Колобова Н.А
ГБОУ школа 1363
Москва 2015 г.НОД по ФЭМП
Тема: «Знаки > (больше), < (меньше), = (равно)»
Цель: В ходе практической работы и наблюдений познакомиться со знаками >, <, =; Упражнять в «чтении» записей количественных отношений между числами в пределах 10 при помощи знаков: «<», «>».
Задачи:
Закреплять умение соотносить цифры с количеством предметов;
Закрепить навыки прямого и порядкового счета (в пределах 10), понятие порядкового значения числа и порядковых отношений; уточнить знание вопросов: «Сколько? », «Какой? », «Который? »;
Развивать логическое мышление;
Воспитывать чувство взаимопомощи, смекалку, любознательность, умение работать в коллективе;
Создать хорошее настроение, желание заниматься, узнавать что-то новое, интересное.
1. Орг. момент
Дети на ковре.
- Ребята, подумайте какое сейчас будет занятие?
- Почему?
- А теперь посмотрим какие вы внимательные
1. Сколько носов у трех котов?
2. Сколько ушей у двух мышей?
3. Сколько пальцев на одной руке?
4. Какой сегодня день недели?
5. Какое сейчас время года?
6. На крыльце сидит щенок,Греет свой пушистый бок,Прибежал еще один И уселся рядом с ним.Сколько стало щенят?
7. Сколько углов в треугольнике?
Дети садятся.
2. Осн. Часть.
Давайте представим, что мы с вами отправляемся в путешествие.
И оказываемся на лесной полянке. Что вы видите на картинке. (цветы, пчелки).
-Сколько цветов? (6)
- Сколько пчелок? (6)
-Что можно сказать про пчелок и цветы (их поровну).
-Какой знак поставим между цифрами (=)
-Давайте прочитаем запись.
- А вот и другие пчелки нам встретились. Сколько пчелок на этой картинке?(7). А сколько ягод в банке (3).
-Что мы теперь можем сказать про пчелок и ягоды (ягод меньше чем пчелок)
-Как же мы теперь запишем сравнение? Мы не можем воспользоваться знаком =. (Ответы детей)
-Нужен новый знак. В математике этот знак называется больше >.
- На что похож этот знак (Ответы)
- Острым концом значок всегда показывает на меньшее число.
Ставим знак и читаем надпись.
- А теперь давайте сравним эти числа. (2…3, 4…6)
Фронтальная работа на доске с обсуждением.
- Посмотрите как правильно пишется знак
- Начинаем с левого верхнего угла, проводим линию до середины противоположной стороны и дальше ведем линию к левому нижнему углу.
Показ одновременно с объяснением.
Аналогично в другую сторону
3. Работа на листах
-Как вы думаете, что нужно сделать в первом задании? (сравнить числа)
- Поставьте в квадратах нужные знаки.
4. Проверка выполненного задания.
- Поднимите руку кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы
4. Физминутка
Мы считали, мы считали,
А теперь тихонько встали.
Раз – присели, два – нагнулись,
На носочках потянулись.
Руки ставим на бочок:
На носочках скок, скок, скок.
А теперь все тихо сели,
Продолжаем наш урок.
5.
У вас на листочке спряталось животное, которое мы можем встретить в лесу. А вот какое вы узнаете соединив по порядку точки с цифрами. (зайка)
6.
-У зайки в лесу очень много друзей.
Давайте посчитаем, сколько их всего (всего 6)
- кто на 3 месте, кто на 6 и т.д.
7. Итог
- С каким знаком мы сегодня познакомились?
-Для чего нужен этот знак? (для сравнения чисел)
- На какое число он показывает острым концом? (на меньшее)
-На этом наше занятие закончено.

Данилович Вера Александровна

Фэмп тема : «два мороза» знаки , и отношение =

Цель : создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления со знаками < ;, >, =.

Задачи :

Сформировать условия для ознакомления со знаками больше , меньше и отношение равно .

Учить формулировать своё высказывание, правильно использовать знаки , и отношение =

Сформировать условия для сравнения количества предметов, используя знаки , и определять на сколько больше , меньше .

Способствовать развитию у детей внимания и наблюдательности.

Воспитывать самостоятельность и уверенность в решении заданий.

Развивать логическое, образное мышление, сообразительность, речь детей.

