Я всегда считала, что мне повезло с мужем. У нас были хорошие, теплые отношения. До рождения ребенка мы прожили в браке шесть лет. Потом случилось то, чего мы так ждали и хотели оба – родился сынок. Муж очень ждал ребенка и хотел именно сына. На последних месяцах беременности разговаривал с моим животом, находился с нами в роддоме. Я видела, что он счастлив.

Потом, когда малыш начал подрастать муж старался уделить ему максимум своего времени, ходил с ним на прогулку, а я оставалась дома. Иногда, чтобы сделать домашние дела, а иногда специально, чтобы они побыли вдвоем. Я же понимаю, как важно мужчинам их общество и что-то общее , скрытое от женских глаз. Я была уверена, что всё нормально в нашей семье и, что мои мужчины отлично ладят друг с другом.

Но когда сын подрос до возраста 4 лет, я стала замечать, что отношения между ними начали портиться и оказались не такие уж идеальные. Более того, всё чаще стали возникать конфликтные ситуации. Сын у нас парень с характером и он в свои четыре года очень уверенно начал противостоять отцу. Я была в шоке.

Дальше хуже: они начали меня перетягивать каждый на свою сторону. Это было самое страшное для меня. Я ведь не могу выбирать между любимым мужем и любимым сыном. Это как минимум глупо. Мои попытки вразумить их обоих ничего не давали . У меня даже была мысль сводить их к семейному психологу, но потом решила разобраться сама: почему так происходит и что с этим нужно делать? И можно ли изменить ситуацию, не прибегая к помощи специалиста?

Два вида отношений

Существует всего два типа отношений между отцом и сыном:

  • Сын и отец – соперники . В этом случае отец пытается «задавить» своим авторитетом сына, и каждый раз задевает его, дает советы, читает нотации и нравоучения. Причем совершенно неважно: есть для этого повод или нет. Он считает, что знает больше, знает, как правильно поступить и не дает ребенку ни малейшей свободы и самостоятельности. Ребенок в свою очередь уверен, что прав именно он (или мама, но только ни отец), а советы отца ему надоели и не нужны. Все наставления отца воспринимаются «в штыки» и агрессивно, независимо от возраста ребенка.
  • Отец и сын – друзья . Это идеальный вариант, но в реальной жизни встречается редко – статистика. Дружба между ними начинается с первого дня жизни ребенка, а ни тогда, когда ребенку исполнилось двадцать. Такой вид отношений зависит в первую очередь от отца. Именно осознание того, что он отец и на нем лежит груз ответственности за этого маленького человека, уверенность в собственных силах и самодостаточность делают отношения правильными и дружескими. Отец понимает, что это он, а не жена, должен вложить в воспитание сына максимум, должен помочь ему стать настоящим мужчиной, объяснить и научить всему тому, чему женщина в принципе научить не может. Рядом с таким отцом сын всегда будет чувствовать защищенность и уверенность, а ведь это очень важно, особенно в детстве.

К сожалению, но вариант № 2 не о нас. И надо было разбираться с первым типом взаимоотношений. Обратимся за помощью к науке психологии. Что же говорят специалисты в этой области по поводу таких сложных отношений отца и сына?

А говорят они следующее : в возрасте 3-4 лет любой мальчик начинает испытывать странные чувства по отношению к своему отцу. В его маленькой душе борются два чувства: любовь и ненависть. Да, именно эти чувства он начинает испытывать к отцу. Борьба этих противоречивых чувств доставляет мальчику массу трудностей в эмоциональном плане. С одной стороны он, конечно же, любит своего отца, с другой желает ему смерти и от этих мыслей сам испытывает настоящий ужас, опасаясь, в первую очередь, гнева отца. А всё потому, что свою мать он в этот период любит гораздо больше. И не хочет ее ни с кем делить. Даже с родным отцом.

Вы только представьте, что испытывает ребенок и как ему психологически трудно с этим справляться. В этой ситуации всё будет зависеть от папы. Отец должен проявить максимальную выдержку и терпение, чтобы пережить этот трудный для всей семьи период . Буквально через пару лет мальчик справится с этой проблемой, переживет то, что психологи называют «Эдипов комплекс» (суть данного комплекса состоит в желании устранить отца и жениться на матери) и вся семья сможет спокойно и дружно жить дальше.

Что должен делать отец?

Естественно, набраться терпения и ни в коем случае не уподобляться ребенку. Не конкурировать с ним за внимание матери.

Отец должен объяснить сыну , что мама – это папина жена и что спать она будет с ним (с папой). Отец должен объяснить, а сын понять, что он никогда не займет место рядом со своей мамой вместо папы. Это очень важно. Также следует объяснить ребенку, и это тоже должен сделать папа, что когда мальчик вырастет, у него тоже будет жена.

