Педагогика является наукой, которая призвана изучать воспитание и обучение. Но ни в одном определении нет указаний на то, какого возраста должен быть воспитываемый. Следовательно, воспитание личности должно охватывать и детей, и взрослых.

Воспитание и формирование личности взрослого человека, конечно, проходит сложнее. У него сложилась система ценностей, собственный взгляд на мир, отношения с социальным окружением. Многие считают, что сформировавшуюся личность не стоит воспитывать, потому что сделать это попросту невозможно.

Миф это или реальность попробуем разобраться в этой статье.

Воспитательный процесс

Человек развивается под воздействием трех основных факторов: наследственности, социального окружения и воспитания.

Влияние наследственности всегда бессознательно. Социальное окружение оказывает воздействие на уровне подсознания. А воспитание – сознательный процесс формирования личности.

Следовательно, воспитание можно охарактеризовать как целенаправленное формирование личности, которое воздействует на людей с помощью социума и наследственных факторов. Причем оно предусматривает тесную связь воспитателя с воспитуемым и имеет четко определенные цели, к достижению которых направлен весь воспитательный процесс.

  • Четко поставленных целей;
  • Определенных методов и средств;
  • Приемов педагогического воздействия.

Воспитание как фактор развития личности представляет собой многоступенчатую структуру, которая занимается исследованием влияния на человека таких воздействий:

  • Семья;
  • Социальное окружение;
  • Природные задатки и склонности;
  • Особенности темперамента;
  • Сфера профессиональной деятельности;
  • Искусство, культура и литература.

Все эти причины, влияющие на развитие личности, можно условно разделить на две группы:

  1. Объективные обстоятельства
  • Генетическая предрасположенность и физическое здоровье;
  • Социальный статус семьи и уровень ее культурного развития;
  • Особенности процесса воспитания в детском и подростковом возрасте;
  • Семейные традиции, особенности профессиональной деятельности и социальный статус;
  • Менталитет, особенности культурных традиций страны, в которой проживает индивид.
  1. Субъективные факторы:
  • Особенности психических процессов, нравственные позиции и особенности мировоззрения воспитывающего и воспитываемого;
  • Взаимоотношения с социальным окружением;
  • Воздействие на личность отдельных людей, объединений и общества в целом.

Кого считать воспитанным человеком

Мнения по этому поводу разнятся. Приведем основные критерии, по которым в современном обществе судят о степени воспитанности личности:

  • Умение делать добро людям, независимо от наличия материальной выгоды;
  • Желание постигать истину во всех сферах ее проявления; стремление самосовершенствоваться и развиваться;
  • Видеть, чувствовать и создавать красоту вокруг себя;

Воспитанность проявляется в умении держаться, во внешнем облике, умении с уважением относиться к мнению других, иметь цели, которые не противоречат нравственным ценностям других людей и т. д.

Разновидности воспитания

Личность как предмет воспитания изучается в нескольких направлениях, которые объединены едиными целями и содержанием.

Рассмотрим эти направления.

Умственное воспитание.

Его важная цель – развитие интеллектуальных способностей. Оно ориентировано на онтогенез познавательных возможностей ребенка и взрослого, помогает формироваться таким качествам:

  • Память, интеллект, сила воли;
  • Культура учебного и интеллектуального труда;
  • Способность работать с источниками познания: книгой, средствами массовой информации, интернетом;
  • Самостоятельность, целеустремленность, творчество.

Нравственное воспитание .

Нравственное воспитание личности происходит путем передачи накопленных этических правил от одного поколения другому. Основные правила нравственности отображены в Библии и Коране.

Проблема нравственного воспитания решается с помощью ряда задач:

  • Использование накопленных поколениями нравственных знаний и опыта; применение их в повседневной жизни;
  • Воспитывая нравственность, развивают лучшие качества ребенка, основанные на гуманном, толерантном отношении к другим людям. Впоследствии честность, забота, терпимость и деликатность становятся главными положительными качествами взрослого человека.
  • Формирование дисциплинированности, ответственности за свои поступки;
  • Воспитание трудолюбия как основы бережного отношения к национальным богатствам.

Трудовое воспитание.

Воспитание трудолюбия является основой, на которой базируется развитие личностных качеств человека.

Творческий подход и добросовестное отношение к трудовой деятельности, способность к накоплению профессиональных навыков, привитая культура труда – главный показатель человека, который полезен обществу.

В современном обществе, которое базируется на принципах конкурентности, важно воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности. В этом случае ее возможности в деле гармоничного развития значительно расширятся.

Эстетическое воспитание

Способность чувствовать прекрасное, уметь наслаждаться им поможет нравственное воспитание личности. Ведь отношение к действительности во многом определяет жизненную позицию человека.

Умение переносить красоту из произведений искусства в повседневную жизнь помогает личности достичь гармонии с самим собой и обществом.

В школьном возрасте эстетическое воспитание ребенка предусматривает оформление классов к различным праздникам, разработку ландшафтного дизайна, озеленение пришкольных участков.

Перенеся эстетические возможности и чувство вкуса во взрослую жизнь, человек продолжит внедрять прекрасное дома, на работе, в социуме.

Физическое воспитание

Личность может быть развита гармонично только при комплексном подходе к физическому и психическому здоровью. Воспитание духовно и физически здоровой личности является составной частью физического воспитания.

Желание совершенствоваться появляется только у здорового человека. Поэтому развитие личности должно сопровождаться процедурами закаливания, формированием силы воли, которая способствует повышению ее работоспособности и выносливости.

Физическое воспитание как процесс осуществляется в учреждениях образования и домашних условиях. Его важным условием является непрерывность, контроль, соблюдение режима дня и личная заинтересованность.

Гражданское воспитание

Многие педагоги считают, что личность сформирована только тогда, когда понимает свою ответственность перед Родиной. Моральный долг каждого человека — выполнять законы своей страны, вносить посильный вклад в развитие и процветание государства.

Экономическое воспитание

Достаточно новое направление в современной педагогике, которое предполагает развитие деловых личностных качеств в сфере производственных отношений. Они должны находить применение не только на профессиональном поприще, но и в масштабах семьи и всей страны.

Навыки экономически правильного мышления развивают такие качества личности, как бережливость и предприимчивость.

Экологическое воспитание

Учитель и воспитатель учат ребенка любить и ценить все, что их окружает, прививая бережное отношение к природе и всему живому. Они делают акцент на том, что каждый человек обязан принять участие в сохранении благоприятной экологической обстановке на Земле.

Правовое воспитание.

Отличительная черта современной молодежи – знание своих гражданских прав, но полное игнорирование обязанностей.

Гражданское воспитание призвано научить соблюдать и уважать законы своей страны, права человека, умение отстаивать свою позицию и уважать позицию других граждан.

Влияние образования на процесс становления личности

Современное образование является важным звеном между семьей и развивающимся человеком. Влияние личности педагога на развитие ребенка сложно переоценить. Ведь для эффективной работы образовательной системы недостаточно эрудиции и интеллектуальных способностей учителя. От того, насколько педагог сможет заинтересовать учащегося, проявить свою индивидуальность в творчестве, будет зависеть решение любой педагогической проблемы.

