Появление первого ребенка в семье – это большая радость, которая приносит новые хлопоты. Иногда поведение малыша вызывает у родителей недоумение.

Они не могут понять, почему плачет новорожденный ребенок днем, не спит ночью, и что делать в таких случаях. В голове возникает несколько версий о причине крика. На самом деле выяснить, чем недоволен малыш несложно.

Со временем вы научитесь отличать характерные признаки, по которым можно определить, чем вызвано недовольство ребенка. Но, самое интересное заключается в том, что в возрасте до трех месяцев многие малыши кричат без определенной причины.

Объяснить это явление можно несовершенством пищеварительной и нервной системы в этом возрасте. К трем месяцам проблема постоянного немотивированного крика чаще всего проходит. У некоторых детей капризы целый день могут продолжаться до полугода.

Из этой статьи вы узнаете

Усталость причина крика

Уже 10 часов вечера, а малыш не может заснуть. Днем он спокойно засыпал, а под вечер стал капризничать. Причиной плача не может служить голод, потому что ребенок недавно поел. Животик у него мягкий, он не тужится, следовательно, избыток газов в животе и колики не могут служить причиной крика.

Новорожденный малыш может проявлять немотивированное беспокойство, когда перевозбужден. В его сознание за день постоянно поступает слишком много информации. Иногда такое поведение можно наблюдать после прогулки или посещения гостей. В народе говорят в таких случаях, что ребенок капризничает, потому что его сглазили.

Младенец до трех месяцев может проявлять усталость продолжительным криком. Ничего страшного в этом нет. Он так успокаивается. Накричавшись, новорожденный благополучно спит, а мама с папой идут пить валерьянку.

Если после кормления вечером или днем малыш начинает орать, он не тужится, у него мягкий живот, нормальный аппетит и вполне здоровый внешний вид, причиной крика вполне может быть усталость.

Разговоры, уговоры, игры, как правило, только усугубляют ситуацию. Как помочь ребенку в таком случае? Некоторые дети, покричав 10-20 минут сами засыпают, если их оставят в покое. Некоторым помогают заснуть ритмичные укачивания на руках или в коляске.

Если голод вызвал капризы

Некоторые родители переживают, что ребенок стал плакать от голода. В первые две недели после роддома новорожденный больше спит. Мама каждый день кормит его по расписанию или по первому требованию.

Малыш привыкает к определенному ритму. Мама тоже начинает понимать, когда у малыша аппетит повышен, а когда он спокойно может проспать, съев только половину положенной ему порции.

При грудном вскармливании, чем больше молока ребенку требуется в день, тем больше его вырабатывается у мамы. Не торопитесь приучать малыша к искусственному питанию, думая совмещать грудное и искусственное вскармливание.

При недостаточном опорожнении груди выработка молока может уменьшиться, а вскоре и вовсе прекратится. Хотя причиной уменьшения лактации может стать и переутомление женщины или сильное переживание.

Как определить, почему ребенок действительно плачет – от голода или по другой причине? Вы легко поймете это по его поведению. Вначале он спит днем меньше положенного срока, и с жадностью принимается за предложенную ему еду. Затем при недоедании начнет поднимать крик сразу после кормления, сигнализируя маме о своем недовольстве.

Если малыш съел только половину предложенной ему порции, то его плач через два часа после кормления может означать, что он голоден. Но если ребенок не спит, капризничает и тужится через час после сытного приема пищи, скорее всего, у него колики. Крик через три часа после еды вполне может означать голод и призыв покормить.

Если ребенок не смолкая плачет 10 минут после двухчасового сна, попробуйте приложить его к груди, в том, что он поест раньше времени, никакого вреда не будет. Если со времени последнего кормления прошло меньше двух часов, пусть малыш поплачет 10-15 минут, можете дать ему пустышку, чтобы он успокоился. Понаблюдайте, не тужится ли он во время крика.

Другие причины

Есть 10 причин, почему может плакать малыш целый день. Ваша задача установить истину и помочь. Помимо прочего, плач может быть вызван тем, что ребенок заболел. Тогда должны проявиться другие признаки болезни.

Сыпь на коже, повышенная температура, изменение цвета кожных покровов и слизистой, кашель, непривычный цвет и запах испражнений. Больной малыш – это повод немедленно вызвать участкового врача. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением.

Могут ли стать причиной плача мокрые пленки? В редких случаях. Только если на коже есть следы раздражения, которое усиливается при соприкосновении с влагой. Но вреда не будет, если вы поменяете подгузник лишний раз.

