В процессе учебных занятий у детей формируются качества для достойного дальнейшего обучения: творчество, спокойно сидеть за столом и сосредоточенно работать

Гигиенические требования

А. продолжительность занятий должна соответствовать возрасту, а с возрастом она увеличивается

Б. необходимо учитывать нагрузки на центральную нервную систему

В. должно быть правильно составлено расписание занятий

Г. необходимы на учебных занятиях физкультурные паузы

Д. на занятиях можно использовать игровые моменты

Е. необходимо использовать различные технические средства обучения

Ж. необходимо соблюдать наглядность и объяснение

15. Гигиенические требования к организации прогулок и экскурсий.

Прогулка или отдых на свежем воздухе способствует укреплению здоровья к профилактике утомления, положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита и лучшему усвоению питательных веществ, оказывает закаливающий эффект, даёт возможность удовлетворять потребность в движении. Длительность прогулки зависит от сезона года, но даже в холодное время года должна составлять не менее 3 – 4 часов. Продолжительность прогулки зависит от её организации. Особое значение имеет подготовка к прогулке. Не следует затягивать одевание детей. Следует своевременно формировать навыки самообслуживания, привычку рационально складывать одежду. Ускорению подготовки способствует удобная обстановка мебели и ожидание интересной прогулки. Детей ясельной и младшей группы следует выводить малыми группами. На прогулке должны быть использованы разные занятия (наблюдение за природой, игровая деятельность, спортивные игры). В старших группах рекомендуется уделять время подвижным играм. Обязательно учитывается тепловой режим. В зимний период не рекомендуются прогулки, если температура воздуха менее -15 о С для младших, менее -20 о С для старших. При этих же температурах и осадках сокращается продолжительность прогулки. Воспитатель должен следить за тепловым состоянием детей. Чтобы поддерживать тепловое состояние, надо чтобы ребёнок был хорошо одет, воспитатель должен контролировать воспитание детей, экскурсии при организации учитывают возраст детей и их физиологические возможности. Для младших групп экскурсия должна составлять не более 25-30 минут, для старших не более 45-50 минут, а для ясельной группы только на территории детского сада. Экскурсия проводится в сопровождении взрослых, тема экскурсий должна быть интересна детям, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Рациональная организация сна.

Сон является биологической потребностью человека. Во время сна прекращаются все виды деятельности, теряется контакт с внешним миром, почти отсутствуют движения, замедляются физиологические движения. Сон предназначен для снятия утомления и полноценного отдыха организма.

Продолжительность сна регламентируется в зависимости от возраста. Для новорождённых она составляет 21 час в сутки, для грудных 15-17 часов, для детей 3-х лет 13,5-15 часов, для детей дошкольного возраста 12 часов. Сон складывается из ночного и дневного сна. Ночной сон должен составлять 10-10,5 часов, а дневной 1,5-3 часа. Сон восстанавливает функциональное состояние нервной системы. Для организации более глубокого сна нужно соблюдать следующие правила:

А. укладывать ребёнка в одно и то же время

Б. перед сном необходимо проветривание помещения или небольшая прогулка

В. не есть за 2 часа до сна

Г. перед сном не следует проводить активных игр

Е. должна быть правильная организация спального места

Понятие о рациональном питании, его особенности у детей.

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее растущий организм необходимыми для его роста и гармонического развития энергией и необходимыми веществами в правильном соотношении и достаточном количестве.

Особенности

Первое и самое главное в подборе рациона – это правильное сочетание белков, жиров и углеводов. Для ребенка школьного возраста на каждый грамм белка должен быть один грамм жира и четыре грамма углеводов. Такое соотношение способствует наиболее оптимальному росту и развитию. Так же в рационе здорового ребенка должно быть достаточное количество фруктов и овощей. Недостаток витаминов для растущего организма крайне нежелателен. Тридцать процентов от общей массы пищи должны составлять именно фрукты и овощи. Очень важны для сбалансированного рациона белки. Их можно получить из мяса (лучше куриного или телятины), а также из яиц. Они очень полезны для растущего организма и способствуют более активному метаболизму (обмен веществ). В тоже время желательно исключить из рациона детей грибы, или хотя бы свести их до минимума, ведь эти продукты не желательны в больших количествах даже для здорового взрослого человека.

