МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

ГОРОДА РЖЕВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сценарий городского спортивного праздника

« Зиму провожаем - весну встречаем»

(масленичные забавы)

Сценарий разработала

учитель физической культуры

МОУ «СОШ№7» города Ржева

Тверской области

Савина Марина Анатольевна

г. Ржев 2015

Предварительная работа:
составление сценария, подготовка команд, наглядной агитации, музыкального оформления.

Цель мероприятия :
1. Приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями.

2. Укрепление здоровья обучающихся;
3. Пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: музыкальное сопровождение, канат, лыжи, санки, мячи, веревки, флажки, фишки, лыжные палки, клюшки.

Место проведения : спортивная площадка/городская площадь/.

Состав команды: 6 человек /2 девочки, 4 мальчика/.

Открытие соревнований.

Ведущий: ( Знакомство предусмотрено.)

Саши, Танечки и Вали -

Руки дружно все подняли!

Владики все, Коли, Оли -

Громко-громко завизжали!

Лены, Светы и Сережи -

Все в ладоши хлопаем!

Павликам стоять негоже -

Все ногами топаем.

Димы, Юры и Ларисы -

Дружно, громко засвистели!

Наташи, Дани и Оксаны -

Поскорее все присели!

Кати, Даши и Настены -

Ну-ка, помяукайте!

Игори, все Алексеи -

Ну-ка, все похрюкайте!

Про кого я не сказала,

И сегодня промолчала,

Как единая семья,

Дружно, громко крикнем: "Я"!

Вот и познакомились!

Не проходите мимо,

Провожаем Зиму

Забавами да шутками,

Весельем, прибаутками!

Затей у нас большой запас,

И все они, друзья, для вас!

И сейчас, без опозданья

Начинаем состязанья!

1.Эстафета: Зимушка - зима. /Обычный бег с передачей ленты./

Ведущий:

Учись дорожить мгновением,
Ведь жизнь ускоряет бег.
И доли секунд - решения…
В этом залог побед!

2.Эстафета: Самокат / бег на одной лыже/.

Ведущий:

Как услышите "новость" хорошую - всей командой в ладоши хлопайте, а если "новость" не нравится, ногами дружно топайте.

У весны сегодня день рожденья! (Аплодисменты.)

Угощаемся блинами и печеньем! (Аплодисменты.)

Зиму просим поскорее уходить! (Аплодисменты.)

Рубль последний здесь готовы "прокутить"! (Топот.)

За игру вручу коробочку конфет! (Аплодисменты.)

Вы откроете, а там - ничего нет! (Топот.)

Отдыхаем мы, сегодня - воскресенье! (Аплодисменты.)

Ну, а завтра - на работу, на ученье! (Топот.)

Всех с весны рожденьем поздравляем! (Аплодисменты.)

Новую забаву начинаем! (Аплодисменты.)

Ну вот, согрели ладошки, теперь подвижемся немножко.

3.Эстафета: Хоккей/провести клюшкой шайбу по этапу и передать следующему/

Ведущий:

Наша Масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая!

Она пешая к нам не ходит,

Все на конях разъезжает.

Чтобы кони были вороные,

А слуги — молодые!

4.Эстафета: 2 мальчика везут на санках девочку, затем передают эстафету второй тройке.

Ведущий:

Мороз, мороз через тын перерос,

Не велит мороз стоять,

Детям надо поиграть.

5.Эстафета: Пингвины /Мяч зажат между колен, бежать/.

Ведущий:

В легких шапках и костюмах
Снежной зимнею порой,
На коньках идут кататься,
Всей веселой детворой.
На ветру ребячьи лица,
Разгорелись кумачом,
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится -
Все ребятам нипочем!

6.Эстафета: Чехарда /Русская забава - стартует последний, перепрыгивая впереди стоящих и садится перед первым, затем стартует следующий и т.д./

Ведущий:

Раз-два-три-четыре-пять!

Зиму надо провожать.

Раз-два-три…

Вот Весна идет, смотри.

Раз-два-три…

Ты зови ее, зови!

7.Эстафета: Вереница. / Стартует последний, бежит и встает перед первым, затем следующий и т.д. пока не переберутся на противоположную сторону/.

Ведущий:

Едет Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живет Масленица 7 деньков,

Оставайся с нами 7 годков!

8. Эстафета: из скакалки сделать упряжь, стартуют 3 человека, первый запряжен, двое держатся за концы скакалки, затем передают эстафету второй тройке.

Ведущий:

Не страшны нам трудности любые,

Нам по силам всякие дела,

Потому что силы молодые

Укрепляем спортом мы всегда!

Утром делаем зарядку,

Лихо бегаем вприсядку.

9.Эстафета: Потанцуем и попляшем./Первый участник продвигается гусиной ходьбой с мячом в руках до фишки, кладет его на фишку, назад возвращается бегом. Второй участник бежит до фишки, берет мяч, назад гусиной ходьбой и т.д./

Ведущий:

Мороз не велик, да стоять не велит!

В зимний холод всякий молод!

Мороз ленивого за нос хватает,

А перед проворным шапку снимает.

10.Эстафета: Замерзшие воробьи./Первый стартует с лыжной палкой, возвращается и вместе со вторым участником проводит палку под ногами у команды, участники должны перепрыгнуть ее. Первый у частник встает в конец колонны, а второй бежит до фишки и назад, со следующим игроком вновь проводит под ногами команды и т.д./

Ведущий:

До свиданья, до свиданья,

До свиданья через год!

Через год на это место

Приходи, честной народ.

Будут снова чудеса,

Будут развлечения,

А теперь прощаемся

Все без исключения!

