Детский психолог

В каждой семье родители рано или поздно сталкиваются с психологическими трудностями в воспитании или обучении ребёнка. Если любить малыша, слышать его и искренне стараться помочь, почти со всем можно справиться своими силами, но именно «почти». Бывают ситуации, в которых родители чувствуют себя неуверенными или даже беспомощными. И тогда на помощь семье приходит детский психолог.

С кем работает детский психолог?

Исходя из названия профессии - «детский психолог» - ответ кажется очевидным: «Детский психолог – это специалист психологического профиля, который работает с детьми». Однако это не совсем так. Детский психолог работает с семьей, но помочь пытается, прежде всего, ребёнку. А взрослым объясняет, что происходит с их малышом в данный момент и как это изменить. Психолог разбирается с трудностями, возникшими у ребёнка в семье или в социуме (двор, садик, школа, компания сверстников), помогает наладить контакт с другими людьми и миром, внутренне поддерживает ребёнка и настраивает на позитив.

Детский психолог понимает особенности развития детей разных возрастных групп, знает, как справиться с кризисами 1,3 и 7 лет, как наладить контакт в проблемный переходный период, стать взрослым другом, а не только родителем для подростка и т.д. Профессионал с соответствующим образованием знает закономерности работы психики человека, владеет разными специальными методами диагностики и психокоррекции, понимает ту грань, где заканчивается его область и начинается «территория» психотерапевта или психиатра. Своевременное обращение к психологу педотвратит усугубление проблем и позволит разрешить сложные ситуации, сохранив между детьми и родителями доверие и нормальные взаимоотношения.

Цели и принципы работы детского психолога.

Основная цель, конечно, разобраться с кризисной ситуацией в семье и помочь ребёнку выйти из неё с наименьшими психологическими потерями. Цель может дробиться на более мелкие задачи – либо ситуативные (работа со страхами, неуверенностью, с конфликтами в семье), либо «симптоматичекие» (улучшить память, развить образное мышление и т.д.).

Если же детский психолог наблюдает ребёнка довольно долго, его основная цель – следить за общим психологическим состоянием и направлять развития малыша. Контролировать возрастные кризисы.

Если к психологу приводят деток с разными серьёзными нарушениями – ЗПР, ЗПРР, УО, его цель оказать ту помощь, в которой он компетентен, проконсультировать родителей и корректно передать ведение «особого» малыша дефектологу, специализирующемуся на выявленных психологом нарушениях.

В своей работе детский психолог, да и вообще любой грамотный психолог, придерживается нескольких принципов, напоминающих отчасти медицинские: не навреди; не осуждай; сохраняй самообладание в любых ситуациях; уважай интересы и чувства и ребёнка, и родителей; слушай глубже, чем слышишь; смотри глубже, чем видишь; сохраняй конфиденциальность услышанного и увиденного; будь компетентен – не за свою работу не берись.

Направления работы детского психолога:

    Консультирование и психологическая помощь родителям; Индивидуальные психологические занятия с ребёнком; Диагностика детско-родительских взаимоотношений; Психодиагностика ребёнка; Психокоррекционные занятия с малышом; Развивающие индивидуальные занятия c ребёнком; Развивающие групповые занятия с детьми; Консультирование и пофориентация старшеклассников; Проведение лекций, семинаров и психологических тренингов для взрослых, в т.ч. родителей.

Проблемы, с которыми поможет детский психолог

Общение с психологом, в принципе, полезно любому ребёнку, но малышу с проблемами из списка ниже, оно не просто полезно, оно необходимо:

    устойчивые детские страхи, справиться с которыми семье не удаётся; регулярная детская агрессия; постоянная детская тревожность, капризы и истерики; гиперактивность; трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми; повышенная возбудимость или депрессивные состояния; низкая самооценка и неуверенность в себе; детская ревность к брату или сёстре, зависть; кардинальные изменения привычного уклада жизни (переезд, новая школа, начало посещения детского сада, развод родителей, травмировавший ребёнка); проблемы с обучением и в целом с усвоением знаний (в саду и школе); сложности в отношениях с родителями или другим близким окружением; когнитивные расстройства; бессонница; ряд психосоматических заболеваний (энурез, энкопрес, термоневроз); детские вредные привычки (грызть ногти, сосать палец и пр.); последствия несчастий (чья-то смерть, переживания, возникшие в результате присутствия или наблюдения ЧС, насилие, длительная изоляция и др.).

Чем поможет детский психолог?

Современный мир – это постоянные нервные стрессы, информационные и эмоциональные перегрузки как у детей, так и у взрослых. Всё это оказывает разрушительное воздействие на нашу психику и проявляется различными проблемами, искажениями, нарушениями, примеры которых приведены выше. Специалисты помогут снизить деструктивное влияние вредных факторов, разгрузить психику, помочь найти выход из сложных ситуаций и жить дальше. Психолог расскажет о балансирующих техниках, «распутает» межличностные недопонимания и противоречия, подскажет приёмы эффективного взаимодействия с миром, покажет направление для личностного развития. Детский психолог также поможет с эмоциональными и поведенческими проблемами, трудностями в обучении и т.д. Кроме этого настоящий специалист объяснит родителям причины возникших проблем и посоветует, как в дальнейшем их избежать.

