Благовещение Пресвятой Богородицы.

Вербное воскресенье

Благовещение - благая весть о грядущем рождении Христа. Имя Христос означает «Спаситель», наречено архангелом Гавриилом Богомладенцу. В этот день оно было возвещено миру.

Благовещение - один из самых больших праздников весны. И люди, и звери, и птицы, и растения этому дню радуются, и даже солнце «играет».

Третья встреча весны. Первая встреча - на Сретенье, вторая - на Сороки. Сороки - 9/22 марта. Сорок мучеников истязались морозом на покрытом льдом армянском озере. Как будто бы в память о них весенняя природа посылает сорок морозов.

Весеннее равноденствие. На Сороки день с ночью мирится, равняется. 8 апреля - Вербное воскресенье.

Примечали:

Если на Благовещение снег еще лежит на полях, то лето будет неурожайное.

Хорошая погода в день Благовещения предвещает хороший урожай в этом году, ясная до захода - изобильный сенокос.

Благовещение прошло, гляди - гром греметь будет.

С Благовещением мураши и комары оживают.

Благовещение - самый большой у Бога праздник.

На Благовещение весна зиму поборола.

На Благовещение и на Пасху грешников в аду не мучат.

На Благовещение аист прилетает и медведь встает.

Благовещение - птиц на волю отпущение.

На Благовещение птица гнезда не вьет.

Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение.

Пасха

Светлое Воскресение Христово названо Пасхой и считается главным праздником Христианской Церкви. Воспоминания о страданиях и воскресении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели, поста и Святой недели Пасхи.

От весеннего языческого праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной пасхи, крашение яиц.

Примечали:

На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой дождь - добрая рожь.

На Пасху ведро - все лето будет ведренным.

В народе убеждены что солнце «играет» пять раз в году: на Рождество, на Крещение, на Благовещение, на Иоанна Крестителя (Праздник Ивана Купалы - 24 июня / 7июля).

Вознесение Господне

Переходящие праздники - Вознесение и Троица - принадлежат к числу тех, с которыми связано много примет и народных обычаев. Хотя в зависимости от дня Пасхи время их празднования разнится год от года весьма значительно, это не меняет их общего смысла: приходи они раньше или позже - это прежде всего праздник торжествующей весны, наступающего лета, когда природа как бы празднует вместе с человеком свое возрождение. Благодаря этому и связанные с ними обычаи имели особую поэтическую окраску, отразившуюся в песнях, играх, обрядах и поверьях. Вознесение празднуется на сороковой день от Пасхи.

Примечали:

Не приходится Вознесение в среду, а в четверг.

На Вознесение в поле не работали. С Вознесения запахивали.

На Вознесение пекли лесенки и приговаривали: «Лети, Христос, на небеса, тащи рожь за волоса», - потом ставили печенье в рожь.

На Вознесение пекли блины, пироги с первым луком зеленым, делали яичницу и драчены, ели это в полях. «На снедь Христу».

Ночь под Вознесение - соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем в остальные дни.

Придет Вознесеньев день,

Сбросит весна-красна лень,

Летом обернется-прикинется,

За работу в поле примется.

Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса , открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле ),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение . (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть . Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

Весенние православные праздники.

Цель: обобщение знаний детей о весенних православных праздниках.
Задачи: повысить познавательную активность учащихся и расширить кругозор.

Презентация расскажет о разнообразии весенних праздников. Данный ресурс учителя начальных классов могут использовать для проведения занятий по внеурочной деятельности или внеклассного мероприятия.

1.Рассказ о весенних православных праздниках (электронная презентация)

Слайд 1. Сегодня мы поговорим с вами о весенних православных праздниках, о традициях и обычаях, связанными с ними.

Слайд 2. Игра «Поле чудес» - 1 тур.

С каким праздником был связан обычай, отпускать на волю птиц? .

Слайд 3 – 4. Благовещение.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в православном мире торжественно празднуется с середины VII века. Этот праздник установлен в память явления Пресвятой Деве Марии Благовестника архангела Гавриила. Он явился к Ней с радостной вестью о грядущем рождении от Нее Спасителя мира, Сына Божия, Который царствует на небе, и будет царствовать на земле.