Очень важны для здорового питания детей и правильные соки. Большинство того, что предлагают магазины за своими пищевыми качествами не слишком отличается от газированных напитков, польза которых для ребенка весьма сомнительна. Так что лучше готовить соки или компоты из сухофруктов самим. Это будет полезной альтернативой магазинным напиткам. Также важно заменить разнообразные конфеты сухофруктами. Изюм, чернослив, сушенные бананы и яблоки лучше подойдут Вашему ребенку, чем искусственные сладости. Так же советуем заменить сахар медом. Последней намного полезней. Он вообще является наиболее экологически чистым продуктом, ведь пчела не возьмет нектар из плохого цветка. Но используя мед, важно помнить, что его нельзя заливать кипятком. Это плохо влияет на питательные свойства.

Очень важны в рационе ребенка и различные молочные продукты. Но здесь нужно быть особо осторожными. Во-первых, следует проверить индивидуальную переносимость ребенка к этим продуктам. Во-вторых, не покупать те из них, у которых срок годности больше восьми дней. Это значит, что они были обработаны химическими веществами.

Роль белков, жиров и углеводов в питании детей.

Белки

Белки – это структурные элементы новых клеток и тканей. Они являются незаменимыми ингредиентами в то время, как сами могут замещать жиры и углеводы. Белки входят в состав ферментов. Белки являются строительным материалом организма. При белковой недостаточности у детей отмечаются серьёзные нарушения с задержкой роста и развития, малокровие, авитаминоз, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Избыток белка также негативно влияет на детский организм, способствует обмену веществ, что приводит к ожирению, нарушению функции почек, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям. Детский организм чувствителен не только к количеству белка, но и его качеству. В желудочно-кишечном тракте белки расщепляются на аминокислоты, которые всасываются в кровь и идут на образование специфических белков ткани. Белки содержат заменимые и незаменимые аминокислоты. Наиболее важное значение имеют незаменимые аминокислоты, которые в организме не синтезируются. Особую ценность приобретают белки животного происхождения. Для детей раннего возраста особую ценность представляют молочные белки. В суточном рационе должно быть правильное соотношение между растительными и животными белками. Чем младше ребёнок, тем в большем количестве животных белков он нуждается. В первые месяцы жизни белки должны составлять 100% от общего количества, к 6 месяцам – 90%, к одному году – 75%, в период от 1 года до 7 лет – 60-65%.

Жиры

Жиры входят в состав клеток организма, регулируют процессы роста и развития, участвуют в обмене веществ, обеспечивают нормальный уровень иммунитета, играют роль запасного минерального вещества, играют защитную функцию, являются теплоизоляционным материалом. Жиры дают энергию для жизнедеятельности организма, являются носителями жирорастворимых элементов. При недостатке жиров нарушается обмен веществ, нарушаются процессы роста и развития, повышается утомляемость организма, возникает авитаминоз и может ухудшаться состояние кожи. Чрезмерное употребление жиров приводит к ожирению и вызывает глубокое нарушение обменных процессов. Должно быть сочетание растительных и животных жиров. Не рекомендуется вводить в питание детей твёрдые жиры, т.к. они практически не усваиваются организмом. Наиболее ценными для детей являются молочные жиры.

Углеводы

Углеводы – основной источник энергии. Они принимают участие в водном обмене, способствуют правильному значению белка и жира. При недостатке углеводов нарушается деятельность пищеварения, снижается работоспособность, появляется вялость, ухудшается настроение. При избытке ухудшается деятельность пищеварительных желёз, снижается аппетит, происходит усиленное образование жира. Жиры бывают лёгкоусвояемые. Они должны составлять 20% от общего количества углеводов. К углеводам относятся балластные вещества. К баласным веществам относится клетчатка. Она предупреждает запоры, усиливает желчеотделение, стимулирует явление холестерина, нормализует микрофлору кишечника. К балластным также относятся и пептиновые вещества. Они защищают слизистую оболочку пищеварительного тракта. Пептиновые вещества связывают химические вещества и гнилостные вещества и выводят их из организма.

