Инсульт уносит миллионы жизней по всему миру, оставляет людей инвалидами, и полностью восстановиться после приступа удаётся не каждому. полная или частичная парализация, потеря привычных навыков, человек становится недееспособным и требует регулярного ухода за собой со стороны. Зависимость больного от ухаживающих людей наряду с состоянием здоровья провоцирует психологические проблемы. В этом случае требуется помощь психолога, пациенту необходимо быть готовым к трудностям на пути к выздоровлению.

Восстановление двигательных функций — важный этап реабилитации.

Кроме поддержки близких людей, больной сам должен прилагать немалые усилия, чтобы восстановить утраченные функции. Реабилитационный период может длиться как несколько месяцев, так и лет. Курс заключается в использовании комплексных мер, направленных на , двигательных, когнитивных функций. Когда кризисный период миновал, больному требуется долгая реабилитация, потому как научиться ходить после инсульта заново бывает очень нелегко. С реабилитационными мероприятиями не следует затягивать, начинать их нужно сразу же после медикаментозной терапии по восстановлению мозгового кровообращения. Больной не должен привыкать к постельному режиму, чем раньше его удастся поднять с кровати, тем быстрее запустится процесс восстановления.

Влияние инсульта на двигательные функции

Острое нарушение кровообращения вызывает сбои всех систем организма. Кроме бессвязной речи, дисфагии, у больного наблюдаются онемение конечностей, паралич. Если вовремя не принять меры, эти симптомы могут перетечь в постоянное явление. Наличие мышечных судорог может быть крайне опасным и предвещать повторение приступа.

Для нарушения двигательных функций характерны такие признаки:

  • наблюдается неуверенность, шаткость походки;
  • неспособность развивать скорость передвижения;
  • больной не может согнуть, разогнуть или максимально выпрямить руку или ногу;
  • болезненный спазм мышц ног препятствует сгибанию тазового и коленного суставов, часто возникает в стопе;
  • движения парализованной ноги могут усиливать спазмы руки;
  • координация движений нарушена;
  • частичное или полное отсутствие чувствительности конечностей;
  • у больного не получается поставить ногу на подошву, как следствие, при ходьбе движения начинаются с носка, а не с пятки;
  • ходьба после инсульта может сопровождаться внезапными падениями.


Реабилитационные мероприятия начинают проводить в индивидуальном порядке, чётко установленных сроков для восстановительного процесса нет, всё зависит от состояния больного. Одни больные начинают ходить по истечении 2 – 3 месяцев, другим требуется намного больше времени на возвращение утраченных функций. В любом случае, больному и близким людям необходимо запастись терпением и работать для получения позитивного результата.

Несмотря на существенное влияние масштабов поражения головного мозга на динамику выздоровления, большое содействие в успешности мероприятий оказывает поддержка родных. Не менее важен и психологический настрой самого больного. Депрессивное состояние, вызванное ощущением беспомощности, обречённости и нежелание действовать, способны погубить на корню все развернувшиеся работы по реабилитации.

Медикаментозная терапия не заканчивается по истечении острой фазы патологии. Больному могут назначать лекарства на протяжении длительного периода, в зависимости от состояния и симптомов:

  • препараты, стабилизирующие нормальный кровоток по сосудам, нормализующие работу сердца;
  • средства для в случае его высоких показателей;
  • лекарства, разжижающие кровь, предотвращающие образование тромбов в конечностях (при геморрагическом инсульте не применяются);
  • миорелаксанты, снимающие мышечные спазмы;
  • нейротрофические препараты, способствующие двигательной активности;
  • антиоксиданты для восстановления клеток мозга.


Как начать ходить после инсульта

Чтобы как можно скорее поднять человека с постели, необходимо , постепенно переходя к более серьёзным тренировкам. Больной после инсульта крайне немотивирован и часто не хочет ничего делать для улучшения своего состояния. Задача психолога и близких людей – позитивно настроить пациента на выздоровление. Несмотря на длительность реабилитационного периода, у больного есть шанс вернуть полностью или частично утраченные в результате приступа функции.

