Безопасная среда в жизни ребенка

Детство - это уникальный период в жизни человека. Именно в этот период формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и педагоги. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы стараемся создать для детей безопасную среду дома и в образовательных учреждениях. Но одно дело - обеспечивать безопасность, другое дело – научить детей соблюдать правила личной безопасности в повседневной жизни в любой ситуации. Наши дети рано ли поздно вырастают, и подходит время когда мы вынуждены их оставить одних дома, когда им необходимо адаптироваться к внешней среде, быть одному без старших. И каждый родитель обязан подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.

Правила личной безопасности действуют по формуле:

«Необходимо – предвидеть, по возможности – избегать,

при опасности – действовать».

Период школьных каникул - один из важных в обеспечении безопасной среды ребенка. Мы не только должны рассказать ребенку, как действовать в сложившейся ситуации, но и каждый раз отрабатывать предложенные варианты в жизни.

СИТУАЦИЯ «ОДИН ДОМА»

Настало время, когда вы со своим ребенком договорились, что он на некоторое время остается один дома. На первое время это происходит на некоторое время, затем он постепенно привыкает оставаться на более продолжительное время. Это обычно происходит, когда ребенку шесть – семь лет, часто этот период совпадает с поступлением ребенка в школу.

Правило 1. Прежде всего, необходимо научить ребенка не открывать двери чужим людям. Очень важно научить ребенка определить близких людей по нескольким признакам, это особенно важно, когда в подъезде темно, в зимнее время, когда многие одеты одинаково. Это внешнее узнавание, узнавание по голосу, узнавание по специальному паролю, звонок по мобильному телефону.
Правило 2. Если в дверь позвонили и просят открыть. Нельзя открывать дверь милиционеру, сантехнику, почтальону, соседям, что бы они не говорили. Ребенку можно вообще запретить подходить к двери, когда он один. Он может сказать, что папа в данное время принимает ванну (душ), спит после работы. Ребенок должен обязательно позвонить родителям о случившемся.

Правило 3. Не оставляйте в поле зрения ребенка опасных предметов (таблеток, уксуса в холодильнике, спичек, зажигалок…).

Правило 4. Определите время, которое ребенок может проводить за компьютером или телевизором. Составьте вместе с ребенком список развлечений, домашних дел, которыми ребенок мог бы заняться дома.

СИТУАЦИЯ «ОДИН В ПОДЪЕЗДЕ»

К сожалению, подъезд родного дома один из опасных зон. Здесь возможны неожиданные нападения. Необходимо научить ребенка быть внимательным в своем подъезде. Очень опасны могут быть собаки соседей, даже некоторые соседи.

Правило 1. Перед выходом из квартиры ребенок должен посмотреть в глазок и прислушаться. Из квартиры надо выйти, если никого не видно и не слышно, закрыть двери на ключ. Если в подъезде он увидел незнакомых людей, ребенок может позвонить родителям и сказать, что в подъезде человек (люди). Подождать, пока они уйдут. Позвонить хорошо знакомым соседям, попросить их выйти на площадку и помочь ему выйти из квартиры.

Правило 2. Также важно отработать с ребенком навыки осторожного входа в подъезд. Ключи от подъезда необходимо хранить отдельно от основных ключей от квартиры. Подходя к дому надо незаметно осмотреться, после чего достать ключ. Желательно метра за два от подъезда нужно ключ держать в руке, чтобы быстро открыть.
Правило 3. Ребенок при заходе в подъезд может увидеть стоящего незнакомого человека. Он должен делать вид, что кто-то его позвал или он что-то забыл и выйти из подъезда. Необходимо позвонить родителям или подождать на улице соседей, чтобы вместе заходить.
Правило 4. Открыв дверь подъезда, ребенок видит, что в подъезде темно, отключено электричество. Ребенок должен не заходить в подъезд и сразу связаться с родителями или с хозяевами квартиры, куда он пришел. Он должен дождаться, пока взрослые не придут за ним или преследовать советом близких людей, с которыми он связался.

СИТУАЦИЯ «ОДИН ВО ДВОРЕ»

Наступает время, когда ребенок хочет играть во дворе своего дома один, как другие дети. Конечно, взрослые обязаны обеспечить безопасность детского пространства. Этим взрослые должны заниматься всегда, этим должны заниматься муниципалитеты, управляющие компании, ТСЖ и другие.

Правило 1. Пройдитесь со своим ребенком по окрестностям дома, исследуйте его с точки зрения наличия опасных зон. Обсудите, почему они являются опасными. Научите их обходить. Ими могут быть канализационные люки, строящиеся объекты, пустые старые дома, зона гаражей, проезжая часть двора, теплосети, трубы водоснабжения , сломанные конструкции детской площадки и многое другое. Обсудите места, где можно прятаться, если он с детьми будет играть в прятки.
Правило 2. Ребенок должен гулять во дворе один при отсутствии в нем подозрительных компаний, свободно бегающих собак, а также при наличии достаточного количества детей.

Правило 3. Ребенок должен знать границы своей свободы, то есть в пределах какой территории родители ему разрешают гулять. При необходимости пересечения этой границы, он должен получить разрешения родителей.
Правило 4. Необходимо научить ребенка не вступать в активный диалог с незнакомыми взрослыми на улице, не брать у них конфеты и другие угощения, предостерегаться, если они их просят найти потерявшегося котенка (щенка). Пусть Ваш ребенок также поделится этими правилами и с другими детьми.
Правило 5. Надо научить ребенка как действовать при экстренных ситуациях (на кого-то напала собака, кто-то ушибся, происходит драка, появилась опасная компания и др.). Ребенок должен знать телефоны экстренных служб, должен обязательно позвонить родителям, вернуться домой, отойти в безопасное место. Эти действия необходимо отработать с детьми.

Вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Детство - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Давайте создадим для ребенка безопасную среду ВМЕСТЕ!

С уважением, Ваш педагог-психолог.

Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естествнннее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы пользуемся шкафами и сейфами, gps-ами и камерами наблюдения.... и все равно наши дети непрерывно находят неприятности - режутся, обжигаются, ударяются и выпадают из окон. Как воспитывать ребенка, чтобы подобное не случилось в вашей семье? Необходимо создать ему безопасное пространство для развития! Прошу обратить внимание на всю фразу - безопасное пространство_ДЛЯ_РАЗВИТИЯ, потому что просто безопасное пространство - это "мягкая комната". Многие сейчас скажут, мол, что вы, какая "мягкая комната", у нас не так! Но к сожалению, у многих так, особенно у бабушек:) И если это не обитая матрасами каморка без окон, то это - вечное нельзя/не лезь/не трогай, это "детский мир" в доме. В таком случае ребенок года за 3 привыкает к "мягкому" миру вокруг, и когда вдруг где-то встречается с ножиком - ждите беды.

Понятие безопасного пространства, пожалуй, можно разделить на две категории - базовую безопасность и безопасное развитие.

Базовая безопасность включает в себя, в первую очередь, адекватных родителей, которые не подвергают детей физическому насилию и прочим опасным для жизни ситуациям. Родители берут на себя всю отвественность за жизнь и здоровье ребенка, стопроцентную ответсвенность, это значит, что если я-мама вижу, что папа оставил на пороге пилу, я не жду, когда он оторвется от телевизора и унесет ее в шкаф на балкон - я беру и уношу. Если я занимаюсь с ребенком, используя острые предметы, например, резьбой по дереву - я не увлекаюсь сама, я слежу за ребенком. Если я проветриваю комнату, то не пускаю ребенка на окно и т.д.

Базовая безопасность подразумевает со стороны родителя:

  • Отсутствие возможности у маленького ребенка самостоятельно покинуть квартиру/дом;
  • Закрытые окна (использование специальной фурнитуры)
  • Неподвижно закрепленные тяжелые/опасные предметы интерьера (чтобы ребенок не мог уронить на себя телевизор, аквариум, триумфальную арку)
  • Недоступность электричества (закрытые розетки, соединения и прочие подобные штуки)
  • Возможность безопасного передвижения по всей квартире
  • Безопасные домашние животные
  • Недоступность химии и лекарственных препаратов.
  • Правила для ребенка.

Базовая безопасность с точки зрения ребенка - это знание определенных правил. Ваш ребенок знает слово "нельзя!"? А как быстро он на него реагирует?

"Нельзя" - это некая такая абстрактная субстанция, которая может относиться к чему угодно. Нарушение этого нельзя бывает караемо, а бывает, и забывается. Дети, которые часто слышат это слово, со временем вырабатывают к нему стойкий иммунитет и начинают реагировать на него очень выборочно. В общем, к базовой безопасности "нельзя" относится с большим трудом и то, только для тех детей, которые всегда на него реагируют. "Нельзя" еще сложно тем, что приходится долго объснять почему нельзя, о чем нельзя и насколько сильно нельзя.

С точки зрения базовой безопасности два необходимых слова - это "СТОП" и "ОПАСНО". Эти слова могут звучать только в крайних случаях. Например, Вася бежит за конфетой. "Вася, тебе НЕЛЬЗЯ конфету" - это когда у Васи жутчайшая аллергия на сладкое и конфета уже номер стодесять.
"СТОП" - это когда у Васи на пути к конфете открытый колодец. Это когда Вася выбегает на проезжую часть, когда на него бежит собака, когда он бежит под качелю, когда впереди разбитая бутылка - реальная опасная-приопасная опасность. В этом случае Вася останавливается как вкопанный, вы подходите и объясняете - вот колодец/машины несутся/стекло острое валяется - это опасно. Если Вася просто далековато отбежал от вас, и вам лень за ним бежать - кричите "стоп" - связка "стоп=опасность" быстро разрывается.
Вася готовится взять конфету, а вы говорите "ОПАСНО", когда конфета вынимается из мусорного ведра, поднимается с земли на улице, когда это вишня в коньяке, когда руки только что были сами знаете где.... Слово опасно изначально вводится в сознание ребенка с пояснениями:

  • не трогай - плита горячая - это опасно
  • обходи стороной - стекло острое, им можно порезаться - это опасно
  • на подрконнике не играют - можно упасть - это опасно

Таким образом опасность постепенно осознается и данное слово начинает применяться само по себе.

Следующий раздел правил скорее относится к воспитанию. Это те ситуации, в которых ребенок приучен действовать только в сопровождении родителей. Это соблюдение таких прописных истин, как:

  • переходим дорогу за руку по пешеходному переходу/светофору
  • гуляем/бегаем/играем в нескольких шагах от мамы (сколько шагов зависит от мамы и возраста ребенка)
  • общаемся с людьми на улице в присутствии и с согласия родителей
  • берем угощения из чьих-либо рук только с позволения родителей
  • определяем перечень игр и игрушек в которые играем с родителями (там могут быть мелкие детали, острые штучки или иные "проблемные" игры)
  • и т.д.

Конечно, все это усреднено. Чем младше ребенок, тем сильнее ограничения, но постепенно круг прав и обязанностей расширяется.

И здесь мы начинаем говорить о развивающей среде. О безопасной развивающей среде. Многие считают, что развивающая среда (безопасная, ага) - это когда можно все, что не опасно для жизни. В какой-то степени это так. Но развития здесь маловато. Развитие, по большому счету, это срисовывание. Копирование, повторение, обучение у взрослого. Сколько бы возможностей и открытых дверей вы ни было перед ребенком, он может взять только то, что даете вы. Он перенимает навык ни тогда, когда вы рассказываете о нем (навыке, действии, картинке), а когда сами делаете что-то, причем много раз - сначала это делаете вы, потом вы делаете это с ребенком, потом ребенок делает это сам (вы помогаете), потом ребенок делает это один, но вы всегда готовы ответить на вопрос.

Таким образом, безопасная развивающая среда - это когда вы все делаете вместе с ребенком - убираетесь, готовите, стираете, гладите, рисуете, вырезаете. Т.е. все опасное - острое, горячее, ледяное, колючее и прочие бытовые штуки ребенок познает в открытом процессе рядом с родителем.

Происходит это, как правило, в несколько этапов.

1. Младенец.

