100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, не похожий ни на один другой институт. В истории пока нет альтернативы семье, и у нее есть своя особенность. По словам Я. Щепаньского, семья является единственным "разрастающимся изнутри" социальным институтом. Но нельзя это "саморазрастание" сводить только к демографическому воспроизводству, нужно понимать его двусмысленно. И все же, несмотря на это, семья и необходимость ее сохранения возникают из необходимости воспроизводства населения и социализации личности.

Антонов А.И. утверждает, что семья как социальный институт не просто исполнитель названных функций, она активный элемент и агент социальных изменений.

Семья – это социальный институт, характеризуемый совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.

Во многих примитивных обществах существует только один институт – семья. Например, у современных племен Центральной Африки, у многих народов Севера нет института государства, религии, образования и других. Все вопросы, которые в цивилизированных обществах решаются всевозможными социальными институтами, тут решаются в рамках отдельных семей или на советах нескольких семей.

М.С. Мацковский говорил, что необходимо изучать семью тогда, когда нужно узнать, насколько «ее образ жизни и функционирование соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям». Чтобы знать будущее семьи, надо построить ее модель как социального института.

Современное российское общество развивается в направлении демократизации и гуманизации, что накладывает заметный отпечаток на все сферы его функционирования. Изменившемуся социуму соответствует обновленная модель семьи, которая уже нашла отражение в массовом сознании и фиксируется в массовом поведении.

Еще в 1916 г. П. Сорокин выявил тенденцию кризиса современной семьи, для которой были характерны: рост числа разводов, уменьшение числа браков, рост гражданских браков, рост проституции, падение рождаемости, освобождение жен из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений, уничтожение религиозной основы брака, ослабление охраны института брака со стороны государства.

Современная отечественная социология семьи, по мнению Черняк Е.М., предлагает ряд подходов при анализе тенденций развития российской семьи, которые сводятся к трем ключевым позициям:

1) идет нормальная трансформация традиционной семьи в современную под влиянием социокультурной модернизации;

2) в России происходит кризис института семьи, его деградация;

3) трансформация семьи – это мировой процесс, кризис-условие, в котором протекает модернизация российской семьи.

Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми.

В России происходят процессы изменения повседневной жизни россиян в ходе трансформации российского общества. Они затрагивают процессы, сопряженные с трансформацией института семьи и определяют демографическую модернизацию, характеристиками которой являются самореализация, свобода выбора, личное развитие и индивидуальный стиль жизни, эмансипация. Все это находит отражение в формировании семьи, установках в отношении регулирования рождений и мотивах родительства. Это приводит к нуклеаризации семьи, увеличению возраста вступления в брак и позднему рождению детей, видоизменению форм брака и родительства. Все это можно описать как кризис, эволюция, модернизация, трансформация. По мнению Ю.П. Лежниной, необходимо говорить не о кризисе семьи, а о кризисе института брака, т. к. несмотря на все происходящие изменения, семья остается для людей очень важной ценностью.

Кризис семьи как социального института возник в последней четверти XX века. Кризис семьи – это утрата ею в значительной степени своих традиционных функций. Кризис проявляется в возрастании количества разводов, в тенденции к малодетности, в росте занятости женщин в общественном производстве, в трансформации и возникновении новых традиционных форм семьи.

Современная семья как социальный институт выполняет общественные функции, которые сильно трансформируются в связи с изменениями в стране: воспроизводство общества, социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление определенного социального статуса членам семьи, социальный контроль, сексуальный контроль, экономическая и социальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Существует множество классификаций функций, и практически все они основаны на задачах, которые должна выполнять семья как социальный институт.

Две функции семьи можно назвать центральными: репродуктивную и социализации.

Репродуктивная функция (воспроизводство семьи) связана с биологическим воспроизводством населения в общественном плане, и удовлетворения потребности в детях – в личном. Семья является основным институтом, ответственным за воспроизводство новых членов общества.

Функция первичной социализации или воспитательная функция. Она связана с передачей накопленного опыта, знаний, моральных и других ценностей старших молодому поколению. В современном обществе пытаются объединить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему лидирует в социализации индивидов.

