Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, все мы надеемся, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда наши надежды оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития своих питомцев, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи. Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе воспитательница положила одну котлету, а не две?" - будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют прежде всего негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам. Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение родителей обычно информируют о режиме, о вещах, которые нужно принести в сад, о том, как происходит оплата, какие существуют занятия. Но ни администрация, ни воспитатели в 90% садов никогда не говорят о своих педагогических воззрениях - о том, как регулируется жизнь в группе, как разрешаются конфликты между детьми, как можно заявить свою претензию воспитателю, если вы чем-то недовольны, как разрешить конфликт, если вы не находите общего языка с воспитателем. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей. Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Можно ли свести конфликты к минимуму? Первое - информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий. Второе - показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку. В ней могут быть, например, такие слова: "В нашем детском саду не принято выяснять отношения между воспитателем и родителем в присутствии детей", "В нашем саду не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта". Если "прописать" эти правила, и вовремя познакомить с ними родителей, то многие конфликты просто не возникнут. Третье - научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…". Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку. К сожалению, в существующей системе такой индивидуальный подход к ребенку часто затруднен. Еще одна проблема - обучение наших малышей. Ведь именно с воспитателей, а не с родителей спрашивают результат работы по стандартной программе: например, все дети одной группы должны освоить программу пятилетних детей. При этом вклад родителей не учитывается. Это провоцирует напряжение, ведь предполагается, что все дети пришли равными. В существующей системе, к сожалению, эти многочисленные противоречия не разрешаются никак. Если же воспитатель начнет осознавать все эти проблемы, он будет знать, почему у него накапливается раздражение по поводу родителя (она очень здорово похожа на мою мать, которая меня угнетала; или я злюсь на то, что у меня не все дети одинаково продвинулись в обучении, и почему, собственно говоря, ребенок, который пришел ко мне с отставанием в год, должен так же успешно продвигаться? Здесь не виноваты ни я, ни родитель). После осознания подобных причин бессознательная агрессия в отношении родителя частично снимается. Очень часто у воспитателя возникают претензии к родителям по поводу того, что они не занимаются дома с ребенком. Особенно актуально это, например, в логопедических группах, где детям даются большие задания. Конфликтов хоть отбавляй! Но ведь родитель просто не умеет заниматься логопедией! Конечно, здесь необходимо пересмотреть всю систему, которая предполагает, что родители будут учить и доучивать своих детей дома. Первое. Родителям прежде всего нужно помнить, что детский сад не заменит вашего воспитания. Сейчас появилось очень много разнообразных программ и методик - Монтессори, Вальдорфская, интегративная педагогика. Вы должны подобрать тот детский сад, который соответствует вашим педагогическим воззрениям, а не ломать себя и ребенка под чужеродную вам систему. Второе. Вы должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется. При вхождении в коллектив ребенок испытывает большое напряжение. Нужно проявить терпение, не нервничать, если стресс связан именно с адаптацией. Разобраться в том, что это за проблема - адаптация, непринятие воспитателя или противопоказанность ребенку данного коллектива, - может только специалист-психолог. Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме. Например, попросив воспитателя давать ребенку лекарства по часам, мама должна понимать, что у воспитателя 20 детей и нужно, чтобы он нашел для этого время. Ваше понимание и помощь воспитателю могут выражаться в самых, на первый взгляд, простых вещах. Покупая ребенку одежду для детского сада, выбирайте такую, чтобы застежки и завязки не мешали ему одеваться самостоятельно, не заставляйте воспитателя многократно напоминать вам об оплате жировки (естественно, повторяя много раз одну и ту же просьбу, воспитатель раздражается на родителя, а как следствие, и на ребенка). В конце концов, можно повесить объявление или положить записку в шкафчик к ребенку. Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща - это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше родительское собрание. В своем выступлении я хочу подвести итоги прошедшего учебного года, рассказать немного о планах на будущий учебный год, и рассказать вам том, как и кем ведется образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении.

Образовательный процесс в нашем детском саду ведется по основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 15», которая разработана нашим педагогическим коллективом с учетом всех требований ФГОС дошкольного образования, требований Сан Пин и (Слайд 2 ) на основе вариативной комплексной программы «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон и И.А.Лыковой.

Кроме того наша программа включает несколько парциальных программ.

