На сетевых просторах он используется в качестве разделителя между именем пользователя и именем хоста в синтаксисе адреса электронной почты.

Некоторые деятели интернет-пространства называют этот символ «одним из главных поп-символов современности, сигнатом нашего общего коммуникационного пространства». Несколько высокопарно, на мой взгляд, но о всемирном признании этого символа, и как даже иногда отмечают, «канонизации» свидетельствует следующий факт. В феврале 2004 года Международный союз электросвязи ввёл в азбуку Морзе код для символа @ (. — — . — .), для удобства передачи адресов электронной почты. Код совмещает латинские буквы А и С и отражает их совместное графическое написание.

Поиски истоков символа @ уводят нас по меньшей мере в XV век, а возможно, еще дальше, хотя лингвисты и палеографы до сих пор расходятся во мнениях по этому вопросу.
Профессор Джорджио Стабиле (Giorgio Stabile) выдвинул такую гипотезу. В документе XVI в., написанном флорентийским купцом, упоминалась «цена одной А вина» (возможно, амфоры). При этом буква А, по тогдашней традиции, была украшена завитком и выглядела как @. Американский ученый Бертольд Уллман выдвинул предположение, что знак @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского слова «ad», которое часто употреблялось в качестве универсального слова, означающего «на», «в», «в отношении» и т.п. В испанском, португальском, французском языках название символа происходит от слова «арроба» - староиспанская мера веса, ок. 15 кг., которая сокращённо обозначалась на письме знаком @.

Современное официальное название символа «коммерческое at» берёт своё происхождение из счетов, например, 7 widgets @ $2 each = $14, что переводится как 7 шт. по 2$ = 14$. Поскольку этот символ применялся в бизнесе, он был размещён на клавиатурах пишущих машинок и оттуда перекочевал на компьютер.

Распространением данного символа на сетевых просторах мы обязаны праотцу электронной почты Томлинсону. Именно он был тем самым человеком, который выбрал символ @. Когда уже намного позднее его спросили, почему он выбрал этот конкретный значок, он ответил просто: «Я искал на клавиатуре знак, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу».
Такой символ понадобился Томлинсону в тот период, когда он работал над созданием системы сообщений в сети Arpanet (прародительнице Internet). По сути он должен был придумать новую схему адресации, которая бы идентифицировала не только получателей, но и компьютеры, на которых находились их почтовые ящики. Для этого Томлинсону понадобился разделитель, и его, в общем-то, случайный выбор пал на знак @. Первым сетевым адресом был tomlinson@bbn-tenexa.

В России пользователи чаще всего называют символ «@» «собакой», из-за чего e-mail адреса, образованные от личных имен и фамилий, иногда приобретают непредвиденную окраску. Любопытно, что данный символ используют в своем творчестве как народные таланты (например, шутка: «Пропала собака, @ не предлагать»), так и официальные хохмачи - КВНщики (например, «[email protected]»). Но все же: почему именно «собака»?

Существует несколько версий происхождения этого забавного названия.
Во-первых, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку.
Во-вторых - отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай.
В-третьих, при изрядном воображении вы можете рассмотреть в начертаниях символа практически все буквы, входящие в слово «собака», ну разве что, за исключеним «к».
Но самой романтичной является следующая легенда: «Давным-давно, когда компьютеры были большими, а дисплеи - исключительно текстовыми, жила-была популярная игра с немудрящим названием «Adventure» («Приключение»). Смыслом ее было путешествие по созданному компьютером лабиринту в поисках сокровищ и сражения с вредоносными подземными тварями. При этом лабиринт на экране был нарисован символами «!», «+» и «-», а играющий, клады и враждебные монстры обозначались различными буквами и значками. Причем по сюжету у игрока был верный помощник - пес, которого можно было отправлять в катакомбы на разведку. И обозначался он, конечно же, значком @».
Это ли стало первопричиной общепринятого ныне названия, или, наоборот, значок был выбран потому, что уже так назывался, - об этом легенда умалчивает.

Справедливости ради надо отметить, что в России «собака» называется также собачкой, лягушкой, плюшкой, ухом, бараном и даже крякозяброй. В других странах этот символ ассоциируется с разными предметами.
Ниже приведен далеко не полный список того, как называют символ «@» в других странах.