Пожалуй, трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это полезно для здоровья, физического и умственного развития детей.

Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с;

Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.

Причина частой заболеваемости ребенка не может находиться в прямой зависимости от проведения прогулок в детском саду. Напротив, в детском саду реализуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья каждого ребенка.

Требования к оснащению территории детского сада: 1. Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки: все оборудование на участке должно быть в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов), малые игровые формы, физкультурные пособия и др. должно отвечать возрасту детей и требованиям СанПиН; 2. Выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать периоду осень-зима. Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей; 3. Ограждения детского сада не должны иметь дыр, проёмов во избежание проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей; 4. Ямы на территории должны быть засыпаны, колодцы закрыты тяжёлыми крышками; 5. При обнаружении на участке опасных и подозрительных предметов, немедленно сообщить администрации (охраннику), детей увести на другой участок или в помещение; 6. Ворота детского сада должны быть закрыты на засов; 7. В случае самовольного ухода ребёнка на его розыски немедленно отправлять сотрудника и сообщать о случившемся в ближайшее отделение милиции; 8. Должны быть соблюдены требования к изготовлению снежных построек (горок, дорожек для скольжения, снежных и т.д.)
При организации прогулок в осеннее - зимний период, следует: 1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями, не допускать: - обморожение, переохлаждение или перегревание организма ребенка; - намокание детской одежды, обуви; 2. Оградить детей от воздействия следующих опасных факторов, характерных для осенне-зимнего периода: - травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках; - травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели; - падение с горок, в случаях отсутствия страховки воспитателя (обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем во время скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания); - травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.; - травмирование ног воспитанников: при наличии ямок и выбоин на участке, при спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя; - травмы при скольжении по ледяной дорожке; - при организации труда дошкольников; - травмы, ушибы во время игр со спортивными элементами; - травмы, ушибы во время игр на мокрой и скользкой площадке; - травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком; - травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами); Не допускать: - заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки. - крыши всех построек очищать от снега, сосулек - посыпать песком.
Каждый воспитатель и все замещающие его педагоги должны учить детей узнавать опасные ситуации на иллюстрациях, разъяснять детям. Согласовать со старшей медицинской сестрой, заведующей возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха. Воспитатель должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям. Дети должны быть всегда обеспечены запасными вещами на случай непогоды, которые для этого заранее приносят родители;

Требования безопасности во время прогулки 1. Не допускается организация прогулки, труда на одном игровом участке одновременно 2 групп воспитанников, присутствие родителей на вечерней прогулке 2. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из помещения и спуска с крыльца, не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др. Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой: 1. Обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках; 2. Следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки; 3. Не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату; 4. Следить, чтобы дети не брали в рот грязный снег, сосульки; 5. При усилении мороза и ветра детей отвести в помещение детского сада;
Требования безопасности в ситуациях во время прогулки: 1. Все сотрудники, временно заменяющие на группе воспитателя, берут на себя функции по спасению детей. 2. При возникновении непредвиденных ситуаций необходимо: - обеспечить безопасность детей; - убедиться в отсутствии опасной ситуации; - сообщить администрации о случившемся, оказать первую помощь при несчастном случае; - сообщить в службу спасения по телефону, если этого требует ситуация.
Требования безопасности по окончании прогулки 1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя). 2. Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка. 3. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье. 4. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом. 5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время

Виды прогулок в детском саду

  1. По месту проведения:
  • на территории участка детского сада;
  • за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).
  1. По содержанию:
  • традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;
  • тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
  • целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
  • экскурсия (как правило, музейная): 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
  • поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.