Восстановительные процедуры заключаются в следующих мероприятиях:

  1. На первом этапе необходима пассивная зарядка, которая не требует вставать с постели. Её проводят медработники или близкие пациента. Гимнастика тренирует функцию сгибания суставов, для этого поочерёдно поднимают, сгибают в локте то одну, то другую руку, затем проводят аналогичные упражнения на каждую ногу.
  2. Тренажёр-кровать предусмотрен для начала процесса обучения правильного передвижения ногами на начальном этапе, он имитирует ходьбу.
  3. Приблизительно на 4 – 5 сутки после приступа больного пытаются усадить. Достичь вертикального положения помогает специальное приспособление. Сначала больной сидит на постели, затем свешивает ноги на пол.
  4. Далее, можно имитировать ходьбу, перебирая ногами в сидячем положении. Необходимость вертикального положения не установлена точными сроками и зависит от индивидуального состояния пациента.
  5. На этом этапе ведутся подготовительные работы к практике ходьбы, эффективно использовать движение «велосипед», поскольку оно задействует все группы мышц.
  6. Гидротерапия, предполагающая использование гидромассажа, способствует улучшению кровообращения.
  7. Озокеритовые аппликации, лечение парафиновыми компрессами.
  8. Массажи, являющиеся эффективной и неотъемлемой частью лечения.
  9. Гидротерапия, озокеритовые аппликации, массажи помогают избавиться от мышечных судорог.
  10. Успешно проводится реабилитация в домашних условиях, где больной пробует выполнять обычные бытовые действия, развивающие моторику.
  11. Использование тренажёров значительно ускоряет процесс восстановления. Существует несколько видов приспособлений для развития навыков ходьбы, вставания со стула, велотренажёры, беговые дорожки.
  12. По истечении некоторого времени (период реабилитации индивидуален) больному удаётся встать на ноги. Стояние и ходьба непросто даются больному в постинсультном состоянии. Начинать делать первые шаги следует с поддержкой другого человека, затем самостоятельно с помощью опор.
  13. Можно размечать следы больного с целью дальнейшей коррекции походки. Для закрепления навыка правильной постановки ноги нужно ходить по размеченной дорожке со специально нанесёнными на неё шагами.


С началом этапа обучения навыку ходьбы необходимо будет обзавестись:

  • ортопедической обувью на широкой подошве с небольшим подъёмом;
  • для фиксации стопы используются специальные держатели;
  • также целесообразно надевать подколенники, чтобы во время ходьбы нога в колене не сгибалась.

Часто после инсульта плохо ходят ноги, что делать в таком случае, знают , но возможность позволить себе дорогостоящие процедуры есть не у всех. Не менее эффективным может быть и домашнее обучение ходьбе по принципу «научу ходить так, как хожу сам», выполнение упражнений возможно с помощью близких людей.

Упражнения для восстановления навыка ходьбы

Число повторов будет зависеть от состояния пациента, если некоторые упражнения ему сделать не под силу, больному можно помогать. Слишком активные упражнения лучше проводить, когда больной чувствует себя лучше.

  • в положении лёжа при согнутых ногах в коленях больной выпрямляет то одну, то другую ногу, начиная движения со здоровой конечности;
  • перекидывание одной ноги на другую поочерёдно;
  • больной поворачивает стопы то вовнутрь, то в стороны;
  • разгибание и сгибание суставов рук и ног;
  • выполнение упражнения «велосипед»;
  • отведение ноги в сторону: упражнение выполняется лёжа на спине с выпрямленными или согнутыми в коленях ногами;
  • подъём таза: ноги согнуты в коленях, в положении лёжа больной поднимает и опускает таз;
  • перенос выпрямленной ноги над другой;
  • сгибание голеней;
  • лёжа на боку больному следует поднять и опустить ногу, затем, перевернувшись на второй бок, то же самое проделать со второй ногой.

Восстановить контроль над мышцами не так просто, но приложенные усилия со стороны пациента и его родных иногда достигают невероятных результатов. В медицинской практике много случаев, когда, казалось бы, совсем безнадёжные больные возвращались к прежней жизни.

Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Кубанский государственный медицинский университет (КубГМУ, КубГМА, КубГМИ)

Уровень образования - Специалист

Дополнительное образование:

«Кардиология», «Курс по магнитно-резонансной томографии сердечно-сосудистой системы»

НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова

«Курс по функциональной диагностике»

НЦССХ им. А. Н. Бакулева

«Курс по клинической фармакологии»

Российская медицинская академия последипломного образования

«Экстренная кардиология»

Кантональный госпиталь Женевы, Женева (Швейцария)

«Курс по терапии»

Российского государственного медицинского института Росздрава

Двигательные расстройства – наиболее частые осложнения инсульта. Они наблюдаются более чем у 80% больных. Из них полностью восстанавливается лишь 20%. Эффективность реабилитации зависит от своевременности медицинской помощи в начале инсульта, а также от того, как рано началось восстановительное лечение. Самым результативным оно будет первые полгода после инсульта и завершения интенсивной терапии.

Почему нарушается ходьба?