Может ли служить причиной плача в возрасте до 10 недель избалованность? Нет, младенец еще не умеет манипулировать окружающими и вполне искренне выражает свои чувства.

Если он плачет, значит, действительно испытывает дискомфорт. Почему успокоить и помочь необходимо. Но не стоит впадать в панику. Чаще всего ребенок, который постоянно капризничает, становится более спокойным после трех месяцев.

Возбудимый малыш

Отличить повышенную возбудимость довольно легко. Другое дело, что нельзя ею пренебрегать, и перестраивать ребенка под себя. Возбудимый малыш первые 10 недель жизни вздрагивает от резкого звука, он напряжен, ему трудно расслабиться. В первые несколько месяцев его будет трудно заставить купаться в ванне. Такие дети часто страдают коликами.

Возможно, врач выпишет успокаивающее и посоветует щадящий режим. Поменьше посетителей и новых впечатлений за день, тихие звуки и разговоры, тугое пеленание.

Колики у новорожденного

При коликах новорожденный кричит от боли, которая возникает в кишечнике из-за скапливающихся там газов. Малыш тужится, дергает ножками, краснеет. Плачет он по причине того, что боль очень неприятная и резкая. Это явление возникает в конце первого месяца жизни.

Днем ребенок спокойно спит и вдруг начинается приступ крика. Ребенок плачет, тужится, краснеет. Очень часто в возникновении колик обвиняют маму, которая кормит малыша грудью. Действительно, некоторые продукты способны вызвать повышенное газообразование и ознакомиться с диетой мама должна еще во время беременности.

Например, употребление некоторых овощей в сыром виде не рекомендовано женщинам в первые месяцы вскармливания грудью. Нужно будет отказаться от квашеной капусты и различной консервации.

Под запрет попадает горох и другие бобовые. Диета кормящей женщины чем-то напоминает стол № 5 по Певзнеру, которая применяется при заболевании желудочно-кишечного тракта и печени. Нельзя употреблять кофе, алкоголь, шоколад.

Пить днем чай желательно зеленый или, если посчастливилось достать, белый. На ночь от чая нужно отказаться. Ничего особенно сложного в такой диете нет.

Как помочь во время колик

Родителям не нужно впадать в панику при возникновении колик у малыша. Нужно помнить, что это довольно распространенная проблема, связанная с формированием пищеварительного тракта. Если ребенок плачет, не спит днем и тужится, нужно попробовать его животик. При коликах он будет твердым и напряженным.

Можно дать малышу Эспумизан или укропную воду. Налить грелку теплой водой и обернуть пеленкой, положить малыша на нее животом. Вода не должна быть очень горячей.

При прикосновении к запястью грелка не должна обжигать. Если малыш не спит днем из-за колик, успокойте его, возьмите на руки. Не бойтесь избаловать. После трех месяцев проблема колик пройдет сама собой.

Если малыш легковозбудимый, он может чаще страдать от колик на протяжении первых десяти недель жизни. Посоветуйтесь с врачом, чтобы правильно подобрать для него лекарство.

Откажитесь от прогулок в многолюдных местах и домашних визитеров. Когда малыш днем не спит, можно давать пустышку, чтобы он чувствовал себя спокойнее.

Пусть ваш малыш быстрее растет и меньше капризничает!

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

Большое количество родителей, а особенно трёхлетних детей, часто сталкиваются с ситуациями, в которых ребёнок начинает капризничать практически на ровном месте. Свои капризы и истерики он может показывать везде - дома, в магазине, во время игр с другими детьми. Что делать с таким поведением трёхлетнего ребёнка, и с чем оно связано? Давайте попробуем в этом разобраться.

Вашему ребёнку 3 года, и он часто капризничает и психует? Возможно, из него вырос умелый манипулятор. Очень часто капризными дети становятся у тех родителей, которые во всём им потакают. Именно таким способом малыши стараются добиться желаемого, и, надо заметить, у них всегда получается.
Но существует ещё один ответ на вопрос о том, почему капризничает ребёнок в 3 года. Называется он - кризис трёхлетнего возраста. Не пугайтесь, данное явление не настолько страшное, каким может показаться. О том, как преодолеть возрастной кризис у малыша, мы расскажем далее.