Слайд 3

Это программа «Здравствуй, мир!» Вахрушева, Кочемасовой, по ней проводятся занятия по формированию целостной картины мира,

Слайд 4

программа Колесниковой «От звука к букве» (занятия по введению в грамоту).

Слайд 5

И плаванием занимаемся по программе Осокиной «Обучение плаванию в детском саду»

С прошлого учебного года наш детский сад является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию, то есть у нас были открыты 4 группы комбинированной направленности, в которых занимались несколько воспитанников со сложными нарушениями речи. Эти дети прошли психолого-медико-педагогическую комиссию, и им была назначена адаптированная образовательная программа, которая также была нами разработана на основе основной образовательной программы плюс Слайд 6

программа по развитию речи Филичевой, Чиркиной и

Слайд 7

программы психолого-педагогических занятий с детьми «Цветик-семицветик» Куражевой

В этом году это направление работы по инклюзивному образованию будет продолжено: сформированы 5 групп комбинированной направленности и открыт логопункт. О работе логопункта и о зачислении воспитанников в логопункт вам чуть позже расскажет учитель-логопед Каримова Наталья Викторовна.

Слайд 8

Образовательный процесс в нашем ДОУ ведут 28 квалифицированных специалистов. 75 % из них имеют высшее педагогическое образование. 13 педагогов аттестованы на высшую квалификационную категорию, 13 - на первую, двое пока не имеют категории по причине того, что стаж работы в должности составляет менее 2 лет.

Коллектив наших педагогов очень активный, творческий. Активно повышает свой профессиональный уровень как путем самообразования, так и на курсах повышения квалификации. Принимает участие в районных методических объединениях, делится опытом на семинарах, мастер-классах.

Слайд 9

В прошлом учебном году Калуцкая Н.Ю. провела 3 обучающих семинара для воспитателей района по методике рисования портрета, пейзажа и натюрморта с натуры.

Слайд 10

Также в прошлом году наши воспитатели (Звягина О.В., Преображенская Т.А., Мещерякова О.Н.) приняли участие в фестивале по преемственности уровней образования. Провели открытые показы занятий для учителей начальных классов. Учителя остались очень довольны качеством подготовки воспитанников подготовительных групп.

Активное участие принимают воспитатели нашего детского сада в профессиональных конкурсах разного уровня.

Конкурсы ДОУ:

Слайд 11

«Лучший участок ДОУ»

1 место - группа № 12 (воспитатели Логунова М.А., Белова А.М.);

2 место - группа № 11 (воспитатели Брагина О.П., Носова Т.П.);

группа № 3 (воспитатели Надюк Т.А., Маркелова Ю.М.);

3 место - группа № 7 (воспитатель Звягина О.В.);

группа № 2 (воспитатель Смирнова Н.В.).

Слайд 12

«Лучший центр речевого развития в группе»

1 место - Брагина О.П., Носова Т.П. (воспитателей группы № 11);

2 место - Звягину О.В. (воспитателя группы № 7);

3 место - Преображенскую Т.А. (воспитателя группы № 6).

Слайд 13

«Лучший центр экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ»

1 место - Логунову М.А., Белову А.М. - воспитателей группы № 12,

Брагину О.П., Носову Т.П. - воспитателей группы № 11;

2 место - Сницарчук И.Н., Закомлистову С.В.воспитателей группы № 5,

Надюк Т.А., Маркелову Ю.М. - воспитателей группы № 3;

3 место - Мещерякову О.Н., Тюнееву С.Ю. - воспитателей группы № 4,

Федорову Л.Ф. - воспитателя группы № 9.

Муниципальные конкурсы

Слайд 14

Шарова Н.А., воспитатель группы № 8, приняла участие в конкурсе «Педагог года» и стала его призером (2 место)

Слайд 15

Брагина О.П. стала победителем муниципального конкурса «Открытое занятие в соответствии с ФГОС»

Слайд 16

Калуцкая Н.Ю заняла 2 место в конкурсе «Лучший мастер-класс педагога ДОУ»

Слайд 17

Маркелова Ю.М. стала призером двух конкурсов: «Лучший мастер-класс педагога ДОУ» (3место) и конкурс оформления и дизайна помещений ДОУ «Есть идея» (2 место)

Слайд 18

В этом году наши педагоги приняли участие в конкурсе по изготовлению лучшей обрядовой куклы-чучела Масленицы «Маслена-краса»

