Конспект образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

во второй младшей группе

« Птицы зимой».

Программное содержание:

  1. Формировать у детей представление о зимующих птицах: синицы, снегири, воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении.
  2. Пополнить и активизировать словарь.
  3. Развивать мышление.
  4. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Материалы и оборудование: искусственные деревья, на которых сидят птички, «сугробы», картинки с изображением птиц, деревянная кормушка, сказочный персонаж «снеговик».

Ход:

Воспитатель: Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела на своём столе письмо. Его прислал нам снеговик. Давайте прочитаем, что он пишет.?

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие мои маленькие друзья! Наступила зима! Больше всего беспокойно за птиц:

за наших воробушков, галок, синиц. Ведь очень холодно в воздухе им. Поможем мы беззащитным таким?»

Ребята, о ком нам написал в письме снеговик? (о птицах)

Почему снеговик беспокоится о птицах зимой? (зимой птицам холодно и голодно)

А как мы можем им помочь? (птиц надо кормить, строить кормушки)

Сегодня мы отправимся в парк на прогулку и посмотрим, какие птицы нам встретятся.

Ребята, а что мы делаем с вами перед тем, как пойти на прогулку зимой? (одеваемся)

Правильно, мы надеваем тёплую одежду.

Игра «Собираемся на прогулку» (самомассаж).

Надеваем колготки (поглаживание ног).

Надеваем кофты (поглаживание рук и живота ).

Надеваем шапки (поглаживание головы).

Застёгиваем пуговицы (точечные движения до живота ).

Вот мы с вами готовы отправиться на прогулку. Вставайте друг за другом!

Мы шагаем по сугробам,

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу!

Проложи другим дорогу!

Очень весело шагали,

В зимний парк мы все попали!

Посмотрите, на ёлочке сидят птички. Чтобы узнать, что это за птицы, надо отгадать загадки.

1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине,

Он появится опять. (снегирь)

Снегири прилетают перед первым снегом, если они прилетели, значит скоро пойдёт снег. Поэтому красногрудая птичка зовётся снегирём. Свист снегиря похож на звук флейты – нежный и грустный.

2. Целый день без перерыва -

Кар-кар-кар,

Кричит сварливо.. (ворона). Как ворона каркает?

Ворона живёт и в деревне и в городе. Ворона всё ест. Во дворе разные кусочки соберёт и на поле слетает.

3. Чирик- чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей

Кто это? (воробей) Как воробей чирикает?

Воробьи летают стайкой, вместе им легче заметить опасность и быстрее найти корм.

4. Непоседа - невеличка

Жёлтогрудая птичка

Ем я сало и пшеничку

А зовут меня? (синичка)

Эта самая быстрая птичка.

Ребята, скажите, какие из этих птиц живут с нами круглый год? (ворона и воробей)

А какие из этих птиц прилетают к нам только зимой? (синичка и снегирь)

Ребята посмотрим на наших птиц, они разные или одинаковые?

Все птицы чем-то похожи. Чем же?

Сколько у птиц лапок? (две)

Чем покрыто тело птицы? (перьями)

Как питаются птицы? Клюют, у птиц есть клюв.

Что ещё есть у птиц? (крылья)

А чем же отличаются птицы? Размером, окраской, пением. Ворона большая, а воробей маленький

Ребята скажите, а ворона какая? (большая, важная, умная)

А какой по размеру воробей? (маленький)

Покажите как она ходит. (ворона ходит, а воробей… прыгает)

Ворона каркает, а воробей …… чирикает.

Физминутка

Давайте представим, что мы снегири.

Вот на ветках, посмотри, (повороты вправо, влево)

В красных майках снегири! (хлопки руками по бокам)

Распушили пёрышки, (потрясти кистями рук)

Греются на солнышке, (руки вверх)

Головою вертят, (головой вправо, влево)

Улететь хотят! (бегать, изображать полёт птиц)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью.

Ребята посмотрите, кто это сидит на пне? (снеговик)

Здравствуй снеговик!

Почему ты такой грустный?

Снеговик: Мне очень грустно одному, я сделал вот такую штуку!

Забыл, как она называется…. Вы мне поможете?

Воспитатель: Дети, что это сделал снеговик? (кормушку)

Снеговик: А вы ребята знаете для кого она? (для птиц)

Да, я хотел, чтоб к моей кормушке прилетали птички, и я бы с ними подружился, но почему то ни одной птички не прилетело, помогите мне их позвать.