Младенцу, конечно, мы в руки ничего из того, что может его поранить, не даем. Однако мы берем его с собой на кухню, и вообще везде, где он с любопытством наблюдает на процессом уборки, приготрвлении еды и прочими хозяйственными делами. Когда младенец начинает ползать, вы ставите ему первые базовые ограничения - закрываете розетки, убираете из зоны досягаемости все, что можно на себя уронить и далее по списку. Но, например, горячие батареи вы одеялами не завешиваете, а даете возможность потрогать. Т.е. вы за ребенком следите и, если он повадился вставать у батареи, не отгоняете его, а даете дотронутся - это горячо. Если у вас очень горячие батареи - ребенку будет достаточно одного раза, чтобы занести их в список "опасного". Если батареи еле теплые - за них можно держаться и спокойно вставать. Так же даем потрогать свою кружку с горячим чаем (не кипяток, конечно), но не даем трогать утюг или плиту. Все в рамках разумного. Даем попробовать горчицу, мартини оставляем себе. Кстати, если вы не можете правдиво объяснить ребенку почему "нельзя" - не употребляйте/не делайте этого при ребенке. То, что у меня в фужере - только для взрослых, конфеты - тетины/дядины/для взрослых, телевизор - можно только взрослым - это очень плохие отговорки. По сути они не учат ребенка ничему. Дали попробовать перца Чили - сразу понял почему это для взрослых. Алкоголь пробовать не давайте, это наказуемо. И к сожалению, многим детям нравится.

2. Активное "вместе" - ребенок от 1,5 до 3 лет.

В этот период мы-родители активно передаем детям навыки базовой личной безопасности, навыки самообслуживания и далее по желанию - творчество, спорт, что угодно, что Вы сами с удовольствием делаете.
Как это выглядит? На личном примере. Повторюсь, мы можем учить детей только своим примером. "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя" - как раз из этой области.

Итак, что мы делаем с ребятишками в самом их удивительном возрасте - от полутора-двух до трех-четырех лет?

  • Учимся безопасно закрывать и открывать двери в комнатах (чтобы не прищемить пальцы)
  • Учимся мыть лицо и ручки, овощи и фрукты, пользоваться краном, регулировать температуру воды
  • Учимся самостоятельно выбирать маршрут движения на улице (обходить лужу; не наступать туда, где сложно оценить глубину, чтобы не провалиться; не ходим под сосульками; учимся правильно падать, если подскальзываемся; обходим качели; обходим опасные предметы на дороге; не приближаемся к проезжей части; отбегаем строго к обочине, если видим машину и т.д.)
  • учимся взаимодействовать с животными
  • учимся одеваться, застегивать пуговицы и молнии, обуваться
  • учимся пользоваться "взрослой" посудой, аккуратно обращаться со стеклянной и керамической посудой
  • учимся различать поверхности и особенности обращения с ними (линолеум, дерево, кафель), не бьем посуду на кафеле, например:)
  • учим справляться с неожиданными ситуациями, озвучивать свои чувства и страхи, оказывать себе минимальную первую помощь (научите детей растирать-размасажжировать себе место удара, например. вместо того чтобы дуть или целовать)

Многие считают, что до трех-четырех лет для ребенка и за ребенка все делает мама - и умывает, и одевает, и кормит. Мама создает условия, инициирует интерес к развитию. Ко многому мы можем приучить ребенка гораздо раньше, чтобы он был внимательным, чтобы он был более гибким в любых условиях.

В этом возрасте мы развиваем малыша через творчество - лепка, глина, рисование(общение с разными видами красок, карандашей, мелков), кинетический песок, тесто, вырезалочки (общение с ножницами и клеем). В это время мы можем начинать развивать ребенка физически. В идеале - спорт с родителями - "мягкая школа". Вы можете посмотреть эти занятия в интернете и делать с ребенком дома. В это время мы встаем на самокат, ролики, коньки, садимся на велосипед или беговел. Кататься на велосипеде, замечу, это не там, где мама катит за ручку велосипед, а чадо тыкает в музыкальные кнопочки))) Мы ходим всей семьей на длительные пешие прогулки, мы активно познаем спортивные комплексы и площадки в меру своих возможностей....

Все без фанатизма, все в меру сил и возраста, все на личном примере.

3) Время первого настоящего "я сам" 3-6 лет

В этом возрасте мы начинаем постепенно отпускать детей. Расширяется круг их прав и обязанностей. В руках мальчиков появляюися отвертки, в руках девочек ножи и овощечистки.
В возрасте чуть старше трех лет во многих детях просыпается активный интерес к деятельности взрослых. Они начинают с нами готовить, мыть полы, разбираться с аккумуляторами и батарейками. А мы начинаем постепенно передавать им дела. К 6-7 годам обычный российский ребенок чисто теоретически должен быть готов провести 5-7 часов дома один, а значит должен уметь:

  • накормить себя (разогреть еду в микроволновке/на плите, что-то отрезать, вскипятить чайник, сварить картошку-макароны-сисиску, убрать за собой посуду!)
  • открыть-закрыть двери и не потерять ключ
  • зажечь свечку или включить фонарик (на случай отключения электричества) и т.д.

Т.е. как бы страшно нам ни было, мы начинаем давать детям в руки ножи, учить их пользоваться плитой и чайником, определять степень кипяй точности кипятка, даем им в руки иголку, спицы и они начинают жить, можно сказать, своей жизнью.

Здесь важно помнить о двух моментах.

Разрешите детям ошибаться. Это опыт. И если вы поддетживаете ребенка, помогаете преодолеть ошибки, неудачи, страх, то появляется желание пробовать снова и снова. Критика же рубит на корню любую инициативу.
Последнее и самое главное - никто не застрахован от случайностей. Если ребенок порезал палец - не корите себя, сделайте все для максимально эффективного восстановления, проведите работу над ошибками и запомните опыт.

Будьте рядом со своим малышом, помогайте ему осваивать новое, но не делайте вместо него. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».


