С 11 июня при поддержке adidas Originals в ограниченный прокат в России выходит документальный фильм "На стиле" ("Fresh Dressed"), рассказывающий о моде в хип-хопе от лица непосредственных очевидцев.

К выходу картины The Flow вспомнил, что было модно в хип-хопе в разные годы его существования.

1. СПОРТИВНЫЕ КОСТЮМЫ ADIDAS И КРОССОВКИ "СУПЕРСТАРЫ"


В 80-х на смену моде на кожаные штаны и афро-прически пришло что-то, что до сих пор ассоциируется именно с хип-хопом.

2. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ KANGOL GOLF HAT


Судя по снимкам, LL Cool J редко снимал Kangol.



3. ВИТЫЕ ЦЕПИ / ROPE CHAINS


Олдскульная рэп-ювелирка - если рэпер надевает ее сейчас, то, возможно, он таким образом салютует старой школе.



4. БЛИНГИ


Веселые ребята из Beastie Boys могли носить на цепи и "шильдик" "фольксвагена", но серьезным людям это не подходило. Рэперы принялись качать шеи тяжелыми цепями и вообще полюбили "ювелирку". Они ласково называли ее bling bling.



5. ШИРОКИЕ ДЖИНСЫ


Рэп-мода на сразу стала мешковатой и крупноразмерной, сначала она как раз была кожано-обтягивающей. Но в итоге более живучим оказался стереотип "рэпер = парень в сползающих с него джинсах-трубах".

И конечно же, трудно забыть штаны MC Хаммера - с блестками и огромной мотней


6. БЕЙСБОЛЬНЫЕ КЕПКИ


Бейсболка не сразу стала частью рэп-униформы. Но с тех пор позиций не сдает и, видимо, уже не сдаст. Есть два основных вида: снэпбэк (как на Тупаке) - с застежкой, и fitted, то есть под размер.

7. КЕДЫ CONVERSE CHUCK TAYLOR


Их полюбили гангста-рэперы Калифорнии конца 80-х / начала 90-х. Некоторые верны своему выбору до сих пор.



8. БАСКЕТБОЛЬНАЯ ФОРМА


Интересно, кто вообще придумал это диковатое правило, что поклонник рэпа обязан интересоваться и баскетболом. Оно, конечно, давно не работает, но баскетбольная униформа из гардероба рэперов в связи с этим не исчезла.

9. ГРИЛЛЗ


Моду на подобное протезирование ввели рэперы с юга США. По эту сторону океана понимания и распространения мода на grills не получила.


10. ЖЕЛТЫЕ БОТИНКИ TIMBERLAND


В них с шиком разгуливал Notorious B.I.G. ("Timbs for my hooligans in Brooklyn!"), а также другие представители нью-йоркского рэп-андерграунда 90-х. Равно как и многочисленные торговые представители местных сетей распространения не вполне легального стаффа. Сейчас "тимбы" переживают вторую молодость - их можно обнаружить на ногах у Jay-Z, A$AP Rocky, Kanye West.

11. ROCAWEAR И ДРУГИЕ ЛИНИИ ОДЕЖДЫ, СОЗДАННЫЕ РЭПЕРАМИ


В начале 90-х модный бренд должен был сто раз подумать, прежде чем сотрудничать с рэпером - настолько это были опасные, антисоциальные типы. В конце 90-х рэперы уже сами открывали линии одежды и делали на них миллионы. Jay Z выпускал Rocawear, Puff Daddy выпускал Sean Jean, и так далее.

Как вы это носили - понять невозможно.


12. КРОССОВКИ NIKE


В разное время в топе оказывались то "джорданы", то Air Force 1, то Air Max. Неизменным оставалось одно: Nike был и остается своей маркой для исполнителей и поклонников рэпа.

13. АФРО


В 80-х и 90-х идеи черного самосознания и борьбы за права афроамериканцев еще были сильны в рэпе. Они находило свое выражение и в моде: одни представители этого сознательного течения, как Public Enemy, одевались в черный аутфит, напоминающий военизированную экипировку "черных пантер". Другие делали акцент на африканском происхождении и надевали одежду, в цветах которой присутствовали красный, зеленый, желтый и черный.



14. ВЯЗАНАЯ ШАПКА


Шапка-"гондончик" одинаково хорошо грела затылок рэперам и в 90-е, и в 10-е.