Что делать, если у ребёнка в 3 года постоянные истерики

Итак, что такое кризис трёх лет? Это время, когда у ваших детей впервые начинает просыпаться самостоятельность, и они испытывают новые ощущения, желания и потребности. Частые истерики у ребёнка трёх лет связаны с тем, что он противопоставляет себя родителям и хочет сделать что-нибудь им назло, проявить свой характер и показать, что он тоже взрослая личность.
Важно: По мнению психологов, данный период времени нужно просто перетерпеть, так как спустя несколько месяцев постоянные истерики у 3-х летнего ребёнка проходят.
От родителей потребуется помощь и внимание к малышу, а также соблюдение несложных правил поведения:

  1. Относитесь адекватно к тому, что трёхлетний ребёнок устраивает истерики. Не обижайтесь и не злитесь на малыша, ни в коем случае не проявляйте агрессию. Необходимо искреннее стремление помочь ему преодолеть этот сложный для него период.
  2. Соблюдайте спокойствие. Если ваш трёхлетний ребёнок закатывает истерики, не реагируйте аналогичным образом. Не нужно ломать упрямство малыша. Если он не хочет - ну и не надо. Если ему нравится плакать - пусть плачет. Большинство детей, не видя ответной реакции от родителей, попросту успокаиваются.
  3. Позвольте ребёнку проявлять самостоятельность, будьте более гибкими. Пусть он пробует принимать собственные решения. Но ни в коем случае не потакайте малышу в каждой мелочи.

В непростой период кризиса трёхлетнего возраста главная задача родителей - помочь своему малышу и дать ему всё своё внимание, нежность и ласку. Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте с ним различные проблемы, давайте ему ответы на все вопросы. Попробуйте объяснить ему природу его новых ощущений. Как только малыш почувствует, что родители рядом, и что они его понимают, раздражение, агрессия, истерики - всё это отойдёт на задний план и забудется.

Анастасия Тырина
Родительское собрание «Капризы и истерики детей 4–5 лет»

Родительское собрание

Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.

Обычно капризы беспричинны , почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.

Необходимо отметить самое главное : капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но получив его, он отказывается его кушать.

Предлагаем родителям привести свои примеры.

Объяснение всему происходящему следующее :

Все это называется утверждением своего собственного «Я» .

Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот!» .

Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.

Безусловно, этот период сложный как для детей , так и для родителей .

Но необходимо помнить :

*скоро этот период пройдет;

*необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием (Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства)

Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.

Предлагаем вниманию родителей ситуации поведения детей 4 – 5 лет и вместе формулируем правила «Как лечить детские капризы

ПРАВИЛА :

1. Первая ситуация

Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать , тянуть маму за руку со словами : «Ну, мама, пойдем!» ….

Как поступить в этой ситуации маме?

ПРАВИЛО 1 : ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДЕТЕЙ НА ДЕЙСТВИЯ

Придумайте занятие для ребенка : качели, карусели. Ребенок поймет, что вы о нем позаботились, уделили ему внимание, и с удовольствием будет кататься на карусели. А вы продолжите беседу. Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои дела , желания.

Очень часто, когда к родителям пришли гости , ребенок начинает капризничать – привлекать к себе внимание. Необходимо ребенка занять чем – нибудь (пазлы, мозаика, раскраски и т. д.)

2. Вторая ситуация

Марина была долгожданным ребенком. Поэтому родители ее лелеяли , не чаяли в ней души, потакали всем ее капризам . Даже в 5 – летнем возрасте они одевали и раздевали ее сами, постоянно опекали ребенка. Но в определенный момент и родители и воспитатели заметили : ребенок стал очень капризным , постоянные истерики , слезы, непослушание.

Почему это происходит с девочкой?

ПРАВИЛО 2 : ИСКЛЮЧИТЬ ГИПЕРОПЕКУ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Изнеженные, заласканные дети часто бывают капризны . Чрезмерное внимание и гиперопека утомляют малыша. Ребенок становится непослушным, добивается своего, так как была вседозволенность – «лишь бы ребенок не расстраивался» .

3. Третья ситуация

Артему 4 года 3 месяца.

Артем стал капризным и упрямым ребенком . Причем, упрямство вспыхнуло остро и внезапно : ежедневные слезы, истерики .

Недавно в семье родилась девочка . Мама значительное время уделяет новорожденной Полине, т. к. девочка родилась недоношенной . А тут еще и беспричинные капризы Артема , которые «выбивают маму из колеи» .

С сем, по вашему мнению, связаны капризы Артема и как помочь ребенку?

ПРАВИЛО 3 : БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ ДЕТЯМ

Современные исследования показывают, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости : помогая одеться, сесть в машину. Редко встретишь родителя , который просто так, без всякого повода обнимет ребенка, поцелует, погладит его по голове.

