Задачи:

1. формирование представлений о семье как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека,

2. объяснение понятийт: семья, двухпоколенная, многопоколенная, полная, неполная,

3. развитие общеучебных навыков,

4. формирование оценочных суждений.

План:

1. Что такое семья?

2. Роль семьи в обществе.

3. Создание семьи. Семейные отношения.

4. Государство и семья.

Оборудование:

учебник «Обществознание», 6 класс,

CD – учебник «Обществознание» - 8 - 11 класс,

презентация РР,

технологические карты урока.

Технологии: Технология развития критического мышления, информационная.

Возраст: 6 класс.

Этапы урока.

1 этап. Вызов.

Игра в ассоциации.

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слово «семья»?

Составление схемы:

Вступительное слово учителя.

Семья - одна из важнейших общественных ценностей. Каждый человек помимо места в обществе, национальной принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно - брачное состояние.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья - это источник удовлетворения ряда его потребностей и коллектив, который предъявляет к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и положение в семье.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, уважения, солидарности, привязанности, то, на чем строится любое общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи – мерило развития и прогресса страны.

Итак, нам предстоит охарактеризовать семью как ячейку общества.

2 этап. Осмысление.

Учащиеся знакомятся с новым материалом:

Чтение статьи и поиск ответов на вопросы: (прием активного чтения материала): на полях ставим буквы «З» - знаю, «У» - узнал, «Х» - хочу узнать.

Семья́ - группа людей, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом, проживают в одном месте, связаны взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью. В семье проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

Семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками (мама и дети, сестра и брат) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). У членов семьи общее хозяйство, они все живут в одном доме или в одной квартире, у них общие доходы и расходы. Вместе они воспитывают детей, проводят свободное время. Такие особенности отличают семейный коллектив от других коллективов, например, трудовой бригады.

Самое главное, что отличает семью от других коллективов – это чувство любви и привязанности между ее членами. Недаром говорится, «На что и клад, когда в семье лад», или «Любовь да совет, так и горя нет», или «вся семья вместе, так и душа на месте».

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.

Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. Цель - обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи.

С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. В день 8 июля принято совершать свадьбы и венчания. Считается, что брак будет крепким и благополучным. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и

верности стала ромашка.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи - вот мерило развития и прогресса страны.

Вопросы:

Как обстоит дело с системой «ЗУХ»?

Для чего она нужна человеку?

Почему мы изобразили ромашку, когда говорили о семье?

(После этого ученики возвращаются к схеме «Семья» и делают вывод о значении семьи для человека).

Графическое обозначение новых знаний: использование кластера.

Задание: из текста «Семья» записать в кластер:

Работа в группах:

1 группа – «Виды»,

2 группа - «Брак»,

3 группа - «Дети»,

4 группа - «Функции»,

Все ученики – «Семья и государство»

«Виды семей»

Семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственности.

Все семьи разные, но есть черты, делающие их похожими. Если в семье живут только родители (мама и папа) и их дети, такую семью называют двухпоколенной. В такой семье есть два поколения: старшее – родители, младшее – дети. Поколение – это люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Ты и твои сверстники – одно поколение. Родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.

Если же в семье живут три поколения: дети, их родители, родители родителей (бабушки и дедушки), то такая семья называется трехпоколенной. Такие семьи были распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение помогало воспитывать детей, вести хозяйство.

В жизни иногда так случается, что по каким – то причинам отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что такая семья хуже, чем полная. Ведь оставшийся родитель - мам или папа, делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.

Семьи бывают разными и по числу детей: малодетные семьи - 1-2 ребёнка, среднедетные семьи - 3-4 ребёнка, многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений). В России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей, им вручались награды: Медаль «Медаль материнства»- вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава»- вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. Сегодня «многодетной» считается семья, где есть три и более детей. Сведения о том, каких семей и сколько в нашей стране, мы узнаем после подведения итогов Всероссийской переписи населения.

«Брак»

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Общество стоит на охране брака и защищает его законом - Семейный кодекс (принят в 1995 году). В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

К обязательным условиям его оформления относятся:

Достижение брачного возраста – 18 лет

Взаимное добровольное согласие

Отсутствие других действующих браков

Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности (Семейный кодекс. Раздел «Личные права и обязанности супругов»)

Супруги имеют право:

Выбора фамилии

Места жительства

Совместного решения вопросов воспитания и образования детей и др.

Обязанности супругов:

Строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи

Заботиться о благополучии семьи и своих детей.

Раньше в семье отец зарабатывал деньги и содержал семью, а мать вела домашнее хозяйство, следила за порядком, за воспитанием детей. В современном обществе отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Сплоченность семьи характеризуется степенью взаимосвязанности ее членов, любви, душевной близости и крепости родственных уз.

«Дети»

Встречаются семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.

Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? В России принят Семейный кодекс Российской Федерации. В этом документе записаны права ребенка. Вот некоторые из них:

Право на жизнь, на имя, на гражданство;

Право ребенка жить и воспитываться в семье;

Право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

Право на совместное проживание с родителями;

Право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

Право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

«Функции семьи»

Современная семья утратила многие функции, укреплявшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

1. репродуктивная - обеспечивает продолжение человеческого рода;

2. хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

3. образовательно-воспитательная - состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, проявлении родительской любви к детям, вызывающей ответные чувства детей к родителям;

4. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение, связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи;

5. сфера первоначального социального контроля - моральная оценка поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также мера ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми;

6. психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

«Семья и государство»

Семья – обязательная часть любого общества, государства. Семья - ячейка общества. Главное предназначение семьи – продолжение человеческого рода для дальнейшего развития общества.

Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. В основном законе нашей страны – Конституции, в статье 38, говорится о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Чтобы помочь семье выполнить ее главную обязанность – воспитание детей, государство:

Принимает специальные законы, чтобы помочь семье получить жилье, устроить ребенка в детский сад, дать детям бесплатное образование;

В нашей стране существует много фондов, обществ, программ по помощи семье и детям.

В городе Подольске существует благотворительная общественная организация помощи детям – инвалидам «Радуга». Ежегодно подольские школьники участвуют в благотворительной акции «Спешите творить добро!», когда ребята помогают детям – сиротам, детям – инвалидам, детям из многодетных семей.

В России действует государственная программа «Дети России», которая особую заботу проявляет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам.

2008 год в России был Годом Семьи. Особое внимание государство уделяет молодой семье:

выплачиваются денежные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей; предоставляются льготы многодетным семьям; гарантируются бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание; предоставляются льготы на питание в школе детям из малообеспеченных семей.

В России действует более ста центров помощи семье и детям, где помогают советами, консультациями, собирают средства на лечение больных детей и приобретение дорогих лекарств.

Семья обеспечивает усвоение детьми норм общественной жизни, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Важный результат существования семьи как ячейки общества - предупреждение отклонений от требования норм поведения в обществе.

3 этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведения итогов).

Ученики каждой группы озвучивают записи в кластере, учитель фиксирует их на доске.

Все вместе оформляют графу «Семья и государство»

Главный вопрос:

Какая ветвь характеризует семью как ячейку общества?

Кубик Блума: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

По изученному материалу,

По иллюстрации: «Неравный брак».

Что такое брак?

Какое условие заключения брака нарушено в картине?

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Творческое задание: составить синквейн.

1 строка – существительное – центральное понятие темы,

2 строка - два прилагательных, характеризующих главное понятие,

3 строка - три глагола, объясняющих суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.


Любящая, дружная,

Воспитывает, защищает, помогает,

Ячейка общества

Опора.


5. Домашнее задание: параграф 7, задание «В классе и дома» на стр. 75 продумать.

План

Введение

  1. Семья как ячейка общества
  2. Здоровый сон и питание - залог здорового секса
  3. Тайны здорового секса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Цель реферата - дать характеристику сексу и семейной жизни как одному из факторов здорового образа жизни.

1. Семья как ячейка общества

Семья, основанная на браке или кровном родстве, - малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение возникла с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов). Капиталистическая индустриализация раз рушила связь семьи с домашним производством, оставив у неё из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей стало состоять из супругов и их детей.

Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу. Семья - это не сумма двух или более личностей, а особое образование с новыми качествами. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Супружеская семья может вливаться в родительскую или обособляться от неё. Причём брак и семья - это далеко не одно и то же, как не одно и то же "состоять в браке" и "жить одной семьёй". Говоря о союзе двух, под Своим Домом понимают вовсе не квартиру, мебель и другие общие предметы домашнего обихода, которые тоже нужны, но нужны как условие существования семьи, а не её цель.

Основная функция семьи - обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. Именно семья создаёт условия для первичной социальной ориентации детей; отсюда её новая функция - повышение социальной активности супругов, установление тесных взаимоотношений между семьёй и обществом, семьёй и государством. В свою очередь государство стремится к созданию и укреплению гармонично развитых семей, создаёт специальные службы, подготавливающие молодёжь к вступлению в брак, организует помощь одиноким людям, желающим создать семью, открывает консультации по вопросам материнства, психологии супружеских отношений, ухода за детьми, их воспитанию и др. Наконец, смысл семьи состоит в создании оптимальных условий для всестороннего развития личностей обоих супругов, заботе их друг о друге, в удовлетворении потребности влюблённых всегда быть вместе.

Эволюция семьи, то есть её история и развитие, складывается из определённых фаз: предбрачного периода, периода взаимной брачной адаптации (между регистрацией брака и рождением детей), естественной редукции, связанной с уходом из семьи её членов (брак взрослых детей, смерть одного из родителей).

В сексологии семья рассматривается с нескольких точек зрения. Так, в теории клиринга брачного наряду с факторами физической привлекательности, материальным, духовным, психологическим учитывается также сексуальная совместимость супругов, исходя из их половой конституции и модели полового поведения. Например, сексуальные проблемы могут возникнуть в семье, где супруги придерживаются (по моральным или религиозным убеждениям) прямо противоположных образцов полового поведения. Чаще всего мужчинам, особенно молодым, свойственна “тигровая” модель полового общения, основанная на принципе максимального диапазона приемлемости ("между супругами всё дозволено"). Женщины же чаще придерживаются пуританской, или "долговой", модели полового поведения. Оптимальная совместимость будет у тех супругов, которым из множества схем полового поведения присуща одна и та же или очень близкие друг другу модели полового общения. При определении сексуального здоровья как культуры интимных отношений выявляется значение сексуальной функции семьи, функции удовлетворения сексуальной потребности, получения полового наслаждения. В контексте теории семейного здоровья вместе с сексуальной функцией рассматриваются и другие функции: экономическая, финансово-бюджетная, демографическая, педагогическая, организации досуга и др. В формировании сексуального здоровья детей и подростков преобладает педагогическая функция семьи. Остальные функции направлены на организацию материальных (экономическая и финансово-бюджетная) и духовных (педагогическая и организация отдыха) факторов здорового образа жизни семьи в целом и в сфере интимных отношений в частности.