- Болгария - " кльомба " или " маймунско а " (обезьяна А)

- Нидерланды - "apenstartje" (обезьяний хвост)

- Израиль - "штрудель" (водоворот)

- Испания,Франция,Португалия - "arroba" , " arrobase" (мера веса)

- Германия - обезьяний хвост,обезьянье ухо,обезьяна,скрепка

- Италия - chiocciola" (улитка)

- Дания,Норвегия,Швеция - "snabel-a" (рыло а) или слоновый хобот(а с хоботом)

- Чехия,Словакия - рольмопс (сельдь под маринадом)

- Америка - кошка

- Китай,Тайвань - мышонок

- Турция - розочка

- Сербия - "чокнутая а " или маймун (обезьяна)

- Вьетнам - "скрюченная а"

- Украина - "равлик" (улитка), "песик" или "собачка","мавпочка"(обезьянка)

- Польша,Хорватия,Румыния,Словения,Голландия - "malpa" (обезьяна)

- Финляндия - кошачий хвост

- Греция - мало макарон

- Венгрия - червь,клещ

- Латвия - " эт "

- Россия - кроме собаки - собачка, лягушка, плюшка, ухо и крякозябра.

Как видите, у многих народов знак @ вызывает ассоциацию с уютно устроившимся зверьком, у некоторых с аппетитным штруделем или селедочным рулетом, поэтичные турки сравнили с цветком, а вот дисциплинированные японцы используют английское «attomark» без всяких поэтических сравнений.

Каждый, кто пользуется электронной почтой, точно знает, что в имени любого почтового ящика содержится непонятная на первый взгляд то ли буква, то ли значок, то ли символ, который выглядит как @. Некоторые любители интернета называют этот значок главным поп-символом популярности. И если об этом вы могли слышать, то о том, что в 2004 году «собаку» Международный союз электросвязи ввёл в азбуку Морзе, знают далеко не все.

История возникновения знака @

Как бы это странно не звучало, но итальянский исследователь по имени Джорджио Стабиле изучая архивы Института экономической истории в городе Прато недалеко от Флоренции обнаружил очень странное явление. Оказывается, знакомая нам «собака» впервые встречается в письменных документах, которые относятся к 1563 году. В документе шла речь о том, что в Испанию прибыли 3 торговых корабля, а в качестве груза на борту были емкости с вином, которые и обозначались символом @.

Немного подумав и проанализировав тогдашний рынок, учёный пришёл к выводу, что значком @ в те времена обозначали такую единицу измерения вина, как амфора или «anfora». Это была универсальная измерительная единица для меры объёма.

Однако есть и вторая версия появления этого странного знака. Теперь уже учёный из США по имени Бертольд Уллман предположил, что значок @ изобрели средневековые монахи, которые использовали его для сокращения слова «ad», которое также было универсальным и имело несколько значений: «на», «в», «в отношении» и некоторые другие.

Однако истинное происхождение этого на самом деле загадочного символа до сих пор так и неизвестно.

Коммерческое at

В современном мире официально символ @ носит название «коммерческое at» и берёт оно своё начало из бизнеса . Например, его можно было встретить в такой надписи, как «7 widgets @ $2 each = $14», что в переводе будет звучать как «7 штук по 2 доллара = 14 долларов».

А так как без этого символа трудно было вести какие-то расчёты, то первая в истории пишущая машинка «Ундервуд», которую увидел свет в 1885 году, уже имела этот символ.

Позже его унаследовала и компьютерная клавиатура. Но что примечательно, на территории СССР символ @ был никому не известен до тех пор, пока здесь не появились первые компьютеры.

Но как же этот странный символ появился в названиях наших почтовых ящиков? За это мы должны сказать спасибо компьютерщику Рэю Томлинсону, который в 1971 году отправил первое в мире электронное письмо. При этом адрес состоял из 2 половинок.

Первая – это имя пользователя, вторая – имя компьютера, на котором зарегистрирован пользователь. А чтобы отделить одно от другого Рэй Томлинсон выбрал на клавиатуре значок, которого не было ни в одной из двух половинок. И им по случайности стал именно символ @.

Как коммерческое at (@) получило название «собака»

На самом деле здесь пока тоже не пришли к единому мнению и на сегодняшний день существует несколько версий того, почему символ @ стал называться «собака».

1. Вервия первая : значок похож на собаку, которая свернулась калачиком.

