Приветствую вас, дорогие мамы и папы самых талантливых детей! Да, обращаюсь к вам именно так по двум причинам.
Во-первых, для каждого родителя его ребёнок – самый талантливый в мире, и это правильно! Не будем лукавить — мы спим и видим своих чад на больших сценах театров или на пьедестале почёта, их имена непременно должны красоваться среди художников или писателей.
Во-вторых, речь сегодня действительно пойдёт об одарённых детях. А точнее о том, как распознать талант у ребенка, не пропустить тот самый важный момент и направить его развитие в нужную сторону. Чтобы по истечении нескольких лет маленький гений вырос в известного и знаменитого.
План урока:
Руководство к действию, или когда и как правильно искать талант
Существует мнение, что все наши таланты закладываются с детства, а некоторая предрасположенность к чему-либо передаётся ещё и на генетическом уровне. Не будем спорить, скорее всего, это так и есть. Только вот опытные родители советуют не ждать «у моря погоды», когда особые способности, дарованные природой, дадут о себе знать, а поискать их самостоятельно, чтобы не упустить время и дать им полный ход.
Если верить психологам, то у 15% детей ещё в дошкольном возрасте устанавливается заинтересованность к чему-нибудь:
- некоторые склоняются к рисованию;
- у иных неплохо получается петь;
- третьи с вдохновением рассказывают стихи.
При этом большинство видит в детях гениев, но чаще это принятие желаемого за действительное, ведь настоящий талант – врождённые способности. Но как узнать, наделён ли отпрыск каким-либо даром или это обычное увлечение?
Ищем признаки одаренности
Психологи считают, что два первых признака одаренности это:
- Скорость выполнения задачи.
- Вовлечённость в процесс.
Простым языком: ребёнок регулярно делает то, что ему особо приходится по душе, причём быстрее, чем это обычно делают его сверстники.
Включаем родительскую наблюдательность
Чтобы понять, есть ли предрасположенность у ребенка к чему-то, нужно быть наблюдательным родителем – обращать внимание, как он играет, что ему больше нравится, чем он старается заняться в появившуюся свободную минутку.
Ребёнок клацает по телевизионному пульту в поисках нужно канала? Киньте взгляд на экран, возможно вместо мультика он смотрит какую-нибудь познавательную передачу, а это ещё один ключик к разгадке скрытых талантов. Натолкнуть на мысль смогут и надоедливые вопросы «почему?» и «как?» на одну и ту же тему.
Следим за успехами в школе
Явно выраженные успехи по какому-либо предмету в школе тоже могут многое рассказать о наличии таланта в какой-либо области.
Спросите мнение у классного руководителя или школьного психолога, они наверняка подскажут, к чему более склонен ваш ученик и есть ли у него зачатки талантливых способностей.
Определить до подросткового периода, кем является ваш потомок – технарём или гуманитарием, достаточно сложно, так как в раннем возрасте дети готовы заниматься почти всем. Психологи говорят, что распознать талант до поступления в школу, достаточно сложно, хоть многие и начинают неплохо петь и рисовать в свои 4-5.
Школа помогает выявить именно природные способности, давая разностороннее развитие. Увидеть явные склонности к чему-либо можно уже и в начальных классах, но, как говорят специалисты, оптимальным временем для проведения «талантливой» диагностики является возраст 13 лет.
Внимание! Ошибка! В попытке отыскать в своём маленьком гении скрытый талант, настаивая на определённом кружке/секции, не вдаваясь в интересы ребёнка, родители чаще подспудно желают лишь реализовать свои упущенные в детстве возможности.
Где вы, таланты?
Итак, что поможет родителям увидеть в сыночке или дочке актёрский, писательский, художественный, спортивный или музыкальный талант?
С песней по жизни
Будущего Моцарта можно разглядеть в раннем детстве, когда малыш «торчит» от музыкальных игрушек, начинает проявлять непомерный интерес к мелодиям, на лету их запоминает, воспроизводит при каждом удобном случае и узнает по первым аккордам.
Ему присуще природное чувство ритма и тонкий музыкальный слух. Он не только слышит музыкальные произведения, он пытается сам их сочинять, получая от этого процесса удовольствие. Итак, если детские ушки всегда настроены на нужную мелодичную волну – это повод, чтобы пойти в музыкальном направлении.