Папе обязательно нужно перестать видеть в своем сыне самого себя. Нужно понять и принять, что это другой человек со своим характером, увлечениями и интересами. И если сын не любит лазить по деревьям, как это любил делать в своем детстве папа, то и не надо его заставлять и учить с ненормальным упорством. Или наоборот, если вы в детстве терпеть не могли лепить фигурки из пластилина, а сын любит – не надо оскорблять и говорить, что он «баба», только из-за того, что вам это не нравилось. Папе нужно учиться уважать выбор своего сына, даже в мелочах. Особенно в мелочах!

Совет папам : дайте возможность своим сыновьям прожить свою жизнь, а не заново пережить вашу! Пройти свой путь, набить свои шишки и набраться своего опыта, а не тратить свою жизнь на исправление ваших ошибок и на осуществление ваших фантазий! Не отнимайте у своих сыновей их будущее!

Отцу стоит всегда помнить о том, что для сына он объект для подражания. Мальчики неосознанно перенимают поведение, манеры, жесты и привычки отца. Это заложено природой, а против природы не попрешь, как говорится.

Подумайте : может быть, сыну не хватает вашего внимания и отсюда дополнительная агрессия. Может он просто по-другому не может его привлечь? Ведь очень часто недостаток внимания одна из главных причин агрессивного поведения сына по отношению к отцу, а не только борьба за маму.

Что должна делать мать?

В данной ситуации мама должна самоустраниться. Объяснить своим мужчинам, что они должны сами наладить свои отношения и не втягивать в них ее. Но это возможно только при условии, если отец ведет себя правильно: терпелив, уравновешен и не проявляет ответной агрессии в отношении сына.

Если же папа ни до конца понимает сложившуюся ситуацию, то задача мамы заключается в том, чтобы подробно и тщательно разъяснить отцу, как ему надо себя вести в отношениях с ребенком . Делать это нужно без присутствия ребенка, то есть один на один. Может быть, дать почитать соответствующую литературу, если папа сомневается в правильном подходе мамы или же сходить к семейному психологу, чтобы специалист разъяснил, как и что нужно делать, и чего делать категорически нельзя .

Подводим итог

Резюмируя всё вышеизложенное, хочу сказать следующее : для мальчика внимание отца и общение с ним очень важны. А хорошие отношения между отцом и сыном – это работа в первую очередь отца. Ребенок в силу своего юного возраста многих вещей не знает и не понимает, а папа должен стать наглядным примером. И этот пример должен быть достойным!

Конечно, написать это одно, а сделать – совершенно другое. Но если папа хочет, чтобы между ним и ребенком в будущем сложились доверительные, а главное дружеские отношения, то потрудиться придется. Набраться терпения и показать сыну, как должен вести себя настоящий мужчина по отношению к своему ребенку . Чаще проявляйте интерес к делам сына в саду или в школе, к его самочувствию, интересуйтесь его друзьями, увлечениями и потихоньку лёд между вами растает.

Если вы чувствуете давление со стороны людей, которые заставляют вас делать то, что вам не хочется, существует много способов достойно ответить им. Будьте готовы сразу же отреагировать и ответить на давление со стороны сверстников. Избегайте мест, где люди могут заниматься чем-либо незаконным, а также других вещей, которые вызывают у вас дискомфорт. Положитесь на людей, которые будут вас поддерживать: на друзей, семью или психолога.

Шаги

Как ответить на давление сверстников сразу же

  1. Просто скажите «нет» так, чтобы вам поверили. Самый простой способ ответить на давление со стороны сверстников - просто отказать. Отказ в данный момент спасет вас от необходимости отказывать в подобной просьбе в будущем, поскольку вы сразу четко говорите, что вас это не интересует. Будьте тверды, смотрите человеку прямо в глаза. Таким образом вы показываете, что не собираетесь идти на компромисс.

    • Есть множество способов отказаться. Например, скажите: «Я не буду этого делать» или «Нет, спасибо, я не хочу». Можно также сказать: «Наверно, я откажусь, спасибо».
    • Будьте осторожны и не показывайте своего страха, чтобы вас не назвали трусом. Будьте тверды в своем решении.
  2. Смените тему. Есть множество способов противостоять давлению. Если вам неудобно отвечать на какой-то вопрос, просто смените тему. Таким образом, вы сможете потянуть время до тех пор, пока не будете готовы ответить (или вы можете вовсе не отвечать). Избегая ситуации, вы показываете, что не интересуетесь этим и не собираетесь отвечать.

    • Попробуйте сменить тему, сказав: «Хочешь посмотреть со мной этот фильм? Я давно собирался на него сходить, но смотреть его одному скучно».
  3. Придумайте предлог, чтобы уйти. Еще один вариант избежать конкретной ситуации - просто уйти. Придумайте какую-то причину, почему вам необходимо срочно бежать. Извинитесь и постарайтесь как можно скорее уйти.

    • Скажите: «О, я совсем забыл, у меня же завтра экзамен по математике, и мне нужно подготовиться. Я попозже тебе наберу».
    • Напишите другу или кому-то из родителей и попросите позвонить вам, чтобы можно было сказать, что вам срочно нужно бежать.