2. Версия вторая : если произнести английское слово at несколько раз подряд, то это будет похоже на собачий лай.

3. Версия третья : если у вас есть воображение, то в этом символе можно найти все буквы, которые есть в слове «собака». Ну, если только за исключением буквы «к».

А вот для больших романтиков есть другая версия, которой и придерживается большинство пользователей. В былые времена существовала довольно популярная игра «Adventure», что переводится как «Приключение».

Игрок должен был бродить по лабиринту, искать сокровища и бороться с самыми разными врагами. Лабиринт на экране нарисован был символами, враги обозначались буквами и значками, а вот верный пёс искателя клада обозначался значком @.

Однако история умалчивает о том, не был ли выбран значок для собаки потому, что он уже так назывался.

Где ещё используется значок @

1. В химии при написании формул — Ni@C82.

2. На территории Европы есть даже такой знак «@», который обозначает, что на этом месте есть бесплатный доступ к Интернету.

3. Иногда применяется для замены символа анархии, так как написать данный знак на компьютере просто невозможно.

4. В некоторых языках Европы используется при неформальной переписке.

5. Международная студенческая организация AIESEC использует этот знак при неформальной переписке как символ организации.

Вот такая вот наша «собачка». На первый взгляд простой значок, а на самом деле за ним скрывается целая история!

Памятники «электронной собаке»

Сегодня в России есть 2 памятника электронной собаке. Первый из них установлен в Чите, второй в Оренбурге. Хотели поставить памятник «собаке» и в Подмосковье, но это пока так и остаётся в планах.

Памятник в Чите – это цементная плита, размер которой 1,5 на 1,5 метра. Плита установлена прямо на тротуаре и заняла место 9 бывших на этом месте керамических плиток. Соорудили памятник буквально за полдня. На него ушло 40 кг цемента. Жители города гордятся тем, что первый на территории России памятник символу @ появился именно в их городе.

А в этом году был открыт ещё один и произошло это событие в Оренбурге на территории парка Перовского. Это большой парк отдыха, в котором любит бывать молодёжь, к тому же здесь есть бесплатный интернет, поэтому выбор места оказался не случайным.

«Электронная собака» — это не просто кнопка на клавиатуре. Это символ, который имеет свою историю, и как оказалось, история эта длинная и интересная.

Человек, которого называют создателем электронной почты и значка @, ничего подобного не изобретал, хотя истории «собачки» и e-mail достаточно тесно переплетаются.

История знака @ берёт начало, якобы, ещё в средневековье, когда монахи — хранители древних знаний и рукописей — занимались переводами и переписывали трактаты — в том числе и написанные на латыни. В латыни употребляется предлог «ad», что в переводе на современный английский означает «at» («на», «в», «к») — и указывает на принадлежность, направление и приближение. В шрифте, используемом монахами, буква «d» имела небольшой «хвостик», что делало её похожей на цифру «6» в зеркальном отражении. Так «ad» довольно быстро превратилось в @.

В XV веке @ появляется вновь. Испанские купцы использовали этот знак в качестве сокращённого наименования меры весов — «arroba» (это приблизительно 11,52 кг или 25.40 фунтов). Любопытно, что эта мера использовалась для обозначения веса скота и вина.

В эпоху Возрождения @ стал использоваться для обозначения цены, а в эпоху индустриальной революции (время капитала, первых бирж, станков и так далее) @ стал неизменно встречаться в бухгалтерских отчётах. Так «собачка», вместе с $, #, % и прочими «счетоводными» знаками с почти забытой семантикой перекочевала на клавиатуру.

«Собачка» мирно дожидалась своего звёздного часа, пока на неё случайно не упал взгляд Рэя Томлинсона (Ray Tomlinson), исследователя из американской компании BBN Technology.

Здесь надо отвлечься и сказать пару слов о том, чем занимался Томлинсон и почему его считают не только изобретателем электронной почты, но и собственно знака @, хотя ни тем, ни другим он не является. Компания BBN Technology, в которой работал Томлинсон, в конце 60-х стала одной из участниц проекта ARPANet — сети компьютеров, непосредственной предшественницы Интернета — который вёлся по заказу министерства обороны США.

В те годы программы, позволяющие передавать файлы и послания от одного пользователя к другому, уже существовали. Но отправитель и получатель пользовались одним компьютером. Самый быстрый модем работал тогда в двести раз медленнее современного стандартного, который «качает» со скоростью 56,6 Кбит/сек.