Семья, являясь ячейкой воспроизводства населения, играет существенную роль в его демографическом развитии. От особенностей формирования и стабильности семьи, от числа детей зависят темпы роста населения. Семья здесь выступает как непосредственный объект демографической политики, поскольку социальное управление демографическими процессами невозможно без учета специфики современной семьи. Урбанизация и революция сексуальная изменили ролевую структуру семьи, функции мужа и жены, повысили авторитет и влияние женщины матери, изменили представление о "главе семьи", ослабили авторитарные методы воспитания и т. д. Изменилась функция семьи в сторону ее психологизации и интимизации. По мере того, как некоторые старые экономические и социальные функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, будь то супруги или родители и дети.

Интимизация внутрисемейных отношений повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака. Существенные сдвиги претерпевает и сексуальное поведение в браке. Можно предположить, что современный человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки. Резко выросли в последние десятилетия сексуальная активность женщин и их требования к половой жизни. Уменьшается число женщин с фригидностью или аноргазмией.

В половом воспитании детей и подростков большое значение имеет педагогическая функция семьи. Как известно, семья является одним из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности человека невозможно чем-либо заменить. Особенности взаимоотношений в семье сказываются на формировании личности ребенка. Морально-психологическая атмосфера, в которой прошло его детство, во многом определяет и сексуальную удовлетворенность и психическое благополучие человека, когда он становится взрослым. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений, терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких запретов, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы - все эти факторы облегчают ребенку формирование здорового отношения к сексуальности.

Большое значение для формирования полоролевого поведения имеет непосредственное подражание детей родителям. Жизнь родителей служит тем первым социальным образцом, который для ребенка оказывается примером человеческих отношений. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. В процессе развития семьи ей свойственны влияющие на ее психологическую атмосферу кризисы. Их причиной могут стать перемены в семье, вызванные изменениями ее состава и другими событиями (изменение социального статуса, внебрачные сексуальные связи, алкоголизм и др.), даже положительные явления, изменяя жизненный стереотип семьи, требуют адаптации к новым семейным ролям (на пример, супруга, родителя, дедушки, бабушки). Неспособность или нежелание выполнять свои новые обязанности нередко обостряют отношения, ведут к семейным конфликтам. Отсутствие детей также создает конфликтную, иногда доходящую до развода ситуацию в семье.

Нельзя утверждать, что семья, в которой по тем или иным причинам нет детей, неполная или несостоявшаяся. Но ребенок утверждает необходимость в развитии межличностных отношений, и в этом смысле семью, где есть ребенок, с полным основанием называют "ячейкой общества". Все большее внимание сексологов привлекает рост числа половых заболеваний и других расстройств (сексуальных дисгармоний в супружеских парах, что отрицательно влияет на стабильность брачного союза. И наоборот, нормальные половые отношения являются одним из важных факторов семейного благополучия.

2. Здоровый сон и питание - залог здорового секса

Большинства экспертов отмечают что, люди которые испытывают хронический дефицит сна, страдают снижением сексуальной активности.

Люди часто пренебрегают сном и сексом вследствие напряженного распорядка жизни. В результате даже в выходные и праздничные дни, они предпочитают подушку сексуальному партнеру. Люди, работающие по ночам, часто отличаются раздражительностью из-за перевода их биологических часов и нарушения сексуальной функции. С другой стороны депрессия может проявляться нарушениями сна и снижением либидо.

Следует отметить, что лечение антидепрессантами, снижающими потенцию, может еще больше усугубить сексуальные расстройства. Медицинским состоянием, связанным с нарушением сексуальной функции являются так называемые апное во сне (часто проявляющиеся звучным храпом), которые не только нарушают глубину сна, но и способствуют снижению выработки мужского полового гормона — тестостерона и как следствие — уменьшению полового влечения. Поэтому улучшение качества сна за счет установления четкого режима сна и бодрствования, исключение кофеина, алкоголя и никотина позволяет надеяться на оживление сексуальной жизни, отмечают ученые.

В организме человека, как и во всей природе, должен поддерживаться соответствующий химический баланс. Этот баланс зависит от уровня содержания различных минеральных веществ. Российские ученые-химики на протяжении долгих лет пытались составить такую таблицу, где все эти вещества нашли бы свое эффективное предназначение и стали доступны каждому. Но поскольку никому из них во сне эта таблица не являлась, гордые химики обратились за помощью к знатокам человеческих душ - специалистам в области малой психиатрии. Тем самым, которые занимаются изучением и лечением всех пограничных состояний личности, от депрессии и невроза до импотенции и бесплодия. Психиатры одобрили идею биохимиков. Наученные опытом, они сами уже долгое время твердили, что чувственная сфера человека, стрессы и конфликты, агрессия и чрезмерная ` впечатлительность зависят не только от воспитания и духовной сферы личности, а напрямую связаны с биохимическим составом крови и костей, управляя которым, можно воздействовать на центральную нервную систему и предотвращать как раковые, так и психосексуальные заболевания, ставшие одной из главных проблем нашего времени.