Предварительная работа : Чтение сказки «Два мороза» , загадки-отгадки (цифры, логические задачки, д/и «математическое лото » , «размышляйка» ,

Материал к занятию : Доска, набор демонстрационного материала к сказке «два мороза» ,набор карточек с предметными картинками на каждого ребенка, простые карандаши, для физминутки :снежинки на ленточках. Карточки для проверки задания на снежинках с № 1, 2, 3. Маркер. Книга «волшебные сказки»

Вводная часть. (Организационный и мотивационный момент.)

Подарок новогодний в нем флешка видио обращение. Доска. Демонстрационный материал разложен на столе возле доски.

Воспитатель : -Ребята подойдите ко мне. (дети возле воспитателя в кругу)

Скажите, чей это Новогодний подарок? Кто из вас его вчера забыл (ответы детей)

Тогда давайте его откроем и посмотрим что же в нем? Сережа помоги мне пожалуйста. (ребенок открывает коробку подарочную)

Воспитатель достает флешку, включает видио - запись письмо, прослушиваем : «Здравствуйте ребята, мы два мороза - Красный нос и Синий нос, прийти к вам мы не можем, так как мы поссорились. Подскажите, кто же из нас лучше подготовился к празднику , решите нашу задачку. Два мороза.

Придется нам их выручать, а то скоро праздник, а какой праздник без Д. Мороза?

Основная часть

На столах карточки, простые карандаши. Снежинки на ленточках.

Воспитатель :

Ребята проходите за столы,

Вы готовы, помочь мне?

Мне нужны помощники. (выбираю двух детей)

Гуляли по лесу два мороза : мороз красный нос и мороз Синий нос. (дети выставляют 2мороза)

Гуляют и каждый себя хвалит, кто же лучше подготовился к празднику .

Мороз К. нос говорит :- У меня снега в лесу больше чем у тебя , нет у меня снега больше , сказал мороз С. нос. (дети в произвольном порядке расклеивают снежинки возле дедов морозов)

А у меня на елке игрушек больше чем у тебя , сказал мороз К. нос,

А ты посмотри, какая у меня елка, и высока и нарядна, и игрушек много (дети выставляют елочки и приклеивают игрушки на неё)

Хорошо, сказал, мороз К. нос -полюбуйся сколько я приготовил подарков для детей.

И у меня подарки есть вот посмотри, сказал мороз С. нос. (подарки расклеивают возле дедов морозов)

Воспитатель : -так долго они спорили и решили обратиться к нам за помощью.

Мы им поможем, а пока ребята взяли снежинки, встали в кружок, нам пора размяться перед важным заданием.

Физминутка «Снежинка» (дети выполняют согласно текста)

Ребята давайте посмотрим, что же за задачка у нас получилась на доске.

У кого снега больше ? Меньше ? На сколько? (ответы детей)

На чьей елке игрушек больше , меньше ? На сколько (ответы детей)

У какого д. мороза подарков больше , меньше ? (ответы детей)

А как же мы им это объясним? (ответы детей)

Ребята, а в математике есть знаки . С помощью которых и можно решить вот такой спор или любую другую задачку, или сравнить предметы где больше или меньше . Это знак больше , меньше , равно (показываю знаки ) .На что похоже эти знаки ? (ответы детей)

Воспитатель объясняет, как определить больше , меньше , равно .

Давайте расставим знаки в нашей задачке (вызываю детей к доске)

Определяем на сколько меньше , больше игрушек , снежинок, подарков.

А что бы наши Д. Морозы не ссорились что нам нужно сделать? (убрать одну снежинку, игрушку новогодней елки)

Это мы решили задачку морозов, а теперь решим свои задачки.

Воспитатель предлагает выполнить задание в карточках.

Заключительная часть.

На доске выполненная детьми картина-задачка.

На снежинках карточки с правильными ответами.

Книга «Волшебные сказки»

-Воспитатель : на снежинках карточки с правильным ответом. -Кто выполнил задание, подойдите с карточкой с №1 к снежинке с №1, №2, №3, Проверьте, справились ли вы с заданием (дети самостоятельно оценивают свою работу)

С какими знаками сегодня познакомились ? А как определить какой знак < ;, >,=.

Ребята. За то что мы помогли помириться Д. Морозам они нам подарили книгу «волшебные сказки» . (передаю книгу детям) Всем спасибо, Вы сегодня были молодцы!