Известный деятель педагогической науки Булатова О. С. предполагает, что творческая индивидуальность педагога должна проявиться в следующих аспектах:

  • Мотивация учителя для ответа на поставленный педагогический вопрос;
  • Личностные качества;
  • Особенности мышления педагога.

Учитель должен осознать важность саморазвития и совершенствования творческих навыков, развитие индивидуальности и креативного мышления.

Настоящий педагог – это артист, который способен «сыграть» каждый урок как отдельно взятую пьесу. При этом активная деятельность детей не станет для него помехой, а поможет проявить импровизацию для установления тесного контакта с учащимися.

Развивая на уроках всесторонне развитую личность, педагог-артист применяет различные средства и методы, используя народные традиции и современные компьютерные технологии. Только такой учитель способен воспитать толерантного, думающего, гуманного и ответственного гражданина.

Коллектив и личность

Говоря о социализации личности, важно понимать, что человек должен не только соответствовать тем правилам, которые выдвигает общество, но и уметь противостоять его негативному влиянию.

Воспитание личности в коллективе должно носить целенаправленный и контролируемый характер. В обратном случае есть опасность полного растворения в обществе и общественном мнении. Это чревато потерей индивидуальности и самостоятельности в принятии решений.

Развитие, социализация и воспитание личности должны находиться в тесном взаимодействии. Только их совокупность сможет помочь становлению гармоничной личности.

В современном обществе существует два вида определения социализации.

Первый вид предполагает, что общество является главным фактором воздействия на человека. Личность же не может оказывать на него никакого влияния, выступая в роли пассивного объекта.

Второй вид базируется на тесном взаимодействии социума и индивида. Причем последний оказывает непосредственное влияние на развитие общества. Считается, что социальное воспитание и социализация личности происходят на протяжении всей жизни.

Выделяют первичную социализацию, которая происходит в период формирования личности ребенка, и вторичную, решающую проблемы включения в социум взрослых личностей.

В настоящее время педагогический словарь пополнил термин «социальное воспитание». Оно включает в себя все виды развития, однако направлено на проблемы воспитания с точки зрения полезности обществу, формированию гражданской позиции.

Социализация и воспитание личности происходит под воздействием противоречий, возникающих между потребностями растущей личности и возможностью их реализации. В процессе образования и воспитания личность формируется через отражение ее социальной сущности.

При этом человек ищет ту социальную среду, которая максимально бы удовлетворяла его потребности, давала чувство комфорта и защищенности.

Важным моментом является выбор «правильной» социальной среды, которая поможет сформироваться положительному или отрицательному социальному опыту.

Личность социальная

Формирование личности, которое происходит под воздействием определенных условий, принятие и развитие социального опыта называется социализацией.

Существует несколько стадий социализации:

  • Первичная, адаптационная стадия. Она охватывает период от рождения до подросткового возраста, когда малыш не способен к критическому осмыслению действительности, а занимает позицию наблюдателя.
  • Период начала индивидуализации. Попытки критического осмысления реальности, противопоставления собственного «я» обществу.
  • Интеграция, проявляющаяся в желании индивидуума найти свое место в обществе, занять принадлежащую ему общественную «нишу».
  • Стадия трудовой практики. В это время происходит не только освоение накопленного опыта, но и воспроизведение его путем внесения личного вклада на пользу обществу.
  • Стадия окончания трудовой деятельности. Происходит передача накопленного социального опыта молодому поколению.

Как уже было сказано, процесс вовлечения личности в социальное пространство никогда не заканчивается. При этом социализация ребенка отличается от социальной активности взрослого.

Выделяют следующие особенности социального поведения взрослых индивидуумов:

  • У взрослого человека социализация считается успешной, если под воздействием коллектива происходят изменения в поведении;
  • Зрелый индивидуум способен оценивать социальные нормы;
  • Сформировавшаяся личность способна различать «оттенки» поведенческих характеристик с точки зрения толерантности;
  • Социализация взрослого имеет цель помочь овладеть специальными социальными навыками.

Психологи считают, что неправильно рассматривать социализацию взрослых в аспекте продолжения детской. Наоборот, данный процесс направлен на преодоление психологических особенностей становления личности в детстве.

В качестве заключения

Развитие взрослой личности не только возможно, но и необходимо. Ее внутренний потенциал раскрывается через целенаправленное воздействие общества, семьи, сферы профессиональной деятельности.

Важным моментом в развитии взрослого человека необходимо считать желание и потребность к самореализации и совершенствованию.

Воспитание – весьма трудоемкий и длительный процесс становления личности, который будет успешным при его целенаправленном использовании всеми членами общества.

Ответственные родители часто задаются вопросом, как правильно воспитать сына? Эта проблема очень остро стоит в современном обществе: бурный ритм жизни...

Во все времена народы и культуры не разделяли спокойствие и благополучие общества и развитие будущего поколения мужчин. Ответственные родители всегда задавались вопросом: как правильно воспитать сына? Эта проблема особенно остро стоит в современном обществе, ведь бурный ритм жизни и постоянная занятость родителей предоставили ребёнка самому себе.

А между тем этот вопрос – очень серьёзный. Из несмышлёного малыша нужно вырастить защитника, добытчика, любящего отца и супруга. Словом, надёжного мужчину. Такого, с которым безопасно, кто позитивно смотрит на жизнь, твёрдо стоит на ногах и сможет обеспечить счастье близких.

Три шага к мужчине

Чтобы направить воспитание мальчика в верное русло, обеспечить его всестороннее и гармоничное развитие, стоит знать, что, вне зависимости от времени и окружения, его взросление проходит в три этапа:

  • Стадия нежности . Длится до шестилетнего возраста. У ребёнка любого пола в это время сохраняется очень сильная связь с матерью. Мальчик сейчас – маменькин сынок, даже если отец участвует в процессе его воспитания.
  • Стадия пути к мужественности . Продолжается до 14 лет. Теперь ребенок больше присматривается к отцу: что он делает, как ведёт себя в разных ситуациях, каковы его увлечения. Сильная связь с матерью начинает постепенно утрачиваться. На смену ей приходят интересы из окружающей жизни.
  • Стадия становления личности . Продолжается до совершеннолетия. Здесь как никогда нужен мужской пример со стороны. Родители отходят на задний план. Повзрослевшему сыну сейчас требуется общение с достойным взрослым человеком. Ровесники не в счёт, у них нет жизненного опыта.

Зная особенности развития мальчика на определенной стадии, родители смогут выработать программу действий, подсказать, помочь, научить, поддержать. Каждый должен сделать это для своего ребёнка.

Качества, которые необходимо заложить

Сам по себе мальчик не повзрослеет. Родительская забота, которая заключается в кормлении и гигиеническом уходе, достойного мужчину из него не сделает. По мере взросления ребенка, необходимо привить ему определённые привычки, заложить навыки и знания. В первую очередь это должен сделать отец.