Слайд 19

Стали призерами муниципального конкурса зимних участков «Царство Зимушки-Зимы»

Слайд 20

Проект «Мир открытий с профессором Всезнамусом», разработанный нашим педагогическим коллективом, направленный на познавательное развитие дошкольников посредством детской экспериментальной деятельности, стал победителем регионального конкурса проектов и с этого учебного года нашему детскому саду присвоено звание региональной инновационной площадки по реализации проекта «Мир открытий с профессором Всезнамусом» Вы, уважаемые родители, тоже являетесь участниками этого проекта и нам очень понадобится ваша помощь по его реализации.

Слайд 21

Воспитанники нашего детского сада не отстают от своих воспитателей:

Кочеткова Виктория (воспитанница подготовительной группы № 8) заняла 3 место в муниципальном конкурс рисунков «Профессии моих родителей»,

В конкурсе «Дорожный калейдоскоп» победителями стали Тарасов Степан (группа № 4) и коллективная работа воспитанников группы № 7

В конкурсе детского рисунка «Шатура с детства милый край» победителями стали Щербакова Дарья, Левина Ольга и Чижикова Валерия

Загоннова Лилия, Туманов Владислав, Савоськина Ксения, Корякина Оксана, Шилкина Полина, Евстигнеева Ольга стали призерами конкурса детского рисунка «Волшебный календарь природы»

В конкурсе совместного творчества детей и родителей «Волшебный мир зверей и птиц», посвященном 115-летию со дня рождения художника-иллюстратора Е.И.Чарушина победителями стали Загоннова Лилия, Петров Степан, Хохлова Александра, Клыкова Соня

В конкурсе художественного творчества «Готовность -01» победителями стали Хохлова Саша и Локтева Ульяна, воспитанницы подготовительной группы № 7

Слайд 22

Приняли участие в конкурсе научно-технического творчества «Робо-бум» Из 6 победителей среди воспитанников детских садов 3 призовых места заняли наши дети: Петров Степан, Воробьев Андрей и Синельников Михаил

Слайд 23

Команда детей подготовительных групп № 6 и 7 стала победителем муниципальной интеллектуальной викторины «Умные совята»

Слайд 24

Группа девочек старшего возраста под руководством инструктора по физкультуре Беловой Ирины Александровны приняли участие в муниципальном фестивале спортивного танца «Здравствуй, лето красное!» с танцем на фитбольных мячах «Барселона»

Слайд 25

Музыкальные коллективы детей под руководством наших музыкальных руководителей Бариновой Елены Сергеевны и Трушкиной Ксении Валерьевны приняли участие в конкурсе вокального мастерства «Апрельская капель»

Слайд 26

Дети, посещающие кружок по изодеятельности Калуцкой Натальи Юрьевны дважды в прошлом учебном году (в октябре и в апреле) приняли участие в Международном творческом фестивале-конкурсе «Планета искусств», где тоже заняли призовые места и даже взяли гран-при конкурса.

Ну и конечно, большое спасибо родителям, которые принимают активное участие в жизни нашего детского сада, в наших конкурсах, мероприятиях, проектах.

Слайд 27

Прошлой осенью прошел конкурс «Шляпа для Красавицы Осени». Большинство родителей приняли активнейшее участие в конкурсе, некоторые шляпы были просто произведениями искусства, была организована выставка шляп в холле бассейна. В этом году мы планируем конкурс поделок «Огородные фантазии», приглашаем всех принять в нем участие и затем посетить выставку в холле бассейна.

Слайд 28

Также активно откликнулись родители на участие в конкурсе «Новогодняя игрушка», изготовили множество игрушек, которыми была украшена большая елка в зале и групповые елки.

Слайд 29

По результатам фотоконкурса «Сохраним это чудо!» была оформлена замечательная выставка ваших фотографий о природе.

Слайд 30

Родители группы № 11 приняли активное участие в совместном проекте по здоровьесбережению.

Слайд 31

Родители группы № 3 приняли участие в итоговом мероприятии проекта «Союзмультфильму 80 лет»

Слайд 32

Для детей и родителей средних групп была проведена викторина по сказкам «Сказка в детство возвращает, взрослых в деток возвращает»

Слайд 33

Несколько раз в течение года родители и дети собирались в изостудии, где Наталья Юрьевна Калуцкая проводила с ними мастерские на разные темы.