Утверждено

приказом по МБДОУ

№ 63 от 02.09.2013г.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 6

от 30.08.2013г

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации прогулок

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии

¨ с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.

¨ требованиями СанПин 2.4.1. 3049-13;

¨ Уставом ДОУ.;

¨ инструкцией по охране жизни и здоровья детей, режимом воспитания и обучения детей.

1.2. Настоящее положение регламентирует организацию прогулок в Учреждении.

1.3. Положение обсуждается и принимается на Педагогическом совете учреждения и утверждается приказом руководителя ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Педагогическим советом ДОУ и утверждаются приказом руководителя.

2.Цели, задачи, виды прогулок.

2.1 . Прогулка - режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении.

2.2. Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

2.3.Задачи прогулки:

¨ оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

¨ способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

¨ оптимизировать двигательную активность детей;

¨ способствовать познавательно - речевому, художественно - эстетическому, социально - личностному развитию детей.

2.4. Виды прогулки (по месту проведения):

· на участке Учреждения;

¨ пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

¨ в функциональных помещениях детского сада (в актированные дни).

2.5. Виды прогулок по содержанию:

· Традиционная;

· Тематическая;

· Целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);

· Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

· Поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

3. Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.

3.1. Оборудование и санитарное состояние детского сада должно соответствовать требованиям СанПиН.

3.2. Зона игровой территории включает в себя площадку для игр с современным игровым оборудованием.

3.3 . Уборка территории участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории.

3.4 . При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.

3.5 . У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки.

4. Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

4.1. Перед выходом детей на прогулку дворник Учреждения осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

4.2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий.

4.3. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

4.4. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

4.5. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

4.6. В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

4.7. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

· Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

· Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

4.8. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

5. Требования к подготовке и возвращению с прогулки.

5.1. Подготовка и возвращение с прогулки.

5.2. Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

5.3. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

¨ воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

¨ помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

¨ воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

¨ в помощь при одевании каждой подгруппы раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала детского сада согласно «Графика оказания помощи сотрудниками при одевании детей на прогулку»;

¨ детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

5.4. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: вначале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.

5.5. Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем.

5.6. Помощник воспитателя помогает детям развязывать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в кабинку. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.

5.7. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру - мытье ног.

6.Требования к одежде детей:

¨ в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

6.1 .Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

7.Требования к содержанию прогулок на участке Учреждения.

7.1. Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

¨ наблюдение;

¨ двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;

¨ индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

¨ трудовые поручения;

¨ самостоятельная деятельность детей.

7.2. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем - наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

7.3. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

7.4. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

8. Организация наблюдений:

8.1. Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.

8.2. При планировании наблюдений воспитатель придумывает:

¨ оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;

¨ приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);

¨ приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

9. Организация детской активности:

9.1. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

¨ подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке:

¨ в младшей группе - 6 - 10 минут;

¨ в средней группе - 10-15 минут;

¨ в старших и подготовительных - 20-25 минут.

9.2. На вечерней прогулке: в младших и средних группах - 10-15 минут, в старших и подготовительных - 12 -15 минут. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте - спортивными играми, играми с элементами соревнований.

К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей;

организация самостоятельной двигательной активности, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;

индивидуальные задания (в соответствии с календарным планированием).

9.3. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.

9.4. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

9.5. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

9.6. Особенности организации двигательной активности в зимний период:

¨ в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

¨ при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого - либо текста.

Организация индивидуальной работы:

¨ в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно - речевому, социально - личностному, физическому или художественно - эстетическому развитию детей;

¨ с этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.

Трудовые поручения:

¨ воспитатель привлекает детей к сбору игрушек;

¨ оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки;

¨ уходу за растениями и т.д.

9.7. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующий санитарно - гигиеническим требованиям.

9.8. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельность детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.

10. Требования к организации прогулок за пределами участка Учреждения.

10.1. Планирование прогулок за пределы участка планируются со второй младшей группы.

10.2. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим.

10.3. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут исследования, согласовывать с руководителем детского сада. Маршрут движения группы должен предусматривать как можно меньшее пересечение проезжей части и, по возможности, использование только регулированных переходов.

