У вас есть ребенок и вы озабочены его всесторонним развитием? Стоит задуматься, что говорит в вас, когда вы выбираете для своего чада тот или иной кружок: забота о его развитии, собственные нереализованные амбиции или что-то еще?

О том, как выбрать подходящий или с учетом психологических особенностей ребенка, рассказывает детский психолог Галина Ушатова.

Итак, чтобы сориентироваться во всем многообразии дополнительных занятий для детей, а затем выбрать из них тот, который принесет максимум пользы и удовольствия ребенку, нужно совершить несколько шагов.

1.Наблюдаем за ребёнком, определяем его интересы и способности. Здесь все просто. Ваш кроха с удовольствием лепит из пластилина и рисует - нужно отдать его в художественную студию, коих в Белгороде великое множество (всевозможные школы искусств и частные мастерские ждут маленьких талантов с нетерпением). Малыш любит танцевать и попадает в такт музыки - смело отправляйтесь , и т.д.

2.Спрашиваем ребенка. Конечно, ваше родительское мнение авторитетно и важно, но не менее значимо, что по этому поводу думает сам ребенок. Даже если вы считаете, что пение - это не конек вашего ребенка, а он жаждет именно петь, нужно прислушаться к его мнению и дать шанс маленькому человеку опробовать свои силы в том, что ему по нраву.

3.Метод проб и ошибок. Если определиться с предпочтениями сложно, нужно попробовать несколько кружков и секций на выбор. Так по крайней мере станет ясно, что точно не подходит малышу.

4.Учитываем психологические особенности ребенка.

5.Избавляемся от иллюзий. Не нужно требовать от вашего сына или дочки становиться лучшим в выбранном занятии, ведь они еще малы, их интересы неустойчивы, запас прочности невысок. Вместо того, чтобы слепо гнаться за местом на призрачном пьедестале, наслаждайтесь вместе с ребенком его увлечением, самим процессом, поддерживая в достижениях и особенно в неудачах.

Кружки и секции для ребенка-холерика

Дети с темпераментом холерика активны и решительны. Такие ребята бесстрашно отправляются в темную комнату, храбро взбираются на высокие деревья, весьма энергичны и любознательны, но также могут быть и агрессивными. Они могут отобрать игрушку, толкнуть другого ребенка на площадке.

Если вы узнали в этом описании свое чадо, то его неуемную энергию нужно направить в более продуктивное русло. Рекомендованы такие спортивные секции как атлетика, гимнастика. А командные виды спорта (футбол, лапта, хоккей) помогут научиться лучше понимать чувства других детей, работать в команде. Плавание - также отличный для них вариант. Контроль дыхания научит маленького непоседу управлять своими чувствами.

Что касается таких видов спорта как единоборства, бокс и т.п., от них лучше отказаться.

Развиваем детей-сангвиников

Если ваш ребенок в заводила компании, отличается развитой фантазией, подвижен и общителен, его скорее можно отнести к сангвиникам. Такие «звездочки» - любимчики и детей и взрослых. Для них рутина - самое тяжелое наказание. А потому своему ребенку старайтесь выбирать занятия с частой «сменой декораций».

Про таких еще говорят, что они сильно «распыляются». Родителям нужно быть готовыми сменить не один кружок, прежде, чем их ребенок остановится на чем-то одном.

Для дополнительных занятий сангвинику можно предложить театральную студию, драмкружок, танцы или пение. Что касается спорта, можно говорить о командных видах спорта.

Кружки и секции для флегматиков

Уравновешены и медлительны, дети-флегматики также очень рассудительны, но нередко малоподвижны и пассивны, живут в своем собственном режиме.

Таким ребятам придутся по вкусу дополнительные занятия, в которых можно проявить свои стильные стороны (терпение, усидчивость). Это может быть проектирование, конструирование, моделирование. Если у вас девочка, то вышивание и бисероплетение ей подойдут просто прекрасно. Ну и конечно такие дети найдут себя в лепке, рисовании, резьбе по дереву, шашках и шахматах.