1) репродуктивная – биологическое воспроизводство общества;

2) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества;

3) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми;

4) экономическая – экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

6) сфера духовного общения – развитие личности членов семьи;

7) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

8) досуговая – организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9) эмоциональная – эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10) сексуальная. Функции сексуального регулирования предполагают организацию и регулирование сексуального поведения. Семья – главный институт, регулирующий естественные сексуальные потребности людей.

Все функции семьи находятся в тесной взаимосвязи, но их соотношение может быть разным.

Проблемы семьи касаются каждого. Они затрагивают самые различные социальные группы и слои. Процессы, которые влияют на ее функционирование, не могут не волновать общество и государство, так как устойчивость этого социального института напрямую связана с социальной безопасностью и перспективами национального развития.

Современный этап развития института семьи сегодня определяется как переломный, поскольку взамен старым силам, поддерживающим традиционные семейные отношения, приходят новые.


Вернуться назад на

Социологи в современном мире уделяют большое внимание вопросам семьи, так как семья всегда сверхзначима. Из семьи человек выносит в общественную, государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или разрушения. Семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, а также другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

С развитием общества изменяются брак и семья. Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении её членов.

Несмотря на разнообразные внутрисемейные отношения, каждая семья выполняет ряд функций. Это репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная функции.

Один из важнейших показателей качества семьи – уровень и качество межличностных отношений членов семьи.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включающая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д. Семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции: половое регулирование; воспроизводство населения, которое осуществляет семья; социализация; удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании; экономическая, бытовая функции.

Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Это образование семьи, т. е. вступление в первый брак; начало деторождения (рождение первого ребенка); окончание деторождения (рождение последнего ребенка); «пустое гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка); прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых, оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться может разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. Для полноценного развития и воспитания ребёнка в семье обязательно нужны и отец и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, в частности исполнением этих ролей определяется воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является уважение другого человека.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

Статья посвящена одному из главных социальных институтов общества – семье. Современная семья не может формироваться и функционировать в отрыве от общества и государства. Поэтому в настоящее время долгосрочной целью семейной политики должно являться укрепление семьи как социального института.

  • Процесс формирования и функционирования современной семьи

Современная городская семья находится в состоянии перехода от старых образцов поведения и установок на жизненные ценности, от прежних форм отношений к новым. Как во всякий переломный период, это связано с определенной ломкой стереотипов, которые не всегда проходят безболезненно.

Семья как социальный институт представляет особый интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека. Сегодня семья проходит испытание на прочность. Причем эксперимент над ней проводит само общество. И все же при всех трудностях она живет и исполняет свои функции.

Рассматривая роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения, следует отметить, что существует и оборотная сторона медали. В данном случае речь идет о таких негативных явлениях, как консерватизм мышления и стереотипов поведения, которые унаследованы от уже ушедших поколений, и которые вольно или невольно передаются новым поколениям. Всякое новое неминуемо содержит в себе элементы старого, причем не только лучшего свойства .

К сожалению, семья может выступить не только в качестве источника нравственного и физического здоровья, но также источником аномалий, которые прямо или косвенно отражаются на состоянии младших поколений. Так, приобщение детей к спиртному, наркотикам, нервные перегрузки в результате напряженных отношений между мужем и женой, эмоциональная глухота и неумение помочь ближнему, безусловно, сказываются на психическом, а иногда и физическом состоянии того или иного члена семьи. Распространение нервно-психических заболеваний связано не только с трудовой деятельностью и ритмом городской жизни, но и семейными конфликтами .

Эмпирический материал показывает, что родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении достаточно длительного времени. Лишь немногие респонденты (12%) не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (87,9%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Итак, в процессе воспроизводства и воспитания молодого поколения семья выступает в качестве генератора, источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе .

Молодежь особенно восприимчива к различным инновациям. В молодости особенно активно создается система ценностей, и то, какими будут эти ценности, определяется объективной структурой тех отношений, в которых находятся молодые люди. Социально-экономические реформы в России влекут трансформацию молодежного образа жизни, меняется и отношение молодежи к семье, браку. Поэтому те тенденции, которые мы перечислим ниже, касаются в первую очередь молодых семей, не ограничиваясь, впрочем, только ими. Еще несколько десятилетий назад, гражданские браки рассматривались как аморальное и безнравственное явление. В настоящее время и мужчины, и женщины не торопятся официально оформлять свои отношения, предпочитают сначала просто пожить вместе, без штампа в паспорте. Общество в целом относится к гражданским бракам все более лояльно, возможно, поэтому такая форма отношений стала очень распространенной, особенно в молодежной среде. Разводы в нашей стране также стали обыденным явлением. Согласно данным Демографического Ежегодника Организации Объединенных Наций, который включает мировую статистику, публикуемую ежегодно, Россия лидирует в списке стран с самым высоким числом разводов и детей, рожденных вне брака .

На стабильность семейных отношений в последнее время все сильнее действует и неравная нагрузка, приходящаяся как в самой семье, так и в общественной жизни на долю мужа и жены. Работая на производстве и дома, женщина больше устает, перегружена разными заботами .

Проблема разводимости населения очень серьезна. Несомненно, отрицательные последствия разводов сказываются не только на моральном и психологическом состоянии людей, но и непосредственно влияют на снижение рождаемости, поскольку разводы часто не компенсируются повторными браками, особенно у женщин, поэтому демографические потери от разводов неизбежны. Снижение рождаемости в свою очередь негативно сказывается на воспроизводстве населения города .

Именно поэтому, многие специалисты по проблемам брака и семьи считают, что одним из важнейших условий повышения рождаемости, помимо стимулирующих мер демографической политики в стране (речь о материнском капитале) является профилактика разводов, предотвращение распада семьи, повышение устойчивости брачно-семейных отношений .

Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества. Система высшего образования должна учитывать роль семьи, ее значимость для молодежи. Поскольку именно нынешней молодежи предстоит решать социальные, экономические, культурные, духовные задачи, которые будут стоять перед российским обществом в первой половине XXI века. Современное российское общество на протяжении последних лет испытывает постоянные кризисы во всех сферах социальной, экономической и психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его подсистем, в том числе и института семьи .

Сама по себе семья не может формироваться в отрыве от общества и государства. Современное государство в России, как считает А.И. Антонов, стремиться заменить собой семью в целях все более многостороннего подчинения личности интересам корпоративного капитализма, разрушает основы семьи и фамилизма. В настоящее время стратегической долгосрочной целью семейной политики должно являться укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей .

Семья была и остается наиболее устойчивой первичной «ячейкой» общества, меняется лишь ее структура и функции, отношения с другими социальными институтами. Задача, следовательно, состоит в дальнейшем развитии и совершенствовании семейно-брачных отношений, в поиске путей и методов их регулирования на всех уровнях общественной организации .

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  2. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
  3. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  4. Александрова И.В. Воспроизводство населения как объект социального управления. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 168 с.
  5. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  6. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1. – С.140 – 142.
  7. Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи. // Социально-политические науки. - 2013. – №2, С.79 – 81.
  8. Игебаева Ф.А. Роль семьи в социализации личности. В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 49-51.
  9. Игебаева Ф.А.Семья как фактор формирования духовно-нравственных основ личности. В сборнике: Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности. IX Междунар. науч.-практ. конф., нояб. 2005 г. Пенза, 2005. - С. 81-83.
  10. Пасовец Ю.М. Демографический потенциал современной России в региональном разрезе // Социологические исследования. 2011. - № 12. – С. 64 –69.
  11. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России в XXI веке, М., ИД «Грааль», 2002. – 246с.
  12. Игебаева Ф. А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социологические исследования. 2014. № 9. – С.73 – 76.

Развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья — малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества — родительства — родства.

Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

Семья выполняет ряд функций , обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция

Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей. Социально-демографическая обстановка в России вызывает большое опасение за ее будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг политических и экономических проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, структурные процессы перестройки промышленности и связанное с этим вынужденное высвобождение трудовых ресурсов, потери в заработках и престижности профессии — эти и многие другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и семье как его ячейке.

К проблемам современного общества , сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии — 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые люди — иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранний брак, за редким исключением не дает им возможность завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды — все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Другая сторона проблемы рождаемости — внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет — почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляются в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это еще не самое тревожное. Если 10-15 лет назад рождение больного ребенка было исключением из правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет патологический груз прежде всего врожденная умственная отсталость.

В связи с названными и другими трудностями, почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции. Различается также рождаемость по регионам страны. Депопуляция охватила почти 70 регионов России. Перспектив на преодоление этого барьера пока не видно. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек таково, что им нелегко прокормить хотя бы одного ребенка, а женщине — безработной и самой прожить на пособие по безработице практически невозможно. Фактически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию. Особенно в крупных городах.

Руководство четко понимает важность и актуальность решения указанной проблемы для современного российского общества. Поэтому помощь семье — одна из ключевых задач.

Воспитательная функция

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления мы обозначили. Кроме того, снижение воспитательной роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:
  • детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек;
  • профессионализм — родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;
  • прагматизм — все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые духовные ценности, способствуют воспитанию такого типа личности. Насаждаемый индивидуализм может способствовать войне каждого против всех.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи . Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Восстановительная функция

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем в условиях гонки за лидером. Американцы не зря говорят, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую дистанцию, надо быть в хорошей форме. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений . Здесь мы выходим еще на один аспект проблемы — культуры семейной жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества. В этой сфере общества, как и во многих других, мы видим если не регресс, то застой. Общая “варваризация” нравов очень болезненно сказалась на семье. Усилились негативные тенденции в ее функционировании. Растет число разводов, обездоленных детей. В 2008 г. в России распалось около 950 тысяч семей. Более 700 тысяч детей остались без одного из родителей. Причин здесь чрезвычайно много: и экономическая самостоятельность женщин, и влияние урбанизации, а с ней рост социальной анонимности, и научно-техническая революция, и ее влияние на интенсификацию труда, особенно связанного с конвейерным или глубоко технологичным производством, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

Межличностные отношения супругов в семье

Один из важнейших показателей качества семейного союза — уровень и качество межличностных отношений супругов.

Шкалу межличностных отношений можно представить в следующем виде:

  1. Доминирование . Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Открытое без маскировки, императивное воздействие (от насилия, подавления до навязывания).
  2. Манипуляция . Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие: провокация, обман, интрига, намек.
  3. Соперничество . Допускает признание факта воздействия, но цели, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средства — временные тактические соглашения.
  4. Партнерство . Отношение к другому как к равному, с которым надо считаться, строятся на договоре, представляющем собой и средство объединения, и средство оказания давления.
  5. Содружество . Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких целей.

Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие.

Чтобы семья была благополучной, поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого, представления о браке женщины и мужчины должны либо быть, либо стать совместимыми. “Подгонка” представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается не всегда гладко на стадии первичной ролевой адаптации супругов.

Общая мотивация семейного союза включает четыре ведущих мотива, если ориентироваться в своих ожиданиях на: хозяйственно-бытовой союз, т. е. искренне считая, что главное в семье — хорошо налаженный быт, высокие заработки, счет в банке, позволяющий вести хорошо обеспеченную или нормальную (как у всех) жизнь; на нравственно-психологический союз, желая найти верного друга и спутника жизни, хорошо понимающего именно его (ее), способного быть рядом в радости и в беде, в труде; на семейно-родительский союз, считая, что главная функция семьи — рождение и воспитание детей; на интимно-личностный союз, видя его основную цель в неиссякающей взаимной любви.

Хорошо, если представления об этом супругов с самого начала совпали. Иначе конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются и сталкиваются нередко бессознательные, не выявленные ранее противоречия в ожиданиях супругов, их взаимные претензии.