Во время ишемического инсульта без питания остаются участки мозга, отвечающие за двигательные функции. Это участки пирамидной системы, с помощью которой человек совершает сознательные (произвольные) движения. В зависимости от места ишемии и степени поражения развивается полный паралич или парез определенных мышц.

Специальные клетки мозга генерируют импульсы на начало движения, которые проводятся к мышцам с помощью сложной системы нейронов. Когда часть из них выключается из процесса, мышца не получает команды «сверху» и остается неподвижной. При этом в «картотеке» низшей моторной системы хранятся все возможные двигательные программы.

Задача двигательной реабилитации — восстановить утраченные связи между головным мозгом и мышцами, помочь организму «вспомнить» нужные двигательные программы и вернуть мозгу способность управлять ими.

С его начать восстановление?

Первое, что делается после инсульта для предотвращения потери движения в суставах и сухожилиях – это лечение положением. Для этого ногу фиксируют в выпрямленном положении с небольшим разворотом внутрь и упором ступни в спинку кровати. Фиксация проводится в течение 1,5 – 2 часов.

Пассивные упражнения

Восстановление ходьбы после инсульта начинается с тренировки отдельных мышц и суставов. Обычно при инсульте поражается участок одного полушария мозга. В этом случае говорят о гемипарезе или гемипараличе – одностороннем нарушении двигательных функций. Восстановление движений в больной ноге начинается с пассивных упражнений.

Их выполняет специалист ЛФК, постепенно включая в процесс самого пациента, то есть, понемногу переводя пассивные движения в активные (управляемые). Комплекс упражнений включает:

  • сгибание, разгибание и вращение стоп;
  • сгибание и разгибание колена;
  • сгибание, разгибание и отведение в тазобедренном суставе.

Если пациент хорошо понимает, что от него требуется, нужно вовлекать в процесс его сознание. Он должен научиться посылать импульс неподвижной мышце. Для этого упражнение проделывается самостоятельно здоровой ногой, а затем движение мысленно переносится на больную ногу. Использование мышечной памяти — едва ли не самая важная составляющая всего процесса реабилитации.

Перевод движений в активную фазу

Мысленный посыл не должен укладываться только в отведенное для гимнастики время. Человек, стремящийся к быстрейшему выздоровлению и обретению утраченных навыков, должен заниматься тренировкой на протяжении всего дня с небольшими перерывами на еду, туалет, процедуры и сон.

По мере того, как мышце возвращается сила благодаря пассивным упражнениям, больного нужно стимулировать к самостоятельным движениям. Помощник задает амплитуду движения, а совершать его должен сам пациент. Движение должно быть медленным и выполняться по частям.

Ходьба после инсульта восстанавливается с помощью следующих упражнений:

  1. Сгибание и разгибание ног в коленях. При этом стопы скользят по постели. Выполняется поочередно больной и здоровой ногой.
  2. Перекладывание ног. Ноги согнуты в коленях, стопы уперты в постель. Здоровую ногу нужно перекинуть через больную, а затем наоборот.
  3. Похожее упражнение, только одну ногу нужно положить на колено, отведя ее в сторону, затем повторить упражнение второй ногой.
  4. Упражнение «велосипед».
  5. Повороты стоп. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на постели. Разворот стоп наружу и внутрь.
  6. Лежа с выпрямленными ногами поочередно проводить пяткой одной ноги по передней части голени другой.
  7. Поднимание и отведение ног стороны.
  8. Подъем таза, лежа с согнутыми коленями.
  9. Лежа на животе, сгибать и разгибать ноги в коленях.
  10. Лежа на боку поднимать ногу.
  11. Повороты на бок (восстанавливает навык переворачивания в постели). Лежа на спине опустить в сторону сначала согнутые колени, затем завершить поворот туловищем.

Все упражнения начинаются со здоровой ноги. Не стоит сразу задавать много подходов к выполнению одного упражнения. Количество повторений зависит от состояния больного и наращивается с большой осторожностью.

Перевод в положение сидя

Большим достижением считается способность пациента самостоятельно сидеть на постели, а главное – удерживать это положение. Переводить его в вертикальное положение нужно постепенно и осторожно во избежание головокружения и повышения давления.

После освоения навыка переворачивания лежащего на боку больного нужно медленно усадить – ноги опускаются с постели, здоровая рука отталкивается от нее. Его стопы должны быть уперты в пол и слегка расставлены, корпус немного наклонен вперед для сохранения равновесия.

Вставание

Следующий этап – вставание. Для тренировки используется несколько упражнений:

  • приподнимание на постели – сначала с помощью инструктора, затем — постепенный переход на самостоятельное приподнимание;
  • движение вдоль края кровати от спинки к спинке – переставляя ноги на полу и пересаживая пациента подальше от точки опоры ног, чтобы он подтягивал их самостоятельно.