Томлинсон как раз занимался разработкой почтовых программ и созданием виртуальных почтовых ящиков. Собственно, виртуальный почтовый ящик представлял собой файл, который отличался от обычного файла тем, что пользователи не могли исправить текст — только добавить. В операции использовались две программы — SNDMSG для отправления и READMAIL для чтения.

Новая программа, которую написал Томлинсон, состояла из 200 строчек кода и представляла собой комбинацию SNDMSG, READMAIL и протокола CPYNET, использовавшегося в ARPANet для отсылки файлов на удалённый компьютер. Первое послание Томлинсона было отправлено с одного компьютера на другой, стоявший в этой же лаборатории.

На «перегонку» файла и эксперименты у Томлинсона ушло полгода, прежде чем он отправил послание из своей лаборатории на компьютер, который был действительно, удалённым.

Возможно, вторым компьютером был один их тех немногих, входивших в ARPANet. Естественно, о произошедшем не сообщали дикторы CNN и никаких презентаций и награждений не было. О том, что у Томлинсона кое-что получилось, знали не больше нескольких сотен коллег, имевших доступ к «прасети».

Теперь вернёмся к нашим «собачкам». Томлинсон использовал клавиатуру модели 33 Teletype, и в один прекрасный день он бросил на неё взгляд в поисках значка, который, во-первых, не мог бы встретиться ни в одном имени или названии и который, во-вторых, мог бы отделить имя пользователя от имени компьютера. Это должен был быть универсальный алгоритм: имя — знак — место.

Помимо букв и цифр на клавиатуре были и пунктуационные знаки, среди которых затесалась и «собачка». В те времена (до 1971 года, когда модель клавиатур была изменена), подобные знаки располагались во втором ряду слева.

@ был наиболее верным решением алгоритма. Как позже говорил сам Томлинсон, которого всю жизнь донимали журналисты, это был единственно возможный выбор. Говорят, именно в этот момент «собачка» явила свету свою морду, действительно, оказавшись простой, чёткой и адекватной своей миссии.

Настоящее рождение @ пережила в 80-х, когда началась компьютерная революция — ПК вышли за пределы лабораторий, и в 90-х, когда появились первые веб-браузеры. @ полюбилась пользователям, и даже рассказывают, что есть соответствующий дорожный знак.

Этимология слова «собачка» более запутанная. Считается, что только русские пользователи называют знак этим именем. Якобы, @ по-корейски означает улитку, по-фински — спящую кошечку, по-венгерски — червяка, по-китайски — мышонка, по-шведски — булочку с корицей.

Кстати, примерно через год после описанных событий — в 1973 году — Винтон Серф (Vinton Cerf) из Стэнфорда и Боб Кан (Bob Kahn) из DARPA изобрели протокол, который позже получил название TCP/IP. Об этом тоже долгое время говорили только в узких кругах.

История Интернета — это история забытых имён, хотя почти все первооткрыватели, имеющие к нему отношение, живы. Поэтому, думаем, будет правильным хотя бы упомянуть людей, которые довели e-mail до современного вида.

Это Дуглас Энгельбарт (Douglas Engelbart), который не только изобрёл компьютерную мышь , но и создал первую систему обмена текстовыми сообщениями, после чего Томлинсон придал ей вид почтового конверта с графами «куда», «кому» и самим текстом письма. Далее программа дорабатывалась Лоуренсом Робертсом (Lourence Roberts), который предусмотрел просмотр списка всех писем, выборочное чтение нужного сообщения, сохранение письма в отдельном файле, пересылку другому адресату и возможность автоматической подготовки ответа.

Томлинсона, кажется, повеселила шумиха вокруг @, развернувшаяся по поводу 30-летия e-mail

Несмотря на обрушившуюся на Томлинсона славу, он производит впечатление добродушного человека. Особенно пышные празднества с многочисленными интервью случились в связи с празднованиями 30-летия электронной почты осенью 2001 года, хотя очевидно, что e-mail не мог появиться в один день, а «первое отправленное письмо», на самом деле, было отправлено на тот же компьютер и вовсе не 30 лет назад.

История @ — это ещё и забавная эпопея, связанная с содержанием первого послания. Существует две легенды по этому поводу.