Как работает психолог: инструментарий, методы, формы

Психолог проводит предварительную диагностику по разным тестам и методикам, составляет заключение, а затем выбирает нужное направление деятельности (консультации, индивидуальная, групповая психологическая работа). А уже в зависимости от направления подбирает подходящие методики и методы. Детский психолог широкого профиля владеет огромным багажом специальных знаний. Он всегда может выбрать наиболее оптимальный комплект методов и приёмов из разных психологических школ, которые будут наиболее действенны для ситуации клиента. Чаще всего, специалист по работе с детьми использует игровую и творческую терапию, арт-терапию, песочную терапию, сказко-терапию, мелонотерапию, беседы. Психологический инструментарий – это игровые развивающие пособия, небольшая песочница с песком и разными фигурками, элементы для мелкой моторики и декоративно-прикладного творчества (разнообразные бусины, пластилин), творческие наборы с пластилином, красками и цветной бумагой, конструкторы, подушки, мячи или даже детская боксёрская груша и перчатки для работы с агрессией, ёмкости для игр с водой, необходимая литература, тесты и опросники, методички и полезные распечатки для родителей. И, конечно, главный «инструмент» - это сам психолог: его знания, способность к эмпатии, рабочий опыт, интуиция, внимание и чуткость и обязательно верный НАСТРОЙ – на помощь маленькому клиенту, а также уважение и БЛАГОжелательность по отношению к семье в целом.

В процессе психологических консультаций, общения и игр детский психолог создает благоприятные условия для того, чтобы справиться с актуальным состоянием ребёнка, помочь ему рассказать о своих страхах и тревогах, выразить себя, свою боль и обиду, надежды и желания. Постепенно совместно с родителями психолог находит пути для решения семейных проблем, которые травмируют ребёнка, в результате чего становится возможной и психокоррекция поведения малыша. Появляются условия для его дальнейшего нормального психологического развития. Улучшается внимание, повышается успеваемость, взаимодействие с близкими и социумом становится более спокойным, адекватным. После того, как путь к взаимопониманию у ребёнка со взрослыми найден и основные проблемы решены, психолог должен «отпустить» семью, а именно – научить их слышать друг друга и далее справляться с недопониманиями самостоятельно теми индивидуальными приёмами и методами, которые «сработали» в процессе психологических сессий именно с этой семьёй.

Об ожиданиях клиентов или о том, что психолог НЕ будет делать

Отправляясь на консультацию к психологу, родители иногда представляют себе не то, что их ждёт на самом деле. Психолог НЕ РЕШАЕТ за родителей семейные проблемы, но находит пути, которые позволяют родителям САМИМ эти проблемы решить и помочь ребёнку справиться с его состоянием.

Итак, что психолог делать НЕ БУДЕТ:

    Психолог не будет «лечить» от чего бы то ни было, ставить диагнозы и выписывать рецепты. Это сфера деятельности детских психотерапевтов, которые обязаны иметь медицинское образование, иначе они не имеют права зваться психотерапевтами, а тем более психиатрами. За рецептами – к ним, а не к психологу. Детский психолог не будет объяснять ребёнку, как ему НУЖНО себя вести для того, чтобы родители были довольны. Он не станет «лепить» из малыша то, что хотят видеть его родители, он будет помогать ребёнку понять себя. Хотя коррекция поведения в соответствии с адекватными поведенческими нормами в социуме – предусмотрена. Но – опять же – для пользы самого ребёнка. Психолог не сделает из непослушного ребёнка «удобного». Но он может объяснить родителям причины непослушания и научить семью договариваться между собой, ладить друг с другом. А вот если в основе детских истерик лежат тревоги и страхи, тогда - это не норма. С этим психолог работает.

Вообще слово «психолог» произошло от греческого «психо-» - душа. То есть психолог – специалист, помогающей душе человека обрести спокойствие или даже умиротворение. Детская душа хрупка, уязвима и нежна. Её нужно беречь и заботиться о её здоровье не меньше, чем мы заботимся о здоровье телесном. Серьёзные промахи и ошибки в воспитании и обучении ребёнка травмируют душу. И в последствие эти детские психологические травмы очень влияют на всю жизнь человека. Корректировать такие травмы во взрослом возрасте трудно, гораздо легче серьёзные ошибки НЕ совершить, пока человек ещё ребёнок. И для этого не нужно специальное образование – нужно чувствовать своего ребёнка и любить его. А если возникает тяжёлая жизненная ситуация, с которой сложно справиться, не пускать всё на самотёк, а обращаться к психологу.

Психологическая характеристика ребенка

Мальчик требует к себе повышенного внимания, не адекватен. На контакт со взрослыми идет с неохотой. Предпочитает подвижные игры, иногда конфликтен. В группе предпочитает общаться с мальчиками. Начатое дело не всегда доводит до конца. На занятиях отвлекается, не может сосредоточиться долгое время. Его бывает трудно дисциплинировать. По результатам анкетирования в декабре 2007 года у ребенка имеется 12 симптомов гиперактивности, когда норма – не более 7.

Не всегда умеет управлять своим поведением.

Не может долго выполнять что-либо (особенно за столом), не усидчив, много бегает, постоянно вертится, очень говорлив, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то, часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых, часто не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается, когда ему читают книгу, часто не доводит начатое дело до конца, избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение. Наблюдается у невропатолога. Диагноз – ЗПР, ЧБД синдром внимания и гипердинамии.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с данным ребенком необходимо провести индивидуальные занятия по коррекции синдрома внимания и гипердинамии.

Занятия будут проводиться с декабря по февраль по одному занятию в неделю по 25 минут каждое, всего 10 занятий.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом воспитателей, родителей и на основании проведенного анкетирования.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

В основу данной Программы легло методическое пособие И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

Данная Программа имеет цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи :

  1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
  2. Способствовать развитию внимания и воображения;
  3. Формировать согласованность действий;
  4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
  5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.

Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться с декабря по февраль в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена для ребенка 6 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Игры на развитие внимания, воображения
  2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
  3. Дыхательные упражнения
  4. Релаксационные методы
  5. Обсуждение различных чувств
  6. Рисование.

Структура занятия:

В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:

1. Для развития произвольности;

2. Для развития внимания и памяти;

3. Для развития моторики и координации движений;

4. Для преодоления застенчивости;

5. Для активизации подкорковых структур мозга;

6. На нормализацию мышечного тонуса.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.

Тематический план занятий

№ занятия Задачи Кол-во часов Формы работы Методическое обеспечение
1 25 мин 1 Игра “Да” и “Нет” не говори.

