Появление долгожданного ребенка - большое счастье для семьи. Сначала родители настолько поглощены заботой о карапузе, что готовы день и ночь носить его на руках, лишь бы тот был доволен и не плакал. Да и сами они испытывают при этом радость. Но время идет, и в один прекрасный день обнаруживается, что малыш совсем не желает играть один. Более того, он хочет быть именно на руках у мамы или папы и никаких компромиссов не признает. Тогда назревает вопрос о необходимости отучения от рук.

Почему для мамы это стало так важно

Причины может быть много, самые частые:

  • Усталость . Когда кроха не слезает с рук, это очень выматывает. И морально, и физически.
  • Некогда делать дела . Не у всех есть родственники, которые могут «перехватить» карапуза и посидеть с ним, пока мать делает работу по дому или приводит себя в порядок.
  • Скорый выход на работу . И мама хочет постепенно приучать к тому, что ее подолгу не будет рядом.
  • Боязнь, что ребенок вырастет чересчур зависимым от родителей, избалованным и не будет уметь занимать себя сам, так как попросту не будет знать, что делать одному.

Любая из этих причин заслуживает внимания и является сигналом о том, что пора менять ситуацию.

Почему плачет младенец

Вот кроха снова заплакал. Так он дает понять, что испытывает дискомфорт. И происходит это по вполне конкретной причине. Сначала нужно проверить, удовлетворены ли базовые потребности:

  • хочет ли малыш есть или пить;
  • не пора ли менять подгузник;
  • комфортный ли температурный режим в помещении.

Если с этим все в порядке, причиной может быть:

  • Переутомление или переизбыток эмоций (даже если они положительные). В таких случаях часто говорят, что ребенок «перегулял». Он сильно устал, а его нервная система пока не окрепла, чтобы справляться с этим без труда. Поэтому он ищет утешения на руках у самых близких.
  • Кишечные колики из-за повышенного газообразования. Так пищеварительная система адаптируется к новым условиям. Особенно актуальна проблема в первые месяцы жизни, но иногда колики длятся и дольше. Малыш стремится на руки, потому что тепло материнского тела (особенно если прижаться животиком) облегчает его состояние.
  • Плохое самочувствие из-за болезни . Высокая температура, боль в горле, насморк - все это изматывает и не прибавляет хорошего настроения. Когда крохе нездоровится, ему также нужен тесный контакт с родителями.
  • Страх . Ребенок может испугаться резких звуков или незнакомых людей. Тогда плач - естественная реакция, на руках у мамы он ищет защиты.
  • Падение или ушиб . Ударился ребенок или просто испугался - все равно он будет искать утешения и проситься на руки.
  • Режутся зубы . Испытывая болезненные ощущения и мучительный зуд, сложно оставаться спокойным, особенно маленькому ребенку.

В подобных случаях с помощью плача малыш зовет родителей, потому что нуждается в помощи, а не пытается ими манипулировать. Следует по возможности устранить дискомфорт ребенка или максимально его уменьшить. В том числе, взяв на руки и успокоив. Главное - уметь различать, когда дитя действительно нуждается в маминых руках, а когда капризничает. Это умение приходит с опытом.

Подходящий возраст и способы отучения ребенка от рук

Во многом успех зависит от возраста. Стоит отметить, что дети до года не умеют лукавить. Понимание того, что взрослыми можно манипулировать, приходит позже, когда нервная система достигает определенного уровня развития. Поэтому если младенец плачет и просится на руки, у него есть проблема, которую взрослому нужно решить.

Вывод: рано для отучения может быть, а вот поздно - нет. Крайне важно выбрать правильный момент. Сказанное отнюдь не означает, что отучать не нужно вообще. Однако всегда следует учитывать возраст и индивидуальные особенности.

Главные условия успеха - постепенность и настойчивость . Если перестать носить на руках резко, это может травмировать психику ребенка и будет воспринято как несправедливое наказание. Есть более щадящие методы отучения.

Дети до года

По мнению специалистов, самое подходящее время, чтобы начать - 6–8 месяцев. До этого возраста частый тактильный контакт с матерью совершенно естественен и необходим для гармоничного развития малыша.

Стоит попробовать следующие способы:

  • Кормить в положении лежа, чтобы кроха располагался не на руках, а рядом.
  • Когда малышу скучно, можно с ним поговорить ласковым приветливым тоном, а также развлечь с помощью потешек, музыки, погремушек или мобиля.
  • Каждый день гулять. Если ребенок плохо спит в кроватке днем и в итоге это время проводит у мамы на руках, можно выходить на улицу, когда он хочет спать (1-2 раза в день). Сон на свежем воздухе полезен, да и руки у мамы будут свободны.
  • Если в кроватке спит хорошо, стоит, наоборот, сделать так, чтобы карапуз на улице бодрствовал. Разговаривать с ним, открывать обзор из коляски по возможности. Тогда малыш будет получать впечатления, ему некогда будет скучать. А после прогулки он уснет быстрее, и мама сможет заняться делами или немного отдохнуть.
  • Планомерно заменять время нахождения на руках пребыванием рядом, сохраняя при этом тактильный контакт. Например, положить малыша на кровать, сделать легкий массаж или просто ласково погладить его.
  • Если ребенок проснулся и заплакал, можно попробовать с ним поиграть: закрыть лицо руками, а потом открыть и с улыбкой сказать: «Ку-ку!» Вскоре младенец успокаивается и начинает улыбаться в ответ.
  • Вместо ношения на руках хорошо играть в парные игры. Например, катать друг другу машинки или мяч.
  • Носить кроху в слинге на кольцах. Так он будет получать необходимое тепло, а у мамы будут свободны руки.