Публикации по теме:

Конспект ООД по ФЭМП «Знаки больше, меньше, равно» Задачи: Образовательные: - сформировать представление о знаках меньше «<», больше «>», умение использовать их для записи результата.

Конспект открытого занятия по РЭМП во второй младшей группе «Столько же, больше, меньше» Тема: «Столько же, больше, меньше». Цели: -закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления.

Конспект по ФЭМП «Больше, меньше, столько же» Цель: Формировать представления детей о таких понятиях, как "больше, меньше, только же". Задачи: Знакомить с множествами предметов, сравнивать.

Конспект занятия: Формирование элементарных математических представлений Овощи. Игра больше, меньше. Формирование элементарных математических представлений ОВОЩИ. ИГРА "БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ" Реализация содержания программы в образовательных областях:.

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, познакомился с цифрами его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения , а в каких - знак вычитания .

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий , показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения . Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине.

Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.

Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»



Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

Упражнение 2

Цель . Знакомить СО ЗНАКОМ СЛОЖЕНИЯ .

Способ выполнения . Воспитатель продолжает беседу:

Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить , что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали . Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц? (4)

Упражнение 3

Цель . Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа .

Задание . Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1 . Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 конфеты, ей дали еще одну».

У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП

(Фигурки дети выбирают сами.)

Упражнение 4

Цель . Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную .

Задание.

Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы - обозначать числа в этой же записи фигурками у себя на столе.

Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному)

2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.

Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют соответствующий рассказ.

При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе словесно заданной ситуации на язык математической символики, последовательность указаний педагога такова:

а) обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.);

б) обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

в) поставьте между ними нужный знак действия.

Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе?

Составляется запись: 4 + 3.

Такую запись называют «математическое выражение ». Она показывает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

3 + 4 = 7 значение выражения

Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со ЗНАКОМ «РАВНО».

Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания .

Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет.

В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВИЕМ ВЫЧИТАНИЯ И ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

Упражнение 1

Цель . Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

Материалы . Фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения . Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

Упражнение 2

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия .

Задание .

Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

Упражнение 3

Цель . Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ.

Задание.

Запомните, сколько яблок. (Запись убирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

Упражнение 4

Цель . Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

Задание.

Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)

Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)

Ответ во всех случаях получен пересчетом.

После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

В подготовительной к школе группе возможно и целесообразно введение символики для обозначения отношений «больше», «мень­ше», «равно» (>, <, =). Освоение детьми элементов символики способствует осмыслению ими количественных отношений в натуральном ряду чисел.

Дети обозначают знаками отношения между двумя числами (1<2, 2>1), затем несколькими (5<6<7, 7>6>5), всеми чис­лами ряда в пределах 10.

28. Методика ознакомления с монетами .

Чтобы познакомить детей с деньгами можно провести беседу, используя книгу А.Д. Шатовой «Деньги».

Рассказать детям как появились деньги, что такое монета и купюра, об их достоинстве, о том какую роль играют деньги в жизни людей, о труде людей и оплате их работы деньгами (зарплата), о семейном бюджете и др.

Для формирования представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста можно провести занятия на тему: «Деньги. Купюра. Монета», «Достоинство монет и купюр», «Цена. Товар. Качество товара», «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость» «Размен денег»

Занятие по ФЭМП (подготовительная группа)

«Морская арифметика»

Цель: формировать умение производить арифметические действия в пределах 10; сравнивать числа, расставляя знаки «больше», «меньше» или «равно». Упражнять в деление целого круга на четыре равные части.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал – картинка с изображением морского дворца с девятью окнами; картинка с изображением трёх белых и трёх розовых кругов; шесть картинок с изображением Морского конька на каждой; вырезанные из жёлтого и красного картона звёзды с цифрами.

Раздаточный материал – (из расчёта на одного ребёнка) картинка с изображением морского дворца с девятью окнами; счётный материал; числовые карточки; простой карандаш; бумажный круг.

Ход занятия

В группу входит очень грустная Русалочка.

Воспитатель: Здравствуй, Русалочка! Почему ты такая грустная?