2. Игра “Что исчезло?”.

3. “Бирюльки”.

4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

5. Дыхание с задержкой на вдохе.

6. Упражнение “Снеговик”.

10 игрушек, мелкие игрушки или спички
2 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений. 25 мин Игра “Летает, не летает”.

Игра “Что изменилось?”.

“Хождение по линии”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Дерево”.

Игрушки, веревка длиной 3–4 м., мяч
3 Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин

“Внимание – рисуй”.

Пантомима “Петушки”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Пальчики”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.
4 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное движение”.

Игра “Слушай хлопки”.

Упражнение” Робот”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Пальчики”.

Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик.
5 Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное слово”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.

Упражнение “Вкусная конфета”.

Упражнение на дыхание.

Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет, кубики – 2 шт.
6 Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Да” и “Нет” не говори.

Игра “Запомни и повтори движения”.

“Бирюльки”.

Упражнение “Незнайка”.

Дыхание с задержкой на вдохе.

Упражнение “Снеговик”.

Спички или мелкие игрушки
7 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Летает, не летает”.

“Корректурная проба”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Пальчики”.

Бланк-задание “Корректурная проба”, мяч
8 Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Съедобное, не съедобное”.

“Лабиринты”.

Упражнение “Хождение по линии”.

Упражнение “Запомни и повтори движения”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Лодочка”.

Мяч, бланки с лабиринтами 2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра.
9 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное движение”.

Упражнение “Соедини по порядку”.

Упражнение” Робот”.

“Злой волк”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Дерево”.

Бланки с точками – 3–4 шт.
10 Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Раз-два-три-говори!”.

“Запомни и повтори движение”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Незнайка”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Мольберт, мел, два кубика.

ЗАНЯТИЕ 1

1. “Да” и “нет” не говори”.

Психолог говорит:

Я задам тебе вопрос. Отвечая на него, ты не должен употреблять слова “да” и “нет”.

Психолог задает ребенку следующие вопросы:

Ты сейчас дома?

Тебе 6 лет?

Ты учишься в школе?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Кошки умеют лаять?

Яблоки растут на елке?

Сейчас ночь? И т. п.

2. “Что исчезло?”: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, “что исчезло”;

3. “Бирюльки”: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

4. “Запомни и повтори движения”: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.

5. Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

6. “Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только

что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.

ЗАНЯТИЕ 2

1. “Летает - не летает”

Психолог называет разные предметы. Ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

(Психолог, провоцируя ребенка, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова).

2. “Что изменилось?”: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.

3. “Хождение по линии”: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.

4. “Зайка испугался”: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.

5. Ребенок, сидя на полу “по-турецки” и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: “ Вниз”.

6. “Дерево”: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. “Семечко” прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспекты занятий программы индивидуальных занятий по психологической поддержке ребенка со страхами .

Занятие № 1

1. Вхождение в занятие

Упражнение 1. «Дневник настроения» (Каково моё настроение сегодня и почему. Какое хорошее событие произошло со мной за этот день, неделю). Каждое занятие 1 части начинается с этого упражнения.

Упражнение 2. «Мое имя» Придумать на каждую букву своего имени одно положительное качество своего характера.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов.

Упражнение 1

    «Разгиб - разгибыч» (разогнуть всё, что можно); «Круги головой» (крутить головой с большей амплитудой и прибавлением скорости); «Кружилка» (кружиться на одном месте сначала в одну, затем в другую сторону); «Жевалка» (жевать вымышленную жвачку); «Зевалка» (отдуши пожевать); «Рычалка» (порычать).

Упражнение 2 «Злюки». Рвать бумагу кто быстрее и мельче.

3. Завершающий блок

Упражнение «Учимся дышать».

Лежа на коврике полностью расслабиться, чтобы не чувствовать напряжения. Ноги немного развести, руки вдоль тела ладонями кверху, не касаясь его. Глаза закрыты. Представить, что внутри живота находится не надутый «воздушный шарик». На счет от 1 до 5 начинаем надувать этот «шарик», делая вдох носом, одновременно выпячивая живот вперед. Грудь при этом не должна подниматься. Затем, на счет от 5 до 1 – спокойный выдох через нос (повторить 5-6 раз). То же самое на грудное дыхание.

Занятие № 4

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Я любимый». Ребенку предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики и т. д., проговаривая: «Это мои любимые щечки, это мои любимые ручки и т. д.».

2.Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах.

Упражнение 1. Тонизация через веки

Расширить глаза (ужас…гнев…) – расслабим

Зажмуриваемся (ужас…конец света…) – расслабим

Сузим глаза (китаец) – расслабим

Упражнение 2 «Восьмерки». Рисовать взглядом лежащие восьмерки. Спокойным взглядом, не торопя взор, - на стене, на потолке, в проеме окна… 7 восьмерок в одну сторону, 7- в другую. Можно с открытыми, можно с открытыми глазами.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1 «Чего я боялся, когда я был маленьким».

Ведущий рассказывает о своих детских страхах, а ребенок о своих.

Упражнение 2 «Дом ужасов».

Ребенку предлагается нарисовать дом и «заселить» его страшными персонажами. Немного рассказать о каждом из них.

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса.

Упражнения на релаксацию

«Учимся дышать» (см. предыдущее занятие)

«Шарик надувается», вытягиваясь в виде «колбаски» в области живота и грудной клетки. На счет от 1 до 5 надувается живот, от 6 до 10 – грудь, и обратно. На счет 10-6 – сдувается грудь, от 5 до 1 – живот (повторить 5-6 раз). Далее повторяются все предыдущие варианты, только вдох на счет от 1 до 5, а выдох на счет от 1 до 10 (т. е. выдох в два раза продолжительнее вдоха).

Занятие № 5

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Мимическая гимнастика».