Слайд 5. Праздник этот был любим и почитаем в народе. Считалось, что работать в этот день тяжкий грех. «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет», - говорится в народной поговорке. Одно из народных преданий гласит, что как-то раз на Благовещение кукушка, вопреки запрету, единственная из всех птиц, свила гнездо. Но была наказана за это Богом: с тех пор вообще дома своего не имеет, а яйца вынуждена подкидывать в чужие гнезда.

Слайд 6. Издавна в Москве в этот день проходили птичьи базары. Самым известным был у Охотного ряда. Москвичи покупали птичек и выпускали их на свободу. И по сей день у московских храмов на Благовещение выпускают голубей.

Слайд 7. Чтение стихотворения К.Бальмонта «Благовещение в Москве».


Благовещенье и свет,

Вербы забелели.

Или точно горя нет,

Право, в самом деле?

Благовестие и смех,

Закраснелись почки.

И на улицах у всех

Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,

Отнятых у снега.

Снова мир и свеж, и нов,

И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь, и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля

Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.

Благовещенье в Москве,

Это праздник света!


Слайд 8.. Игра «Поле чудес» - 2 тур.

Как в народном календаре назывался праздник, отмечавшийся за неделю до Пасхи?

Слайд 9 – 10. Вербное воскресенье.

В шестое воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи, празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим. В народном календаре этот праздник называется Вербное воскресенье. На Руси он всегда проходил под знаком освященной вербы.

В древнем Израиле Иисуса Христа народ приветствовал пальмовыми ветвями. В России климат суровый, и пальмы здесь не растут. Ко дню праздника часто бывает холодно, а в некоторых местах еще и снег лежит. Но одно дерево в это время начинает цвести - это верба, которая расцветает симпатичными пушистыми подушечками. Вот поэтому в России пальмовые ветви и заменили вербой. А праздник получил еще одно название – Вербное воскресенье.

Слайд 11 – 12. В церкви во время службы веточки вербы освящали и приносили домой. Их клали рядом с иконами, как святыню. Освященными веточками хлестали друг друга и особенно детей, приговаривая:


Верба, верба,

Верба, хлест,

Верба хлест

Бьет до слез!

Верба синя

Бьет несильно!

Верба красна

Бьет напрасно!

Верба бела

Бьет за дело!

Верба хлест

Бьет до слез!


Считалось, что этот обряд отгоняет от людей болезни, а детям помогает расти послушными и здоровыми.

Слайд 13. Вербное воскресенье, несмотря на идущий пост, всегда праздновали очень весело. Особенно торжественно и весело отмечался этот день в давние времена в Москве. После обедни устраивался торжественный крестный ход из Успенского собора в Кремле на Лобное место на Красной площади. В крестном ходе всегда участвовали царь и патриарх. На Красной площади совершался молебен. Тут же в санях, украшенных красным и зеленым сукном, была укреплена верба, увешенная яблоками, финиками и другими плодами. После молебна патриарх благословлял народ и раздавал вербу.

Слайд 14. В этот день в Москве на Красной площади устраивались специальные базары, где торговали пучками вербы, различными игрушками, разноцветными шарами, множеством всяческих лакомств.

Слайд 15. Чтение стихотворения А. Блока «Вербочки».

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.




Слайд 16. Игра «Поле чудес» - 3 тур.

Как называлась последняя неделя Великого поста?

Слайд 17- 18. Страстная неделя.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей , потому что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Иисуса Христа – его страданиям (страстям), крестной смерти и погребению. По значению вспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими.

Слайд 19 -20. С Великого понедельника в русском народе начиналась подготовка к Пасхе. Женщины убирали, мыли и чистили в домах, а мужчины заготавливали корм для скотины на всю Пасхальную неделю, чтобы не беспокоиться в праздник.

В Великий четверг , который в народных традициях называется Чистым четвергом, каждый православный стремится очиститься духовно (исповедоваться в храме) и физически. В народе этот день отмечался обычаем очищения водой – купанием в проруби, реке, озере, многие мылись в бане. В Чистый четверг красили яйца к пасхальному столу.