В раннем возрасте мальчик получает от обоих родителей так необходимую ему порцию любви и нежности, чувство безопасности, позитивный заряд на всю жизнь.

Тематический материал:

Потом добывает необходимые знания и развивает способности. В это время следует воспитывать в нём доброту и отзывчивость, учить гармоничному развитию личности.

Не растеряться во взрослой жизни, обрести самоуважение и ответственность мальчику в большей степени поможет отец, так как для своего сына является моделью взрослого мужчины.

«Я делаю так же, как и папа…»

Каждый мальчик будет рад сказать эти слова. И кто, как не отец, поможет ему в этом. Есть стандартный мужской набор качеств, которые нужно воспитывать в малыше с детства. Папа может объяснить, показать на своём примере, добиться успехов в воспитании, и тогда сын вырастет уверенным и способным проявить себя с лучшей стороны.

Роль отца в воспитании сына велика. На правах родителя, имеющего жизненный опыт, он должен научить мальчика быть самостоятельным, ответственным и решительным. Не давить и заставлять, а показывать. Пример отца очень важен. Ребёнок будет повторять за ним. Пройдёт время, и определённые действия станут привычными. Только так можно вырастить мужчину.

В отличие от мамы, которая может пойти на компромисс с ребёнком, папе стоит проявлять твёрдость и настойчивость, не переходя границы дозволенного. Тогда сын научится добиваться цели.

И ещё очень важно, чтобы отец объяснил, а потом своим примером показал, что не всё в жизни решается кулаками. Есть много способов устранить проблему мирным путём, и нужно научиться договариваться. Именно эти качества родители хотят видеть в своём взрослом ребенке.

Если папа всегда держит слово, то сын будет его слушать, уважать и стараться быть похожим на него.

Заповеди для родителей мальчика

Воспитание - серьёзный и длительный процесс. То, что хочется видеть в ребёнке, прививается постепенно. Хорошие поступки, мысли, желания требуют больше времени и сил на их осуществление. Но старания родителей не пройдут даром. Сын станет достойным мужчиной.

Все правила воспитания сводятся к одному: дети - отражение родителей. Поэтому следует чаще смотреть на себя со стороны и при общении с сыном соблюдать такие заповеди:

  • Учить мальчика самому принимать решения и брать инициативу в свои руки. Сегодня без этих качеств не обойтись.
  • Формировать в нём уважительное отношение к женщине – сын должен научиться помогать маме.
  • Закрепить за ним определенную работу по дому, это поможет вырастить из него ответственного мужчину.
  • Не помогать в мелочах, пусть делает сам, совершает при этом ошибки, исправляет их, тогда он станет настоящим помощником для близких.
  • Воспитывать в сыне чувство доброты, это возможно, когда он видит любовь и ласку со стороны обоих родителей.
  • Хвалить за любые достижения – это сделает ребенка сильным и успешным.
  • Отмечать поступки, в которых мальчик повёл себя по-мужски (защитил слабого, проявил смелость и т. д.).

Эти простые советы помогут вырастить настоящего мужчину.

Под запретом

Родители, имеющие подрастающего сына, должны помнить о тех вещах, которые делать нельзя. Иначе настоящего ответственного человека им не воспитать. На что же нужно обратить внимание?

Ни в коем случае не прерывайте инициативу ребенка, даже при условии, что его действия неверны, ошибочны. Нельзя ругать и кричать - пусть он увидит сам, что это неправильно и подчас опасно. Лучше потом прокомментировать и объяснить все доступным ему языком. И всегда нужно быть рядом, следить и подстраховывать. Тогда мальчик поймёт, что не всё так просто, как кажется, и научится думать и предвидеть последствия.

Не надо излишне баловать, иначе может увеличиться риск воспитать капризную натуру. Такой сын, в будущем муж и отец, будет невнимателен к своей семье.

Большую ошибку совершают родители, которые придерживается определенной системы воспитания. В этом случае жизнь ребёнка превращается в ад. Любая книга на такую тему даёт лишь рекомендации. На деле их нужно подвести к конкретной личности маленького мужчины. Живя по строгому режиму, от правил которого отступать нельзя, он вырастет ненавидящим женщин.

Единственное, что может и всегда должен делать родитель – любить своего ребенка.

Книга по психологическим особенностям воспитания детей тоже может оказать содействие родителям. Несколько действенных приёмов со стороны взрослых помогут мальчику вырасти добрым, ответственным, заботливым, каким и должен быть будущий семьянин.

Один из методов, при помощи которого можно привить важные качества:

Если малыш ломает игрушки, пачкает одежду, дерётся – не стоит злиться каждый раз и одёргивать его, нужно просто объяснять, как это плохо. Придёт время, и он поймёт сам, без давления на него, что так делать нельзя.

Любой родитель, особенно отец, обязан знать, что происходит в жизни ребёнка. Так можно поддержать его и оградить от неприятностей.

Отдельная тема - научить будущего мужчину проигрывать. Ведь не будешь всегда быть первым. Нельзя сдаваться, нервничать, паниковать, нужно спокойно реагировать на проигрыш - вот чему должен научиться мальчик. Тогда он вырастет достойным человеком.

Видео: о воспитании мужчин расскажет детский педагог и психолог – Татьяна Шишкова

Мужественность сегодня

Главным качеством представителя сильного пола считается мужественность. Издавна она ассоциировалась с воином, надёжным защитником.

Сегодня нет потребности защищать дом и семью с оружием в руках. Но мужественности сильного пола теперь предъявляются иные требования. Мальчик, вырастая, должен это понимать, иначе успеха он не добьется.

Классическая мужественность постепенно приобретает новые оттенки. Представитель сильного пола сегодня покорит окружающих своей общительностью, умением сочувствовать и улавливать настроение.

Если родители серьёзно относятся к воспитанию ребёнка, то он вырастет здоровым и успешным.

Родителям придется хорошо потрудиться. Это совсем непростое дело, требует огромной любви, терпения и знаний. Но это главная обязанность всех родителей! Большинство просто не знает, как воспитывать сыновей, чтобы они выросли успешными самостоятельными мужчинами.

Вопрос о том, как воспитывать сыновей, родителям нужно начинать решать с самих себя. Ребёнок с самых малых лет запоминает такую речь, на которой говорят его близкие люди. Малыш впитывает всё, как губка, даже когда сам еще не умеет разговаривать. Но правильно усвоенная им речь избавит впоследствии от необходимости посещать логопеда.

Чрезвычайно большая материнская любовь к детям - это уже плохо! Как воспитывать сыновей, чтобы они не превратились в законченных эгоистов? Больше всего нуждаются детки не в заботе, а в свободе, и мальчики в первую очередь. Пусть малыши сами познают мир, разбирают игрушки - это неизбежно. Детки так устроены - всё ломают и изучают, что же там внутри. Поэтому у мальчиков всегда должны быть развивающие игрушки - конструкторы и другое, что можно разбирать и собирать, как захочется. Часто собирают мальчишки не то, что задумано производителем, экспериментируют, и в этом выражается их творчество и поиск смысла.