10.4. Руководитель ДОУ проводит целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий за пределы участка детского сада со всеми работниками, сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку. Руководитель Учреждения издает приказ об ответственности за охрану жизни и здоровья детей.

10.4. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых на 15 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут следования и согласовывать его с руководителем Учреждения.

10.5. Если по каким - то причинам дети из группы остались в Учреждении, они по указанию руководителя Учреждения находятся под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.

10.6. Детей во время прогулок, экскурсий должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.

10.7. Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов и игрушек.

10.8. Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.

10.9. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.

10.10. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группу детей по левой стороне навстречу движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только в светлое время.

10.11. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы растянувшийся строй сгруппировался.

10.12. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным переходам, а если их нет - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

10.13. На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим ее сторонам лицом навстречу движению транспортных средств с поднятыми красными флажками. В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части сопровождающие остаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую часть после последней пары детей.

10.14. При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что их сигналы восприняты, старший сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают переход после последней пары детей.

10.15. Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов или перекрестков разрешается только как исключение, в одном случае: вне населенных пунктов при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка. Пересекать проезжую часть разрешается под прямым углом к краю проезжей части и только на участках без разделительной полосы и ограждений, там,где она хорошо просматривается в обе стороны. Перед началом пересечения группой проезжей части сопровождающие выходят на нее, становятся с поднятыми красными флажками лицом навстречу движению транспортных средств. Убедившись в безопасности перехода, старший сопровождающий подает команду, разрешающую начало перехода.

10.16. Необходимо избегать прогулок по улицам с большим движением.

10.17. По окончании прогулки, экскурсии, проверить количество воспитанников, сообщить руководителю о возвращении.

11. Требования к организации прогулки в помещениях Учреждения в актированные дни или при неблагоприятных погодных условиях.

11.1. В зимний период, в соответствии с графиком определения погодных условий, для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ, утвержденным приказом заведующей ДОУ исключается или сокращается время пребывания детей на свежем воздухе. В дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе необходимо компенсировать недостаток двигательной активности детей хорошо продуманной организацией динамической (двигательной) прогулки в помещениях учреждения, в соответствии с графиком прогулок в актированные дни.

11.2. В содержание прогулки в групповых и функциональных помещениях должны быть включены все структурные элементы (см. п. 6) с учетом имеющихся условий.

11.3. Организация прогулки при сниженной температуре в прогулочной зоне Учреждения с детьми раннего возраста:

¨ для наблюдения за изменением температуры необходимо наличие термометра: на высоте 80 см от пола;

¨ на прогулку и с прогулки детей сопровождает помощник воспитателя;

11.4. в начале прогулки воспитатель организует подвижные игры с большей двигательной активностью для поддержания положительно - эмоционального тонуса, в которых все дети участвуют одновременно или подгруппами, далее - игра средней подвижности;

11.5. в заключении прогулки воспитатель организует спокойные игры или самостоятельную деятельность детей.

12. Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

12.1. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 4 - 4,5 часа.

12.2. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

12.3. Проведение прогулок в зимний период регламентируется графиком определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ, утвержденный приказом заведующей ДОУ. Длительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей, соответствующих возрасту детей.

Группа

Температура воздуха

Сила ветра

1 младшая

До - 15

От - 12

Тихо

До 5 м/с

2 младшая

До - 20

От - 18

Тихо

До 5 м/с

Средняя

До - 25

От - 20

Тихо

До 7 м/с

Старшая и подготовительная

До - 24

До - 30

От - 25

До - 29

До 2 м/с

Тихо

До 10 м/с

До 3 м/с

Примечание: Запретом для проведения прогулок является сила ветра более 12 м/с и актированные дни.

12.4. График определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ размещается на информационном стенде Учреждения и доводится до сведения родителей на родительских собраниях.

12.5. В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда, во вторую половину дня - перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут.

12.6. В период полярной ночи прогулки с детьми раннего возраста, 2 младших и средних групп не проводятся.