Слайд 34

Семейная команда Катышковых приняла участие в игровой программе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Папа, мама, я - мы знаем правила дорожного движения»

Слайд 35

Весной прошлого года был проведен день открытых дверей для родителей. Но не во всех группах родители проявили интерес к этому мероприятию. Мы это связали с тем, что довольно сложно отпросится с работы посреди рабочего дня. И тем не менее мы эту практику будем продолжать. В этом году весной мы снова планируем провести день открытых дверей. Надеемся, что ваши начальники проявят понимание и отпустят вас с работы на час-полтора. Приходите, я думаю, многим интересно посмотреть как ведет себя ребенок во время образовательной деятельности, чем занимается, что у него получается, что - нет.

В этом году воспитателям было предложено помимо традиционных форм взаимодействия с родителями (собрания, консультации, анкетирование) продумать и попробовать новые формы. Что это будет, родительский клуб, семейная гостиная, издание групповой газеты, телефон доверия или что-то еще, зависит от вас, от того что вы решите на своих групповых родительских собраниях. Я думаю, многих это заинтересует и будет полезно для нашего сотрудничества, а самое главное полезно для развития наших детей. Ведь если ребенок видит, что его родители принимают участие в жизни детского сада, у него меняется отношение к садику, он становится более позитивным, активным, заинтересованным и в сад идет с большим удовольствием и желанием

Надеемся на дальнейшее сотрудничество, взаимопонимание и поддержку!

Информацию обо всех эти мероприятиях и многих других вы можете посмотреть на сайте нашего детского сада. Зайти на сайт очень легко. В поисковой строке написать «детский сад 15 Шатура» и сразу увидите наш официальный сайт. Там в разделе новости мы выкладываем для вас информацию обо всем, что происходит в нашем детском саду, с пояснениями, фотоматериалами. Кроме того, на сайте вы можете посмотреть наши программы, планы работы, документацию, информацию о педколлективе, группах, о кружковой деятельности и многое другое. Пожалуйста, заходите на сайт, мы его делаем для вас.

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду. Работу с родителями, необходимо начинать до поступления ребенка в детский сад, на родительских собраниях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании с докладом по теме:

«Адаптация ребёнка к детскому саду»

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ детский сад №437

Рысина И.В.

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема нашего сегодняшнего разговора – это «адаптация ребёнка к условиям детского сада».

- «Адаптация» в переводе означает «приспособление».

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.

Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного , другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Именно поэтому одна из задач адаптационного периода – помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.

Длительность адаптации зависит, во многом, от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным.

Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребёнок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит её.

Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребёнка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и думают, что всему ребёнка должны научить в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребёнку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одарённости ребёнка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определённый режим; как правило, у таких детей хорошо развита речь.

Исходя из всего выше сказанного, хочу обратиться к вам уважаемые родители с такой просьбой:

Занимайтесь со своим ребёнком: т.е. учите его самостоятельно обслуживать себя-одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак не памперсами.

Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя бы на момент привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

Настраивайте ребёнка на детский сад только положительно, чтобы не было проблем при расставании с родителями по утрам.

Общайтесь с ребёнком, не отмахивайтесь от его вопросов. Сами наталкивайте его на разговор с вами. Беседуйте с ним как можно чаще! Проявите заинтересованность в своём ребёнке! И у вашего ребёнка не будет проблем в речевом и умственном развитии.

И последняя просьба: старайтесь, чтобы ваш ребёнок хоть немного ходил пешком, без санок, без маминых и папиных рук! Развивайте ножки ребёнка! Я прекрасно понимаю: вы торопитесь на работу, времени в обрез, НО всё-таки найдите компромиссное решение этой проблеме. Ведь выходя на прогулку, вашим детям тяжело ходить. Они итак закутаны с головы до ног, отсюда падения, спотыкания, плач, слёзы, истерики. И воспитателю тяжело, таких детей очень много да и вашему ребёнку тоже.

Планируйте своё время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребёнка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима.

хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.


Есть ли в них необходимость? Ведь детский садик - еще не школа.

Часто новость о предстоящем собрании не вызывает энтузиазма у родителей, которым приходится отпрашиваться с работы или менять собственные планы. Многие не видят в таких мероприятиях ничего хорошего, только необходимость сдавать деньги на очередные нужды детсада. Задача воспитателя - переломить негативное отношение мам и пап к таким встречам путем подачи интересной и полезной информации.