После длительных тренировок мышцы и сознание больного уже готовы к вставанию и удержанию тела в вертикальном положении. Важно обеспечить ему безопасность, так как падение может напугать и заставить пациента надолго отказаться от следующей попытки. Вставание должно происходить при наличии дополнительной опоры и помощи постороннего человека. Тренировки сопровождаются пояснениями, как правильно выполняются те или иные движения. Больной будет мысленно вспоминать их, стимулируя мозг к посылу импульсов.

Прежде чем пациент сделает первые шаги, навыки стояния закрепляются упражнениями:

  1. Топтание – перенос центра тяжести с одной ноги на другую, как будто человек переминается с ноги на ногу. Сначала упражнение выполняется без отрыва стоп от пола, затем их нужно немного приподнимать.
  2. Перекатывание с носки на пятку.
  3. Перешагивание через препятствие – сначала это может быть карандаш, затем высоту увеличивают. При выполнении колено должно высоко подниматься. Шаги делаются вперед и назад.
  4. Отведение ног назад (нога ставится на носок).

Восстановление ходьбы

Помощник помогает своему подопечному, поддерживая его со здоровой стороны. Он как бы делает толчковое движение, побуждая пациента переставить больную ногу, а затем и опереться на нее.

Если одному трудно справиться с обучением ходьбе постинсульного больного, понадобится помощь еще одного человека, чтобы он переставлял больную ногу пациента. Так бывает, когда больной не совсем адекватен или имеет большой вес.

Ежедневную тренировку ходьбы хорошо чередовать с упражнениями на ковре:

  • переворачиваниями с боку на бок;
  • перекатыванием с одного края ковра на другой;
  • подъемами головы;
  • вставание на четвереньки и передвижение в таком положении;
  • ползание по-пластунски.

Для этих упражнений инструктору также понадобится помощник.

Массаж для восстановления ходьбы

Трудно переоценить роль массажа для восстановления всех функций организма после инсульта. Особенно это касается двигательных повреждений. Опытный массажист не применяет определенных строго ограниченных методик. Он всегда исходит их состояния больного и находит опытным путем индивидуальный способ массажа.

Массажу подвергается не только парализованная нога или рука. Массируется вся поврежденная сторона тела, начиная от волосистой части головы, заканчивая пальцами ног. Процедура эффективно восстанавливает кровообращение в онемевшей коже и мышцах, а также чувствительность нервных окончаний. Курсы массажа начинаются с 3 – 4 дня после инсульта и должны продолжаться в течение ближайшего года и даже двух лет. Обычный ручной массаж с успехом дополнят гидромассаж и подводный душ.

Как обеспечить безопасность при восстановлении ходьбы?

Падение после инсульта чревато получением травмы. Чаще всего такие больные ломают бедро больной ноги. Причины могут крыться не только в недостаточной устойчивости больного, но и в несовершенстве окружающей среды. Это может быть скользкий пол, слишком длинный ворс у ковров, плохо установленные поручни в ванной комнате и туалете и просто недостаточный присмотр за больным человеком.

На начальном этапе, когда больной чувствует себя не очень уверенно помогут специальные приспособления – трех- или четырехопорный костыль, ходунки. Во избежание обратного прогибания коленного сустава используются ортез, фиксирующий колено в нужном положении.

Обычно вспомогательные средства прописывает лечащий врач. Он же определит сроки отказа от них. Некоторые приспособления целесообразно использовать постоянно, например, поручни в ванной комнате.

Сколько времени займет восстановление?

Возможность реабилитации ходьбы после инсульта и время восстановления зависят от многих факторов – начальной тяжести двигательного дефекта (например, паралич в острой стадии инсульта), повышенной спазмированности мышц или напротив их гипотрофии, сопутствующих мышечно-суставных расстройств.

Значительно тормозит восстановление нарушение когнитивных функций, снижение психической активности, потеря интереса к жизни и депрессивные состояния. И наоборот, своевременно начатый и регулярно проводимый комплекс реабилитационных мероприятий значительно ускоряет восстановление утраченных функций. Конкретные сроки восстановительного периода индивидуальны.

Почему ходьба важна для общего восстановления после инсульта?

Вновь обретая способность самостоятельно ходить, человек готов к дальнейшей социальной реабилитации. Далее проводится постепенное восстановление способности самообслуживания, а затем и бытовых навыков.

Восстановление движения дает толчок к восстановлению и других функций организма. Успехи, которые делает пациент и которые должны обязательно подчеркиваться людьми, окружающими «инсультника», способствуют восстановлению психо-эмоционального состояния. А это в свою очередь дает стимул к волевым усилиям, без которых полноценная реабилитация просто невозможна.