Как воспитывать сыновей, чтобы они ничего не боялись?

Если дети боятся чего-то - всяких "бабаек", привидений или соседскую бабушку, поднимайте их самооценку и говорите о том, что хоть они маленькие, но мужчины. Они не должны ничего и никого бояться, быть смелыми и сильными. Пусть ребенок ощущает себя личностью, взрослым человеком, пусть ещё пока маленьким.

Обязанности ребенка

Не обращайтесь со своим сыном как с несмышленым ребенком! Как настоящим мужчиной, когда он подрос и уже на пороге школы? Больше всего детки желают поскорее стать взрослыми! Вот и начните относиться к своему чаду, как к равному себе, это только добавит ему уверенность в собственных силах.

Обязательно по мере взросления нужно приобщать ребенка к домашним обязанностям. Не рекомендуется поощрять его ни деньгами, ни подарками. Всё, что должен услышать сын за выполненную домашнюю работу, - это только слова благодарности. Это его одна из первых обязанностей, и пусть привыкает с детства к тому, что когда-нибудь он создаст свою семью, о которой нужно будет заботиться. Это помогает в решении вопроса о том, как воспитать сына мужчиной. Достижениями своего ребенка обязательно нужно гордиться и поддерживать все его начиная: будь это рисование, лепка, пение или спорт.

Телевизор в жизни детей

Не позволяйте своему ребенку сидеть около телевизора часами, просматривая иностранные фильмы. С раннего возраста контролируйте программы, которые смотрит малыш. Выбирайте поучительные, добрые и сказочные мультфильмы. После обязательно уделите время, чтобы обсудить, что понравилось, кто главный герой и почему он поступил именно так. Осуждайте отрицательные действия героев, хвалите хорошие и убедитесь, что ваш сын понял, какие поступки и почему являются плохими, а что является

Физическое воспитание

Как воспитать сына настоящим мужчиной с помощью спорта с раннего возраста? Следует начать делать утреннюю зарядку, желательно вместе. Заботиться о собственном теле и содержать его в чистоте - это очень важная обязанность каждого человека. Купите ребенку гантели с учетом его физических данных. С возрастом следует добавлять вес. Физические упражнения будут непременно развивать мускулатуру мальчика, сделают организм крепким и сильным и создадут правильную мужскую трапециевидную форму, которая впоследствии будет очень нравиться девушкам. Рекомендуется отдать ребенка на какие-нибудь спортивные секции, например единоборства, — это обязательно пригодится в жизни для самозащиты. Кроме отличной физической закалки, такой вид спорта развивает и мировосприятие человека.

Отношение к противоположному полу

Как маме воспитывать сына, чтобы он уважал и любил девочек? Следует рассказывать ему, что все девочки - это будущие мамы и жены, поэтому о них нужно заботиться, оберегать и любить. Прививать понимание к семейным ценностям рекомендуется с малых лет. Мальчик должен расти в понимании того, что он является защитником и помощником. Объясняйте сыну, что категорически запрещено бить девочек, даже если они задиры. Пусть учится не участвовать в ссорах с девочками, а лучше отойдёт в сторону или выпустит пар с помощью физических упражнений.

Научить быть хорошим товарищем

Как воспитать из сына мужчину и отличного друга? Нужно поощрять общение с более сильными по духу и успешными ребятами, ставить их в пример. Нужно с детства прививать мысль о том, что настоящую мужскую дружбу следует ценить. Сын должен с малых лет уважать своих друзей и никогда не бросать их в беде.

На что еще следует обратить внимание?

Приучайте своего сына к порядку, учите не разбрасывать одежду, убирать по своим местам личные вещи и игрушки. За проявленные старания в поддержании порядка обязательно хвалите. Пусть приобщается к такому виду труда для себя же и своей семьи. За беспорядок в его комнате можно и наказать.

Как воспитать сына настоящим мужчиной? Стоит потрудиться. Никто не говорит, что это легко. Оговорите подходящий режим дня и строго его придерживайтесь: во сколько вставать и ложиться, куда сходить, когда отдыхать. Поблажки допускайте только в выходные дни и когда малыш болеет. Но если что-то запрещаете, не ведите себя так сами, иначе он потом может сослаться на вас.

Научите мальчика ориентироваться в своем городе, среди домов вашего района - это поможет ему, когда он будет на улице один. Учите малыша ориентироваться на природе. Находите время, ходите с ним в лес и объясняйте, на какие приметы нужно обратить внимание, чтобы не заблудиться и найти дорогу домой. Пусть мальчик проявляет самостоятельность и принимает решения, нужно только следить за ходом его действий и помогать при необходимости.

Обязательно поговорите с сыном о семейном бюджете. Ребенок с детства должен усвоить, что не всё позволено, что ему заблагорассудится. Мальчику следует рассказать, из каких доходов формируется семейный бюджет, сколько в месяц требуется на питание, сколько откладывается на крупные покупки, на развлечения. Он имеет право знать свою долю расходов в общем бюджете. Стимулируйте в нём самостоятельность в желании заработать свои карманные деньги.

Зачем мальчику отец?

Нужно также знать, как воспитывать сына, отцу. Отлично, если папа будет рассказывать сыну про героизм предков своей семьи и объяснять, чем и кому обязаны люди своим рождением, за что сражались наши деды.

Отец непременно должен поощрять самостоятельность своего чада, приучать к мысли о том, что мальчик должен уметь достойно жить в этом сложном мире. Ребенка нужно подготовить к любым неожиданным потрясениям. Еще в дошкольном возрасте мальчик должен знать, кто он, свои имя и фамилию, когда родился, где живёт, адресные данные ближайших родственников, например бабушки и дедушки. Обязательно следует запомнить полные имена своих родителей и номера телефонов. Знать, где и кем работают родители, как добраться к месту их работы самостоятельно. Рекомендуется научить ребенка, как вести себя в незнакомом месте и в случаях, если вдруг он потеряется. Действия родителей и сына должны быть чётко скоординированы.

У мамы мальчик учится жалеть и сочувствовать другим людям, воспринимать окружающий мир как безопасное место. От нее малыш получает любовь, заботу и ласку. Мать интуитивно знает, как воспитать хорошего сына. В обществе же папы мальчик начинает осознавать свою принадлежность к мужскому полу и приобретает нужные навыки. Смотря на отца, сын учится подчиняться и командовать, добиваться своей цели, проявлять заботу о других, быть ответственным. Конечно, отцу нужно показывать это конкретными действиями, тогда мальчик обзаведется чертами личности, которые хотелось бы видеть потом во взрослом мужчине. Без папы малышу сложно усвоить мужские нормы поведения. Взрослые мужчины, которых растила одинокая мама, порой пассивны и безынициативны или слишком конфликтны. Жить в своей семье, заботиться о ней, дружить с другими мужчинами для них сложнее, чем для тех ребят, которых воспитывали в полной семье.