В Великую субботу приготовленные к празднику пасхальные куличи, пасхальные яйца и творожные пасхи приносили в церковь и освящали.

Слайд 21. Пасха.

Православные христиане называют этот день «праздником праздников, торжеством торжеств». Праздник этот - самый главный праздник православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот праздник.

Слайд 22 - 23. В ночь накануне Пасхи верующие собираются в храме. Богослужение в эту ночь проходит особенно торжественно и пышно. Все молящиеся зажигают праздничные красные свечи и ждут, когда священники в белых одеждах с крестом и иконами выйдут из церкви, чтобы крестным ходом три раза обойти вокруг храма. Крестный ход заканчивается в полночь, священник у закрытых дверей храма провозглашает: «Христос воскресе!». Молящиеся входят в храм, где начинается Светлая заутреня.

Слайд 24. В эту ночь в храм приносят для освящения особую пасхальную пищу (кулич, окрашенные яйца, творожную пасху), которые в день Светлого Христова Воскресения будут стоять на праздничном столе. Кроме пасхальных блюд на праздничный стол ставилось множество традиционных лакомств русской кухни.

Слайд 25 – 26. На Пасху было принято «христосоваться»: поздравлять друг друга с праздником и со словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» дарить крашеные яйца и целоваться.

Кроме того, на Пасху устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

Слайд 27. Праздник Пасхи отмечали в течение всей недели.

Слайд 28. Игра «Поле чудес» - финал.

Как в народном календаре называется праздничная пасхальная неделя?

Слайд 29 .С апостольских времён праздник христианской Пасхи продолжается 7 дней. Поэтому эта праздничная неделя называется Светлая Пасхальная седми ца. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д.

Слайд 30. Чтение стихотворения Л. Чарской «Колокола».


Г улко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.
Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна...
Вся мгновений дивных,

сладостных
Ночь пасхальная полна.
В них, в тех звуках –

миг прощенья,
Злобе суетной – конец.

Беспредельного смиренья
И любви златой венец.
В них – молитвы бесконечные,
Гимнов дивные слова.
В них – печаль и слезы вечные
Смыты кровью Божества.
В них – земли восторг

таинственный
И святой восторг небес,
В них – Бессмертный и

Единственный
Бог воистину воскрес

Цели:

  • Образовательные :
    • сформировать у учащихся представление о христианстве как о религии, вобравшей в себя пережитки язычества,
    • подвести учащихся к выводу о том, что Пасха – это «праздник праздников» в христианстве; познакомить с пасхальными обрядами, легендами, играми.
  • Воспитательные:
    • подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания и становления как личности путем соприкосновения с духовным и культурными ценностями русского народа.
  • Развивающие:
    • продолжить работу формированием умений и навыков анализа исторических событий и их влияния на развитие духовной культуры русского народа.
  • Опытно-практические:
    • введение учащихся в ситуацию празднования большого религиозного праздника.

Оборудование: наглядные пособия с изображением праздника Пасхи и языческих богов, изображения храмов, в том числе оренбургских (региональный компонент), репродукция иконы Рублева «Троица», крест (распятие Иисуса Христа), рисунки детей, композиции, созданные учащимися, атрибуты для проведения игр.

Музыкальное оформление: М. И.Глинка «Жаворонок», П.И. Чайковский «Времена года (март, апрель)», церковная музыка, музыка колокольного звона.

ХОД УРОКА

Модуль 1. Обряды и верования древних славян на Руси. Предвесенний праздник масленица .

Образ : Повторение об обрядах и верованиях на Руси. Учащимся задаются вопросы: что такое христианство? Когда оно появилось на Руси? Какие приметы связанны с приходом весны?
Создается образ весеннего настроения используя иллюстрации, рисунки учащихся, музыку Чайковского «Времена года». Приход весны связан с её зазыванием. Первым этапом зазывания была Масленица.

Анализ : Учащиеся расшифровывают символику древней славянской мифологии, рассказывают о том, как и почему зазывали весну.
Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы над смертоносной мощью мрака и холода становилась все ощутимее: стоят оттепели, с крыш льёт капель, заметнее подрастает день. Убегало наводившее страх на всё живое чудище Морана, и её бегство было равносильно смерти вплоть до новой зимы. Появилось светлое божество весеннего плодородия земли – веселая красавица Лада. Через века языческое чудовище Морана превратилось в чучело Масленицы, которое сжигалось. А ему на смену приходила весна-красна и её нужно было зазывать (Приложение 1 ).