    Как подготовиться к давлению со стороны сверстников

    1. Принимайте свои собственные решения. Не принимайте решения, основываясь на мнении других людей насчет того, что хорошо для вас. Отдавайте предпочтение тому, что делает вас счастливым, принимайте решения самостоятельно. Некоторые люди могут просить вас сделать что-то, из-за чего вам придется выйти из своей зоны комфорта в хорошем смысле, но помните о любых негативных последствиях, которые могут возникнуть.

      • Если вы собираетесь принять решение, спросите себя: «Насколько это хорошо и полезно для меня? Это сделает мою жизнь позитивней и ярче? Я точно уверен насчет того, как я отношусь к этому?»
    2. Придумайте ответ. Если вы еще не испытывали давления со стороны сверстников или просто хотите правильно отреагировать в следующий раз, подумайте о том, как ответить, когда вас просят о чем-то, чего вы не хотите делать. Если вы заранее подготовите ответ, то точно не почувствуете давления, ведь когда вас о чем-то попросят, вы уже будете знать, что сказать.

      • Например, подумайте, как ответить, если кто-то предложит вам обмануть, солгать или принять наркотики. Можно просто ответить: «Нет, спасибо», а можно придумать что-то конкретное для каждой ситуации.
      • Не отвлекайтесь, рассказывая другим об этой идее. Составьте Я-высказывания и сосредоточьтесь на собственной позиции.
    3. Избегайте мест и ситуаций, в которых вы начинаете чувствовать себя некомфортно. Возможно, у вас закрались сомнения, что люди собираются перед каким-то событием, чтобы выпить или принять наркотики. Если вы собираетесь на вечеринку, и что-то, кажется, идет «не так», просто постройте другие планы. Если ваши друзья по команде собираются выпить перед игрой, скажите, что увидитесь с ними на матче. Избегая ситуаций, которые могли бы вас соблазнить, вы избежите и давления со стороны сверстников.

      • Например, перестаньте ходить на вечеринки без присмотра взрослых и встречаться с людьми, которые, как вам известно, употребляют наркотики.
    4. Выбирайте позитивных друзей. Когда речь заходит о давлении со стороны сверстников, начните с правильного выбора друзей, которые не будут на вас давить. Ваши друзья должны принимать вас таким, какой вы есть, не желая изменить вас. Если ваши друзья не принимают разных опасных последствиями решений, вы тоже, скорее всего, их не примите.

      • Выбирайте друзей по принципу общности интересов, а не потому что они «крутые» или «популярные». Они должны нравиться вам и заботиться о вас.
      • Попробуйте подружиться с людьми, с которыми у вас общие интересы. Например, если вы видите, что человек читает книгу, которая вам очень нравится, попробуйте начать с ним разговор об этой книге и узнайте этого человека поближе.

    Как справиться с влиянием сверстников

    1. Ведите дневник и записывайте туда свои чувства. Трудно справиться с чувствами, которые возникают из-за давления сверстников. Вы можете быть хорошими друзьями с кем-то, а затем почувствовать себя преданным, если ваш друг пытается надавить на вас, чтобы заставить вас что-то сделать. Возможно, вы даже начнете задаваться вопросом, не стоит ли прекратить такую дружбу. Проанализировать и принять эти эмоции бывает сложно, поэтому попробуйте вести дневник , чтобы разобраться с чувствами и эмоциями и справиться со стрессом.

      • Дневник должен быть чем-то личным, где вы можете спокойно писать о своих мыслях и чувствах. Будьте честны с самим собой, пока пишете.
      • Иногда можно пролистывать свои записи, чтобы вспомнить, что вы чувствовали и думали в прошлом, что вам помогало.
    2. Выберите другую компанию. Если ваши нынешние друзья постоянно давят на вас, не прекращая, возможно, настало время найти новых друзей. Подумайте о хороших моментах с ними и сравните их с плохими. Если вы чувствуете, что друзья давят на вас гораздо больше, чем вам бы хотелось, если они не пытаются исправиться, заведите новых друзей. На самом деле, прощаться с друзьями достаточно тяжело, но также довольно трудно продолжать говорить «нет» и пытаться справиться с давлением, которое они на вас оказывают.

      • Вы можете познакомиться с новыми людьми, если займетесь волонтерством , каратэ, танцами или чем-то еще.
    3. Продолжайте заниматься полезными видами деятельности. Еще один способ избежать давления со стороны сверстников - тратить свое свободное время на занятия, которые действительно приносят вам удовольствие. Такие мероприятия помогут вам познакомиться с новыми людьми, с которыми у вас будут общие интересы, с которыми вы сможете проводить время так, как вам нравится.