Ведущий изображает разные эмоциональные состояния, глядя на ребенка (страх, гнев, обида, злость и т. д). Ребенок играет роль зеркала, копируя то, что изображает ведущий.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (руки, пальцы)

Упражнение 1. Сидя за столом или в кресле с подлокотниками – ставим предплечье вертикально вытянутыми, разогнутыми пальцами вверх. Расслабляем лучезапястный сустав и пальцы, и кисть опускаются (несколько раз напрячь – расслабить) В расслабленном состоянии можно покачать кистью на весу - сначала правую руку, затем - левую и обе вместе.

Упражнение 2 «Руки Пьеро»

Сидя или стоя – плечи свободны. Двигается предплечье – сгибаем руку в локте под прямым углом… Подержим так – и отпустим в свободное падение – пускай падает лишь под действием собственной тяжести. Еще несколько раз.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1. «Чего боятся дети»

Ребенок по очереди с ведущим говорит, чего могут бояться дети (и взрослые)

Упражнение 2 . Нарисуй свой страх. Расскажи про него.

3.Завершающий блок

Упражнение «Настройка»

Сидя на стуле, закрыв глаза полностью расслабить свое тело. Напрягая правую руку, пошевелить левой, проверив, расслаблена ли она и наоборот. Точно также – ноги. Затем напрячь все тело и тут же его полностью расслабить.

Занятие № 6

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 «Дневничек настроения».

Упражнение 2 «За что меня любят окружающие».

Ребенок должен рассказать, за что, по его мнению, его любят мама, папа, бабушка, сестра, брат и т. д.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (ноги)

Упражнение 1. Ползанье на четвереньках от стены до стены. По речевой инструкции, с препятствиями, наперегонки, на 3-х конечностях, одновременно, попеременно (руки, ноги), кверху животом.

Упражнение 2. Лежа на спине – двигаем стопы не отрывая пяток: вперед – назад, вправо – влево, повращаем по кругу. Расслабим. Обратим стопы друг к другу внутренними сторонами – отпустим. Одну стопу сильно вытянем по линии голени, а другую наоборот согнем, приблизив к ней. Задержим – отпустим. Поменяем. – Отпустим.

Упражнение 3. (можно вместо 1) «Аист»

Стоя на одной ноге, другой поболтать в разные стороны, прижать к ягодицам, к груди. Расслабить. На другой ноге. С закрытыми глазами.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1 «Чужие рисунки».

Ребенку показывают нарисованные другими ребятами «страхи». Глядя на них, ребенок должен рассказать чего боялись авторы рисунков и как им можно помочь.

Упражнение 2 «Закончи предложение».

    Дети обычно боятся… Взрослые обычно боятся… Мамы обычно боятся... Учителя (воспитатели) обычно боятся…

Делаются выводы о том, что иногда страх испытывают все люди и это совсем не стыдно. Причем бывает так, что с возрастом страхи исчезают.

3. Завершающий блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (релаксация)

Упражнение «Цветы и дождик»

Представь, что в солнечный летний день мы оказались на широком лугу, усыпанном красивыми цветами. Когда я хлопну 3 раза в ладоши, ты «превратишься» в один из этих красивых цветовСолнце печет сильно. Уже давно не было дождя и цветы на лугу начинают постепенно вянуть. Сначала опускаются головки, лепестки, а потом сгибается и весь стебелек до самой земли (3 – 2 – 1) Пошел дождик и цветы начинают оживать (1 – 2 – 3). Повторить несколько раз.

Занятие № 7

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. «Дневничек настроения»

Упражнение 2. Продолжи предложение:

    Я умею… Я хочу… Я добьюсь…

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (освобождение корпуса)

Упражнение 1. Стоя и сидя: Представьте, что вы засыпаете и начинаете «клевать носом»

Упражнение 2 . Сидя: ноги расставлены под углом 60-70 градусов, локти на коленях) Так же засыпать, но «клевать» уже всем телом. Затем можно позаваливаться, сначала на один бок, затем - на другой.

Упражнение 3. Боковое встряхивание, потрясывание головой.

Упражнение 4 «Пьяный танец». Попробуйте походить как пьяный человек, потанцевать, прислушиваясь к своему телу и делая то, что хочется.

Цель: Коррекция страхов(символическое уничтожение)

Упражнение 1. Нарисуй свой страх, затем можно посадить страх в клетку (дорисовать ее сверху); можно закрасить красками или карандашами так, чтоб не было видно; разорвать на мелкие кусочки.

Упражнение 2.

Цель: Коррекция страхов (преобразование объекта страха через идентификацию)

Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев, дать им имена (или назвать их, н. п., баба-яга, волк, привидение) и разложить в алфавитном порядке, можно доделать дома.

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса

Упражнение «Напряжение – расслабление».

Лежа, по команде педагога ребенок должен напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд полностью расслабить.

Занятие № 8

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Ребенку предлагается вслед за ведущим произносить слова с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, ребенок проговаривает за психологом слово «Я» (с разной громкостью), «хороший» (с разной громкостью).

2. Основной блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса через дыхание (снятие мышечных зажимов)

Упражнение 1 «Дыхание – зевание». Сделать глубокий вдох открытым ртом, прищурив глаза (как при зевании), и, немного задержав дыхание, облегченно выдохнуть.

Упражнение 2 «Глубокое» и поверхностное дыхание»: (как слон, как собачка).

Цель: Коррекция страхов (преобразование объекта страха через идентификацию с ним).

Упражнение 1.Игра «Маски»

Ребенку предлагается нарисовать страшные маски, и, надевая их по очереди, пугать ведущего. Можно кроме масок использовать ткань: в нее заворачивается пугающий. В процессе игры можно меняться ролями. Если пугает ведущий, то он так стимулирует ребенка, что тот при помощи диванных подушек начинает отбиваться, а затем обязательно побеждает страшного персонажа.

Упражнение 2.

Цель: Коррекция страхов (снизить уровень страха через придание объектам страха несвойственных непривычных характеристик).