Воспитатель: Ребята, почему к кормушке снеговика не прилетают птички? (она пустая, в ней нет корма для птиц)

Воспитатель : Конечно. Снеговик ты забыл насыпать корм для птичек. Вот они и не прилетают.

Снеговик : Ой, а я незнаю, что едят птички. Дети подскажите? (сало, семечки, зёрна, крошки.)

Воспитатель : Дети. Давайте вместе насыпем семечек. И птички обязательно прилетят покушать к кормушке снеговика.

Снеговик: Спасибо Вам большое ребята! Теперь-то я понял, что в кормушку надо не забывать сыпать корм и птички обязательно прилетят.

Восп-ль: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. 1,2,3 повернись, в детский сад возвратись.


Образовательная область: «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Художественное творчество» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» .

Вид проекта: информационно-творческий

Актуальность темы: большое количество птиц гибнет в зимние холода. Зимой корм птицам недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. Отсутствие у детей представлений о жизни птиц зимой.

Цель проекта: выявить знания детей о зимующих птицах. Вызвать эмоциональный отклик и сочувствие к голодающим и замерзающим птицам зимой. Побудить детей помочь птицам.

Задачи проекта:

Образовательные: -формировать у детей экологические представления об окружающем мире, поддерживать интерес к объектам живой природы, закреплять и обобщать представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте.

Воспитательные: -воспитывать духовно-нравственные качества у детей: любовь к родному краю; помочь осознать главные этические законы жизни человека-любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.

Развивающие: - дать первоначальные представления о зимующих птицах, их жизни зимой. Развивать умение считать в пределах 5 в прямом порядке, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, координацию движений.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность выполнения проекта: 1 неделя

Основные направления реализации проекта:

  • Оснащение предметно-развивающей среды
  • Работа с родителями

Предполагаемый результат: у детей расширятся элементарные представления о жизни птиц зимой. Развитие любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков. У родителей повысится заинтересованность в заботе о птицах совместно с детьми, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц) .

Продукт проектной деятельности: итоговое занятие, папка-передвижка для родителей, кормушки.

Презентация проекта: отчет-сообщение о проекте.

Перспективный план:

1. Создание условий для реализации проекта

  • выявление знаний у детей
  • оформление календаря наблюдений за птицами
  • наблюдение за птицами («Птицы большие и маленькие» , «Птичьи следы на снегу» )

2. Чтение стихотворений: (приложение 1)

В. Стоянов «Воробей»

М. Пожарова «В саду»

А.Прокофьев «Снегири»

Р.Бухарев «Кормушка»

4. Оформление папки-передвижки для родителей на тему «Зимующие птицы» (приложение 2)

  • консультация, рекомендации
  • д/и и упражнения

5. Домашнее задание: изготовление кормушек с родителями. Выставка кормушек.

6. Развешивание кормушек Подкормка птиц

7. Наблюдение за птицами на кормушке. Фиксирование наблюдений в уголке природы (приложение 3)

8. Д/и «Какая птица улетела»

  • «Покорми птичку»
  • «Чего не хватает?»
  • «Птицы большие и маленькие»

9. Пальчиковая игра «Стайка»

10. П/и «Птички в гнездышках»

  • «Воробушки и кот»

11. Лепка «Птички» (приложение 4)

12. Рисование «Птички прилетели» (приложение 5)

13. Итоговое занятие «Покормим птиц зимой» (приложение 6)

Результат проекта: у детей расширились представления о жизни птиц в зимний период, с интересом наблюдали за птицами на участке детского сада.

Родители приняли участие: мастерили кормушки для птиц, приносили корм. Таким образом, задачи и цели проекта реализованы.

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе

«Зимующие птицы »

Цель : Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц. Задачи:

Формировать знания о зимующих птицах.

Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи.

Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

Развивать зрительное внимание, память.

Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.

Предварительная работа : Наблюдение за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы: Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию; подвижные игры «Воробушки и автомобиль».

Материал: маска медвежонка, сундучок, картинки с изображением птиц, звуковая фонограмма, корм для птиц, кормушка.

Ход занятия:

Дети: Птички поют.

