Вера Жикина
Родительское собрание «Развитие познавательной активности детей как условие успешного обучения в школе»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе

Тема : «Развитие познавательной активности детей как условие успешного обучения в школе»

Цель: раскрыть важность развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить о наших детках, будущих первоклассниках. Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда. Подготовка к школе – сложный и многослойный процесс, включающий в себя разнообразные компоненты. В настоящее время на первое место выдвинут вопрос, какие условия нужно создать для обеспечения эффективного поступательного развития ребёнка, его осознанного умения использовать разные способы и приёмы познания. Это не только формирование умственных способностей дошкольников, но и развитие познавательной активности, умения целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность.

Скажите, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть своих детей? (сильными, спортивными, успевающими, богатыми)

Хорошо! Вы все качества отметили верно, а еще мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – одним словом умными. Умен тот, кто умеет мыслить.

Что значит мыслить? (Иметь свое мнение, уметь компетентно отвечать на вопросы).

А как вы считаете, умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить? Или тому, кто научился самостоятельно воспринимать информацию, рассуждать и делать выводы? (тому, кому помогали учиться мыслить).

Правильно! А как вы понимаете термин «познавательная активность»? (Ответы родителей).

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень ее развития определяется индивидуально – психологическими особенностями и условиями воспитания.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Познавательная активность – активность, проявляемая в процессе познания, когда ребенок готов принимать информацию и углубить свои знания не только в образовательном учреждении, но и самостоятельно, дома. Поэтому необходимо поддерживать, развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая основу для успешного обучения в школе.

Известный психолог, М. С. Якиманский считает, что познавательная активность зависит от опыта самого ребёнка, который обеспечивает ему не только осознанное усвоение нового материала, но и его преобразование.

Щербакова Е. И. предложила показатели познавательной активности дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Уважаемы родители, скажите, как вы осмыслили термин «познавательная активность» (Активность, проявляемая в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить её, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества).

В дошкольном учреждении образовательная деятельность направлена на формирование целевых ориентиров дошкольника: развитие любознательности, интереса к изучению выбранной темы, формирование активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми по развитию познавательной активности является исследовательская деятельность. Она делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Исследовательская деятельность позволяет изучить большой объём информации, провести через все виды детской деятельности. Особенно ключевым моментом является возможность изучения той или иной темы в свободной деятельности.

Прежде всего, расширяются знания ребёнка о различных областях действительности. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование или исследовательская деятельность.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Последовательность детского экспериментирования.

На 1 слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Следующей формой развития познавательной активности является – решение проблемных ситуаций. Практика показала, что перспективным и важным является проблемно – поисковый метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации происходит обучение ребенка путем использования известных способов действия, перенесенных в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Что такое познавательная активность?

Как развивать?

Как влияет на успешность обучения в школе?

МБДОУ «Россиянка» «Центр развития ребенка» г. Калуги СНП «Незабудка»

Подготовили и провели: учитель-дефектолог Калиничева В.В. воспитатель Федотова О.Н. 2015 год

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

  • Раскрыть важность развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.
  • Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

Форма проведения: Деловая игра

Участники: учитель-дефектолог, воспитатели, родители.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, видеоматериалы «Детские загадки для родителей» , запись: звуки окружающей действительности, «Танец маленьких утят» , предметы для проведения опытов с водой и воздухом (кувшин с водой, тазик, свечи, спички, воздушный шарик, вертушка, кусок древесины, скрепки, бумага, краски, стакан) , буклеты «Учимся, играем, познаём» , листы ватмана, фломастеры, эмблемы для команд.

Повестка:

  1. (выступление учителя-дефектолога)
  2. Игра «Учимся, играем, познаём»

1. Выступление учителя-дефектолога

Развитие познавательной активности ребенка

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» , - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста всегда остается актуальным, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. А экспериментирование является одним их ведущих видов деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую» .

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования заключается в том, что дети во время работы не могут работать не разговаривая.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста?