Мужчинам, чья сексуальная активность снижена, следует добавить в рацион питания побольше кальция. А тем, кого беспокоит проблема образования спермы (сперматогенез), ученые рекомендуют повысить употребление фосфора. Фосфор отлично помогает организму усваивать витамины и преобразовывать пищу в энергию. Исследования показали, что продукты, в которых он содержится, улучшают работу мозговой массы, повышают интеллектуальные возможности и стабилизируют эндокринную систему.

В сохранении мужского здоровья не последнее место ученые отводят цинку. Он, как и фосфор, способствует образованию спермы, а у обоих полов улучшает биосинтез любых веществ. Мужчинам, которые с образованием семени проблем не испытывают, но чье семя не всегда оказывается способным к зачатию, специалисты рекомендуют употреблять марганец. Он предотвращает болезни простаты и улучшает репродуктивную функцию. У обоих полов улучшает внимание. У женщин способствует образованию материнского молока и обладает свойством улучшать тенденцию заботы о потомстве.

Женщинам, комплексующим из-за невнушительных объемов груди, специалисты отвели в таблице особое место. Молибден и никель здесь незаменимы. Молибден увеличивает объем груди. Еще сильнее действует никель. Соединение этих двух элементов дает непревзойденный результат. Молибден помогает и пожилым мужчинам, повышая потенцию. Гречневую кашу-размазню сексологи также советуют есть женщинам после родов. Она залечивает геморроидальные шишки.

Кремний улучшает у женщин привлекательность. Обеспечивает гладкость кожи и динамику поведения.

Очень много людей жалуется на твердость кожи. У некоторых, если провести рукой, она напоминает наждачную бумагу. Таким людям необходимо повысить потребление селена. Он смягчает кожу, делает ее эластичной и гибкой, также предотвращает образование некоторых опухолей. А мужчинам приносит облегчение при увеличенной простате.

Люди постоянно находятся под воздействием вредных веществ. Избавляет организм от токсинов и ядов и защищает от вирусных инфекций германий. Более того, он усиливает либидо (сексуальное желание) и иммунную систему. Съев головку чеснока, вы непременно добьетесь успеха на сексуальном поприще. Главное - вовремя почистить зубы или, по крайней мере, воздержаться от нежных прикосновений губами обонятельных органов партнера.

Здоровье нервной системы, как и сексуальной, во многом связано с нехваткой в организме минералов. Калий предотвращает инсульты и положительно влияет на регуляцию сердцебиения. Он полезен для здоровья нервной системы, так как усиливает переживание положительных эмоций и влияет на общую активизацию.

Психиатры уверяют, что практически все болезни кишечника возникают от всевозможных стрессов. Включив в рацион питания магний, вы уменьшите стрессовую реакцию и улучшите работу кишечника. Магний также повышает переживание позитивных эмоций и облегчает предменструальный синдром, регулирует белковый обмен и хорошо влияет на образование белков спермы у мужчин.

Притормозить процесс старения помогут натрий и сера. Натрий задерживает старение и улучшает пластику движений, делает мышцы более гибкими, активизирует проводимость нервных импульсов, регулирует лимфосистему. А сера улучшает регуляцию теплообмена, замедляет старение, улучшает тонкую сенсорную чувствительность и положительно влияет на внимание.

Молодость никогда не проходит бесследно. За горячие переживания и пылкие чувства мы расплачиваемся после тридцати, когда начинает стонать сердечко и уровень гемоглобина опускается ниже нормы. Железо регулирует функции эритроцитов, повышает производство гемоглобина, хорошо влияет на густоту волосяного покрова, а также на захват и перенос кислорода, напрямую связано с работой сердца. Медь формирует красные кровяные клетки, она полезна для здоровья суставов и нервов, улучшает выработку гемоглобина.

Гормон фенилэтиламин увеличивает и улучшает возбудимость во время половых контактов, переживания удовольствия, глубину оргазмического чувства, а также активизирует поведение. Его очень много в горьком шоколаде и какао. Съедать полплитки шоколада и стакан горячего сладкого какао лучше всего с утра. А вечером врачи вообще запрещают употребление этих продуктов, равно как и есть по вечерам сыр и яйца.

3. Тайны здорового секса

Мужчины, занимающиеся сексом три раза в неделю или чаще менее подвержены инфарктам и инсультам, утверждают ученые из Королевского университета в Белфасте (Ирландия). А вот "внезапные" инфаркты в постели с некоторыми немолодыми любителями острых ощущений случаются не из-за секса как такового, а из-за банального физического перенапряжения.

При накоплении сексуального напряжения (то есть при воздержании) выработка инсулина снижается. А после оргазма и у мужчин, и у женщин все железы внутренней секреции, в том числе и поджелудочная, приходят в тонус. Выработка инсулина повышается, стимулируется углеводный обмен. Потому эндокринологи считают регулярные занятия любовью отличной профилактикой диабета второго типа.

Любовная игра и ее энергичное завершение требуют работы десятков мышц, некоторые из которых "простаивают" даже при активном занятии спортом. Сердце активнее качает кровь, и она устремляется по сосудам с большим напором. Из-за этого не только раскрываются самые мелкие капилляры, но даже могут прорастать новые! По науке это называется ангиогенез.

Во время бурных ласк увеличивается не только выработка слюны, но и повышается концентрация в ней антибактериальных веществ, которые уничтожают вредных микробов, разрушающих зубную эмаль. Так что секс в определенной степени можно назвать самой приятной профилактикой кариеса.

