Здравствуйте,
напишите, пожалуйста, может ли подобная проблема быть психологической и являться признаком какого-либо расстройства или же просто мне не хватает двигательной активности.
Мне бывает очень тяжело сидеть или стоять на одном месте, например, на работе. Было такое, что тяжело было ехать в метро, я выходила на каждой станции и ходила по платформе и потом садилась в следующий поезд. Т.е. стоять или сидеть на одном месте было невыносимо. Подобное было и в школе, на перемене я постоянно ходила по лестнице. В детстве мне рассказывали, что я любила ходить кругами.

Ответы психологов

Евгения, добрый день.

В вашем письме крайне мало информации, для того, чтобы ясно ответить на ваш вопрос. При одних обстоятельствах это признаки невроза, при других это ничего не значит.

Если ваша подвижность и ходьба кругами усиливается при волнении, тогда скорее всего это расстройство.

Для более точного ответа нужна встреча и беседа с вами очно или по Скайпу.

Бирюкова Анастасия, ваш Гештальт терапевт по Skype в любой точке мира

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

Да, это может быть связано как с личными особенностями (например - повышенной внутренней тервожности) - так и являться "частичкой" какой-то бОльшей проблемы. Но - "по одному изолированному проявлению ("симптому") говорить о чём-то большем - бессмысленно", это будут лишь "фантазии".

Если хотите разобраться - приходите на очную консультацию, обсудим с вами вашу ситуацию и подумаем о поиске решения проблемы.

Могу предлложить вам пройти тест, там есть шакла тревожности:

http://psy-therapist.ru/content.php?r=133-ito

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог -психотерапевт
Очные консультации/психотерапия в Москве - индивидуально и в группе, а так же по Skype.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Евгения! действительно, сказать заочно, что с Вами происходит невозможно. НО - является ли это проблемой для Вас? если ДА - тогда Вам нужно очно обратиться к врачу-психотерапевту, так как именно врач сможет оценить Ваше состояние и при необходимости назначить лечение. Психолог же не врач и не в его компетенции проводить диф.диагностику и ставить диагнозы. Да, это может быть повышенным уровнем личностной тревоги , возможно, состояние, связанное с тревожностью, либо проявление иного состояния. Чтобы понять и на самом деле разобраться в том, что с Вами происходит, как это называет и требует ли это коррекции, нужна консультация врача. Если решитесь - можете обращаться ко мне - смогу дать координаты специалиста.

Шендерова Елена. Москва. Возможна работа по телефону, skype, watsapp.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

В современном мире стало модно вешать на детей ярлык «гиперактивный». Причем, ставят подобный диагноз не врачи, а все, кому не лень. При этом очень часто люди до конца не понимают значения данного термина. На самом же деле определить, является ли активность и эмоциональность вашего малыша отклонением от нормы может только врач.

Однако существует ряд некоторых признаков, которые должны насторожить родителей. Данные симптомы обычно проявляются в возрасте около 4 лет. Ситуация усугубляется к 8 годам, когда общие нагрузки в школе и дома требуют от ребенка большей усидчивости, внимания и сосредоточенности.

Зачастую гиперактивность сопровождается агрессией , при этом ребенок может зайти весьма далеко в своей жестокости по отношению к сверстникам или близким людям. Ребенком овладевает азарт и его очень трудно остановить. Это становится настоящей проблемой для родителей, а также для тех, кто окружает данного малыша. Его начинают бояться дети во дворе или в садике (в школе).

Признаки гиперактивности.

Если у вашего ребенка присутствует 6 признаков из 10, обратитесь к специалисту.

  • беспокойные, нервные движения в кистях и стопах
  • ребенок не может сидеть на месте, он ерзает, крутится, дергает руками и ногами (в простонародье «шило в попе»)
  • ребенок вскакивает с места даже тогда, когда нужно сидеть на месте (например, в школе или в транспорте)
  • проявление бесцельной двигательной деятельности
  • не может тихо и спокойно играть один
  • излишняя болтливость
  • торопливость (например, отвечает на вопросы, не успев еще даже дослушать его до конца)
  • постоянно всем мешает, встревает в разговоры, всюду сует свой нос
  • такое поведение длится не менее полугода
  • ребенок ведет себя подобным образом как в школе (детском саду), так и дома

Даже при наличии всех этих признаков, врач не может поставить окончательный диагноз «гиперактивность». Для этого необходимо пройти дополнительные обследования мозговой деятельности: ЭХО ЭГ, ЭЭГ или УЗДГ.

Что делать, если диагноз «гиперактивность» подтвердился?

