2. Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком (на самом деле речь идёт об изменении человека с возрастом, но пираха не знают понятия «возраст»). В-третьих, вокруг полно змей!

Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20–30 минут, прислоняясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками.

3. Пираха меняют имя раз в 6–7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике.
Никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать.

4. Пираха не запасают пищу, они просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет). Пираха непонятно, зачем есть каждый день, да ещё и по нескольку раз. Они нередко устраивают себе разгрузочные дни, даже тогда, когда пищи в деревне много.

5. Язык пираха уникален. В нем всего семь согласных и три гласных. Местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они» пираха неумело пользуются местоимениями, которые употребляют их соседи индейцы-тупи.

6. Пираха не понимают смысла понятия «один», для них это сложная философская категория. Пираха не знают счёта вообще, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и «много».

7. Пираха не понимают, что такое стыд, вина или обида. Если Хааиохааа уронил рыбу в воду это плохо. Рыбы нет, обеда нет. Но причем тут Хааиохааа? Он ведь просто уронил рыбу в воду. Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиаа сломал ногу и ее нужно лечить. Но это случилось потому что это случилось, вот и всё.

8. Пираха знают, что они как и все живое - дети леса. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес - это страшно.
Но страх пираха - это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.

9. Все вышеперечисленное делало пираха невозможным объектом для миссионерсокй работы. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди.

10. История Иисуса Христа в переводе на пирахский тоже выглядела не слишком убедительно. Понятие «век» «время» и «история» для пираха - пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого злые люди прибили к дереву гвоздями, пираха спрашивали миссионера, видел ли он это сам. Нет? Видел ли миссионер человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было?..

11. У пираха мало понятий родства. Таковых всего три: «родитель», «ребенок» и «брат/сестра» (без какого-либо различия пола). К тому же «родитель» означает и деда, бабку и т. д.; «ребенок» - внука, и т. д. Слов «дядя», «двоюродный брат» и т. п. нет. А так как нет слов, нет и понятий. Например, половая связь тетки с племянником не считается инцестом, т. к. нет понятий «тетка» и «племянник».

12. У пираха нет какой-либо коллективной памяти, более давней, чем личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. Например, современные пирахa не осознают, что было когда-то время, когда белых людей в округе вообще не было, что они когда-то пришли.

13. У пираха нет искусства (узоров нет, тела не раскрашивают, никаких серег или колец в носу не носят). Следует заметить, что дети пирахa не имеют игрушек.

14. При всем при этом пирахa своей жизнью очень довольны. Они считают себя самыми обаятельными и привлекательными, а остальных - какими-то странными недочеловеками. Себя они называют словом, буквально переводимым как «нормальные люди», а всех не-пирахa (и белых, и других индейцев) - «мозги набекрень».

15. Первый белый миссионер, которого отправили к пираха - Дэниел Эверетт в 1977 году - так и не смог донести до индейцев смысл своей веры, а сам со временем разочаровался в христианстве, став атеистом.

Племя индейцев Пираха. Люди, которые не спят

У реки Маиси в Бразилии живет необыкновенное племя индейцев Пираха. С неповторимым бытом и своей верой. Писатель и бывший миссионер Дэниэл Эверет прожил среди пираха 30 лет!

Они не умеют считать — даже до одного. Они живут здесь и сейчас и не строят планов на будущее. Прошлое для них не имеет никакого значения. Они не знают ни часов, ни дней, ни утра, ни ночи, и уж тем более, распорядка дня. Они едят, когда проголодаются, а спят лишь урывками по полчаса, считая, что длительный сон отнимает силы.

Им неизвестна частная собственность и глубоко наплевать на всё то, что представляет ценность для современного цивилизованного человека. Им неведомы тревоги, страхи и предрассудки, которые одолевают 99 процентов населения земного шара.

Люди, которые не спят.

Что говорят друг другу люди, отправляясь спать? В разных культурах пожелания звучат, конечно, по-разному, но везде они высказывают надежду говорящего на то, что его оппонент будет спать сладко, видеть во сне розовых бабочек и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «Спокойной ночи» звучит как «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи!»

Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится — ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут, прислоняясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха — любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них — я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя…» В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике

Люди без завтра.

Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знаю что такое «завтра» и что такое «сегодня», и также плохо ориентируют понятия «прошлое» и «будущее». Так что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать.

Эверет впервые посетил пираха в 1976 году, когда про пираха ничего не было известно. И лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потрясение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. Вообще. Чтобы племя, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне грядущем — такое по всем канонам невозможно. Но факт остается фактом: пираха не запасают пищу, ои просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).

Когда у пираха нет еды они относятся к этому флегматично. Ему вообще непонятно, зачем есть каждый день, да еще и по нескольку раз. Едят они не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе разгрузочные дни, даже тогда, когда пищи в деревне много.

Люди без цифр.

Долгое время миссионерские организации терпели фиаско, пытаясь вразумить сердца пираха и направить их к Господу. Нет, пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Но на этом общение фактически заканчивалось.

Никто так и не смог понять язык пираха. Поэтому Евангелическая церковь США сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантивого лингвиста. Эверетт был готов к тому что язык окажется трудным, но он ошибался: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается»
В нем всего семь согласных и три гласных. Еще больше проблем со словарным запасом. Местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они» пираха неумело пользуются местоимениями, которые употребляют их соседи индейцы-тупи (единственный народ с которым пираха кое-как контактировали)
Глаголы и существительные у них особо не разделяются, и вообще привычные нам языковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью. Например, пираха не понимают смысла понятия «один». Вот барсуки, вороны, собаки понимают, а пираха — нет. Для них это настолько сложная философская категория, что любой, кто попытается поведать пираха, что это такое, заодно может пересказать теорию относительности.

Цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и «много» . Две, три и четыре пираньи — это несколько, а вот шесть — уже явно много. А что такое одна пиранья? Это просто пиранья. Проще русскому объяснить зачем нужны артикулы перед словами, чем объяснить пираха зачем считать пиранью, если это пиранья, которую не нужно считать. Поэтому пираха никогда не поверят, что они — маленький народ. Их 300 человек, а это, безусловно, много. Про 7 миллиардов с ними говорить бесполезно: 7 миллиардов — это тоже много. Вас много, и нас мнгого, это просто замечательно.

Люди без вежливости.

«Здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» — массу слов люди большого мира используют, чтобы показать, как хорошо они друг к другу относятся. Ничего из вышеперечисленного пираха не используют. Они и без этого всего друг друга любят и не сомневаются, что и все окружающие априори рады их видеть. Вежливость — это побочное дитя взаимного недоверия — чувства, которого пираха, по утверждению Эверетта, лишены полностью.

Люди без стыда.

Пираха не понимают, что такое стыд, вина или обида. Если Хааиохааа уронил рыбу в воду это плохо. Рыбы нет, обеда нет. Но причем тут Хааиохааа? Он ведь просто уронил рыбу в воду. Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиаа сломал ногу и ее нужно лечить. Но это случилось потому что это случилось, вот и все.
Даже малеьнких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.
Если грудной младенец не берет материнскую грудь — значит никто не будет кормить его насильно: ему виднее, почему он не ест. Если женщина, ушедшая к реке рожать, не может разродится и третьи сутки оглашает воплями лес — значит, она не хочет рожать на самом деле, а хочет умереть. Незачем идти туда и отговаривать ее делать это. Ну, муж еще может пойти туда — вдруг у него найдутся веские аргументы. Но зачем туда пытается бежать белый человек со странными железными штуками в коробке?

Люди, которые видят другое.

У пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений. Пираха знают, что они как и все живое — дети леса. Лес полон тайн… даже нет, лес — это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес — это страшно.
Но страх пираха — это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.
Однажды Эверетт проснувшись утром увидел, что вся деревня столпилась на берегу. Оказалось, что туда пришел дух, желавший о чем-то предупредить пираха. Выйдя на пляж, Эверетт обнаружил, что толпа стояла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. На слова: «Там же никого нет! Я ничего не вижу» — Эверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. А если ему нужен будет Эверет, вот тогда ему будет прислан персональный дух.

Люди без бога.

Все вышеперечисленное делало пираха невозможным объектом для миссионерсокй работы. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди.
История Иисуса Христа в переводе на пирахский тоже выглядела не слишком убедительно. Понятие «век» «время» и «история» для пираха пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого злые люди прибили к дереву гвоздями, пираха спрашивали Эферетта, видел ли он это сам. Нет? Видел ли Эферетт человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было?

Живя среди этих маленьких, полуголодных, никогда не спящих, никуда не спешащих, постоянно смеющихся он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. Лишь спустя годы он понял, что ему нужно учиться у пираха, а не наоброт.

У белых людей есть удивительный «талант» — нагло вторгаться на якобы неосвоенные территории и насаждать свои правила, обычаи и религию. Всемирная история колонизации — яркое тому подтверждение. Но всё-таки однажды, где-то на краю земли, обнаружилось племя, люди которого так и не поддались миссионерско-просветительской деятельности, ибо эта деятельность показалась им никчёмной и крайне неубедительной.

Американский проповедник, а по совместительству этнограф и лингвист Дэниел Эверетт в 1977 году прибыл в джунгли Амазонки, чтобы нести слово божье. Его целью было рассказать о Библии тем, кто ничего о ней не знал — наставить на путь истинный дикарей и безбожников. Но вместо этого миссионер встретил людей, живущих в таком согласии с окружающим миром, что те сами обратили его в свою веру, а не наоборот.

Впервые обнаруженное португальскими золотоискателями 300 лет назад, племя Пираха живёт в четырёх деревнях в районе реки Маиси, притока Амазонки. И именно благодаря американцу, который посвятил годы жизни изучению их быта и языка, оно приобрело всемирную известность.

История Иисуса Христа не произвела никакого впечатления на индейцев Пираха. Мысль о том, что миссионер всерьёз верит рассказам про человека, которого сам никогда не видел, показалась им верхом абсурда.

Дэн Эверетт: «Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует. Тогда я не понимал, что навязывание другим людям своих убеждений — это та же колонизация, только колонизация на уровне верований и идей. Я пришёл, чтобы рассказать им о Боге и о спасении, чтобы эти люди смогли попасть в рай, а не в ад. Но я встретил там особенных людей, для которых большинство вещей, которые были важными для меня, не имели значения. Они не могли понять, с чего я решил, что имею право объяснять им, как жить».

«Качество их жизни было во многих отношениях лучше, чем у большинства религиозных людей, которых я знал. Я нашёл мировоззрение этих индейцев очень вдохновляющим и правильным», — вспоминает Эверетт.