Годовалые дети

Ребята постарше умеют сидеть, ползать, а некоторые уже ходят. Они с удовольствием исследуют окружающий мир и какое-то время могут занимать себя самостоятельно. Чтобы снизить количество времени, проведенного на руках, следует придерживаться определенной тактики:

  • Брать на руки, в большинстве случаев, спокойного малыша. В этом возрасте он уже многое понимает. Если заметит, что его берут, только когда он падает или еще как-то себя травмирует и громко плачет, такие ситуации будут повторяться все чаще.
  • Пробовать отвлекать чем-то интересным каждый раз, когда малютка просится на руки.
  • Увидев, что малыш протягивает руки, не обязательно тут же его поднимать. Лучше присесть рядом с ним и уделить внимание по-другому: почитать вслух, поиграть вместе, поговорить или просто посидеть рядом. Сейчас так много интересных вещей продают для детей: яркие погремушки, мячи, развивающие коврики, музыкальные игрушки.
  • Пусть остальные члены семьи станут союзниками в воспитании самостоятельности и придерживаются той же тактики.
  • Если ребенок испытывает сильную привязанность не столько к рукам, сколько к матери, есть смысл попробовать переключить его на кого-то другого (на папу, бабушку или старшего ребенка).
  • Экстренный вариант - включить мультики по возрасту. С большинством детей работает безотказно. Но не стоит обращаться к этому способу слишком часто: привыкание к телевизору, планшету и другой электронике происходит молниеносно, а преодолеть его еще сложнее, чем зависимость от рук.

Внедрять использование указанных приемов необходимо плавно и не торопясь. Для начала хватит всего пары минут самостоятельной игры на полу, на диване или в кроватке под присмотром взрослого. Потом это время следует увеличивать примерно на 2 минуты ежедневно. Постепенно кроха привыкнет и перестанет требовать постоянного нахождения на руках. Он поймет, что родители и так поблизости. Они отзываются и в любой момент приходят на помощь. И с ними вполне комфортно просто находиться рядом и играть.

Что делать, если ребенок не засыпает без рук

Нередки ситуации, когда кроха довольно долго обходится без рук, когда бодрствует, но засыпать в кроватке категорически отказывается. Вот что можно предпринять:

  • Создать ежедневный ритуал отхода ко сну. Ребенок привыкнет, что после определенных событий или действий его укладывают спать. Массаж, купание, сказка на ночь, темнота и тишина в комнате помогут карапузу должным образом настроиться.
  • Перед сном покормить ребенка грудью (при необходимости), положить в кроватку, поцеловать и выйти из комнаты. Даже когда малыш протестует, выдержать паузу и не заходить несколько минут. Если он не перестанет плакать сам, следует вернуться, но попытаться успокоить, не беря на руки (погладить, ласково поговорить). То, что мама пришла на зов, даст младенцу понять, что его не бросают и не игнорируют. Когда он утешится, мама снова уходит на 4–5 минут, и так до тех пор, пока карапуз не уснет. Интервал между возвращениями увеличивать, прибавляя 2–5 минут каждый день.

Эта методика требует терпения, ведь поначалу укладывание будет долгим. Зато со временем ребенок привыкнет засыпать самостоятельно, без укачивания и долгих колыбельных на ночь.

Главный совет : подумать, так ли необходимо отучать от рук именно сейчас? Ведь, по сути, все способы сводятся к двум сценариям: либо внимание ребенка переключают на что-то другое, либо его просьбы игнорируют.

Первый вариант с одним ребенком работает, с другим - нет. Второй со временем дает результат, но в большинстве случаев оставляет ребенку душевную травму на всю жизнь. Если сейчас малыш смирился, что плачем ничего не добьется и сидит спокойно играет, в более взрослом возрасте это может выйти боком и доставить куда больше проблем. У крохи может сформироваться низкая самооценка, может появиться закомплексованность и нервозность. Поэтому полностью растворяться в малыше не нужно, но и отучать от рук следует с умом.

Ребенок вырастет быстро и вскоре перестанет проситься на руки. Девочки еще могут оставаться ласковыми. А вот сыновья, повзрослев, начинают вырываться из объятий со словами: «Мам, хватит, ну что я - маленький, что ли?» Это время не за горами. Останется только вспоминать с нежностью и легкой грустью моменты, когда он просился на руки и тосковал всякий раз, когда мама выходила из комнаты.

Каждая мама хоть раз слышала «не приучай ребенка к рукам, намучаешься». В некоторых случаях это утверждение правдиво, ведь когда мама не может шагу ступить без малыша и как только исчезает из виду, ее кроха начинает капризничать – это не лучшее положение вещей. Давайте разберемся, когда ребенка действительно нужно брать на ручки, а когда проявить женскую хитрость и изобретательность.