15. БАНДАНА И DO-RAG


Косынка, которой можно было не только украсить голову, но и выбрав правильный цвет, сделать заявление о симпатии к определенной банде, а также кусок нейлона, который нередко повязывали под бейсболку - ниоткуда, кроме рэпа, такие вещи в нашу жизнь прийти не могли.

Рэп-культура стала настолько популярной, что даже те, кто еще недавно не стремился выглядеть, как исполнители этой музыки, сегодня задаются вопросом – как одеваются рэперы?

Несмотря на то, что по ТВ ежедневно показывают рэп исполнителей в клипах и различных передачах, вопрос о том, как правильно одеваться в этом стиле остается открытым. Между тем, такое стилевое направление стало особенно популярно в последние годы – это не вызывающая одежда, отличающаяся особенным удобством и уникальными деталями.

История возникновения рэперского стиля

Впервые манера одеваться так, как сейчас предпочитают рэперы, появилась примерно в 70-х годах прошлого века в бедных кварталах Нью-Йорка. Тогда основной особенностью этого стиля была не сама одежда, а способ ее носки. Например, уже тогда зародилась тенденция носить джинсы и брюки без ремня, приспустив их на бедра, чтобы было видно нижнее белье. При этом можно было использовать обычные вещи, типа футболок и спортивных штанов, которые куплены не в дорогом бутике, а в дешевых магазинчиках или даже на рынке.

По одной из теорий появлению рэперской одежды мир обязан заключенным США. У них не было возможности носить ремни, а униформа им была далеко не всегда по размеру, поэтому их брюки то и дело соскальзывали вниз. И после выхода из тюрьмы они продолжали одеваться подобным образом, показывая окружающим своего района, кто перед ними.

Сегодня реперский стиль стал очень популярен и представляет собой особенное стилевое направление в одежде, тесно связанное с одноименным музыкальным направлением. Рэперы всего мира предпочитают именно этот стиль не только для своих выступлений, но и для повседневной жизни.

Какую одежду выбрать?

Понять, что носят реперы, можно просто взглянув на нескольких представителей этой субкультуры. В их одеянии нет ничего особенного – это удобные вещи, которые выглядят достаточно массивно или свободно. Такая одежда должна обеспечивать свободные движения, так как рэп стиль считается идеально подходящим для брейк-дэнса.

Но не только удобство отличает одеяния рэперов – их наряды также имеют особенности в оформлении. Здесь могут использоваться как однотонные модели, так и украшенные различными надписями и рисунками. Обычно в оформлении рэперских футболок используется специальная печать по ткани – принты, так как этот способ нанесения изображений позволяет перенести на футболки и толстовки абсолютно любые пожелания потребителей.

Говоря о том, что носят рэперы, следует выделить несколько основных элементов их нарядов:

  • 1. Штаны и джинсы. Стандартными для этого стиля являются широкие штаны-трубы, которые носятся не на талии, а на бедрах. Чаще всего используются спортивные штаны, но также популярны и джинсовые варианты.
  • 2. Футболки и майки. Представить себе рэпера без свободной футболки или майки практически невозможно. При этом такие вещи обычно украшены принтами или нашивками.
  • 3. Толстовки и балахоны. Широкие кофты на молнии, балахоны или толстовки также считаются вещами «маст хэв» – они обязательно должны присутствовать в гардеробе. Особенно популярны модели с капюшоном. Мода носить изделия с капюшоном зародилась у любителей граффити – такая деталь помогала быстро скрыть лицо.
  • 4. Куртки. Основными вариантами верхней одежды для рэперов считаются спортивные куртки с яркими и оригинальными принтами. Такие вещи прекрасно дополняют весь образ. Нередко куртки используются не только в холодную погоду в качестве особенного элемента образа.
  • 5. Головные уборы. У рэперского стиля достаточно большой выбор головных уборов – это бейсболки, банданы и шапки swag стиля. И если банданы постепенно отходят на задний план, то бейсболки и шапки популярны уже долгие годы. Особенностью бейсболок является прямой козырек.
  • 6. Обувь. Чаще всего реперы выбирают кеды. Они могут быть разными – высокими или короткими, выполнены в самых разных цветах. Большинство считает, что отдать предпочтение все же стоит высоким белым кедам.
  • 7. Аксессуары. Без аксессуаров сложно получить законченный и действительно стильный образ рэпера. Для этого используются напульсники, цепи с кулонами.

Используя различные сочетания таких вещей, можно каждый день получать множество разных образов в стиле реп.