Вконтакте

Всем нам известна поговорка: "Дети - это цветы жизни!" Наверное потому, что они не только приносят нам радость, но и потому, что за ними, как и за цветами, постоянно нужно присматривать. Но здоровье ребенка зависит не только от внимания родителей, но также от безопасности дома. Ведь дети - это существа, которые заинтересованы во всем, в первую очередь, они, почему-то, очень любят знакомится с опасностью. Мы хотим дать вам несколько советов, как уберечь детей от неожиданных и не желаемых травм, но при этом безопасную среду для своего любимого чада должны создать именно вы. Ничего сложного в этом нет - следуйте советам и безопасность гарантирована!

Правило 1. Медицинские препараты, огнеопасные предметы, средства для мытья посуды и другие, которые содержат химические вещества, всегда должны находится в месте, которое недоступно для ребенка. Это поможет уберечь его от разного рода отравлений и ожогов.

Правило 2. Следите, чтобы малыш не играл с маленькими деталями, ведь все же нужно попробовать на вкус, а это может нести за собой не желаемые результаты!

Правило 3. Если у вас есть возможность, разместите розетки в доме повыше, чтобы ребенок не смог дотянуться или спрячьте их за шкафами, другими предметами мебели. В ином случае используйте специальные заглушки. Не оставляйте малыша одного в комнате, где включен в розетку обогреватель, мобильный телефон или утюг. Во-первых, дети часто используют провода в качестве предметов для игры, а во-вторых, могут обжечься горячими предметами.

Правило 4. Особое внимание уделите острым предметам (ножницы, иголки, ножи являются очень интересными "игрушками", но опасными предметами).

Правило 5. Обычно у всех хозяек кухонный стол украшает скатерть, ваза с цветами, конфетница, фрукты в огромном блюде... Все это, конечно, красиво, но нужно бы избавится от всех этих предметов, если хотите уберечь своего ребенка, который только начал ходить и для уверенности хватается за стол или скатерть.

Правило 6. Окна должны закрываться плотно и иметь прочные защелки, которые будет не под силу открыть малышу. А еще безопасней, когда на окнах есть решетки.

Правило 7. Вы можете не подозревать, что опасным является даже пол. Поэтому, если он скользкой, постарайтесь все застелить коврами.

Правило 8. Если у вас есть маленькие дети или только будут, спроектируйте интерьер своего жилья без скалообразной мебели (шкаф-библиотека, высокие шкафы с вмонтированной лестницей и т.д.), а то малыши очень любят исследовать высоту. Неординарным и безопасным решением в интерьере будут круглые кровати .

Правило 9. Большинство женщин любят, чтобы квартира была озеленена. Но, обратите внимание, чтобы на виду в ребенка не было вазонов с иголками, колющимися или режущими листьями.

Правило 11. Все радуются праздникам, особенно Новому году и Рождеству! Одним из атрибутов в эти дни являются свечи и бенгальские огни. Ни в коем случае не давайте их детям, не оставляйте зажженные свечи, это может закончится не только ожогами, но искра может попасть в глаз ребенку.

Правило 12. Чтобы обезопасить свое маленькое чадо на кухне, при приготовлении пищи используйте отдаленные конфорки и не забывайте перекрывать газ.

Правило 13. Безопасность несет также ванная комната. Поэтому никогда не оставляйте ребенка самого возле воды (особенно горячей). Проследите, чтобы всегда были выключены фен для волос, плойка. Высоко разместите электрический бойлер.

Правило 14. Если ваше дитя еще совсем маленькое (это касается детей, возрастом от первых дней до 3-4 лет), кровать его обязательно должна иметь быльца, перекладины, между которыми не должна быть большая дистанция.

С помощью таких правил, которые, на наш взгляд, должны соблюдать все родители, мы хотим помочь оградить ваших детей даже от малейших травм. Но, помимо этого, вы постоянно должны рассказывать ребенку, начиная еще с раннего возраста, что можно, а что нельзя. Пожалуй, все. На этом воспитательная работа с родителями закончена!

11.03.2013

Микролекция.

Принципы закаливания:

· раннее начало, постепенность,

· систематичность,

· индивидуальный подход,

· положительный эмоциональный настрой,

· ребенок должен быть здоров.

Средства закаливания : солнце, воздух, вода.

Методы закаливания воздухом : воздушные ванны, прогулки, сон на свежем воздухе.

Методика проведения воздушных ванн . Ванны начинают с первых дней жизни. Когда ребенку меняют пеленки, раздевают, переодевают, его оставляют голеньким 1-2 минуты, с 3-х недель-4-5 минут, температура воздуха при этом 220, постепенно снижают до 18-200. Затем начинают сочетать воздушную ванну с массажем.

Прогулки начинают проводить со второй недели жизни. Зимой вначале гуляют по 30 минут в комнате при открытых окнах, с 3-4 недель начинают прогулки на улице. До 3-х месяцев при температуре не ниже -50, старше 3-х месяцев жизни не ниже -100, желательно в безветренную погоду. Летом прогулки начинают сразу после выписки из роддома в зависимости от погоды. Длительность прогулок к 1 году увеличивается до 1-1,5 ч 2-3 раза в день.

Методы закаливания водой:

Местные: умывание, местное обтирание, обливание ног;

Общие водные процедуры : полное обтирание, полное обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме .

Методы закаливания водой для новорожденных детей : Умывание, подмывание – это гигиенические процедуры, при температуре воды 280 они будут оказывать закаливающий эффект. Купают в воде 36-370, ополаскивают водой на градус ниже. Пеленку, которой вытирают ребенка подогревать не нужно.

Обтирание начинают проводить с 2 месяцев жизни. Сначала необходимо подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочками мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Через 1,5-2 недели переходят к обтиранию с водой. Варежкой из махровой ткани, смоченной в воде и отжатой промокательными движениями обтереть руки ребенка от кончиков пальцев до плеч. Через 3 дня – руки и грудь, еще ч/з 3 дня – руки, грудь, живот, далее спину, ягодицы, и в заключение ноги – от ступней к тазу. Температура воды – 350, летом-320. Через 3 для полного обтирания температура воды меньше каждые 5-6 дней на 10, доведя её до 270. Лучше проводить утром после подмывания, продолжительность процедуры от 2 до 5 минут.

