На протяжении всех времен рукоделие шло рука об руку с бытом человека. Более 8000 лет назад люди заметили, что шерсть имеет свойство сбиваться, образуя достаточно прочный и плотный материал. В наше время техника валяния натуральной шерсти получила название фелтинг.

Что такое фелтинг?

Для работы в технике валяния используется только натуральная шерсть, которую особым способом скатывают, сбивают, сваливают с помощью иголок. Фелтинг бывает сухой и мокрый. В мокром валянии шерсть используют более мягкую и гладкую. Ее предварительно замачивают в мыльном растворе, после чего трут и мнут в соответствии с заранее намеченным узором. В технике мокрого валяния исполняют картины, одежду, украшения.

Для сухого валяния используется толстая, грубая шерсть, волокна которой более подвержены сваливанию. С помощью специальных иголок протыкающими движениями слой непряденой шерсти сбивают в сплошной плотный пласт войлока. С помощью валяния создают теплую обувь, одеяла, украшения и элементы декора, игрушки.

На данный момент техника валяния является одним из самых распространенных видов рукоделия, так как объединяет в себе творчество, практичность и неоспоримую пользу. Чтоб начать творить собственные изделия в технике фелтинг, не обязательно иметь специальное образование или посещать платные тематические курсы. Многие признанные мастера обучались самостоятельно, а вы можете воспользоваться приведенным ниже мастер классом по фелтингу для начинающих. Он наглядно покажет весь процесс, научит вас некоторым хитростям, а также поможет избежать некоторых ошибок, сэкономит материал и ваше время.

Фото мастер класс по созданию енота-полоскуна

Итак, для создания игрушки в технике фелтинг вам понадобится:

  • Сливер – будет использоваться как основа игрушки;
  • Цветная шерсть для валяния;
  • Щетка или губка для валяния;
  • Набор игл для валяния – тонкая и средняя треугольные иглы;
  • Тонкая проволока для каркаса мелких деталей;
  • Глазки – продаются в специализированных магазинах;
  • Клей «Момент» для приклеивания глаз и шерсти к каркасу.


Ход работы

Начинать валять игрушку необходимо с головы. Из кусочка сливера вначале руками, а затем на губке с помощью иголки сформируйте шарик. Сразу используйте среднюю иглу, а когда контуры довольно четко обозначатся, смените ее на тонкую.

Добавим на мордочку щечки – два небольших пучка сливера приваляйте к нижней части вашего шарика. Теперь носик – руками сформируйте форму и приваляйте к голове.

Основа готова. Теперь необходимо ее раскрасить. Берем лоскут цветной шерсти, слегка распушиваем его в пальцах и приваливаем на основу.

Если при раскрашивании используется несколько цветов, для ровного контура возьмите тонкую полоску цветной шерсти и, не спутывая ее, приваляйте тонкой иглой к основе, обозначив границы, а затем заполните оставшееся пространство. Эта техника поможет вам в оформлении, к примеру, носика животного.

Ушки. Для создания ушек берут сразу цветную шерсть и на губке придают ей нужную форму. Нижний край детали не сваливают, так как он будет крепиться к голове. В процессе работы обязательно сверяйте между собой размер и форму получающихся ушек (это, кстати, касается всех парных элементов).

Туловище. Из куска сливера валяется закругленный снизу конус. К нему приваливается цветная шерсть. Сверху – там, где у вашего игрушечного зверька будет шея, шерсть не валяется – здесь туловище крепится с головой.

Теперь лапки. Тонкие детали, такие, как лапки, лучше всего выполнять на каркасе из проволоки.

Тонкий лоскут цветной шерсти слегка сваляйте, затем капните на пальчик игрушки немного клея.

После того, как он подсохнет, обмотайте шерсть вокруг, а оставшийся конец заправьте в ладошку.

Из двух маленьких кусочков шерсти сформируйте ладонь. Из сливера формируется конус, в узкую часть которого вставляется готовая кисть, а широкая сторона приваливается к туловищу.

Оформляем ручки цветом, аналогично выполняем ноги игрушки.