Необходимость нравственно-психологической адаптации супругов друг к другу, не ощутимая в первое время упоения горячей и слепой любовью, важность совмещения , идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерологических особенностей, напоминают о себе в дальнейшей жизни . Муж и жена должны иметь много точек соприкосновения. Взаимное соглашение мужа и жены должно превышать некий средний уровень, без чего совместная жизнь супругов оказывается либо недолгой, либо начисто испорченной .

Интимно-личная адаптация заключается в достижении супругами физиологической и морально-психологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Жесткая запрограммированность на какую-то сверхинтенсивную половую жизнь совсем не обязательна .

Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов и к новому для них статусу мужа и жены, к связанным с ним ролям, а также согласование образов внесемейного поведения, и включения супругов в круг взаимных родственных связей с тещей, тестем, свекровью и т. п.

Чем отличаются дружные семьи от недружных ? Прежде всего степенью взаимоприспособления супругов. В дружной семье постепенно сближаются их потребности, интересы, желания и намерения. Интересы мужа становятся интересами жены, и наоборот. В конфликтном браке крайняя автономность двух “Я” сохраняется. Потребности, желания и намерения обоих супругов часто противопоставлены, а процессы сближения двух “Я”, взаимоотождествления мужа и жены идут очень медленно. Когда любовь между супругами постепенно угасает, не переходит в прочную супружескую дружбу , не устанавливаются взаимопонимание, взаимная психическая поддержка, растет замкнутость и отчужденность. Порой, часто теряется взаимное уважение, наблюдается рассогласование стремлений в сфере домашних дел и накапливаются отрицательные чувства, эмоции по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции. Иногда бывает, особенно у молодых пар, что растет непозитивная адаптация особо рода. Суть ее — в чрезмерном привыкании супругов друг к другу и потере необходимой дистанции, стыдливости, забвении супружеской любви.

Осложняющим фактором может быть очень различие в интеллектуальном развитии, в уровне образования и культуры. В первые годы брака это не так остро чувствуется из-за молодости супругов, страстной физической любви, половой гармонии и сексуальной удовлетворенности. Впоследствии это различие, если не сгладится, будет мешать. Правда, брак при различии в интеллектуальном развитии может быть и прочным, если есть хороший материально-финансовый базис, и сложились отношения друг с другом, оба любят детей и т. п.

Основные социальные функции семьи

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция — половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция — воспроизводство населения, которое осуществляет семья

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция — социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция — удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами — жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция — экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

Тенденции развития современной семьи

Динамичность современного общества привела к изменениям такого традиционного института, как семья. Во-первых, налицо тенденция к снижению числа заключенных браков. Во-вторых, возрастает число разводов. В-третьих, растет число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей. В-четвертых, очень много детей воспитывается без одного из родителей. В-пятых, число людей, имеющих детей, заметно уменьшается и наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар. В-шестых, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых частично разрушается свободой нравов.

Современные женщины имеют равные с мужчинами возможности в сфере бизнеса, что, разумеется, прогрессивно. Но подобная тенденция неминуемо изменяет характер отношений в семье. В частности, ожидается, что зависимость ребенка от родителей будет сведена к минимуму. Раннее взросление и выход «оперившихся» детей в жизнь предоставляют возможность родителям уделить больше времени и внимания друг другу, что также влияет на характер межличностных отношений между поколениями.

В промышленно развитых обществах забота о здоровье пожилых людей, об инвалидах стала функцией медицинских учреждений, специальных домов для престарелых, хотя члены семьи и сегодня по-прежнему решают вопрос о том, обращаться ли за помощью к врачам, дают согласие на операцию или под свою ответственность выписывают больного и т.д. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению отчасти берут на себя экономическую и хозяйственную функцию семьи, частично поддерживая людей в экономически нестабильное время. Таким образом, семья утрачивает часть присущих ей функций, осуществляя только некоторые из них (например, функцию эмоциональной поддержки членов семьи).