Через полмесяца после обтирания приступают к обливанию ног (ножным ваннам). Обливают только ступни и голени, температура воды 280, постепенно снижая температуру на 10 в неделю, доводя до 200, продолжительность процедуры 20-30 секунд. С 9 месяцев проводят полное обливание: ребенка сажают в ванну и обливают из ковша в следующем порядке: спина, грудь, живот, плечи, руки. Начальная температура летом - 35, зимой-37-36. Летом снижают температуру на 1 каждые 2-3 дня, доводя до 280, зимой – через 5-6 дней, доводя до 300.

Общий душ -1,5 лет. Длительность - 1-2-минуты. Это самая энергичная процедура. Холодовое воздействие сочетается с массирующим действием водной струи. Температура воды как и для обливания. Делать утром, т. к. действует возбуждающе.

Все закаливающие процедуры прекращают, если ребенок заболел, при повышении возбудимости.

Методы закаливания солнцем : солнечные ванны.

Солнечные ванны рекомендуют проводить с 1 года. Перед солнечными ваннами рекомендуют воздушные ванны в течение 10-20 минут. Солнечные ванны проводят с 9 ч до 11 ч утра через 1- 1,5 ч после легкого завтрака. Начинать с 1 мин, доводя до 10 мин на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуют обливание или душ температура воды 360 , снижая температуру постепенно до 280.

Массаж и гимнастика детям до 1 года жизни

Массаж проводят с 1,5 месяцев жизни. Гимнастику проводят со 2 месяца жизни. Их проводят ежедневно, в одно и то же время, через 40 минут после еды. Продолжительность занятий 5-12 минут. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз.

Значение массажа для грудных детей : расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывает тонизирующее действие на нервную систему.

Приемы массажа:

поглаживание – это легкие, скользящие движения тыльной или ладонной поверхностью кисти, оказывает успокаивающее действие на нервную систему, снимает болевые ощущения, расширяет сосуды кожи;

растирание и разминание – это более сильное давление рук, оно действует не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, мышцы, сухожилия, суставы;

поколачивание – оказывает рефлекторное влияние, улучшает питание глубоко лежащих мышц;

вибрация – для детей старше года

Виды гимнастических упражнений :

1. По характеру движений и участию в них ребенка различают а) рефлекторные; б) пассивные; в) активные.

2. по участию мышечных групп: а) рук и плечевого пояса; б) ног и стоп; в) спины; г) позвоночника; д) брюшного пресса.

С 2 -3 мес – рефлекторные упражнения, основанные на безусловных рефлексах

С 3- 4 мес – пассивные движения

Старше 4 мес – активные движения.

С 4-6 мес движения должны быть направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.

Вмес: упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата, они подготавливают ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.

Значение гимнастики : укрепляет костно-мышечную систему, работающая мышца раздражает надкостницу, что стимулирует рост костей; усиливается кровоток, уменьшаются застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание эритроцитов гемоглобина, усиливается иммунная активность крови и тканей, повышается эмоциональный тонус ребенка.

1,5-3 месяца жизни.

А\ массаж - поглаживание: рук, ног, спины, живота.

Б\ активные движения, основанные на безусловных рефлексах /рефлекторные/: упражения для стоп, разгибание позвоночника в положении на боку, выкладывание на живот.

3-4 месяца жизни.

Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается равновесие - поэтому в комплекс занятий постепенно входят пассивные движения:

А\ отведение рук в стороны и скрещивание на груди;

Б\ поворот со спины на живот /за руки/;

В\ «парение» на животе.

4-6 месяцев жизни.

Движения направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.

А\ «скользящие шаги»;

Б\ поворот со спины на живот при поддерживании за ноги;

В\ падение в положении на спине;

Г\ сгибание и разгибание, вместе и поочередно.

6-10 месяцев жизни.

Упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата. Это подготавливает ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.

Прибавляется:

А\ присаживание при поддержке за обе отведенные ручки;

Б\ приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за руки;

В\ ползание.

10 месяцев -1 год 2 месяца .

Добавить:

А\ круговые движения руками;

Б\ наклон туловища и выпрямление;

В\ присаживание самостоятельно с фиксацией ног;

Г\ приседание при поддержке за руки с кольцами.

Комната, где занимается ребенок, должна быть проветрена, температура 19-20 градусов. Летом лучше на воздухе, в тени. Стол для гимнастики твердый, байковое одеяло, клеенка, пеленка. Руки теплые. Присыпку и вазелин при общем массаже у детей раннего возраста не используют. Массажист располагается напротив ребенка.

III. Вопросы для самоподготовки.

1. Средние показатели веса, роста, окружности головы и груди у доношенного новорожденного ребенка.

2. Ежемесячные прибавки в весе, росте у детей на 1-ом году жизни.

3. Формулы для ориентировочного подсчета веса, роста, окружности головы, округлости груди детям грудного возраста.

4. Средние показатели веса и роста ребенка в 1 год.

5. Когда вес ребенка удваивается и утраивается?

6. На сколько сантиметров вырастает ребенок за первый год жизни?

7. Основные принципы и методы закаливания детей грудного возраста.

8. Какие приемы массажа вызнаете? Значение массажа для детей 1 -го года жизни.

9. Виды гимнастических упражнений. В каком возрасте применяется какой вид? Значение гимнастики.

IV . Изучите манипуляции по сборнику алгоритмов «СД в педиатрии »: антропометрия – измерение окружности головы, грудной клетки; измерение роста, веса.

V . Выполните творческие задания:

1. Реферат на тему: «Нетрадиционные методы закаливания»

2. Составление индивидуального плана мероприятий по закаливанию ребенка от 1 мес до года (сообщение, санбюллетень, буклет).

3. Составление индивидуального плана физического развития ребенка (массаж и гимнастика) с 1 до 3 мес., с 3 до 4 мес., 4 – 6 мес., 6 – 10 мес., 10 – 14 мес. (реферат, сообщение, памятка, санбюллетень).

VI. Ответьте на вопросы графдиктанта

1. Средний вес доношенных новорожденных составляет 2500 г.

1. Средний рост доношенных новорожденных 50-52 см.