Да! Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

Очень часто родители спрашивают нас, педагогов: «как заниматься с ребенком?» , «В какие игры играть, чтобы развивать ребенка?» , «Как развивать ребенка, если он не хочет со мной заниматься?» . И мы решили помочь Вам найти ответы на эти вопросы с помощью все той же игры. Только играть сегодня будем мы с Вами.

2. Игра «Учимся, играем, познаем»

А сейчас дорогие родители и педагоги предлагаем Вам вернуться в ушедшее тёплое лето и превратиться в красивых бабочек. Бабочки красиво порхают на цветущей поляне (Взрослые кружатся под лёгкую музыку) и плавно садятся на красивый цветок.

Теперь возьмите свой цветок, переверните, соединитесь в группы согласно своему смайлику.

На нашей игре присутствуют эксперты (это наши педагоги) , которые будут помогать Вам, уважаемые родители при выполнении заданий.

Задание первое

Придумайте название команды и девиз. Выберите капитана команды.

Представьте свою команду.

Разминка

Прежде чем начать нашу игру предлагаю немножко размяться. Я буду называть фразу, а вы по очереди должны назвать эту фразу одним словом.

Мелкий дождь - …… (дождик)

Остаться на ночь - … (заночевать)

Маленькая собака - …… (щенок)

Капля дождя - …… (дождинка)

Время, когда встаёт солнце -…… (восход)

Человек, который лечит людей - …… (врач)

Кусочек льда - … (льдинка)

Человек, читающий книгу - …… (читатель)

Человек с бородой - … (бородач)

Человек, который копает землю -…… (землекоп)

Задание второе «Мотивация»

Со времён Сократа принято считать, что познание начинается с удивления. Что-то или кто-то привлекает наше внимание, возникает интерес. Памятуя об этом, педагоги стремятся удивить, заинтриговать детей, обратить внимание на необычный факт.

И сейчас вам необходимо представить явление природы так, чтобы ребёнку захотелось о нём узнать, то есть заинтересовать его. (Командам предлагаются явления природы, изображенные на картинках: гроза и радуга) .

Задание третье «Рассуждалки»

Наши дети приготовили для Вас загадки (пирожное, компьютер, отдых, динозавр) .

Внимание на экран.

Задание четвёртое «Узнай звук»

Каждый из нас хотя бы раз задумывался над тем, что такое звук. Почему звуки такие разные? Как они получаются? Это интересно любому человеку.

Звук - это энергия. Он образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые и достигают наших ушей.

Мы предлагаем Вам узнать по звуку совершаемое действие (едет поезд, человек идет по снегу, открывается дверь, бежит человек, идет дождь, движение Феррари, работает фен, звучат колокольчики, зажевало аудио плёнку, завывает вьюга, бьется стекло) .

Задание пятое «Пантомимика» - задание для капитанов

Уважаемые родители и педагоги! Наши дети плохо разговаривают и поэтому им часто на помощь приходят жесты и мимика. Попробуйте встать на место наших детей. Вам необходимо загадать слово, обозначающее предмет, явление природы или животное, записать на листе бумаги и отдать нашим наблюдателям. А для команды - оппонента показать это слово с помощью жестов и мимики, так чтобы члены этой команды смогли его отгадать.

Музыкальная пауза «Танец маленьких утят»

А сейчас всем участникам предлагаем немножко отдохнуть.

Вставайте врассыпную, внимание на экран, повторяем движения за героем мультфильма.

Задание шестое «Нарисуй семью»

Сейчас каждой команде необходимо нарисовать семью: кошки и коровы. Участвуют 6 человек. Первый игрок рисует маму, второй – папу, третий – детёныша, четвёртый – где живёт это животное, пятый – чем питается, шестой – какую пользу приносит человеку. А капитан команды составит небольшой рассказ про свое животное по получившейся картине.

Задание седьмое «Опыт»

Альберт Эйнштейн был гениальным учёным – вы наверняка слышали о нём. Он изучал законы, которые действуют в нашей Вселенной: исследовал не только такие важные вопросы, как время, свет и Вселенная, но так же, и чудеса, которые скрыты в привычных предметах, составляющих наш мир, то есть проводил опыты.