Ценитель прекрасного
Почти все дети любят рисовать, но вот если ваш ребёнок умеет не только «палку, палку, огуречик», а создаёт художественные образы, вместо активных игр предпочитает поелозить карандашом по бумаге, во время задумчивого безделья вечно что-то чертит на любом свободном кусочке тетрадного листа, то стоит задуматься, а не пойти ли в художники.
Выбор вместо «Кататься на горке!» — «Пойдём, там выставка открылась!», полный дом аппликаций, рисунков и ручных поделок — вот ещё пунктики в доказательство того, что стоит попробовать раскрыть талант.
Будущий Пушкин или Толстой
Для новоиспечённого писателя и поэта совсем не обязательно фантазировать на каждом шагу. Но бесспорно одно – он очень любит рассказывать, причём в подробностях, выстраивая историю в сюжетную линию. Для него важны детали. Ну а стихи – это привычная форма общения, рифмы так и складываются из простых слов.
Если это всё про вашего ребёнка, то пора записаться в драматический кружок.
Артист да и только!
Любит кривляться, стоя перед зеркалом и всё время корчит рожицы? Да все они так делают!
А вот если стихи на одном выдохе да с жестами, с эмоциями и с выражением до мурашек – это оно, актёрское мастерство!
Умеет спародировать вашего друга или рассказать историю так, что как будто сам там был?
Выступает перед большой аудиторией и «тащится» от восторженных взглядов слушателей и аплодисментов?
Побежали в театральную студию!
Никуда без спорта!
Ваш ребёнок готов ежедневно вставать в пять утра, мчаться на тренировку, отдаваться там по полной, а потом бежать на уроки, да и синяки-то не пугают, и разбитый нос не останавливает?! Ему с первого раза поддаётся велосипед, ноги сами закручиваются буквой «зю» вокруг тела, на коньках он уверенно стоит с первой вылазки на лёд или направленный мяч точно летит в ворота? Точно стоит задуматься: а вдруг?!
Причём, совсем не значит, что выбранная вначале секция – то, что требуется. Обычно, как у поварихи: первый блин комом, но, как правило, дети сами находят, где бы они хотели состояться как великие спортсмены.
Талантливые стихии
Обрисовали портрет своего ребёнка, вроде решили, что можно попробовать заняться чем-то более профессионально, но какая-то тень сомнения ещё присутствует? Как насчёт астрологии? Может она рассеет ваши сомнения и поставит в вашем решении жирную точку.
По дате рождения ребёнка можно узнать, что ему предсказано звёздами. Энергетика стихий, под которыми рождён человек, задаёт особенности его характера и оказывает влияние на способности и таланты.
Огонь
Огненные дети – Овны, Львята и Стрельцы. Очень активные дети, поэтому чаще всего из них получаются хорошие спортсмены, они с удовольствием занимаются лыжами, футболом и лёгкой атлетикой. Любят демонстрировать все свои достоинства, поэтому будут востребованы в театре, стремятся в кино и шоу-бизнес.
Воздух
Воздушные Близнецы, Водолейчики и Весы любят общение, ум их быстро работает, а у любопытства нет границ, поэтому они «на ура» сочиняют и красиво рассказывают. Так что закупите побольше бумаги и ручек – эти дети готовы писать целые романы и поэмы!
Умеют они и красиво рисовать, обладая чувством стиля и творческим взглядом на окружающий мир, отлично дружат с фотокамерой, поэтому могут стать рисующими на холсте художниками или знаменитыми фотографами.
Земля
Приземлённые Козерожки, Тельцы и Девы – самые терпеливые и трудолюбивые, поэтому лепят и мастерят они, не отвлекаясь. Это будущие скульпторы, архитекторы и строители. Могут и них получиться и отличные спортсмены.
Вода
Водные Раки, Скорпиончики и Рыбки живут эмоциями, поэтому для них самое то – музыка. Кроме того, они неплохо рисуют пейзажи и натюрморты. Если вы решили отдать водного ребёнка на танцы, то выберите балет, народные или диско.
На видео отличное дополнение по нашей теме от профессионального психолога.
На этом я с вами прощаюсь с пожеланием удачи в воспитании талантливых гениев. Будут ждать от вас новостей. Как вам удаётся открывать природные способности, так сказать, в домашних условиях?
Всего вам доброго!
Детишкам привет!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Любой грамотный психолог вам скажет, что в каждого человека изначально заложен какой-либо талант, да вы и сами не сомневаетесь, что у вашего бесценного сокровища обязательно есть какой-нибудь дар.