Рэперский стиль для девушки

Реперский стиль – это не только мужской вариант, прекрасный пол тоже полюбил такой способ одеваться. Как одеваются рэперы девушки? Особенностью женского варианта этого стиля является добавление изящества и женственности. Для этого используются обтягивающие майки, короткие юбки. Девушки, одеваясь в рэперском стиле, также предпочитают джинсы с потертостями, а также короткие шорты из такого материала.

Девушкам также необходимо использовать аксессуары, но в отличие от мужчин, их выбор значительно больше, потому что можно носить серьги и браслеты.

Виды стилевых направлений рэп-культуры

Существует множество стилевых направлений, которые в целом относят к реп культуре. Нак, наиболее популярным направлением считается R&B. Отличием этой одежды от рэперской заключается в том, что она призвана не только быть удобной, но и соблазнять, так как R&B музыка считается клубной. Этот стиль рэп-культуры отличается некоторой гламурностью, хотя в целом похож.

Совсем недавно появились и люди, зовущие себя бэггерами. Внешне они мало чем отличаются от рэперов, но имеют важную особенность – они относятся к нетрадиционной сексуальной ориентации. В их гардеробе обязательно есть свободные футболки и кофты с капюшонами, а также широкие штаны с зауженными манжетами снизу.

Бэкпэкеры же предпочитают минимум одежды (рэперы часто одеваются в несколько слоев), так как им важно свобода передвижения – они много путешествуют и комфортные вещи делают поездки гораздо приятнее. И в любом случае их наряды должны быть абсолютно удобными, поэтому они предпочитают свободные футболки и штаны, комфортные майки и шорты.

Какой бы вы ни выбрали стиль реп-культуры, основа у них одна – свобода и удобство в сочетании с оригинальным оформлением.

Давным-давно из всей рэп-братии собственной линией одежды могли похвастаться лишь единицы. На сегодняшний день ей не обзавелся только ленивый. Однако лишь немногие рэперы как-то заморочились и произвели на свет божий достойную продукцию. Большинство просто фигачит свое имя/логотип, ведь все равно верные фанаты будут носить. Даже если окружающие будут ехидно улыбаться. Вот так вас могут подставить ваши же кумиры.

Начало всему действу положили Naughty by Nature . В своем магазинчике в Нью-Джерси они продавали одежду с логотипом группы. Wu-Tang clan под руководством Оли Гранта позаимствовали идею и весьма преуспели в производстве и распространении одежды со своей символикой. Другие исполнители и группы незамедлительно последовали их примеру.

Вашему вниманию предлагается 25 линий одежды рэперов, от самых трешовых (25 место), до самых интересных и удачных.

25.Todd Smith

Рэпер : LL Cool J

Просто интересно: кто-нибудь еще, кроме парней с фото, носил эту марку одежды?

24. Shago

Рэпер : Bow Wow

Без комментариев.

23. P. Miller



Рэпер : Master P

Кроссовки No Limit — эдакий Франкенштейн, собранный из частей And 1 , Jordan , и Nike . Одежда снова без комментариев.

22. TWIsM

Рэпер : Shaquille O"Neal

Не смотря на очевидные успехи и достижения Шакила в других областях, в этой сфере он не преуспел. Ему простительно.

21. Rich and Famous

Рэпер : Snopp Dogg

Старине Снупу лучше сосредоточиться на употреблении прущих даров природы. Одежда — не его стихия.

20. Last Kings

Рэпер : Tyga

Нет, спасибо.

19. Vokal

Рэпер : Nelly

И снова нет.

18. Bushi Sport

Рэпер : Busta Rhymes

Только Busta Rhymes хочет быть одетым, как Busta Rhymes. Странно, что подобные кожаные шляпы не снискали популярности у модников. А в настоящее время Баста выглядит, как доминиканский брадобрей.

17. Nostic

Рэпер : Jim Jones

Знатный трешачек. Этой одежде подошло бы другое название: «вредный» (noxious). К слову, новая линия одежды Джонса, Vampire Life , значительно лучше. Наверное. Но мы все равно тебя любим, Джим.

16. Outkast Clothing Co.

Группа : Outcast

В этой линейке одежды из всех возможных вариантов возобладал наихудший. К нашему большому сожалению.