Какое будущее ожидает семью? Означают ли перемены в семейной жизни, которые мы наблюдаем, что семья достигла состояния глубокого распада и этот процесс необратим? Довольно часто специалистами высказывается точка зрения, согласно которой традиционная семья отошла в прошлое и ее возрождение не предвидится. Однако есть и другая, более обоснованная позиция. За тысячелетия существования семьи как социального института она претерпевала многочисленные изменения, изменялись и по-прежнему меняются ее функции, формы брака. Однако семья как маленькая ячейка общества всегда будет занимать особое место среди социальных институтов, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Разумеется, функции семьи будут меняться, будет увеличиваться число форм семьи, вероятно и увеличение семей, где пары ведут совместную жизнь без вступления в официальный брак.

Таким образом, семью можно рассматривать как малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья — древнейшая и наиболее распространенная из малых социальных групп. Ее основаниями являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Семья — фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

группа учащихся 11 класса

исследовательский проект посвящен проблемам современной семьи, изменениии ее функций в современном российском обществе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

Тема исследования

Выполнили:

Обучающиеся 11 класса

Степанова Екатерина

Рузлева Юлия

Кукушкина Наталья

Тоцкая Марина

Научный руководитель

Лисова С.В.

с.Заречное 2011г.

1.Введение с. 3

2.Цель исследования с.4

3.Задачи исследования с.4

4.Гипотеза исследования. с.4

5.Обзор литературы. с.5

6.Методика исследования с.18

7.Результаты исследования с.18

8.Выводы и комментарии. с.20

9.Заключение. с.22

10.Список литературы. с.22

11.Приложения.

1.ВВЕДЕНИЕ

Семья как один из основных социальных институтов общества.

Семья - один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

2.Цель исследования:

Изучение общественного мнения о роли семьи в современном обществе.

Задачи исследования:

  1. 1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме.
  2. 2. Подобрать методики для изучения общественного мнения.
  3. 3. Провести анализ социологического опроса.
  4. 4. Выявить зависимость мнения о значении семьи для личности от возраста.

Гипотеза исследования:

Представители старшего поколения имеют более нормативные представления о семье, чем молодежь,

Ценность семьи среди молодежи падает.

5. Обзор литературы

Функции семьи в современном обществе.

Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:

  1. репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
  2. социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
  3. содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:

  1. коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,
  2. регулятивная — регулирует поведение своих членов,
  3. накопление и передача собственности и статуса,
  4. рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Проблемы современной семьи и перспективы ее развития.

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу 20в приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:

  1. неполная семья или с 1 ребенком,
  2. семья не регистрирующая брак,
  3. одиночки отказывающиеся от любой формы семьи,
  4. пробный брак,
  5. нетипичные типы,
  6. параллельное проживание 2 или более семей.

Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:

  1. изменение экономической ситуации в мире, которое привело во-первых к экономической состоятельности женщин, во-вторых к обеспеченной старости, в- третьих к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;
  2. всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющим регулировать рождаемость.

Современная модель семьи, её функции.

Традиционным ядром семьи считается супружеская пара с добавлением к ядру детей, родственников, родителей супругов. Брак -это исторически меняющаяся соц. форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет супругов, их детей, а также других родственников или просто близких супругам людей.

Современная модель семьи: Элементарная семья- это семья из 3-ёх человек. Семейные отношения в ней: доминирование / подчинение разделяются по следующим основаниям:

1.кто несёт ответственность за семью:

▪ норм семья - где ответственность несёт мужчина(муж, отец).

▪ аномальная семья - если мужчина не несет ответственности

▪ псевдосемья (ответственность не несёт никто)

2. кто доминирует в семье:

▪ отец - патриархальная ▪ мать- матриархальная

▪ детоцентрическая (доминирует ребёнок, его потребности и капризы)

▪ эгоритарная (властные функции в семье распределены, но их распределение почва для постоянных конфликтов)

Семья как малая социальная группа

Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделенными по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящимся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующий в малых группах.

Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школа, трудовой коллектив, группа друзей и т.п. Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.

Семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу, так как в ней присутствуют: достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношения, сложившаяся структура взаимодействия ее членов, четкое распределение обязанностей и т.д.