Если мама одна

Как воспитать сына мужчиной, если нет отца? К сожалению, такая ситуация не редкость. Если все делать с любовью и грамотно, то мать обязательно справится! Нежелательно обращаться к мальчику детскими обращениями. Относиться к сыну нужно как к взрослому. Это воспитывает в нём мужество и правильный характер.

Как воспитать сына одной, если у малыша нет перед глазами примера для подражания?

  • Нужно, чтобы мальчик обязательно иногда видел примеры мужского поведения. Поэтому старайтесь поощрять его общение со знакомыми мужчинами: дедушкой, дядей, другом семьи, тренером, коллегой или соседом. Пусть ребенок проводит вместе с ними как можно больше свободного времени: ходит на рыбалку, играет в футбол, возится с деталями в гараже. Во время этих занятий мальчик будет знакомиться с миром мужских интересов. Для него это необходимость.
  • Чтобы мальчик не вырос излишне женственным, следует постоянно подчеркивать в нем хорошие черты мужского поведения. К примеру, при просмотре фильма обращайте его внимание на положительные поступки представителей сильного пола.
  • Совершенные сыном "мужские поступки" непременно отмечайте и хвалите! К примеру, ребенок прибил полочку, починил что-то или помог соседкой бабушке донести пакеты. Попробуйте громко восхититься сыном: "Какой ты у меня сильный! Прямо настоящий мужчина!" В ответ увидите, как раздуется от гордости парнишка.

Если родной отец присутствует в жизни ребенка, то не следует ограничивать их общение. Также не стоит говорить сыну гневных и обидных слов о его папе. А если родного папы нет, как воспитать сына без отца?

Бывает, что одинокие мамы ставят крест на своей личной жизни и целиком посвящают себя воспитанию малыша. Они никуда не выходят, им неинтересно ни с кем общаться, просто живут в своем замкнутом мирке, где только мама и малыш. Этого не следует допускать! Нужно обязательно найти в себе силы, чтобы сходить в театр, в бассейн, на выставку или заняться необычным хобби. Тогда и ребенку будет интересно общаться со своей матерью и вместе проводить время.

Все психологи советуют: никогда не старайтесь внушить сыну, что всем на этом свете он обязан только своей маме. Мальчики с таким воспитанием обычно или слишком поздно женятся, или совсем не заводят свою семью, так как их с детства "программировали", что им никто не нужен, кроме матери.

Безусловно, одиноким мамочкам достаточно трудно найти золотую середину в воспитании своего ненаглядного мальчугана. Хочется не слишком избаловать сына и в то же время не отстраниться от него. Обязательно нужно попробовать стать для своего ребенка другом, который искренне интересуется его проблемами и успехами, всеми событиями в его жизни.

Нужно помнить самое главное: ребенок, прежде всего, нуждается в любви и заботе своих самых близких людей. Он должен быть уверен: даже если все отвернутся от него, то на Земле все равно будет один человек, который примет его таким, какой он есть - это его мама!

К сожалению, неуважение подростков ко взрослым - достаточно частая картина. И это не обязательно открытое хамство: просто игнорируют обращенные к ним слова, демонстрируют свое превосходство в умении пользоваться гаджетами и так далее.

Так как же заложить в детях уважение ко взрослым?

Возможно ли донести это до сознания подростка, если время в детстве уже упущено?

И надо ли требовать уважать ВСЕХ взрослых, ведь мы прекрасно знаем примеры, когда взрослый человек ведет себя недостойно?

Уважать ребёнка трудно: он неуклюж, растяпист, доставляет массу неприятных моментов. И чем старше он становится, тем труднее с ним. "Маленькие дети - маленькие проблемы. Большие дети - большие проблемы".

Родители могут показать модель поведения детей в обществе старших и взрослых людей. В семье, где почитают семейные, родословные традиции и обычаи, где чтут память доблестных национальных героев, дети впитывают в себя культуру и наследие своего народа! В таких семьях дети вырастают внимательными, воспитанными, у них никогда не возникает желание противоречить, а тем более дерзить взрослым! Примерами таких народов, у которых уважение к старшим передается с молоком матери, является Грузия, Армения, Казахстан и страны Средней Азии, и многие другие.

Необходимо взрослым быть чуткими и отзывчивыми к проблемам подрастающего поколения. Разговаривать с детьми следует ровным спокойным голосом, без окриков и тем более ора! Дети во всем подражают тем, кто их окружает. Таким образом они научаются вести себя в обществе.

У многих народов есть поверие: если хотите узнать, как вы выглядите со стороны, посмотрите на поведение своих детей и послушайте, о чем и как говорят дети! После подумайте и примите правильные меры по исправлению своего поведения. А ребенок, глядя на вас, сам переменится!

Дети - это наше все! Наше настоящее и будущее! От нас, взрослых, зависит - какими они будут, когда вырастут!

Не существует никакого переходного бунтарского подросткового возраста, если в семье царит понимание и уважение ко всем членам семьи и к нему в том числе. Это миф! Подросток противится только несправедливости и пренебрежению к нему самому и к его возрасту! В подростковой периодизации говорится только о его пубертатном созревания и определении себя как личности!

Я призываю видеть в наших детях любого возраста наших будущих профессионалов своих дел, наших летчиков и космонавтов, воспитателей и учителей, врачей и психологов . А главное просто хороших людей! И дети нам ответят тем же, когда мы уже не сможем быть полезными обществу. Они нас никогда не бросят, если сейчас мы проявим к ним уважение и самый лучший интерес! Ведь самые лучшие - это наши дети!

Ну, что сразу подросток , опять подросток? Да, он дерзок, демонстративен и хамоват. Проверяет мир на прочность, границы дозволенного и свое место в мире. При этом он требует взрослых прав и свобод при сохранении детской позиции по части ответственности и защищенности.

И взрослые часто вынуждены соглашаться с этим. Потому что на детей законы взрослого мира не распространяются. Чтобы отвечать за свои поступки, подростку нужно совершить серьезное правонарушение.

Много ли прав у школы, у учителя? Нет.
У взрослых вокруг? Тем более нет.
Право воздействовать есть у родителей, которые и несут отвественность за своего ребенка. Но они боятся. Да, боятся.

Говорить по-взрослому со своим сыном или дочерью - это быть готовым услышать о своих ошибках и упущениях.

Это быть готовым что-то менять в привычной жизни, тратить силы и время.

Это признавать свое незнание и непонимание чего-то нового в мире, о чем ваш ребенок имеет представление, а вы - нет.

Это передоговариваться и пододвигаться по поводу власти.

Это показывать ему свои сомнения, иногда бессилие перед сложностью жизненных проблем.

И еще неуверенность в своих действиях, подкрепляемая бесконечным потоком ужасных историй, транслируемых СМИ. Сплошное "как бы чего не вышло". Вдруг он в ответ на ограничения или наказание уйдет из дома, свяжется с плохой компанией или вообще покончит с собой?