Воспит: Правильно. Очень много здесь птиц и все они одновременно поют. Попробуем узнать некоторых из них. У меня есть волшебный сундучок. Я вам загадаю загадки, а вы попробуете угадать о ком я говорю. Если вы правильно отгадываете загадки из сундучка, будет вылетать птичка.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый… (воробей)

Дети: ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку воробья птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит:

Целый день без перерыва -

Кар-кар-кар,

Кричит сварливо… (ворона)

Дети: ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку вороны птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит:

Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать. (голубь)

Дети: ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку голубя птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

Дети : ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку снегиря птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит:

Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

Желтая грудка-это… (синичка)

Дети: ответы

(Воспитатель вытаскивает картинку синицы птицы и прикрепляет её на ветку)

Воспит : Как вы думаете, где живут эти птицы?

Дети: на улице

Воспит: Правильно эти птицы живут на улице. Это домашние птицы?

Дети: нет

Воспит : Почему вы так думаете?

Дети: Эти птицы сами о себе заботятся – строят гнезда, находят себе корм.

Воспит : Как мы назовём этих птиц, одним словом?

Дети: Дикие.

Воспит: Давайте вместе повторим – дикие птицы

Скажите, а этих птичек мы зимой видели?

Дети: Да!

Воспит : Значит, как еще можно одним словом назвать этих птиц?

Дети: зимующие

Воспит : Правильно, зимующие.

(Стук в дверь появляется медвежонок)

Воспит: Ой, а кто это к нам пришел?

Медвежонок: Здравствуйте, ребята. Услышал я, как вы хорошо загадки отгадываете, на вопросы отвечаете, и подумал: «Такие умные дети наверняка мне помогут». Объясните мне, пожалуйста, почему птички летают, а я так не умею? Я тоже хочу летать как птичка!»

Воспит: Давайте поможем Медвежонку разобраться.

Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

Дети: у всех птичек есть лапки, крылья, клюв, хвост, голова, туловище

Воспит: Медвежонок, ты согласен? А теперь, давайте посмотрим, чем птицы отличаются от животных? Давайте сравним лапы нашего медвежонка и лапы птиц?

Дети: Лапы у них совсем другие, и их всего две.

Воспит: А у птиц, что еще есть?

Дети: крылья

Воспит: А зачем птицам крылья?

Дети: что бы летать

Воспит: Медвежонок, а у тебя есть крылья?

Медвежонок: Нет. Значит, я не могу летать.

(Показать картинку лап и крыльев)

Воспит: Давайте сравним нос?

Дети: Вместо носа – клюв.

(Показать картинку)

Воспит: А шерсть медвежонка и наших птиц одинаковые или нет?

Дети: Вместо шерсти у птиц перья.

(Показать картинку перьев)

Воспит: Давайте, теперь сравним хвост.

Воспит: Зачем птицам крылья?

Дети: летать
Воспит : Зачем птицам лапки?

Дети: передвигаться по земле, цепляться за ветки

Воспит: Зачем птицам клюв?

Воспит : есть, пить

Воспит : Медвежонок, вы совсем разные. Теперь ты понимаешь, почему ты не можешь летать как птица. Но не расстраивайся, сейчас мы поиграем в птичек.

Физминутка:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками и улетают на свои места.

Воспит: Молодцы! Чтобы наш медвежонок не загрустил, давайте прочитаем ему стихотворение.

Ребенок:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.

Воспит: О чем это стихотворение?

Дети: О птицах, их надо кормить.

Воспит: Как можно помочь птицам?

Дети: сделать кормушки.

(Показать кормушку)

Воспит: Правильно мы можем повесить кормушку у нас на участке и насыпать в нее зернышек. Давайте сейчас каждый подойдет, возьмет немного зернышек и насыплет в кормушку. И будем следить, чтобы всегда в кормушки были зернышки.

(Дети ссыпают зерна в кормушку)

Воспит: Давайте еще раз напомним медвежонку, чем он отличается от птицы.

Дети: У медвежонка лапы, а у птиц крылья

Вместо носа - клюв

Вместо шерсти – перья

Хвост совсем другой – веером.

Воспит: Медвежонок пойдет в свой лес и расскажет всем, что он узнал у нас.

альное дошкольное образовательное учрежден

2 младшая группа

Тип проекта: иформационно - воспитательный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность : краткосрочный (3 неделя)

Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Актуальность проекта.

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение №143

Невского района

г. Санкт – Петербург


Проект «Покормите птиц зимой»

2 младшая группа

2018 год

Проект «Покормите птиц зимой»

2 младшая группа

Тип проекта: иформационно - воспитательный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность : краткосрочный (3 неделя)

Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Место проведения : ГБДОУ №143 Невского района

Актуальность проекта.