Но не только жизненная философия Пираха пошатнула систему ценностей молодого учёного. Язык аборигенов оказался настолько непохожим на все остальные известные языковые группы, что буквально перевернул традиционное представление о фундаментальных основах лингвистики. «Их язык не столь сложен, сколь уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». По сравнению с остальными, язык этих людей кажется «более чем странным» — в нём всего семь согласных и три гласных. Зато на Пираха можно говорить, напевать, свистеть и даже общаться с птицами.

Одна их книг, которую Эверетт написал под впечатлением от «невероятных и совсем других индейцев», называется: «Don’t sleep there are snakes!», что дословно переводится: «Не спи, повсюду змеи!» И действительно, среди Пираха не принято спать подолгу — лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. Они убеждены, что длительный сон может менять человека, и, если много спать, есть риск потерять себя, став совсем другим. Режим дня у них отсутствует как факт, а регулярный восьмичасовой сон им просто не нужен. По этой причине они не спят по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость. Чтобы не спать, они натирают свои веки соком одного из тропических растений.

Наблюдая изменения своего тела, связанные с этапами взросления и старения, Пираха верят, что всему виной сон. Постепенно меняясь, каждый индеец берёт себе новое имя — это происходит в среднем раз в шесть-восемь лет. Для каждого возраста у них есть свои имена, так что, зная имя, всегда можно сказать, о ком идёт речь — о ребёнке, подростке, взрослом или старике.

25 лет миссионерства Эверетта никоим образом не повлияли на убеждения Пираха. Зато учёный, в свою очередь, раз и навсегда заязал с религией и ещё сильнее погрузился в научную деятельность, став профессором языкознания. Постигая миры аборигенов, Дэниел то и дело сталкивался с вещами, которые с трудом укладывались в его голове. Одно из таких явлений — абсолютное отсутствие счёта и числительных. Индейцы этого племени используют только два соответствующих слова: «несколько» и «много».
«Пираха не используют чи́сла, потому, что не нуждаются в них — они прекрасно обходятся без этого. Однажды меня спросили: «Выходит, матери Пираха не знают, сколько у них детей?» Я ответил: «Они не знают точного числа своих детей, но знают их по именам и по лицам. Им не нужно знать число детей, чтобы узнавать их и любить».

Ещё более сверхъестественным кажется отсутствие отдельных слов для обозначения цветов. В это сложно поверить, но у аборигенов, живущих посреди наполненных яркими красками тропических джунглей, есть только два слова, обозначающих цвета этого мира — «светлый» и «тёмный». При этом, все Pirahã успешно проходят тест на цветоделение, различая силуэты птиц и животных в смешении разноцветных мазков.

В отличие от соседей из других племён, этот народец не создаёт декоративных узоров на своих телах, что свидетельствует о полном отсутствии искусства. У Пираха нет форм прошедшего и будущего времени. Мифов и легенд здесь также не существует — коллективная память выстраивается лишь на личном опыте самого старого из ныне живущих членов племени. При этом, каждый из них обладает поистине энциклопедическими знаниями о тысячах растений, насекомых и животных — помня все названия, свойства и особенности.

Очередной феномен этих экстраординарных жителей глухой бразильской сельвы — полное отсутствие идеи накопления пищи. Всё, что добывается на охоте или рыбалке, немедленно съедается. А за новой порцией они отправляются только будучи сильно голодными. Если же вылазка за провиантом не приносит результатов, они относятся к этому философски — мол, часто есть также вредно, как и много спать. Мысль о заготовках еды впрок им кажется такой же нелепой, как россказни белокожих людей о едином боге.

Пираха едят не более двух раз в день, а порой, и того реже. Наблюдая за тем, как Эверетт с семейством уплетали свой очередной ланч, обед или ужин, Пираха искренне недоумевали «Разве можно столько есть? Вы же так умрёте!»

С частной собственностью — тоже всё не как у людей. Бо́льшая часть вещей — общая. Разве что незамысловатая одежда и личное оружие у каждого свои. Впрочем, если человек не пользуется тем или иным предметом, значит, он ему не нужен. А, следовательно такую вещь с лёгкостью можно позаимствовать. Если же сей факт расстроит прежнего хозяина, то ему её вернут. Следует также отметить, что дети Пирахa не имеют игрушек, что однако, ничуть не мешает им играть друг с другом, растениями, собаками и лесными духами.

Если задаться целью отыскать на нашей Планете людей, свободных от каких-либо предрассудков, то и здесь Пираха на первом месте. Никакой вымученной радости, никакой фальшивой вежливости, никаких «спасибо», «извините» и «пожалуйста». Зачем всё это нужно, когда Пираха и так друг друга любят без всяких глупых формальностей. Более того, они ни на секунду не сомневаются, что не только соплеменники, но и остальные люди всегда рады их видеть. Чувства стыда, обиды, вины или сожаления им также чужды. Какдый вправе делать то, что хочет. Никто никого не воспитывает и не поучает. Невозможно представить, чтобы кто-то из них украл или убил.

«Вы не встретите у Пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости — без психотропных препаратов и антидепрессантов» — делится впечатлениями Эверетт, посвятивший Pirahã более 30 лет своей жизни.

Взаимоотношения детей джунглей с миром сновидений также выходят за привычные для нас рамки. «У них совсем иная концепция объективного и субъективного. Даже когда они видят сны, они не отделяют их от реальной жизни. Опыт, пережитый во сне, считается таким же важным, как опыт, полученный во время бодрствования. Таким образом, если мне снилось, будто я гулял по Луне, то с их точки зрения, я действительно совершил такую прогулку», — поясняет Дэн.