Первая гласит, что Томлисон набрал QWERTYUIOP — верхний ряд букв слева направо в английской раскладке. По этому поводу «Радио свободы» пишет: "Журналисты стали настойчиво добиваться. Рей, человек не публичной профессии, не понял, что может сейчас сказать историческую фразу вроде: «В первом электронном письме было написано „Мы верим в бога“ или „Я тебя люблю“.

Он честно признался, что просто набирал на клавиатуре первые попавшиеся символы, ведь тогда он ещё не мог знать, что письмо — историческое. Но журналисту для статьи нужны изюминки. Не очень сильно звучит „учёный так и не вспомнил, что было в первом электронном письме“. Поэтому посмотрел репортер на свою клавиатуру и нашёл в верхнем ряду запоминающийся ряд заглавных английских букв — QWERTYUIOP». С тех пор инженер придерживается версии QWERTYUIOP и предпочитает не спорить.

По второй версии, Томлинсон заявил, что написал цитату из геттисбергской речи Авраама Линкольна по поводу открытия нового кладбища жертв гражданской войны 19 ноября 1863 года. Надо полагать, постаревший учёный решил уже в открытую ёрничать по поводу нездорового интереса к тексту первого электронного послания, но и тут его принялись наперебой с придыханием цитировать.

Считается, что во время первого телефонного сеанса связи Белл сказал в первую телефонную трубку своему ассистенту «Ватсон, зайдите, вы мне нужны». Обыденно и тривиально. А действительно, о чём думается в «исторические моменты»? Ну уж не о Линкольне, это точно…

В данном обзоре будут приведены три самых простых способа того, как набрать «собака» на клавиатуре. Для каждого из способов предоставлены рекомендации, которые касаются применения на практике.


Почему он так называется?

Русскоязычные пользователи интернета знак «@» называют просто «собака». Это объясняется очень просто. Дело в том, что по внешнему виду данный знак напоминает собаку, свернувшуюся в калачик. Отсюда и вытекает его название. Интересно, что в Израиле этот символ прозван «штруделем», а в Турции– «Розочкой».

Когда данный знак необходим?

Символ «собаки» на клавиатуре нужно набирать, как правило, в трех случаях:

1. При наборе электронного ящика. Обязательно необходимо ввести название самого ящика, а также почтового сервиса, которые разделяются «собакой».
2. При наборе текстового документа.
3. В процессе редактирования специализированных программных кодов. К примеру, при наборе текста командного файла, имеющего расширение «*.bat», символ используется с целью выделения комментариев.

Главный способ

Самым простым вариантом набора на клавиатуре знака «собака» – является использование английской раскладки. Данный символ предусмотрен в ее расширенном наборе. Необходимо выполнить следующие действия:

1. Переключиться на английский язык ввода. Для этого можно нажать специальное сочетание клавиш или использовать языковую панель.
2. Перейти в приложение, куда требуется ввести символ «@». Перед этим его необходимо запустить, а перед поиском «собачки» свернуть.
3. Зажать сразу клавишу «Alt», а после, не отпуская ее, удерживать «Tab», пока указатель в открывшемся окне не переместится в требуемое приложение.
4. Навести указатель мышки на поле ввода и выполнить однократный щелчок левой кнопкой.
5. Когда появится мигающий указатель в поле ввода, нужно зажать клавишу «Shift» и, удерживая ее, нажать «2». Данная кнопка размещается в верхней части клавиатуры.

При нажатии сочетания клавиш для смены языка используются кнопки «Alt» + «Shift» или «Ctrl» + «Shift». Языковая панель размещается в нижней части экрана, в правом углу. Чтобы выбрать английский язык, достаточно навести указатель мышки в указанную область, и кликнуть левой клавишей. В результате откроется список, в котором следует выбрать «En».

Когда все вышеуказанные действия будут совершены правильно, данный символ появиться в рабочей области открытого приложения. Стоит отметить, что представленный способ является универсальным, он работает на всех компьютерах, функционирующих под управлением операционной системы «Виндовс». Правда. Он имеет один недостаток, который заключается в необходимости переключения на английский язык. Однако это обязательно требуется сделать, иначе при нажатии на кнопку «2» будут вводиться кавычки, закрепленные за ней в русской клавиатуре.