Для коррекции гиперактивности необходимо придерживаться режима, а также специальной диеты. Необходимо исключить шоколад, лимонад, конфеты и прочие сладости, консервы, сухие колбасы. Данные продукты оказывают возбуждающее действие на нервную систему. Прием пищи должен быть строго по часам. Перекусов быть не должно. Следует избегать переедания. Помните, что лучше недоесть, чем переесть, особенно в ситуации с гиперактивным ребенком.

Уделяйте особое внимание прогулкам. Ребенок должен находиться на улице как можно больше времени. Гуляйте в любую погоду, так как пребывание на свежем воздухе улучшает работоспособность мозга, благотворно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. На улице позволяйте малышу делать практически все (в пределах разумного, конечно!). Пусть бегает, скачет, катается на качелях и роется в песочнице, пачкается, стучит палкой по дереву и так далее. Следите только, чтобы малыш не проявлял агрессию по отношению к животным и другим детям.

Гиперактивным дошкольникам необходим дневной сон, продолжительность которого должна быть не менее 2 часов. Перед отходом ко сну рекомендуется принять теплую ванну, но не душ. Вода оказывает успокаивающее влияние на гиперактивных детей. Можно сделать малышу успокаивающий массаж, дать любимую игрушку, с которой ему будет спокойно. Почитайте малышу сказку на ночь, желательно про животных и обязательно добрую!

Коррекция поведения гиперактивного ребенка:

  1. Исключите физическое наказание. Если малыш ведет себя плохо, то используйте следующие принципы: предупреждение, игнорирование, спокойное сидение в тихом месте
  2. Почаще хвалите малыша — гиперактивные дети чувствительны к поощрениям
  3. У ребенка должны быть свои обязанности. Составьте список и повесьте их на стене. Требования должны соответствовать уровню развития малыша.
  4. Обратитесь к медикам, профессиональным педагогам и психологам, ведь гиперактивность — это не следствие ошибок в воспитании, это медицинский диагноз, требующий определенного лечения.

Одним из распространенных видов нарушений развития ребенка является повышенная активность, достигающая полной расторможенности. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка, получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.

Характеристика нарушений

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания: гиперактивный ребенок может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

Синдром гиперактивности может возникнуть очень рано. У младенцев повышенный мышечный тонус, они чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить.

В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома — 6-7 лет. Его характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия; тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них; ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не относясь при этом к разряду гиперактивных. Не следует любого возбудимого ребенка относить к категории гиперактивных.

Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;
  • легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.);
  • на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • плохой аппетит;
  • не может следить за своими вещами, часто теряет их;
  • пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка этих симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу.

Улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся «отверженными», т.к. они не умеют уступать, ладить с другими, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут даже сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

В центре «Парус надежды» для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители используют игры, в которых нужны внимательность и самоконтроль. Специалисты подчеркивают, что надо придерживаться «позитивной модели» воспитания, т.е.:

  • хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи - это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах;
  • обязательно поддерживайте четкий распорядок дня;
  • полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе;
  • оберегайте ребенка от утомления;
  • играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании;
  • говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно; избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»; напрасно не угрожайте наказанием;
  • давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, за который он мог бы его завершить;
  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Игры, направленные на психокоррекцию гиперактивности у детей

1.Тренировка внимания

«Шапка-невидимка».

Под шапку складывают несколько предметов. Шапку поднимают, и в течение 3 секунд надо запомнить все предметы. Затем предметы снова накрывают шапкой, и ребенок (или дети по очереди) перечисляют их.

2.Тренировка усидчивости

«Восковая скульптура»

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».

3.Тренировка выдержки - контроль импульсивности

«Скалолазы»

Участники должны пройти вдоль свободной стены к противоположному углу, прислоняясь к ней последовательно минимум тремя конечностями. Тот, кто оторвал от стены или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

Добившись оптимальных результатов проявления внимания, самоконтроля и усидчивости, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям: внимание + усидчивость; внимание + сдержанность; усидчивость + сдержанность.

О Центре

Государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних создан с целью проведения коррекционно-реабилитационных работ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Образование данного центра вызвано острой необходимостью создания в городе и районе условий для всесторонней поддержки семьи и детей (особенно для тех, у кого имеются проблемы в развитии, состоянии здоровья и адаптации в обществе). В центре проходят реабилитацию дети из социально незащищенных семей, находящихся в трудной ситуации, те, кто страдает от семейного насилия и находится в социально опасном положении.

Меня натолкнула статья "Der wahre Grund, warum Kinder nicht still sitzen können " (почему дети не могут сидеть на месте) в интернет-газете huffingtonpost.de

Практикующие детские психологи в последнее время все чаще сталкиваются с обращениями по поводу того, что дети не могут контролировать свою двигательную активность. Ученые называют это синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за этого страдает обучаемость. Чаще всего это расстройство проявляется при поступлении в школу. Ребенок став первоклассником, не может справиться со своей подвижностью и мешает работать другим детям. Администрация школы тактично намекает родителям показать ребенка психологу.

