Если вспомнить детские игрушки, то не останется никаких сомнений, что игрушек для девочек розового цвета - подавляющее большинство. Одежды и аксессуаров - тоже. В подростковом возрасте окружение розового цвета все-таки разбавляется другими цветами и оттенками, однако где-то на подкорке остается смутное воспоминание о том, что розовый для принцесс. Так что если мальчик наденет розовую рубашку, то какой-нибудь «остряк» обязательно осведомится о его поле или ориентации. Что же такого особенного в этом цвете? Неужели он обладает какой-то особенной характеристикой, которая действительно делает цвет женственным?

Жизнь в розовом цвете

Никаких особенных цветовых характеристик у розового нет, так что его нельзя обвинить в воздействии на наши умы физическим способом. В значения цвета мы вкладываем ровно столько, сколько в них вкладывает история и культура. Еще пару веков назад во всем мире считалось, что розовый - это цвет для мальчиков, потому что красный - это цвет мужчин, крови, войны и силы. А розовый - всего лишь «разбавленный» красный, чуть более нежного оттенка, символизирующего юность. Точно так же светло-голубой был цветом для девочек. Впрочем, до середины XX века разницы между костюмами для мальчиков и девочек почти не было. Главное было - отделить детскую одежду от взрослой. Поэтому для детей шили свободные наряды, напоминавшие ночные рубашки и платья, а цвет их был совершенно неважен. Так как многие мальчики носили в то время длинные локоны до наступления «серьезного возраста», то отличить пол ребенка лет до 10-12 было практически невозможно.

Во взрослой моде долгое время женскими цветами считались все нежные и пастельные, без отличия по цветам. Если не темный, значит, женственный. Всё изменилось во время войны, когда нужна была более практичная и дешевая одежда немарких темных и серых тонов. На цвета тогда обращали внимание только завзятые модницы, но мировая промышленность не могла на них ориентироваться, занимаясь более важными делами.

Разделение началось после Второй мировой войны в США. Легкая промышленность набирала обороты, и мода воспряла духом. Первым делом дизайнеры начали выпускать детскую одежду, похожую на взрослую: штанишки для мальчиков, платьица для девочек. Вторым делом - внедрили цветовое разделение. Ориентиром стал тренд 50-х годов, который запустила «первая леди» США Мейми Эйзенхауэр. Она так любила розовый, что носила его постоянно, а на инаугурации президента появилась в очень женственном, заметном пышном платье нежно-розового оттенка. О нем говорили годами, а вскоре появился популярный мюзикл Funny Face, где розовому тоже пропели оду, обозначив его как цвет .

Окончательно розовый цвет как цвет женственности закрепился в конце 80-х и начале 90-х годов. В то же время он стал символом общественного движения в поддержку больных раком груди. «Женское» заболевание добавило несколько градусов в ассоциативный ряд этого цвета.

50 оттенков розового в России

Пытливый читатель, хорошо знающий историю, может заметить, что в России - и Советской России в том числе - дело обстояло несколько по-иному. Еще до войны детей в роддоме помечали розовыми и голубыми ленточками - девочек и мальчиков соответственно. Значит, цветовой код розового цвета появился намного раньше.

Действительно, розовый и голубой цвет ленточек для обозначения пола ребенка зародился еще в Российской Империи, однако он никогда не перекочевывал из мира условных обозначений в цвета детской и тем более взрослой одежды.

Причина ленточек разных цветов кроется в самолюбии российских князей и княгинь. В то время существовало 2 ордена, которые выдавали людям высшего сословия. Орден Андрея Первозванного полагалось носить на голубой ленте через плечо, а выдавали его только мужчинам. Орден Святой Екатерины был ему аналогичен, но его носили на розовой ленте, а получали только высокородные дамы (впрочем, известен один случай, когда такой орден получил мужчина). Князья так старались подчеркнуть свое происхождение, что их дети получали соответствующие ордены еще в колыбели - поэтому детские пеленки перевязывались голубой или розовой ленточкой в зависимости от пола. Разграничивать так пол младенцев оказалось очень удобно, так что традиция осталась и после упразднения орденов.