Нельзя забывать и о физической активности. Детям-флегматикам можно смело пробовать свои силы в восточных единоборствах, йоге. Обратите внимание, все это занятия, в которых можно неспеша обдумать дальнейшие шаги.

Отправляем в кружок детей-меланхоликов

Ваш сын - принц печального образа, а дочка то и дело грустно вздыхает? Возможно, это дети- меланхолики. Им свойственны нежность, тревожность, застенчивость. Они добры и чувствительны, часто не могут дать отпор обидчику. Они переживают, когда у кого-то случается неприятность, свои же проблемы они воспринимают как истинную трагедию.

Неуверенных в себе таких детей «лечится» кружками, в которых им придется находиться в центре внимания. Это может быть всевозможные творческие кружки в художественной или музыкальной школе, а также иностранные языки, театральные кружки.

В командном виде спорта эти дети скорее всего будут чувствовать себя не в своей тарелке, а для боевых искусств слишком робки и ранимы. Зато виды спорта, развивающие в эстетическом направлении, будут кстати. Это в том числе и лыжи, коньки, плаванье, йога. Любовь к животным будет для детей-меланхоликов полезной в занятиях конным спортом и в кружках юных натуралистов.

Представителей «чистых» видов темперамента встретить практически невозможно. Скорее всего, в вашем ребенке будут сочетаться черты от нескольких описанных типов. Нужно определить, какие черты на данном этапе преобладают.

Но каким бы темпераментом не обладал ваш ребенок, какие бы успехи или неудачи не сопутствовали ему на его пути, главное - это ваша поддержка. Если холерика хвалить нужно, но в меру, то меланхоликов перехвалить практически невозможно, им требуется много теплых слов, чтобы не терять веру в себя.

И еще один совет. Не нужно отправлять ребенка сразу на несколько кружков и секций. Не нужно его перегружать. Утомление не только помешает учебе, оно отнимет детство с его играми и беззаветным весельем. Более того, в конце концов в результате излишней загруженности у ребенка может сработать психологическая защита в виде отсутствия мотивации. И каким бы он не был способными и талантливым, обучение будет потом непростым.


О кружках и секциях

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности - лучший отдых? Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа на них дать нельзя. Папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все "за" и "против".

Итак, "ЗА" :

1. Занятия в кружке или секции - это:

- смена вида деятельности . Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;

- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, - разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете
не опасаться, что вашего ребенка "избалуют" подобной снисходительностью;

- смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;

- смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь - занимайся за столом, хочешь - удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.

Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

способ организации досуга ребенка . Это один из наиболее частых аргументов "за", приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

общение . Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.

Кроме того, для всех детей группа в кружке - модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности . Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

Запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
- запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
- запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
- организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.

Для ребенка семи - девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни "взрослой" силы воли, ни "взрослой" памяти, ни "взрослой" предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.

5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов.

Первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;

Второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Безусловно, успехов в кружке самих по себе может оказаться недостаточно. Родители должны обязательно обратить внимание на его достижения. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими - разумеется, в присутствии ребенка. Выразить надежду, что и в остальном он теперь будет таким же молодцом и со всем справится. Только крайне важно не перестараться. Не стоит думать, что, раз ребенок мал, он не в состоянии отличить искреннее восхищение от лести. Пусть ваша похвала будет адекватна реальным достижениям ребенка. Если же вы, желая сделать ему приятное, будете неискренни, сын или дочь перестанут доверять вашей оценке.

Стоит отметить и еще один немаловажный аспект. Родители в чем-то не очень успешных детей часто сами бывают настолько сосредоточены на этих кажущихся им непреодолимыми трудностях, что просто не видят за ними способностей и талантов своего ребенка. Вот лишь один случай из практики психолога:

Лену, высокую со спортивной фигуркой девочку, привела на прием мама. На консультации Лена молчала: казалось, беседа ее не интересовала. Видимо, все, что говорила мама, девочка слышала далеко не раз.