Родители молчат: как-нибудь хамоватость и наглость израстут сами собой со временем. Бездействием они подтверждают, что за все годы до его 13-14-15-16-летия не смогли привить ему никаких морально-нравственных качеств, нужных для благополучия и успешности в социуме.

Они настолько сомневаются в своем ребенке и в себе как воспитателях, что не дают отпор ничему. А вседозволенность - не лучший друг ребенку.

Да, конечно, в каждой семье свои устои и свои методы воспитания. Но жестко показать ребенку короткий и четкий список неприемлемого в вашей семье - одна из главных задач родителей.

Например, что хлопнувший дверью и без разрешения не ночевавший дома найдет эту дверь закрытой, когда захочет вернуться. Что тот, кто оскорбляет бабушку, больше не садится с нами за один стол и не включается в общие беседы.

Возможно, позиция и жесткая. Но как иначе подростку взрослеть и реально чувствовать себя взрослым, а значит - правым, неправым, с поступками, которые заметили и оценили. Иногда - вот так. Но чаще все же - с хорошими взрослыми поступками, с решениями, с которыми родители согласились.

Как воспитать в своих детях уважение к взрослым?

Во-первых, самим уважать взрослых (если мы говорим об этой категории) людей, ну, или принимать их такими, какие они есть. Скажете, что, мол, ах, как это банально... На самом деле это просто, но так оно и есть.

Если вы сами не научены уважать взрослых, то, соответственно, научить своего ребенка делать то, что сами делать не умеете... невозможно! Если вас раздражают пожилые люди, вам в тягость общение с ними, вас страшит то, что через какое-то время вы станете тоже пожилым человеком (взрослым вы уже являетесь!), то ваше отношение вашими детьми...копируется.

Во-вторых (а может, кстати, и в-первых!), уважать своих детей! Тогда ребенок растет личностью, человеком, с мнением которого считаются, которого любят и уважают. Независимо от того, проливает ли он на себя борщ, получает "пары" по математике, теряет вещи, получает нагоняи от учителей, влюбляется "не в тех", выбирает учебное учреждение вопреки мечтам мамы и прочее...

Когда члены рода уважают, принимают без критики и упреков друг друга, то и младшее поколение учится строить отношения подобным образом!

"Надо ли требовать уважать ВСЕХ взрослых"? Ну, слово НАДО да ещё в сочетании со словом ТРЕБОВАТЬ... важно употреблять пореже! Насилие вызывает естественное противодействие. Ребенок (и не только) будет всеми ему известными способами отстаивать свои взгляды на ситуацию. У него есть свои причины не уважать, например, весьма уважаемого Вами человека.

Уважение к людям — важный личный принцип социальной работы, который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера
(из Википедии).

Важно "примерять" на себя те ощущения и чувства, которые может испытывать человек, к которому относятся неуважительно... Представьте, что вам, подростку , кто-то говорит: "Ну, ты отстойный, ты пользоваться гаджетами не умеешь, как я, ты как птеродактиль неотёсанный!". Неприятно, вероятно:) Вот и другим неприятно!

Научить уже сформировавшуюся личность уважать взрослых.. Не знаю... Задача - очень сложная, практически невыполнимая. Кроме тех случаев, когда сам человек осознает или начинает чувствовать необходимость для себя -поменять своё отношения к окружающим... Ведь как мы к миру - так и мир к нам. Баланс!

Что такое уважение?

Для того, чтобы найти определение, которое мне больше всего по душе, я изрядно покопался в соответствующей литературе. Больше мне понравилось определение из книги Кэрола Ойстера «Эффективная работа с людьми (социальная психология групп)». Он дает такое определение:

Уважение - это один из типов лидерства, выявленный в ходе исследования в Университете Штата Огайо. Этот стиль характеризуется тем, что лидер рассматривает каждого из участников группы как личность со своими чувствами .

Я бы переформулировал так: «Уважение - это черта характера, которая проявляется тем, что человек рассматривает других людей как личность со своими чувствами».

А что же скажут на это философы?

По Канту, «уважение устанавливает норму человеческих отношений, даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание» .

С этой стороны, я бы выделил взаимопонимание.

Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной
(А. Шопенгауэр)

Это выражение, к примеру, мне подходит целиком.

Трудно любить человека, которого совсем не уважаем
(Ларошфуко)

Это выражение поможет мне сформулировать свое определение.

Так же мне близки, для термина, размышления Ницше о человеке и сверхчеловеке.

Человеком он считает того, кто в своих мыслях, чувствах, поступках, желаниях, действиях сообразуется с существующими правилами, ценностями, наставлениями, моралью, требованиями авторитетов, которые зачастую выступают против природы человека, против его сути, а сверхчеловеком он считает такого человека, который живет в соответствии с требованиями своей природы .

Для себя в термин уважение вкладываю и человеческие качества, и сверхчеловеческие в данном понимании этого слова.

Также добавлю, как только я прочитал название круглого стола, у меня стали крутиться мысли: «уважение, что же это такое?». И в размышлениях неизбежно сталкивался с понятием внутренних границ личности, тесной взаимосвязи двух этих понятий - уважение и граница - и их взаимовлияния.

Для меня уважение - это черта характера, обусловленная соблюдением границ другого человека (и своих в том числе), как личности со своими чувствами, собственным мнением и своими намерениями. Какой бы человек ни был смешной или жалкий, настойчивый или грубый. Под границами я понимаю то, как учитываются существующие правила, ценности, наставления, мораль и требования, принятые у этого человека в данном обществе, данной стране и этом городе. При этом не упуская из виду собственные потребности.

Если кратко, уважение - это умение соблюдать чужие границы не в ущерб своим .

Пример с ребенком.
Если в Японии принято до 5 лет обращаться с ребенком «как с королем», в 5-15 лет «как с рабом», с 15 лет «как с равным», то я буду придерживаться их правил и нравов, когда буду у них в гостях. До 5 лет они могут хоть драть волосы, и японец ничего не сделает с малышом. Это их религия , это их нравы.

И как вы думаете, что будет, если я буду лезть со своим воспитанием в их семью? В лучшем случае - меня не поймут, в худшем - меня посадят или того хуже…

То же самое касается и наших детей - мы прививаем свою модель семьи (или пишем им сценарий - подробнее см. мою статью ), ту, которая привита нам с детства. И если в нашей семье не было принято уважать себя и других, в том понимании, которое я вкладываю выше, то тут один вариант - начать с себя.

Изучить наши нравы, религию, обычаи. Наши - то есть характерные для территории проживания и обитания - района, города, страны. Учитывать разницу «привычного» в моей семье и семье соседа, в детском саду, в конкретной школе и т.д. Нравы и обычаи времени - какими пользуются сейчас гаджетами и как сейчас занимаются поиском информации, например, учиться быстро печатать, совершенствовать пользовательские навыки в работе с компьютером, планшетом, бытовой техникой. Этим самым расти самому и быть примером будущему поколению, быть ближе к молодежи, иметь возможность общаться на одном языке и учиться друг у друга.