      • Пробуйте разные виды деятельности, пока не найдете тот, который будет вам нравиться. Например, попробуйте заняться шитьем или обработкой по дереву, запишитесь на курсы фотографии, сходите в поход или начните кататься на велосипеде.
      • Узнайте, какие кружки можно посещать в вашей школе. Например, наверняка есть какой-то театральный, математический или религиозный кружок. Кроме того, можно записаться на дополнительные спортивные занятия, например, на футбол, гимнастику, волейбол или баскетбол.

Peer pressure

There is no doubt that negative peer pressure is one of the most burning problems in the modern world. To begin with, let us find out what peer pressure means. According to the Cambridge Academic Content Dictionary, peer pressure is the pressure that you feel to behave in a certain way because your friends or people in your group expect it. Peer pressure can influence how teenagers dress, what hobbies they choose and how they behave and treat other people.

Experts say that there is tremendous peer pressure among teenagers to dress a certain way. For instance, at schools where there are no uniforms children may feel pressured to wear fashionable and expensive clothes just to fit in and to be accepted by the peers. One solution that can be put forward is making wearing school uniforms compulsory. In this case there will be no distinction between the rich and the poor and schoolchildren will focus on their studies rather than on trendy clothes and perform academically better.

It should also be noted that peer pressure is also an important factor when it comes to using drugs or alcohol among teenagers. Experts say that most under-age drug addicts are introduced to this dangerous behavior by their peers. In this case the desire to fit in can lead to serious problems in the future. You must have heard the appeal: "Everyone is doing it." However, if you know what is "right" and "wrong", your common sense will definitely stop you from harming or killing yourself. So, no matter how hard it may be for you to say "no", you should stand your ground. Think about the possible consequences. Drug and alcohol abuse ruins health and overall destroys people"s lives.

There is also peer pressure among youngsters to behave violently or physically harm other people, especially those who are weak or disabled. So, we now speak about bullying, intentional frightening of someone who is smaller or weaker than you. Bullying is not only a physical act of violence but also emotional or psychological abuse. As far as I am concerned, since childhood my parents have taught me not to bully. I think that any aggressive behavior or fighting will in the long run lead people to jail.

All in all, if you want to be a strong personality, you should set your own rules but not to follow someone else"s rules.

Давление со стороны сверстников

Вне всяких сомнений, негативное влияние со стороны сверстников является одной из самых острых проблем в современном мире. Для начала давайте разберемся, что означает этот термин. Кембриджский учебный словарь дает нам следующее определение: «давление со стороны сверстников - это давление, которое ты ощущаешь со стороны своих друзей или сверстников, и, как следствие, подражание определенному поведению, установленному пиринговой группой, в целях угождения ей». Давление сверстников может сказываться на том, как одеваются подростки, какие выбирают себе увлечения, как они себя ведут и относятся к другим людям.

По мнению экспертов, влияние со стороны сверстников превалирует в вопросах выбора одежды. К примеру, в школах, где не введена форма, дети могут чувствовать давление со стороны сверстников, и, пытаясь влиться в компанию, им приходится носить только модную и дорогую одежду. Одним из возможных решений этой проблемы может быть обязательное введение школьной формы. В этом случае исчезнет разграничение на богатых и бедных, дети сосредоточатся на изучении предметов, а не на выборе модной одежды, и будут лучше учиться.

Следует отметить, что влияние со стороны сверстников является важным фактором, когда речь заходит о злоупотреблении наркотиками и алкоголем подростками. По мнению экспертов, большинство несовершеннолетних наркоманов начинают употреблять наркотики, следуя примеру своих сверстников. В этом случае желание «соответствовать» может привести к серьезным проблемам в будущем. Скорее всего, вы не раз слышали подобный призыв: «Все делают это». Однако, если вы умеете отличать, что «хорошо», а что «плохо», здравый разум не позволит вам погубить себя или причинить вред. А значит, неважно, насколько сложно вам будет сказать «нет», вы должны проявить твердость и настоять на своем. Подумайте о возможных последствиях. Употребление наркотиков и алкоголя губит здоровье и всецело разрушает жизни людей.

Из-за губительного влияния со стороны сверстников подростки часто начинают себя вести агрессивно или наносить физический вред другим людям, особенно слабым и неполноценным. В данном случае мы говорим о так называемом «буллинге», то есть о намеренном запугивании того, кто меньше или слабее. Запугивание может быть не только физическим актом насилия, но также эмоциональной или психологической травлей. Что касается лично меня, то с детства родители учили меня не обижать слабых. Я считаю, что любое агрессивное поведение или драки, в конечном счете, приведут агрессоров за тюремную решетку.

Так или иначе, если вы хотите быть сильной личностью, вы должны устанавливать свои правила, а не идти у кого-то на поводу.