Подведение итогов

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Ведущий:

Вот и закончился наш праздник. И пусть мир движений подарит вам бодрость, здоровье, счастье повседневного общения с физической культурой и спортом.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ - ЭТО ГЛАВНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.

«Гостья наша – дорогая масленица»

Бочкова Светлана Викторовна,

учитель физической культуры

МОУ СОШ№7 г. Конаково Тверской области

Сценарий спортивного праздника

«Гостья наша – дорогая Масленица»

Цели: Приобщение обучающихся к народным традициям и формирование коммуникативных отношений, формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепления здоровья учащихся, приобщение их к физической культуре как составному элементу общенациональной культуры.

Задачи: Вовлечение учащихся в совместную деятельность при подготовке праздника, познакомить обучающихся с символами и традициями проведения праздника «Широкая Масленица»,укрепление здоровья, совершенствование двигательных навыков во время проведения состязаний

Время проведения: 10 00 - 11 00 , 11 00 – 12 00 .

Место проведения: Спортивный зал МОУ СОШ№7

Участники праздника: Учащиеся 3 – 4 классов

(Дети входят в зал под музыку)

Сказительница -1: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть!

Сказительница -2: Рады вас видеть у себя в гостях. Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости!

Сказительница-1: Чтобы зима-старуха не гневалась, ушла по-хорошему и в положенный срок, необходимо по старинному народному обычаю Зиму- матушку проводить и Весну- красну встретить.

Сказительница-2: Из далеких языческих времен пришел к нам праздник, знаменовавший собой проводы зимы - русская Масленица. Народ любил ее и величал ласково: честная Масленица, веселая, касаточка, перепелочка, переберуха, ясочка.

Сказительница-1: Символом праздника было чучело Масленицы. Из тряпок и соломы делали женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд.

Сказительница-2: В руках у этой фигуры помазок и блин – символы масленицы. Ведь блин, румяный круглый, напоминал солнце.

(выносится кукла Масленицы)

Все: Здравствуй, дорогая Масленица. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица: Всего на семь дней!
Мой первый день - встреча, а седьмой - проводы.

Зима: Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок новенький, новомодненький.

Брови черные - наведенные,

Шуба синяя, латки красные,

Портянки белые - набеленные.

Скоморох: Душа ль ты наша Масленица,

Приезжай к нам на широкий двор.

На горах покататься.

В блинах поваляться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Зима: Едет Масленица,

Едет сырная,

Разгульная, а не смирная!

Прощайся, народ, с тоской!

Праздник общий, мирской!

Сказительница-1: И все-таки самый важный –

Праздник семейный, домашний.

Ведется порядком строгим давно

Не нами, а умными заведено.

Сказительница-2 :Масленица была самым веселым разгульным, праздником.

В народе говорили: «Хоть себя заложить, а Масленицу

Проводить». Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то

Придется жить в горькой беде.

Сказительница-1: Масленица длится целую неделю, и начиналась она с

приготовления блинов. Назывался этот день «Встреча»

Рецептов приготовления блинов много у каждой хозяйки

Свой. Но во всяком случае они должны были быть белыми,

Рыхлыми, вкусными.

Ведущая 1: Ах, ты, Аннушка,

Красно солнышко,

Погляди на печь-

Не пора ли блины печь?

Ведущая 2 : Пора! Ох, и сложное это дело!

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашенку на столбушке,

Будет моя квашенка полным- полна,

Полным- полна, с краями ровна.

Ведущая 1: (изображает, что печет блин и обращается к зрителям)

А ну, угадай те, что я делаю?

На плешивого маслом капну,

По плешивому тестом хлопну,

Плешь обдеру, да опять наведу.

Зрители: Блины печешь!

Ведущая 2: Блины пекут! С маслицем, да со сметаною…

(перечисляет)

Ведущая 1: Погоди! (к залу) А ну-ка, люди добрые, подскажите, с чем еще

Блины хороши?

(идет игра в форме аукциона со зрителем "С чем едят блины?»,
победителей награждают медальками-блинами)

Скоморох: Второй день Масленицы «Заигрыш»

1. Проходите, прицепляйтесь,

Покупайте - не стесняйтесь.

Деревянные ложки-

Звонкие, как гармошки.

Хочешь – суп ешь хлебный,

Хочешь – вальс играй!

2.Вот грибы, вот грибы!

Белые – сушенные,

Рыжики – соленые!

У нас в Рязани

Грибы с глазами –

Их едят,

А они глядят!

3.Как на нашей улочке

Делают шкатулочки,

Кружки, толкушки,

Веретена игрушки,

Весело- весело мастерит все село.

Покупайте дружно, что кому нужно!

4. Кому куклу? Покажи!

Барышня - диво!

Изящна, красива!

Угодно купить?

Могу уступить.

5. Пряники, тульские пряники!

Продаю пряничные дома,

Терема, часы, паровозы.

Есть кони, коровы, бараны, патухи,

Медведи, зайцы, рыбы, барашки,

Солдаты и вся азбука.

Пряники печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

6.Продаем разный товар

Для тех, кто умен и удал.

Кто разгадает загадку,

Получит, может быть, шоколадку!

Коробейники по очереди загадывают загадки). (Загадки подбираются по возрасту)

1.По саням ходит-

В избу не идет.

(дверь)

2. У нас в печурочке-

Золотые чурочки.

(Дрова)

3.В маленьком амбаре

Держат сто пожаров.

(Спички)

4. Два братца пошли в реку купаться.

(Ведра)

5. Одну меня не едят,

А без меня мало едят.

(Соль)

6.Черный, проворный, кричит “крак”, червякам – враг.

(Грач)

(Петух)

8.Ни барашек и ни кот,
Носит шубу круглый год.

(Заяц)

9.Жил я посреди двора,
Где играла детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

(Снеговик)

10.Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.

(Солнце)

Весна: Знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины? Этот обряд связан с огнем. Солнце обожествлялось издревле и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило- Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг.

Самая примечательная черта праздника – обжорство. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года. Самое большое число блинов съедали в среду, поэтому ее и называют «Лакомка»

Пришла масляна неделя,

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица-

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть

Семерым их не поесть.

Сели четверо за стол,

Дали душеньке простор.

Друг на друга поглядели

И … блины-то все поели.

Много игр и забав проходит во время веселой масленичной недели. В основном это было в четверг, поэтому называют его «Разгул», «Перелом», «Широкий».

Обычно это игры в снежки или борьба за место на санках, взятие снежного городка, также проводились кулачные бои и много других веселых игр.

(Проводятся игры «Перетягивание каната». «Гири», Петушиный бой, катание на тройках, снеговик, капитанов конкурс.)

Ведущая 1: Вот и лакомка прошла,

Хороша она была!

А в четверг большой

Весились-ка всей душой.

В «разгуляй - четверток»

Не жалей своих ног.

(проводятся игры)

Ведущая 1:

Сейчас в бой вступают силачи,

Здесь не важно: стар иль мал,

Лишь бы силой обладал.

Для победы очень нужно,

Чтоб команда была дружной. (Перетягивание каната)

Ведущая 1:

Извиняемся заранее,

Что всем было нелегко.

Вам (победителям )-

Блины в сметане.

Вам (проигравшим )-

За вредность молоко

Ведущая 1: (Игра « Золотая рыбка»)

На концах бечевок -палки,

Называются «моталки»,

Посреди бечевки –рыбка,

Ты мотай бечевку шибко.

Тот, кто первый намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Ведущая 1: Все понятно без вопросов,

Все вопросы впереди.

Эстафета водоносов.

Водоносы выходи!

(Перелить из одной емкости в другую воду ложкой)

Ведущая 1: Здесь победителю должны

Вручить мы русские блины!!

(Игра «Сковорода»)

5-10 участников должны быть примерно равными по силе. Они встают в кружок и берутся за руки. У самых ног чертят круг- «сковороду». Затем под музыку все идут вокруг этого круга. По сигналу ведущего игроки останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», а сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испекся». Затем все повторяется, пока не останется одного или двух «неиспекшихся».

Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим.

Сказительница-1: . В эту неделю принято ходить в гости. Пятый день связан именно с такой традицией. В этот день зять ходит в гости к теще на блины. Называется этот день «Тещины вечера».

Сказительница-2 : Самый веселый день для молодых девушек это субботний, когда к старшей сестре мужа собиралась молодежь на посиделки. День так и называли «Золовкины посиделки».

Мы сегодня не скучаем,

Песни разные поем.

Мы сегодня не скучаем,

Говорим о том, о сем!

Как на масляной неделе

Со стола блины летели,

И сыр, и творог –

Все летело под порог.

Я на Масленке катался-

Трое санок изломал,

Ворона коня замучил,

Всех девчонок покатал!

Сказительница-2 : А последний день масленицы особенный. Называется он «Прощенное Воскресенье» .В этот день принято просить прощения друг у друга за все. Что было плохого.

(поворачиваются друг к другу «Прости меня, пожалуйста!»,затем ко всем «Простите, люди добрые!»)

Сказительница-1 : В этот день чучело Масленицы выносили за пределы селения, на самом высоком месте разводили костер и сжигали чучело, а пепел закапывали в землю.

1.Масленицу провожаем –

Весну встречаем.

Гостья погостилася,

С зимушкой простилася.

2. Прощай, Масленица – вертушка,

Настает великий пост.

На деревне все поели,

Подают селедки хвост!

3. Масленица, Масленица,

Семенова племянница,

Обманула- провела,

Нагуляться не дала.

Через семь недель

Будет светлый день,

Будем пасху святить,

Будем яйца красить.

С крыши капели,

Воробьи чирикают,

Они весну кликают.

Чучело Масленицы бросают в костер и приговаривают:

«Масленица обманщица,
До поста довела – сама удрала!
Масленица, воротись,
В новый год покажись!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!”

Сказительница-1: Приди, весна красная!

Приди, весна с радостью,

С радостью, с огромной милостью,

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим!

(Уносят куклу Масленицы)

Вокруг горящего чучела водят хороводы.

Ay, ay, аукаем, Весну приаукиваем: Март, март - Солнцу рад; Апрель, апрель - Откроет дверь; Май, май - Сколько хочешь гуляй! Ay, ay, аукаем!

Ведущий: Гостей, всех близких привечаем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть его полезней?
Наш гость сегодня не скучай,

Все: Пей от души наш конаковскийский чай!!!

(Праздник заканчивается чаепитием с блинами.)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

(можно использовать игры на празднике)

Петушки
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - «заря» - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые,

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Конкурс «Катание на тройках».

Участники конкурса по трое залезают в обруч (один по центру, два других по бокам), бегут до стойки, обегают ее и возвращаются назад.

Конкурс «Снеговик».

1-й катит свой мяч до стойки, 2-ой то же самое, 3-ий до стойки бегом, катит мяч к команде, 4-й то же самое, 5-й катит до стойки, бегом обратно и так до последнего, который, докатив мяч до стойки, ставит мяч на мяч (делает «снеговика»), бегом обратно.

Конкурс загадок.

На сковородку - ручейком,
Со сковородки – солнышком.
(Блины.)

Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи.)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?
(Коньки.)

Белая морковка
Зимой растет.
(Сосулька.)

Конкурс «Снежки».

В 10 м от каждой команды в корзине лежат теннисные мячи, а 5 м от корзины – обруч. Игроки команд по очереди должны добежать до корзины, взять теннисный мяч, выполнить бросок в обручи бегом вернуться назад. За попадание в обруч – одно очко.

Конкурс капитанов.

Капитаны должны съесть по блину (блины можно заменить печеньем, яблоком, бананом и т.п.)

Игра «Золотые ворота».

Половина участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв вверх сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает, взявшись за руки, цепочка из остальных игроков, обегая каждого из стоящих в кругу: одного спереди, другого за спиной. Стоящие в кругу игроки речитативом произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После слов «Не пропустим вас!» те, кто образует «ворота», опускают руки. Оставшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая размер «ворот», т.е. число участников, которых нужно обежать, проходя через «ворота». Не пойманные в круг дети восстанавливают цепочку и снова бегут через «ворота». С каждым закрытием «ворот» бегущих становится все меньше. 3 – 5 не пойманных игроков объявляются победителями

Праздник в младших классах.

Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно- оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность детей с активным отдыхом.

Большой популярностью среди учащихся младших классов пользуются физкультурные праздники, дни здоровья, которые являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность учащихся, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья.

Эмоциональный фон, интересные действия в подвижных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное настроение, создают определённый эмоциональный настрой у учащихся младших классов. Физкультурные праздники способствуют приобщению младших школьников к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у ребят такие важные черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Физкультурные праздники можно проводить летом и зимой.

Зима – любимое время года нашего народа. Вспомним строки о зиме нашего великого поэта А.С.Пушкина: Полезен русскому

здоровью

Наш укрепительный

мороз;

Ланиты ярче вешних

роз

Играют холодом

и кровью

Для проведения физкультурного праздника на свежем воздухе зимой я пользуюсь правилом, которое выражено в народной пословице: «Мороз не велик, а стоять не велит». Следовательно все развлечения рассчитаны на, чтобы не было созерцателей, чтобы участники не стояли и мёрзли, а непрерывно двигались.

I . Цели и задачи: 1. Гармоническое развитие учащихся. 2. Создание мировоззрения в сфере нравственной, эстетической и физической культуры.

3.Создание положительных мотиваций для осознанного отношения к традициям и праздникам русской культуры.

4.Пропаганда здорового образа жизни.

5. Развитие способностей выполнять физические упражнения в различных по сложности и изменяющихся условиях.

6.Воспитание чувств товарищества и взаимовыручки, коллективизма и дисциплинированности.

Сценарий праздника

«Широкая масленица».

Скоморох 1 : Эй народ, оставь истому,

Прогони тоску да дрём у!

Просыпайся ото сна,

К нам торопится весна!

Скомрох2 : Собирайся, народ!

Весна красная идёт!

Надо зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

Ском.1 : Сегодня Масленица приглашает в гости! Мы масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем.

Ском.2: Ребята, давайте все дружно позовём Масленицу:

« Масленица приходи, к нам Весну приводи!».

(Все дружно зовут Масленицу.)

Верхом на метле вы бегает Баба-Яга.

Б.-Я .: Приветик вам, ребятишки, Маньки и Гришки, Светки и Таньки, Егорки и Ваньки! Ну, чего не здороваетесь? Здрасьте вам говорят! Зрители здороваются. Какие вы все упитанные! Ой, то есть «воспитанные». Так бы всех и съела! Ой, глядела бы на вас и глядела! Что, масленицу встречаете? А вот она – я здесь!

Ском.1 : Какая же ты Масленица? Ты – самая настоящая Баба-Яга!

Б.-Я. : С чего это ты взял?

Ском1 : А ты в зеркало на себя посмотри и догадаешься.

Б.-Я. : А чего тут смотреть? Бабулечка-красотулечка, ласточка-касаточка! Поправляет причёску.

Ском1 : А метла как же? Где ты видела Масленицу верхом на метле?

Б.-Я. : Ты разве не слыхал новый указ: с этого года Масленица без метлы- недействительна.

Ском1 : Не знаю я такого указа! Зато тебя, Яга, знаю! Уходи отсюда, не порти праздник!

Б.-Я. : Да, я – Баба-Яга! И сейчас позову свою подругу Пургу. Всех завьюжит, закружит, никого не пощадит!

Снега навалит сугробы, напустит на вас хворобы!

Не уйдёт зима отсюда! Будет вечным это чудо!

Ском.1 : Так что же делать? Кто знает?

Ском.2: А я – знаю!

Есть обычай, старый очень,

Всеми чтимый на Руси:

Уходить зима не хочет?

На потешки выходи!

Б.-Я. : Ой, как я люблю потешки! Возьмите меня к себе?

Ском.2 : А ты ребят пугать не будешь? А пакостить?

Б.-Я. : Нет не буду! Может, я- лучшая помощница при проведении праздников! Я вам всем покажу, как надо веселиться на празднике!

Ском.2 : Что ж, если вредничать не будешь – оставайся! Вот тебе первое задание: раздай маршрутные листы ребятам!

Баба- Яга раздаёт маршрутные листы.

Все расходятся на конкурсные игры.

После игровой программы все собираются на площадке.

Б.-Я. : Вот и пришло время прощаться с нашей Масленицей. Широкая масленица,

Мы тобою хвалимся.

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Ском.1 : Ты прощай, прощай,

Наша масленица,

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Сыром, маслом и яйцом,

Со блинами, с пирогами,

Да с оладьями.

Ском.2 : Чтобы масленица вернулась на следующий год, произнесём все вместе волшебные слова: «Масленица, прощай, на тот год приезжай!»

Устанавливается чучело зимы и поджигается.

Б.-Я. : А теперь за угощенье

Приниматься нам пора,

Вижу – кончилось терпенье,

Угощайся, детвора!

Родители и учителя угощают детей блинами и сладостями

Скоморохи: Мы блинами объедались.

Мёдом, чаем оппивались.

На салазках мы катались.

И снежками мы кидались.

Расходиться нам пора

До свиданье детвора!

Игровая программа.

1.Гонки на санках.

Эстафета. 2 команды. Мальчики катают девочек. Расстояние 10м. (2 санок).

2.Забей гол.

2клюшки, 2шайбы (мяча). Клюшкой забить шайбу (мяч), в заданную цель.

3. Конкурс «Продолжи пословицу». 1.Один пирог два раза не … съешь. 2.С кем хлеб-соль водишь на того и…походишь.

3 .Не вкусив горького, не узнаешь и…сладкого.

4Сам заварил кашу, сам и…расхлёбывай.

5.Кашу маслом не…испортишь.

6.Хочешь есть калачи, не лежи на…печи.

7.Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду…лезть.

8.Заварил кашу, так не жалей…масла.

9.Неразбивши яйца не сделаешь…яичницу.

10.Не сули бычка, а дай стакан…молочка.

11.Блины и то…надоедают.

12.Остатки…сладки.

13.От чёрной курочки да белое…яичко.

14.От чёрной коровы да белое… молочко.

15.Много снега – много…хлеба.

16.Что посеешь, то и…пожнёшь.

17.Как аукнется, так и…откликнется.

18.Сколко волка не корми, всё равно в лес…смотрит.

19.Красна изба не углами, а…пирогами.

20.Слово – серебро, а молчание…золото.

21.Сделал дело – гуляй… смело.

22. Делу время – потехе… час.

4.Метание метлы.

А колдуньи издревле

Все летали на метле.

Кто из вас, сейчас мы спросим,

Бросок на дальность. (2 метлы).

5. Бой «петухов».

Чертится круг. В кругу два участника, прыгающих на одной ноге. Одна рука за спиной, ругая держит ступню поджатой ноги. Задача: толкать соперника плечом. Проигрывает тот, кто потеряет равновесие или выйдет из круга.

6. Перетягивние каната. (канат).

А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет – стар и млад

Перетягивать канат.

7.Бросание снежков по мишени.

Участники бросают снежки в цель(кегли). Побеждает тот, кто сделал лучший бросок (сбил кеглю). 2 кегли. Расстояние 3-4м.

8.Перекати снежный ком.

Эстафета. Расстояние 5м. Прокатить по земле мяч. Побеждает та команда, которая быстрее закончила эстафету

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель: формировать нравственно-патриотические чувства к Родине и наследию русского народа, развивать двигательную активность детей

Задачи:
- познакомить детей с русским народным праздником Масленица, с ярмаркой на Масленицу;
- разучить русские народные подвижные игры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;
- обогатить словарный запас дошкольников ;
- развивать ловкость, быстроту, координацию движений.

Музыкальное оформление:
русские народные песни и мелодии

Оборудование:

Физкультурное: 2 гимнастических скамейки, 1 дуга для подлезания h – 60 см., конусы 10 шт.,1 канат длиной 6 м., разноцветные платочки по количеству девочек, обручи на половину количества детей, мячи d – 10 – 12 см. по количеству детей, фит-болы – 2 шт.

Атрибутика: по две деревянных ложки на каждого ребёнка, 2 набора матрёшек, стойки-ориентиры с разноцветными воздушными шарами, сундучок, расписанный под Городец, в нём дымковские игрушки: конь, индюк, олень, баран, утка, «карусель» - шест, к верхнему концу которого прикреплены разноцветные, длинные ленты с петухом, расписные короба.

Экспозиция: на стене справа изображение карусели и лошадок разрисованных под Городец, у стены расставлены хохломские столы, на них стоят наборы матрёшек, короба с ложками, разноцветными платочками, сундучок с дымковскими игрушками, бутафорским угощением. Центральные окна украшены павлопосадскими платками, с левой стороны зала в корзине приготовлены мячи, конусы, канат, фитболы, ориентиры – воздушные шары на стойках, обручи. По центральной линии зала стоят две гимнастические скамейки, на расстоянии, примерно, 3 метров от скамеек стоит дуга h – 60 см.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций по теме «Масленичная ярмарка», разучивание стихов, песен, потешек, народных подвижных игр.

Действующие лица: Ведущий, Скоморохи, Коробейник

Ход праздника:

Дети входят в зал под звучание мелодии русской народной песни, встают полукругом.

Ведущий.
Здравствуйте, мои друзья!
Рада встречи с вами я!
Ярмарок пришла пора.
А на ярмарке для каждого
Товара хватит разного.
Здесь и овощи, грибы,
И блины, и пироги,
И конфеты-леденцы
А для весёлых ребят
Приготовлены заданья,
Игры, забавы, состязанья.

На ярмарку собирается всяк: кто товар продать, кто на людей посмотреть, да себя показать. Медлить нечего, друзья! Собирайся, детвора, и нам на ярмарку пора! Запрягайте лошадей и поедем поскорей!

Дети перестраиваются в пары.

П/игра «Лошадки».

Ведущий.
Поехали лошадки по дорожке – идут с высоким подниманием колен.
Вышли на ровную прямую дорогу и поехали быстрее – бег, высоко поднимая колени.
Ну, а путь наш недалёк.
Он лежит через мосток.

Ходьба по двум гимнастическим скамейкам.

В гору едем, с горы – вниз.
Впереди нас ждёт сюрприз.

Ходьба на носках, ходьба в полуприседе чередуются.

За горой – рукой подать –
Городец уже видать.

Ходьба «змейкой».

Вот въезжаем мы в ворота,
Ах, как много здесь народа!
Вот так ярмарка!

Подлезание под дугу h – 60 см. Расходятся по одному вправо влево, выстраиваются в две шеренги.

Ведущий. Вот мы и на ярмарке.

Звучит весёлая мелодия, выбегают скоморохи.

1-й скоморох.
Расступись-ка, народ!

2-й скоморох.
Это ярмарка идёт!

1-й скоморох.
И начнётся всем потеха!

2-й скоморох.
Много радости и смеха.

1-й скоморох.
Что угодно здесь найдёте:
Мёд, варенье, пироги.

2-й скоморох.
Тут – игрушки для ребят!
Сами на тебя глядят:
Медведь рычит!
Воробей пищит!
Заяц скачет!
Мамка плачет:
- Где денег набраться?
Кошелёк ломается! …

1-й скоморох.
Заходите, заходите!
К нам на ярмарку, друзья!
Люди добрые, спешите,
Пропустить её нельзя.

2-й скоморох.
Заходите, заходите,
Заходите к нам скорей.
Приглашаем к нам сегодня
И больших, и малышей

1-й скоморох.
Ну, чего ты крутишь носом,
Что увидел впереди?

2-й скоморох.
Это ложки хохломские,
Расписные привезли!

Выходит коробейник с хохломскими ложками.

Коробейник.
Подходи, налетай!
Наши ложки разбирай!

Дети подходят к лотошнику, берут по две ложки, встают парами в два звена.

Ведущий.
Расписная, лёгкая –
Нет её нужней,
В ней и щи отменные,
И кисель вкусней.

1-й скоморох.
Ой, жги-говори,
Заиграли ложкари!

Ведущий. Повернитесь лицом друг к другу, встаньте в основную стойку, руки согните в локтях.
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.

Дети прямонаправленными движениями ударяют по ложкам друг друга.

Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.

Дети ударяют по ложкам друг друга перекрёстно, то левой, то правой рукой.

Ехал мальчик маленький
На лошадке каренькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.

Дети, постукивая ложками, выполняют круговые движения руками по часовой стрелке.

По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму –
Бух!

Дети выполняют то же движение, но против часовой стрелки.

Поехали, поехали
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!

Выполняют наклоны вперёд с постукиванием ложками о колени.

Хорошая дорога,
Хорошая дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет.

Дети выполняют выпады вправо и влево. В конце каждого выпада стучат по ложкам друг друга.

Ведущий. А для следующего движения на спину ложитесь, вытянутыми руками ложка о ложку коснитесь. Тесто месите, каравай пеките!

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай,
Переваливай, валяй!

Дети выполняют перевороты на живот, затем снова на спину.

После выполнения этого упражнения, садятся на пол, вытянув ноги, ложки держат у плеч.

Чук-чук, чук-чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка потекла!

Дети сгибают ноги в коленях и ударяют по ним ложками.

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.

Дети выполняют повороты вправо-влево. При каждом повороте ударяют ложкой о ложку.

Танцевала рыба с раком,
А петрушка - с пастернаком,
Сельдерея – с чесноком,
А индейка – с петухом.

На 1 и 2 строчку мальчики выполняют присядку, девочки ритмично ударяют в ложки, на каждый присед мальчиков. На 3 и 4 строчку девочки, сложив руки перед грудью «полочкой», выполняю бег вокруг себя на месте, высоко захлёстывая голень назад, мальчики выполняют частые ритмичные удары в ложки.

Ведущий.
Деревянной ложкой есть -
Просто наслаждение.
Славим прадеда Семёна
За изобретение!

Дети убирают ложки в корзину, перестраиваются в два звена.

2-й скоморох.
Ну,пойдёмте, братцы, дальше,
Что за новый балаган?
Выше прежнего и краше.
Это чудо – не обман.

1-й скоморох.
Как у нашей у хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёшка вышла в юбочке.

Коробейник.
В мире нет товара краше,
Чем наш символ красоты.
Полюбуйся на матрёшек,
Да играть с ними иди!

Игра «Собери матрёшек».

На столах для каждого звена расставлены наборы матрёшек уже разобранные. Дети бегут к столику змейкой, огибая конусы, расставленные в ряд, собирают матрёшку, вставляют её в следующую, возвращаются в звено бегом по прямой, передают эстафету касанием ладони следующего игрока.

2-й скоморох.
Хватит думать, да зевать,
Время попусту терять!
Ждут вас состязанья,
Вот первое задание!

Выходите, добры молодцы, силушкой померяться.

«Перетяги».
Берись дружно, не будет грузно.
Начали!

Звенья перетягивают канат, кто кого перетянет.

Побеждают мальчики того звена, которое перетянет на свою сторону звено соперников.

Коробейник.
А ну, налетай, скорей покупай.
Ярче, чем в поле цветочки.
Ленты, косынки, платочки.

Девочки берут платочки.

Ритмическая композиция с платочками на мелодию русской народной песни «Коробейники», музыкальный сборник Суворовой.

1-й скоморох.
На нашей ярмарке, друзья,
Есть и диковинки, скажу вам я.
Вот зверь породы неизвестной,
Но какой он интересный.

«Тяни-Толкай».
На пары разделитесь,
Спинами друг к другу становитесь,
Да локтями хорошо сцепитесь.
Туда ведёт один, а обратно другой.

Игроки, сцепившись локтями, прижавшись спинами друг к другу, бегут до ориентира (финиш), возвращаются на старт. Т.е. в одну сторону играющий бежит лицом, а в другую – пятится спиной.

Давай, начинай, не падай, не зевай!

Выигрывает звено, первым закончившее игру и было меньше падений.

2-й скоморох.
Что такое, посмотри:
Распетушились петухи!
Начинаем: раз, два, три,
Петушиные бои!

«Петушиный бой». Участвуют все дети. По центральной, долевой линии раскладываются обручи, в обручи встают по два человека, по одному из каждого звена, боком друг к другу, руки убрать за спину. По команде: «Начни!», начинают наскоки друг на друга на одной ноге. Кто раньше встанет на обе ноги, тот проиграл, в конце выбирается победившее звено.

Коробейник.
Всех зову скорей сюда,
Подходите, детвора,
Если загадку отгадаете,
Товар этот даром получаете.

Загадка.
Упадёт – подскачет,
Ударишь – не плачет,
Будешь о землю кидать –
Станет кверху взлетать.

Коробейник.
Ай, да молодцы,
Ай, да смекалистые!

1 – й скоморох.
Товар получайте,
Да и гвозди ковать начинайте!
Мячи берите,
Свою ловкость покажите!

Игра «Гвозди ковать». Дети ударяют мячом об пол, а пока он возвращается, выполняют различные движения: поднимают в сторону руку или ногу, выполняют повороты вокруг себя, хлопки в ладоши и т.д. Побеждает звено, в котором игроки придумали интереснее задания.

Коробейник.
Гляньте, деточки, для вас
Я забаву припас.
Сундучок не простой:
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.

2-й скоморох.
Вынимаем на показ
И ведём про них рассказ.

Коробейник достаёт из сундучка дымковские игрушки, а дети выполняют задания вместе со скоморохами и ведущим.

1-й скоморох.
Ай, люли, ай, люли,
Кони на лужок пошли.
Кони удалые,
Гордые, лихие.

Эстафета «Конь-огонь». Дети на мячах «кенгуру» скачут до ориентира, возвращаются обратно в звено, передают мяч следующему игроку.

Игровые упражнения для стоп.

Стоит олень Ходьба на носках, скрестив руки
На стройных ногах. над головой, раздвинув пальцы («рога»).
Вся краса у оленя
В рогах!

Козоньки рогатые, Ходьба на пятках, держа руки, согнутые
Козоньки бодатые, в локтях, перед собой, опустив кисти,
Идите по дорожке, сжатые в кулачки.
Разомните ножки.

Барашек – свисток, Ходьба, сведя носки вместе, руки на поясе.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток.
На груди – цветок.

Уточка – крылатка, Ходьба, сведя вместе пятки, руки вдоль
У неё повадка, туловища, кисти направлены в стороны
У неё походка, («крылышки»).
Качается как лодка!

Игровой массаж «Индюк».

Индя – индя – индючок, Проводят большими пальцами по шее сверху вниз 4 раза.
Ты похож на сундучок, Проводят кулачками от переносицы к крыльям носа 4 раза.
Сундучок не простой, Кончиками пальцев растирают лоб 4 раза.
Красный, белый, золотой. Ладонями растирают уши 4 раза.

Ведущий.
Вы скажите нам, откуда
Появилось это чудо?

Ответы детей.

1-й ребёнок.
Любят там песни и пляски,
В селе рождаются том сказки.
Вечера зимою длинны,
Игрушки лепят там из глины.

2-й ребёнок.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.

2-й скоморох.
А около карусели всегда шумно и весело.
Кто желает прокатиться? Поехали!

Игра «Карусели». Дети берутся за ленты, прикреплённые к деревянному шесту. Начинают медленно двигаться в правую сторону со словами:

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом!

Дети переходят на бег постепенно ускоряя его.

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

Постепенно переходят на ходьбу, с окончанием слов карусель останавливается. Игра повторяется с движением в левую сторону.

Коробейник.
Сегодня у нас вкусный чай.
Сколько хочешь, столько наливай!

1-й скоморох.
Тары-бары, растабары.
Попьём чай из самовара!

2-й скоморох.
С сухарями, с кренделями,
С пирогами, с леденцами!

Игра-имитация «Пьём чай». Дети берут в правую руку воображаемую чашку с чаем, в левую руку – угощение. Губы «трубочкой» - втягивают горячий чай губам – вдох, дуют на чай – выдох.

1-й скоморох.
На ярмарке много всякого товару,
Позабавились, друзья, на славу!

2-й скоморох.
С ярмарки уходят
Кто с настроеньем весёлым,

Коробейник.
Кто с товаром желанным,
Кто с подарком приятным!

Коробейник и скоморохи дарят детям скакалки на группу, воздушные шары и сладкие угощения.

1-й скоморох. Всем достался леденец?

Оба.
Нашей ярмарке конец!
Гости разъезжаются.
Ярмарка закрывается!

Под звучание народной мелодии дети выходят из зала.

Форма проведения: соревнования.

  1. Пропаганда здорового образа жизни.
  2. Укреплять здоровье учащихся.
  3. Развивать физические способности.
  4. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.
  5. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

Инвентарь: скакалки, обручи, кубики.

Ход праздника

Действующие лица! первый скоморох; второй скоморох; Ярило - предвестник весны; Морена - застаревшая зима; дети.

Действие происходит в спортивном зале.

1-й скоморох. Добрый день, дорогие гости.

2-й скоморох. Хорошо, что пришли размять кости.

1-й скоморох. На дворе широка Масленица.

2-й скоморох. Да Морена с Ярилой дразнятся.

1-й скоморох. Свои косточки ломают.

2-й скоморох. И на игрища нас зазывают.

1-й скоморох.Зима в трубу - весна к порогу, согревает землю “Блин” - понемногу. Приди, приди, Весна-красна, дадим тебе хлеба и кросна.

2-й скоморох.Но что-то Масленица задержалась, иль в дороге где-то потерялась, ты приди скорее к нам, к забавам нашим и блинам.

1-й скоморох. Ребята, а вы знаете, что такое Масленица?

Дети. Да (нет).