И это абсолютно верно: все дети очень талантливы, каждый обладает исключительными способностями, а вот вовремя их заметить, а затем развить и направить в верное созидательное русло – задача родителей.
Талант или амбиции родителей?
У каждого взрослого есть определенные высокие стремления, но не все они нашли реализацию в жизни, поэтому нередки случаи, когда родители пытаются их воплотить через своего ребенка, порой даже не осознавая этого. Как быть в этом случае? Мудрый родитель никогда не станет навязывать свою точку зрения собственному ребенку, а, наоборот, приложит все силы, чтобы выявить интересы собственного чада и постараться помочь ему реализовать их.
Как обнаружить талант?
Нужно просто понаблюдать за ребенком, а затем проанализировать его поведение: что ему интересно, что ему удается делать лучше других? Может быть, он рисует чудесные сюжетные картинки или ловко скачет через скакалку? Тогда, возможно, стоит записать его в изостудию или спортивную секцию.
Когда поддержка родителей очень важна?
Если вы заметили у своего чада такие способности, то в этот момент очень важно поддержать его: не жалейте похвалы за успехи, поддерживайте в трудные моменты. Такое участие ему крайне необходимо – он поймет, что родители в него верят, и это придаст ему максимум уверенности в своих силах. Не расстраивайтесь слишком сильно, если однажды ваше чадо скажет вам, что больше не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось. Не ругайте его, постарайтесь разобраться в причинах такой перемены настроения. Возможно, это просто усталость, а может быть интерес полностью исчерпан.
Если это не просто каприз, а осознанное решение, то не нужно обострять ситуацию, а постараться выбрать смежную область деятельности. Лучше заинтересовать ребенка снова, чем заниматься тем, к чему не лежит душа.
Общение с ребенком на первом месте
Активное, но ненавязчивое участие в жизни вашего чада, постоянное проявление интереса к его делам позволит ребенку понять свою важность и значимость в жизни своей семьи, а вы сможете вовремя заметить все тревожные моменты в его жизни.
Самостоятельность – это важно
Не нужно ходить за ребенком по пятам и постоянно его контролировать. Гораздо эффективнее научить его самого планировать свое время и отслеживать свои дела. Постоянное многократное напоминание сделать что-либо навряд ли достигнет цели, а вот общение на равных, доверие принесет свои положительные плоды – ребенок обязательно оценит ваше отношение и будет вам искренне благодарен.
Ищем таланты
Музыкальные способности
У вашего малыша есть музыкальные способности, если он:
- очень любит слушать музыку;
- легко запоминает ритм и саму мелодию;
- с особым чувством и эмоциями играет на музыкальных инструментах;
- а также, возможно, сам сочиняет музыку.
Технические способности
О наличии технических способностей сигнализирует:
- пристальный интерес ребенка к различным механизмам;
- трепетная любовь к конструкторам, деталям устройств;
- умение чинить неисправные приборы;
- желание рисовать интересные чертежи;
- особый интерес к технической литературе.
Научный интерес
В вашем ребенке живет научный работник, если он:
- способен четко и правильно выражать свои и чужие мысли;
- делает обобщения;
- воспринимает абстрактные понятия;
- ему нравится читать научно-популярные статьи и книги;
- он постоянно пытается дать свое объяснение различным реалиям;
- не расстраивается, если его изобретения не оценили взрослые, а через некоторое время пытается разобраться снова, чтобы устранить недостатки и довести свою идею до совершенства.
Незаурядный интеллект
О наличии незаурядного интеллекта у вашего чада сообщают его способности:
- последовательно рассуждать;
- легкость восприятия;
- отличная память;
- наличие здравого смысла, а иногда и чересчур трезвого расчета;
- наблюдательность;
- умение быстро реагировать на новое в его жизни.
Талант к спорту
У вашего ребенка есть талант к спорту, если он:
- чрезмерно энергичен и постоянно находится в движении;
- его не страшат шишки и синяки;
- он является победителем в различных потасовках;
- вы думаете, что у него где-то есть нескончаемая батарейка, потому что он никогда не устает.
Художественные способности
Художественные способности имеют место быть, если ребенок:
- выражает свои мысли рисунками;
- трепетно относится к произведениям искусства;
- постоянно лепит, рисует, чертит, пытается сделать такую поделку, которой можно найти практическое применение – украсить интерьер или одежду.
Литературный талант
Ваш ребенок отлично пересказывает сюжет произведения, фантазирует на тему реального события, создавая из этого необычную историю, а персонажи его рассказов – очеловеченные и интересные, он любит уединяться для написания своих опусов – в нем наверняка есть проявления литературного дарования.