Действие : учащиеся собираются в хоровод, в центре которого находится девочка, украшенная венком из зелени, и запевают песню под русские народные инструменты. Зазывают весну пением:

Весна, весна красная,
Приди весна с радостью
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Так заканчивается анализ языческих верований древних славян.

Модуль 2. Религиозные праздники и языческие верования. Встреча весны

Образ : Необходимо связать представление о народных приметах с явлением природы, жизнью животных и птиц, с сезонными изменениями в их поведении.
Чтобы возник образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению, чтобы придать эмоциональность уроку в этой части звучит произведение Глинки « Жаворонок». Возникает образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению.
Анализ : Учащиеся рассказывают об особенностях праздника «Сороки» в России и в своей местности.
В этот день Православная Церковь вспоминает сорок мучеников, которые по народному поверью торят путь – дорогу сорока утренникам (морозам). По примете, если все сорок морозов – утренников пройдут подряд, быть всему лету тёплому.
В этот день прилетает вторая весенняя птица – жаворонок, а с ней ещё сорок птиц.
В честь их прилёта пекутся в этот день в каждой семье по сорока жаворонков из теста.

Действие : Учащиеся инсценируют фрагмент праздника Печёных птичек раздают детям и они бегут закликать жаворонков, а сними и весну:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Затем все встают в хороводы и поют песни – веснянки:

Весну пора звать, зиму забывать.
Ай лели, лели, зиму забывать.
Зиму забывать, лето дожидать.
Ай лели, лели, лето дожидать.

Заканчивается действие крошением печёных жаворонков. Этот обряд напоминает языческое жертвоприношение и подчёркивает связь человека с природой, от которой зависти не только достаток в семье, но и сама жизнь человека и его близких. Именно поэтому русский крестьянин, как славянский язычник глубокой древности, задабривает землю и другие силы природы. Например крошит печеных жаворонков.

Модуль 3. Покров не лето, Благовещенье не зима

Образ : Связан со следующим весенним месяцем – апрелем. Учащиеся приводят народные приметы, относящиеся к этому месяцу: «В апреле земля преет». «Апрельские ручьи землю будят». «Три дождя в апреле – тысячи дождей стоят.»

Анализ : В апреле празднуется один из двенадцати значительных праздников русской православной церкви – Благовещение. Вошло оно в христианский календарь в IV веке. На Русь Благовещение пришло с древними христианскими праздниками и обрядами в конце X века. Отмечается 7 апреля в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа.

Благая Весть, Благая Весть…
Она как радостная песнь.
Родится скоро Иисус и мир собой спасет.
Благая Весть, Благая Весть…
Марии трудно произнесть,
Что с нею ангел говорил, что сердце сына ждет.

Учащиеся вспоминают об обряде отпускать на волю в этот праздник птиц.
Только темной ночью прекращались веселые сборища. В ночь на Благовещенье крестьяне сжигали свои постели, прыгали через огонь, окуривали свои платья. Считалось, что это спасало от порчи и сглаза. Пожилые женщины прокаливали в печи соль, которая, по их мнению, оказывает чудеса при разных болезнях.
Учащиеся делают вывод о том, как глубоко проникли и укоренились в религиозных праздниках языческие верования.

Действие : демонстрируются рисунки учащихся по этой теме.

Модуль 4. Предпасхальная неделя – «вербница»

Образ : учащиеся рассказывают об обрядах, предшествующих и сопровождающих Вербное Воскресенье. Так создается образ предстоящей жертвы Спасителя и подготовке к празднику Воскресенья. Верба на Руси – символ начала новой жизни. У нас верба заменяет пальмовые ветви, которые бросали под ноги Христу, когда он вступил в Иерусалим, зная о грядущем Голгофском кресте.