Дальше цветных ленточек цветовая дифференциация не шла, так что до того момента, как советская модная индустрия стала копировать западную, розовый цвет как «цвет для женщин» в России и Советском Союзе не встречался.

Двойной смысл

В те времена, когда розовый только появлялся в женской моде, он воспринимался как бунтарский. Женщины носили его, чтобы показать свою независимость и силу, однако со временем он так прочно вошел в культуру, что стал восприниматься как традиционный. Но активистки гомосексуальных движений успели «застолбить» его еще тогда, когда он говорил о , толерантном и активном начале. Сейчас это значение практически стерлось, а в слово «розовая» добавилась негативная коннотация.

Что интересно, розовый цвет для обозначения гомосексуальности впервые использовали задолго до появления его в мире моды, но история так печальна, что общественная память предпочла это забыть или утаить. Треугольники розового цвета для обозначения гомосексуалистов использовали в нацистских лагерях. Не сохранилось информации, почему именно этот цвет выбрали для нашивок. Не исключено, что его нежный оттенок был прямо противоположен нацистскому серо-коричневому и не сливался с другим важным цветовым обозначением - желтой шестиконечной звездой. Впрочем, об этом широкая общественность не знает, так что история современного «нетрадиционного розового» не имеет ничего общего с нацистами.

Голубое для мальчиков, розовое для девочек. Это гендерное разделение цветов уже настолько прочно вошло в наше сознание, что у многих родителей даже не возникают вопросы при выборе одежды в детском отделе. Но такая общепринятая модель укоренилась далеко не сразу. До наступления 20 века младенцев одевали исключительно в белые платья, которые не имели каких-либо претензий на оригинальность. А причина была банальная: такую одежду было проще привести в порядок и передать в дальнейшее пользование другому ребенку. Причем его пол не имел никакого значения. Платья же все одинаковые. Вот такие практичные мамочки!

У детей постарше, примерно после года, гардероб становился разнообразнее. Но и здесь невозможно проследить никакой взаимосвязи между палитрой одежды и полом. Приоритеты находились в другой плоскости: цвет кожи и глаз ребенка, модные направления, время года. До середины прошлого века пастельные цвета, в том числе и голубой с розовым, воспринимались исключительно как символы юности. «Главенствующие» детские оттенки проявлялись в одинаковых пропорциях с остальными и еще долгие годы использовались независимо от пола.

Но постепенно некоторые различия все же начали обретать конкретные очертания. Правда, они несколько отличались от современных представлений. Голубой цвет ассоциировался с юностью и непорочностью. На многих картинах 18-19 веков мы можем увидеть изображения девочек в нежных платьях «мальчишечьей» расцветки. Или вспомните образ Девы Марии в одеждах небесного цвета. А розовый рассматривался как более легкий вариант красного. Этот активный и агрессивный оттенок как символ мужественности больше подходил мальчикам.

С тех пор ситуация цветовых разделений постоянно менялась. Это происходило незаметно, в течение многих десятилетий и обусловлено, конечно, самыми разными факторами. Постепенно религиозные представления утрачивали свою силу, менялись культурные течения, страны переживали войны и исторические потрясения. Это не могло пройти бесследно.

Взять хотя бы популярные после Второй мировой войны костюмы морячков. Ведь именно они сыграли значительную роль в определении будущего цвета для мальчиков. А вот к появлению розового в гардеробе девочки были готовы не все. Но пришли новые технологии, и власть над личными предпочтениями захватили законодатели моды.

Исследования в области детской психологии и рассуждения о необходимости с самого детства подчеркивать половые различия очень понравились производителям одежды. Им было невыгодно использовать слишком широкую цветовую гамму. Вероятно, по этой причине мода на розовое и голубое потихоньку стала набирать обороты. Во многом это была маркетинговая стратегия. Чем больше индивидуализируется одежда, тем больше можно ее продать.