В первые неделю-другую после инсульта работа по восстановлению двигательной активности обычно ограничивается массажем. Каждый день (с разрешения врача!) осторожно массируйте руки и ноги больного: поглаживайте, растирайте и слегка разминайте мышцы. Массаж не только поможет поддерживать мышцы в "рабочем" состоянии, но и послужит прекрасной защитой против такой напасти, как тромбоз.

Помимо массажа, уже с первых дней после инсульта полезно начинать так называемое "лечение положением". Мы уже говорили о том, как важно регулярно менять положение тела больного, с точки зрения профилактики пролежней, пневмонии и тромбоза. Но лучше не просто сдвигать с места на место обездвиженные параличом руки и ноги, а придавать им разные положения, способствующие восстановлению мышечной деятельности. Если та или иная группа мышц напряжена, нужно уложить больного так, чтобы эти мышцы растянулись и расслабились. Если, например, у больного парализована рука (а паралич подразумевает напряжение мышц), нужно распрямить ее и положить, направив в сторону под прямым углом к телу больного (если ширина кровати не позволяет этого, поставьте рядом стул, положите на его сиденье небольшую подушку), ладонью вверх, пальцы разогнуть. Для того чтобы рука не согнулась обратно, ее придется прибинтовать к чему-нибудь надежному: например, к полоске фанеры или очень плотного картона (только не забудьте обмотать его мягкой тканью!). Для дополнительной фиксации руки в таком "расправленном" положении положите на ладонь небольшой груз - мешочек с песком или солью, весом около 500 граммов. Под мышку больного поместите маленький валик.

После "лечения положением" можно переходить к "лечению стоянием". Переходным этапом между двумя этими способами лечения можно считать "лечение сидением". Оно становится возможным, как только больному разрешают сидеть. Помогите больному принять сидячее положение, под спину ему подложите подушку (или несколько подушек, только не слишком мягких), а ноги его спустите с кровати и подставьте под них низенькую скамеечку. В таком положении на первых порах больной проводит всего несколько минут в день, постепенно длительность "упражнения" возрастает до часа. На взгляд здорового человека, никакого упражнения здесь и нет. Но для больного, поправляющегося после инсульта, это большой шаг вперед: одно дело - бесконечно лежать в кровати, даже если иногда тебя слегка приподнимают ("присаживают"), подсовывая тебе под плечи подушку, и совсем другое - сидеть вот так, практически самостоятельно, и чувствовать опору под ногами. Ведь теперь уже можно представить себе, что наступит день, когда на эти ноги можно будет встать!

И вот вы подходите к следующему рубежу: больной готов к тому, чтобы наконец-то встать на ноги. Поначалу вы с большой осторожностью помогаете ему подняться с постели; крепко придерживая его за талию. Сам больной обязательно должен держаться руками за спинку кровати. Когда больному удастся принять вертикальное положение, проследите за тем, чтобы он одинаково опирался на обе ноги - и здоровую, и парализованную (для того чтобы больная нога оставалась выпрямленной, фиксируйте ее в этом положении: удобнее всего делать это, упираясь собственной коленкой в коленку больного и таким образом не давая ноге согнуться). Больной, впервые после инсульта вставший на ноги, не должен стоять дольше трех минут, обычно для первого раза достаточно и минуты; постепенно время, которое он проводит на ногах, увеличивается.

После того как больной научится более или менее устойчиво держаться на ногах, нужно переходить к обучению движениям. Здесь все, опять-таки, начинается с малого. Первым делом больному предстоит научиться перемещать вес своего тела с одной ноги на другую. При этом он по-прежнему должен крепко держаться за спинку кровати, а вы должны продолжать следить за тем, чтобы его больная нога не сгибалась (при необходимости, как и раньше, фиксируйте коленный сустав).

Следующий этап работы, направленной на восстановление двигательной активности, - это "лечение хождением". Теперь вы превращаетесь в своего рода "ЖИВОЙ костыль", без которого пока что больному никак не обойтись. Встаньте рядом с ним и крепко обнимите его за талию, а сам больной должен приобнять вас за шею парализованной рукой (помогите ему придать руке нужное положение). Начинайте медленно передвигаться; первое такое занятие, конечно, должно быть совсем непродолжительным, постепенно нагрузка увеличивается.