Взрослый читает детям страшную сказку и просит придумать к ней веселое окончание: «Жила-была девочка, и были у нее папа и мама…

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса

Упражнение 1 . Ребенок сначала должен полностью расслабиться, а затем напрягать те участки тела, которые называет взрослый. Завершаются упражнения полным расслаблением.

Занятие № 9

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Продолжи предложение:

    Если бы я был цветком, я бы был… Если бы я был животным, я бы был… Если бы я был сказочным героем, я бы был…

2. Основной блок:

Цель: снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им, непривычных характеристик.

Взрослый просит представить какое-нибудь страшное существо, которого боятся все дети. Затем, ребенок рисует то, что представил. Взрослый начинает рассказывать, что это существо – девушка, которая собирается выйти замуж, поэтому ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу. Ребенок выступает в роли парикмахера – визажиста.

Цель: Коррекция страхов (снизить степень страха через его гротескизацию).

Упражнение 1 . «Сочиним страшную сказку».

По очереди взрослый и ребенок сочиняют страшную сказку. Сказка должна «нагромоздить» так много страшного, чтобы обратить страшное содержание в смешную противоположность.

3.Завершающий блок :

Упражнение 1 «Медвежата». Медвежата сидят в берлоге. Подул сильный ветер. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки и греются. Стало жарко, медвежата развернулись, развалились (повторить несколько раз).

Занятие № 10

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Продолжи предложение:

Я умею лучше, чем (брат, сестра)…

Я умею лучше, чем моя подруга …

Я умею лучше…, чем раньше

2. Основной блок

Цель: Коррекция страхов (снижение степени страха через сопереживание объекту страха).

Ребенок должен представить кого-либо страшного и нарисовать его. Затем, взрослый сообщает, что у страшного существа болят зубы, распухла щека. Затем взрослый рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как и дети не любит лечить зубы. Ребенку предлагается стать добрым врачом и вылечить страшного, а затем нарисовать его добрым и счастливым.

3.Завершающий блок

Цель: Обеспечение регуляции мышечного тонуса (релаксация)

Упражнение 1 «Морская звезда».

Лечь на пол в виде морской звезды. Представить, что звезда тянется всеми своими конечностями за чем-то вкусным одновременно. Затем, она устает и расслабляется (отдыхает). Повторить несколько раз.

Занятие № 11

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Лесенка роста».

Ребенку предлагается вспомнить и рассказать:

Когда мне было всего несколько месяцев, я умел только …

Когда мне был один год, я…

Когда мне было 3 года…

Сейчас я могу …

Скоро я научусь …

2. Основной блок

Цель: укрепление «Я» ребенка.

Упражнение 1. Ребенок и взрослый перебрасываются мячом и заканчивают предложение: «Я сам делаю …»

Упражнение 2. Ребенку предлагается походить как маленький, а затем как взрослый (по возможности попробовать проанализировать, в чем разница).

3. Завершающий блок

Цель: полное расслабление

Под музыку ребенку предлагается лечь, полностью расслабиться и представлять то, о чем говорит взрослый (Рассказ «Путешествие к ручью»).

Занятие № 12

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 . Взрослый и ребенок перекидывают друг другу мяч. Взрослый говорит: «Я смелый», ребенок должен сказать: « А я смелее». Так называется несколько качеств характера.

2. Основной блок

Цель: укрепление «Я» ребенка

Упражнение 1 «Мне в тебе нравится».

Взрослый и ребенок перекидывают мяч друг другу, говорят, что им нравится друг в друге.

Упражнение 2. Ребенку дается инструкция: «Закрой глаза. Постарайся увидеть себя взрослым. Рассмотри, как ты одет, что делаешь, какие люди тебя окружают. Эти люди тебя очень любят. За что они тебя любят? А теперь открой глаза и расскажи, каким ты станешь, когда вырастешь? Какие твои качества будут нравиться окружающим?

3.Завершающий блок

Цель: полное расслабление

Под музыку ребенку предлагается лечь и полностью расслабиться. Представить то, о чем рассказывает взрослый (Рассказ «Путешествие по лесу»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуализация страха - упражнение «Дом ужасов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуализация страха - упражнение «Альбом страхов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Символическое уничтожение страха

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Инструкция: «Из страшного персонажа сделай заботливого»

Преобразование страха через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.

Инструкция: «Дорисуй страшного персонажа так, чтобы он стал смешным»

Преобразование страха через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.

Инструкция: «Дорисуй агрессивного персонажа так, чтобы он стал грустным»

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми. Данный комплекс занятий представляет собой целостную программу с четко выделенными целями и структурой построения занятий.

Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определения личностных качеств.

Формы работы с детьми - подгрупповые занятия (10-12 человек, в возрасте 6-7 лет) продолжительностью не более 30 минут, что соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они проводятся один раз в неделю, или на три с половиной месяца - если два раза в неделю.

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

1.Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

2. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.

3. Формирование позитивной мотивации к обучению.

Принципы проведения занятий:

    Системность подачи материала;

    Наглядность обучения;

    Доступность;

    Проблемность;

    Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап

2.Мотивационный этап

3.Практический этап

4. Рефлексивный этап

    Подведение итогов занятия

    Релаксация

Занятие №1

Цель: развитие саморефлексии, создание благополучной атмосферы занятия, развитие устойчивости и распределения внимания, развитие зрительной памяти детей.

1.Игра ритуал «Скажи что чувствуешь!»

Ход игры:

Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому что…»

2.Игра на внимание «Скрещенные руки»

Ход игры:

На колени соседа справа кладется правая рука, а на колени соседа с лева -левая. По команде игра начинается, поднятие и хлопок ладошкой по коленке по порядку сложенных рук. Получается «Волна хлопков». Скорость волны в течении игры должна увеличиваться.

3.Игра «Внимательные глазки»

Ход игры:

Два ребенка садятся спинами друг к другу и им задаются вопросы друг о друге касающиеся цвета, внешности мелких деталей одежды и др. Поочередно дети отвечают на вопросы друг о друге, не смотря друг на друга.