Родители мало времени уделяют детям. Причинами может быть занятость родителей , работа, рождение второго - третьего ребенка и т. д. И, как следствие, ребенок становится капризным – привлекает к себе внимание.

4. Четвертая ситуация

Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики : просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.

Как избежать этой ситуации?

ПРАВИЛО 4 : В ЭТОТ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ КРИТИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ

Например, если ваш ребенок закатывает истерики в магазине , то исключите на этот период походы в магазин с ребенком. Ходите в магазин без него, закупите все необходимое на несколько дней.

ПРАВИЛО 5 : НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ И УЙТИ

Во время истерик , капризов никаких шлепков и подзатыльников, никаких споров и уговоров. Истерики и капризы любят «зрителей» . Как только «зрителей» не стало – прошла и истерика .

ПРАВИЛО 6 : ВО ВРЕМЯ ИСТЕРИК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

В момент истерики ребенка можно подойти к окну и обратить внимание, например, на собачку во дворе, или большую машину, выехавшую из гаража. Как правило, любопытство берет вверх, и слезы высыхают.

ПРАВИЛО 7 : ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ В СЕМЬЕ

Дети очень наблюдательны и прекрасно понимают, что за конфетами надо идти к бабушке, «газировку» купит дедушка, мама не разрешает высоко залезать, а папа – наоборот.

В этом сложном пока для ребенка мире ему тяжело сориентироваться как надо правильно поступать, а несогласованность родителей еще больше сбивает его с толку.

А малыш одинаково любит и маму, и папу, и бабушку, и дедушку.

Ни один взрослый, воспитывающий ребенка, не должен отменять запреты другого взрослого.

ПРАВИЛО 8 : БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ В ТРЕБОВАНИЯХ К ДЕТЯМ

Родители очень часто непоследовательны в своих требованиях к детям. Например, мама вчера разрешила сыну поиграть с ее любимой вазой, а на следующий день – нет, так как подумала о том, что ребенок может ее разбить. А малышу непонятно – «почему вчера было можно, а сегодня – нельзя?»

ПРАВИЛО 9 : НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ

Трудно при истериках ребенка сохранять спокойствие, но терпите. В переговоры вступайте, когда ребенок утихнет. Можно обнять его и посочувствовать : «Мне очень жаль, что ты не сдержался» , «Я знаю, что тебе было плохо» . Учите ребенка выражать свое недовольство словами. Спросите : «Что ты чувствуешь?» .

Учите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. После истерики расскажите , как вас это огорчило, что он бушевал из –за пустяка. Уверьте ребенка, что вы его любите, чтобы у него не возникло чувства вины.

ПРАВИЛО 10 : ПРИУЧИТЕ СЕБЯ К НОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ С РЕБЕНКОМ

В этом возрасте дети хотят иметь возможность выбора. Они тоже хотят решать, на какую площадку пойти гулять, к кому в гости пойти. А мы, взрослые, постоянно диктуем им свои условия. Если мы с ребенком как друзья, партнеры, то ребенок инициативен, умеет сам принимать решения. А если мы подавляем его волю, то часто такие дети не могут ответить ни на один вопрос, не оглянувшись на родителей .

Вывод : семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.

Журналистам сайта сайт крайне не хотелось бы говорить об этом, но, дело в том, когда речь идет о капризах ваших детей, причиной тому можете являться именно вы. Парадокс? Да! Обидно? Конечно! Но ничего не попишешь, всё приходит с опытом, поэтому нет смысла отчаиваться. Просто вы поймите, что если поведете себя неправильно, и они научатся управлять и манипулировать вами. Можете ли вы решить проблему? Конечно.

Дети, которые размахивают руками, визжат и кричат: «Я хочу это сейчас!» - вызывают у нас отнюдь не самые теплые чувства. Поэтому мы часто отступаем. Но если сдаться и пустить дело на самотек, детская раздражительность будет прогрессировать. Увы, это они не перерастают. И с возрастом плохое поведение детей лишь еще больше ухудшается.

Существуют способы и средства, позволяющие вам избежать вспышек детской раздражительности, обеспечив безопасность и ваших детей, и окружающих.

У нас очень капризный ребенок. Что делать?