Вот и почти все готово.

Осталось добавить получившемуся еноту хвост, приклеить глазки, обозначить ротик и ваша игрушка готова.

В сети представлено огромное множество обучающих видео по этой теме. Ознакомившись с ними, вы окончательно разъясните для себя этот процесс.

Валяние (фелтинг, фильцевание, фильц) – это шерстяное мастерство, особый вид современного рукоделия , в основе которого лежит свойство натуральной шерсти сваливаться.

Надо сказать, что это свойство шерсти человек обнаружил еще 8000 лет назад. Тогда из войлока - полотнища из свалянной шерсти - делали ковры, чехлы, матрасы, подушки, головные уборы , плащи, укрывали юрты.

Сейчас из шерсти делают необыкновенно красивые предметы одежды, забавные объемные грушки, панно, различные декоративные элементы, аксессуары, которые помогут вам подчеркнуть свой образ и украсить дом.

Каким же бывает валяние?

Есть два основных вида – сухое и мокрое . При сухом валянии шерсть многократно прокалывается специальной иглой с зазубринками. В момент прокалывания ворсинки шерсти сцепляются между собой, образуя однородный материал.

В мокром валянии используют мыльный раствор, который как бы раскрывает чешуйки на волокнах шерсти, а потом механическими движениями им помогают сцепиться друг с другом.

Для создания объемных изделий, таких как: авторские куклы, игрушки, фигурки используют сухое валяние. Также этот способ подходит для нанесения рисунка на уже свалянное «по-мокрому» изделие, на фетр и тд.

Мокрое валяние подходит для изготовления плоских изделий - панно, одежды, обуви, сумок, различных аксессуаров.

Одна из разновидностей мокрого валяния и очень сейчас популярная техника - нунофелтинг (нанофелтинг, нановойлок). Название происходит от японского слова «нуно» - ткань. Это техника сваливания шерсти и разных тканей. В основном используют натуральные ткани определенной фактуры: достаточно тонкой либо рыхлой, чтобы волокна шерсти могли проникнуть в ткань в процессе сваливания (шелк, лен, хлопок, крепдешин, шифон).

Что нужно чтобы сделать красоту?

Если вы решили освоить валяние и сотворить что-то для себя или близких, то первое, что вам понадобиться это конечно же шерсть.

А дальше нужно определиться с идеей изделия и техникой. Для сухого валяния нужна основа и игла. Основа для сухого валяния – это, чаще всего, поролоновая губка высотой не менее 3 см. Также вы можете приобрести специальную щетку-основу для сухого валяния.

Иглы различаются по номерам (от 19 самой толстой до 43 ультратонкой) и формам (треугольник, звезда, корона). Очень важное значение имеет количество и расположение зазубринок на игле. Например, на игле «звезда закрученная» зазубринки расположены на крученом стержне по всему диаметру иглы, а не одна над другой, как, например, в треугольных иглах. На каждой грани иглы таких зазубрин по четыре, т. е. всего 16, а не 8, как у обычной «звездочки». Таким образом, каждый зубец максимально задействован в процессе валяния.

Для работы с более крупными изделиями или для ускорения процесса сваливания можно использовать ручку (держатель) для игл, в которой можно закрепить 4-7 игл.

Для мокрого валяния, кроме шерсти, нужно будет мыло. Мастера используют самое разное: и детское, и хозяйственное, и жидкое. Многие пользуются средствами для мытья посуды. Чтобы понять, что подходит вам и вашим рукам нужно конечно попробовать самому.

Еще понадобится коврик для валяния. Можно использовать рифленый резиновый коврик, тогда рельеф будет дополнительно воздействовать на волокна шерсти и процесс пойдет быстрее. Многие мастерицы используют бамбуковые коврики. А самый доступный и недорогой вариант - воздушно-пузырчатая пленка. Шерсть раскладывают на пузырчатую пленку и накрывают сеткой. Сетка может быть трикотажной из магазина тканей, атнимоскитной из хозяйственного, главное – она не должна быть слишком жесткой. Сетка помогает немного зафиксировать разложенную слоями шерсть, а если на изделии вы выложили узор - предохраняет его от расползания. А дальше нужно все это дело хорошо намочить теплой водой и через сетку натереть мылом (либо намочить уже готовым мыльным раствором).