4. «Корректурная проба»

Ход игры:

Буквы вычеркивать либо подчеркивать; 2 или 1 букву на время.

5. Ритуал прощания «Волна радости»

Занятие №2

Цель: развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения, релаксация и развитие воображения.

2. Игра «Кто куда пересел»

Ход игры:

Дети садятся на стульчики в ряд. Выбирается водящий, который отворачивается, а в этот момент двое детей меняются местами. Водящий должен узнать что изменилось и кто пересел.

3.Игра «Горячая картошка»

Ход игры:

Дети по кругу как можно быстрее передают мяч из рук в руки.

4. Игра «Запомни по точкам»

5. Упражнение «Тихое озеро»

Описание упражнения:

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покидают нас в течении всего дня».

Занятие №3

Цель: развитие логического мышления, речи; развитие эмоционально- выразительных движений.

1 .

2. Игра «Закономерности»

Раздается готовый раздаточный материал, дети самостоятельно выполняют задание.

3. Игра «Изобрази явление»

Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняют плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняют мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкают руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

4. Ритуал прощания «Волна радости»

Поочередное поднятие рук в кругу.

Занятие №4

Цель: формирование эмпатии и сплоченности детского коллектива; развитие мыслительных операций.

2.Игра «Обобщения»

Готовый раздаточный материал, дети все вместе выполняют задание.

3.«Узнай кто перед тобой»

Одному из детей завязывают глаза, а остальные дети замыкают вокруг него круг. По команде психолога круг начинает двигаться. Звучит сигнал «Стоп!» и круг останавливается. Тот у кого завязаны глаза на ощупь должен узнать человека, остановившегося напротив него. Важным условием является молчание тех кто находится в кругу.

4.Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Занятие №5

Цель: развитие внимания и умения быстро реагировать на сигнал психолога, развитие зрительно-моторной координации, аналитико-синтетического мышления, релаксация, развитие воображения;

2 .Игра «Четвертый лишний»

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, психолог читает каждому ребенку 4 слова - нужно найти одно лишнее.

3.Упражнения «Графические изображения»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

Занятие №6

Цель: расширение объема памяти, развитие внимания, логического мышления, эмоционально-выразительных движений, воображения.

2.Игра «Подбери парную картинку» (2, 25)

Ход игры:

Нужно объединить карточки по функциональной составляющей.

Например: мотоцикл – колесо; кровать – подушка и т.д.

3.Задание «Выложи цифры так, как только что видел»

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на 4 клетки, и поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры. На доске заранее приготовлен такой же квадрат, только большего размера. Дети наблюдают за тем, как психолог располагает три демонстрационные карточки с цифрами в трех клетках. Детям дается для запоминания 5-6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах.

4.Игра «Позы»

Психолог предлагает детям изобразить 4 позы. Например: пингвин, пожарный, певец, гном.

Дети двигаются под веселую музыку, при ее остановке дети должны принять соответствующую позу. Затем игра продолжается.

5.Упражнение «Солнечные лучики»

Занятие №7

Цель: развитие логического мышления и речи, зрительно-моторной координации, слухового внимания, произвольности поведения, фантазии.

2.Игра «Скажи наоборот»

Ход игры:

Психолог бросает мяч ребенку, называя какое-нибудь слово, а он должен придумать слово с противоположным значением и бросить мяч обратно психологу. Ребенок не сумевший придумать слово с противоположным значением выбывает из игры или пропускает ход .

3.Игра «Слушай хлопки»

Оборудование: (Магнитофон, веселая музыка)

Ход игры:

Дети начинают движение по кругу. На определенное количество хлопков дети выполняют определенные движения.

1 хлопок- присесть;

2 хлопка- махать руками;

3 хлопка- подуть изо всех сил;

4 хлопка- поднять руки.

4. Упражнения «Графические изображения»

Развитие зрительно-моторной координации.

5.Упражнение «Порхание бабочки»

Занятие №8

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, навыков счета, закрепление знания цифр, развитие логического мышления, математических представлений;

1.Ритуал приветствия «Назови имя»

Каждый по очереди повторяют сначала свое имя, следующий свое имя и имя соседа, следующий уже три имени и последний повторяет все имена.

2.Игра «Веселый счет»

Ход игры:

В состязании принимают участие два ребенка. По сигналу психолога они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие цифры карандашами. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

4.Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Занятие №9

Цель: развитие сенсорного восприятия, внимания, зрительной памяти, логического мышления и зрительно-моторной координации, предупреждение психоэмоционального напряжения у детей;

1.Игра на внимание «Скрещенные руки»

Ход игры:

На колени соседа справа кладется правая рука, а на колени соседа с лева - левая. По команде игра начинается, поднятие и хлопок ладошкой по коленке по порядку сложенных рук. Получается «Волна хлопков». Скорость волны в течении игры должна увеличиваться.

2.Игра «Поезд»

Ход игры:

В игре выбирается водящий- «паровозик», остальные дети – «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. «Паровозик» внимательно смотрит на «вагончики» и старается запомнить их расположение. Потом отворачивается, а психолог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?»

«Паровозик» отвечает, затем сам становится «вагончиком». Выбирается новый водящий. «Вагончики» меняются местами. Игра продолжается.

Дети держась за руки в кругу присаживаются, а затем резко выпрыгивают со словами «Ура», «Салют», «Здорово»;

Занятие №10

Цель: развитие пространственно-временной ориентации (право-лево), зрительно- моторной координации, внимания, логики, расширение кругозора;

1.Ритуал приветствия. «Здравствуй рука!»

Дети здороваются стоя в кругу:

Правой ногой;

Левой ногой;

Правой рукой;

Левой рукой;

Правым локтем;

Левым локтем и т.д.

2.Игра «Профессии»

Ход игры:

Психолог произносит слова, в числе которых есть названия профессий. Услышав слово, обозначающее профессию, игроки должны хлопнуть в ладоши.

