Предложить детям поймать солнечного зайчика.

Развлечение «Солнечный зайчик»

Провести подвижную игру «Догонялки».

Описание игры : дети бегают за солнечным зайчиком он им садится на ладошки, гладит по голове, прыгает с одежды одного ребенка на другого, но поймать его не удается.

«Солнечные зайчики»

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики

Мы зовем их –не идут

Были тут – и нету тут

Прыг, прыг по углам

Были там, и нет их там

Где же зайчики?

Ушли

Вы нигде их не нашли?

Солнечные зайчики

Скачут по стене,

Помани их пальчиком

Пусть идут к тебе!

Воспитатель: Вот какого солнечного зайчика отправило к нам солнышко. Он очень веселый и теплый. Ой, ребята, смотрите, солнечный зайчик бегает по двери в группу, ему так понравилось с вами играть, что он захотел к нам в гости. Покажем солнечному зайчику нашу группу? Хорошо, тогда будем гостеприимными хозяевами и идём зайчику показывать нашу группу.

Дети уходят в группу.


Тематическая прогулка

«Где ты, Солнышко?»
Цель: Закреплять признаки солнечного дня и дня пасмурного;
Развивать наблюдательность, память.


Материал: крышки от бутылочек разных цветов, камешки, палочки.
Содержание:
Наблюдение за особенностями солнца
Опыт «Солнышко и ладошки»;
Выкладывание мозаики «Солнышко»;
Проговорить заклички, пропеть песенки, вспомнить стихи и загадки о солнышке.


Тематическая прогулка

«Наблюдение за солнцем»
Цель : Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце, солнца нет, пасмурно. Уточнить знания детей о том, что солнце светит ярко. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее, светлее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.

Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игр с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.

Наблюдение за солнцем.
Вопросы:
1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).
2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).
3. На что солнце похоже? (На шар).
4. Какая сегодня погода? (Тёплая).
5. Почему на улице тёпло? (Светит и греет солнышко).
Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.

Художественное слово :
Солнце греет с высоты,
Расцвели уже цветы.
Выползли букашки
Из цветочной чашки.
Солнцу очень рады
Муравьёв отряды. (А.С. Уфимцева)

Солнышко лучистое,
Любят тебя дети.
Нет теплее солнышка
Ничего на свете. (Л. Чадова)

Воспитатель: У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.

Вы вокруг все посмотрите,
Лицо к солнцу поднимите.
Потяните руки, дети -
Оно ласково нам светит.
Чувствуете, солнце греет,
Лицо на солнце наше млеет.
И деревья, и цветы,
И травинки, и кусты –
Дружно тянутся к нему…
Догадайтесь, почему? (А.С. Уфимцева)

Воспитатель: Солнышко приглашает вас поиграть.

^ Подвижная игра: «Солнышко». (Л. Чадова)

^ Трудовая деятельность:
Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Воспитатель: Ребята, дворник у нас старенький и не успевает убрать мусор с участков. Ему очень трудно наклоняться за каждым камнем и палкой – посмотрите, как их много на нашем участке. Давайте поможем дворнику собрать камни и палки. Вы у меня сильные и быстрые.

^ Д/игра «Кто быстрее наполнит ведёрко».


в старшей возрастной группе

Сарбина Светлана Вениаминовна

воспитатель д/с №171

АНО ДО « «Планета детства «Лада»

Цель : Познакомить детей с таким явлением, как солнечные зайчики, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи :

  1. Привлечь внимание детей к такому физическому явлению, как прелом-ление/отражение солнечного света.

2. Активизировать исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск различных способов использования зеркал для преломления/отра-жения солнечного света.

3. Побуждать детей к рассуждениям, догадкам, гипотезам в процессе ис-пользования зеркал для преломления/отражения солнечного света.

4. Развивать творческую активность и побуждать детей к придумыванию игровых ситуаций, требующих использования солнечных зайчиков.

5. Развивать межличностные отношения детей со сверстниками и взрослыми.

Интерактивные технологии : "Цепочка", "Работа в малых группах".

логический

  1. Стихи: «Будем как Солнце»

«Солнышко»

«Летний вечер»

«Еще лето!»

«Что такое солнце»

«Гори-гори ясно!»

«Солнечные зайчики»

«Солнышко»

«Солнечный зайчик» Н. Матвеева

  1. Песни: «Солнышко» Слова Е. Руженцева

«Солнечный дождик» Слова М. Савельева

«Солнышко» Музыка Александра Ермолова, слова Вадима Борисова

«Веселая песенка» Музыка Александра Ермолова, слова Вадима Борисова

«Песенка про солнышко» - Филиппенко А. / Волгина Т.

«Пусть всегда будет солнце» Слова: Ошанин Л. музыка: Островский А.

«Песенка про солнышко» Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко

  1. Загадки
  2. Потешки
  3. Живопись: Константин Богаевский. «Корабли. Вечернее солнце»

Айвазовский И. К. «Восход солнца в Феодосии»

Когнитивный

  1. Что такое солнце? (Солнечная система, корона, затмение)
  2. Значение солнца в природе (круговорот воды, фотосинтез, тепло, влияние на погоду)
  3. Значение для человека Интерактивная технология "Цепочка" (тепло, выращивание продуктов питания: растеневодство, животноводство, электроэнергия)
  4. Использование в науке(солнечная энергия)
  5. Польза (вырабатывает витамин Д, электроэнергия, тепло)

Вред (излучение, ожоги, тепловой, солнечный удар, вред для зрения, магнитные бури, пожароопасность в сухую погоду)

Деятельностный

Наблюдает, рисует, вырезает, пускает солнечных зайчиков, загорает, конструирует (папье-маше)

Личностный

  1. Создание модели Солнечной системы из папье-маше
  2. Рисование «Ласковое солнышко»
  3. Спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья!»
  4. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

«Напугаем волка» солнечными зайчиками ме-шать волку напасть на козленка.