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Цель проекта:

Расширение знаний о жизни птиц, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Проблема

В холодное время года перед птицами встают жизненно важные вопросы: как подкормиться, чем питаться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, в силу наступивших холодов. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы, не могут пережить зиму и погибают. По статистике только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время и встречает весну. Поэтому встает вопрос, как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? А проведенные опросы показали, что дети затрудняются называть зимующих птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи зимующим птицам, желание подкармливать их зимой.

Предполагаемый результат:

Конкурс «С каждого по зернышку». »;

Фотовыставка по проекту.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Формировать экологического представления детей об окружающем мире.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

3. Закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.

Воспитательные:

1. Воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедли-вости к окружающему миру.

2. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".

Словарь: «крохи», зимующие птицы «названия», «пернатые».

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный:

Задачи:
- определение уровня знаний детей о зимующих птицах;

Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;

Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;

Воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду;

Подбор материала по теме.

2 этап основной:

Задачи:

Обобщить знания детей о зимующих птицах;

Обратить внимание на их форму и строение птиц, учить находить сходство и различие между разными породами птиц.

Развивать творчество детей; вырабатывать сложную координацию движений кисти;

Активизировать речь, внимание и память детей, развивать логическое мышление и внимание;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать связную речь;

Способствовать развитию движений детей во время подвижных игр;

Формировать умения согласовывать движения с текстом;

Расширять и углублять знания детей о разнообразии используемого материала для изготовления кормушек для птиц.

3 этап заключительный :

Задачи:

Способствовать формированию гуманного отношения к птицам;

Формировать представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить;

Вызывать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.

Схема реализации проекта:

(Неделя Цель Содержание и формы работы)

Первая неделя.
Закрепить знания детей о зимующих птицах.

Учить детей рассматривать иллюстрации, картины.

Заинтересовать детей для организации последующей проектной деятельности.

1. Беседа «Зимующие птицы».

2. Рассматривание иллюстрации и картин русских художников «Птицы».

3. Чтение письма от зимующих птиц.

4. Чтение В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен».

5. Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?»

6. Оформление плаката воспитателем совместно детьми.

2 неделя

Развивать творческие способности детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми.

Обобщить знания детей о птицах; установить связь между формой клюва и питанием птиц. Дать детям знания о том, какой корм нужен птицам.

Продолжать формировать представления детей о бережном отношении к хлебу. Дать знания об использовании оставшегося от обеда хлеба.

Воспитывать добрые отношения к маленьким соседям по планете – птицам.

Развивать связную речь у детей.

Закрепить знания детей о птицах: их разнообразии, отличительных особенностях, повадках, особенностях питания.

Способствовать формированию гуманного отношения к птицам; представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить; вызвать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.

1. Беседа «Птицы».

2.Чтение Н. Рубцов «Воробей», А.Говоров «Снегири», З.Александрова «Новая столовая», В. Бианки «Сумашедшая птица».

3. Подвижные игры «воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках».

4. Наблюдения за птицами на прогулке.

5. Раскраски «Птицы».

6. Речевая игра «Скажи наоборот».

8. Изготовление папки–передвижки «Виды кормушек».

9. Проведение акции «С каждого по зёрнышку».

10.Размещение кормушек на деревьях на территории садика.

3 неделя

Продолжать закрепить знания детей о птицах: их разнообразии, отличительных особенностях, повадках, особенностях питания.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать связную речь.

Способствовать развитию движений детей во время подвижных игр.

1. Беседа «Птицы зимой».

2. Чтение А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Щербинина «Синичка», Н. Сладков «Курорт «Сосулька».

3. Рассматривание иллюстраций и картин «Птицы».

4. Речевое упражнение «Назови ласково».

5. Дидактическая игра «Узнай чья тень?».

6. Отгадывание загадок о зимующих птицах.

7. Лепка «Зернышки для птичек».

8. Наблюдения за птицами на прогулке у повешенных курмушек.

9. Подвижные игры «Совушка-сова», «Воробышки и автомобиль»

10. Оформление фотовыставки

Участники : дети 3-4 лет, родители 2 младшей группы ГБДОУ №143 Невского района.

Для детей младшего возраста свойственна высокая эмоциональная восприимчивость ко всему, что их окружает. Чем больше органов чувств задействовано в процессе воспитания и развития ребенка, тем полнее раскрывается перед ним картина мира. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье. Дети очень скучают по родителям, находясь в детском саду, участие в ней и мероприятиях запланированных в ходе проектной деятельности поможет детям и родителям почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом.