Во время сексуальных утех организм переключается с психотравмирующей ситуации на волну счастья. Причина - выброс в кровь нашего природного антидепрессанта - "гормона радости" окситоцина и при этом снижение уровня гормона стресса - кортизола.

После секса в организме возрастает производство гормона пролактина. Это, в свою очередь, заставляет стволовые клетки мозга образовывать новые нейроны в центре, отвечающем за обоняние.

Непосредственно перед оргазмом увеличивается образованию эндорфинов, которые оказывают болеутоляющий эффект при любом типе боли, начиная от головной и кончая болями при артрите и даже мигрени. У женщин занятия сексом стимулируют выработку яичниками женского полового гормона - эстрогена, который может подавлять боли, связанные с ПМС.

Американские сексологи предлагают рекомендации для повышения сексуальной удовлетворенности партнеров. Возможно, они пригодятся вам. o Хороший секс начинается, когда вы еще одеты. Помните, что атмосфера в спальне зависит от отношений между партнерами и их чувств, умения создать настроение друг другу.

Подумайте о себе, как о сексуальном существе, о своих эротических переживаниях, что вам нравится и не нравится в собственном сексуальном поведении.

Побеспокойтесь сами о своем удовольствии и желаемых ощущениях, не считайте, что это должен "обеспечить" партнер.

Серьезность нужна во многих жизненных ситуациях, но не в сексе. Слишком серьезное отношение, ответственность, чувство вины убивают секс.

Примиритесь с тем, что ваши взгляды на те или иные стороны секса могут не совпадать со взглядами партнера.

Относитесь реалистично к своим сексуальным ожиданиям, не ждите неземного блаженства от каждого сексуального контакта: люди - не совершенные механизмы с заданной программой.

Заключение

Каждый поступательный этап развития общества привносит в нашу жизнь не только новые достижения научно-технического прогресса, но и новые требования к выживанию человеческой популяции как биологического вида.

Изменяя окружающую среду, меняя свой быт, привнося в свою жизнь новшества технического прогресса, организуя производственную, учебно-воспитательную и другую деятельность необходимо, прежде всего, на несколько шагов вперед продумывать, как скажется это на здоровье людей, и какие мероприятия необходимы для сохранения и улучшения здоровья.

Однако одной из самых важных проблем является изменение мировоззрения людей в отношении здорового образа жизни.

Реализация внедрения здорового образа жизни в повседневную деятельность людей должно осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс, требующий порою смену не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, достоянием государства. И тогда это будет являться неотъемлемой частью жизни людей.

В данном реферате были рассмотрены такие факторы здорового образа жизни как секс и семейная жизнь.

Список использованной литературы

  1. Жуковин И.Ю. Формирование культуры и традиций здорового образа жизни как основополагающего фактора оптимизации развития и жизнедеятельности подрастающего поколения. - М., 2000.
  2. Здоровый сон - залог здорового секса // Пикантные новости. - 15 сентября 2005.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: Медицина, 1999.
  5. Нацпроектам нужны фонды // Деловой Петербург. - 25 декабря 2006.
  6. Татевосов Г. Вкусный кекс, здоровый секс… Мы - это то, что мы съели // Вечерняя Казань. - 7 августа 2003.

Конспект открытого урока

Данные об учителе: Пономарева Дарья Вячеславовна

Предмет: обществоведение Класс: 5

Учебник (УМК): Боголюбов Л.Н. Обществоведение.

Тема урока: Семья – ячейка общества

Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование : картинки с изображением разных семей (однопоколенная, двупоколенная, неполная; оформленная доска: записана тема урока, домашнее задание, презентация с репродукциями картин.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

    формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

    преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

    собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

У большинства учащихся не сформированы

коммуникативные УУД:

    высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностные УУД:

    осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цель урока: Формирования представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.

Задачи:

1. Обучающая . Дать учащимся понятия: семья, общество, ячейка.

2. Воспитательная . Воспитание у учащихся чувства ответственности за семью, желание формировать крепкую семью.

3. Развивающая . Развивать у учащихся коммуникативные и организаторские способности, чувство эмпатии, толерантности, взаимоуважения и взаимной поддержки.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, проверка посещаемости).

Формулировка темы и определение основных целей занятия.

Тема нашего урока сегодня – «Семья – ячейка общества».

В связи с этим мне бы хотелось попросить вас, ребята, сказать, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»?

Учащиеся отвечают:

Родители, дети, обычаи, традиции, счастье, радость, тепло, уют, дружба, поддержка и так далее.

Сегодня разговор пойдет о семье, как о ячейке общества. Вы сегодня получите понятия слов «семья», «ячейка», «общество».

Ребята, а скажите, пожалуйста, что такое СЕМЬЯ?

Учащиеся отвечают на вопрос, высказывая каждый свое мнение. Например:

Сообщество людей

Люди, которые являются родственниками

Люди, которые связаны брачными узами и так далее.

А теперь ответьте на вопрос, что такое, по вашему мнению, ЯЧЕЙКА?

Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу, например:

Ячейка в камере хранения (в аэропорту, на вокзале, в банке).

Ячейка в улье, где есть соты, и в каждом отверстии работает одна пчела. И от того, как работает каждая пчела, зависит, богат улей медом или нет.

Каждая семья педагогов – ячейка, каждая семья учащихся – ячейка и т.д. А если взять все эти семьи вместе, то, что получится – ОБЩЕСТВО .