У многих людей, перенесших инсульт, нарушена не только сама способность двигаться, но и координация. Да и в любом случае, после длительного периода неподвижности управлять своим телом очень нелегко. С другой стороны, как и в случае с маленьким ребенком, приобретаемые сейчас навыки вскоре окажутся достаточно прочно закрепленными. И потому с первых же шагов, сделанных выздоравливающим больным, важно следить за тем, чтобы у него формировалась правильная, "аккуратная" походка. Вот лишь один простой прием: прямо на полу (или, если пол жалко, на постеленном на пол большом листе ватмана) изобразите "контрольно-следовую полосу". Для этого нужно просто-напросто измазать чем-нибудь собственные пятки (самым безопасным для вас и для интерьера средством является обычный мел) и пройтись тем путем, по которому больной совершает свои регулярные "прогулки". Затем обведите свои следы мелком поярче-и "тренажер" готов. Задача больного проста (по крайней мере, с точки зрения здорового человека) и понятна: он должен изо всех сил стараться ступать строго по вашим следам.

Вообще, при наличии небольшой фантазии эти небольшие прогулки по комнате можно превратить в настоящие "веселые старты" (разумеется, учитывая возможности их участников). С помощью нехитрых упражнений вы будете тренировать координацию больного, он получит возможность развивать различные движения. Те же следы можно изображать с разными интервалами: пару метров больному нужно будет пройти совсем мелкими шажками, на следующем отрезке пути придется шагать пошире. С развитием его двигательных навыков можно придумывать небольшие препятствия: выкладывать перед нарисованными на полу следами спичечные коробки или кубики, которые больной должен будет перешагивать, постепенно увеличивать высоту этих "барьеров". Можно предложить больному даже "поиграть в футбол", по ходу продвижения вперед толкая носком ноги небольшой мячик.

Даже если больной делает поистине головокружительные успехи и с каждым днем двигается все более уверенно, ни в коем случае не оставляйте его одного во время выполнения всех этих упражнений: вы всегда должны страховать его. Кроме того, следите за тем, чтобы больной своевременно делал перерывы и отдыхал. Радость от вновь обретенной способности двигаться может быть столь велика, что сам больной не захочет останавливаться до тех пор, пока в буквальном смысле не рухнет без сил. Ваша задача-предупредить такие "излишества".

И вы, и ваш подопечный почувствуете, когда настанет время отпустить его в самостоятельное "путешествие". Правда, обойтись безо всякой опоры вообще больному еще невозможно. Но вам теперь уже не нужно крепко держать и направлять его; больной может попытаться ходить без поддержки, опираясь на стул (существуют и специальные взрослые "ходунки", но они, к сожалению, далеко не всем по карману). Ну а после того, как станет возможным заменить стул простой тростью, вы оба получите полное право отпраздновать одну из крупнейших побед в вашей битве за здоровье.

Помимо ходьбы, существует еще великое множество движений, которые придется освоить человеку, перенесшему инсульт. Для развития тонкой моторики (то есть мелких и точных движений пальцев) нет ничего лучше, чем всевозможные "детские" развивающие занятия: лепка из пластилина, рисование (особенно рисование пальцами; сейчас в специализированных детских магазинах можно купить предназначенные для этого краски, которые очень легко смываются с рук и отстирываются с одежды), конструкторы. Все эти занятия имеют огромное значение и приносят большую пользу с нескольких точек зрения: способствуют развитию точных движений, развивают интеллект и воображение, а кроме того, являются хорошим психотерапевтическим средством. Психологам давно известно, что лепка и рисование позволяют избавиться от напряжения, "выплеснуть" накопившиеся агрессию и раздражительность. Кстати, вы можете заняться чем-нибудь в этом роде вместе с больным: это хороший способ провести время с пользой и удовольствием, отдохнуть и повеселиться. Может быть, поначалу вы будете чувствовать себя слегка неловко от такого "впадения в детство", но вскоре войдете во вкус.

Со временем можно начинать приобщать больного и к повседневной жизни семьи. Как только вы поймете, что он уже способен выполнять хотя бы простейшие действия, начинайте понемножку "нагружать" его домашними обязанностями. Мы уже говорили о том, насколько важно не дать больному погрузиться в болезнь, "зациклиться" на своем страдании. Он должен на собственном опыте убеждаться в том, что выздоровление возможно, что с каждым днем он все больше приближается к полноценной жизни. Пусть поначалу он освоит элементарные навыки самообслуживания, затем поручите ему самую простую "общественно-полезную работу" (например, вытирать пыль с тех поверхностей, до которых ему совсем легко дотянуться, или поливать цветы). Важно, чтобы в ходе выздоровления больной все больше включался в круг разнообразных обязанностей и чувствовал себя не обузой, но полноценным членом вашего семейства.