Ответственные воспитатели (участники) : Абросимова Дарья Сергеевна, Фроленко Светлана Васильевна

Предполагаемый результат:

У детей расширилось представление о зимующих птицах;

Дети умеющие совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;

Дети знают, каким кормом подкармливать птиц;

Дети умеющие наблюдать за жизнью птиц в природе.

Продукт проектной деятельности:

Памятка для родителей «Как подкармливать птиц»;

Оформление папки-передвижки «Виды кормушек»;

Акция «С каждого по зернышку» ;

Фотовыставка по проекту.

Риски и мероприятия по их снижению

Погодные условия могут помешать наблюдениям за птицами на прогулке.

Что бы восполнить утрату наблюдений, дадим домашнее задание детям и родителям «наблюдать за птицами на выходных на прогулке»

В остальном проект не имеет рисков.

Абросимова Дарья Сергеевна;

Воспитатель;

Календарный план реализации проекта

Название и формат мероприятия

Дата

Участники

Материалы

Результаты мероприятия

Беседа «Зимующие птицы» Чтение письма от зимующих птиц.

Рассматривание иллюстрации и картин русских художников «Птицы».

6.0218

Дети и воспитатель

Письмо от птиц
Конспект беседы Иллюстрации и картины русских художников

«Птицы».

Закреплены знания детей о зимующих птицах. Дети рассмотрели иллюстрации, картины.

Чтение В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен».

5.02.18
7.02.16

Дети и воспитатель

Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?»

На протяжении недели

Дети и воспитатель
Родители и дети

Дети научились наблюдать за птицами. Изучать их поведение. Искать сходства и различия между ними

Оформление плаката воспитателем совместно детьми.

7-8.

02.18

Дети и воспитатель

Готовый материал для наклеивания

Плакат

Беседа «Птицы».

Чтение Н.Рубцов «Воробей», А.Говоров «Снегири», З.Александрова «Новая столовая»,

В.Бианки «Сумашедшая птица».

12.02.18
чтение
12-13
02.18

Дети и воспитатель


Дети ознакомились с худ. произведениями о птицах.

Подвижные игры «воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках».

На протяжении недели

Дети и воспитатель

Дети научились играть в новые подвижные игры.

Раскраски «Птицы».
Раскраски на дом

Речевая игра «Скажи наоборот».

На протяжении недели

Дети и воспитатель
Дети и родители

Раскраски

Дети научились раскрашивать птиц делая их похожими на оригинал. Дети научились играть в новую реч. Игру.

Проведение Акции «С каждого по зёрнышку».

13.02.18

Дети и воспитатель

Плакат, место для проведения конкурса

Собран корм для кормушек

Размещение кормушек на деревьях на территории садика.

15-16.
02.18

Дети и воспитатель

Кормушки. Корм

Кормушки размещены на территории садика

Беседа «Птицы зимой».

Чтение А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Щербинина «Синичка», Н. Сладков «Курорт «Сосулька».

19.02.18
чтение
20 21.02.18

Дети и воспитатель

Конспект беседы Книги и рассказы для чтения

Расширились знания детей о птицах.
Дети ознакомились с худ. произведениями о птицах.

Рассматривание иллюстраций и картин «Птицы».

21.02.18

Дети и воспитатель

Иллюстрации и картины с птицами

Дети рассмотрели иллюстрации птиц.

Речевое упражнение «Назови ласково».

21.02.18

Дети и воспитатель

Дети научились играть в новую реч. Игру.

Дидактическая игра «Узнай чья тень?».

22.02.18

Дети и воспитатель

Материал для игры

Дети научились узнавать где, чья тень.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

22.02.18

Дети и воспитатель

Загадки

Дети Отгадали загадки о птицах.Научились узнавать птиц по их описанию.

Лепка «Зернышки для птичек».

19.02.18

Дети и воспитатель

Пластилин. Иллюстрации зёрен

Зёрна из пластилина для птиц

Наблюдения за птицами на прогулке у повешенных курмушек.

На протяжении недели

Дети и воспитатель

Дети увидели птиц в близи ранее рассматриваемые на иллюстрациях

Подвижные игры «Совушка-сова», «Воробышки и автомобиль»

На протяжении недели

Дети и воспитатель

Дети научались играть в навые подвижные игры


ГБОУ СОШ № 668 /дошкольное отделение № 1485/

Открытое занятие «Зимующие птицы» во 2-ой младшей группе

Составила и провела

воспитатель младшей группы № 9

Ушакова Л.С.