Topical Vocabulary:

1) peer pressure - давление со стороны членов своего круга (в особенности сверстников, одноклассников и т.д.)
2) peer [рю] - сверстник
3) burning problem - актуальная проблема
4) to expect - ожидать
5) to behave - вести себя
6) behavior - поведение
7) tremendous - огромный, гигантский, громадный
8) to fit in - соответствовать
9) to be accepted - быть принятым
10) when it comes to - когда речь заходит
11) under-age - несовершеннолетний
12) drug addict - наркоман
13) dangerous ["demck^res] - опасный, рискованный
14) appeal - призыв
15) common sense - здравый смысл
16) harm - причинять вред
17) to stand one"s ground - проявлять твердость, стоять на своем
18) consequences - последствия
19) drug abuse - злоупотребление наркотиками
20) alcohol abuse - злоупотребление спиртными напитками
21) to ruin health - пагубно сказываться на здоровье
22) to destroy - разрушать
23) youngster ["JAn(k)st9] - юноша, девушка
24) adolescent - молодой человек, юноша, де¬вушка
25) disabled - неполноценный, страдающий от уве¬чья; инвалиды
26) bullying ["bulin] - запугивание; «буллинг» (травля в отно¬шении ребенка со стороны группы сверстников)
27) to bully ["bull] - запугивать, стращать
28) bully - хулиган, драчун, задира
29) frightening ["frait(b)nin] - устрашение, запугивание
30) violence - жестокость, насилие, примене¬ние силы
31) fighting ["faitin] - драка, бой
32) in the long run - в конечном счете
33) strong personality - сильная личность
34) jail - тюрьма; тюремное заключение
35) to set rules - устанавливать правила
36) to follow somebody else"s rules - идти на поводу у кого-либо

Реакция ребенка на конфликтные ситуации во многом определяет уровень его социальной адаптации. Не все дети отличаются добродушием и демократичностью, и рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. Только вот как он будет действовать в не самых приятных обстоятельствах?
Что же делать, если вашего ребенка обижают? Все зависит от того, каковы исходные обстоятельства и кто агрессор.

Детский сад и дошколята
Если мы имеем дело с детской площадкой, где вашего двухлетку бьет лопаткой по голове его ровесник, то лучше обходить драчуна стороной. Объяснить малышам, почему обидчик не прав и почему драться нехорошо, не получится. Причинно-следственные связи пока не поддаются их пониманию. Если же вашего ребенка систематически обижают в детском саду, то в первую очередь стоит выяснить, кто это делает, почему и куда в эти моменты смотрит воспитатель.

Ребенку отдельно стоит объяснить, что люди вокруг разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то нет, поэтому он вынужден драться и толкаться. Последних лучше обходить стороной, не играть с ними, а если они сами подходят, то нужно сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть. Ты дерешься (или обзываешься)!» Если это не помогает, то стоит попросить помощи у воспитателя. Обратите внимание, что такую стратегию нельзя назвать ябедничеством, о чем часто тревожатся многие папы. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у того за спиной. Но если задира его не услышал, выбора не остается: нужно обращаться к старшим.

Также полезно проигрывать с малышом сложные ситуации в игре или рассказывать терапевтические сказки, где описываются всевозможные конфликты и даются мирные способы их разрешения. Такие сюжеты можно сочинять самим, максимально приблизив их к ситуации, с которой столкнулся ваш ребенок. Все, что кроха проигрывает вместе с вами, он словно проживает сам, получая таким образом новый опыт. Когда в запасе у него будут разные варианты поведения в конфликтной ситуации, драка окажется последним пунктом в этом списке. А со временем он начнет понимать, что далеко не всегда проблема в нем или в его поведении.

Начальная школа
Если ребенка обижают в начальной школе, то линия поведения должна быть такой же, как и в детском саду, но есть и некоторые нюансы. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы провести с ним мягкий разговор по душам. Цель – вместе выяснить в ходе беседы, когда это началось и по какой причине ему, к примеру, дали обидное прозвище. И обязательно предложите своему ребенку вспомнить, какой поступок он совершил накануне. Сделать так необходимо, чтобы дать ему возможность осознать: дразнилки редко рождаются на пустом месте. Однако при этом вы должны всегда оставаться на стороне ребенка.
Совсем иначе придется действовать в том случае, если вашего ребенка обижают ребята из старших классов. Лучше вмешаться сразу. Сначала необходимо поговорить с учителями, потом с родителями обидчиков, если потребуется. Дома папа может показать сыну эффективные приемы самозащиты. Это мальчика только закалит и придаст ему мужественности. Если у вас дочь, вы должны незамедлительно дать понять обидчикам, что девочка находится под вашей защитой и что с ней так вести себя нельзя.