Вот и Вы сейчас побудете исследователями. Приглашаем по два члена команды. Вам предстоит показать и объяснить по два опыта: один с водой и один с воздухом. Для проведения опытов Вы можете воспользоваться имеющими предметами.

Задание восьмое «Мультфильм»

Уважаемые родители и педагоги, при выполнении следующего задания вам понадобятся ваше творчество и фантазия. И так необходимо создать мини мультфильм – про любое явление природы.

И в заключении мы предлагаем вам выполнить задание «Нарисуй эмоцию» .

Нарисуйте, пожалуйста, смайлик, который отражает ваши эмоции, которые вы испытываете, по завершению нашей встречи. Посмотрите на наши смайлики, сколько улыбок, позитива они несут нам с Вами. Так и наши дети нуждаются в общении с Вами. Играйте с ними, ненавязчиво помогайте им познавать мир, в котором мы живем.

Мы просим Вас оценить сегодняшнюю встречу. Закончите три предложения:

В ходе сегодняшней встречи я понял (а)

Мне не понравилось …

Хотелось бы продолжит разговор на тему …

Цель:

Задачи:

1. Расширение знаний родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 2-3 лет.

2. Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей.

3. Показ на практике примерных заданий для развития познавательных процессов детей 2-3 лет.

Место проведения : музыкальный зал

Предварительная работа:

1.Изготовление развивающих пособий и дидактических игр.

3.Подготовка слайдовой презентации «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в первой младшей группе

Тема: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка

младшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование представлений родителей о развитии познавательных процессов детей 2-3 лет.
Задачи:

  1. Расширение знаний родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 2-3 лет.
  2. Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей.
  3. Показ на практике примерных заданий для развития познавательных процессов детей 2-3 лет.

Место проведения : музыкальный зал

Предварительная работа:

1.Изготовление развивающих пособий и дидактических игр.

3.Подготовка слайдовой презентации «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем очередном родительском собрании, которое посвящено теме: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста».

– Что же такое познавательная активность ? Как вы думаете?

Ответы родителей : желание ребенка узнать, что – то новое.

Что делают дети, когда хотят узнать, что – то новое?

Правильно, дети, задавая вопросы, проявляют любопытство, интерес, выражая тем самым любознательность.

Как вы считаете, надо ли развивать познавательную активность у детей?

Ответы родителей: да

Для чего?

2 слайд. Познавательная активность нужна для более успешного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Если у ребенка будет развита познавательная активность, то активно будет развиваться речь .

3 слайд. Если у ребенка развита речевая и познавательная активность, то он в дальнейшем на занятиях:

  • Внимательно слушает собеседника, дополняет ответы, замечает неточности.
  • Постоянно отвечает
  • Стремится узнать что – то новое
  • Прислушивается к указаниям, замечаниям взрослого по поводу содержания и форм речевого высказывания.
  • Стремится заинтересовать слушателей (говорит спокойно, интонационно, выразительно).

4 слайд . В повседневной жизни речевая и познавательная активность проявляется в том, что

  • Ребёнок может поддержать разговор со взрослым
  • Пересказывает сказки, любит рассматривать картинки.
  • Проявляет желание выступать на утренниках, спектаклях.
  • Проявляет любознательность ко всему, что его окружает.

Всё это способствует в дальнейшем успешной учёбе в школе.

5 слайд. Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни.

Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

6 слайд. Особенности развития детей 2-3 лет:

Работать с детьми 2-3 лет сложно, но очень интересно.

В два-три года стремительно развивается познавательная активность . Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все.

Интенсивно развиваются

Ощущение, Восприятие, Внимание, Память, мышление

С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности.

С ощущений начинается развитие человека.

Различают пять основных видов ощущений:

1.Вкусовые

2.Тактильные

3.Обонятельные

4.Зрительные

5. Слуховые

7 слайд . В психических процессах ведущая роль отводится восприятию.

Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.

8 слайд . Внимание – это один из сложных познавательных процессов.

Если нет внимания, то все напрасно. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.

9 слайд. Особенности развития внимания у детей раннего возраста:

В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.

Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания.

10 слайд. Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни –становятся годами первых детских воспоминаний.

11 слайд. Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. т.е ребенку нужно предмет потрогать, понюхать, рассмотреть. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей раннего возраста новыми впечатлениями,

Учитывая все возрастные особенности детей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности.

Интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.

12 слайд . Поэтому одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают.

В процессе работы мы используем разнообразные развивающие игры. Некоторые из них сделаны своими руками. Часть игр представлены на слайдах.

13,14,15,16,17

Вот небольшой перечень игр и упражнений для развития познавательной активности детей.

Мозаика - игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Пазлы – красочные картинки развивают внимание, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Шнуровки – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.

Игры с пуговицами, бусинами - нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.

Игра с крупой - перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

Подбери по форме, цвету – Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.

«Узнай, что в мешочке?» - Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и развивает воображение.

Геометрические вкладыши, матрешки – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».

Игра с прищепками – Прикрепляем к шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки. Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

В основном ребенку даются простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Немало внимания уделяется сюжетно ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра является средством воспитания ребенка и средством его психологической реабилитации. Ведь можно проиграть проблемную ситуацию и найти ее решение в процессе игры.

Мы играем в Дочки-матери, Шоферы, Больница.

18 слайд. И если вы думаете, что ребёнок в детском саду только кушает, спит, играет, то вы очень ошибаетесь – дети кроме этого, в течение дня заняты сложной деятельностью – они постоянно чему-то обучаются, узнают что-то новое, учатся быть трудолюбивыми, дисциплинированными, и так как это всё проходит в виде игры, для детей этот процесс проходит безболезненно и незаметно. Слайды 19,20,21,22,23,24,25

26 слайд. Итак, организуя среду и создавая условия в детском саду, дома, для развития детей, а именно, игры и упражнения, пальчиковые разминки, направленные на развитие сенсомоторики, проводимые в системе с самого раннего возраста, развивают детей всесторонне, стимулируют скорейшее развитие речи, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.

Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества.

К концу учебного года мы видим значительные результаты нашей работы – дети успешно прошли адаптацию, многому научились.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игры, развивающие познавательную активность ребенка в младшем дошкольном возрасте Родительское собрание в первой младшей группе НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» Подготовила: Григорян Наталья Борисовна Воспитатель I квалификационной категории

Познавательная активность - это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.

ЕСЛИ У РЕБЕНКА РАЗВИТА РЕЧЕВАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ТО ОН В ДАЛЬНЕЙШЕМ НА ЗАНЯТИЯХ: Внимательно слушает собеседника, дополняет ответы, замечает неточности Постоянно отвечает Стремится узнать что – то новое Прислушивается к указаниям, замечаниям взрослого по поводу содержания и форм речевого высказывания. Стремится заинтересовать слушателей (говорит спокойно, интонационно, выразительно).

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РЕЧЕВАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО Ребёнок может поддержать разговор со взрослым Пересказывает сказки, любит рассматривать картинки Проявляет желание выступать на утренниках, спектаклях Проявляет любознательность ко всему, что его окружает ВСЁ ЭТО СПОСОБСТВУЕТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ, УСПЕШНОЙ УЧЁБЕ В ШКОЛЕ!

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Ощущение С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности. С ощущений начинается развитие человека. Различают пять основных видов ощущений: 1.Вкусовые 2.Тактильные 3.Обонятельные 4.Зрительные 5. Слуховые

Восприятие Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины. В раннем возрасте (к 3 годам) восприятие носит предметный характер, т. е свойства предмета (цвет, форма, величина) на отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Формируется восприятие мира: форма: круг, квадрат; величина: маленький, большой; цвет - 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зелёный

Внимание Внимание – это один из сложных познавательных процессов. Если нет внимания, то все напрасно. Внимание состоит из четырех свойств: концентрация; у стойчивость; п ереключение; распределение. Концентрация - это степень сосредоточенности сознания на одном и том же предмете, объекте деятельности. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.