Пираха видят себя неотъемлемой частью природы — детьми леса. Для них лес — это сложный живой организм, по отношению к которому они испытывают неподдельный трепет, а иногда даже страх. Лес наполнен необъяснимыми и странными вещами, которые они и не пытаются разгадать. А ещё там обитает целое множество таинственных духов. Пираха верят, что после смерти непременно пополнят их ряды — тогда-то они и получат ответы на все вопросы. А пока нет никакого смысла забивать себе голову всякой ерундой.

Эверетт неоднократно наблюдал за тем, как его друзья-индейцы крайне оживлённо, во весь голос общаются с невидимыми духами — так, будто это обычные люди. На вопрос, почему же учёный ничего подобного не видит, он всякий раз получал безапелляционный ответ — мол, что тут непонятного — духи пришли не к нему, а к Пираха.

Вопреки опасениям Дэниела, связанным с возможным исчезновением племени в силу столкновения с Большим Миром, численность Пираха в наши дни возросла с 300 до 700 человек. Находясь в четырёх днях пути по реке, племя и сегодня живёт довольно обособленно. Здесь по-прежнему почти не строят домов и не обрабатывают почву для обеспечения своих нужд, полностью полагаясь на природу. Одежда — единственная уступка Пираха современной жизни. Они крайне неохотно воспринимают блага цивилизации. «Они соглашаются принять только определённые подарки. Им нужна ткань, инструменты, мачете, алюминиевая посуда, нитки, спички, иногда — фонарики и батарейки, крючки и леска. Они никогда не просят ничего крупного — только мелочи», — комментирует Дэн, досконально изучивший нравы и предпочтения своих необычных друзей.

«Я считаю, что они счастливы, потому что не беспокоятся о прошлом и будущем. Они чувствуют, что в состоянии заботиться о своих потребностях сегодня. Они не стремятся получить вещи, которыми не обладают. Если я что-то даю им — хорошо. Если нет — тоже хорошо. В отличие от нас они не материалисты. Они ценят возможность путешествовать быстро и легко. Я никогда и нигде (даже среди других индейцев Амазонии) не встречал столь спокойного отношения к материальным объектам».

Как известно, ничто так не меняет сознание и внутренний мир, как путешествия. И чем дальше от дома удаётся забраться, тем стремительнее и мощнее этот эффект. Выход за рамки знакомого и привычного мира может стать самым сильным, ярким и незабываемым переживанием в жизни. Сто́ит покинуть зону комфорта, чтобы увидеть то, что не видел раньше, и узнать о том, о чём прежде не имел никакого понятия.

«Я часто проводил параллели между мировоззрением Pirahã и дзен-буддизмом», — продолжает Эверетт. «Что же касается Библии, то я понял, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не верил в то, что говорил. Человек — куда более сложное существо, чем рассказывает Священное Писание, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. В настоящее время я работаю над книгой под названием «Мудрость Путешественников» — о том, насколько важные и полезные уроки мы можем получить от людей, которые сильно отличаются от нас самих. И чем больше эти отличия, тем большему мы можем научиться. Ни в одной библиотеке вы не получите столь ценного опыта».

Вряд ли у кого-то на этой Планете найдётся точное определение того, что такое счастье. Возможно, счастье — это жизнь без сожалений и страха перед будущим. Людям мегаполисов сложно понять, как вообще такое возможно. Зато, туземцы из племени Пираха, живущие «здесь и сейчас», по-другому просто не умеют. То, чего они не видят сами, для них не существует. Такие люди не нуждаются в Боге. «Нам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», — говорят самые счастливые люди на свете — люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка — индейцы Пираха.

Сегодня в Большом Мире только три человека говорят на языке Pirahã — Эверетт, его бывшая жена, и миссионер, который был предшественником Дэниела в затерянных джунглях Амазонки.

Каков же язык и культура пирахa? Вот их основные признаки (а главный признак — чрезвычайная бедность абстрактного мышления):