Подведем итоги
Не при каких обстоятельствах не вздумайте сомневаться в своем ребенке! Это самая серьезная ошибка, которую совершают взрослые, а сравнение со сверстниками, которые делают что-то лучше вашего чада, очень расстраивают его и напрочь отбивают желание и стремление что-либо делать. Ваша искренняя вера в него и поддержка помогут ему свернуть горы! А ваша главная задача – помочь ребенку найти и раскрыть свой талант.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.
Способности, склонности и задатки
Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.
Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.
На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.
Задатки художника
Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:
- подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
- передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
- не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
- замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
- мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).
Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.
Музыкальный дар
Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:
- эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
- узнают песню по первым нотам;
- легко воспроизводят услышанную мелодию;
- сами сочиняют простые песенки;
- любят играть с музыкальными инструментами.
Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.
Артистические данные
Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:
- любит выступать перед публикой;
- очень эмоционален;
- выразительно жестикулирует;
- подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
- рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.
Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.
Литературные способности
Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:
- любовь к книгам;
- умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
- большой словарный запас;
- интерес к сочинению собственных историй, стихов;
- богатая фантазия.
Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.
Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.
Спортивные задатки
Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:
- очень подвижен;
- отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
- не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
- любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
- способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.
Технические склонности
Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:
- предпочитают играть с машинками и конструкторами;
- собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
- часто рисуют транспорт и технику;
- пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
- любят помогать отцу с ремонтными работами;
- разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.
Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.
Математические таланты
Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:
- интерес к вычислениям и измерениям;
- легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
- решение сложных для его возраста задач, примеров;
- умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
- любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
- способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.
Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.
Интеллектуальные способности
Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:
- любознательность;
- отличная память;
- интерес к учебе;
- наблюдательность;
- способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
- попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
- любовь к чтению энциклопедий;
- увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.
Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.
Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.
Задатки лидера
Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.
Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:
- самостоятелен;
- быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
- уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
- пользуется популярностью у сверстников;
- любит руководить другими;
- может увлечь друзей любимой игрой;
- умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
- интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.
Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.
Ищем таланты
Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.
На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.
Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.
У каждого человека есть талант, но не всякий смог его раскрыть. Замечательно, если талант выявлен ещё в детстве. Поэтому задача каждого родителя распознать способности своего ребёнка и помочь ему в их развитии.
«И какой же у нас талант?..»
Способности ребёнка начинают проявляться в самом раннем возрасте. Выявить их не сложно. Нужно только внимательно наблюдать за его поведением. Лучший вариант предоставить малыша самому себе и посмотреть чем он будет заниматься. Желательно проследить, во что он играет со сверстниками и как меняется его поведение в окружении других детей. Нелишним будет и самим родителям поучаствовать в процессе. К примеру, можно предложить ребёнку несколько занятий на выбор и тем самым выявить его предпочтения.
Разумеется, за один день талант ребёнка выявить не получится. Наблюдать за малышом и его склонностями нужно постоянно. Можно даже завести небольшой дневник, где записывать пристрастия маленького человечка. Придёт время и эти записи могут значительно помочь в принятии решения, когда встанет вопросе «Куда же отдать ребёнка для его развития?».
Вот пара примеров того, как по поведению можно определить способности и склонности малыша.
Если при общении малыш активен, ярко выражает свои эмоции, иллюстрируя рассказы жестами и мимикой, то это указывает на присутствие артистического таланта. Дети с такими склонностями очень любят много и подробно рассказывать что-либо, вызвать у окружающих интерес к своему рассказу, подогревая его активными действиями. Эти ребята не стесняются и с большим удовольствием участвуют во всех мероприятиях, где нужно выступить перед публикой.
Тихий, спокойный и всё правильно понимающий ребёнок с большой долей вероятности обладает неплохими интеллектуальными способностями. Такие дети рассудительны, легко запоминают информацию и пользуются вновь приобретёнными знаниями. Они усидчивы и даже консервативны. Нередко дети с высоким уровнем интеллекта выглядят более замкнутыми и малообщительными чем их сверстники, предпочитая шумным забавами тихое времяпровождение.
Развитие таланта
Выявить талант ребёнка – это только половина дела. Способности способностями, но без базовых знаний и специальных навыков они так ими и останутся. Любой талант требует развития. К счастью сейчас для этого у родителей есть масса возможностей.