Средняя школа
Ребенка целесообразно все-таки обучать так, чтобы его представления о мире совпадали с реальностью, какой бы она ни была. Собственно, именно поэтому дочерей и сыновей мы учим разным вещам. «Дай сдачи!» – формулировка правильная, но только для мальчика. Она приучает парня защищать свои границы.
Самое социально адекватное поведение какое только возможно, если его емко писать в одной фразе: действуй по ситуации.
Подразумевается, что пока конфликт словесный, защищай себя словесно, а если тебя ударили – не стой сложа руки, ведь это просто опасно. Безусловно, важно учить детей не оскорблять людей без причины и не бить никого первым просто так. Но жестких ограничений ребенку давать не нужно. В жизни вполне может возникнуть ситуация, когда физическая агрессия будет адекватным ответом на нефизическую агрессию.
Ребенок, конечно, сам идеальный путь не выберет, но пока он этого делать не умеет, не стоит загонять его в жесткие рамки. Иначе он усвоит однобокую модель поведения и не научится гибкости, которая важна для принятия единственно верного решения в экстремальной ситуации.
Ставить рамки не следует сразу по нескольким причинам. Во-первых, подавлять эмоции вредно. Мы биологически так устроены, чтобы свои эмоции проявлять, особенно гнев, злость и агрессию. В ситуации, когда ребенок не может дать сдачи, когда его заставляют прогибаться, он чувствует себя униженным и оскорб­ленным. Но сделать ничего не может. Как бы он ни поступил, он все равно проиграет: если сдержится, будет чувствовать себя паршиво, если ударит – его отчитают. Такую ситуацию безвыходности каждый мальчик переживает очень тяжело.
Возможно, именно поэтому современные папы, которые сами в детстве прошли через похожие испытания, учат своих детей давать сдачи. То есть учат их вести себя адекватно.
Во-вторых, если некоторым детям постоянно запрещать драться, может случиться так, что в какой-то момент они взорвутся, схватят стул и проломят сверстнику голову. Кстати, такие случаи далеко не редки. Лучше, когда конфликт все-таки не доходит до точки кипения. Просто не нагнетайте обстановку. В обычной детской драке до перелома дойти очень тяжело.
Дошколята и даже школьники начальных и средних классов сильно ударить не могут, у них масса тела слишком маленькая. Так что если ваш ребенок даст кому-то сдачи, ничего страшного не произойдет. Плохо будет тому, кто напал.
Абсолютно естественно, когда человек ощущает на себе последствия собственного поведения. В следующий раз, может быть, больше так делать не будет. Кстати, если по заслугам получит девочка, для нее это будет еще полезнее. В тот момент, когда девочка начинает драться, она перестает быть девочкой и становится агрессором. И ее надо ударить. Это просто нормально. Еще не стоит забывать, что, если мальчика будут постоянно атаковать задиристые девочки, а его будут принуждать терпеть эти издевательства, это может негативно повлиять на его сексуальную ориентацию.

Разница между мальчиками и девочками существует, но в другой плоскости. Если девочки дерутся между собой, это одно дело. Здесь работают те же установки, что и для мальчиков: дать сдачу подружке – это правильно, потому что так ты защищаешь свои границы. А вот с мальчиками лучше не связываться. По той причине, что девочка физический конфликт не выиграет. И бессмысленно обучать ее тому, в чем она не преуспеет.
Да, пока дети маленькие, теоретически силы равны, но если вы приучите дочь драться с мальчиками, рано или поздно для нее это закончится плохо. Если же конфликт затянулся и девочку систематически обижают сверстники, лучше приучить ее не бить в ответ, а решать вопрос социальным способом: рассказать о проблеме взрослым. Кстати, мальчику о такой тактике поведения тоже нужно поведать.
Конечно, нужно учить детей договариваться и решать конфликты самостоятельно, но если не получается, они должны обратиться за помощью к старшим.

По материалам статьи А.Кобозевой

Нет плохому поведению Борба Мишель

ГЛАВА 32 Прессинг со стороны сверстников

Прессинг со стороны сверстников

Мою 11-летнюю дочь застали вместе с двумя девочками за кражей конфет в кабинете учителя. Меня беспокоит, что ею так легко управляют другие и она делает все, что делают они. Когда она станет старше, ее будут соблазнять не конфеты, а секс, алкоголь и наркотики. Как я могу помочь ей придерживаться того, что, как она знает, правильно, и не поддаваться влиянию сверстников?

Руфь, мать троих дочерей, Саванна, штат Джорджия

Магазинные кражи Мошенничество Наркотики и алкоголь Промискуитет Насилие

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Детям по мере взросления становится все сложнее противостоять влиянию сверстников.

Современные дети сталкиваются с невероятным давлением со стороны сверстников. Конечно, мы всегда надеемся, что наши дети смогут противостоять подобному отрицательному влиянию, однако зачастую им трудно это сделать, поскольку такая позиция не всегда популярна в их среде. Истина же заключается в том, что нужно обладать настоящей нравственной силой, чтобы не поддаваться влиянию. Поэтому наша задача - помочь детям выработать в себе такую внутреннюю силу и воспитать в них уверенность в себе.

ШЕСТЬ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ДАВЛЕНИЮ СО СТОРОНЫ СВЕРСТНИКОВ

Вот шесть стратегий, которые помогут вам научить ребенка противостоять прессингу со стороны сверстников.