  1. Самый бедный в мире набор фонем. Всего три гласных (a, i, o) и восемь согласных(p, t, k, ‘, b, g, s, h). Правда, почти каждой из согласных фонем соответствуют два аллофона. К тому же язык имеет и «свистящую» версию, употребляемую для передачи сигналов на охоте.
  2. Абсолютное отсутствие счета. Все остальные народы мира, сколь примитивными бы они ни были, умеют считать хотя бы до двух, т.е., различают «один», «два» и более двух. Пирахa же не умеют считать даже… до одного. Они не различают единственности и множественности. Покажите им один палец и два пальца — и они не увидят разницы. У них имеются только два соответствующих слова: 1) «маленький / один или немного» и 2) «большой / много». Тут следует заметить, что в языке пирахa нет слова «палец» (есть только «рука»), и они никогда ни на что не показывают пальцем — только всей кистью руки.
  3. Отсутствие восприятия целостности и частности. В языке пирахa нет слов «весь», «все», «всё», «часть», «некоторые». Если все члены племени побежали на речку купаться, то рассказ пирахa будет звучать так: «А. пошел купаться, Б. пошел, В. пошел, большой/много пирахa пошел/пошли». Также у пирахa нет чувства пропорции. Белые торговцы уже с конца 18 века ведут с ними меновую торговлю и всё дивятся: пирахa может принести пару перьев попугая и потребовать взамен всю кладь парохода, а может притащить что-то огромное и дорогое и потребовать за это глоток водки.
  4. Отсутствие подчиненности в синтаксисе. Так, фраза «он мне сказал, каким путем он пойдет» на пирахa дословно не переводится.
  5. Чрезвычайная бедность местоимений. До недавнего времени у пирахa скорее всего вообще не было личных местоимений («я», «ты», «он», «она»); те, которые они употребляют сегодня, совершенно явно заимствованы у соседей-тупи.
  6. Отсутствие отдельных слов для обозначения цветов, и, следовательно, слабое их восприятие. Строго говоря, есть только два слова: «светлый» и «темный».
  7. Чрезвычайная бедность понятий родства. Таковых всего три: «родитель», «ребенок» и «брат/сестра» (без какого-либо различия пола). К тому же «родитель» означает и деда, бабку и т.д.; «ребенок» — внука, и т.д. Слов «дядя», «двоюродный брат» и т.п. нет. А так как нет слов, нет и понятий. Например, половая связь тетки с племянником не считается инцестом, т.к. нет понятий «тетка» и «племянник».
  8. Отсутствие какой-либо коллективной памяти, более давней, чем личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. Например, современные пирахa не осознают, что было когда-то время, когда белых людей в округе вообще не было, что они когда-то пришли.
  9. Почти полное отсутствие каких-либо мифов или религиозных верований. Вся их метафизика основывается исключительно на снах; правда, даже и тут они не имеют ясного представления о том, что это за мир. Тут надо заметить, что в языке пирахa нет отдельных слов «мысль» и «сновидение». «Я сказал», «я подумал» и «я увидел во сне» звучат одинаково, и лишь контекст позволяет угадать, что имеется в виду. Никакого намека на миф творения нет. Пирахa живут в настоящем времени и сегодняшним днем.
  10. Практически полное отсутствие искусства (узоров нет, тела не раскрашивают, никаких серег или колец в носу не носят). Следует заметить, что дети пирахa не имеют игрушек.
  11. Отсутствие последовательного суточного ритма жизни. Все остальные люди днем бодрствуют, а ночью спят. У пирахa же такого нет: они спят в разное время и понемногу. Захотелось поспать — лег, поспал 15 минут или часок, встал, пошел на охоту, потом снова немного поспал. Поэтому фраза «поселок погрузился в мирный сон» к пирахa неприменима.
  12. Отсутствие накопления пищи. Никаких лабазов и хранилищ нет. Все принесенное с охоты мясо немедленно съедается, а если следующая охота неудачна — ходят голодными до тех пор, пока снова не повезет.

При всем при этом пирахa своей жизнью очень довольны. Они считают себя самыми обаятельными и привлекательными, а остальных — какими-то странными недочеловеками. Себя они называют словом, буквально переводимым как «нормальные люди», а всех не-пирахa (и белых, и других индейцев) — «мозги набекрень». Интересно, что самые близкие (в генетическом отношении) к ним индейцы мура когда-то, очевидно, были такими же, как и они, но затем ассимилировались с соседними племенами, утратили свой язык — и свою примитивность — и стали «цивилизованными». Пирахa же остаются такими же, как были, и на мура смотрят свысока.

Игра «Девичья краса» ВКонтакте — это уже знакомый многим и любимый многими жанр «сделай себя сам». Аналогов в социальной сети уже много это и , и « », и «Маникюрный салон», и другие. Жанр этот ежемесячно набирает все больше и больше оборотов, может быть и Вам стоит попробовать?

Сюжет игры

Что нужно делать? Берем девушку, называем ее к примеру Олеся, делаем ей короткую стрижку. Она, при Вашей помощи, холит и лелеет свои волосы, растит и делает их краше с каждым днем. А в итоге становится обладательницей роскошной и ухоженной копны волос! Чем длиннее кудри, тем больше успех. Примечательность этой игры, как и других, подобных ей в том, что рекомендации, которые Вы получаете в игре, вполне годятся и для реальной жизни. Вы учитесь тому, как правильно ухаживать за своей прической.

Среди полезной косметики для волос Вы обнаружите:

— витаминный укрепляющий комплекс;
разные маски;
— домашние отвары из трав;
— массаж волосяной части головы;
— ламинирование волос с временным эффектом;
— стрижка (подравнивание).

Все эти средства и процедуры добавляет несколько миллиметров роста волосам Вашей героини. Использованное средство восстанавливается через промежуток времени. Чем эффективнее средство, тем медленнее восстанавливается для повторного использования.

Есть еще один позитивный аспект игры. Это группа приложения ВКонтакте. А там любая сможет найти не только рекомендации по игровому процессу, но и реальные советы по уходу за волосами.

Секреты к игре «Девичья краса»:

Мы верим, что любая девушка вполне может самостоятельно разобраться во всех тонкостях ухода за волосами. Но поскольку дело касается игры, позволим себе несколько полезных рекомендаций.

— Двери Салона красоты откроются перед Вами лишь после того, как длина Ваших волос превысит двадцати-сантиметровую отметку.

— Не взламывая игру «Девичья краса» ВКонтакте, получать ежедневную оплату можно, если Вы осуществили;

— непосредственно установку игру;

— добавление игры «Девичья краса» в меню;

— приглашение пятерых друзей;

— вступление в группу игры;

— все это гарантирует 5 бесплатные монеты ежесуточно в размере 5-ти штук.

— Чтобы побыстрее восстановить израсходованные косметические средства, просто оплатите это игровыми деньгами.