Как заложить уважение ко взрослым?

Я так понимаю, что здесь имеется ввиду, как воспитать в наших детях уважение к другим. А воспитание заканчивается к 5 годам, далее, на мой взгляд, уже необходимо переходить на управление.

Мне близка стратегия М.Е. Литвака, и её придерживаюсь как базовым правилам в воспитании своих детей. Эта формула звучит просто: «не воспитывать, а выращивать: из огурца - огурец, из помидора - помидор, а не наоборот» .

И если у родителей нет уважения к самому себе и к окружающему миру, откуда ему взяться у ребенка? Соответственно, если уважение есть, ребенок будет расти и впитывать его, и напрягаться тут не надо. Но если вдруг заметили, что уважения нет, то начинайте с себя, а не дергайте ребенка. Будет обратный эффект.

Например, родители курят, но говорят своему чаду: «курить плохо». Что, вы думаете, творится у него в голове? Совершенно верно, он думает, «раз сейчас нельзя, вырасту, как мама и папа, тогда будет можно». И как ни уговаривай, подсознательно это будет в голове. Так что вывод - если не заложено в нас, то закладывать и подавать пример. Если у родителей есть уважение к себе и другим, напрягаться не стоит - ребенок сам его впитает, «как губка».

Возможно ли донести до сознания подростка, если время уже упущено?

Да, тут уже сложнее. Двойная работа должна происходить. С одной стороны, нужно воспитывать уважение в себе, с другой - каким-то образом сделать так, чтобы ребенок «впитал это уважение». Силой, особенно подростку, на мой взгляд, бесполезно доносить, чтобы он уважал вас и других людей. Тут должна быть стратегическая задача. Я поделюсь своим опытом. Небольшие правила как это сделать:

  1. Говорить «от себя» (подробнее смотрите в конце моей статьи - Я-высказывания). Например: «Когда ты меня игнорируешь, мне неприятно. Я понимаю, что тебе может быть некомфортно, но от этого будет только нарастать напряжение между нами. Если будешь готов, подойди, мы с тобой это обсудим».
  2. Делать предложение один раз и говорить о своей готовности в любой момент выслушать . Ожидание может продлиться несколько часов, а то и дней. Но если придерживаться этого правила, то механизм закрепится и будет проходить более быстро в следующий раз.
  3. Если вы сами находитесь в напряжении, сначала разбираться со своими «заморочками» , затем уже высказывать свое недовольство подростку . В иной ситуации может получиться так, что сын «заработал» на 5 рублей, а отец поругал на 10 рублей, потому что был конфликт с начальником и он не выразил свои эмоции.
  4. Находиться больше в местах, где прививается уважение , культура: например, музеи, парки, театры. Каждому подходит свое. И делать это не так, что «я купил билеты в цирк, завтра идем». А сходить самому и рассказать с увлечением - «какой был спектакль, там так и так, а как играли актеры» - и добавить: «кстати, если хочешь, мы можем в следующий раз вместе сходить». И более ничего. На этом забыть и ждать.

Нужно ли уважать всех взрослых вообще?

Смотря что понимать под уважением? Если под уважением понимать: уступить место в трамвае пожилому, помочь молодой маме вынести коляску из автобуса, спокойно вести себя на занятии, когда преподаватель ведет урок, вести себя дома по обычаям семьи - это то, о чем я писал выше.

И я не зря дал свое понимание уважения в начале статьи. Я понимаю уважение как некий баланс между уважением границ другого человека и без ущерба своим границам.

Например, в том же автобусе некоторые люди начинают хамить, преждевременно обобщая, мол, «уважать надо любого старшего, без оговорок, чтобы он ни делал». К примеру, пожилой мужчина говорит: «Вот хам, сидит и не уступает место, а ну-ка быстро встал!», а подросток на самом деле еще даже не успел увидеть его. В этом случае, на мой взгляд, на первое место выходят границы подростка. Да, возможно, он уступит место, но и праведным будет возмущение в адрес «старшего по возрасту», так как он нарушил его рамки приличия и нахамил.

Выводы.
Я постарался затронуть все 3 вопроса повестки дня круглого стола. И показал, как я понимаю процесс прививания ребенку уважения к себе и миру. Вместе с тем, это мое личное мнение, и я могу ошибаться.

Когда неуважение к старшим, в частности, к родителям, проявляют дети из неблагополучных семей, то со стороны причины очевидны: «яблочко от яблони недалеко падает».

Гораздо больше непонимания вызывают ситуации, когда у матерей и отцов, буквально боготворившей своих родителей, вырастают дети, которые ведут себя с ними просто отвратительно. Вот именно про них я и хочу сегодня написать.

Мне как психологу часто приходиться работать с клиентами, являвшимися «золушками» в своей семье . И не потому, что они росли с отчимом или мачехой (хотя и такое нередко), а потому что чувствовали себя номером два в своей семье по сравнению с братом или сестрой. При этом чувство своей второсортности для родителей во многом существовало лишь в восприятии ребёнка. Родители же чаще всего любят всех своих детей, не деля их на 1, 2, 3 и так далее, просто выражается их любовь по-разному и старшие дети зачастую используются как помощники по уходу за младшими.

В общем, мысль, которую я хочу донести, заключается в том, что родительское балование, избавление от труда является не благом, а страшной карой для ребенка и его родителей. С чем связано то, что избалованные дети редко доходят до психолога ? А с тем, что у них все другие плохие, а они всегда ни за что не ответственны. Вот, к примеру, сын выгнал родителей с собственным ребенком из 3-х комнатной квартиры в однушку - ну, так ему же нужнее больше пространства для жизни с новой пассией. О каком уважении к страшим тут вообще может идти речь.

Что же делать тем, кто оказался в ситуации родителей ребенка, который, образно говоря, вытирает об них ноги? Примерно то же, что рекомендуют созависимым людям - перестать спасать.

Ваша дочь не хочет учиться в университете? Позвольте ей делать то, что она хочет, но при этом прекратите ей помогать. Ведь тем, что Вы пытаетесь сподвигнуть свою уже взрослую дочь на что-то, Вы проявляете пример неуважения к себе самой. Перестаньте унижаться, и почувствуете себя отдельной личностью, занятой своими делами, живущей жизнью, полной собственных интересов. Лучшее, что Вы можете сделать в подобной ситуации - это дать возможность Вашему повзрослевшему ребенку учиться на своих ошибках.

Для избалованного человека существуют только его права, а все остальные бесправны и должны ему по определению. Именно отсюда и исходит неуважение к окружающим. Продолжая нести чрезмерную ответственность за детей, мы, родители, сами создаем себе почву для неуважения нас нашими детьми. Про то, что, беря на себя чужую ответственность, человек теряет возможность отвечать за самого себя, я подробнее здесь писать не буду, поскольку это тема заслуживает отдельного разговора.

Как же быть родителям, чтобы их дети испытывали к ним уважение?