«Веселые старты» соревнования солнечных зайчиков.

Проблемные задачи:

  1. Изобретательская задача: управлять «зайчиком», играть, перемещать; пускать «зайчиков» в помещении, где нет яркого света.
  2. Конструкторская задача: обсуждать, почему «зайчики» не появляются, если нет яркого света.
  3. Исследовательская задача: придумать, какие еще поверхности могут отражать солнечный свет.
  4. Прогнозная задача: выявить положительное и отрицательное влияние солнца на человека.
  5. Задача с достраиваемым условием: что будет, если поймать зеркалом луч и направить в нужном направлении?

Подготовительный этап

Цель : Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Задачи:

1. Стимулировать познавательные мотивы осуществления эксперимента с солнечными зайчиками

2. Обогащать чувственную сферу

3. Накапливать информацию о солнце, солнечных зайчиках

Педагог заинтересовывает детей данным явлением, размышляя вместе с детьми, подводит их к пониманию того, что такое солнечный зайчик, каковы его свойства и основные характеристики.

Загадка К. Чуковско-го:

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите приведите четырнадцать коней,

Пойдите позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять,

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Стихотворение Н. Матвеевой «Солнечный зайчик»

Я зайчик солнечный, снующий

По занавескам в тишине,

По-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

Я зайчик солнечный, дразнящий!

И если кинусь я бежать,

Напрасно зайчик настоящий

Меня старается догнать!

По золотистым кольцам дыма,

По крышам, рощам, парусам

Бегу, привязанный незримо

Лучом восхода к небесам.

Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики»

Скачут побегайчики солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут.

Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам.

Были там - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли.

Вы нигде их не нашли?

Основной этап

Оборудование : зеркальца различной формы для всех детей и зеркало побольше для воспитателя, предметы с гладкой поверхностью, отражающие солнечный свет (фольга, стекло, часы, вода, металлические предметы, CD-диск)

Цель: Активизировать исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск различных способов использования зеркал для преломления/отра-жения солнечного света.

Задачи:

  1. Создать условия для овладения способами использования зеркалдля преломления/отра-жения солнечного света.
  2. Побуждать детей к рассуждениям, догадкам, гипотезам в процессе ис-пользования зеркал для преломления/отражения солнечного света.

Воспитатель наглядно демонстрирует это явление, после чего дети могут поэкспериментировать:

Опыт № 1:

Как получить солнечный зайчик? (направить зеркало на солнце так, чтобы исходящий луч попал на стену в виде солнечного зайчика)

Кроме этого, дети сами обнаружат, что если нет солнца (закрыть плотно шторы), то это будет невозможно.

Опыт № 2:

Брать различной формы зеркала и наблюдать за изме-нением освещенности комнаты. Использовать другие поверхности для получения солнечных зайчиков (часы (стекло), вода, металлические предметы)

Опыт № 3 : (Интерактивная технология "Работа в малых группах")

Вспомнить загадку про копеечку.

Дети рассказывают о том, что копеечку не могли поднять из-за того, что это был солнечный зайчик.

Проблемная ситуация : У нас болеет кукла Маша. Сейчас она в своем домике. Мы с вами играем, а она одна. Давайте мы с вами эту «копеечку» попробуем отнести Маше. Но как мы ее поднимем? По-особенному. Мы с вами много узнали о солнечных лучах, давайте подумаем, могут ли они помочьнам? Как?

Дети предлагают свои варианты, идет обсуждение.

Решение проблемной ситуации : Чтобы перенести «копеечку», необходимо встатьв определенном положении и направить луч на домик (чтобы солнечный луч преломился и попал в домик к Маше).

Первый ребенок подставляет зеркальце под солнечный луч.

- «Копеечка» лежит теперь не на полу, а на зеркальце. Затем лучик отскочил от него и полетел прямо к Машенькиному дому. Да вотбеда: окно Машенькиной комнаты с другой стороны. Что же делать?

Второй ребенок берет зеркало и встает возле угла домика. Ловит зеркальцем лучик от зеркала первого ребенка, направляя его в сторону окна Машенькиной комнаты. Там лучика уже дожидается третий ребенок: подхватывает своим зеркалом лучик и направляет его в комнату Машеньки.

Этап совершенствования

Цель : Использовать полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности

Задачи:

  1. Обеспечить формирование самостоятельности, инициативности и способности оценивать свою деятельность и деятельность другого человека
  2. Совершенствовать умение осуществлять поиск информации
  3. Развивать творческую активность и побуждать детей к придумыванию игровых ситуаций, требующих использования солнечных зайчиков.
  4. В уголок экспериментирования:
  • Зеркала разной формы;
  • Различные гладкие поверхности, дающие солнечных зайчиков (стекло, фольга, металл).
  1. Выставка рисунков «Солнечные зайчики»
  2. Изготовление зеркальца для мамы (лепка)
  3. Придумывание игровых ситуаций с использованием солнечных зайчиков:
  • «Показать Красной Шапочке путь к бабушкиной избушке»
  • «Напугаем волка»: солнечными зайчиками ме-шать волку напасть на козленка.
  • «Веселые старты»: соревнования солнечных зайчиков.

Опыт №1

Опыт №2