Вскоре благодаря веяниям массовой культуры, возникновению новых форм сексуального самовыражения в авангарде оказался новый стиль, лишенный гендерных намеков, – унисекс. Немаловажное значение в стирании границ имела и начавшаяся волна феминистского движения. Нейтральная для девочек и мальчиков одежда оставалась популярной довольно долго. А слишком ярый протест феминисток против розового окончательно закрепил его как символ женственности.

Возрождение традиций началось примерно в 1980-м. Мамам, долгое время лишенным женственности, захотелось снова одевать своих дочерей в кружева, пышные платьица розового цвета. И нейтральный стиль одежды на некоторое время ушел на задний план.

Появились первые аппараты узи, и определить пол ребенка до его рождения уже не составляло особого труда. Это, безусловно, повлияло на желание родителей сразу бежать в магазины и покупать одежду для будущих мальчиков и девочек. И не только одежду: коляски, кроватки, ходунки и т.д. Мамы и папы стремились декорировать всю комнату определенного цвета. И когда появлялся второй ребенок противоположного пола, им приходилось покупать все заново.

Но самым неудобным нововведением, на мой взгляд, было появление розовых и голубых подгузников. К счастью на сегодняшний день такой проблемы уже нет.

А обычай перевязывать новорожденных мальчиков голубой ленточкой, а девочек розовой в нашей стране возник в конце 18 века, в период правления Павла I. Хотя такое распределение цветов несколько и противоречило христианским традициям. По указу новорожденные члены императорской фамилии при крещении становились кавалерами орденов. Мальчикам даровался орден Святого апостола Андрея Первозванного, девочкам – Святой великомученицы Екатерины. К наградам полагались ленточки соответствующих цветов. Чем руководствовался император в тот момент, сложно сказать, но точно не маркетинговыми стратегиями. Возможно, такая ассоциативная связь все же имеет право на существование и не обусловлена только материальными предпосылками. Этим и можно объяснить ее бешеную популярность.

Вслед за императорскими особами традиции одаривать лентами своих новорожденных в зависимости от пола стали придерживаться и аристократы. Она сохранилась и до наших времен.

Сегодня многие родители либо принимают правила игры, либо всячески противостоят принципу большинства и не хотят, чтобы их ребенок был одет по однотипным признакам. Поэтому спрос на нейтральную одежду снова растет. Но вот девочки все же отдают предпочтение розовому или красному, а мальчики проявляют равнодушие…

Подготовила Виктория Швабовская.

В сети снова разгорелись споры о цвете атрибута одежды. Теперь причиной разногласий стал кроссовок. Часть считают кроссовки серо-голубыми, часть бело-розовыми. На какой стороне вы?

“На самом деле кроссовки оказались розовыми”, – говорится в интернете.

В целом, этот феномен учёные объяснили ещё в 2015 году, когда по интернету гуляло чёрно-синее или золотисто-белое платье.

В четверг, 26 февраля 2015 года, пользовательница Tumblr выложила в Сеть снимок платья. Девушка спрашивала своих друзей, какие цвета они видят на фотографии - белый и золотой или синий с чёрным. Вопрос кажется очень простым, но именно этот интернет-пост разделил всех пользователей Всемирной паутины на два лагеря. На самом деле, платье на фото сине-чёрное.

Одни учёные объяснили различность мнений тем, что всё зависит от “дневного” или “ночного” восприятия. По их словам, система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции.

“У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем - бело-голубым, а на закате - красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы”, – заметили в исследователи и пояснили, что именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми.

Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это - наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне - и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Невролог из Вашингтонского университета, Джей Нитц пояснил, что свет проходит в глаз через линзу - разные длины волн соответствуют разным цветам. Свет попадает в сетчатку в задней части глаза, где пигменты активируют нейронные связи в визуальном контексте, части мозга, которая обрабатывает эти сигналы и превращает в изображение. Чрезвычайно важно, что свет, который освещает все в этом мире и по сути имеет одну длину волны, отражается от того, на что вы смотрите. Мозг самостоятельно выясняет, какого цвета свет, отразившийся от предмета, на который вы уставились, и самостоятельно выделяет нужный цвет из «настоящего» цвета объекта.