Играть в игру «Девичья краса»: vk.com/krasa_kosa

GD Star Rating
a WordPress rating system

Игра «Девичья краса» ВКонтакте , 4.3 out of 5 based on 13 ratings

ФОЛЬКЛОРНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

«ДЛИННАЯ КОСА – ДЕВИЧЬЯ КРАСА»

Цели и задачи :

Выявление и поддержка обладательниц длинных волос как эталона русской красоты;

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения к национальным традициям;

Организация досуга.

Участники конкурса :

К участию в конкурсе допускаются девочки (девушки) независимо от возрастной категории.

Место и время проведения конкурса:

Конкурс проводится в любом помещении (актовом зале, классе, спортзале и.т.п.)

Порядок организации и проведения :

Каждая участница должна подготовиться к следующим этапам конкурса:

Демонстрация русской косы, заплетённой из трёх прядей;

Плетение косы на скорость

Демонстрация волос, уложенных в причёску, название которой дают сами конкурсантки.

Подведение итогов :

В состав жюри войдут старшеклассники.

По результатам конкурсной программы жюри присуждает один главный приз в номинации «Коса – девичья краса», остальные номинации устанавливаются по усмотрению жюри.

Критерии оценки:

Длина волос;

Толщина косы;

Ухоженность и опрятность;

- раскрытие национального колорита и национальных особенностей.

Оборудование :

    Музыкальный центр;

    Ноутбук;

    Мультимедийный проектор и экран

Оформление зала:

Зал оформлен в виде русской горницы: на столе самовар, пироги, чашки.

Скамья накрыта самотканым половиком и т.д.

Реквизит для игры :

    Набор цветной бумаги, белого картона, ножницы, клей ПВА

    Набор ленточек, шпилек, заколок, расчески

    Фото косников

    Канат или толстая веревка

    Голова – подушка Дуни

Ход праздника:

(Звучит лирическая народная музыка, появляется ведущая в русском костюме, по возможности тоже с длинной косой. На фоне музыки она начинает разговор)

Вед.

Вы поспели вовремя как раз.

Начинаем посиделки мы сейчас.

Для начала, как водится,

Давайте знакомиться.

(кланяется всем)

Зовут меня, ребята, Варварушка - краса.

А главная приметадлинная коса.

Для этих посиделок есть важная причина

И пусть не обижаются юноши, мужчины.

С давних пор краса девицы

Не румяна, не ресницы,

Всюду русская краса –

С лентой длинная коса.

Вот и сегодня мы поведем разговор о главном богатстве девушки – косе.

Издавна у всех народов ценилась женская коса. Русские

женщины, по обычаю имели длинные волосы. Поэтому было придумано

много различных способов их заплетать.

Девочка могла ходить и с распущенными волосами, до замужества девушка могла ходить с заплетёнными в одну косу волосами. Для красоты в косы вплетались яркие ленты или золотые нити. Часто к концам кос подвешивался косник или накосник – это треугольник из бересты или кожи, богато украшенный шёлком, бусами, жемчугом.

Сейчас мы посмотрим на мастерство наших девочек (девушек). Ведь у нас девицы на все руки мастерицы.

(Ведущая рассаживает участниц за столы, на которых лежат наборы для изготовления косников. Пока выполняется работа, фольклорный коллектив проводит игру «Заплетитесь, косы» (по аналогу «Заплетися, плетень»)

1-е задание:

Украсить аппликацией косник, вырезанный из бумаги.

(Выполнив работу, участницы демонстрируют получившиеся косники)

Вед. - Молодцы! Прекрасная работа!

(Ведущая просит участниц выйти и подготовиться к следующему этапу программы)

Вед.

Блондинки любят волосы чесать,

Их в чудо-косы заплетать,

И подстригать, и завивать,

Распущенными оставлять…

Брюнетки тоже подстригают

И завивают, заплетают,

Вокруг головы косу кладут,

Иль распускают и идут.

Шатенки тоже – подстригутся,

И, как блондинки же, завьются,

И, как брюнетки, заплетутся.

А значит истина одна:

Прическа каждому нужна,

Для всех она важна.

Длинные волосы – это не только красиво и женственно, это русская многовековая традиция. Они являлись естественным украшением, которое ценилось наравне с драгоценными камнями и золотом. Все тем, кто пренебрег недавним капризом моды и остался верен русской традиции, мы и посвящаем наш праздник «Девичья краса – длинная коса».

(Под плавную музыку появляются участницы с распущенными волосами, демонстрируют свои волосы).

И пусть в стихах поэта не воспета,

Но повторяю вновь и вновь:

О, русская коса! Восьмое чудо света!

Ты как надежда, вера и любовь!

(На фоне музыки ведущий продолжает)

Видите, какая красота! И потому оценивать по достоинству будете её вы. Итак, чьи волосы длиннее ? Чтобы не было сомнений, измерим!

(Появляются двое помощников: один измеряет волосы участниц сантиметровой лентой, второй записывает результат. По окончанию данной процедуры, называется имя победительницы. Ведущая поздравляет её и проводит с ней блиц-опрос)

«Блиц-опрос» для победительницы :

1. Как давно вы отращиваете волосы?

2. Какими моющими средствами пользуетесь?

3. Как часто моете голову?

4. Какой расческой пользуетесь?

5. Всегда ли носите косу или делаете и другие прическу?

Спасибо за правдивые ответы, которые помогут нашим девушкам следить за своими волосами.