Для чего они нужны?

Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

Кроме того, на них, как правило, приглашают психологов, методистов, врачей, логопедов и других специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитание малышей. Информация, которую получают от них родители подопечных, бывает весьма ценной. Грамотный специалист в состоянии вовремя отследить малозаметные отклонения в развитии ребенка и дать семье нужные рекомендации.

Сколько собраний нас ждет?

Родительское собрание в детском саду проводится ежегодно. Как правило, по плану предусмотрено 2-3 таких мероприятия в каждой группе. Кроме того, бывают внеочередные встречи в случае каких-то незапланированных событий, требующих обсуждения с родителями. Например, в обязательном порядке проводится собрание при подготовке выпуска из детского сада, так как это мероприятие хлопотное, требует хорошей организации и предполагает активное участие всей семьи.

Основные темы привязаны к плану учебно-воспитательной работы в течение года. На первое родительское собрание, которое обычно проводится в сентябре, приходят мамы и папы малышей-новичков. Они знакомятся между собой и с воспитателем, вместе с ним обсуждают учебный план на весь год, выбирают родительский комитет. Родительские собрания в младшей группе, проводимые впервые, имеют особое значение. Они задают тон будущему сотрудничеству каждой семьи с персоналом детсада, которое продлится вплоть до школы.

Часто на первое родительское собрание воспитатель приглашает психолога или методиста. Они объясняют родителям особенности развития малышей данной возрастной группы, советуют, как организовать домашние занятия с детьми для закрепления детсадовского материала.

Вторая встреча чаще всего назначается в середине учебного года, в зимний сезон. Обычно это время повальных простуд. Поэтому актуальные вопросы, обязательно включаемые в повестку дня, - детское здоровье, навыки закаливания и профилактика вирусных инфекций. На собрание часто приглашают врача или медсестру. Тогда же обычно ведется обсуждение текущих успехов и проблем, промежуточных результатов и различных мелких происшествий.

На родительское собрание в средней группе детсада приходят уже опытные и закаленные мамы и папы. Детки подросли, и на первый план вместо проблем приучения к горшку и к ложке выходят более "взрослые" моменты. Родительское собрание в средней группе часто проходит с демонстрацией творческих успехов малышей в виде рисунков и поделок.

Заключительную встречу в каждой группе организовывают в конце учебного года, перед летними каникулами. Это время, когда подводятся итоги. В обязательном порядке проводится такое родительское собрание в подготовительной группе. На нем обычно выступают психолог и логопед. Они дают родителям необходимые рекомендации по подготовке к школьной жизни, рассказывают, что могут сделать мамы и папы за летний период для успешного старта будущих первоклассников.

Какими бывают родительские собрания?

По форме такие мероприятия бывают традиционными и нетрадиционными. Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком - воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами. На нем возможно совместное обсуждение актуальных вопросов, а также различное анкетирование. Темы родительских собраний в этом случае, как правило, стандартные: "Азы воспитания", "Знаете ли вы своего ребенка?", "Подготовка к школе", "Какие игрушки нужны детям" и т. п.

В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта.

Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры. На нем возможно присутствие детей вместе со взрослыми для совместной подготовки к утреннику. Родительское собрание в старшей группе (не говоря уже о подготовительной) вполне возможно сделать общим с детьми - те уже достаточно большие.

Как правильно организовать собрание

О предстоящем мероприятии воспитатель обязан предупредить родителей заранее, желательно за 2 недели. Объявление о дате, времени и теме будущей встречи должно быть вывешено на доске с информацией.

Воспитатель составляет план мероприятия, готовит наглядные материалы, распечатывает анкеты и продумывает оптимальную форму проведения. Также он согласует с другими специалистами (методистом, логопедом, психологом) необходимость их присутствия и тематику выступлений. Приглашенные обязательно должны иметь время для подготовки.

Как его проводить

В начале собрания необходимо рассказать о детских успехах, похвалить воспитанников за достижения. В присутствии коллектива ни в коем случае не следует обсуждать проблемы отдельного ребенка.