«Наша визуальная система умеет отбрасывать информацию об источнике света и выделять информацию от конкретного отражателя, - говорит Джей Нитц . - Но я изучал индивидуальные различия в видении цветов более 30 лет, и это конкретное различие - одно из самых больших на моей памяти».

Обычно эта система работает замечательно. Но это изображение каким-то образом затрагивает границу восприятия. Частично это может быть связано с тем, как настроены люди. Люди эволюционировали, чтобы видеть в дневном свете, но дневной свет меняет цвет. Эта хроматическая ось варьируется от розовато-красного рассвета, идет через сине-белый полдень, а затем уходит обратно в красноватые сумерки.

«В данном случае ваша визуальная система смотрит на эту вещь и вы пытаетесь не учитывать хроматическое смещение оси дневного света, - говорит Бевил Конвей , невролог, изучающий цвет и зрение в колледже Уэлсли.

По другой версии, причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения.

Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный - после травмы или невритов.

Также, по мнению психологов, на восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения.

Ещё одно интересное объяснение:

Оптические иллюзии

Оптические иллюзии часто поражают человеческое воображение, но лишь немногие из них способны заставить людей столь яростно спорить друг с другом об увиденном. К примеру, многие помнят gif-изображение девушки, вращающейся вокруг своей оси: кто-то видит, что она вращается по часовой стрелке, а кто-то - что против. Авторы этого трюка сообщают, что люди с правосторонним мышлением видят, что девушка вращается по часовой стрелке, а с левосторонним - что наоборот. Так от чего же зависит восприятие цветов платья или кроссовка?

Для ответа на этот вопрос учёные просят вспомнить оптическую иллюзию с тенью на шахматной доске: “белая” и “чёрная” клетки на самом деле оказываются одного и того же цвета, хотя наш мозг, знакомый с понятиями “тень” и “шахматная доска” осознаёт, что цвета клеток должны быть разными. Дело в том, что мы думаем, что объекты, находящиеся в тени, на самом деле светлее, чем кажутся, хотя в реальности это может быть далеко не так.

Аналогичная ситуация происходит с двумя цветными изображениями кубика Рубика. Две одинаковые фигуры изображены рядом друг с другом, но одна из них просматривается через синий фильтр, а другая - через жёлтый. Так, человек видит один квадратик на верхней стороне кубика синим, а другой - жёлтым, тогда как оба они, на самом деле, являются серыми.

“Всё это происходит в силу того, что наш мозг на бессознательном уровне научился учитывать важность влияния источника света”, - объясняет доктор Эрин Годдард (Erin Goddard), когнитивный психолог из Университета Маккуори в Австралии.

Доктор Годдард предлагает участникам спора представить, что они держат в руках лист белой бумаги из офисного принтера. На улице, в тёмном баре, под искусственным освещением у себя дома или даже в лаборатории с холодным светом человек понимает, что лист белый, какого цвета бы он ни казался. Так, можно сказать, человек “делает скидку” на источник света.

Точно то же происходит и с оптическим иллюзиями, объясняют учёные. Глядя на серый квадратик в синем “освещении”, мы думаем, что он жёлтый, а рассматривая точной такой же серый квадратик в жёлтом фильтре, мы догадываемся, что он должен быть синим.

Главное, что нужно понимать, рассматривая кружевное платье, это то, что мы делаем “скидку” на освещение. Однако в отличие от предыдущих примеров, у данного снимка есть свои особенности, которые заставляют разных людей видеть платье в разных цветах. Прежде всего, следует понять, что цветовая композиция фотографии представляет собой очень сложный “коктейль”.

“Если вы посмотрите на значения чёрно-золотого участка платья в палитре RGB, то они окажутся жёлто-охрово-коричневыми. Остальные полосы платья в той же палитре оказываются светло-голубыми с фиолетовыми оттенками”, - говорит профессор Барт Андерсон (Bart Anderson) из Университета Сиднея, который исследует проблемы визуального восприятия у людей.