Ну, а мы продолжаем. Сейчас наши участницы выполнят следующее задание: уложить волосы . Ведь венец красы – красиво уложенные косы. Поэтому, девушки могут взять ленточки, заколки, шпильки, выбрать себе любого ассистента из числа зрителей в зале, которые помогут уложить им волосы.

(девочки (девушки) выбирают ассистентов, берут со столика нужные аксессуары и начинают работу)

Вед. – А пока участницы выполняют задание, мы с вами вспомним, как же раньше обходились без мыла, шампуней. И при этом волосы выглядели прекрасно. Секрет прост.

С раннего детства мама, расчёсывая волосы своей ненаглядной доченьке приговаривала:

«Расти, коса, до пояса,

не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся!»

Чтобы волосы были здоровыми наши бабушки использовали сыворотку, простоквашу, отвары трав, мыли волосы хлебом и яицом, о шампунях в то время и понятия не имели. Для мытья брали 2- 3 яйца, растирали хорошенько в чашке и равномерно наносили на волосы. Затем массировали голову мягкими движениями, втирая смесь и смывали тёплойводой. Волосы становились шелковистыми и блестящими.

Хлеб использовали только чёрный. Куски замачивали, а потом клали на голову. Укутывали хорошенько полотенцем и полчаса ждали. Потом смывали тёплой водой, споласкивали отваром трав. Для укрепления волос использовали корень репейника, ромашку, крапиву. Для придания шелковистости – луковую шелуху, березовый настой.

А ещё – мыло заменяла обычная зола, которую настаивали в кипятке. Получался щёлок. Им и мыли голову.

Расчесывали только деревянным гребнем. От него даже головная боль проходила.

(фольклорный коллектив исполняет русскую народную песню «Уж коса ли моя косынька…»)

Уж коса ли моя косынька,

Уж коса ли моя русая!

Я мочила русы волосы

Ключевой водой студеною,

Я сушила русы волосы

На крылечке да на солнышке,

Я чесала русы волосы

Середи полу дубового,

Заплетала русы волосы

В косу длинную да до полу.

Я вплетала в русы волосы

Семишелкову алу ленточку,

Жемчужными камушками

Украшивала,

Шелковыми плетушками

Уплетывала!

(Конкурсанты начинают демонстрировать свои уложенные волосы. Отмечают самую красивую укладку. Затем ведущая выносит большую голову, изготовленную из подушки. К двум углам подушки приделываются веревочные «волосы».)

Вед. – У девушек-то волосы красиво уложены, а у этой Дуни растрёпаны. Надо ей помочь. А теперь попрошу выйти сюда двоих юношей (мальчиков). Задание мальчикам: заплести Дуне косу . Если вы быстро и умело справитесь с заданием, то внесёте море удовольствия в атмосферу нашего праздника.

Кстати, не забывайте, что волосы заплетать в косички очень туго нельзя. Волосы начинают сечься и выпадать.

(мальчики выполняют задание)

Вед. – Ой, какие молодцы! Спасибо вам огромное! Теперь и Дуня стала красавицей. Косы у ней длинные, трехаршинные!

А знаете ли вы, дорогие друзья, почему, когда плели косы, волосы делили на три части?

(выслушивает ответы, а потом дает правильный)

Потому что мама, заплетая, приговаривала: «Во имя Отца Христа – Сына – и Святого духа!»

А почему, заплетая косу, делили волосы раньше на прямой пробор, прикрывали уши и виски?

Делали так от сглаза, от «дурного глаза». Когда делали прямой пробор, получался как бы своеобразный крест. И все зло скатывалось по косе вниз, к земле. Земля принимала его и прятала в свои земные глубины, а силу свою давала волосам в настоях трав.

(игровой момент «Потаскаем черта за косы» (перетягивание каната)

И еще такой вопрос: Выходила девушка замуж и ее косу делили уже на две. Почему?

(выслушивает ответы, а потом дает правильный)

Да всё просто: их теперь двое. Волосы потом укладывали на голове корзиночкой и надевали женский головной убор – повойник. Опять же берегли свое гнездо от сглаза. И не просто гнездо – а главное звено, с которого начинается ДОМ.

(расшифровывает)

Д О М

МАТЬ

ОТЕЦ

ДЕТИ

(фольклорный коллектив исполняет русскую народную песню «Как под вишнею, под черешнею», записанную у жительницы р.п.Варнавино Антоновой А.И., 1909 г.р.)

Вед.- А сколько поговорок сложено про косы!

1 Чем больше коса, тем краше девица.

3 Коса до пояса – язык до колен.

Вот те на! Вот это поговорочка! Это что же значит все женщины и

девочки – болтушки? Такого быть не должно!

(Игра на внимание: все становятся в круг, в центре встает ведущий, у которого в руках большая коса – веревка. Ведущий крутит по кругу «косой», все должны подпрыгнуть и не наступить на косу. Наступивший выбывает из игры)

Вед. – Вот и подошла к концу наша беседа. Жаль расставаться с такими гостями. Но я знаю, что вскоре мы вновь встретимся.

И косы по пояс,

И легкая стать.

Скажи мне:

А можно тебя мне обнять?

А можно к щеке прикоснуться щекой?

А можно Россия остаться с тобой?

(Звучит песня в исполнении солиста фольклорной группы «Умывает красно солнышко» автор текста (слов) - Шаферан И., композитор (музыка): Аедоницкий П. На последнем куплете ведущая уводит всех вместе с фольклорным коллективом «змейкой» из зала).