15. Shady LTD



Рэпер : Eminem

Эминем весьма далек от иконы хип-хоп стиля, однако были времена, когда на Маршалле красовались кепка и байка Shady LTD . Ко всему прочему, он является соавтором крутейших Nike Air Max . Раздобыть подобные кроссовки в настоящее время не представляется возможным, так как они являются объектом обожания многочисленных фанатов Эма.

14. G-Unit

Рэпер : 50 Cent

Только кукурузные шарики (не сильно сведущие в стиле люди) носили шмотки G Unit.

13. FJ560

Рэпер : Fat Joe

Рубашки, шорты и велюровые костюмы были весьма неплохи. Правда сама линия одежды просуществовала всего около года.

12. Akoo

Рэпер : T.I.

Те немногие, кто носил одежду Akoo , скорее всего получили ее бесплатно.

11. TrukFit

Рэпер : Lil Wayne

Из-за неосмотрительности Lil Wayne при написании текстов песен , эта марка одежды прочно ассоциируется... с минетом. Лучше воздержитесь от покупок.

10. State Property Clothing

Рэпер : Beanie Sigel

Фишка этой линии одежды — тайники, в которых можно спрятать всякие хорошие и нехорошие штуковины. На этом положительные качества заканчиваются.

9. Sean John

Рэпер : Puff Daddy

Велюровые и хлопковые костюмы от Шона Комбса великолепны. И да, на фото Риана в розовом костюме Sean John.

8. Rocawear

Рэпер : Jay Z

Это Рок! Джигга и компания просто рулили рэп игрой в свое время. Рэп, одежда, фильмы — Roc Nation покорили просто все и вся. У вашего покорного слуги до сих пор в шкафу валяется байка Rocawear .

7. Play Cloths

Рэпер : Pusha T

Есть неплохие решения. Не так круто, как у Джея или Дидди. но Пуша явно старался.

6. Benjamin Bixby

Рэпер : Andre 3000

Линия одежды Андрэ, как и его сольная карьера — одна большая замануха, не более. Своего потенциала она (как и он) полностью так не раскрыла. Поговаривают, что виной тому взлетевший на Олимп Канье, который произвел просто тектонический сдвиг в хип-хоп моде.

5. Naughty Gear

Группа : Naughty By Nature

Первая линия одежды от рэперов. Тот случай, когда просто отпечатанный на одежде логотип группы смотрится весьма хорошо.

4. Dipset USA

Рэпер : Cam"ron

Банда The Diplomats в составе Cam"ron и Jim Jones снова вместе, и они запустили свою линию одежды. Байки, шляпы и футболки выглядят просто великолепно. Если вы попросите обладателя этой марки назвать хотя бы один трек с первого альбома Cam"ronа, и он затруднится с ответом — надерите ему зад.

3. Yeezy Season 1

Рэпер : Kanye West

Одежда от самого Yeezуса . Комментарии излишни. Если захотите прикупить себе что-то из его коллекции — правильно оцените свои финансовые возможности. Стоят вещички не дешево.

2. Wu-Wear

Группа : Wu-Tang Clan

Эта одежда завоевала популярность еще в те времена, когда понятия «уличный стиль» по сути не существовало. DJ Greg Street пригласил в гости Raekwonа и показал ему свою крутейшую коллекцию Ву-одежды. Гость продемонстрировал недюжинные способности в складывании майки.

1. BBC Ice Cream

Рэпер : Pharrell

Фарелл сумел превратить BBC Ice Cream в популярный уличный бренд, который можно раздобыть только в бутиках или на официальном сайте. Свежие дизайнерские решения, качественные материалы — ничего больше не требуется. Первое место по праву принадлежит ему.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольной и социальной педагогики

Молодежная субкультура

«Рэперы»

Влияние на социолизацию личности

Специальность 050711.65-Социальная педагогика

Выполнил:

Студент группы СП-24

Горелов А.И.________

Преподаватель:

Научный руководитель

Доцент кафедры дошкольной и

Социальной педагогики,

К.п.н Чалдышкина Н.Н.________

Йошкар – Ола

Введение.

1. История возникновения субкультуры.

2. Стиль рэпера.

3. Хип - хоп музыка.

4. Воздействия молодежной рэп - субкультуры на личность.

5. Прогноз развития рэп - культуры в России.

Список используемых источников и литературы.

Введение.

Рэп (англ. rap, rapping ) - ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэ́пером (не путать с репе́ром), или более общим термином MC.

Рэп - один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернатив рок альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.

История возникновения субкультуры.

Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс куда его «экспортировали» приезжие ямайские ди-джеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу в основном ди-джеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.

Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979). Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер. Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.

Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чёрных кварталов. Кроме того, устраивались т. н. «баттлы» - словесные поединки, в которых два рэпера переругивались, сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему

Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 80-е. Его введение приписывают то Африке Бамбате, то Грэндмастеру Флэшу. Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B- музыку.

Стиль рэпера.

Футболки, спортивные куртки, «бейсболки», развернутые козырьком на затылок, шапочки, цепочки, рюкзаки – типичный образ современного рэпера. Добавим к этому плотные рубашки в сочетании с джинсами-«трубами», ювелирные украшения, и образ окончательно оформится. Одежда выделяла молодежь из серой массы обывателей с первого момента зарождения субкультуры «рэп». Сегодня это уже не просто одежда, это – стиль, и это – мода.

Подростки – студенты и школьники – основные представители «рэп»-культуры или «рэп»-субкультуры, как называют ее знатоки. К вступлению в ее ряды никаких требований не предъявляется: слушай рэп, одевайся и говори, как рэпер!

Вот и весь устав. Настоящие же фанаты рэпа несколько отличаются от многочисленной армии остальных любителей «говорящей» музыки. Их отношение к окружающему – ирония и деланное презрение. Их стиль – «широта». Широченные штаны, сползающие с бедер и «подметающие» пол, большие размеры (как-будто с отцовского плеча), свисающие до колен рубашки – часто, мешковатая, но чистая повседневная одежда рэперов-любителей и рэперов-профессионалов.

Знатоки моды находят различные объяснения принятому в «рэп»-субкультуре стилю одежды. Поскольку «рэп» - культура далеко не самых обеспеченных слоев населения, то и происхождение его элементов в основном связывается с простыми, понятными всем факторами. Считается, что одежда больших размеров «пришла» в моду рэперов из США, где для заключенных шили универсальную одежду – впору каждому. Кроме того, обычное явление, когда старшие (отцы, братья) передают свою одежду младшим. В современных условиях создать «рэперовский» прикид также достаточно просто: эту одежду можно недорого купить на вещевых оптовых рынках, даже где плохое асфальтирование, или в «second hand».

В то же время, мода рэперов не так уж упрощена. Сегодня большое внимание стали уделять украшениям. Считается, что это «ответвление» берет начало из афроамериканских гетто, где драгоценности лучшим и самым простым образом определяли статус человека. Не последнюю роль в повышении значимости ювелирных украшений сыграло и влияние криминалитета, участвовавшего в становлении субкультуры.

Все это значительным образом повлияло на выбор молодежи, сознательно определяющей рэп не только как направление в музыке, но и как стиль жизни. Из этого вытекают и требования к одежде, и желание выглядеть как звезды рэпа, и потребность в демонстрации своего статуса.
В последнее время ведется активное продвижение сайтов и разработка различных направлений репа, создаются группы, клубы реперов.

Начиная с 80-х годов крупные производители спортивной одежды активно работают с хип-хоп культурой в США. Как Вы заметили огромную роль для становления рэпа и вообще хип-хоп культуры играли несколько районов Нью-Йорка (Гарлем, Бронкс). Все что начинали носить «лидеры улиц» начинала носить вся субкультура и огромное количество «белых американцев», которые увлекались брейк-дансом, граффити или рэпом.

Хип-хоп музыка.

Музыка хип-хоп достаточно разнообразна. Она может быть проста, но в то же время интересна и мелодична. Её основу составляет бит - ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (backbeat):

-Клэп (clap ) - однократный звук, похожий на хлопок.

-Снэр, снейр (англ. snare ) - звук ведущего барабана, чёткий и короткий.

Также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей).

Также важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) - kick drum. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп-музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты).

« Хип-хоп» («hip hop»), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления:1. Живопись/дизайн - «Граффити» («Graffity» - «нацарапанные») настенные росписи и рисунки;2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» («break dance») уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды;3. Музыкальный стиль - «Рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: «быстрый рэп» (один рэпер разговаривает с другим); «жизненный» рэп (часто содержит мат); «коммерческий рэп» (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп). Общие роли в репе: · «DJ» - «диск джокей» или «ди-джей», в их задачу входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование, манипуляции с виниловыми пластинками, т.е. создание музыкального фона;· «МС» - «Microphone Controller» или «Master of Ceremony» непосредственные исполнители рифмы;· Танцоры - различные танцоры, которые дополняют выступление МС.