Другая особенность, которую учёные считают ключом к проблеме, заключается в том, что по снимку невозможно определить, при каком источнике света было сфотографировано платье. Как поясняет доктор Годдард, на снимке не видно, находится ли платье в тени или на свету, в помещении при искусственном освещении или же на улице при дневном свете и соответствующих тенях.

“В дополнение к тому факту, что тени заставляют вещи казаться более тёмными, они имеют ещё одну особенность. Прямой солнечный свет представляет собой желтоватый фильтр, который, в свою очередь, заставляет нас видеть вещи более синими - как в иллюзии с кубиком Рубика. Художники знают об этом, и добавляют синюю краску к теням, чтобы сделать их более убедительными”, - поясняет доктор Годдард.

Таким образом, оказавшись без подсказки об источнике света, люди начинают домысливать, в каких условиях был сделан снимок платья. Те, кто подсознательно считают, что фотография была сделана в условиях естественного солнечного освещения с его тенями, видят платье бело-золотым, а те, кто догадываются о том, что платье сфотографировали при искусственном освещении в помещении без окон, уверены, что платье сине-чёрное.

Так или иначе, случайно сделанный снимок платья, является крайне интересным и даже из ряда вон выходящим примером оптической иллюзии. Доктор Джей Нейтц (Jay Neitz) из Вашингтонского университета, который одним из первых взялся расследовать феномен, заявил, что он уже тридцать лет исследует индивидуальные различия в цветовом восприятии, но впервые столкнулся со столь мощным примером в своей практике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Просмотры: 2 273

Розовый и голубой – это сочетание долгое время было в дизайне культовым. Потом настал период забвения, связанный с тем, что цвета “ушли” в детский дизайн, а взрослый дизайн в это время активно осваивал другие решения. До сих пор мы не так уж часто обращаемся к этому сочетанию, подсознательно воспринимая его как нечто детское. Поэтому сегодня я покажу вам замечательные примеры сочетания розового и голубого , которые, надеюсь, вам понравятся.

Сочетание холодных и теплых оттенков

Один из распространенных мифов – это миф о том, что к голубому подходят только холодные оттенки розового. Это совершенно не так – можно использовать сколь угодно теплые оттенки розового, даже переходящие в коралловый. На фото выше вы видите хороший пример – верхняя розочка холодного розового цвета, а нижняя – теплого, с кремовым оттенком. И обе прекрасно смотрятся на голубом фоне.

А вот что важно – это чтобы оба цвета были из одной цветовой палитры . Опять же на фото хороший пример – и голубой, и розовый здесь из пастельной палитры, поэтому они хорошо сочетаются.

Поясню мысль о вариантах из одной палитры. Сравните три картинки:

Интерьер на фото вверху слева выполнен в цветах воды – и розовый, и голубой льдисто-холодные, глянцевые, водные. Сочетание на любителя, но выглядит изумительно. На фото вверху справа – цвета из летней палитры – яркие, насыщенные, плотные. Ярковато, конечно, но зато весело. Интерьеры очень разные, но каждый гармоничен.

На фото выше – припыленный бирюзово-голубой и такой же томный припыленный темно-розовый из будуарной палитры. Эти элегантные цвета прекрасно сочетаются и между собой, и с красивым оттенком какао (обивка стула). Заметьте, что в этом сочетании нет ничего детского, оно очень изысканно.

Еще примеры

На фото сверху вы видите уникальный интерьер, в котором базовым является ярко-ярко-голубой цвет из броской палитры , что называется “вырви глаз”. Каждый элемент этого интерьера сделан профессионально, поэтому все выглядит очень красиво и хорошо (у броских цветов есть такая особенность, но подробнее читайте в статье по ссылке). Розовый цвет здесь акцентный, и он из водной палитры – холодный, блестящий, струящийся. Это очень смелое сочетание, но благодаря профессионализму дизайнеров все получилось хорошо.

На следующем фото – обратный пример. Здесь базовым является пастельный голубой цвет – размытый, мягкий, спокойный. А акцентным – яркий “вырви глаз” цвет фуксии из броской палитры. Я бы не сказала, что решение получилось удачным – на деликатном пастельном фоне яркая подушка и абажур лампы выделяются уж очень сильно, притягивают к себе все внимание.