1. Отстаивать свое мнение, демонстрируя уверенность позой. Научите ребенка отстаивать свои взгляды и не поддаваться, приняв позу, выражающую уверенность: стать выпрямившись, слегка расставив ноги, высоко поднять голову и смотреть прямо в глаза человеку. Объясните ребенку, что поза, которую он принимает, как правило, несет больше информации, чем слова, которые он произносит.

2. Твердо сказать "нет". Особо подчеркните, что коль скоро ребенок решил не делать того, что ему предлагают, он должен дружелюбно, но твердо и непреклонно сказать об этом и не сдаваться. Напомните ребенку, что его задача - не пытаться переубедить другого, а уберечь себя от беды и придерживаться своих взглядов.

3. Попрощаться и уйти. Особо подчеркните, что противостоять другу нелегко. Объясните, что он может столкнуться с запугиванием, насмешками или неприятием его мнения, но на то и существует смелость, чтобы противостоять. Иногда лучше просто выйти из ситуации. Договоритесь с ребенком, что каждый раз, почувствовав себя небезопасно в какой-либо ситуации, он должен позвонить вам, и вы его заберете, не задавая вопросов.

4. Уметь найти уважительные причины для отказа. Ребенок может объяснить сверстникам причину отказа, например, так: "Я сказал отцу, что буду дома", "Мне нужно кое-что сделать дома", "Я обещал другу зайти". Разрешите ребенку ссылаться на вас в качестве отговорки, например: "Мать мне жизни не даст, если я сделаю это!"

5. Повторять свое решение. Скажите ребенку, что иногда помогает, если несколько раз повторять, как заезженная пластинка: "Нет, это неправильно", "Нет, это неправильно". Это придает уверенности и помогает сохранить свои позиции.

6. Объяснять причины отказа. Размышление о возможных последствиях помогает укрепить убеждение ребенка в том, что ввязываться не стоит. Поэтому предложите ему объяснять причину отказа: "Это противозаконно", "Меня накажут" или "Я могу пострадать".

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В ходе исследования и котором принял участие 991 ребенок в возрасте от 9-ти до 14-ти лет, выявлены вызывающие тревогу факты давления со стороны трети ученикам (36 %) средних школ сверстники предлагали курить марихуану, 40 % - вступить в половые отношения, 36 %- совершить кражи в магазинах, а четверых их шести школьников сверстники провоцировали пить (алкогольные напитки.

ПЛАН ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Вспомните свое детство. Какого рода давление со стороны сверстников испытывали вы, будучи маленьким ребенком? В подростковом возрасте? Как вы справлялись с этим? Вам это удавалось? Поступали бы вы иначе теперь? Заставляли ли вы когда-либо своих друзей делать то, чего они не хотели? Как они реагировали?

А теперь подумайте о современных детях. Чем они отличаются от вас, когда вы были ребенком? Считаете ли вы, что в вашем детстве давление на детей со стороны сверстников было сильнее, таким же или меньше, чем сейчас? Почему? Давлению какого рода, по вашему мнению, подвергается ваш ребенок? Какой вид давления вас больше всего тревожит? Помните, что влияние сверстников может быть и положительным, например здоровое соревнование, положительный образец для подражания, вдохновляющие новые идеи.

Поговорите с другими родителями о том, какого рода давление на ребенка со стороны сверстников их беспокоит. Беспокоит ли вас с ними одно и то же? Предпринимают ли они что-либо, чтобы помочь своим детям противостоять давлению?

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

1. Лучше всего дети учатся противостоять отрицательному давлению, наблюдая, как вы сами отстаиваете свои взгляды. Подумайте, какой пример вы подаете ребенку. Например, как вы реагируете, если коллега просит вас за семейным ужином сказать завтра начальнику, что он приболел, чтобы спокойно заняться покупками? Или как вы поступите, если сосед придет к вам с подписанной уже многими петицией, чтобы не позволить семейной паре афроамериканского происхождения купить дом по соседству? Как бы вы могли выстроить свое поведение, чтобы ребенок видел, что можно проявлять стойкость и оставаться вежливым? Запишите это.

2. Поговорите с ребенком о давлении со стороны сверстников. Можно начать так: "Скажи, просил ли тебя когда-либо приятель сделать то, чего ты не хочешь делать? Как ты отказался? Это сработало?" Объясните, что приятели часто будут предлагать делать то, чего он не хочет. Подчеркните, что он не должен бояться отстаивать свои убеждения, как бы трудно это ни было. Почаще беседуйте с ребенком о моральных ценностях, чтобы у него сформировались устойчивые принципы и он знал и разделял убеждения семьи.

3. Определите ситуации, с которыми ребенок может столкнуться уже сейчас или в ближайшем будущем. Вот несколько примеров: жульничество на экзамене, кража в магазине, потребление наркотиков, порнография, потребление алкогольных напитков, уход тайком из дому поздно ночью, курение, неоправданный риск.