Для того, чтобы можно было назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду высоких требований, которые определяют высоко-развитую малую группу как коллектив:

Успешно справляться с возложенными на нее задачами;

Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

Создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.

Коллективом можно считать такую семью, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Они определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности. В действительности большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Семья - это институт, который призван обеспечить ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не сможет стать полноценной личностью. В то же время, ни один другой социальный институт потенциально не способен нанести столько вреда при неправильном воспитании детей, сколько семья. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве и положительного, и отрицательного фактора воспитания личности ребенка.-Рассматривая феномен современной семьи, психологи дают ее социально-психологическую оценку. Она представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. Это зависимость от общественных институтов, гетерогенность состава по полу и возрасту, закрытость (вхождение в семью новых членов регламентировано, естественным и уникальным путем ее расширения является рождение ребенка), длительность ее истории, включающая качественно различные этапы развития.

В семье как социальной системе различают несколько видов отношений (по Н. Соловьеву):

Социально-биологические (охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственные чувства, воспитание детей, проблему наследственности);

Хозяйственно-экономические (охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и проч.);

Юридические (охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми);

Нравственные (включают сферу нравственного воспитания и само-воспитания, вопросы полового и трудового воспитания);

Психологические (охватывают сферу психологических особенностей личности, преодолении противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата);

Эстетические (включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища).

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Менее всего в развитии эмоциональной стороны личности допустимо механическое упрощенчество. Теоретические ошибки механистических теорий могут привести на практике к пагубным последствиям .

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия .

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения .

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. C этим нельзя не согласиться, т. к. в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти воп-росы подробно рассматриваются в последующей главе.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.

Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком

По данным опроса, проведенного Фондом « Общественное мнение» в 1994 г., рейтинг семьи среди предложенных респондентам 59 ценностей был наивысшим и составил 75%. Сходная картина наблюдалась и при опросе, проведенном Всероссийскиким центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2005 г. На вопрос: «Что для Вас самая главная ценность?» 39% опрошенных ответили: «хорошая семья» и 40% - «воспитание детей»; при этом «высокооплачиваемая работа» стояла на втором плане (http://wciom.ru/arkhiv/tematicheski-arkhiv/item/single/9515.html). Высокий рейтинг семьи среди ценностей подтверждается тем, что многие россияне субъективно испытывают острую потребность в сохранении или создании семьи, но в результате по разным причинам не могут этого достичь. Подобная ситуация отражается не только в статистике, но и в массовом сознании.

Возрождение государства через возрождение семьи

Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого, государству нужно заботиться о своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с экрана телевизора, т.к. каждый день он видит совершенно другое. Это очень сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, не только призывая возрождать семейные ценности.

Анализируя социологические исследования, приведенные ранее, можно констатировать, что в сознании большинства россиян существует выраженная потребность в том, чтобы семья была одной из главных ценностей. В то же время поведение значительного числа российских граждан, особенно молодежи, в значительной мере не соответствует этой потребности. Такое несоответствие во многом связано как с объективными трудностями (жилищными проблемами, низкими доходами, не позволяющими прокормить семью, перекосами и диспропорциями в половозрастной структуре населения России - в большем числе женщин, чем мужчин в различных возрастных группах), так и субъективными негативными факторами (алкоголизмом и наркоманией, инфантилизмом молодежи, неготовностью многих людей нести ответственность за семью, гедонизмом и низким уровнем нравственного развития).