Родительское собрание в детском саду в качестве главной цели имеет задачу информирования мам и пап о важных моментах детсадовской жизни, обогащения педагогическим опытом и знаниями. Если работа с семьей хорошо продумана и организована, результаты воспитательного процесса не заставят себя ждать. Другие менее важные вопросы обычно решаются в рабочем порядке ежедневно при родительских посещениях.

О чем еще должен помнить воспитатель

Планируя поход на собрание, родители должны знать, что их там ожидает. Тем не менее, в первую очередь следует заново напомнить тему и поблагодарить присутствующих за то, что они смогли прийти, особенно если это первое родительское собрание.

Начинать собрание всегда следует с позитивных моментов. Обязательно хвалите детей за успехи, о неудачах лучше упоминать вскользь и только в общем виде, без индивидуального перечисления. Не следует никого приводить в пример или сравнивать с другими детьми (как старшими, так и младшими).

Главные вопросы

Какие организационные моменты обычно решаются на родительском собрании? Это покупка необходимых принадлежностей для садика (игрушек, канцтоваров, хозяйственных мелочей), обсуждение их количества и стоимости. А также выбор родительского комитета или отчет его представителя о проделанной работе, обсуждение предлагаемых экскурсий, развлекательных мероприятий (например, концертов или походов в кукольный театр), подготовка к проведению утренников и закупка детских подарков. Кроме того, организация творческих занятий с детьми и приобретение всего необходимого для этого (бумаги, пластилина, фломастеров).

Если планируется крупное мероприятие, например, новогодний утренник, список обсуждаемых вопросов должен быть подготовлен заранее. Например, будет ли организовано общее чаепитие, стоит ли приглашать фотографа, какие маскарадные костюмы потребуются детям. При обсуждении всех вопросов предполагается активное участие родительского комитета, поэтому просто необходимо дать слово его представителю.

А что потом?

После собрания, как правило, воспитатель (а так же психолог или логопед) обговаривает существующие проблемы и трудности с родителями конкретного ребенка в индивидуальном порядке. Объяснение должно быть кратким и продуктивным, без резких оценок и с обязательной подачей нужных медицинских и психологических рекомендаций. Цель таких бесед - проинформировать мам и пап о возникших трудностях, научить, как грамотно исправить ситуацию в домашних условиях без ругани и наказаний.

О пользе родительских собраний

Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитательницы. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. Более того, родители узнают на собрании о взаимоотношениях детей в группе, поймут, насколько успешно их ребенок вписывается в коллектив, оценят соответствие собственного чада общепринятым нормам.

Не бойтесь заведующих!

Если у мам и пап имеются вопросы, решить которые в состоянии только заведующая(ий) детским садом, следует пойти навстречу и постараться организовать выступление представителя администрации. К тому же вопросы, требующие денежных вложений с родительской стороны и касающиеся обустройства и ремонта садика в целом (включая закупку нужного инвентаря), должны решаться в присутствии заведующей или ее заместителя по хозяйственной части.

Протокол - наше все

Если в детском саду проводится родительское собрание, ФГОС предписывает обязательное ведение его протокола. В данном документе, составленном по итогам мероприятия, указывается дата проведения, тематика, количество присутствующих, а также список приглашенных с указанием должностей и фамилий.

Протоколы родительских собраний в детском саду обязательно содержат повестку, все пункты которой отмечаются по порядку. Затем приводится краткое изложение обсуждаемого вопроса с указанием должности и ФИО докладчика, коротко конспектируются высказанные замечания и пожелания, а также результаты по каждому пункту.

Если имело место голосование, это обязательно фиксируется в протоколе с указанием числа высказавшихся как "за", так и "против", а также воздержавшихся. В конце приводится принятое собранием решение с указанием сроков исполнения и ответственных по тому или иному вопросу, проставляются подписи (с расшифровкой) председателя и секретаря.

Что еще важно знать при составлении протокола

Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке. Конфиденциальные вопросы, касающиеся педагогической диагностики, рекомендации конкретным родителям на коллективное обсуждение не выносятся и не протоколируются. Решение принимается отдельно по каждому пункту, причем его формулировка обязана быть четкой и конкретной.

Протокол собрания является официальным документом. Он должен быть оформлен в течение трех дней и присутствовать в числе документов МДОУ. За его правильное и своевременное ведение отвечает воспитатель или старший воспитатель (в случае общего собрания). К протоколу прикладываются конспекты текста выступающих и другие документы.