Начнем с того, что до 7-8 месяцев ребенку нежелательно отказывать во внимании, ведь быть рядом с мамой – это его основная потребность: 9 месяцев он был в животике, слушал биение сердца, наслаждался теплом и вдруг останется один в этом незнакомом мире?

Эрик Эриксон, известный американский психолог, говорит, что именно в первый год жизни ребенка формируется доверие к окружающему миру, чадо чувствует себя уверенным и защищенным, если мама рядом. Если вы научитесь разграничивать естественные потребности ребенка и сиюминутную прихоть, все будет замечательно, и примерно в 9 месяцев вы просто не удержите чадо на руках, настолько активно оно будет познавать мир.

Приучаем правильно

Прежде всего, старайтесь ребенка не брать на руки, если он сам не просится, исключение – гигиена или необходимость. Если чадо занято игрушками, а к нему подходит мама и берет его, то конечно, внимание сосредоточится на ней. В итоге, малыш настроился на общение, и тут мама снова его отпускает: естественно, кроха будет плакать и проситься обратно.

Если вы кормите грудью, можно научиться кормить лежа: насытившись, чадо само заснет, а вам не придется его укачивать.

Если кроха плачет, а вы уверены, что у него все хорошо (здоров, накормлен, не мокрый), положите ребенка рядом, погладьте его, поговорите спокойным голосом. Если вам нужно уйти, объясните это ребенку, не бойтесь, что он вас не сможет понять.

Раз уж первые полгода придется постоянно носить ребенка, когда же заниматься делами? – спросите вы. Постарайтесь максимально облегчить себе жизнь, тем более что современная бытовая техника способна на многое. Готовьте обед на 2-3 дня, уберите на время ковры или вещи, которые требуют постоянной уборки, не отказывайтесь от помощи родственников. Не лишним будет приобретение слинга, здесь уж довольны все: мама отдыхает, а ребенок находится рядом.

Доказано, что малыши, которые имели тесный тактильный контакт с родителями в первые полгода жизни, лучше развиваются, открыто проявляют эмоции и более привязаны к маме и папе.

Почему ребенок просится к маме?

  • Проголодался. Таким нехитрым способом малыш намекает вам, что пора бы его покормить. Если у мамы проблемы с лактацией, чадо может проситься каждый час, если молока хватает, то промежуток между кормлениями составляет 2-3 часа.
  • Сырость. Капризы – это возможность рассказать маме о насущных нуждах. Если пора поменять подгузник или пеленку, то кроха не будет больше плакать и проситься, ведь ему это делать незачем. Нередко карапуз капризничает, если на коже появились опрелости, кожу нужно помыть, хорошенько вытереть и смазать кремом или специальной присыпкой.
  • Холодно или жарко. Если в вашей квартире часто меняются температуры, груднички просятся на руки. Причем перегревание доставляет ребенку куда больший дискомфорт, чем прохлада, так что кутать или поднимать температуру до огромных высот «чтобы чадо не заболело» все-таки не нужно. В комнате новорожденного днем температура должна составлять 24-25 градусов, ночью – до 22 градусов.
  • Болезнь. Если кроха заболел, то он будет плакать даже на руках. В этом случае нужно искать причину плача: то ли это колики, то ли прорезаются зубки, то ли чадо простудилось. Если ребенок беспрерывно плачет, а вы не можете сориентироваться, обратитесь к врачу.
  • Общительность. Кому не нравится, когда на него обращают внимание, холят и лелеют? Кроха пока не осознает этого, но общаться со взрослыми ему очень нравится. Достаточно пару минут подержать его, а потом опустить в коляску или манежик. Ребенок будет видеть, что мама или папа рядом, и в то же время привыкать к самостоятельности.
  • Испуг. Звуки окружающего мира пока незнакомы ребенку, поэтому любой резкий шум может его напугать. Возьмите кроху, успокойте его, а потом снова положите в кроватку.

Как отучить постепенно?

Многие мамы старательно носят малышей до года, а то и больше, и удивляются, почему же их чадо такое «ручное». В возрасте 9 месяцев кроху нужно постепенно приучать к самостоятельности. Однако сразу лишать его тактильного контакта нельзя, сначала приучите его к игре. Сыграйте с чадом в прятки: прикрывайте крохе глазки платочком, а потом спросите: «где мама?» – покажитесь ему «вот она». Скоро кроха будет сам сдергивать платочек, а вы из соседней комнаты отвечать ему. Нужно развить у ребенка способность представить, что даже если мамы не видно, она недалеко и придет по первому его зову.

Детей годовалого возраста старайтесь не укачивать, а убаюкивать: спойте песенку, почитайте, подержите, дайте любимую игрушку. Ночночок-проектор или светящийся мобиль не позволит чаду испугаться, если он проснется, ведь он не в полной темноте. Если малыш заплакал, обнимите его, приласкайте, но старайтесь не брать на руки.

Стимулируйте развитие крохи, наклоняйте его, чтобы он мог рассмотреть различные предметы: со временем карапуз поймет, что самому исследовать этот мир куда интереснее, чем просто видеть его с мамой. Попробуйте отвлекать внимание ребенка: покачайте коляску, покажите ему игрушку. Кладите ребенка в кроватку как только он начинает засыпать, старайтесь, чтобы он не спал с вами. Если малыш начал хныкать, не забирайте его сразу из кроватки, вполне вероятно, что он через пару минут успокоится и уснет. Старайтесь быть почаще рядышком, улыбаться и поглаживать ребенка, целовать, но без особой нужды не поднимать. Развивающие коврики и манежи тоже могут на время отвлечь внимание малыша и при этом сделать его самостоятельным исследователем. Проявите терпение и понимание и все обязательно получится!

Таким вопросом часто задаются мамы подрастающих детей и зачастую не задумываются - что такое мамины руки для ребёнка?

Давайте в этой статье разберемся с вами когда ребёнок самостоятельно слезает с маминых рук и нужно ли носить ребёнка на руках?

Я поделюсь своей статьей, которая была написана еще в 2010 году, но своей актуальности не потеряла до сих пор.

Место жительства - мамины руки

Каждая мама стремится дать своему малышу самое лучшее. Ей хочется, чтобы малыш рос крепким, здоровеньким, спокойным и уверенным в себе. Однако зачастую, на практике новоиспеченная мама попадает под давление бабушек, родственников, подруг, которые стремятся передать ей свои взгляды на процесс воспитания и взращивания ребёнка.

«Не носи на руках – а то потом не слезет!», «не клади спать рядом с собой – а то потом до школы не уйдет!», «корми строго по часам – а то избалуется!». Это лишь малая часть утверждений, которые мы часто встречаем. И здесь действительно важно разобраться и понять, как же делать правильно.

В первые 9 месяцев ребёнок чрезмерно нуждается в той обстановке, к которой привык за время беременности, к такому выводу пришли ученые-антропологи. По сравнению с другими животными, у нас очень большой мозг, а женский таз для родов умного ребёнка не достаточно широк.

Чтобы голова смогла пройти по родовым путям, наши дети рождаются недоразвитыми, мелкими, нуждающимися в большей заботе. Таким образом, полный период вынашивания у человека длится не 9, а 18 месяцев: 9 внутри и 9 снаружи.

За все долгие месяцы беременности малыш привыкает быть постоянно вместе с мамой, слышать биение её сердца. Малыш привыкает к высокой температуре тела (не ниже 36 С), к постоянному мерному покачиванию, привыкает к ощущению своих границ, заданных стенками матки.

Ему комфортно в подобных условиях, он чувствует себя в абсолютной безопасности и спокойствии.

После рождения для малыша ничего не меняется. Он не ожидает, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои, пока и так не богатые, ресурсы.

Исходя из опыта, полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замёрзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам.

Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло, полученное от мамы.

Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша стимулируют не только кровообращение малыша, но и обеспечивают полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместного сна и кормления грудью.

Сразу вспоминается случай из практики:

Анюта, малышка в возрасте 1 месяца от роду, поразила инструктора по уходу с первого взгляда. Бледный, без единой кровинки тон кожи, грустный взгляд, хотя со стороны медиков претензий к здоровью крошки не было. Оказалось, что мама боится лишний раз брать ребёнка на руки, чтобы она не привыкла и не избаловалась… Когда маме объяснили, что для малыша это насущная потребность, а не проявление избалованности, и выдали соответствующие рекомендации, через 2 недели Анюту было не узнать: розовощекая, улыбчивая, с нормальной физической активностью девчушка.

  • В первые 40 дней ребёнку необходим максимальный физический контакт , т.е. мама в буквальном смысле слова не расстается с малышом ни на минуту: носит на ручках, спит вместе с ним, постоянно поглаживает и согревает его. Это так называемый «адаптационный период», когда малыш начинает перестраиваться от жизни в животе к жизни в большом мире. Такое поведение мамы дает ребенку ощущение полной безопасности и спокойствия, малыш не подвергается воздействию стрессов, ему не требуется бороться за свою жизнь и выживать.
  • Правильное ношение на руках помогает хорошему развитию опорно-двигательного аппарата, помогает правильному формированию всех отделов позвоночника и тазобедренного сустава, при этом у мамы не «отваливаются» спина и руки. Постепенно, по мере взросления, малыш сам просится полежать отдельно, чтобы потренировать навыки переворачивания и ползания. Однако, физический контакт по-прежнему сохраняется: мама вместе с малышом делает все дела по дому, вместе гуляют и отдыхают.
  • Принимая участие в маминых заботах, внимательно наблюдая за ее действиями, ребёнок получает огромное количество познавательной информации, которая обеспечивает его умственное развитие.Грамотная организация времени помогает маме не уставать, поскольку все дела мама делает вместе с ребёнком, а затем, во время его сна, отдыхает сама.
  • Совместный сон с мамой является такой же насущной необходимостью для ребёнка, как и постоянное пребывание у нее на руках. Известно, что более 70% сна новорожденного занимает поверхностный сон, во время которого малыш чутко отслеживает окружающую его обстановку. Если он спит, уютно устроившись рядом с мамой, то во время такого сна мозг ребёнка может заниматься саморазвитием, а не следить за своей безопасностью. Также следует помнить, что совместный сон является профилактикой «спонтанной детской смертности»: когда рядом находится мама, она своим дыханием, биением сердца напоминает малышу о необходимости сделать вдох.

Удобство совместного сна можно продемонстрировать на примере:

Недавно к инструктору по уходу обратилась Наталья. Уставшая, измученная, раздраженная она никак не могла понять, почему материнство не приносит ей радость. Оказалось, что бабушка, жившая вместе с молодой семьей, настаивала, чтобы малыш спал в кроватке.

Игорюша, уютно засыпавший под маминой грудью, при первой же попытке переложить его в кроватку просыпался, начинал плакать, и мама была вынуждена начинать убаюкивать его заново, вставая по 5-7 раз за ночь к малышу.

Наташа не успевала ни выспаться, ни отдохнуть. Ночное недосыпание сказывалось днём, когда сил справляться с малышом абсолютно не было, а Игорь с каждым днем становился плаксивее и раздражительнее.

Все наладилось, когда маме объяснили важность ночного совместного сна, рассказали про врожденные ожидания малыша, показали, как организовать пространство для сна, сделали его безопасным, а маму научили спать с уютно устроившимся рядом с ней малышом.

У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Если же мама постоянно стремится отложить ребёнка от себя, поменьше брать его на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки.

Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается . Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше.

Пожалуй, для молодой матери нет ничего приятнее, чем держать в объятиях своего новорожденного ребенка. Но если он изо дня в день совершенно не желает находиться в кроватке и все время настойчиво требует, чтобы мама взяла его на руки, у женщины непроизвольно появляется чувство усталости и раздражения, что, конечно, тут же сказывается на крохе. Особенно трудно приходится тем мамочкам, которые вынуждены ежедневно с утра до вечера находиться с малышом один на один. В таких случаях возникает закономерный вопрос: как отучить ребенка от рук?

Почему ребенок просится на руки?

В первую очередь родителям необходимо понять, что грудной ребенок не способен проситься на руки «из вредности». Постоянное требование находиться рядом с мамой всегда связано с необходимостью удовлетворить какие-либо потребности. И так как по-другому выразить свое недовольство кроха не может, он начинает капризничать и плакать, чтобы обратить на себя внимание родителей.

Основные причины того, что ребенок все время просится на руки, могут быть следующими:

  • у него что-то болит. Часто детей первых месяцев жизни мучают кишечные колики, и неприятные ощущения проходят, когда мама прижимает младенца к себе. Кроме того, в возрасте 5-6 месяцев у грудничков уже начинают резаться первые зубы, и это тоже непростой для них период, пережить который гораздо легче рядом с самым близким человеком. И наконец, любое заболевание, особенно сопровождаемое повышением температуры, заставляет малыша чаще проситься на ручки;
  • ребенку некомфортно. Возможно, ему не нравится постельное белье или его одежда. Может быть, в детской комнате слишком жарко или, наоборот, холодно. Младенцы очень чутко реагируют на условия окружающей среды и обязательно сообщат маме и папе, если эти условия их не устраивают.
  • ребенку скучно. Новорожденные спят практически целыми сутками. Но чем старше становится ребенок, тем интереснее ему наблюдать за окружающим миром. Поэтому вполне понятно, что малыш будет стремиться расширить границы своего познания, досконально изучив собственную кроватку;
  • он боится потерять маму. Причем в буквальном смысле. Дети до года воспринимают себя и мать как единое целое и просто не могут представить, что мама может исчезнуть. Когда мамочка выходит из комнаты, малыш не может понять, что она вернется через некоторое время, и его одолевает сильный страх.

Психологи утверждают, что грудной ребенок тонко чувствует эмоциональное состояние мамы и атмосферу в семье. Поэтому нередко дети, растущие в обстановке ссор, скандалов и маминых слез, бывают очень беспокойны. Успокоиться они могут только в надежных объятиях матери. Поэтому когда малыш все время плачет и просится «на ручки», специалисты настойчиво рекомендуют в первую очередь обратить внимание на психологический микроклимат в семье и отношения между супругами.

Нужно ли носить ребенка на руках?

Давным-давно бытовало мнение, что приучать грудного ребенка к рукам нельзя. Считалось, что «потом не слезет». Такая точка зрения была распространена еще во времена наших бабушек и была вполне объяснима, ведь тогда в ясли отдавали даже грудных детей, мотивируя это необходимостью выйти на работу. К счастью, в сегодняшнем мире эта практика безнадежно устарела и больше не применяется.

Исследователи доказали, что детям грудного возраста жизненно необходимо постоянно быть рядом с матерью. Это как нельзя лучше влияет на их психоэмоциональное развитие. Причем мама должна не просто присутствовать, а в полной мере удовлетворять потребность новорожденного в тактильном контакте. Существует теория, согласно которой недостаток тактильных контактов в раннем детстве (попросту говоря, маминых объятий и прикосновений) напрямую связан с возникновением психологических проблем в сознательном возрасте. Более того, дети, недополучившие маминой ласки в младенческом возрасте, могут хуже развиваться не только психически, но и физически: они склонны к нарушениям речи, энурезу и другим отклонениям в здоровье.

Детишки, которых часто носили на руках, вырастают более спокойными и уверенными в себе, активно познают окружающий мир и опережают сверстников по показателям нервно-психического развития. Именно поэтому педиатры всего мира советуют мамам не ограничивать малыша в желании побыть на руках родителей и просят отказаться от опасений, что ребенок будет и в дальнейшем постоянно проситься к маме. Время пролетит незаметно, и совсем скоро кроха уже не захочет спокойно сидеть на маминых ручках, желая поскорее освоить новые пространства и узнать что-то интересное. Для тех родителей, которые разделяют точку мнения специалистов, уже давно придуманы специальные вспомогательные устройства, которые помогут маме и папе заниматься своими делами без ущерба общению с ребенком – например, слинг или эргономичный рюкзак.

Как отучить грудного ребенка от рук без стресса и слез?

Если несмотря ни на что мама все же твердо решила отучить малыша от рук, она непременно должна постараться, чтобы этот процесс прошел наименее болезненно для него. Нужно помнить, что совсем отказывать ребенку в объятиях недопустимо. Отучение от рук будет означать лишь некоторое сокращение ежедневного количества минут, проводимых младенцем на руках матери.

Как уже говорилось, первоочередная задача мамы – понять причину, по которой ребенок не желает находиться в своей кроватке. Вполне возможно, что требование маминой ласки обусловлено временными обстоятельствами, и после их устранения ситуация нормализуется. Если же этого не произошло, а мать находится на грани нервного срыва от усталости, раздражения и нехватки времени, то можно попробовать сделать следующие шаги:

  • по возможности ненадолго оставляйте малыша с мужем или родственниками, но при этом будьте готовы в любой момент прийти к ребенку, когда ему это потребуется. Он должен чувствовать, что мама рядом и сразу придет, если ее позвать. Такой подход поможет немного снять нервное напряжение. Ребенок в это время будет привыкать к «другим» рукам, и в будущем ему будет легче обходиться без маминых;
  • не ограничивайте длительность и частоту тактильных контактов резко. Попробуйте постепенно заменять их играми, разговорами и любыми другими занятиями, во время которых малыш будет находиться в кроватке, манеже, на диване или на застеленном покрывалом полу;
  • оставляя малыша в кроватке, позаботьтесь о том, чтобы ему не было скучно. Для этого используйте яркие интересные игрушки и периодически меняйте их. Кроме того, можно повесить на кроватку музыкальный модуль с двигающимися предметами: большинство детей надолго увлекаются наблюдением этого нехитрого процесса. Если малыш лежит на безопасной горизонтальной поверхности, с которой не может упасть, его можно оставлять на развивающем коврике. Конечно, не забывайте регулярно проверять, все ли в порядке, если ненадолго выходите из комнаты;
  • в первые месяцы жизни в качестве подмоги можно использовать коляску, детское автокресло или шезлонг-качалку. Иногда ребенку необходимо просто видеть маму, и тогда он перестает проситься на руки. Мать в это время может заниматься своими делами.

Не злитесь на малыша, если он настоятельно требует вашего внимания и объятий несмотря на все ваши усилия отучить его от рук. Возможно, он еще не до конца адаптировался к окружающему миру, и тепло маминых рук для него жизненно необходимо. В этом случае остается лишь смириться и помнить о том, что совсем скоро этот период пройдет. Попробуйте взглянуть на ситуацию с другой стороны: вы – целый мир для вашего ребенка, и можете гордиться и наслаждаться этим.

Рожденный в любви ребенок не может утомлять или раздражать родителей. Но человек слаб, а накопившаяся за месяцы вынашивания малыша усталость рано или поздно дает о себе знать. Молодой маме, еще совсем недавно счастливой и умиротворенной, кажется, что ее чадо превратилось в настоящего диктатора, который прекращает капризничать только у нее на руках. Поэтому очень часто встает вопрос: как отучить ребенка от рук?

Драматический период

Замечательный польский писатель, педагог и гуманист Януш Корчак сказал: «детство – это не рай, а настоящая драма».

Маленькому человечку, недавно появившемуся на свет, невдомек, что он может как-то помешать маме.

Разобраться в причинах «капризов» малыша, который за несколько месяцев привык к рукам мамы, несложно. Для этого нужно попытаться поставить себя на его место.

Стрессовая ситуация

Еще совсем недавно малыш жил и развивался в небольшом уютном мирке. Он находился в полной безопасности и чувствовал постоянное присутствие самого главного человека в своей жизни – мамы.

Но однажды все изменилось. В один прекрасный день ребенок оказался в совершенно ином измерении, в котором все пока кажется ему странным и непонятным. Для адекватной адаптации к новым условиям ему необходима мама.

Медики именуют первые два-три послеродовых месяца «четвертым триместром». Именно в первые месяцы жизни малыша в новом мире его связь с мамой должна быть особенно тесной. Только прикосновение ласковых маминых рук может успокоить ребенка. Находясь в тактильном контакте с матерью, малыш по-настоящему счастлив. Таким образом «рождается» чувство доверия.

По мнению ученых, именно «ручной» ребенок, став взрослым, сохраняет искреннюю любовь к матери.

Если на сигналы, которые подает ребенок, не поступает отклика, чувство доверия оказывается не вполне сформированным. В итоге это негативно отражается на всей дальнейшей жизни человека. Многие люди, еще в детстве утратившие эмоциональный контакт с матерью, всю жизнь не могли избавиться от ощущения одиночества в кругу семьи. Психологи полагают, что человек, которого в раннем детстве постарались «сбыть с рук», едва ли сам сможет стать хорошим отцом или матерью.

Это важно!
Реакция матери на зов малыша должна быть своевременной. Не стоит хватать его на руки раньше, чем он об этом попросил. Но ждать истерики тем более не нужно.

Это главное условие корректного развития маленького человека.

Когда отучение действительно необходимо?

Молодую маму, привязанную к своему малышу, легко могут сбить с толку соседки, подруги родственники и даже педиатр, давая как дельные советы по воспитанию, так и совершенно бесполезную информацию. Наслушавшись разных мнений, познакомившись с современными методиками воспитания, молодая женщина невольно убеждается в том, что тесный контакт с грудничком на протяжении нескольких месяцев – едва ли не патология. Мамы ходят видеть своих детей не только здоровыми, но и самостоятельными и успешными. Некоторые психологи считают, что «ручные» дети патологически привязаны к матерям и даже став взрослыми, не утрачивают инфантильности.

Не стоит принимать чужое мнение близко к сердцу. Принимать решение нужно, руководствуясь только родительской интуицией.

Отучение малыша от рук актуально в нескольких случаях:

  1. Мама грудного ребенка может сильно уставать. В этом случае целесообразно обсудить ситуацию с супругом. Если есть возможность, лучше нанять помощницу по дому. Если таковой возможности нет, рекомендуется «подключить» бабушек и тетушек. Это даст возможность матери уделять больше внимания своему малышу. Но если ни один из вариантов невозможен, то пребывание грудничка на руках нужно ограничивать. Ведь ребенку нужнее спокойна и отдохнувшая мама.
  2. К сожалению, многим молодым мамам приходится выходить на работу, не дожидаясь окончания «четвертого триместра». В этом случае раннее дистанцирование от матери оправдывается. Но отказывать младенцу в тактильном контакте не стоит. Педагоги и педиатры рекомендуют приучать его к другим людям – бабушкам, няням, сестрам. А в свободное от работы время эмоциональный контакт можно наладить.
  3. Бывает, что мамы патологически боятся за своих малышей. Даже дома, вместо того, чтобы позволить крохе поиграть на полу, держать его на ручках. В этом случае, страх мамы передается ребенку, он начинает воспринимать мир как потенциально опасное место. И как результат – просятся на ручки всегда и везде.
  4. После шести месяцев малыш уже должен активно познавать мир, а не сидеть на руках. Поэтому, начиная с пяти- шести месяцев нужно плавно отучать его от маминых рук, привлекая к изучению мира и поощряя навыки ползания.

Ирина, мама Игната, 1 год: «Я сама виновата, что приучила сына к ручкам. У нас дома живет собака, и вместо того, чтобы отдать ее кому-то, я держала Игнатика все время на руках. Ведь как ни мой собаке лапы, а микробы все равно есть! В 5 месяцев, когда он начал ползать, я ограничивала его только детской, куда собаку не пусками. В итоге ему 1 год, и он просится на ручки и в гостях в незнакомой обстановке, и даже на улице, когда видит собаку. Отучаем, конечно, но сейчас это уже очень проблематично».

Как нужно действовать

Мнения относительно того, как отучить ребенка проситься на руки, разнятся. Нередко молодым мамам советуют не обращать внимания на плач детей.

Важно понимать, что игнорирование сигналов малыша может привести к серьезной психической травме.

К сожалению, гиперактивных и агрессивных детей сегодня немало. Нередко результат такого поведения кроется в некорректном поведении матери в самый важный для обоих период.


Услышав плач своего чада, некоторые молодые мамы подхватывают его на руки и начинают качать. С течением времени малыш начинает понимать, что для того, чтобы привлечь внимание мамы, нужно заплакать. Отучить проситься на руки такого манипулятора, действительно, сложно.

Вариант первый: просто быть рядом

Так, если хнычущий малыш сух, накормлен и здоров, необходимо прибегнуть к надежному «бабушкиному» средству:

  1. Уложить ребенка на пеленальный столик.
  2. Аккуратно раздеть его.
  3. Деликатными, нежными поглаживаниями «пройти» все его тельце.

Каждое действие важно сопровождать ласковым воркованием. Такой массажик, близость мамы и ласковый, успокаивающий звук ее голоса сделают свое дело. Грудничок не только быстро успокоится, но и со временем сам отвыкнет «от ручек».

Вариант второй: отвлекаем развлекая

Если ситуация стала патологической, ребенок постоянно на руках и вы не знаете как отучить – рекомендуется предпринять следующие меры:

  1. Почаще разговаривать с малышом (рекомендуется петь маленькому колыбельные, рассказывать ему стихи);
  2. Повесить над кроваткой ребенка интересную игрушку (когда она перестанет привлекать его внимание, ее следует заменить);
  3. Приобрести коврик-развивашку, соответствующий возрасту малыша;
  4. Гулять с малышом утром и вечером и стараться привлечь его внимание к изучению окружающего мира (позволять ребенку спать днем на улице не следует, он должен привыкать спать дома в послеобеденное время);
  5. Всегда оставаться в поле зрения бодрствующего младенца (актуально для первых 3-4-х месяцев его жизни).

Если малыш постоянно на руках уже долго, то не нужно резко менять воспитательную стратегию. Дабы не травмировать свое чадо, действовать нужно мягко и последовательно. Но много зависит от возраста малыша.

Если ребенку только месяц

Многие мамы задаются вопросом, можно ли отучить ребенка от рук в 1 месяц. Случаев, когда многочисленная родня «затискивает» новорожденного, который потом не может спать иначе, как на руках, достаточно много. Поэтому этот вопрос может возникнуть у молодой женщины по причине сильной усталости.

В этом случае важно понять следующее: в 1 месяц ребенка невозможно отвлечь игрушками и прочими интересностями. Ему нужна только мама. С каждой неделей эта зависимость будет меньше. Первые же четыре недели маме желательно находиться при младенце постоянно, этот сложный период надо просто переждать.

Малышу два месяца

Уже в 2 месяца кроха начнет активно познавать окружающий мир. В этом возрасте ребеночек уже различает цвета, разглядывать свою кроватку, комнату, окружающих. Слух малыша становится лучше, он реагирует на отдельные слова, а когда слышит ласковый мамин голос, улыбается. Поэтому он с удовольствием разглядывает детские игрушки, например, музыкальный мобиль, слушает звуки его музыки, давая маме передышку.

Отучать его от рук ни в этом возрасте, ни в 3 месяца, не нужно. Тактильный и эмоциональный контакт все еще жизненно необходим маленькому человеку.

Крохе четыре месяца

Потребность постоянно находиться рядом с мамой постепенно сходит на нет, когда малютке исполняется 4 месяца. В этом возрасте малыш начинает активно интересоваться игрушками. Он узнает лица родных и при их появлении радостно воркует. И малышу бывает достаточно просто видеть маму.

Оксана, мама 4-месячной Виолетты: «Дочка не то чтобы постоянно просилась на ручки, но очень часто делала это в неподходящее время. Например, я готовлю ужин для семьи, а она требует внимания. Игрушки и мобили в кроватке уже не помогали. Тогда мы купили совсем простое сиденье-качалку с ремнями безопасности, чтобы не выпала. Я ставлю его на кухне и готовлю спокойно. Дочка меня видит, играет с погремушкой. Все счастливы».

Ребенку исполнилось полгода

По мнению большинства педагогов, постепенное отучать ребенка от рук нужно только в 6 месяцев. Обычно к этому времени режим дня малыша «устаканивается» и мама быстро выясняет причину его плача.

Пора приучать его развлекать себя самостоятельно. Но это не значит, что ребенка надо оставить одного на полдня. Когда малыш позвал плачем, то брать его на руки нужно только в экстренных ситуациях. Если мама точно уверена, что здоровье ребенка в порядке, то лучшим решением будет просто посидеть рядом или поиграть с ним. После того как кроха успокоится, нужно ненадолго оставить его одного минут на 10-15. Затем вернуться, сказать что-нибудь, дать другую игрушку. Малыш должен знать, что мама рядом и всегда готова прийти к нему на помощь.

Это важно!
Оставлять 6-месячного малыша одного можно только в кроватке или манеже! Даже самое безопасное помещение может стать источником травмы.

Малышу уже год

Сложной можно назвать ту ситуацию, когда мама не успела отучить ребенка от рук до достижения им шестимесячного возраста. В 1 год кроха может осознанно требовать внимания к своей персоне в самые неподходящие моменты жизни.

Но исправить ситуацию достаточно просто. Мария Монтессори в этом случае советует прибегать к тактике переключения внимания. Так, если ребеночек раскапризничался, нужно привлечь его внимание к игрушке или любому другому предмету. В этом возрасте стратегия переключения внимания работает идеально.


В этом же возрасте, по мнению Монтессори, следует приучать малыша к самостоятельности. Он должен знать, что мама находится рядом, но «трястись» над ребенком, который успел увлечься своими игрушками, не стоит. Достаточно обезопасить место для игр, убрать все потенциально опасные предметы в помещении, закрыть розетки.

Увеличивать время, которое малыш проводит в одиночестве, нужно постепенно. А когда крохе исполнится 1,3 года, можно смело начать совместные посещения детского развивающего центра. Чаще общаясь со своими сверстниками, ребенок скоро поймет, что мир мамой не заканчивается. Увлеченный открытиями, он вскоре перестанет капризничать и проситься на руки.

Это важно!
Если малыш находится в хорошем настроении и в поисках общения идет на руки сам, отталкивать его не стоит. Проявление ласки и постоянное пребывание на руках – это разные вещи.

Напоследок

На вопрос, стоит ли отучать малыша от рук как можно скорее, корректно ответить может только сам ребенок. Одинаковых детей не бывает, и все в конечном итоге зависит от его индивидуальных особенностей. Бывают настолько самостоятельные дети, что им вообще не нужны «ручки», достаточно лишь поменять памперс. Некоторые малыши и в 3 года любят забраться к родителям на коленки и пообниматься.

Важно только помнить, что дети растут очень быстро. Пройдет совсем немного времени, и ребенок заявит, что он уже слишком большой, чтобы идти «на ручки».

Видео