Использование буфера обмена

Существует еще один способ, решения чтобы на клавиатуре ввести «собака». Он предусматривает использование буфера обмена. Данный способ также способен работать на всех компьютерах, работающих с операционной системой «Виндовс». Основной недостаток состоит в необходимости присутствия исходного символа. Его легко получить на устройстве, которое подключено к интернету. На отдельной ЭВМ выполнить это достаточно проблематично.

Последовательность действий в данном случае следующая:

1. Находится исходный знак «@». Это легко осуществить в браузере.
2. Запускается любой интернет-просмотрщик, установленный на компьютере, а после этого в поисковую строку вводится «знак собачка» и нажимается «Enter».
3. В списке ответов выбирается данный символ и выделяется при использовании левой кнопки мышки.
4. Выделенный знак помещается в буфер обмена путем нажатия сочетания клавиш «Ctrl» и «C» или с применением контекстного меню. Оно вызывается правой кнопкой мышки.
5. На экране откроется список, где выбирается пункт «Копировать».
6. Осуществляется переход в то приложение, в которое требуется вставить символ «@». Если необходим браузер, следует перейти на его вкладку. Если используется другое приложение, необходимо переключиться, задействовав панель задач.
7. Предварительно приложение следует запустить, а перед поиском знака «собаки» свернуть.
8. Далее выполняется щелчок левой кнопкой мышки в поле ввода.
9. Когда появится курсор ввода, необходимо нажать кнопки «Ctrl» и «C». Также можно применить контекстное меню, однако в данном случае используется пункт «Вставить».

Если сравнивать данный способ с предыдущим, можно понять, что он требует выполнения большего числа действий. Основным недостатком этого метода является требование в наличии исходного символа, который можно получить не на каждом устройстве.

Использование кода

Существует еще один способ того, как ввести «собаку» на клавиатуре. Он основывается на использовании ASCII-кодов. Последовательность действий такова:

1. Делается активным поле ввода приложения при помощи щелчка левой кнопкой мышки.
2. Когда появится мигающий курсор, зажимается правая клавиша «Alt» и, удерживая ее, на цифровой клавиатуре в определенной последовательности набирается комбинация «064».
3. Отпускается «Alt», после чего появляется символ «@».

Представленный способ способен работать при любой раскладке клавиатуры. Главный его недостаток состоит в необходимости запоминания специального кода, что не всегда возможно.

Таким образом, статья помогает разобраться с тем, как на клавиатуре набрать знак «собака». Оказывается, сделать это очень просто. Самым элементарным является первый метод. Он предусматривает использование английской раскладки клавиатуры, которая имеется на каждом компьютере. Кроме того, потребуется минимум действий. Второй случай предусматривает наличие исходного знака, при третьем способе следует помнить специфический цифровой код, что не очень удобно. Именно поэтому на практике чаще всего используется первый вариант.

В России, как и в некоторых странах бывшего советского союза, можно встретить людей, которые называют значок «@» бараном, собачкой, лягушкой и даже ухом. Человеческая фантазия поистине непредсказуема. А тем временем маленькая буква «а», обведенная в незавершенный круг и ваш лохматый питомец, которого вы любите всей душой, от чего-то получили одно и то же название. Если вы тоже задаетесь вопросом «что же у них общего?», тогда в поисках ответа попали на нужную статью.

Почему значок «собака» так называется?

И действительно, его современное рабочее название словно повествует о необычной истории, которая привела этот термин в такой густой оборот. На самом же деле история его по всему миру покрыта завесой тайн и множеством теорий.

Никому до конца не понятно почему его назвали «собакой». Ведь официальное его название ‒ «коммерческое at». Но видимо определение не ложится на слух, раз ему придумали такое количество альтернатив.

Но интереснее всего то, что только по поводу «собаки» больше всего теорий, и предположений. Может ли быть тоже самое в выдвигаемых теориях? Тем более что некоторые из них имеют под собой прочные основания.

  • «Adventure » - популярная игра восьмидесятых годов. Суть игры заключалась в преодолении игроком лабиринтов, в недрах которых спрятаны сокровища. В те времена не было привычной нашему глазу графики, или хотя бы приближенной к современному типу - все дисплеи были текстовыми. А в качестве обозначения препятствий игры использовались такие знаки как «!», «+», «-». В игре был главный герой и его помощник - собака, которую можно было посылать на разведку территории. Её обозначили как значок «@». Но назвали ли знак в честь персонажа или персонаж в честь значка - история умалчивает.
  • Так же существует теория и некоторые люди действительно верят в нее, что если много раз отрывисто произнести английское «at» - отдаленно будет звучать похоже на собачий лай.
  • Если зажмурить один глаз, притушить свет и отойти на два метра от монитора, то значок «собака» превращается в свернувшегося в калачик пса.