4. Просмотрите шесть стратегий самоутверждения вместе с ребенком. Научите им ребенка в течение нескольких последующих дней.

5. Вместе тренируйтесь в использовании каждой стратегии на примере тех видов негативного прессинга, которые ребенок уже испытывает со стороны приятелей. Вот несколько примеров того,

Приятель хочет, чтобы вы вместе пошли в магазин и что-нибудь украли. Приятель говорит, что если ты откажешься, он больше не будет дружить с тобой.

Класс пишет контрольную, а твой одноклассник хочет, чтобы ты поделился с ним ответами.

Ты на скучной вечеринке. Группа ребят хочет улизнуть и выпить в парке.

Разыграйте эти ситуации в ролях, чтобы ребенок попеременно был как в роли приятелей, так и в роли того, на кого оказывают, давление. Таким образом, у него будет возможность посмотреть, как вы используете этот подход и отстаиваете свои позиции.

См. также главы Вещизм, Воровство, Застенчивость, Лживость и жульничество, Стремление доминировать и Цинизм.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Как вы будете использовать шесть стратегий и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Исправление поведения - это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 17. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ: ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ § 17.1. ЧТО ТАКОЕ «ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА»?Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей

Из книги Тяжелая женская доля или почему мужики смотрят «налево» автора Платонов Иван

Глава 3. Рекомендации женщинам (Наблюдения со стороны) Данный текст (данная глава) есть сборник некоторых фраз и размышлений, не связанных сюжетно и не дающих исчерпывающего ответа на поставленные вопросы. Данная глава ставит более вопросы, чем даёт ответы. Но этот стиль

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

Глава 6. Две стороны одной медали Не бывает света без теней. У всякой медали две стороны. Когда с одной стороны прибывает, то с другой убывает. Всяк специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя. И к чему все эти экзерсисы?Полезно, видите ли, знать, что, развивая в себе

Из книги Нет плохому поведению автора Борба Мишель

7.16 Психологический прессинг (пиление) Комары гораздо гуманнее женщин. Если комар пьет твою кровь, то он, по крайней мере, перестает жужжать. Шутка То же самое, что эмоциональное накручивание, но проведение приема - постоянное во времени и не такой большой эмоциональной

Из книги Жесткие переговоры: победить нельзя проиграть автора Козлов Владимир

ГЛАВА 31 Преследование со стороны задиры Один мальчик в школе просто терроризирует моего девятилетнего сына - только так я могу охарактеризовать то, что происходит. Он сломал его очки, угрожает побить его, ставит подножки в буфете и обзывает ужасными словами. Мой сын

Из книги Человеческая природа и социальный порядок автора Кули Чарльз Хортон

Раздел 4 Переговорный прессинг: методы

Из книги Психология инноваций: подходы, методы, процессы автора Яголковский Сергей Ростиславович

Из книги Школа охоты на мужчин. Приручи его, ты сможешь! автора Метелина Алиса

Глава 5 Информационные стороны инноваций

Из книги Трансперсональная психология автора Друри Нэвилл

Глава 21 Две стороны одной медали Найти себя невозможно – себя можно только создать. Джонни Депп Задача психолога-коуча, который занимается отношениями, – уметь показать различие между мужчиной и женщиной. Это же так просто! Мужчина идет вперед и завоевывает, женщина

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Глава 8: По обе стороны «Нью Эйдж» В последние годы основное внимание переместилось от Движения за Развитие Человеческого Потенциала к более популярному, но менее глубокому «Нью Эйдж». Не подлежит сомнению, что Движение за Развитие Человеческого Потенциала имеет

Из книги Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения автора Том Джон Робертсон

Привлечение братьев, сестер и сверстников Как проводить сеансы Floortime в различной обстановке? Один из главных способов - с помощью братьев, сестер или сверстников. Родители часто говорят: «Я никак не могу остаться наедине с Джонни или Сьюзи ради Floortime, потому что Салли или

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Из книги Теплая чашка в холодный день [Как физические ощущения влияют на наши решения] автора Лобель Тальма

Из родительского дома – в группу сверстников Самое страстное желание мальчика 14–17 лет – чтобы родители относились к нему по-партнерски, чтобы слышали и уважали его мнение. К 13,5–14 годам в психике появляется так называемое новообразование: чувство взрослости. И во многих

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

С одной стороны и с другой стороны Часто проблемы, с которыми мы сталкиваемся, бывают неоднозначными и требуют взгляда под разными углами зрения. Креативные идеи чаще всего возникают, когда мы пытаемся найти неожиданный подход к проблеме. Группа исследователей{150}

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

7.16 Психологический прессинг (пиление) Комары гораздо гуманнее женщин. Если комар пьет твою кровь, то он, по крайней мере, перестает жужжать. Шутка То же самое, что эмоциональное накручивание, но проведение приема – постоянное во времени и не такой большой эмоциональной