На мой взгляд, более гуманно было бы использовать клеверно-розовый цвет из летней палитры (как у гладильной доски на одном из фото выше) – он тоже довольно яркий, но все же помягче.

Например, как на фото выше, где базовый пастельный светло-синий цвет акцентирован клеверно-розовым (почти все аксессуары) и коралловым (настольная лампа).

Различие цветов по яркости

Все розовые аксессуары прекрасно выделяются на пастельном фоне, создают нужную контрастность, но при этом не создают эффекта “вырви глаз” и встраиваются в интерьер гораздо мягче, чем на предыдущем фото. Если у вас один цвет (розовый или голубой) базовый, а другой акцентный – лучше, если они не будут слишком сильно различаться по яркости.

Вообще лучшие партнеры для пастельных цветов – пастельные цвета, как вы видите на фото справа. Здесь пастельный розовый и пастельный светло-синий прекрасно дополняют друг друга, создавая очень легкую и совсем не скучную картинку. Обратите внимание, что в этом базовом сочетании одинаково хорошо смотрится и темная, и светлая мебель.

Пастельные розовый и голубой идеально подходят для создания релаксационного, спокойного, но при этом нескучного интерьера. На фото выше – прекрасный пример. Здесь использованы исчезающе светлые пастельные цвета, плюс бирюзовый и серый цвета плюс белый. Интерьер очень светлый, невероятно спокойный, но при этом он не выглядит занудным и вполне самобытен.

Пастельные розовый и голубой, как на этом фото, подходят для солнечных комнат, если стоит задача их “успокоить”.

Сочетания с белым, третий акцентный цвет

Розовый и голубой (или синий) отлично сочетаются с белым, в западном дизайне это очень популярное решение. Оно используется и в современных, как на фото слева, и в классических (фото внизу слева), и в кантри-интерьерах (фото внизу справа). Белый отлично акцентирует сочетание, дает ему “рамку”.

Интерьер на фото слева – базовые цвета голубой и розовый с сиреневым оттенком, а белый – акцентный. На фото справа – наоборот – базовый цвет белый, а голубой и розовый – акцентные. В обоих случаях очень эффектно, стройно.

Вообще этому объединению цветов обязательно нужен третий акцентный цвет.

Интерьеры на фото выше выглядят странно, потому что сочетание ничем не акцентировано. На фото слева ярко-голубой диван с розовыми подушками на фоне темно-голубой стены не играет, пропадает. На фото справа розовый диван на фоне такой же стены – интерьер размазан, аксессуары не видны.

Не повторяйте этих ошибок – сочетание розового и голубого должно быть акцентировано.

Сочетания с другими цветами

Кроме белого, для акцентирования цветов прекрасно подходит кремовый цвет. Он сочетается и со спокойными розовыми и голубыми оттенками, как на фото внизу справа, и с яркими, как на фото внизу слева.

Одинаково хорошо подходят холодные и теплые серые оттенки, как на фото ниже.


Хорошими акцентными цветами для голубого и розового являются темный шоколад и черный. Есть тонкость – для холодных оттенков, как на фото выше, больше подходит черный или темно-серый. Для теплых оттенков – темный шоколад.

Сочетание с золотом, серебром

Золото тоже сочетается с голубым и розовым. На мой взгляд, тусклое золото холодных оттенков подходит лучше, чем яркое “медное” золото, даже если оттенок розового теплый. Сравните две картинки:

насыщенный золотой цвет на фото сверху “забивает” нежные голубой и розовый цвета, рама смотрится слишком грубо на легком фоне; тусклое золото смотрится лучше

Однако идеальным партнером для розового и голубого я все же считаю серебро.

Золото рядом с голубым и розовым, даже с такими насыщенными, как на фото вверху слева, выглядит все же излишне ярким, “богатым”.

Серебро же, с его кажущейся скромностью, придает всей картинке тот тон и лоск, который точно свидетельствует о вкусе хозяев. На фото справа вы видите серебряную посуду, которая идеально вписывается в классический стиль интерьера и прекрасно сочетается с розами и голубыми стенами.