февраль 2015 год

Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города.

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;
  • Учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске;
  • Активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него ;
  • Продолжать учить детей отгадывать загадки, воспитывать умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия, оценивать поступки героев;
  • Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний;
  • Учить слушать музыкальное произведение, понимать, о чём поётся, эмоционально реагировать на содержание;
  • Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций; отгадывание загадок; чтение литературных произведений; просмотр мультфильмов «Снегирь», «Пластилиновая ворона».

Материал:

  • Предметные картинки: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица. Картина с изображением зимующих птиц на кормушке. Магнитная доска;
  • Панно с изображением дерева на зимнем фоне, маленькие предметные картинки птиц: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица;
  • Пакетики с крошками хлеба, кусочками сала, семечками, ягодами рябины;
  • Звукозапись «Пение птиц в лесу»;
  • Загадки о птицах. Стихотворения: Г. Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»;
  • Детская песня «Песня птицы»;
  • Раскраски «Птицы» по количеству детей.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, полукругом. На магнитной доске предметные картинки с изображением вороны, голубя, воробья. Воспитатель предлагает посмотреть на доску и угадать, о ком мы будем сегодня беседовать на занятии (ответы детей).

Правильно ребята, мы с вами будем говорить про птиц. Скажите мне, каких птиц вы знаете, каких больше всех живёт в нашем городе Москве?

Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.

А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

Как называется эта птица? (воробей).

Послушайте стихотворение про воробья:

Воробьи – воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:

Какой он по размеру?

Какого цвета его пёрышки?

Сколько у воробушка лапок?

Для чего нужны воробью лапки?

Как передвигается воробушек?

Чем питаются воробьи?

А теперь послушайте еще одну загадку:

«Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт.

Реагирует на свист и боится хищных птиц.

Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал?».

Ответы детей: голубь.

А какой голубь по размеру?

Как передвигается голубь по земле?

Послушайте стихотворение про голубя:

« Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек,
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели в небо!»

А вот ещё одна загадка:

«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы,

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её?... (ворона).

Правильно, ребята ворона.

А теперь давайте поиграем в словесную игру. Я буду начинать предложение, а вы его продолжать: ворона большая, а воробей… (маленький); голуби по земле хотят, а воробьи… (прыгают); воробьи чирикают, а голуби… (воркуют), а вороны… (каркают).

Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас в городе и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:

«В гости к нам зима пришла

Мало света и тепла

Но зато как фонари

На деревьях … (снегири).

Воспитатель выставляет картинку снегиря и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.

А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:

«Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её?... (синичка).

Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.

А теперь давайте поиграем. Физкультминутка «Птички»:

«Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали»

(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).

Дети садятся на свои места, воспитатель проводит игру «Голоса птиц». Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (ворона «кар-кар-кар»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «хку-хку, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).

А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.

Понравилось? Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди делают для них что? (кормушки).

Правильно, ребята «В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей» , это кормушка.

Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картину «Птицы на кормушке». Дети рассматривают картину, называют птиц, которые прилетели к кормушке.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Г. Ладонщикова «Наши друзья»: «Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетают к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут снегирь, чижи, синицы

И конечно, воробьи.

Все привыкли, не боятся,

Хоть руками их бери».

Что делают ребята каждое утро?... (кормят птиц).

А они делают доброе дело или нет?

А вот какой корм можно насыпать птицам в кормушку, я вам сейчас предлагаю отгадать. Игра «Определи корм»: « У меня в мешочках насыпан корм, вы должны отгадать, что насыпано в мешочке и можно ли покормить таким кормом птиц зимой» (в пакетиках крошки хлеба, кусочки сала, семечки, ягоды рябины).

Молодцы ребята. Но у меня для вас есть ещё одна игра, и называется она «Угадай, кто улетел». Воспитатель выставляет панно, на котором на зимнем фоне изображено дерево. На ветках дерева размещаются птицы (ворона, голубь, воробей, синица, снегирь), дети их называют. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель убирает с панно одну из птиц. Дети отгадывают, какая птица улетела. Игра повторяется 2-3 раза.

Ну, вот ребята наше занятие подходит к концу, но в заключении я хочу дать вам послушать весёлую песенку, которая называется «Песня птицы», чтобы вы еще раз вспомнили, что умеют делать птицы. Дети слушают звукозапись.