Перестаньте делать для детей всё то, что ущемляет Ваши интересы, всё то, что Вы делаете для их якобы блага во вред себе. Не забывайте о самих себе!

Это так просто и так сложно одновременно, и это так нужно и Вам, и Вашему ребёнку, какого бы возраста он ни был. Помните, что если Вам сложно нащупать свой счастливый жизненный путь, то у Вас всегда есть возможность обратиться к проводникам, разбирающимся в разных маршрутах на карте жизни - к психологам.

Первое ,
что стоит понять и принять: ребёнок всегда демонстрирует то, что вложили в него родители. А это значит, что, когда мы требуем уважения (хотя его не требуют - его дарят, как любое другое отношение), родителям стоит понаблюдать за собой, как они проявляют уважение, и не только к старшим, а к тому же подростку. Стучатся ли они в дверь, когда хотят зайти к нему в комнату, спрашивают ли его готовность к диалогу, когда хотят поговорить.

Очень часто родители желают проявления определенных качеств у подростка , но не всегда сами это качество активно демонстрируют. А всё начинается именно с родителя.

Второе ,
это прояснить в диалоге на равных, что есть уважение для взрослого и для подростка? В чём значимость этого отношения? То есть когда родитель не с позиции сверху обучает, а именно исследует вместе с подростком.

Третье ,
делиться своими чувствами и желаниями , быть искренним, используя волшебное "Я -сообщение". Например, "я очень радуюсь и горжусь тобой, когда вижу, как уважительно ты повел себя по отношению к...".

Чтобы что-то взять, это сначала надо дать!
Давайте уважение подростку , он начнёт делиться им с окружающими!

4 3 016 0

Заставить кого-то что-то сделать крайне сложно, особенно если этот кто-то – ваш сын, и он уже взрослый. В детстве можно было посадить сына под домашний арест, лишить сладостей, поставить ультиматум, устроить скандал, и даже дать подзатыльник. А что делать, если первенцу 30 с лишним лет, и он, как Емеля, на печи? Сложно, очень сложно уже что-то изменить. А все дело в том, что именно вы, родители, довели до этого вашего мальчугана. Тогда, когда потакали его желаниям, тянули лямку по быту самостоятельно, не давали ему указаний и задач, не очерчивали область его обязательств. Вы его баловали и разбаловали настолько, что теперь он выбрал для себя лучший путь – жить под маминым крылом. И неважно, что мать работает нянечкой в детском садике днями, а вечерами моет полы в районной поликлинике, что денег едва хватает на пропитание, а сынишка все время требует новые «игрушки». Теперь вашему милому мальчику, отрастившему себе бороду, ваши трудности по-барабану. Впрочем, ему по-барабану было и раньше. Вы – мама. Вам и кормить своего птенца до его пенсии, пока государство не возьмет на себя хоть минимальное обеспечение вашего сынишки. Главное вам не сломаться раньше времени. И кто виноват? Вопрос риторический. Что же нужно было делать, и что делать остается сейчас?

Изначально в сыне нужно было воспитывать мужчину. И начинать с того времени, когда он еще поперек лавки помещался. Вот воспитали бы мужчину и горя бы не знали. Настоящего мужчину не нужно заставлять, он делает все нужное самостоятельно.

  1. Он состоит из устремлений, он не может жить по наитию, плыть по течению и прятаться под камнями.
  2. Он спит на твердом, обливается ледяной водой и встает на рассвете.
  3. Он лишает себя многого, чтобы достичь главного.
  4. Он все что имеет – добился самостоятельно.
  5. Он побеждает! Он побеждает в себе трусость, гнев, слабость, лень, эгоизм и безрассудство.
  6. Он знает ценность слов и обещаний.
  7. Он – человек дела.
  8. Он в ответе за свою семью. Он опора, на его плечах благополучие жены и детей.

А теперь скажите, разве такого мужчину нужно заставлять работать?

Как же вырастить настоящего мужчину?

Чаще всего бородатые мальчики вырастают в неполной семье, а именно когда мама одна занимается его воспитанием.

И нужно отдать «должное» – выходит у нее всегда правильно. Перелюбила, залюбила, засюсюкала и в результате вырастила овощ. Кнут и пряник – вот два принципа воспитания. Несколько принципов выращивания настоящего мужчины.

Женщина – слабая. Мужчина – сильный. Даже, если этому мужчине три годика, он должен маме помогать по дому, хотя бы убирать свои игрушки и аккуратно складывать свои вещи. С прибавлением лет должны прибавляться и обязанности.

Многие мамы допускают ошибку, они думают, что быстренько и хорошо сделают сами, чем их сынишка сделает медленно и плохо. Не отбивайте у него охоту что-то делать.

Если он моет пол в свои пять лет – пусть моет. Потом обязательно похвалите его и скажите, как он сильно вам помог. Если вы чистюля до самых костей, то перемойте полы, когда он не будет видеть.

У него должно быть свое хобби и обязательные призы за победу.

С малых лет мальчик должен понимать, что то, что нравится, не всегда приносит победу, но иногда и поражения. Он должен научиться работать над собой, брать новые вершины.

В нем должен развиться инстинкт победителя, здоровая спортивная злость и в легкой форме тщеславие от победы.

Совершил хороший поступок – получи конфетку. Совершил плохой – получи наказание.

С конфетками обычно у мам все нормально. Но это только на первый взгляд. Конфетку давать за то, что сын помыл полы не нужно. Он не за конфетку это делал, а потому что он мужчина, а значит – сильный. Конфетки должны быть, как на работе премии по итогам, как бонус или же просто так. А с наказаниями еще хуже.

Не нужно каждый раз хвататься за валерьянку и укладываться в постель с мокрым полотенцем на лбу. Скоро ваш сынишка начнет к этому относиться, как к цирку, а после – как к обычному распорядку жизни.

Если его промах велик и осознан – исключите его из друзей, на время. Но для начала он должен быть вашим другом.

Разговаривайте с ним как с взрослым. Спрашивайте совета, благодарите за подсказку.

Вы должны всем своим видом показать, что нуждаетесь в его помощи, что вам очень важно его участия, хоть платье выбрать, хоть бюджет расходов расписать.

Создавайте имидж беспомощной женщины рядом с мужественным сыном. Не стесняйтесь перекладывать на его плечи проблемы. Он мужчина, а значит – сильный!

По сути, все предыдущие пункты с учетом некоторых дополнений:

  • Не пилите его, а восхищайтесь.
  • , прежде всего, в его глазах.
  • Помогите раскрыться, понять свои таланты и развиваться. Чаще “бросайте его в воду” – пусть “выплывает самостоятельно”.
  • Читайте с ним правильные книги, смотрите правильные фильмы и рассказывайте ему правильные истории. Делайте закладку в подсознание на успех.
  • Культивируйте .

Чем взрослее сын, тем больше подчиняйтесь ему. Но имейте границы! Женщина все равно должна оставаться шеей, а мужчина головой. Вы – серый кардинал. Но об этом сын не знает.