Мама Лены была очень расстроена. Как выяснилось, очередной двойкой дочери по математике. И мама и папа Лены в школе учились на пятерки и четверки. Поэтому плохая успеваемость дочери просто не укладывалась у них в голове. "И ведь занимаемся с ней. Уроки вместе делаем, объясняем все, а толку никакого. Только и говорит: "не понимаю, не могу, не хочу"".

Прервав монолог мамы, психолог спросил у Лены: "Тебе нравится учиться, ходить в школу?"
Девочка, не глядя на психолога, равнодушно ответила: "Нет".
"У тебя есть в школе друзья?" - поинтересовался психолог.
"Нет, - говорит Лена, - никто со мной не дружит... Мне все равно".

Все это время мама Лены всем своим видом подчеркивала: "Вот видите! Я же говорила вам - ничем не интересуется, ничего не хочет!" - и явно выжидала момент, когда же ей предоставят возможность сказать это вслух.

"Ну, может, хоть что-то тебе нравится в школе?" - допытывался психолог у девочки.
"Да у меня ничего не получается. Ну, правда... - Лена оглянулась на маму и нерешительно закончила: - Физкультуру я люблю, особенно когда в баскетбол играем".

Реплика вызывала возмущение мамы: "Баскетбол - это не полезное занятие! Лучше бы дочь учила уроки! Заниматься баскетболом некогда, потому что Лена и так не справляется со школьной программой! Кроме того, чтобы взяли в секцию, нужно обладать данными, а Лена никогда серьезно не занималась спортом. И вообще, Лена все равно бросит занятия уже через неделю, потому что она не может даже расписание уроков запомнить и сделать без десятка напоминаний домашние задания..."

Психолог был вынужден прерывать мамин монолог, потому что видел, что у не решающейся возразить девочки на глазах заблестели слезы.

Попросив Лену подождать за дверью, психолог долго беседовал с мамой. Объяснял ей, как важно для ребенка поверить в себя, как важно, чтобы в тебя поверили другие, особенно самые дорогие и близкие люди - родители. Рассказывал о том, как важно ребенку добиться успеха, причем вовсе не обязательно именно в математике.

Выслушав психолога, мама Лены согласилась попробовать показать дочь тренеру команды школы по баскетболу.

С Леной и ее мамой психолог встретился случайно спустя год. Лена улыбалась и смотрела в глаза, а ее мама больше не выглядела такой расстроенной. Тренер, к огромному удивлению мамы, согласилась заниматься с Леной. К еще большему удивлению родителей, тренировки Лена не пропускала. Через полгода девочку перевели в основной состав школьной команды, и теперь она защищает на соревнованиях честь школы.

"А как с математикой?" - рискнул поинтересоваться психолог.
"С математикой? - мама слегка смутилась. - Да, честно говоря, практически по-прежнему. Но мы с папой подумали, что это не так важно. Можно и без математики прожить. Особенно спортсменке. Правда, дочка?" Вид при этом у мамы был очень гордый.

Задумайтесь. Возможно, вы мучаете уравнениями талантливого музыканта. Или заставляете рисовать способного шахматиста. Безусловно, родителям приятно, когда их ребенок успешно учится в школе. Безусловно, школьные знания полезны в будущей жизни. Но если что-то у вашего ребенка не получается, остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки? Присмотритесь, у вашего ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем пятерками в дневнике. Сумейте разглядеть эти способности. Найдите место, где вашему ребенку помогут их развить. Поверьте в него и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.

Есть, конечно, и аргументы "ПРОТИВ" :

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.

2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум - двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.

3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки для родителей . "Заниматься будет якобы ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будем мы", - опасаются родители. Скорее всего, ребенок сделает попытку переложить на вас все неприятные обязанности. Но тут уж все зависит от ваших организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.

4. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Как это ни прозаично, но необходимость платить деньги за развитие творческих способностей любимого ребенка - вполне реальная проблема. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

5. Ребенка кто-то должен отводить на занятия , а после их окончания - встречать . Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.

Эти две последние проблемы довольно неприятные, но все же в большинстве случаев решаемы. Было бы желание у взрослых.

Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно? Выбрать один-единственный - действительно задача не из простых. Ассортимент огромный, даже глаза разбегаются. Охарактеризуем хотя бы наиболее популярные.

Спортивные секции. Краткая характеристика:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
- психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определенные исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений, других факторов (наличие секций рядом с домом, стоимость занятий и т. д.)

Хореографические кружки. Краткая характеристика:

Физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;
- психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;
- дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.

Художественные кружки. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
- дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п. Получит некий объем знаний об истории искусства, его основных направлениях.

Музыкальные школы, кружки. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.

Если остальные кружки можно посещать на уровне хобби, то музыкой нужно заниматься серьезно, профессионально или не заниматься вообще. Обучение потребует затрат времени, сил. Ребенка придется контролировать, иногда заставлять. Если сын или дочка не проявляют горячего желания посвятить себя музыке, как следует подумайте, стоит ли начинать занятия.

Вокальные студии. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.

Направленность может быть различной: оперное пение, популярная эстрада, фольклор.

Театральные студии. Краткая характеристика:

Физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;
- психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.

Кружки прикладного творчества. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Требуют внимания и самоконтроля. Развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

"Научные" кружки. Под этим условным названием мы объединили те кружки, занятия в которых направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:

Журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;
- психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;
- компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.

Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.

Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, "драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...". Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.

Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей. Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: "Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!" Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.

Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.

Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить. Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его "недруги". Конфликт "переселится" вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?

Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.

С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка. Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить. Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты. А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам. Кроме того, высокая цена далеко не всегда соответствует качеству занятий.

Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий. Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.

Если вам все понравилось и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.

У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.

Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама. Занятия могут быть в рабочие дни или только по выходным. Последний вариант стоит выбрать, если на неделе ребенка некому водить в кружок, а сам он добраться не может, или если у ребенка очень большая нагрузка в школе.

Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.

Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас - денег.

Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей - организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.

Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.

Ясно дайте понять ребенку, что кружок - это для него удовольствие, которого в принципе он может лишиться при плохом поведении. Достаточно один раз в самом начале однозначно и категорично объяснить это ребенку. Но ни в коем случае не используйте это как шантаж при малейшем непослушании.

Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет - напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.

Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?

Родители всегда стремятся дать ребенку лучшее, максимально развить его умения и способности, как физические, так и интеллектуальные. Многообразие кружков и секций для детей предоставляет широкие возможности для этого. В то же время, невозможно развить все, поэтому приходится выбирать те занятия, которые принесут наибольшую пользу.

Как выбрать подходящую секцию

При выборе того или иного дополнительного занятия для ребенка, необходимо оценить многие параметры, помимо пожеланий родителей, которые так же следует учесть.

Желание самого ребенка.

Многие дети сами говорят, что хотели бы посещать тот или иной кружок и поощрять такое стремление стоит. Даже если ребенок попробует и ему не понравиться, вреда точно не будет. Зато вы будете уверены, что не проглядели природный талант в данной области.

Способности ребенка.

При оценке склонности малыша к тем или иным видам деятельности конечно, необходимо, развивать талант, но так же стоит обращать внимание на то, что малышу совсем не удается. Особенно это актуально для дошкольников. Гармоничное развитие маленького человека — одна из задач родителей.

Нагрузка.

Не следует стремиться отдать его во все кружки сразу, это понятно каждому родителю. Но под нагрузкой следует понимать еще и требования к ребенку при посещении тех или иных занятий. Есть секции, ориентированные на «воспитание чемпионов» и секции с более мягкими требованиями. Лучше начинать со вторых и только при наличии у ребенка желания развиваться в данном направлении, увеличивать нагрузку и требования.