Л. Oбpaзцoва

"Восстановление двигательной активности после инсульта" статья из раздела

Ортез на коленный сустав с шарнирами, NKN-149

Происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта , чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье .

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять - терапию перед выполнением упражнений.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии: во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

650.00

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта . Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Упражнения для восстановления ходьбы после инсульта.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели). 1 - Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 - Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 - Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 - Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для "больной" ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 - 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 - Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати. Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте, высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя , ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя ,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок , палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок ,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав - вниз).

1200.00

2100.00

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

Этот ортез пригодится вашему пациенту во время ходьбы еще долгое время, так как даже при появлении движений в ноге и восстановлении навыка ходьбы слабость мышц остается. Если нет такой возможности, то хотя бы сделайте повязку на коленный сустав эластичным бинтом.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

23). В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед - назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Восстановление ходьбы после инсульта.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда "больная" нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант , если у вас имеются необходимые условия для таких занятий: требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка :
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения .

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Как поднять постинсультного больного с пола?

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет о восстановлении движений в руке и навыков самообслуживания.

22.12.2016

Начать ходить после инсульта для пациента достаточно сложно, потому необходимо подобрать правильную индивидуальную методику, которая поможет добиться результата быстро, но при этом точно не навредит здоровью.

Реабилитирующие средства

В разных медицинских профессиональных центрах для всех пациентов, которые пострадали от инсульта, обучение всем основам и навыкам ходьбы происходит с правильным использованием разных уникальных технических приспособлений для реабилитации:

  • беговые дорожки;
  • шагоходы;
  • локоматы;
  • костюм «рентген»;
  • параподиумы.

Именно широкие возможности таких узкопрофильных центров значительно лучше для больных. Но все же воспользоваться ими есть возможность далеко не у всех, потому многим пациентам приходится учиться снова сидеть, вставать и ходить дома. В этом случае достаточно трудно переоценить истинное значение ходунков.

Основное и прямое предназначение ходунков состоит в том, чтобы по максимуму обеспечивать человеку надежную опору во время движения. Подбирать средство для передвижения надо правильно и обдумано. Существует несколько разных модификаций таких конструкций:

  • легкие для шагания, которые легко регулируются по высоте и обладают противоскользящими специальными поручнями;
  • ходунки достаточно высокие с достаточно массивными и фиксированными подлокотниками, которые подходят тем, у кого ослаблены запястья;
  • переставные, которые жестко фиксируются и подходят для очень крепких больных;
  • с двумя небольшими колесиками спереди или же с четырьмя на обеих стойках.

Осваивание ходунков

Начать ходить после инсульта достаточно трудно, потому надо делать это постепенно. Только когда пациент твердо стоит на ногах, можно начинать делать первые шаги. Достаточно трудной задачей является их совершение, когда человек старается не упасть.

Зачастую надо надежно страховать больного, у которого парализовано определенные части тела. Надо сделать так, чтобы пострадавший от инсульта положил руку помощнику на шею и непосредственно коленом уперся в колено, зафиксировав сустав. Только после этого положено и разрешено делать первый шаг.

Помощнику потребуется не только по максимуму страховать больного, но и контролировать саму походку и ее постепенное формирование. Когда же человек с легкостью использует приобретенные ходунки, со стороны очень важно наблюдать за естественной постановкой стопы, разворотом коленей и всех суставов. Научить ходить пациента можно только совместными усилиями.

Формирование шага

Учимся ходить быстро и только правильно. В разных центрах узкопрофильного восстановления или в стационаре на отведенном месте просто на полу рисуют специализированную дорожку из следов , по которым пациенту потребуется ходить и попадать в каждый след, чтобы отработать шаг.

  • расстелите обычные белые обои;
  • попросите родственника или друга обмазать подошву обуви чернилами или краской, а потом пройтись по рулону правильной походкой;
  • останутся явные следы, по которым надо учиться ходить.

Если от инсульта человек пострадал сильно, то ему необходимы специальные фиксаторы для суставов, чтобы держаться в нужных позах. Когда последствия от недуга не были критичными, можно обойтись без шагохода и локомата, потому что можно практически сразу приступать к ходункам.

Уже в конце реабилитации можно начинать использовать специальную дорожку для бега, когда пациент держится за поручни в процессе тренировок на маленьких и умеренных скоростях.

Когда человек после инсульта идет, надо смотреть под ноги не постоянно, а лишь периодически – остальное же время старайтесь смотреть перед собой или по сторонам. Правильно ходить после перенесенного инсульта поможет специальная скандинавская ходьба, потому можно записаться в школу для таких тренировок.