И теперь начинаем собственно валять - растираем в разные стороны, но пока особо не усердствуем, делаем «легкий массаж».

На первом этапе мастера используют виброшлифовальную машинку. Движущаяся платформа совершает вибрирующие движения и частично заменяет процесс первоначального ручного сваливания. Использование виброшлифовальной машинки существенно ускоряет процесс.

В завершении при мокром валянии можно использовать волокна банана, сои, шелка, рами, бамбука, молочного протеина для декорирования изделия.

В следующей статье подробнее остановимся на основных материалах для валяния: шерсти, иглах и волокнах.

А научится самостоятельно валять потрясающие вещи Вы можете в нашей Хобби Школе - hobbyschool.

Дорогие друзья! В этой обзорной статье я хочу рассказать вам о том, что такое валяние из шерсти, откуда оно к нам пришло, какие бывают способы валяния, и, какие материалы и инструменты вам понадобятся в работе, если вы захотите заняться этим видом творчества.

Валяние шерсти (фильцевание, фелтинг) - это особый способ работы с непряденной шерстью, в результате которой можно сделать практически все, что угодно: от предметов интерьера (пледы, ковры) до и аксессуаров (палантины, шарфы, шляпки, сумки, ).

У натуральной шерсти есть уникальная способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Ни один материал к этому не способен. Это происходит из-за наличия верхнего чешуйчатого слоя у шерстяных волокон, которые под воздействием воды и пара как бы сцепляются друг с другом. Хотя, шерсть дикой овцы не валяется по причине отсутствия у нее подобного слоя.

История валяния

Овечья шерсть — уникальный материал для валяния

Техника валяния из шерсти - самая древняя. И связана она с легендой о Великом потопе. В Ноев ковчег Бог согнал всех животных. Среди них были и овцы, которые содержались в небольшом загоне, куски их шерсти падали на пол, прямо под копыта животных. Когда плавание Ноя подошло к концу и овцы были выпущены на волю, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.

Но легенда - то ли правда, то ли быль, а факты говорят о том, что первыми людьми, научившимися использовать войлок повсеместно, были кочевники. Из шерсти они делали одежду, ковры, подушки, скотоводческое снаряжение, мешки, подстилки для животных. Со временем оседлые народы переняли это мастерство у кочевников.

Славяне с древности изготавливали полувойлоки - тканные, подвалянные материалы (сукно), которое было достаточно популярным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки. Валяние на Руси своими корнями уходит в период Золотой Орды. Татары-кочевники щеголяли зимой в пимах (войлочных сапогах), которые и стали прообразом наших столь горячо любимых русских валенок.

Способы валяния из шерсти

Метод сухого валяния

Существует два основных способа валяния из войлока:

1. Сухое валяние

2. Мокрое валяние

А мокрое, в свою очередь, можно разделить еще на три составные части:

а). Классическое валяние.

б). Валяние с помощью стиральной машины

в). Нанофелтинг (англ. nunofelting ).

1. Сухое валяние - это техника ручного валяния с помощью игл с насечками для подцепления и спутывания волокон. Шерсть уплотняется, и получаются объемные изделия (украшения, игрушки).

Метод мокрого валяния из шерсти

2. Мокрое валяние - способ обработки шерсти вручную с помощью специально приготовленного мыльного раствора методом трения и усадки. В такой технике обычно получаются изделия плоской формы (шарфики, тапочки, сумки, одежда).

3. Валяние в стиральной машине - механизированная техника с использованием барабана машины в качестве формы для обвалки. Подобный процесс менее трудоемкий, а войлок получается очень плотным.