Приложение1.



Веревочки-волосы

Таким образом, делается голова Дуни. Если надеть старенькую наволочку, на нее можно приклеить «лицо»: глаза, нос, губы.

Вконтакте

Однокласники

Сколько ни ругали церковники девок и баб на Руси за то, что о красе много думают, ничего веками не менялось. Девушки всё так же волновались, как бы расцвести поярче, а молодухи — как бы муж не разлюбил, на сторону смотреть не начал. Боялись трёх вещей: похудеть, загореть и потерять румянец. Особым предметом волнений была толщина косы для девушек. Конечно, от матери к дочери и от подруги к подруге передавали «самые верные» рецепты красоты.

Для красивого цвета лица

Девушки на выданье могли подкрашивать летними вечерами — перед гулянкой — щёки и губы свёклой или ягодным соком. Но самым верным способом сохранить их румяными считалось встать пораньше и сбегать в поле, умыться росой или водой из родника. Понятное дело, что половина эффекта достигалась утренними пробежками на свежем воздухе. Умыться ведь надо было успеть до того, как примешься за ежедневную работу!


Кроме практических средств, охотно прибегали к магии (что, вероятно, в основном и вызывало возмущение священства). Но магия была простенькая: произносить, пока умываешься, какой-нибудь наговор на красоту. Кроме того, в первый день месячных у дочки-подростка мама отвешивала ей две пощёчины. Чтобы, сколько бы крови девушка ни теряла, а всегда оставалась румяной.

Отдельные были средства для того, чтобы убрать с лица «горох» — прыщи. Популярен был отвар череды. Также от них и от чёрных точек старались избавиться, протирая лицо лампадным маслом. Только убирать его с кожи приходилось очень тщательно — иначе через него загар приставал. Некоторые девушки шептали наговоры, чтобы «горох» перешёл на соперницу.

Для нежности кожи

Крестьянки много времени проводили на свежем воздухе. Моды на загар они не знали и полагали его серьёзной проблемой для кожи. Кроме того, кожа на лице часто обветривалась. К дефектам относили и веснушки. С ними боролись.

Лицо отбеливали разными средствами: пахтой, кислым молоком, маской из нарубленного корня петрушки («пестреца»), кашицей из огурца или лесной земляники. Последнее помогало и обветренной коже. Почти универсальным средством от всех проблем кожи была сметана. Когда вошла в обиход картошка, кашицу из неё стали наносить на лицо, чтобы оно становилось мягче и белее.

Магия пригождалась и тут. Серебро, например, воспринималось как воплощённая белизна, и ему часто приписывали волшебные свойства. Девушка, у которой было серебряное кольцо, опускала его на ночь в воду для умывания и с наговорами с утра умывалась, надеясь стать такой же чистой и белой, как серебро.

Основная проблема с отбеливанием лица, конечно, заключалась в том, что на маску нужно было выкроить время. Это бывало нелегко! Крестьянка работала и по дому, и в поле. Так что некоторые девушки становились белолицы только на гулянках — припудрившись мукой.

В борьбе за полноту

Худобу находили некрасивой, девушка или женщина должна была быть «сдобной», «в теле», «полнотелой». Поговаривали, что если есть, как барыни, много сладостей, то вес будет сам собой набираться. Но проверить было трудно: даже зажиточная крестьянская семья не могла позволить себе кормить дочек на выданье одними пряниками.

Другим верным средством для пополнения и сил, и тела считалась сметана. Кроме того, могли девушке с той же целью давать есть дрожжи. Дрожжи давали и низкорослым девочкам, чтобы росли повыше, постатнее. Хрупкость не ценилась. Красавица должна была быть сильной.

Девушкам, которым не помогли ни дрожжи, ни сметана, приходилось прибегать к ухищрениям, чтобы выглядеть полнее. Ноги под лапти обматывались в несколько слоёв, чтобы икра казалась пухлой. Одежду тоже могли носить в несколько слоёв или наматывать на тело тряпки. Это было тяжело, но чего не сделаешь, чтобы стать завидной невестой…

Правда, против всех обманок у парней были свои средства. Смотрели на шею, на руки: полны ли. И тут был способ обмануть глаз! Коралловые бусы вкруг шеи заставляли её казаться и полнее, и белее. Увы, позволить их себе могла не каждая девушка.

Коса — девичья краса

Очень важным считалось состояние девичьей косы. Среди дефектов значились слишком тонкий и нежный волос, выгорание на солнце, тусклый цвет. Коса должна была быть толстой и тяжёлой.

Почти в каждой семье были свои рецепты средств для волос. Популярно было мытьё волос ржаным хлебом, настойкой корня лопуха, взбитыми яйцами. Сушить и расчёсывать волосы на солнце и ветру матери дочкам строго запрещали: станут, мол, выпадать. Кроме того, мокрые волосы под солнцем быстрее выгорали. В деревенских реалиях это означало не только интересный оттенок блонд, но и сухость, ломкость волоса.


Моды на блондинок русские не знали, главное в косе было — толщина

Для приятного рыжеватого блеска волосы могли ополаскивать отваром луковой шелухи или ромашки. Главное было, не перестараться. Рыжие девушки интересными на Руси не считались.

Верными средствами для утяжеления и здоровья волос были лампадное и льняное масла. Они также позволяли укладывать волосы, чтобы те не пушились, лежали основательно, как шлем. Пользовались этим средством для волос и мужчины.