А как вы считаете, что такое ОБЩЕСТВО?

Учащиеся отвечают:

Много людей

Люди, живущие в одном государстве

Люди, которые заняты общим делом и т. д.

То есть мы с вами можем говорить, что эти три понятия не разделимы, и семья является основным элементом любого общества

Запишем определение термина семья и перечислим основные признаки семьи. Итак, Семья – это объединение людей, которые являются кровными родственниками (мать и дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Признаки семьи: общее хозяйство, один дом или квартира, общие доходы и расходы, совместно воспитывают детей и проводят свое свободное время.

Эти особенности отличают семейный коллектив от любого другого коллектива, например трудового.

Но, наверное, главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее ее членов. Недаром в народных поговорках и пословицах говорится: «На что и клад, коли в семье лад», «Любовь да совет – так и горя нет», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья крепка ладом».

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Бывают и другие семьи, когда в семейный коллектив объединяются родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.

Ребята, как вы думаете, всегда ли семья объединяет людей, которые любят и уважают друг друга.

Отвечают: не всегда.

Учитель показывает слайд с репродукцией картины Пукирева В.В. « Неравный брак» и после картины даны вопросы: Как они выглядят? Можно ли сказать, что невеста счастлива?А в современном обществе бывают ли браки по расчету? Как вы думаете, всегда ли брак по расчету – плохо?

Сейчас вы поработаете в парах.

Перед вами репродукция картины В. Пукирева «Неравный брак». Внимательно посмотрите на жениха и невесту и ответьте на вопросы, после изображения. На обсуждение вам 1-2 минуты, затем все вместе обговорим.

Обсуждают в парах. По истечению времени желающие отвечают на вопросы, происходит совместное обсуждение.

Семья – обязательная часть любого общества. И поэтому государство заботится о благополучии семей, помогает им приобретать жилье, обеспечивает ее членам возможность трудиться и воспитывать детей. В России существуют специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение ее прав.

В Конституции РФ – это главный документ страны записано, что семья находится под защитой государства. Чтобы помочь семье выполнить главную ее обязанность – воспитание детей, государство строит детские сады, школы, больницы, стадионы, дома творчества, театры и многое другое.

Наверное, вам интересно будет узнать, что в России существует специальная государственная программа «Дети России», в рамках которой особая забота проявляется о детях-сиротах, детях-инвалидах, детях Чернобыля.

Слайд со стихотворением В. Берестова «Любили тебя без особых причин»

Перед вами стихотворение В. Берестова о семье, давайте зачитаем его и обсудим. Читать будем по цепочке, начнем с первой парты, первого ряда. Зачитывают.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук.

За то, что ты – сын.

За то, что – малыш.

За то, что растешь.

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Ребята, о какой особенности семьи говорит поэт (о любви семьи)? Что является опорой в жизни каждого человека (семья)?

Физкультминутка ( проводит министр физкультуры и спорта )

Давайте продолжим обсуждение нашей темы.

Встречаются такие семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, родители не обращают внимание на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.

Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? Отвечают: право жить, ходить в школу и т.д.

В России принят «Семейный кодекс РФ». В этом документе записаны твои права. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Продолжим читать по цепочке. Читают.

    Право ребенка жить и воспитываться в семье;

    Право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

    Право на совместное с ними проживание;

    Право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

    Право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Мы с вами знаем, что все мы люди разные. А значит, и семьи тоже бывают разные.

Все семьи разные, но можно найти и черты, которые делают их похожими. Например, в семье живут только родители (мать, отец) и их дети. Такие семьи называют двухпоколенными, то есть в них есть два поколения – старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети. Напомним, поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Все твои сверстники – люди одного поколения, а их родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.

А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, но и родители родителей, то есть бабушки и дедушки, то ее называют трехпоколенной. Такие семьи были весьма распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей: помогало вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Как назовут семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенной)

В жизни бывает и так, что по каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что она хуже полной. Ведь оставшийся родитель (мама или папа) делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме.

Сейчас я вам раздам карточки с рисунками, вы должны будите в парах обсудить, какая семья изображена на рисунке. После этого мы с вами обговорим все вместе.

Рисунки: дочка с мамой; родители, дети; родители, дети, бабушка дедушка. Обсуждают, какая семья изображена на каждом из рисунков. Обсуждение в классе.

Хорошо, молодцы. А теперь взгляните на репродукцию картины А.А.Пластова «Мама» (слайд).

Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать к своим детям? Какие чувства испытывают дети к своей матери? Как ухаживает мать за своим ребенком?

Отвечают.

Рефлексия: А теперь давайте проверим, что же вы усвоили за урок. Итак,

    Что такое семья?

    Какие бывают семьи?

    Нужна ли семья ребенку?

    Хорошо ли, если в семье живет несколько поколений?

    Какое значение имеет семья для государства?

Отвечают на вопросы.

Итак, спасибо вам за отличную работу. Давайте запишем домашнее задание: Написать небольшое сочинение «Моя семья».

Самоанализ по уроку обществознания

Пономаревой Д.В.

Урок обществознания проходил по теме «Семья – ячейка общества».

В начале изучения новой темы ученикам было предложено ответить на вопросы, что такое семья, ячейка, общества. Для того чтобы проследить связь этих понятий.