Здоровье — прежде всего.

При выборе какой-либо спортивной секции в обязательном порядке посетите терапевта и проконсультируйтесь о возможных противопоказаниях.

Удобство.

Если посещение даже очень хорошего кружка предполагает добираться на занятие в течение часа, а то и двух — лучше отказаться, особенно если ребенок еще дошкольник.

Цена.

Пока ребенок еще не определился, что хочет заниматься чем-то конкретным, выкладывать баснословные суммы за посещение кружка не имеет смысла. Лучше сначала найти занятия с умеренной оплатой в доме детского творчества, в школе или детском саду.

Педагог и его квалификация.

Первые посещения ребенком занятий должны быть совместными с родителями, а в случае с застенчивыми детьми и вовсе возможно совместное посещение занятий пока малыш не привыкнет к новой обстановке. Так Вы сами сможете оценить подход педагога к образовательному процессу, атмосферу, в которой будет заниматься ребенок. Если руководитель кружка отказывает Вам в этом — это уже повод задуматься и усомниться в его профессиональных качествах.

Возрастной состав.

Нежелательно, чтобы в одной группе занимались дети с разницей в возрасте более двух лет. Во-первых, требования к детям будут различными, во-вторых, велика вероятность давления старших товарищей на младших.

Выбор секций в зависимости от личностных особенностей ребенка

Все дети различаются между собой по типу темперамента и характера. В одной и той же семье может расти застенчивый меланхолик и подвижный холерик. Подходить к выбору дополнительных занятий необходимо и исходя из особенностей характера малыша.

Застенчивые дети

При выборе кружка или секции для такого ребенка важно обращать внимание на то, что у малыша хорошо получается. Ведь одним из требований при выборе секции в данном случае станет повышение самооценки малыша.

Так же неуверенному в себе ребенку подойдут спортивные секции, ориентированные на работу в команде — хоккей, футбол, водное поло. Командные игры позволят развить именно те навыки, которых ребенку недостает — коммуникабельность, умение работать в команде.

Особенно велика вероятность, что именно от такого ребенка, через некоторое время Вы услышите фразу «не хочу больше ходить в секцию». Но забирать его из кружка сразу же не стоит. Выясните, что именно является причиной такого решения. Очень часто первая же неудача становится трагедией для неуверенных в себе детей и побуждает отказаться даже от занятия, которое ребенку нравится.

Преодоление трудностей вместе с ребенком не только позволит продолжить заниматься важным и интересным для малыша делом, но и в наибольшей степени повысит его уверенность в себе и собственных способностях.

Активные и подвижные дети

На первый взгляд активному, общительному и подвижному ребенку подойдет любой кружок и секция. Часто такие дети с удовольствием посещают все или почти все, что предлагают родители. Основным при выборе развивающих кружков и секций для такого малыша является правильный подбор занятий и сочетание физической и интеллектуальной нагрузки.

Часто родители гиперактивных детей считают, что ребенку, прежде всего, необходимо «выпустить пар» и выбирают исключительно спортивные секции. Это не совсем верно. Гиперактивность детей, по мнению медиков, проистекает не из переизбытка энергии, а от быстрого истощения нервной системы. Чрезмерная физическая нагрузка не только может оказаться не на пользу таким детям, но и навредить.

Активному ребенку лучше подойдет сочетание спортивной секции, в которой раскроются его возможности и таланты с «тихими видами спорта», такими как шашки или шахматы, а так же с занятиями, требующими определенной сосредоточенности и концентрации — конструирование, моделирование, рисование. Это не только позволит сгладить негативные проявления в виде повышенной возбудимости, но и развить навыки, которые часто страдают у непосед — внимание, концентрация, способность сосредоточиться.

Плавание оказывает положительное воздействие на весь организм.