Нунофелтинг

4. Нанофелтинг - валяние на тонких тканых материалах, таких как шелк или шифон. Выложенную в несколько слоев на ткань шерсть обильно смачивают мыльным раствором, трут и в итоге получается полотно с шерстяным эффектом. Изделие получается прочным и имеет оригинальный внешний вид с некими декторативными элементами.

Материалы для валяния

Как для сухого, так и для мокрого валяния применяются различные расходные материалы. Основной - это, конечно же - шерсть мереноса, или гребенная лента различной толщины и мягкости.

Для сухого валяния необходимы специальные иголочки с различными засечками для спутывания волокон друг с другом (грубые (основные), тонкие (для заключительной обработки изделия) и обратные (для вытаскивания волосков из поделки)). Подробнее об иглах для валяния и их назначении читайте в нашей статье

Для набивки изделий, изготовленных методом сухого валяния, используют синтепон, шарики полиэстера, сливер или вату. Для декорирования подойдут шелк и органза. Если вы делаете игрушки могут понадобиться: проволока (для каркаса, чтобы ручки и ножки были подвижными, а не статичными), супер-клей, различные мелкие элементы: глазики, носики, бисеринки, бусинки и др.

Виброшлифовальная машинка для валяния

Для мокрого валяния используют специальные растворы, большинство мастеров обходятся простым мыльным раствором, или разводят водой клей ПВА. Для более сложных работ (сумки, тапочки, шляпы) нужны: воздушно-пузырьковая пленка (вместо нее иногда используют наждачную бумагу) и виброшлифовальная машинка. С ее помощью можно свалять полотно любого размера, за счет вибраций волокна шерсти быстрее свойлачиваются и получается равномерное полотно. Эту же машинку можно использовать и для валяния на ткани из натурального волокна (см. нанофелтинг).

Валяние (фелтинг, фильцевание) принадлежит к давним разновидностям рукоделия. Изделия из валяной шерсти, созданные мастерицами со всей страны, расходятся в магазинах как горячие пирожки. Пошаговое валяние из шерсти для начинающих позволяет делать уникальные предметы. Фелтинг – это создание поделок из шерсти при помощи сцепления и переплетения волокон несколькими методами. Современное искусство фильцевания включает: мокрое, сухое валяние, нанофелтинг.

Особенности валяния из шерсти

Прежде, чем приступать к пошаговому валянию из шерсти для начинающих, нужно выяснить, что понадобится для этого увлекательного художественного процесса. Первое, что необходимо заказать – это любая натуральная шерсть. Материал имеется на полках специализированных универмагов и в интернет-магазинах. Какое сырье и инструменты лучше приобрести?

Поделки часто изготавливают из грубой шерсти овцы или верблюда. В качестве основы для изделия рекомендуется купить сливер – расчесанная овечья шерсть без остей. Набивкой, например, игрушки кота или тапочек зачастую становится очес, а для украшения предметов подходит меринос. Валяние невозможно осуществить иглой. Специальные инструменты бывают разных размеров (тонкие, толстые и средние), различных форм сечения (корончатые, треугольные, звездчатые). Итак, приобретаем набор для валяния из шерсти для начинающих и переходим к мастер-классам.

Мастер-классы по валянию из шерсти с пошаговым описанием работы

Этот раздел для тех начинающих мастериц, которые хотят попробовать свои силы в фильцевании. Узнаем, что собой представляет сухая методика валяния, мокрый фелтинг и валяние при помощи стиральной машины. Подробное изучение мастер-классов позволит изготовить изделия абсолютно любого уровня сложности: от мелких декоративных деталей до предметов одежды.