2. Прибавка в массе тела за 3-ий месяц жизни составляет 750г.

3. Рост ребенка в 1 год равен 100 см.

4. Вес ребенка 1 года жизни равен 10 кг.

6. До 3 месяцев жизни комплекс гимнастики построен на рефлекторных движениях

7. Ежемесячная прибавка в росте в третьем квартале составляет 2,5 см.

8. Окружность грудной клетки у детей 6 месяцев в среднем составляет 45 см.

Эталоны ответов:

1. Нет, 2. Да, 3. Нет, 4. Нет, 5. Да, 6. Нет, 7. Да, 8. Нет, 9. Да, 10. Да

Используемая литература:

1. , Воронцов детских болезней. - М.: Медицина, 1986.

2. , Маринова и физиология детского организма. - М., 1986.

3. Неопатология.-под редакцией и. - Ленинград: «Медицина», 1985.

4. . Детские болезни. - Москва: «Медицина», 1988.

5. Дошкольник - из серии «Мир детства» - под редакцией. - М.: «Педагогика», 1980.

« Вскармливание детей грудного возраста».

Введение:

Учетные цели

Студент должен знать:

Особенности процессов пищеварения у детей грудного возраста и периода молочных зубов;

Виды вскармливания и их характеристику;

Преимущества грудного вскармливания;

Правила кормления грудью;

Способы удовлетворения потребности «есть» в зависимости от вида вскармливания и возраста.

Виды вскармливания. Преимущества грудного вскармливания.

Гипогалактия, ее причины, профилактика.

Режимы кормления новорожденных детей периода младенчества.

Сроки и правила введения корригирующих добавок, прикормов.

Формулы для расчета разового и суточного количества пищи для детей первого года жизни.

Студент должен уметь:

Собрать информацию о вскармливании ребенка;

Выявить проблемы вскармливания;

Обеспечить выполнение мероприятий по удовлетворению потребности «есть»;

Подготовка матери и ребенка к кормлению грудью;

Прикладывание ребенка к груди;

Кормление ребенка из бутылочки, из ложечки;

Приготовление основных продуктов питания; контрольное кормление.

Составить меню для кормления грудного ребенка.

Навыки:

Приготовление овощного пюре,

5% и 10% каши, творога, киселя;

Подогревание смеси; обработка сосок,

Бутылочек, посуды.

Последовательность ваших действий:

I .

1. семинар - 1час

4 .заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.

II. Изучите материал лекции № 6, 7 « вскармливание детей грудного возраста», «Смешанное и искусственное вскармливание»

III . Ответьте на вопросы для самоконтроля

1. Роль сбалансированного рационального вскармливания для развития здорового ребенка.

2. Виды вскармливания. Удовлетворение потребности есть при естественном вскармливании.

3. Понятие лактации, гипогалактации. Виды гипогалактации.

4. Преимущества естественного вскармливания.

5. Правила кормления грудью.

6. Диета и режим кормящей матери.

7. Затруднения для кормления со стороны матери и ребенка. Противопоказания для кормления грудью.

8. Режим кормления детей 1-го года жизни.

9. Способы расчета необходимого количества молока ребенку 1-го года жизни.

10. Дополнительные факторы или корригирующие добавки при естественном вскармливании.

11. Прикорм и правила его введения.

12. Смешанное вскармливание.

13. Удовлетворение потребности есть при смешанном вскармливании. Докорм.

14. Сроки введения прикормов при смешанном вскармливании.

15. Классификация молочных смесей.

16. Удовлетворение потребности есть при искусственном вскармливании.

17. Правила кормления из бутылочки.

18. Проведение контрольного кормления.

19. Обработка сосок, бутылочек, посуды.

20. Приготовление овощного пюре, 5% и 10% каши, творога, киселя.

21. Подогревание смеси.

22. Проблемы при нарушении удовлетворения потребности есть.

23. Удовлетворение потребности есть детей периода молочных зубов.

IV . Ответьте на вопросы графического диктанта : Положительный ответ - «да», отрицательный ответ - «нет»

1. Гипогалактия - это самопроизвольное выделение грудного молока.

2. Переходное молоко - это молозиево, выделяется с 4 дня лактации.

3. В 4 недели ребенка кормят 6 раз в день.

4. Длительность кормления грудью 15-20 минут.

5. Остатки молока после кормления грудью не обязательно сцеживать.

6. Объем питания ребенка 3 месяцев составляет 1/6 массы тела.

7. Фруктовые пюре вводят в возрасте 4,5-5 месяцев.

8. Прикорм вводят после кормления грудью.

9. Первый прикорм вводят в виде 5% манной каши.

10. Наилучшим видом вскармливания является смешанное вскармливание.

11. В «Б» смесь входит 1 часть молока и 1 часть крупяного отвара.

12. Докорм дают после кормления грудью.

13. «В» смесь дают с 2-х недель до 3-х месяцев жизни.

14. Неадаптированные смеси – это молоко и его разведения.

15. Смеси перед кормлением подогревают до 35°С.

16. Прикорм при искусственном вскармливании вводят по 2 недели позже.

17. При 6 разовом кормлении ночной перерыв составляет 4 часов.

18. Разовый объем питания ребенка 1 года жизни не более 200 мл.

Эталоны ответов к вопросам графического диктанта : 1 - нет, 2 - нет, 3 - нет, 4 - да, 5 - нет, 6 – да, 7 – нет, 8 – нет, 9 – нет, 10 – нет, 11 - да, 12 – да, 13 – да, 14 – да, 15 – нет, 16 – нет, 17 – нет, 18 – да.

V . Изучите технику выполнения манипуляций и приготовьте одно из блюд детского питания (овощное пюре, молочную кашу, творог, кисель).

Приготовление 100% сахарного сиропа

Приготовьте: 100г сахара, 50мл воды, кастрюлю, марлю.

Последовательность действий.

1. Положите в кастрюлю 100г сахара /4 столовые ложки/ и 50мл воды.

2. Доведите до кипения, размешивая на небольшом огне в течение 10 минут.

3. Процедить через двойной слой марли.

4. Долейте через двойной слой марли кипящей воды до объема 100мл.