«Неспортивные» дети

Иногда от родителей можно услышать: «Мой ребенок совершенно неспортивный». Действительно, есть дети, которые не любят и не хотят заниматься спортом, а предпочитают тихие и спокойные занятия. Стоит ли настаивать на посещении спортивных секций в этом случае? Как ни странно да.

Выбирать при этом лучше виды спорта направленные на общее физическое развитие — аэробика, плавание, скалолазание, даже танцы. При выборе секции для такого малыша важно, чтобы само занятие казалось ему интересным, это позволит развить именно те навыки, которых не хватает ребенку незаметно для самого малыша.

В каком возрасте отдавать ребенка в кружок или секцию

Несмотря на многообразие различных групп раннего развития лучше, если до трех лет ребенок занимается с мамой. Во-первых, на таких кружках, как правило, проводятся занятия на развитие мелкой моторики и координацию движений, чем можно заниматься и дома исходя из предпочтений ребенка. Во-вторых, большинство детей именно в возрасте 2-3 лет начинают посещать детский сад, что само по себе стресс для ребенка и смена деятельности и круга общения.

Оптимально знакомить малыша с кружками и секциями будет в возрасте 3-5 лет, когда родители уже могут включить новое занятие в привычный распорядок дня и понаблюдать за реакцией ребенка на новую нагрузку.

По этой же причине не стоит предлагать школьнику новые виды деятельности до второго класса. Когда учебный процесс станет привычным, и Вы сами сможете оценить, сколько времени необходимо ребенку на отдых от занятий и приготовление домашних заданий.

Кружки и секции для дошкольника

Для дошкольника целесообразно выбирать нетравматичные виды спорта:

  • плавание;
  • легкая атлетика;
  • скалолазание;
  • аэробика;
  • фигурное катание;
  • гимнастика;
  • танцы.

Соревнования дошкольников по танцам.

К выбору командных видов спорта в этом возрасте необходимо подходить с определенной долей осторожности. Навыки общения в коллективе только формируются, и при отсутствии должной подготовки тренера к занятиям с малышами возможно возникновение конфликтов и полная потеря интереса со стороны ребенка к любым занятиям в команде.

Если вы бы хотели отдать дошкольника на борьбу, лучше так же выбирать наименее травмоопасные и «агрессивные» виды, такие как дзюдо и айкидо.

Благотворно скажутся на развитии дошкольника любые виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики:

  • лепка;
  • рисование;
  • прикладные искусства;
  • оригами.

Становлению речевых навыков и навыков общения будут способствовать различные театральные кружки, в том числе кукольный театр, хоровые занятия музыкой. Развитию пластики и слуха будут способствовать ритмика и занятия танцами.

Отлично малыши воспринимают и посещение различных живых уголков. Контакт с животными благотворно скажется на эмоциональном состоянии ребенка.

Дополнительные занятия для школьника

В возрасте старше 6 лет круг возможных кружков и секций, которые можно предложить ребенку расширяется. Уже можно без опаски предлагать все виды командного спорта:

  • футбол;
  • хоккей;
  • баскетбол;
  • волейбол.

В этом возрасте можно уже выбирать спортивные занятия более узкой направленности, например спортивная или художественная гимнастика, синхронное, подводное или скоростное плавание. А так же более агрессивные виды единоборств — карате, тхэквондо.

Силовые же виды спорта целесообразно подключать уже в подростковом возрасте — организм малыша еще плохо адаптирован к чрезмерным нагрузкам.

Школьникам так же можно предложить занятия требующие усидчивости и внимания:

  • робототехника;
  • моделирование;
  • основы программирования;
  • шахматы;
  • занятия, направленные на развитие специализированных навыков.

Любое дополнительное занятие должно гармонично дополнять привычный распорядок дня малыша. У него обязательно должно оставаться свободное время на игры и отдых. В этом случае Вы не только не перегрузите ребенка, но и максимально поможете ему проявить свои способности в новом виде деятельности.