С какой целью ваш ребенок капризничает? Почему ребенок капризничает? Это очень важно уяснить. Потому что, если вы измените свою реакцию на его приступы раздражительности и перестанете делать то, чего он добивается, капризы прекратятся. Большинство детей используют капризы как способ добиться желаемого. Если вы шестнадцать раз повторите «нет» вашей дочери, во что бы то ни стало желающей получить игрушку, которую вы не можете себе позволить, а на семнадцатый раз скажете «да», она поймет, что обладает способом превратить ваше «нет» в «да».

Научитесь вовремя вмешиваться. Если планомерно стараться избегать капризов, они становятся реже. Дети обычно подвержены капризам, когда они устали, голодны или перевозбуждены. Запишите, когда чаще всего случаются капризы. В какое время суток? Что им предшествовало? Что вы делали? Что делал ребенок? Если вы увидите, что история повторяется, измените распорядок дня и продолжайте фиксировать перемены. Если вы не заметите появления системы, сделайте записи о времени подъема, приемов пищи, отдыха, укладывания спать и сопоставьте с временем, когда ребенок капризничает особенно сильно. Например, причиной капризов в середине дня может стать низкое содержание сахара в крови ребенка - поэтому он раздражен. Чтобы этого избежать, достаточно дать малышу между завтраком и обедом банан или перенести обед на час раньше.

Не пасуйте перед детьми, которые капризничают из-за того, что чего-то хотят. Когда вы отвечаете на требование ребенка словом «нет», объясните почему. Например: «Нет, ты не можешь съесть шоколадную мышку, пока не пообедаешь».

Дети необычайно настойчивы. Они будут продолжать попытки получить желаемое, особенно если раньше капризы срабатывали. Многие устраивают «чудовищные» истерики, если «обычные» капризы не помогают. Если вы сдались, испугавшись «чудовищной» истерики, у вас будут серьезные проблемы. Вы дали понять своему ребенку, что настойчивость вознаграждается, надо только постараться.

Малыши, едва начавшие ходить, часто устраивают истерики потому, что не могут что-то сделать. Предложив им выбор, вы поможете им чувствовать себя менее беспомощными. Например, если вы решили, что ваш сын будет есть на обед суп, предложите ему выбор: томатный или куриный. Не спрашивайте, хочет ли он суп, если не готовы услышать «нет».

Что делать в пик капризности ребенка?
Прежде чем заговорить с ребенком, сделайте несколько глубоких вдохов и приготовьтесь претворить в жизнь ваш план военной кампании. Неуправляемый малыш не понимает голоса рассудка. Присядьте или опуститесь на колени, чтобы вы могли заглянуть ему в глаза. Скажите, что испытывать злость - это нормально, но совершенно не обязательно обижать всех. Как бы расстроены или сердиты вы ни были, говорите спокойно. Крик, шлепки и тому подобные меры только усугубят положение. Скажите ребенку, что злость не должна одерживать над ним победу. Объясните, что все будет в порядке. Если малыш размахивает руками и пытается вас ударить, скажите, что вы крепко обнимите его и будете держать, пока он не успокоится, чтобы не пострадали окружающие. Дети, теряющие контроль над собой, обычно напуганы и, если их обнять и прижать к себе, часто успокаиваются. Когда малыш немного успокоится, отведите его в другое место, чтобы он окончательно пришел в себя. Если вы дома, это может быть детская комната, если же в торговом центре, подойдет комната для пеленания или ваша машина.

Дети измеряют свою собственную жизнь по реакции на них, и, если гудение и жужжание остаются незамеченными, они переходят на визг. Если и это не помогает, они начинают громко орать; затем, если вы браните и успокаиваете их, они находят эксперимент успешным и начинают снова. Малыш будет спокойно сидеть у вас на руках, если вы ничего не делаете, но, если вы читаете, ему не хватает реакции, и он немедленно переходит к враждебным действиям.

Каковы ваши действия после детской истерики?
После шумных приступов раздражительности дети обычно чувствуют себя неуверенными и расстроенными. Им нужно время, чтобы собраться, прежде чем говорить о происшедшем. Многие не в состоянии объяснить или даже понять, что случилось. Разберите каприз на составляющие его эмоции. Подумайте о нем как о злости плюс, по крайней мере, одна из других эмоций. Когда вы находите возможности помочь детям справиться с «дополнительными» эмоциями, у них уменьшается потребность испытывать злость. Например, расстроенному ребенку достаточно помочь достать игрушку, которую положили слишком высоко; с ревнивым старшим братом необходимо проводить больше времени, а маленькой дочке, которая боится темноты, оставить вечером у кроватки ночник.