Воздействия молодежной рэп-субкультуры на личность.

Основной способ воздействия молодежной рэп-субкультуры на общество - РЭП (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители. Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась. Таким образом, делаем вывод - субкультура есть ни что иное как попытка молодёжи самоутвердиться за счет неких ценностей, которые в данном случае принимаются за константу и основной принцип жизнедеятельности.

Прогноз развития рэп-культуры в России.

Влияние западной культуры, моды, музыки достаточно сильно отразилась на мировоззрении российской молодежи. Но в отличие от Запада, мода на рэп и хип-хоп музыку в России выражается лишь манере молодых людей одеваться, двигаться и определенным образом доносить свои мысли до аудитории зрителей, также как это делали и делают именитые рэперы западной эстрады. В основном речь идет о культуре потребления, а не образе жизни. Рэп в России, по сути, является крупным коммерческим проектом, приносящим рэп-исполнителям и их продюсерам солидные гонорары. Отклик поклонников на творчество артистов, а также личностное и творческое самоутверждение в определенной среде шоу-бизнеса и самореализация вот те силы, которые мотивируют «звезд рэпа» продолжать свое культурное шествие по миру подростков и молодежи. Предположить, как именно в дальнейшем будущем будет проходить развитие рэп-индустрии в России достаточно сложно. Русский рэп в России тесно связан непосредственно с шоу-бизнесом, а точнее, является его неотъемлемой частью, и логично было бы предполагать, что рэп будет развиваться теми же темпами, что и другие массовые проекты в российском мире музыки и шоу. Вывод напрашивается сам собой - пока рэп музыка будет приносить моральное и материальное удовлетворение, как и тем, кто ее делает, так и тем, кто ее потребляет, - рэп в России будет развиваться и процветать, приобретая все новые формы, подвиды, сторонников, почитателей, а также врагов, недоброжелателей и, что естественно завистников, поскольку данный вид молодежной субкультуры считается достаточно «дорогим», в этом вы могли убедиться прочитав данную статью.

Родоначальниками жанра рэп, как, впрочем, и всей хип-хоп культуры, считаются чернокожие жители бедных районов Америки. Именно они впервые положили на бит рифмованные строки и даже смогли заработать на этом деньги.

Узнать поклонника рэп музыки, так же как и рэп-исполнителя, в толпе несложно. Представители этой субкультуры отдают предпочтение массивным толстовкам, бейсболкам с прямым козырьком и широким штанам, спущенным нередко заметно ниже талии. И это отнюдь не задумка именитых стилистов, продвинувших в массы подобную манеру одеваться в ходе раскрутки очередной звезды. Припущенные штаны – исторически сложившийся и закрепившийся образ, родившийся далеко не от хорошей жизни.

Стиль, надиктованный бедностью

В местах, где рождалась культура хип-хопа, возможности одеваться в дорогих магазинах не было ни у кого. Надевали что придется, не особенно задумываясь о сочетании цветов и актуальности модных тенденций. И тяжелее всего было достать стоящую детскую одежду. Если взрослые могли хоть как-то беречь вещи, то лазающие по стенам, подвалам и чердакам подростки легко превращали и так не лучшие штаны и футболки в дырявые тряпки за считанные недели.

Единственный выход из ситуации, когда надеть подростку совсем нечего, подобрать себе что-то из гардероба старших членов семьи. И на размеры особенно никто не смотрел. Главное, чтобы не маловато было, а если великовато – не страшно, на вырост будет.

Со временем просторные вещи становились привычными, и даже вырастая, молодые мужчины отдавали предпочтение массивным футболкам-балахонам, предпочитая их стилю «белых воротничков».

Привычка из-за решетки

Носить широкие штаны – привычка из детства. А вот ослабленный ремень, позволяющий брюкам висеть низко, обнажая нижнее белье, это оттенок тюремной жизни, которая также повлияла на развитие хип-хоп стиля в одежде.

Во избежание случаев суицида, а также чтобы лишить заключенных возможности использовать пояса в качестве оружия и даже орудия убийства, что часто случалось, тюремные надзиратели запрещали носить ремни. Прародители субкультуры рэп были частыми гостями за решеткой, бедность нередко толкает на преступления. И результатом симбиоза тяжелого детства и не менее сложной жизни в зрелом возрасте родилась привычка носить широкие штаны, приспустив их ниже талии, а позже привычка чернокожих рэперов переросла в повальную моду.