Русалочка: Сегодня я должна сдать своему учителю экзамен по Морской арифметике! Сначала я думала, что нужно будет просто сосчитать все ступеньки нашего дворца, написать все цифры до 10 – это так легко! И я вместо того, чтобы учить Арифметику, отправилась путешествовать. Мой отец – Морской царь – страшно рассердился на меня и придумал мне на экзамен очень трудные задания! Я никак не могу в них разобраться. А если я не сдам экзамен по Морской арифметике, то мне будет запрещено подниматься на поверхность моря целых 10 лет!

Воспитатель: Не надо так расстраиваться! Сейчас мы с ребятами, попробуем разобраться в этих заданиях!

Русалочка: Ах, большое спасибо! Я обещаю, что теперь постараюсь внимательно изучать арифметику!

Задание 1

Русалочка выставляет на фланелеграфе картинку с изображением подводного дворца с девятью окнами. (3 окна на первом этаже и 6 окон на втором этаже)

Воспитатель: Русалочка, это не такое уж и сложное задание. Я уверена, наши ребята с ним справятся. Ребята, что бы вам было удобнее считать, возьмите каждый себе маленькую карточку с изображением подводного дворца.

Дети выполняют задание, используя индивидуальные карточки. Тот, кто справляется с заданием первым, выходит к фланелеграфу и записывает ответ. Остальные проверяют.

Задание 2

Русалочка: Во втором задание мне нужно собрать жемчужное ожерелье из трёх белых и трёх розовых жемчужин.

Воспитатель: Ребята, помогите Русалочке, и скажите, сколько всего жемчужин должно быть в ожерелье.

Воспитатель выставляет на фланелеграф картинку с изображением трёх белых и трёх розовых кружков.

Используя счётный материал, дети составляют математическое выражение.

Задание 3

Русалочка: Морской царь решил прокатиться по своим огромным морским владениям. Нужно сосчитать, сколько Морских коньков запряг в свою повозку Морской царь, если получилось три пары Морских коньков.

Выставляет на фланелеграф шесть картинок с изображением Морского конька на каждой.

Вызванный ребёнок выкладывает три пары картинок с изображением Морских коньков и объясняет свои действия.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим действительно трудным заданием!

Задание 4

Русалочка: Морской царь заколдовал морских звезд, и они окаменели, а чтобы они вновь ожили, нужно правильно расставить знаки сравнения.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе вырезанные из жёлтого и красного картона звёзды. На каждой звезде написана пара цифр: 6 и 8, 7 и 4, 2 и 5, и т.д. Дети поочерёдно вписывают простым карандашом знаки «больше», «меньше» или «равно» между цифрами.

Задание 5

Русалочка: В честь моего дня рождения Морской царь устраивает бал. На балу гостей будут угощать очень вкусным тортом. Я должна разделить торт на равные части между Морским царём, Морской царицей, рыбкой Флаундером и мной.

Воспитатель: Ребята, сколько частей торта получится? (Четыре) Докажите это.

Дети сгибают бумажные круги пополам, затем ещё раз пополам. Разворачивают круг и объясняют, что получилось четыре равные части.

Воспитатель: Вот мы и решили все задания! Теперь, Русалочка, ты наверняка сможешь сдать экзамен по Морской арифметике. Только пообещай нам с ребятами, что теперь ты будешь очень стараться и выучишь арифметику?!

Русалочка: Спасибо вам, ребята за помощь! Я обещаю, что теперь Морская арифметика будет моим самым любимым предметом!

Задачи:

  • Дать представления о знаках «больше», «меньше», учить детей пользоваться ими, закреплять представления о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношениях смежных чисел, о составе числа из двух меньших.
  • Упражнять в умении составлять и решать задачи, формулировать арифметическое действие, ориентироваться в пространстве по отношению к себе, работать в тетради в клетку.
  • Продолжать формировать представления о длине и ширине предметов, об их измерении.
  • Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.

Материал:

  • У детей: карточки с точками и цифрами, под которыми зашифрованы разные виды транспорта, тетради в клетку, простые карандаши, ножницы, чистые листы бумаги (формат А4), карточки с наклеенными квадратами разного цвета (на порядковый счет), объемные цифры, карточки с задачами-иллюстрациями, маленькие машины.
  • У воспитателя:таблицы с цифровыми рядами, знаки «больше», «меньше»; таблица «Узнай путь белочки к дуплу», «Узнай путь ежика к норе»; аудиозапись «Голос волшебника».