5. Прокипятите.

6. Горячий сироп вылейте в стеклянную, заранее прокипяченную бутылочку.

7. Плотно закройте бутылочку.

Приготовление 10% раствора поваренной соли

Приготовьте: кастрюлю, марлю, 15гсоли, 150мл воды.

Последовательность действий.

1. Налейте в кастрюлю 150мл воды и положите 15г соли /3 чайные ложки/.

2. Доведите до кипения - 5 минут.

3. Процедите через двойной слой марли.

4. Вылейте в стеклянную бутылочку.

5. Плотно закройте бутылочку.

Приготовление овощного пюре

Приготовьте: кастрюлю, сито, для 100г пюре необходимо: 40г картофеля, 30г капусты, 30г моркови, 10мл молока, 2мл сахарного сиропа, 2мл раствора поваренной соли, 5гр сливочного масла или 3г растительного масла.

Последовательность действий.

1. Овощи помойте, очистите и снова промойте.

2. Нарежьте овощи и уложите в кастрюлю.

3. Налейте в кастрюлю немного воды.

4. Варите на пару овощи до готовности.

5. Горячие овощи протрите через сито.

6. В пюре положите масло, сахарный сироп, раствор поваренной соли, горячее кипяченое молоко и размешайте.

Приготовление 5% и 10% молочной каши

Приготовьте: кастрюлю, для 100г 5% каши необходимо: 5г крупы /1 чайную ложку/, для 10% -10г крупы /2чайные ложки/, 100мл молока, 20мл воды, 1,5мл поваренной соли, 5 мл сахарного сиропа, 3г сливочного масла. Последовательность действий.

1. Отлейте 20мл молока в кастрюлю и добавьте 20мл воды.

2. Разведите 5г крупы /1 чайную ложку/ в кастрюле /10г крупы - 2 чайных ложек при 10%/.

3. Разваривайте крупу в течение 15 минут на медленном огне.

4. Оставшееся молоко /80мл/ подогрейте до появления пара /не кипятить/.

5. Вылейте молоко в кастрюлю, хорошо размешайте.

6. Доведите до кипения.

7. Добавьте раствор поваренной соли, сироп, масло.

8. Снимите с огня кастрюлю.

9. Остудите до t - 37°С.

Приготовление творога

1 способ

Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 300мл молока, 300мл кефира.

Последовательность действий.

Смешайте молоко и кефир в соотношении 1:1 в баночке. Поставьте баночку в водяную баню и доведите до кипения. Дайте отстояться. Откиньте на марлю.

2 способ

Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 500 молока, 1 чайную ложку сметаны.

Последовательность действий.

1 Добавьте к 500мл молока 1 чайную ложку сметаны.

2 Поставьте в теплое место на 2 часа.

3 Поставьте молоко в банке на водяную баню и доведите до кипения.

4 Дайте отстояться.

5 Откиньте на марлю.

Приготовление киселя

Приготовьте: кастрюлю, марлю, сито, 15г клюквы или черной смородины, малины, 30мл воды, 23 мл сахарного сиропа, 4г картофельной муки, 20мг аскорбиновой кислоты.

Последовательность действий.

1. Клюкву переберите, промойте холодной водой, перенесите на сито.

2. Обдайте кипятком, разомните толкушкой.

3. Отожмите сок и в стеклянной посуде с закрытой крышкой поставьте на холод.

4. Выжимки из клюквы залейте водой 90мл.

5. Доведите до кипения, оцедите через сито.

6. Часть отвара отлейте, остудите и разведите в нем 4г крахмала.

7. К оставшемуся отвару добавьте сироп и аскорбиновую кислоту, размешайте, доведите до кипения.

8. В кипящий отвар добавьте крахмал и доведите до кипения помешивая,.

9. В готовый кисель вылейте ранее отжатый сок и размешайте.

Правила мытья и стерилизации бутылочек, сосок, посуды

1. Посуду, соски, бутылочки моют в специальной комнате.

2. Должно быть три ванны с подводом горячей и холодной воды.

3. В первой ванне моют посуду щетками, соски выворачивают наизнанку.

4. Во второй ванне обезжиривают, для этого в воду добавляют горчицу /50г на 10 л воды/ или соду /100г на 10л воды/.

5. Над третьей ванной полощут в проточной горячей воде.

6. Затем бутылочки ставят в специальные сетки, а когда стекут остатки воды, стерилизуют в сухожаровом шкафу 50-б0 минут при t 120-150°С.

7. Соски кипятят в течение 10-15 минут и хранят в маркированной посуде «Чистые соски».

8. При специальном обеззараживании посуду после мытья на 20-30 минут погружают в 0,5% раствор хлорамина или хлорной извести, а затем хорошо промывают горячей водой и стерилизуют.

Подогревание смеси

1. Поставьте бутылочку со смесью в водяную баню и подогрейте до 38-40°С.

2. Встряхните бутылочку, выньте ватную пробку, горлышко бутылочки протрите стерильной салфеткой и наденьте соску.

3. Проверьте температуру смеси, капнув на тыльную поверхность кисти.

Кормление из ложечки

1. Ребенка держат на руках запеленованным и осторожно, порциями вливают молоко в рот.

2. Нельзя спешить, следующую порцию вливать в рот только тогда, кода он проглотил предыдущую.

3. После того как закончится кормление, необходимо осмотреть рот ребенка и убедиться, все ли молоко проглочено /для предупреждения аспирации/.

VI . Подготовьте индивидуальные творческие задания на темы:

· «Современные молочные смеси» (реферат, презентация, санбюллетень)

· Деловая игра «Режим и диета кормящей матери»

· Деловая игра «Гипогалактия»

«Период преддошкольного и дошкольного возраста (молочных зубов)».

Введение

Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.

Учебные цели.

Студент должен представлять:

Как подготовить ребенка к посещению детского дошкольного учреждения;

Особенности адаптации детей в детских дошкольных учреждениях;

Подготовку детей к школе.

Студент должен знать:

Характеристику периода «молочных зубов»;

Анатомо-физиологические особенности периода «молочных зубов»;

Особенности развития детей этих периодов;

Особенности адаптации детей к школе;

Основные потребности и способы их удовлетворения у детей периода «молочных зубов»;

Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.