Зеленый цвет

Розовому и голубому очень подходит зеленый цвет, как вы уже могли заметить на предыдущих фото, причем лучше всего сочетаются цвета из одной палитры.

Чистым оттенкам, как на фото слева, нужны зеленые акценты той же чистоты и насыщенности. Если вы используете приглушенные, пастельные (фото справа) или очень светлые тона, то и зеленые акценты должны быть такими же.

Подбор мебели и цвета пола

К сочетанию голубого и розового подходит мебель любых цветов, кроме рыжих.

шоколад, карамель, желто-коричневый, красно-коричневый – эти наиболее распространенные “мебельные” цвета подходят к голубому и розовому

Лично мне больше всего нравится сочетание голубого, розового и натурального желто-коричневого дуба, как на фото вверху справа. Очень хорошо также сочетание с золотисто-песочным цветом, цветом соломы, беленым дубом и молочным дубом (фото справа).

Аналогично и с полом – для пола подходят те же сорта дерева, что и для мебели. А с рыжими сортами (миланский орех, анегри, вишня, груша) розовый сочетается плохо.

Использование сочетания для украшения стола

Розовый и голубой часто используются в западном дизайне для украшения стола – чаще всего для свадебных столов в стиле бидермайер, как на фото выше.

Кроме того, они популярны в украшении пасхального и детского стола. В остальных случаях эти цвета для праздничной сервировки используются редко.

Наиболее популярны светлые оттенки розового и голубого – пастельные и водные, как на фото слева и на фото ниже.

Тесты

Прошло больше двух лет с тех пор, как в Интернете появилось платье странного цвета, которое вызвало огромное количество споров и пересудов.

И вот уже пользователи всемирной паутины спорят о том, какого же цвета эта пара кроссовок.

Изначально снимок с кроссовками выложил на своей страничке в социальной сети "Twitter" один из пользователей, затем фотография облетела весь интернет.


Оптическая иллюзия

Итак, взгляните на эту фотографию. Какого цвета кроссовки?



Одни уверяют, что на картинке кроссовки серого цвета с голубыми (или ментоловыми) шнурками. Другие же утверждают, что перед нами розовая пара обуви с белыми шнурками.

Британка Николь Култхард (Nicole Coulthard) выставила на всеобщее обозрение фотографию кроссовок фирмы Vans, которую ей выслала одна из её приятельниц.

Загвоздка состоит в том, что она до сих пор не может понять, какого же цвета эти кроссовки – серого с мятно –голубыми шнурками или розоватого с белыми.

Сама девушка утверждает, что обувь розового цвета. Однако ей захотелось узнать мнение пользователей Facebook. Николь выложила фото и спросила, что о ней думают люди.

"Ребята, что вы видите на фото? Пожалуйста, подтвердите, что цвет кроссовок розовый и белый", – подписала снимок Николь.

Девушка поведала, что её подруга приобрела обувь некоторое время назад и прислала фото своей матери. На что та уверенно заявила, что "голубой ей к лицу".

Обман оптической иллюзии

"Моя подруга парировала, что кроссовки розовые. Но когда внимательно взглянула на фото, также увидела, что они голубого оттенка. Как такое может быть? Ведь она точно покупала розовые!" – продолжает свой рассказ Николь.

Фотография собрала уже больше 1000 комментариев. Под снимком разразился нешуточный спор о том, какого же цвета кроссовки на самом деле…

Надо внести немного ясности: специалисты объясняют подобный феномен как константу восприятия цвета – это ситуация, при которой зрительный образ обладает свойством оставаться постоянным и не меняющимся при условии, что меняется среда восприятия.

В первую очередь, это касается, цветов и оттенков. Глаз человека воспринимает один и тот же объект по-разному, если изменяется уровень освещенности.


Здесь на ум сразу же приходит случай со знаменитым платьем. Напомним, в феврале 2015 года весь мир обсуждал оптическую иллюзию с платьем.