Научиться ходить после инсульта: важные правила обновлено: Апрель 18, 2017 автором: avtor

Калькулятор вероятности инсульта

Существует ли риск инсульта?

Профилактика

Возраст

1. Повышенное(более 140) артериальное давление:

3. Курение и алкоголь:

4. Болезни сердца:

5. Прохождение диспансеризации и диангостики МРТ:

Итого: 0 %

Инсульт достаточно опасное заболевание, которому подвержены люди далеко не только старческого возраста, но и среднего и даже совсем молодого.

Инсульт – чрезвычайная опасная ситуация, когда требуется немедленная помощь. Зачастую он заканчивается инвалидностью, во многих случаях даже смертельным исходом. Помимо закупорки кровеносного сосуда при ишемическом типе, причиной приступа может стать и кровоизлияние в мозг на фоне повышенного давления, иначе говоря геморрагический инсульт.

Факторы риска

Ряд факторов увеличивает вероятность наступления инсульта. Не всегда виновны, например, гены или возраст, хотя после 60 лет угроза значительно возрастает. Тем не менее, каждый может что-то предпринять для его предотвращения.

1. Избегайте гипертонии

Повышенное артериальное давление является основным фактором угрозы развития инсульта. Коварная гипертония не проявляется симптомами на начальном этапе. Поэтому больные замечают ее поздно. Важно регулярно измерять кровяное давление и принимать лекарства при повышенных уровнях.

2. Бросьте курить

Никотин сужает кровеносные сосуды и повышает артериальное давление. Опасность инсульта у курильщика вдвое выше, чем у некурящего. Тем не менее, есть и хорошие новости: те, кто бросают курить, заметно снижают эту опасность.

3. При избыточной массе тела: худейте

Ожирение - важный фактор развития инфаркта мозга. Тучные люди должны задуматься о программе похудения: есть меньше и качественнее, добавить физической активности. Пожилым людям стоит обсудить с врачом, в какой степени им полезно снижение веса.

4. Держите уровни холестерина в норме

Повышенный уровень "плохого" холестерина ЛНП ведет к отложениям в сосудах бляшек и эмбол. Какими должны быть значения? Каждый должен выяснить в индивидуальном порядке с врачом. Поскольку пределы зависят, например, от наличия сопутствующих заболеваний. Кроме того, высокие значения «хорошего» холестерина ЛВП считаются положительными. Здоровый образ жизни, особенно сбалансированное питание и много физических упражнений, может положительно повлиять на уровень холестерина.

5. Ешьте здоровую еду

Полезной для сосудов является диета, которая обычно известна как «средиземноморская». То есть: много фруктов и овощей, орехи, оливковое масло вместо масла для жарки, меньше колбасы и мяса и много рыбы. Хорошие новости для гурманов: можно позволить себе один день отступить от правил. Важно в общем правильно питаться.

6. Умеренное потребление алкоголя

Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает гибель пострадавших от инсульта клеток мозга, что не допустимо. Полностью воздерживаться необязательно. Стакан красного вина в день даже полезен.

7. Двигайтесь активно

Движение иногда лучшее, что можно сделать для своего здоровья, чтобы сбросить килограммы, нормализовать артериальное давление и поддержать эластичность сосудов. Идеальны для этого упражнения на выносливость, такие как плавание или быстрая ходьба. Продолжительность и интенсивность зависят от личной физической подготовки. Важное замечание: нетренированные старше 35 лет должны быть первоначально осмотрены врачом, прежде чем начать заниматься спортом.

8. Прислушивайтесь к ритму сердца

Ряд заболеваний сердца способствует вероятности инсульта. К ним относятся фибрилляция предсердий, врожденные пороки и другие нарушения ритма. Возможные ранние признаки проблем с сердцем нельзя игнорировать ни при каких обстоятельствах.

9. Контролируйте сахар в крови

Люди с диабетом в два раза чаще переносят инфаркт мозга, чем остальная часть населения. Причина заключается в том, что повышенные уровни глюкозы могут привести к повреждению кровеносных сосудов и способствуют отложению бляшек. Кроме того, у больных сахарным диабетом часто присутствуют другие факторы риска инсульта, такие как гипертония или слишком высокое наличие липидов в крови. Поэтому больные диабетом должны позаботиться о регулировании уровня сахара.

10. Избегайте стресса

Иногда стресс не имеет ничего плохого, может даже мотивировать. Однако, продолжительный стресс может повысить кровяное давление и восприимчивость к болезням. Он косвенно может стать причиной развития инсульта. Панацеи от хронического стресса не существует. Подумайте, что лучше для вашей психики: спорт, интересное хобби или, возможно, упражнения на расслабление.