Примерный список слов: Лентяй, ящерица, сестра, трудяга, родитель, повар , брат, дедушка, бабушка, водитель , двоечник, садовник, парикмахер , зритель, медведь, учитель, слушатель, студент, пациент, школьник, ребенок, врач, кондуктор, пеликан, заяц, мартышка, столяр , пассажир, дирижер, артист, пекарь, неряха, бездельник, отличник, кондитер, продавец, смельчак, толстяк, капитан, мама, милиционер, ворона, дворник, плотник, чайник , дрессировщик, самосвал, строитель, читатель;

3.Игра «Собери по образцу»

4.Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Занятие №11

Цель: развитие речи, пространственной ориентации, образного мышления (умение различать части предметов), зрительно-моторной координации, развитие воображения, релаксация;

1.Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».

Дети по очереди высказывают пожелания друг другу комплементы и т.д.

2.Игра «В старом чулане»

Ход игры:

Психолог вместе с игроками произносит такой текст:

В старом чулане

У бабушки Ани

Куда я залез-

Много чудес…

Например:

Стол- без ножки, чайник -без носика, чемодан -без ручки, стул -без спинки, платье -без кармана, шкаф -без дверцы, сапоги –без подошвы, пианино -без клавиш, книга -без обложки, пальто -без рукавов, кастрюля -без крышки, велосипед -без педалей, компьютер -без мышки, пенал -без карандашей, картина -без рамы, телефон -без трубки, пылесос -без шланга, плеер- без наушников, самовар- без краника и т.д.

Занятие №12

Цель: развитие целостности восприятия, сенсорики, слухового внимания, памяти и логического мышления, умение согласовывать слова;

1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»

Дети стоя в кругу здороваются различными частями тела (Коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т.д.)

2.Игра «Веселые маляры»

Ход игры:

Психолог произносит такой текст:

Нынче нам не до игры. Мы сегодня - маляры.

Мы покрасим, спору нет,

Все сейчас в зеленый цвет.

Цвет может быть выбран любой по желанию психолога. Далее он называет имена существительные, чередуя между собой существительные мужского, женского, среднего рода, а также существительные во множественном числе. Дети должны называть прилагательные, обозначающие цвет, согласовывая их с именами существительными. Например:

Троллейбус- зеленый

Дом-зеленый

Машина- зеленая

Пальто- зеленое

Шапка- зеленая

Варежки-зеленые

3.Письменные задания на листах А4

Занятие №13

Цель: развитие внимания, ассоциативного мышления, развитие речи, снятие психо - эмоционального напряжения.

2.Игра «Ты цветок, а я пчела» (стр 54)

Ход игры:

Один из игроков придумывает себе любой образ и называет его. Например: «Я облако». Второй игрок тут же должен назваться предметом, который каким – то образом связан с облаком. Например: «Я небо». Следующая пара: «Я самолет», «А я пассажир» и т.д.

3.Письменные задания на листах А4

4.Упражнение «На лесной полянке»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваши щечки, лоб, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (поглаживают детей переходя от одного к другому) Лучики гладят… (имя ребенка) и т.д. Вам хорошо приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули».

Занятие №14

Цель: расширение объема памяти, развитие внимания, тонкой и зрительно-моторной координации.

1. Игра ритуал «Скажи что чувствуешь!»

Ход игры:

Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому что…».

2.Игра «Какой буквы не стало»

Ход игры:

Психолог в произвольном порядке прикрепляет 8 карточек, на которых написаны знакомы детям буквы. Дается время для запоминания 10 секунд. Затем детям предлагается закрыть глаза. Одна карточка убирается. Ребята открывают глаза и определяют, какой буквы не стало.

3.Задание на выполнение штриховки (Письменные задания на листах А4)

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №15

Цель:

1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

2.Задание «Назови три предмета, белого, синего и красного цвета»

За выполненное задание ребенок получает фишку, у кого больше всего фишек тот и выигрывает

3.Игра «Головоломка»

Ход игры:

4.Упражнение «Необычная радуга»

Занятие №16

Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений, развитие логического мышления, математических представлений (счет).

1.Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2.Игра «Будь внимателен»

Ход игры:

Психолог договаривается с детьми, что по команде «Зайчики» они будут прыгать, «Лошадки» - скакать, «Раки» - пятиться назад, «Птицы» - махать руками, «Аисты»- стоять на одной ноге. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда прозвучит команда дети начинают действовать так, как договорились перед игрой. Игра продолжатся.

3. Письменные задания на листах А4

4. Упражнение «Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До Свидания!»

Занятие №17

Цель: развитие внимания, логического мышление, речи, восприятия; развитие зрительно-моторной координации, воображения, релаксация.

1.Ритуал приветствия «Волна»

2.Игра «Подбери предметы»

Ход игры:

Каждому ребенку предлагается большая карта, на которой изображены три вида различных материалов. Психолог показывает маленькую карточку с изображенным на ней предметом. Ребенок должен назвать этот предмет, подумать из какого материала он сделан, и выложить на соответствующую карту.

3.Упражнение на развитие зрительно-моторной координации

(Письменное задание на листах А4 для каждого ребенка)

4.Упражнение «Порхание бабочки»

Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движение ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит что он - бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. А теперь взгляните на пестрый луг над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза.

Занятие №18

Цель: развитие сенсорики, тонкой моторики, формирование элементарных математических представлений, формирование эмпатии и сплоченности детского коллектива.

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

Дети должны поочередно хлопать в ладошки с увеличением темпа, кто не успевает хлопнуть выходит из игры.

2.Игра «Узнай кто перед тобой»

Ход игры:

Одному из детей завязывают глаза, а остальные дети замыкают вокруг него круг. По команде психолога круг начинает двигаться. Звучит сигнал стоп и круг останавливается. Тот, у кого завязаны глаза на ощупь, должен узнать человека, остановившегося напротив него. Важным условием игры является молчание тех, кто стоит в кругу.