Учащиеся работали в парах, рассматривали репродукции картин, ознакомились со своими правами, узнали о том, какие бывают семьи. Дети проявляли активность, видна была их заинтересованность в изучении новой темы. Дисциплина не нарушалась. Цели урока были полностью реализованы.

К сожалению, из-за недостатка времени, не удалось выполнить часть запланированных заданий, в частности обсудить такие вопросы как: какие фильмы о семье смотрели дети, какие книги читали, какие пословицы о семье они могут назвать.

Но в целом, урок прошел успешно.

В нормальных условиях человек живет, думает, действует и принимает решения самостоятельно, не обращая особого внимания на планы и потребности общества, вечно навязывающего свои взгляды. В этом случае человек стремится поступать, как индивидуальность, как личность. Но и совсем не участвовать в жизни общества, как и общество в жизни конкретного человека, лицо не может.

Например, выбирать себе новое место жительства человек склонен самостоятельно. Ему может нравиться кирпичный девятиэтажный дом с большим двором в чистом и озелененном районе. Он может желать жить в конкретном подъезде и на конкретном этаже, чтобы обеспечить себе и семье прекрасный вид из окна и высокую продолжительность освещения комнаты. Но когда дело заходит о непосредственном выборе квартиры у владельца, выясняется, что во всем подъезде есть еще свободных лишь 3 или 4 квартиры. И лицу уже приходится выбирать между ними. Становится сложнее, если он будет жить не один, а с родственником или другом. В этом случае, придется учитывать еще и мнение другого человека, которое может резко отличаться от его собственного. В результате, дело может кончится тем, что вы купите квартиру, удовлетворяющую наполовину ваши интересы и на половину - интересы сожителя. И в дальнейшем, на этой почве могут возникать конфликты.

Таким образом, человеку в жизни приходится находиться как бы в 2 системах отсчета: в системе связанной с собственными желаниями, стремлениями, вдохновениями и потребностями, и в системе, зависимой от общественных мнений, традиций, потребностей, да еще и обязанностей.

С другой стороны, чего бы не смог достичь человек-личность, без общественной оценки он не получит полного удовольствия и морального удовлетворения. Как не парадоксально, но человек, получая оценку своих поступков со стороны общества может почувствовать удовлетворение, даже в случае бурного недовольства большей части общества. С обществом иногда приходится общаться не как с большим количеством людей, а как с одним человеком. Чаще всего такое наблюдается или при попытке привлечь людей к решению какого-либо вопроса, либо является проявлением недовольства элементами общественного порядка, вызовом данному обществу. Однако общество и общественное мнение являются мощным стимулом для развития творчества, какой-либо деятельности. Ведь чтобы узнать, что ты - один из лучших, нужно себя с кем-то сравнить! Кроме того, общество, являясь с одной стороны, препятствием для новаторств и крупных перемен, но может и поддержать новые идеи, новые проекты и даже быть их инициатором. Поэтому, чтобы пробиться к достижению цели, бывает достаточно заслужить общественное признание.

Часто именно поддержка общества является тем фактором, который может осуществить, казалось бы, несбыточную мечту. Разумеется, при условии, что подобные интересы есть и у общества. Однако и общество состоит из множества активных, инициативных, пассивных и консервативных людей. Нужно иметь ввиду, что общество является многоуровневой системой, и каждый уровень имеет свой собственный список приоритетных для себя проблем. Конечно, у всех уровней непременно есть общие проблемы. Но для отдельных категорий общества даже общие проблемы могут различаться по своей резкости. Благодаря взаимосвязанности всех уровней (по каким бы критериям они не отбирались) общества, самые острые проблемы наиболее численного уровня общества становятся среди наиболее приоритетных проблем общества в целом. В результате, складывается список из проблем, требующих скорейшего разрешения в интересах всего общества. Однако, это мнение можно рассматривать двояко. От имени общества могут быть сформулированы действительные интересы большинства людей, его составляющих, или же - мнения только наиболее активных его лидеров. В последнем случае можно себе позволить судить об обществе, как о малоактивной системе, которую или существующий порядок вполне устраивает, или же просто нет веры в силу своего голоса для жизни данного общества.

В обоих случаях, сначала нужно заставить общество доверять и уважать себя, выступая в роли лица, разделяющего его интересы. Для того, чтобы заслужить доверие общества уже и нужно с одной стороны, заслужить чисто субъективные симпатии, а с другой - мало по малу привносить положительные для общества новшества. Зачастую люди рассматривают человека, исходя из определенных этических и других ценностей. Такие стороны характера наиболее часто применяются при общении с людьми в домашних условиях, напряженной ситуации, на работе (при чем отдельно: с клиентами, начальством и работниками) и так далее. Исходя из этого, формируется определенное мнение о человеке, доверие и уважение к нему. Как говорится, хочется верить в хорошее, или если человек хорош в том же, что и ты, хочется верить, что он хорош во всем, с тобой во всем согласен.

Очень многое о человеке говорят его интересы, определенные заслуги, мировоззрение и особенно - его семья, как место где он открыто действует. Семья человека и личные достижения в плане карьеры наиболее полно раскрывают соответственно внутренние и внешние черты характера человека. Не зря говорят, что о человеке судят по его друзьям. Еще более полно можно судить по его семье.