Постоянные замечания в дневнике за нарушение дисциплины на уроках и беготню на перемене, недовольство учителя и более спокойных одноклассников приводят к тому, что с самых первых шагов у ребенка формируется негативное отношение к школе и всему процессу обучения . Совсем маленький человечек произносит страшные слова: «Я ненавижу себя! Я ничего не могу! Я всем мешаю!» Уровень самооценки такого ребенка стремительно падает. Родители в такой ситуации чаще всего теряются.

Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме.

Незнание родителей, как себя повести, еще больше усугубляет психологическое состояние ребенка. Между тем, в не запущенных случаях, достаточно уделить внимание физической активности ребенка, обеспечить выход его неуёмной энергии, заняться спортом, подвижными играми, и проблема будет решена.


Медицинская статистика констатирует неумолимый рост количества детей, которым поставлен диагноз СДВГ. Учителя начальных классов со стажем, утверждают, что на сегодняшний день не меньше, чем 8 из 22 учеников класса периодически демонстрируют поведение, которое заслуживает вмешательства детских психологов. Подобные проявления неуклонно нарастают по мере того, как требования к усидчивости первоклашек возрастают вместе со все расширяющимся кругом обязательных знаний и умений. Учебная нагрузка увеличивается не только в школе. Даже в детском саду от малышей требуют сосредоточенного внимания и неподвижного сидения не менее чем в течение 30 минут в процессе подготовки к школе.

С самого нежного возраста от детей требуют соблюдения приличий и спокойного поведения. Все меньше количество детей может вдоволь покататься с горки, полазить по деревьям. Родители с опаской относятся к качелям и каруселям. Ужесточившийся контроль общества за обеспечением физической безопасности детей дома, на улице и в учебных заведениях приводит к тому, что родители, а уж тем более воспитатели и учителя, стремятся исключить малейшую возможность получения травм, которые, к сожалению, неизбежны при активных играх. Страшно себе представить, но у совсем маленьких ребятишек постепенно формируется гиподинамия .

Что повсеместно происходит на обычных школьных занятиях? Учитель сидит за своим столом и монотонно рассказывает или, что еще хуже, читает новый материал. И это может повторяться из урока в урок на протяжении целого учебного дня. Такой способ подачи нового материала утомит даже взрослых людей. Как реагируют на это ученики младших классов? Заинтересованных глаз практически нет. Кто-то покорно сидит смирно и мучительно ожидает завершения урока. Большая часть детей занимают себя кто как может. Несколько человек качается на стульях, другие (особенно девочки) теребят одежду, волосы.

Сгрызенные верхние кончики карандашей уже никого не удивляют. Бесцельные каракули на бумаге, постукивание пальцами по столу, уродующие осанку позы…

Такие картины раньше были возможны только для детей с ограниченными психо-неврологическими способностями. А сейчас подобная картинка стала нормой в обычных школах с самыми обычными детьми. Такая заторможенность организма возможна при непомерно увеличенной нагрузке в преддверии экзаменов или ускоренно изучения больших объемов материала. Но это происходит и в совершенно нормальной обстановке.

Проведенные простейшие тесты на соответствие физического развития возрасту продемонстрировали, что только 1 из 12 обследованных имели нормальную физическую силу и развитость вестибулярного аппарата . Вместе с ними катастрофически страдает сенсорная система организма, обеспечивающая адекватное отображение окружающей среды в человеческом мозге. Такое состояние здоровья подавляющего большинства детей должно вызывать обеспокоенность родителей и общественности. Это требует серьезного вмешательства врачей.

Состояние вестибулярного аппарата и двигательная активность неразрывно связаны. Чтобы равновесие формировалось сообразно возрасту ребенка, дети каждый день должны получать разнообразную физическую нагрузку не менее нескольких часов подряд . Попытка его сформировать в статических позах не приведет к желаемому результату. К сожалению, существующее школьное расписание с его занятиями физкультурой два раза в неделю не может обеспечить достаточное развитие сенсорной системы.


Пытаясь в детском саду активно готовить детей к школе, их лишают необходимого движения. Это в свою очередь приводит к недоразвитию сенсорной системы, огрехи работы которой дети стремятся компенсировать постоянным перемещением тела (ёрзаньем) в пространстве. Подчиняясь требованиям взрослых сидеть неподвижно, дети обрекают себя на неточное определение своего места в окружающей среде. Сознание опасаясь такого неустойчивого положения частично отключает каналы поступления информации (согласитесь при быстром вращении или падении мы автоматически закрываем глаза, потому что мозг не успевает обработать все, что проносится перед глазами).