Ход занятия:

До занятия воспитатель вместе с детьми строит из мелкого строительного материала, городок с улицами и площадями, замком, парком. Во дворики домов помещаю мелкие игрушки зверюшек и домашних животных. Дети рассаживаются за столы вокруг этого городка.

«Ребята, какой интересный городок мы с вами построили, но оказывается в нем хозяйничает злой волшебник по имени – Ноль, А город называется Магнитофон. (Голос «волшебника») «Здравствуйте ребята! Я волшебник по имени Ноль, хозяин города математических загадок, приветствую Вас! В моем городе живут звери и животные, но я их запер в ломах и не пускаю повеселиться на теплом весеннем солнышке и зеленой травке, потому, что еще не нашелся никто, кто бы отгадал мои загадки! (Выключается магнитофон)
Ребята, жалко вам зверюшек? Давайте освободим их, выпустим из домов погулять на травке? Но для этого надо решить задачки волшебника Ноля.

1. На чем мы можем поехать в город математических загадок? (Дети перечисляют: на автобусе, на поезде, на самолете, и т.д.) каждый из вас поедет на своем транспорте. Он зашифрован на вашем листочке. Вы видите на листе точки. Все точки надо соединить линиями по порядку, который подскажут цифры. От цифры один проводим линию к цифре два, от цифры два проводим линию к цифре три. И т. д. (После выполнения задания опросить детей: «На чем ты поедешь в город математических загадок?»)

2. Представим, что мы подъехали к городу и остановились у ворот. А в город нас не пускает стража. Стражники приказывают нам отгадать их трудные задачки (берет лежащий у ворот листок и читает) :

а) На поляне у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать
Кто успел их сосчитать? (Четыре жука)

б)На полянке у дубка
Крот увидел два дубка.
А подальше у сосны,
Он нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов?
Сколько крот нашел грибов? (Три грибка)

в) Расставил Андрюшка в два ряда игрушки,
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка косой.
Следом за ними еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (Шесть игрушек)

г) Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек
Кто ответит из ребят:
Сколько было всех утят? (Четыре утенка)

д) В снег упал Сережка
А за ним Алешка
А за ним Маринка
А за ней Иринка
А потом упал Игнат
Сколько на снегу ребят? (Пять ребят)

– Ну, молодцы, ребята, отгадали все загадки и стражники, наверное, пропустят нас в город.

3. Представим себе, что мы зашли в город математических загадок и сразу попали на числовую улицу. Вот вы, на какой улице живете? (Спросить 2-3 детей) А в этом волшебном городе есть улица Числовая. На ней живет мальчик Гаврюша со своими питомцами (показывает указкой на зверюшек и выставляет их на мольберт таблицу «Гаврюша». Затем показывает картинки лопаты и лейки) Куда пойдет Гаврюша? Что он хочет делать на огороде? Дайте ему в правую руку лейку, а в левую лопатку (показывает тетрадку с неоконченной работой) Гаврюша оставил недоделанную работу по математике. Давайте решим за Гаврюшу его задачи. Что же он тут писал? (Выставляет крупный образец) Посмотрите и скажите, сколько фигур должно быть на третьей строчке? Почему? Докажите. Если ваш товарищ ошибется, поможем ему, т.к. мы вместе должны путешествовать по городу Математических загадок. Откроем тетради и напишем всего пять строчек геометрических фигур, но количество фигур в каждой строчке должно быть разное. Догадайтесь, какое? (Напомнить правило написания в строке)

4. Ребята, как еще долго придется путешествовать по городу. Давайте отдохнем. Поиграем в игру «Чье звено быстрее соберется?» У вас есть карточки, на которых квадраты разного цвета. Все зеленые квадраты соберутся к окну, фиолетовые – к мольберту, а коричневые – к уголку природы. В звеньях постройтесь по порядку и посчитайтесь: 1, 2, 3... Под бубен маршируйте по группе, а по сигналу стройтесь в звенья. Чье звено быстрее соберется? (Играть 2, 3 раза)

5. Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы попали на улицу Смекалистых. Есть среди вас Смекалистые? Ну, посмотрим!

а) умеете ли вы считать обратно. Я буду бросать мяч, и называть число, а вы от этого числа считайте обратно (4-5 раз)
б) посмотрите на эту таблицу: Какое число здесь самое большее? А какое число здесь самое меньшее? А число 2 меньше, каких чисел? А число 8 больше, каких чисел?
в) А умеете ли вы отгадывать неизвестные числа? Откройте тетрадки, на которых нарисован утенок из мультиков Диснея, на странице, где Чипполино предлагает нам свои загадки.