12.7. Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 12 м/с.

  • 4.Понятие о здоровье. Основные определения и принципы оценки состояния здоровья детей.
  • 5.Факторы, определяющие здоровье
  • 6.Общественное здоровье. Показатели оценки общественного здоровья
  • 7.Физическое развитие ребёнка. Показатели физического развития. Группы здоровья детей
  • 8.Понятие о микроклимате и важнейших его показателях, влияние на здоровье детей
  • 9.Основные принципы построения режима дня в различных возрастных групп
  • 10.Значение игр и занятий для здоровья и развития детей. Требования к предметам и оборудованию для игр, игрушкам
  • 11.Особенности приёма новых детей в дошкольное учреждение
  • 12.Гигиена учебной деятельности: виды занятий, продолжительность. Гигиена трудовой деятельности: своеобразие и виды трудовой деятельности, гигиенические требования к орудиям труда
  • 13.Требования к проведению прогулок и экскурсий
  • 14.Понятие о рациональном питании. Основные ингредиенты пищи и их значение
  • 15.Роль белков, жиров, углеводов. Роль витаминов для здоровья. Роль минеральных веществ для организма ребёнка
  • 16.Естественное вскармливание и его значение для здоровья ребёнка
  • 17.Искусственное и смешанное вскармливание. Прикорм
  • 19.Воспитание правильной осанки, профилактика её нарушений
  • 20.Гигиенические требования к оборудованию и инвентарю в дошкольных учреждениях
  • 21.Организация системы закаливания в дошкольных учреждениях
  • 22. Принципы закаливания. Закаливание воздухом и водой. Значение солнечной радиации для закаливания
  • 23.Гигиена белья, одежды и обуви
  • 24. Готовность детей к обучению в школе.
  • 25.Эпидемический процесс и его звенья
  • 26.Понятие о дезинфекции (текущая, заключительная, профилактическая)
  • 27.Понятие об иммунитете
  • 28.Иммунопрофилактика в детском возрасте. Виды осложнений при введении прививок.
  • 29.Меры по предупреждению распространения инфекции в дошкольном учреждении
  • 30.Профилактика инфекционных заболеваний.
  • 31.Туберкулез, признаки, основы диагностики
  • 32. Профилактика туберкулёза
  • 33.Рахит и его профилактика
  • 34.Глистные инвазии. Аскаридоз, Энтеробиоз, Трихоцефалез. Профилактика
  • 35.Ангина, причины, признаки, осложнения, профилактика.
  • 36.Признаки и виды нарушения осанки у детей.
  • 37.Сколиоз, признаки, профилактика
  • 38.Плоскостопие, признаки, профилактика
  • 40.Острый ларингит, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 41. Острый бронхит, причины, признаки, доврачебная помощь.
  • 42.Острая пневмония, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 43.Бронхиальная астма, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 44.Обморок, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 45. Анемия у детей, причины, признаки.
  • 46.Аллергические кожные заболевания у детей, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 47.Ожоги, причины, признаки, доврачебная помощь.
  • 48.Отморожения, причины, признаки, доврачебная помощь.
  • 49.Укусы и ужаливания, причины, признаки, доврачебная помощь.
  • 13.Требования к проведению прогулок и экскурсий

    К прогулкам, экскурсиям допускаются дети дошкольного возраста не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

    При проведении прогулок, экскурсий необходимо соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.

    Группу воспитанников должны сопровождать двое взрослых, обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

    Участники прогулки, экскурсии должны надеть удобную одежду и обувь, нестесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

    Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя.

    Общая продолжительность прогулки, экскурсии составляет 1-3 часа.

    Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

    Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

    Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.

    При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.

    Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах.

    Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

    по окончании прогулки, экскурсии необходимо проверить по списку наличие воспитанников в группе.

    14.Понятие о рациональном питании. Основные ингредиенты пищи и их значение

    Рациональное питание характеризуется 2-мя сторонами:

    1.количественный состав пищи;

    2. качественный состав пищи (соотнош-ие белков, жиров, углеводов).