Если ребёнок активен, хорошо развит физически и стремится участвовать во всех активных играх, то его однозначно надо отдавать в спортивную секцию. Тут придётся дополнительно присмотреться и понять, в каком виде спорта дитятко сможет проявить себя наиболее ярко. Определиться в данном вопросе поможет человек, занимающийся физическим воспитанием в образовательном учреждении. Учитывать надо и мнение самого маленького человека, поскольку нельзя сделать хорошего футболиста из того, кому нравится плавать.
Дети, у которых присутствуют музыкальные способности, часто что-то напевают. При этом они стараются вложить в мелодию собственные чувства и эмоции. Обычно таких ребятишек даже не надо спрашивать о том, хотят ли они заниматься музыкой. Эти ребята сами на этом настаивают или просят приобрести им какой-то музыкальный инструмент, чтобы научиться играть.
Малыш постоянно рисует или лепит? Значит, у него есть художественные способности. Таким детям зачастую проще нарисовать что-то, чем рассказать. Попросите ребёнка пересказать сказку. Если он не захочет этого делать, но с удовольствием нарисует к ней картинку, то художественная школа как раз для него.
С техническими способностями сложнее. Они проявляются несколько позднее других. Но если ребёнок вдруг заинтересовался техникой, с удовольствием строит какие-то механизмы из конструктора или чинит поломанные игрушки, то он явный технарь. Так что придётся поискать для него соответствующий кружок. Хотя подобный талант может развить и папа, если уделит своему чаду должное внимание.
Таланты у детей проявляются в разном возрасте. Художественные или музыкальные способности можно выявить значительно раньше, чем склонность к технике или гуманитарным наукам. Многое в этом вопросе зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка. Есть дети, у которых таланты становятся видны только в подростковом возрасте. Так что, если у малыша не видно никаких способностей, то это не значит, что их нет. Возможно, родители их просто не видят, и стоит обратиться за помощью к специалисту – семейному психологу.
Добрый день, уважаемые родители и близкие талантливых ребятишек! Как распознать талант у ребёнка? А он точно есть? Как его не пропустить, можно ли его «взрастить» или это дар с рождения? Сегодня мы ответим на эти и другие вопросы.
Из чего состоит талант?
Талантливый ребёнок наделён выраженными способностями в определённой сфере и чуть ли не с первого знакомства с ней проявляет стойкий интерес к занятию и возвращается к нему снова и снова. Если предоставить ему возможность развиваться в этом, то малыш быстро опередит своих менее одарённых ровесников. Поэтому талант состоит из:
- способностей;
- заинтересованности ребёнка;
- развития.
В каком возрасте можно увидеть талант у ребёнка?
Здесь всё очень индивидуально. Некоторые дети ещё до года способны удивить родителей, а другие раскрываются в возрасте 3–4 лет, когда впервые сталкиваются с интересным для них видом деятельности. Внимательность родителей и их усилия по развитию малыша играют решающую роль. Чем раньше взрослые заметят способности ребёнка, тем больше у них возможностей их развить.
Как ведёт себя талантливый малыш?
- Радуется, улыбается, успокаивается, если предложить ему интересное занятие. Это характерно даже для малышей до 1 года.
- Подражает взрослым. Например, поёт в импровизированный микрофон, танцует, глядя в телевизор, выразительно рассказывает стих, усердно играет на игрушечном или настоящем музыкальном инструменте, даже не зная нот.
- Проводит за любимым занятием много времени. Малышам до 5 лет не присуща усидчивость и способность заниматься одним делом дольше 30 минут. А ваш кроха уже 2 часа рисует? Или надолго затих после того, как вы включили классическую музыку? Есть смысл развивать его в этом направлении.
- Систематично выбирает игрушки определённого направления. Долой машинки, хочу как можно больше конструктора! Хочу много нарядов для Барби и чтобы у неё были длинные волосы, из которых можно делать разные укладки! Хочу футбольный мяч, а лучше два! Важный момент: ребёнок не просто капризничает или коллекционирует игрушки, а подолгу занимается с ними.
- Задаёт вопросы о любимом занятии. Конечно, это касается деток старше 2-х лет. А из чего он состоит? А как починить? А как накачать мяч? А какой рисунок лучше? А зачем чёрные клавиши на пианино? А можно поиграть на папиной гитаре?
Повезло тем родителям, у которых таланты детей лежат «на поверхности». Но бывают и более скрытые варианты.
Что такое скрытый талант?