Особенности развития внимания у детей раннего возраста: В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания. .

Возрастные особенности памяти у детей раннего возраста: Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни –становятся годами первых детских воспоминаний.

Мышление Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами – игрушками. 2. Наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений. 3. Словесно-логическое – познание с помощью п онятий, слов, рассуждений. В развитии внимания формируется наглядно-действенное мышление (оно является ведущим до 3 лет). Больше никакого мышления не формируется. Ребенок думает с помощью рук.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА – ЭТО ЗАДАЧА ОБЩЕСТВА, НО ТОЛЬКО СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ДАЮТ НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛНОЦЕННОГО И СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ОБЩЕСТВА


Родительское собраник в ДОУ в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей
старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование представлений родителей о способах развития познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Задачи:
Обогатить представления родителей о вариантах организации экспериментирования с ребенком-дошкольником в семье.
Познакомить родителей с алгоритмом организации детской проектной деятельности.
Форма проведения : круглый стол
Место проведения : музыкальный зал МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары, 4 корпус
Предварительная работа:
организация выставки литературы на тему «Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,
подготовка презентации результатов детской проектной деятельности детей старшей группы «Музыкальный инструмент из бутылок»
Оборудование : книги по теме «Познавательная деятельность детей дошкольного возраста», раздаточный материал – памятки для родителей, материалы для экспериментирования, мультимедийный экран, ноутбук, колонки.
План проведения:
1. Обсуждение актуальности развития познавательного интереса и активности у детей с опорой на ФГОС ДО.
2. Представление опыта семей «Играем и познаем».
3. Мастер-класс от воспитателя «Опыты с детьми в условиях семьи»
4. Презентация детской проектной деятельности «Музыкальный инструмент из бутылок».
5. Мини-консультация с мультимедийной презентацией «Методика организации детской проектной деятельности по технологии ОТСМ-ТРИЗ»

Ход собрания:

Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители. Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить актуальность познавательного развития детей и обогатить свои представления, как можно дома легко организовать интересные формы взаимодействия для развития у детей познавательного интереса и активности. Хочется открыть беседу с вопроса к вам «Что такое, по вашему мнению, познавательное развитие?». Вы можете использовать памятки, которые лежат перед вами, в которых представлены выдержки из законодательных документов в сфере дошкольного образования.
Ответы родителей:
Воспитатель: Верно. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, с которым мы с вами уже знакомы, «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Воспитатель: постарайтесь ответить на вопрос «Важно ли развитие познавательной активности для детей? Почему?»
Ответы родителей:
Воспитатель : Действительно, развитие познавательного интереса является основой успешного овладения детьми обучением в школе, так же являясь обязательным условием активного осознанного изучения, «открытия» окружающего мира. Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательной деятельности детей. Именно этот возраст – это время фантазёров, бесконечных вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Родительское собрание

«Познавательное развитие старших дошкольников»

Повестка дня:

    Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте.

    Характеристика возрастных возможностей.

    Родители – гиды на пути познания.

    Мини-анкетирование родителей.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр.

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Ребенок 4-6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, великий психолог Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду.

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.

Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.

При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет-система предметов, случайность и т. д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

    Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.

    Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье. Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

    Как и с кем они разговаривают;

    Как относятся к людям, к работе, к животным;

    Чем увлекаются, что любят и не любят;

    О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

    О чем говорят родители с детьми;

    Как родители организуют режим детей;

    Как и за что поощряют, наказывают;

    Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

    Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?

    Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?

    Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?

    Как ваш ребенок относится к книгам?

    Как часто вы читаете своему ребенку?

    Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?

    Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Решение родительского собрания:

    Стараться создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.

    Поддерживать тесный контакт с педагогами группы по развитию познавательных способностей детей.

    Всегда отвечать на детские вопросы познавательного характера.

    Учитывать познавательные и интересы своих детей.