    Продукты питания в организме ребёнка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию.

    Пища реб-ка по своему кол-ву и кач-ву должна отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном кол-ве нужные реб-ку белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду и витамины).

    Быстрый рост реб-ка требует сравнительно большого кол-ва белка. При недостатке белка в пище у реб-ка теряется аппетит, появляется слабость, а затем и заболевание (пищевая дистрофия). Правильный обмен белков возможен при надлежащем соотношении их с др. пищевыми веществами (жирами, углеводами, минеральными солями).

    Жиры также участвуют в строении клеток организма, явл-ся источником энергии, а также носителями ряда витаминов.

    Потребность в углеводах индивидуальна. У некоторых детей от избытка углеводов появляется сыпь.

    Ежедневно в меню необходимо вводить определённое кол-во БЖУ. Завтрак 20-25% суточной калорийности; Обед 30-35%; полдник 15-20%; ужин 20-25%.

    Основными элементами необходимыми для жизнед-ти чел-ка явл-ся кальций, магний, калий, фосфор – участвуют в строении клеток и тканей; железо входит в состав гемоглобина. Детям дошкольн- возраста необходимо получать 15микрограмм железа в сутки. Также реб-ку необходимы медь, бром, йод, цинк, фтор и др микроэлементы. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма.

    Вода вместе с растворёнными в ней минеральными веществами составляет внутреннюю среду организма, являясь основной частью плазмы, лимфы, тканевой жидкости. 5 блюд в дневном рационе дошкольника должны быть жидкими.

    Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном кол-ве витамины. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма и высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.

    Основная дидактическая цель экскурсий – формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными объектами и явлениями.

    При организации труда детей воспитатель напоминает им правила пользования инвентарем, правила личной гигиены, соблюдает порядок выполнения работ. При организации детского труда используют только исправный инвентарь.

    При проведении экскурсий, прогулок за пределы территории детского сада воспитатель берет с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств.

    При проведении прогулок, экскурсий, организации труда на огороде, цветнике на детей возможны воздействие следующих опасных факторов:

    Падение с горок, «шведских стенок», на ледяных дорожках в случае отсутствия страховки воспитателя;

    Укусы насекомых, животных (кошек, собак);

    Отравление ядовитыми ягодами, растениями, грибами, плодами;

    Травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях, каруселях;

    Травмы ушибы во время игр на хозяйственном дворе, возле складов, мусорных контейнеров (если воспитатель недосмотрел за детьми и допустил пребывание детей в запрещенных местах);

    Солнечный и тепловой удары – в теплый период времени, обморожение, охлаждение – в холодный период года.

    При проведении прогулок, экскурсий предварительно осмотреть участок, маршрут движения детей с целью безопасного пребывания(территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя),исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм.

    Проверить состояние игрушек, инвентаря для труда на предмет их травмированности для детей.

    осмотреть одежду, обувь детей на соответствие погодным условиям, В жаркие летние дни дети должны иметь светлые головные уборы.

    Требования безопасности по окончании прогулки, экскурсии:

    Очистить верхнюю одежду детей, обувь от снега, грязи, песка.

    Организовать спокойный заход детей в помещение детского сада под присмотром воспитателя и младшего воспитателя.

    Проверить, как дети сложили в шкафчики одежду. При необходимости переодеть ребенка в чистое сухое белье.

    Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.

    Вымыть и убрать в специальное отведенное место выносной игровой материал.


    19. Дайте определение понятия «принципы обучения», перечислите и охарактеризуйте принципы обучения.

    Принципы обучения - это такие методы обучения, исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.

    Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая - обучаем. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание - обучающим.

    Принцип научности. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалнстического понимания окружающего мира.

    Принцип наглядности. Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.

    Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами.

    В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (чучела птиц, муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.

    Принцип доступности. То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

    Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

    Принцип активности и сознательности. Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей «разжевывает» сам, не опираясь па активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только «проглотить» очередную дозу материала.