Проблему беспокойного сидения на уроках можно решить только одним способом. Значительное удлинение перемен между уроками и позволение выходить на школьный двор для активных игр позволит активизировать сенсорную систему, которой хватит сил, чтобы справиться со следующим периодом неподвижного сидения. Непродолжительной прогулки из школы домой совершенно недостаточно, чтобы вновь сесть за учебный стол. Игры и беготня в течение нескольких часов (!) позволят сенсорной системе ребенка прийти в себя после школьных уроков и вновь сосредоточиться для выполнения домашнего задания.

Гиперактивный ребенок: что делать маме?

Если малыш в месяц плачет на приеме у врача, кричит и краснеет при попытках его осмотреть, вздрагивает, икает и так далее, то это неудивительно. Ему страшно, он может быть голоден, ему неприятна обстановка, яркий свет, он инстинктивно напрягается, прижимая к себе ручки и ножки, ищет защиты. И тот врач, который тут же назначает вашему чаду лекарства от , хорошим врачом считаться не может.

Сейчас, когда Саше почти 2 года, я прекрасно понимаю, что многое из того, что происходит с развитием и поведением ребенка, зависит от его темперамента и эмоциональности. И если нет веских причин, то искать гипервозбудимость там, где ее нет, не стоит. Что же делать маме? Об этом читателям проекта «Дети Mail.Ru» расскажет практикующий психолог Лариса Суркова.

У нас у младшей диагноз гиперактивность есть (причем от хороших стационарных неврологов), а проблем с поведением нет, жалоб ни воспитатели в саду, ни сейчас учитель в школе не предъявляли. Так что гиперактивных тоже воспитывать можно!

Поговорим о том, с чем родители обычно приходят к психологу :

С тем, что ребенок до 4 лет не сидит на месте;
не хочет играть один;
проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол;
плохо спит, часто просыпается;
слишком активен, в понимании мамы.

Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш кроха – особенный, и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам мини-тест, ответами на который будут «да» или «нет» :

1 . Вашему ребенку меньше 5 лет?

2. Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?

3. Ваш ребенок спит более 3 часов подряд во время ночного сна?

4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?

5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу, находясь при этом в стуле или на руках?

Если хотя бы 4 из 5 ответов «да» – у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу « » (СДВГ).

Мы уже усвоили, что все дети разные, но все равно ищем причины тому, что они плохо спят, много срыгивают, постоянно шевелят руками и ногами, не могут провести дольше 2 минут за одним занятием. Прежде, чем обращаться к даже, казалось бы, совсем безобидным лекарствам, улучшающим сон и усмиряющим характер, подумаем о том, что есть просто дети, для которых до определенного возраста все это характерно, и есть очень эмоциональные дети, у которых все эти признаки возведены в квадрат. Кроме безграничной любви и заботы, и тем, и другим нужен режим, ну и еще несколько приемов в воспитании.

Традиции и ритуалы

Дети быстро привыкают к традициям, ежедневно свершающимся действиям и ритуалам. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Поэтому так важно соблюдение режима. Есть и в одно и то же время, перед сном гасить верхний свет, включать ночник, читать книги или рассказывать истории, ужинать в кругу семьи в спокойной обстановке, когда едят все (в идеале), а не один лишь малыш, а мама еще хлопочет на кухне или папа одним глазом смотрит в телефон. Это способствует правильному пищевому поведению, которое у активных малышей тоже бывает расстроено. Любые традиции, которые вы придумаете и будете исправно соблюдать, пойдут на пользу.

Дозированные впечатления

Появление в жизни ребенка большого количества новшеств, будь то частые поездки, незнакомые люди, мешок новых игрушек, вызывающих бурю эмоций, с которыми трудно справиться, лучше дозировать. Мы практикуем такой график: 1 день – 1 новое впечатление, несколько подарков растягиваем на недели, чтобы малыш оценил каждую игрушку.

Что касается выработки усидчивости, то ребенку, что бы он ни делал, нужно дать возможность поковыряться в этом самому, даже если делает он все неправильно, будь то еда, какое-то занятие, попытка одеться. Одно дело показать, как правильно, другое дело – дать ребенку поиграть одному, если он увлекся. Мы отдыхаем, пока малыш познает мир. А все, что мы ему показываем, он запомнит и воспроизведет потом сам. Для ребенка в меру насыщенный положительными эмоциями и обучающими занятиями день с соблюдением режима и традиций будет хорошей базой для развития.

Сразу хочу обратить внимание на то, что грамотный невролог, психолог или психиатр не поставит диагноз СДВГ ребенку до 5-6 лет. Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности дольше времени, положенного его возрасту (в 5 лет это 15-20 минут на один вид деятельности. Например, рисует спокойно 15 минут), тяжело засыпает, ерзает, сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение - начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и, по результатам, возможно, назначит терапию.