«Семья - главная ценность человека, общества и государства». Семья - это единственный институт, который, существовал на протяжении всей человеческой истории. Это единственная ячейка, которая сумела уцелеть, а где-то и противостоять всем тем общественным устройствам и государственным устремлениям, которые в нашем столетии, в частности, пытались изменить ход истории. Институт семьи для нынешней России имеет стратегическое значение. Об этом говорит беспрецедентная система мер по поддержке семьи и рождаемости. Семья - это не только ячейка, но и ответ на тот вопрос, который был поставлен в докладе Е.Е. Чепурных: это сочетание «Я» и коллектива, это сочетание «Я» и общества, это сочетание «Я» и государства и т.д. Семья - это тот якорь, который привязывает человека к своей стране и к своему государству значительно надежнее, чем что-либо другое

Семья - это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

Важно соединить традиции прошлого и опыт настоящего с непреходящими духовными идеалами. Только духовные основы способны стать тем незыблемым фундаментом, на котором семья и школы смогут выстоять в XXI веке

Методика исследования

  1. 1.Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.
  2. 2. Сравнение полученных данных по возрастным и гендерным признакам.

Результаты исследования.

В результате опроса нами были получены следующие данные:

  1. Характерно, что на приоритет семьи указали 40% женщин-педагогов и 28% девушек, среди юношей семья практически не имеет приоритетного места. (Диаграмма 1)
  1. только 22% девушек считают, что за семью несет ответственность мужчина, 6% готовы взять эту ответственность на себя, большая часть 61% считают обоих в равной степени ответственными;
  2. 50% юношей готовы взять на себя ответственность за семью, 40%-предпочли поделить этот груз пополам с девушками. (Диаграмма 2)
  1. Наиболее значима семья как залог счастливой жизни для женщин среднего возраста (80% респ.),
  2. наименее-для девушек- (56%),
  3. юноши занимают промежуточное положение (70%).(Диаграмма 3)
  1. Все опрошенные женщины педагоги согласились с тем, что современная семья испытывает кризис,
  2. в наименьшей же степени с этим согласны юноши (40% респондентов) (Диаграмма 4)

ВЫВОДЫ

  1. Большинство респондентов считает, что современная семья испытывает кризис, причем в наибольшей степени с этим согласны женщины среднего возраста (100%), что, безусловно, определяется их профессиональной принадлежностью, меньше всего задумываются об этой проблеме юноши (40%);
  2. Для большинства респондентов семья и карьера важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;
  3. Наиболее размыты представления об ответственности за семью у девушек, что может впоследствии привести к нарушениям семейных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, в XXI веке, веке глобализации и обобществления практически всех сторон жизни человека, семья остается основной, или как говорят социологи - «первичной социальной группой, социальным институтом», где происходит воспитание нового поколения. Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с ней ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России. Семья в России находится в сложном, кризисном состоянии. Об этом, в частности, говорит огромное число разводов. Кризисы в различных сферах жизни общества привели к идейной неразберихе, что в первую очередь жестко ударило по моральным и нравственным ценностям населения. Сейчас вместо развития духовности и нравственности мы видим всеобщее моральное разложение нации. Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону - проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диаграмма 1. Приоритетность различных сфер жизни, где
1группа -женщины-педагоги,
2группа -девушки 15-18 лет,
3 группа- юноши 15-18 лет

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Вам необходимо подчеркнуть вариант, который

соответствует вашему мнению.

АНКЕТА

1. Ваш пол:

Мужской - Женский

2. Ваш возраст:

15-20 лет - 21-30 лет - 31-45 лет - 46-57 лет -58 лет и старше

3. Ваше семейное положение в настоящее время :

Состою в браке -состою в гражданском браке -не состою в браке

4. Каков уровень Вашего образования?

Начальное - Среднее - Среднее специальное

Высшее -Учусь в старшей школе

5. Что Вы считаете самым важным в жизни?

Успешная карьера - благополучная семья

Работа и семья одновременно

6. Как вы считаете, кто должен нести ответственность за благосостояние семьи:

▪ ответственность несёт мужчина(муж, отец).

▪ несет ответственность женщина

* ответственны в равной степени и мужчина, и женщина

7. Считаете ли Вы, что семья-это залог здоровой и счастливой жизни:

▪ да, безусловно ▪ может быть ▪ нет, можно прожить счастливо и без семьи

8. Как вы считаете, из скольких человек должна состоять современная семья?

Мать, отец,ребенок --мать, отец,дети (2 и более) -мать, отец, дети, бабушка, дедушка

9. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития?

Да -нет -не задумывался об этом

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!