2-й скоморох.Этот праздник пришел из старины. Из нашей древней глубины. К восходу весны золотой, к уходу зимы лютой.Так же праздник для ребят. Для честных людей со всех волостей. Мы проводим Зимушку - злую, лютую, повстречаем Веснушку -теплую, любую.

1-й скоморох.

Пусть уходит, пусть спешит,
Ручьем талым убежит.
Чтоб быстрей она ушла,
Нам играть пора пришла.

2-й скоморох (обращаясь ко 2-му скомороху). Слышишь, братец, стук да гром? Кто там чинит нам погром?

1-й скоморох (прикладывая руку к уху). Слышу я Ярилы клик и Морены дикий крик.

Входят Ярило и Морена. Ярило во всем красном: колпак, сапоги, рубаха, штаны. Морена - в синем, на ней висят сосульки.

Морена (зло). Не быть весне, не быть блинам. А быть пурге, снегам, снегам!

Ярило. Не злись. Морена, уходи, и больше к нам не приходи. Видишь, Масленицу все ждут, твою куклу в поле жгут.

Морена. Ничего, вам я докажу, силушку свою покажу.

Ярило. Да не хвались ты зря, подруга. давай игрой побьем друг друга. Вот тогда узнаем мы, кому есть лапти, кому - пимы.

Морена. Что ж, в заклад играю. Уйду тогда, коль проиграю. Если выиграю в игре, уходить, дружок, тебе.

Ярило. Будем биться по рукам (протягивает руку). Пусть же блин поможет нам. А ну скорей делись, ребятки, мы с Мореной нынче матки.

Все ученики делятся на две команды.

Морена. Скоморохи, не сидите, четко за игрой следите (пауза).

Вот разбились, разделились и в заклад с тобой побились.

Во что же будем мы играть?

Ярило. Намгорелочки б позвать. Поиграли бы, погрелись, да с весною песню спели.

Все участники играют в двойные горелки.

Морена (тяжело дыша). Хороша игра твоя, вот тебе в ответ моя. В снежны бабки поиграем, Поглядим, кто проиграет.

Команды играют в “Бабки”.

1-й скоморох. Хорошо играют детки, глаза зорки, руки метки

2-й скоморох. Чем бы их еще занять, может невод погонять?

Ярило. Хороша игра, ее мы знаем.

Морена. За компанию сгоняем.

Дети играют в русскую народную игру “Невод”.

Морена. Ох, устала я, Ярило, то игра меня сморила.

Ярило.Вижу, ты уже сдалась, в путь-дорогу собралась?

Ты весне даешь дорогу?

Морена. Отдохнуть мне дай немного, мои ноженьки пристали, да детишечки устали.

Ярило. Дети, дайте мне ответ, вы устали или нет.

Дети. Нет (Не-е-е-т).

Ярило. Сейчас узнаем точно мы, Власть весны-илизимы? Возьмем-ка в руки перетяжки, Посмотрим, чьи сильнее бляшки.

Морена. Ну что же, давай посмотрим.

1-й скоморох. Да, битва будет здесь большая, а где же подтяжка?

2-й скоморох. Есть стальная.

1-й скоморох. Нет, дай подтяжку нам другую, они сломают же стальную.

Скоморохи берут канат и дают командам. Команды соревнуются в перетягивании каната.

2-й скоморох. Хороши команды наши, много видно едят каши.

1-й скоморох. Запивают молочком, заедают калачом.

Ярило. Ты, Морена, не сердись, в путь-дорогу соберись. Ну, а завтра поутру отправляйся в Воркуту. А потом на Север Крайний, где снегов простор бескрайний.

Морена. Делать нечего, друзья, кончилась игра моя. Но надеюсь я на встречу, что меня опять приветят. В ноябре с большим снежком слепят дети бабий ком.

1-й скоморох. В завершенье поиграем, в балалаечку сыграем.

2-й скоморох. Зайку старого споем, хороводповедем.

1-й скоморох. Ну-ка в круг вставайте, дети.

2-й скоморох. Маши, Паши, Вани, Пети.

Дети играют в русскую народную игру “Заинька”.

По окончании праздника всех участников мероприятия угощают блинами.

Правила русских народных игр, используемых в празднике “Масленица”

“Просо”. Дети становятся в круг, поют:

А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушали, рушали.
А мы просо веяли, веяли.
А мы пшено сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
Каждый куплет поется два раза.

При пении дети подражают движениям, которые обозначают слова.

Деление по командам. Игроки сходятся попарно. Надо обращать внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой о названиях, которые они намерены дать друг другу. Один дает себе название какой-нибудь птицы, другой – зверя, один -земли, другой -воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: “Матка! Матка! Чего тебе надо? Это или то?” - и выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Требуемый остается около нее, а другой идет ко второй матке.

“Двойные горелки”. Играющие делятся на две половины - правую и левую. Каждая становится одна от другой на расстоянии 10-12 м, но также парами в ряд одна за другою, как в обыкновенных горелках. Немного впереди и в середине между командами располагается отдельно пара водящих. Во время игры задние пары из каждой команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят, и те, которых поймали, становятся парой водящих. А непойманные образуют новые пары, которые становятся впереди команд.

“Бабки”. На пол ставят любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов, побеждает.

“Невод”. Играющие разбегаются по площадке. Один игрок - водящий. Он ловит детей, которые убегают от него, меняя направление движения. Поймав игрока, водящий берет его за руку, и они в паре ловят остальных. Каждый следующий пойманный присоединяется к ним. И так, пока не останется один, самый ловкий игрок.

“Заинька”. Играющие становятся в круг, а один - заинька - в середине круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:

Заинька, серенький, я хожу, гуляю вдоль по хороводу. Заинька, серенький, некуда заиньке выскочить. Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнуть. Заинька, серенький, поскачи! Заинька, серенький, попляши!