Давайте вспомним о великих достижениях в своем деле таких людей, как Л. Н. Толстой, В. Маяковский, Тургенев, Айвазовский, Ю. Гагарин, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Д. Роллинг, и теперь посмотрим на их семьи. Скажем так - у большинства с семьями были проблемы. Правда, у Нобеля и Пушкина не получилось создать семью. Супруги Кюри посвятили свою жизнь науке, и работая с радиоактивными элементами понимали: с такой работой детей лучше не заводить! Однако среди многих великих, именно Марка Твена можно назвать и великим писателем, и хорошим семьянином. Иногда, особенно вспоминая Л.Н. Толстого, по неволе начинаешь задумываться о том, а возможно ли настоящее семейное счастье для человека, посветившего себя творчеству или науке.

Некоторые скажут, что возможно и не семейное, то есть счастье без создания семьи. Глядя на отдельных мужей, особенно в России, становится жалко их жен. Людям нужно внимание, забота, общение, то время как многим (но не всем!) русским мужчинам сегодня - лишь телик, выпивка, иногда - карты и секс. Еще и пища. Когда навещаешь жен этих несчастных, иногда кажется, что в доме нет ни души: кроме жены, и дай Бог, еще и приятного домашнего животного. А пройдешь в зал и видишь, что дома есть еще и муж, но он не проявляет своего присутствия по отношению к жене или гостю, так как полностью сосредоточен лишь на себе самом. Сидя, а часто - вообще лежа, считая себя усталым от рабочей суеты, он даже не стремится облегчить положение своей супруги или просто оказать ей внимание. В то время, как женщины - примерно так же устают на работе, может лишь чуть-чуть разрядив обстановку, поговорив с подругой, матерью, сестрой или другим человеком. Обычно при разговоре с мужем особой разрядки не получается. При этом, приходя домой, женщина непременно начинает приводить в порядок дом, заниматься с детьми, готовить обед, - в общем - дополнительно работать по дому. И так каждый день, без выходных, даже будучи простуженной. Не дают передохнуть даже на собственный день рождения! Разве это хорошо говорит о ее муже, о ее семье? А уж если муж - концептуальный гений, то жена превращается буквально в пленницу.

Думаю, если бы нам не нужно было есть, такие мужья не только бы и не задумывались о том, чтобы сделать что-нибудь для других, но и вообще - только лежали бы и нежились всю вечность. Мало у кого из таких мужей появилась бы потребность в творчестве.

Но что бы могло в помочь человеку найти поддержку в кругах общества?

1. Честность

2. Порядочность

3. Свойство прислушиваться к проблемам людей и помощь в их решении.

Замечу: фактически ни одно из этих качеств не может быть сформировано и удерживаться без развитой силы воли у человека. Именно сила воли определяет способность человека держать себя в руках, учиться, мириться с фактами - в общем - управлять собой и направленно формировать себя. Безответственность и безволие же препятствуют саморазвитию, приучают человека быть ленивым и податливым до всякого рода искушений.

Многие качества человека мало способствуют росту его самостоятельности, уровня его развития и поддержки.

Социальная структура - своего рода анатомический скелет общества. Пол структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаи­мосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Отсюда можно сделать вывод, что социальная структура общества - это совокуп­ность статусов и ролей, функционально связанных между собой. Статус - социальное положение индивида в обществе. Роль - модель поведения, со­ответствующая данному статусу, динамическая характеристика статуса. Со­держание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей. Учитель - статус в системе образования; он обязан передавать знания уче­никам, оценивать и проверять их, следить за дисциплиной. В свою очередь обязанность учеников - регулярно посещать школу, усваивать новые знания.

выполнять домашние задания и т.п. Как у учителя, так и у ученика есть свои права. Совокупность прав и обязанностей учителя - содержание статуса «учитель», совокупность прав и обязанностей ученика - содержание стату­са «ученик». Статус учителя имеет смысл только по отношению к статусу ученика. Они связаны между собой функционально: функция учителя - передавать знания, ученика - усваивать их. Для своих коллег-педагогов учи­тель - не учитель, а товарищ. Статус «солдат» имеет смысл только по отно­шению к статусу «командир» и т.д.

В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передает­ся, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистриру­ется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Статус банкира ценится выше статуса сантехника и т.д.

Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами

в рамках одного общества, и тогда она называется межгрупповой, и между индивидами в рамках одной группы - внутригрупповая. Здесь место человека выражают тем же термином «ранг».

Ранг обладает удивительным свойством - он действует как селек­тивный механизм. Чем выше его уро­вень на шкале рангов и престижа, тем больше он ценится, тем выше вознаг­раждаются те люди, которые им обладают. Наконец, если рассматривать со­циальную пирамиду, которая опять же выстраивается благодаря рангам, то чем выше место, тем больше на него претендентов, но и меньше свободных вакансий.

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только кос­венно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не пони­мают тех, у кого нет собаки, но кто жалуется на то, что собаки стали хозяе­вами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидете­лей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.


Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, эко­номические, профессиональные статусы человека определяют интенсив­ность, продолжительность, направленность и содержание социальных отно­шений людей. Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с не­родственником или недругом (а родственник и друг - статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус опреде­ляет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Так, предприниматель заинтере­сован в вас только как в клиенте, женщина - как в потенциальном сексуаль­ном партнере, продавец - как в возможном покупателе. Таковы скрытые мотивы их взаимоотношений с вами. Интерес к вам, продолжительность и

интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, как скопи этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует его правилами вежливого поведения, которые создают иллюзию доверительных отношений.

Итак, именно статусы определяют характер, содержание, продолжитечь-ность, интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных и социальных.