Скрытый талант не заметен сразу. Чтобы он проявился, малыш должен попасть в благоприятную для этого среду. И часто так бывает, что негативные моменты в поведении ребёнка - это попросту энергия, которую нужно направить в нужное русло.
- Ваш малыш обладает вспыльчивым нравом? Вы часто выслушиваете жалобы на то, что он дерётся? Отдайте его в секцию борьбы.
- Ваш непоседа не пропустит ни один турник и часто приходит с содранными коленками? Попробуйте заниматься гимнастикой или акробатикой.
- Ваша дочурка превратила кусок тюли в свадебный наряд для куклы? Срочно на занятия по рукоделию.
- Ваш кроха любит изображать животных или очень похоже копирует интонации бабушки? Посетите театральный кружок.
- Ваши соседи устали от ритмичного стука детского молоточка по маминым кастрюлям? Займите малыша ударными инструментами.
- Вашего сорванца не оттянуть от компьютерных игр? А, так он ещё и удалил вашу и установил свою? И это в 6 лет? Отдайте его на детские компьютерные курсы, где его научат рисовать мультфильмы, делать видеоролики, работать с информацией и многому другому.
Все ли способности ведут к развитию таланта?
Нет, это не так. Бывает, что ребёнок очень способный, и это воодушевляет родителей. Малыша ведут на занятия, и на первых порах он легко справляется с нагрузкой. Но позже теряет интерес к занятию и выбирает что-то другое. Что делать в таком случае?
- Попробовать поменять обстановку. Например, малыш любит рисовать, но ему не подходит преподаватель или художественная школа.
- Способностей может быть много. Поэтому, если ребёнок гибкий от рождения или имеет музыкальный слух, а хочет заниматься футболом, не заставляйте его следовать вашей логике. Без его желания занятия будут неэффективны.
Как помочь ребёнку развить талант?
Важно вовремя распознать талант у ребёнка, но, помимо этого, усердие малыша нужно систематически поддерживать или хотя бы не мешать ему. Часто так бывает, что ребёнок стремится заниматься любимым делом в ущерб учёбе или другим сферам развития. Как вести себя родителям?
Не ставьте свои ожидания и опасения выше его интересов. Иначе можете если не загубить, то надолго затормозить развитие таланта:
- Какие бальные танцы? Мальчик должен выбирать более мужские занятия!
- Какое скалолазание? Ещё шею свернёшь!
- Принесёшь тройку, про гитару можешь забыть!
Это примеры грубых ошибок родителей, которые лишают малыша всякой мотивации двигаться дальше. Но это не о вас, правда?
Но ведь нельзя же столько времени сидеть за рисованием! А как же осанка? Эти и прочие переживания родителей логичны. Спокойно и тактично предлагайте малышу смену деятельности, но не запрещайте заниматься любимым делом и ни в коем случае не манипулируйте им:
- Отличный рисунок получился. А давай-ка немного разомнёмся и сходим в парк. Там ты сможешь увидеть красивый пейзаж.
- Ты забил три гола? Молодец. Самое время перекусить и заняться математикой.
Хвалите ребёнка за успехи и напоминайте, что есть и другие важные дела.
Вникайте глубже в интересы ребёнка, даже если вы сами от этого далеки:
- Предлагайте юному художнику посетить выставку.
- Водите музыканта или танцора на концерты, балет, театральные постановки.
- Посещайте спортивные соревнования, смотрите мотивационные фильмы о биографии известных спортсменов.
Приучайте ребёнка к мысли, что над талантом нужно долго и упорно работать. Ведь не секрет, что менее одарённые дети, проявляя трудолюбие, могут достигать больших успехов, чем талантливые дети, которые не сумели преодолеть собственную лень.
Детские таланты: находим, поощряем, развиваем
Распознать и развить таланты ребёнка - не только посильная, но и необходимая задача родителей. Итак, коротко о главном:
- Проявляем внимание к деятельности ребёнка. Можно даже завести дневник или пройти парочку психологических тестов.
- Стремимся направить негативную энергию малыша в конструктивное русло.
- Поощряем успехи и ведём ребёнка к профессионалам.
- Трудимся вместе с крохой: водим на занятия, поддерживаем его морально, интересуемся достижениями, не допускаем чрезмерной усталости, но и не поощряем лень.
- Гордимся и хвалим не за медали, а за личные достижения и развитие.
Главное - помнить: нет неспособных детей, просто любой потенциал нужно развивать. До новых встреч на страницах нашего сайта!