Техника сухого валяния для начинающих

Для пошагового валяния из шерсти для начинающих сухим способом нужна непряденая шерсть (оптимальный вариант – кардочес) и специальные иголки с зазубринами. Сухой фелтинг – это спутывания волокон материала между собой, в результате чего они трансформируются в войлок. Валяние таким методом осуществляется при помощи иголок с треугольным и звездчатым сечением. Подготавливаем шерсть, иглы для фильцевания, толстый кусок поролона и переходим к практике. Далее:

  1. Материал накладываем на поролон, спутываем при помощи иголки. Основу поделки иногда изготавливают из синтепона, покрывая ее сверху шерстью.
  2. При работе с иглами стоит проявить максимум аккуратности, потому что они острые. Иглу надо держать перпендикулярно поделке. Процесс создания любой вещи из фетра начинается с использования толстой иглы, которая постепенно меняется на тонкую.
  3. Изъяны в виде неровностей на художественном предмете сглаживаются с применением дополнительного сырья.
  4. Сухой фелтинг – это объемные сувениры (значки, брелоки), аксессуары (кошелек, сумка, переплеты для книг), пальто из валяной шерсти, шапки, валенки и так далее.

Мокрое валяние

Мокрое валяние из шерсти на марле выполняется с использованием теплого мыльного раствора (некоторые заменяют его жидким мылом). На марлю, по выбранной заранее схеме, кусочками выкладывается материал. Смесь делается так: измельчаем на терке пару кусочков мыла, стружку заливаем двумя литрами горячей воды, хорошо перемешиваем, ждем 2 часа, пока раствор станет густым. Далее поэтапно:

  1. Расстилаем клеенку на полу или другой удобной ровной поверхности. Сверху кладем марлю.
  2. Затем выкладываем основу, на нее фон и выбранный рисунок.
  3. Нитки накладываются крестообразно, полосками. Следим, чтобы в полотне не оставалось дырок, а слои материала ложились перпендикулярно. Их толщина должна быть одинаковой.
  4. Когда материал уже разложен в соответствии с чертежом, нужно побрызгать на ноге водой, прикрыть тканью из капрона и смазать мыльным раствором. Лишнюю жидкость убираем бумажной салфеткой.
  5. Следующий этап – валяние из шерсти картины, панно, игрушки или бижутерии (брошь, бусы). Мокрый фелтинг любого изделия заключается в том, чтобы ткань тереть вручную в разные стороны.

Валяние в стиральной машине

Фелтинг с применением стиралки относится к самому легкому и простому методу создания вещей из валяной шерсти. Нам пригодятся плотные формы для обваливания, которые обкручены волосками шерсти и помещены в гольф из капрона (или часть обычных капроновых колгот без дырок, стрелок). Приступаем непосредственно к созданию валяной поделки:

  1. Заготовку необходимо положить в мешок для стирки и поместить в стиральную машинку. Насыпаем в специальное углубление средство для стирки шерстяных вещей, устанавливаем цикл без замачивания и сушки. Для достижения оптимального результата ставим температуру 50 градусов.
  2. Когда машина закончит процесс стирки, вынимаем нашу готовую сваляную вещь. Если вы решили использовать форму для обваливания, то лучше извлечь ее из заготовки с помощью ножниц.

Где купить и сколько стоят наборы и шерсть для валяния

Для каждой начинающей рукодельницы, которая решила попробовать себя в искусстве фильцевания, всегда пригодится информация о том, где приобрести все нужные материалы и инструменты для фелтинга. Ниже находятся таблицы, в которых указаны точки продажи наборов для валяния, шерсти в Москве и Санкт-Петербурге. Вы найдете все необходимое для валяния в магазинах, представленных в таблицах.

Название магазина

Стоимость товаров, руб.

«Войлок»

Москва, улица Маломосковская 10

От 30 до 800

«Иголочка»

г. Москва, улица Академика Янгеля, дом 6 корпус 1 ТЦ "Калач"; Варшавское шоссе, дом 32; пр. Вернадского, дом 39.

г. Санкт-Петербург, ул. Байконурская, дом 14, лит. А ТРК «Континент».

От 150 до 750

«Три Катушки»

Москва, Дмитровское шоссе, дом 157, стр. 5

От 100 до 700

м. Люблино, ул. Краснодарская дом 57, корпус 3

От 50 до 800

Интернет-магазины

Наименования товаров

Цена, руб.

vremya-rukodelia

Троицкая шерсть для валяния

Семеновская фабрика

Инструменты для валяния

От 55 до 150

Материал

Инструменты

От 80 до 900

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.