Анализ : в последнее воскресенье перед Пасхой церковь празднует торжественный вход Господень в Иерусалим. Этот великий праздник называется Вербным Воскресеньем потому, что в этот день за всенощным бдением молящиеся раздают священные ветви вербы. В старину зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Люди, держа в руках первые распустившиеся ветви, прославляют Спасителя как победителя смерти, потому что он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, воскреснуть и тем самым, спасти людей от вечной смерти и вечных мук. Таким образом, ветка вербы служит у нас знаком победы Христа над смертью и напоминает о будущем воскрешении из мертвых.

Действие : учащиеся показывают свои композиции с вербой.

Модуль 5. Празднование христианского праздника Пасха

Образ : Чтение отрывка повести писателя И.Шмелёва «Лето господне» о праздновании Пасхи. Во время чтения демонстрируются иллюстрации празднования Пасхи.

Анализ : Разбирается символика праздника.
Что означает яйцо, почему оно красное. В религиозном смысле яйцо – символ постоянного возрождения. Но оно выполняет и функцию плодородия. Говоря о традиции окрашивания яиц, учащиеся отмечают обычай красить яйца в красный цвет. Красный цвет пасхального яйца имеет особый смысл – оно окрашено кровью Христа.
В полночь Великая Суббота сменяется светлым Христовым Воскресеньем, начинается крестный ход. На Пасху выпекают кресты.
На фоне церковной музыки учащиеся рассказывают о символике креста.
Из орудия казни крест превратился в символ искупления и объект почитания. Его официальное почитание введено в христианство в IV веке.
Звучит аудиозапись «Библейская легенда о распятии Христа».

Учащиеся читают стихотворение А.К.Толстого:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами,
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый!..

Пасхальная радость есть радость вечной жизни. Так как службы происходят в храме, то учащиеся разбирают символику внутреннего устройства храма.

Храм – особое, отличное от других строений помещение, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения ему. Он состоит из трёх частей:
Алтарь – царство Божие (живёт Бог)
Купол – царство небесное (здесь живут ангелы)
Притвор – царство земное (живут люди).

Рассказ иллюстрируется изображениями храмов России и ныне существующих и утраченных храмов родного края. Поясняется значение количества куполов на церкви. Один купол на храме означает единство Бога, два – Христос есть Бог и человек, три – Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой (триединство Бога), четыре – евангелисты (люди,которые каждый по-своему, описали жизнь Христа. Их звали Марк, Иоанн, Матфей и Лука. Их книги называются Евангелие, что означает благая весть), пять – Бог и евангелисты.

На Пасху с колоколен храмов раздается звон, возвещающий о Воскресении Христа. Существует несколько видов звонов: благовест, трезвон, перезвон.

Звучит аудиозапись колокольных звонов и на её фоне читают стихи:

Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют,гудят колокола,
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной
И мир внимает вести той.

Светлое Христово Воскресенье всегда было праздником любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами: «Христос Воскрес» и одаривали друг друга пасхальными яйцами.

Учащиеся рассказывают об истории приветствия «Христос Воскрес» и ответа «Воистину Воскрес».

Действие : звучит колокольный звон – благовест.
Учащиеся приветствуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами.
Празднование Пасхи начинается пасхальными играми. Учащиеся участвуют в играх. Затем идёт угощение пасхой и другими пасхальными блюдами и одаривание всех пасхальными писанками под звуки колокольного звона (Приложение 2 ).

Литература:

1. Народный праздничный календарь. Литературно-музыкальный альманах. Молодежная эстрада.1999 г.
2. Колесникова В. «Праздники Руси православной» М. «ТЕРРА» 1998г.
3. Забылин М. «Русский народ» М. Белый город. 2004 г.
4. Коринфский А. «Народная Русь». М., Белый город, 2006 г.
5. Шмелев И. «Избранное». М., Правда, 1989 г.
6. Журнал «Народное творчество».

Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово . В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2018 год

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.

День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье - дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году - 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году - 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году - 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году - 1 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году - 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году - 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году - 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году - 8 апреля.

Вознесение Господне - даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году - 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году - 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году - 17 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году - 31 мая.
  • Троица в 2016 году - 19 июня.
  • Троица в 2017 году - 4 июня.
  • Троица в 2018 году - 27 мая.