Исторически подтвержденные истории появления

Рассмотрим еще некоторые исторические обстоятельства, при которых мог возникнуть данный символ:

  1. Одно из них переносит нас прямиком во Флоренцию 1536 года, а точнее в район поблизости. Возможно, что значок «собака» использовался в системе записей 16 века для сокращения слова «амфора», что в свою очередь служило мерной единицей.
  2. Следующим в хронологической последовательности оказывается 1885 год. Но к сожалению 19 век может рассказать нам лишь историю его появления в современной раскладке клавиатуры. Значок "собака" появился на ней благодаря производителям пишущих машинок «Ундервуд». Видимо производители решили включить его в число избранных, благодаря системе бухгалтерского учета того времени, так как в экономических отчетах довольно часто можно было встретить символ «@».
  3. Перескочим еще на 86 лет и вспомним Рэя Томплинсона. Именно он отправил первое в истории электронное письмо, и на его плечи легла разработка электронного адреса. А так как он был отправителем и получателем, то он же решил разделять имена пользователей нейтральной «коммерческой at» («@»), чтобы избежать путаницы в их написании.

Как называют значок «собака» в разных странах мира?

Каждая нация желает выделиться на фоне остальных, каждая нация считает, что ей это удалось. Народные - творчества, символика, костюмы, песни - само собой разумеется. Но в отличие от французов, ни одна нация так рьяно не защищает местные обозначения для предметов обихода.

Например - слово «компьютер» на большинстве же языков звучит одинаково, на французском же будет звучать как «лёрдинатёр», что является очень редким исключением.

Так же без проблем огромное множество слов «кочует» из языка в язык и кажется более или менее сглаживаемые языковые границы только на пользу всему миру.

Например - слова «дача » и «интеллигенция » перекочевали из русского в английский и обозначают у них ровно то же что и у нас. А еще к этим словам «кочевникам» так же относится и такое популярное слово как «спутник», и такое специфическое «бабушка». Последнее на английский язык переводится немного забавно - «платок на голове русской бабушки».

Разные страны ‒ разные названия

Каждая страна называла данный символ по-своему:

  • В Америке и Финляндии это - «кошка»;
  • В Китае - «мышь»;
  • В Германии - «обезьяний хвост»;
  • В Швеции и Дании - «хобот слона»;
  • В Венгрии и Норвегии - «червяк», не редко «хвост свиньи».

На первый взгляд здесь всё дело в ассоциациях. Но почему каждая нация диктует свои правила в его обозначении ведь интернет это, по сути - вещь, которая должна объединять людей по всему миру. И если люди решили связать эту вещь с чем-то живым, то разве мыши, собаки и обезьяньи хвосты не выглядят одинаково во всех странах?

Покажи картинку слоновьего хобота хоть в Швеции хоть в Китае, любой человек прошедший обучающую программу детского сада без проблем определит, что на ней изображено. Можно предположить, что люди связывают любые непонятные вещи с живностью, которая чаще всего встречается в их местности. Но, думается, что слоны в Швеции не такая же популярная практика как коровы в Индии.

В этом вопросе много предположений, и каждый может найти что-то по душе, точно так же и никто не может с уверенностью сказать, от чего этот символ в России получил такое название. Или почему он встретил столько противоречий у соседей, которые на свой лад подобно всем вокруг создали аналогию с животными, частями человеческого тела, иногда даже с едой.

Скорее всего, кто-то предложил, а всем понравилась эта простота. Ведь время было таково, что большая часть человечества находилась в пост - рабовладельческой среде, а так же упадок аристократии и следом за ним большинства моральных устоев сделали свое дело. Так что вполне вероятно, что невиданная доселе практика свободы мысли, слова, выбора и действия нашла своё отражение даже в таком незначительном вопросе.

Видео: история появления символа «собаки»

В данном ролике Артем Логинов расскажет, откуда появился этот значок на клавиатуре, почему именно его начали использовать в адресах электронной почты: