ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    1. Задачи являются разными по своей структуре. В этом случае перенос навыка будет ухудшать выполнение деятельности, мешать образованию нового навыка. Такое явление называется отрицательным переносом или интерференцией навыков . (беглое чтение мешает проверять ошибки)

    2. Ранее приобретенный навык облегчает приобретение нового, наблюдается положительный перенос или индукция навыков .
Следовательно, перенос навыков всегда подразумевает осуществление интеллектуальной деятельности человека по оценке структуры задач, стоящих перед ним, и выбор адекватных способов действия. Способы успешного выполнения действия , адекватные целям и условиям деятельности называются умениями. Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета, операций по выявлению этой информации, её сопоставлению и соотнесению с действиями, другими словами, умения всегда опираются на знания.

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности . Они могут быть разделены на гигиенические, учебные, спортивные и др. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:


    • двигательные навыки, они складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе ;

    • умственные навыки, они складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой.
Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде и учении, вносят в деятельность человека определённый ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Взаимодействие навыков

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрица­тельное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научив­шись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков использу­ется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выпол­нять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык ана­лиза литературного текста переносится на другие учебные тексты,

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерфе­ренция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту учащиеся заменяли некоторые буквы этого шрифта печатными и письменными. В этих фактах проявляется интерференция навыков чтения и письма обычного шрифта на на­вык начертания букв стандартным чертежным шрифтом (рис. 6).

Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается различно. По-русски это тридцать два (30+2) , по-немецки dreibig (2+30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски на уроках математики. Вместо 32 они считывают 23, переставляя цифры в числе.

Навык беглого чтения мешает учителю русского языка ви­деть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.

Явление интерференции навыков связано с иррадиацией воз­буждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нерв­ной системе.

Зная, что при выработке новых навыков происходит их пе­ренос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупрежда­ет интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: “А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная”. Так учащиеся упражняются в созна­тельном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учи­тель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

  • 8. Техника двигательных действий(структура, фазы)
  • 9. Основные характеристики техники движений (временные, пространственные, пространственно-временные, ритмические).
  • 10. Принципы отечественной системы фв.
  • 11. Принципы методики фв и их реализация в процессе занятий фу.
  • 12. Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы как средства фв.
  • 13. Общепедагогические методы, применяемые в фв.
  • 14. Методы упражнения в фв(строго регламентированного упр., игровой, соревновательный)
  • 15. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов фв. Виды нагрузок и интервалы отдыха.
  • 16. Методы строго регламентированного упражнения и их классификация.
  • 18. Метод круговой тренировки.
  • 19. Двигательные действия как предмет обучения в фв. Основы формирования дн.
  • 20.Характеристика ду и дн. Структура процесса обучения дд.
  • 21. Игровой и соревновательный метод в фв.
  • 23. Средства и методы воспитания силовых способностей.
  • 26. Понятие скоростно-силовых способностей, многообразие их проявления. Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движения.
  • Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движений.
  • 27. Методика воспитания быстроты двиг реакции (простой и сложной двигательной реакции).
  • 28. Определение выносливости, способы ее оценки, виды.
  • 29. Общая выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Специальная выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Характеристика и особенности средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей.
  • 32. Критерии дкс, средства и методика воспитания.
  • 33. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений.
  • 34. Гибкость и ее виды. Средства и методы воспитания гибкости.
  • 35. Понятие осанки, виды осанки, методика ее воспитания.
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).
  • 37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.
  • 38. Общая и моторная плотность урока.
  • 39. Нагрузка и ее регулирование в уроке фк.
  • 40. Характеристика программы по фв для среднеобразовательной школы.
  • 41. Планирование в фв, виды планирования.
  • 42. Технология разработки поурочного плана на четверть при планировании занятий по физическому воспитанию в школе.
  • 43. Подготовка преподавателя к уроку, организационное обеспечение урока.
  • 45. Особенности проведения занятий по фв с учащимися смг.
  • 46. Формы построения занятий в фв.
  • 47. Фк в режиме дня школьника.
  • 48.Контрольные упр.(тесты) для определения уровня развития физ.Качеств, применяемой в школьной практике.
  • 49. Контроль в фв. Виды контроля и их характеристика.
  • 50. Оценка и учет успеваемости учащихся по фк.
  • 50.Внеклассная и внешкольная работа по фв.
  • 51. Фв в семье.
  • 52-53. Фв детей раннего и дошкольного возраста.
  • 54.Фк в вооруженных силах.
  • 55. Фв в ссуЗе
  • 56. Фв в вуЗах.
  • 57. Особенности фв студентов основного и отделения спортивного совершенствования.
  • 58. Особенности фв студентов специального отделения.
  • 59. Ппфп.
  • 60. Фк в быту взрослого населения.
  • 61. Фк в пожилом и старшем возрасте.
  • 62. Физкультурные потребности и их характеристика.
  • 63. Психолого-педагогические особенности формирования физкультурно-спортивной мотивации.
  • 64.Сущность афк. Формы занятий с инвалидами. Особенности методики занятий, физк.-оздор.И спорт.Работа с инвалидами.
  • 65. Определение понятий: спорт, соревн. Д-ть, спорт. Д-ть, сисмема подг. Спортсмена, спорт. Движение, спорт. Достижения, спорт. Тренировка.
  • 66. Социальные функции спорта (эталонно – спортивная, эвристическая, социализирующая, эстетическая, прикладная, экономическая и т.Д.)
  • 67. Структура тренировочного процесса.
  • 68. Факторы влияющие на соревновательную деятельность.
  • 69. Общая характеристика подготовки спортсмена.
  • Основные компоненты в системе подготовки спортсмена.
  • 70. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.
  • 74. Структура и виды микроциклов тренировки.
  • 75. Структура и виды мезоциклов тренировки.
  • 76. Структура и виды макроциклов тренировки.
  • 76. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.
  • 72. Тактическая подготовка спортсмена
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).

    Перенос навыков -влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков.

    Положительный перенос - взаимодействие навы­ков, при кот. ранее сформированный навык облегчает процесс фор­мирования последующего (наличие структурного сходства на главные факторы).

    Отрицательный перенос - взаимодействие навы­ков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс форми­рования последующего.

    Перенос навыка может иметь различный характер.

    Односторонний перенос . Возникает когда формирова­ние одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

    Взаимный перенос . Это перенос с одного двигательного дей­ствия на другие и обратно.

    Прямой перенос . Формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

    Косвенный (опосредованный) перенос. Это вид переноса, при ко­тором ранее сформированный навык создает только благоприятные пред­посылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса ос­новано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в из­бранном виде спорта.

    Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит ког­да структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и ко­пья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых дви­жений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

    Обобщенный перенос когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передви­жения общая задача - сохранить равновесие.

    Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные орга­ны тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или но­гой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

    Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать: при классификации физических упражнений; при разработке программ по физическому воспитанию; при планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий; при подборе систем подводящих упражнений.

    37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.

    Урок явл общепринятой формой систематических занятий, как ФВ так и спорт подготовки.

    Урок состоит из 3 частей: подготовительная, основная, заключительная.

    Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функ­цию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учеб­но-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7-10% от­водимого на урок времени.

    Типичными задачами вводной части являются:

    Организовать занимающихся.

    Активизировать их внимание.

    Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

    Создать соответствующую психологическую установку и положитель­ное эмоциональное состояние.

    Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам. Для решения задач вводной части урока можно использовать разнооб­разные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, раз­личные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упраж­нения, хорошо знакомые игры. Очень эффективны и эмоциональ­ны упражнения с предметами.

    Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания

    Формирование знаний в области двигательной деятельности.

    Обучение ДУ и ДН общеобразовательно­го, прикладного и спортивного характера.

    Развитие общих и специальных функций опорно-двигательного ап­парата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и под­держание хорошей осанки; закаливание организма.

    Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстети­ческих качеств.

    Продолжительность основной части составляет 80-85% времени, от­водимого на урок.

    Для решения поставленных задач могут применяться любые физичес­кие упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими про­граммами.

    Заключительная часть урока имеет следующие функции:

    1. Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

    2. Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориента­ция их в дальнейшей работе.

    Типичными задачами третьей части урока являются:

    Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функ­циональное состояние; фиксировать правильную осанку.

    Подвести итоги учебной деятельности.

    Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного заня­тия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

    Ее продолжительность 3-5% времени, отведенного на урок.

    Взаимодействие (перенос) навыков.

    Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое вли­яние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навы­ков.

    Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

    Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

    Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последу­ющего. Например, навык "подъёма завесом" на гимнастической перекладине мо­жет замедлить освоение "подъёма верхом"; то же самое возможно при одновре­менном обучении сальто назад и перевороту назад.

    Перенос навыка может иметь различный характер:

    Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одно­го навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

    Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

    Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сра­зу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

    Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для при­обретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифичес­ких двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

    Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структу­ра изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сход­ства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и пре­емственность заданий и вся система, так называемых, подводящих упражнений.

    Обобщённый перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь струк­турного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в дви­жениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осу­ществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить рав­новесие.

    Перекрёстный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела,

    когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.

    Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер вза­имодействия навыков необходимо учитывать.

    Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.

    Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

    Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

    Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык на гимнастической перекладине может замедлить освоение; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

    Перенос навыка может иметь различный характер.

    Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

    Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

    Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

    Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

    Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

    Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить равновесие.

    Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

    Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

    При классификации физических упражнений;

    При разработке программ по физическому воспитанию;

    При планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;