3. Письменные задания на листах А4

4. Ритуал прощания «Фейерверк»

Занятие №19

Цель: развитие слухового внимания, памяти, логического мышления, связной речи, мыслительных операций (обобщение, сравнение, классификация), зрительно-моторной координации.

1 . Ритуал приветствия «Эстафета приветов»

Каждый передает друг другу маленький шарик с улыбкой. Обращение: «Передаю тебе (Катя) мой большой привет».

2.Игра «Четвертый лишний»

Ход игры:

Психолог предлагает детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить почему он лишний. Образец ответа: « Медведь лишний, потому что это- лесной зверь, а кошка, собака и корова- домашние животные».

3.Игра «Нарисуй и зачеркни»

Ход игры:

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Психолог предлагает детям:

А) нарисовать три треугольника, один квадрат, один круг и зачеркнуть первую фигуру;

Б) нарисовать два круга, два треугольника, один овал и зачеркнуть четвертую фигуру;

В) нарисовать один прямоугольник, два овала, три квадрата и зачеркнуть шестую фигуру.

4. Письменные задания на листах А4

5. Упражнение «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №20

Цель: развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением, логического мышления, связной речи, воображения; релаксация.

1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»

Дети стоя в кругу здороваются различными частями тела (Коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т.д.)

2.Игра «Слушай хлопки»

Ход игры:

Психолог договаривается с детьми, что на определенное количество хлопков они будут выполнять заданное движение. Эти движения могут придумывать сами дети, может предлагать взрослый. Например: один хлопок- присесть, два хлопка – махать руками, три хлопка – подуть изо всех сил, четыре хлопка – поднять руки. Затем включается музыка, дети движутся по кругу и танцуют. Когда музыка останавливается и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить заданное движение. Игра продолжается.

3 . Письменные задания на листах А4

4.Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

Занятие №21

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса, развитие зрительно-моторной координации, зрительного анализа-синтеза, воображения.

1.Ритуал приветствия «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: « Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей «А теперь послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце» Стук- шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

2.Игра «Кто назовет больше предметов»

Ход игры:

Психолог предлагает детям ответить на вопросы: «Что бывает зеленым?», «Что бывает белым?», «Что бывает красным?». Игру рекомендуется проводить в виде соревнования. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

3.Игра «Головоломка»

Ход игры:

Каждый ребенок получает головоломку, с которой он должен справиться самостоятельно, либо с помощью психолога.

4. Упражнение «Отдых на море»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете как тело становится легким сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

\

Занятие №22

Цель: развитие логического мышления, связной речи, развитие внимания и зрительно-моторной координации.

1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

2. Игра «Логические цепочки»

Ход игры:

Психолог предлагает детям собрать цепочки из 4 карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем нужно составить связный рассказ по картинкам. Каждый ребенок собирает свою цепочку.

3. Письменные задания на листах А4

4. Ритуал прощания «Фейерверк»

Дети, держась за руки в кругу присаживаются, а затем резко выпрыгивают со словами «Ура», «Салют», «Здорово»;

Занятие №23

Цель: развитие произвольного внимания, слуховой памяти, воображения, зрительно-моторной координации. Релаксация.

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

Дети должны поочередно хлопать в ладошки с увеличением темпа, кто не успевает хлопнуть выходит из игры.

2. Игра «Запиши буквы как запомнил»

Ход игры:

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и карандаш. Психолог предлагает детям запомнить пять букв, которые он назовет, и записать их в нужной последовательности.

3. Письменные задания на листах А4

4. Упражнение «Необычная радуга»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий цвет – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение.

Зеленый- цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно- зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Занятие №24

Цель: развитие речи, внимания, логики, расширение кругозора, зрительно-моторной координации.

1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

2.Игра «Закончи предложение»

Ход игры:

Психолог по очереди бросает детям стоящим в кругу мяч и говорит начало предложения. Ребенок должен закончить предложение и бросить мяч обратно психологу. Примерные варианты предложений:

У лисы длинный хвост, а у зайца…

Мы смотрим глазами, а слушаем…

Картошка- овощ, а яблоко-…

Птицы летают, а рыбы…

Кошки мяукают, а собаки…

Зимой холодно, а летом…

Днем светло, а ночью…

Апельсин сладкий, а лимон…

Слон большой, а мышка…

3.Игра «Собери по образцу» (Цветные счетные палочки Кюизенера)

4. Упражнение «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №25

Цель: развитие тонкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, наблюдательности, логического мышления, расширение кругозора.

1.Ритуал приветствия «Волна»

Передача сигнала хлопком рука об руку со словом «Привет»

2. Игра «Времена года»

Ход игры:

Психолог выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы связанные с этим временем года. Время от времени он произносит «неправильные» слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к выбранному времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

Примерные слова для времен года:

Зима: снег, иней, вьюга, бабочки, снежинки, комары, Новый Год, елка, Дед Мороз, жара , пурга, снеговик, лед, подснежники , снегопад, варежки, радуга;

Лето: грибы, ягоды, цветы, дождик, пляж, жара, листопад, бабочки, пчелы, радуга, подснежники , солнце, загар, шуба, панамка, купальник, Снегурочка;

Весна: почки, листопад , подснежники, Новый Год , капель, сирень, скворечники, земляника , 8 Марта, скворцы;

Осень: урожай, листопад, панама, школа ландыши, дождь, 1 Сентября, снеговик, зонт, пальто, шорты, астры, одуванчики;

3. Письменные задания на листах А4

4 .Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-96с.

2. Катаева Л.И. Коррекционно- развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий.- М.: Книголюб, 2004.-64с. (Психологическая служба)

3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.

В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.-160 с.- (Библиотека психолога образования)

4 . Развивающие игры.- М.: Стрекоза, 2011.-64с., ил.

5 . Житко И.В. Петрикевич А.А. Развивающие игры для дошкольников. Программа образовательных услуг детям шестого года жизни.