В каждой строчке найдите неизвестные числа, поставьте цифру в нужную клетку. Какое неизвестное число в первой строчке? Прочитай всю строчку. Какое неизвестное число во второй строчке? Читай ее. Третью строчку прочитаем все хором. Какое здесь было неизвестное число? Молодцы ребята и эти загадки волшебника Ноля вы отгадали.

6. А сейчас мы с вами попали на улицу знаков (показывает узкий указкой улицу и выставляет на мольберт две цифры: 3 и 3) Какой знак можно поставить между этими цифрами? Правильно (+), (ставит знак) Три плюс три чему равно? А еще, какой знак можно поставить? Дети: минус (–) Три минус три, чему равно? Правильно, нулю. Это любимая цифра волшебника Нуля. А можно между этими цифрами поставить вот такой знак? (Ставит знак равенства) . (Выслушать ответы детей, предложить доказать правильность своего ответа) А если я вместо цифры три поставлю другую цифру? (Ставит цифру 4) Можно ли между ними оставить знак равенства? Нет? Почему же? А я думаю что можно? Докажите. Конечно ребята, 4 больше трех, если какое то число больше или меньше другого, то ставятся вот такие знаки (показывает, выставляет на мольберт два примера: 4 больше 6; 3 и 5 меньше 6), Этот знак называется «больше» и читается так: 4 больше трех, а этот знак называется «меньше» и читается так: 5 меньше 6. Похожи эти знаки друг на друга? Чем они похожи? (Они одинаковые, только острие направлено в разные стороны) Эти знаки можно распознавать по рукам, на правой руке знак «больше» (показывает) , на левой – знак «меньше». Покажите на своей руке знак «больше» (показывает) , покажите – знак «меньше».
Какой знак надо здесь поставить? (Ставит цифры 8 и 3)
А здесь? Ставит цифры (6 и 10) . Ну ребята волшебник Ноль и не думал, что вы запомните эти знаки! Их не трудно запоминать, да?

7. Ребята, на улице знаков протекает река быстрых ответов. Как нам перейти на ту сторону реки? Да нужен мост. Как называется мост, по которому идут пешеходы? А если мы поедем на машине по мосту? Как он будет называться? Давайте из бумаги сделаем пешеходный и автомобильный мосты. Мост у вас должен быть в идее полоски бумаги (показывае т) . С чего начинаем изготовление моста? Какой ширины будет пешеходный мост: узкий или широкий? А автомобильный? Как узнать, какой длинны надо делать мост? Как измерить длину моста? Помогайте друг другу.

8. Перешли мы на ту сторону реки, и попали в замок нерешенных задач. Давайте их решим и выпустим на волю гусят, которые живут в замке. Придумайте задачки по своим картинкам. (Спросить 3-4 ребенка) Какие части есть у задачи? Давайте решим Сашину задачку (повторить ее) Это задача на сложение или вычитание? Как вы ее решили? Придумайте задачку вот по этому примеру (6 + 2 = ?)
А кто решит вот такую задачу: «На озере плавали гуси, Когда один вышел на берег, то в воде осталось 7 гусей. Сколько гусей плавало в озере? Помогайте товарищу решать, решайте вместе».

– Молодцы ребята, у волшебника Ноля совсем испортилось настроение, придется ему выпускать своих пленников.

9. В конце города, ребята парк. И он называется парком Неизвестных чисел. Кто живет в этом парке? (Выставляется таблица «Укажи путь белочки к дуплу» и «Укажи путь ежику к норе») Где спит белочка? (Показывает на дупло) . Где спит ежик? Белочка может пройти к дуплу вот по этим дорожкам, но не по всем, а по какой-то одной, на которой два числа составляют третье в дупле (в каждой из трех дорожек ставит числа и только на одной ставит числа, которые составляют сумму числа, находящегося в дупле) По какой дорожке должна прыгать белочка,? По какой дорожке бежит ежик? Почему?

– Ребята, мы выполнили все задания волшебника Ноля. И мы можем выпустить всех животных, а по улицам повести машины. Возьмите животных и машины, поиграйте в городке.