Студент должен уметь :

Изучение и оценка анатомо-физиологических особенностей детей грудного возраста:

Оценка состояния кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечной системы;

Подсчет пульса, ЧДД, измерение АД и их оценка;

Проведение перкуссии и аускультации легких, аускультация сердца;

Пальпация лимфатических узлов;

Пальпация живота;

Оценка анализов мочи и крови;

Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов;

Оценка физического и нервно-психического развития;

Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста;

Обучение родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста;

Обучение родителей и окружение ребенка правилам и технике кормления детей оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие детей этих периодов; подсчитать пульс, ЧДД, измерить АД и оценить их.

Последовательность ваших действий:

I . Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:

1. семинар - 1час

2. практическая часть: доклинический этап - 45 мин.

3. самостоятельная работа по отработке практических манипуляций - 90 мин.

4 . заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.

II. Изучите материал лекции № 8 «Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста», № 9 «Питание ребенка старше 1 года».

III. Ответьте на вопросы для самоконтроля:

Перечислите АФО костной системы

Правила посадки за столом

Режим дня, его компоненты и значение для детей данного возраста

Перечислите АФО ЦНС

Перечислите АФО сердечно-сосудистой системы

Назовите АФО дыхательной системы

Особенности физического развития в период «молочных зубов»

АФО пищеварительной системы

Особенности подготовки детей к детским дошкольным учреждениям

Группы адаптации детей в ДДУ.

IV. Ответьте на вопросы графического диктанта

1. Период преддошкольного возраста длится с 1 года до 3 лет.

2. Сращение швов черепа происходит в 5-7 лет

3. Замена молочных зубов на постоянные происходит в 5-6 лет

4. С целью профилактики близорукости книга должна располагаться на расстоянии 30-40 см.

5. Ночной сон ребенка периода «молочных зубов» должен продолжаться в течение 12 часов.

6. Отдых на свежем воздухе длится 1-2 часа.

7. Сердце принимает косое положение к 5 годам.

8. АД рассчитывается по формуле 80+2n.

9. Печень у детей до 2 лет выступает из-под края реберной дуги на 1,5-2 см.

10. пульс в 5 лет равен 105 ударов в минуту.

11. Тип дыхания у девочек 5 лет – грудной.

12 Частота дыхательных движений ребенка в 5 лет – 25 дыхательных движений в минуту.

13. Первый скачок в росте у девочек происходит в 4 - 5,5 лет.

14. Средний вес ребенка в 5 лет 10-10,5 кг.

Эталоны ответов:1-да,2- нет, 3 – да,4 – да, 5 – да, 6 – нет, 7 –нет, 8 – да, 9 – да, 10 – нет, 11 – да, 12 – да, 13 – нет, 14 – нет.

V . Изучите манипуляции по алгоритму :

- Повторите методику объективного обследования

- Измерение окружности головы, грудной клетки, измерение роста и взвешивание детей периода «молочных зубов»

- Оценка нервно-психического и физического развития.

VI . Выполните индивидуальные творческие задания:

- Деловая игра по профилактике плоскостопия, развития близорукости

- Составить памятку для родителей по организации режима дня

- Сообщение на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей периода «Молочных зубов» (закаливание, гимнастика, организация досуга, питание).

«Период младшего школьного возраста (препубертатный)».

Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомиться с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.

Учебные цели.

Студент должен представлять:

Как подготовить ребенка к посещению школы;

Студент должен знать:

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста;

Универсальные потребности, способы их удовлетворения.

Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста.

Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Факторы риска и безопасности.

Студент должен уметь:

Проведение антропометрических измерений.

Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей младшего школьного возраста.

Составление примерного меню детям младшего возраста.

Обучение родителей ребенка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды.

Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие

Формируемые компетенции:

компетенции

Формируемые компетенции

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда , производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

Проводить психосоциальную реабилитацию. ПК

Оформлять медицинскую документацию.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

Последовательность ваших действий.

Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6-7-м классе меньше, чем в 2-3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма «простудным» и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития сердечнососудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. По данным некоторых исследователей, 6-7-летние школьники отстают в росте и массе тела от сверстников, посещающих школы. К концу года разница оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляют 3,2 см, в массе тела - 700 г, а у девочек - соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г. Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, - это активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья. Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена - головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие таких функций центральной нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал непреодолимую потребность пройтись по комнате - так ему легче работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Назовите продолжительность и основную особенность периода младшего школьного возраста

2. Какие анатомо-физиологические особенности кожи и опорно-двигательного аппарата характерны для младшего школьников?

3. Назовите число дыхательных движений и сердечных сокращений ребенка 7 лет.

4. Назовите формулы нарастания массы в младшем школьном возрасте.

5. Назовите формулы увеличения роста в младшем школьном возрасте.

6. Какие процессы характеризуют развитие нервной младшего школьника?

7. Перечислите факторы, влияющие на здоровье ребенка младшего школьного возраста.

8. Перечислите принципы питания младшего школьника.

9. Каковы принципы составления режима дня младшего школьника?

10. Каковы принципы организации безопасной среды младшего школьника?

Литература: Основная: Крюкова Д. А.,. Лысак Л. А, Фурса О. В. Здоровый человек и его окружение «Феникс», 2010 – 384с. Фукалова Н.В. Пивоварова Т.В. Здоровый человек и его окружение. Курс лекций, - Красноярск красноярский медико- фармацевтический колледж – 2004 – 250 с. Дополнительная Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010 Охрана здоровья детей и подростков: учебное пособие для средних медработников/ под ред. Сопиной З.Е. – М. ГЭОТАР_Медиа. 2009 – 368с. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды» под. ред. В.Р. Кучмы, В.Н. Серова, М., 2002 Электронные ресурсы: Медицинский портал МедУнивер [Электронный ресурс] URL http://meduniver.com/ Рекомендации по детским болезням, здоровью детей и малышей [Электронный ресурс] URL http://www.pediatrinfo.ru/ Уход за ребенком [Электронный ресурс] URL http://neonatus.info/