Щыхубз пшэрыхь хущанэ - Женщине добычу (подарок) оставляют. В прошлом эта пословица была весьма распространена среди восточных адыгов. Возникла она, вероятно, как отражение (и необходимость поддержания) обычая, по которому мужчине, возвращающемуся с охоты или военного похода, набега, полагалось отдать часть добычи женщине, встреченной в пути. Затем, как это часто бывает, значение пословицы расширилось. Оно стало концентрированным выражением рыцарского отношения к женщине, реализующегося в целом ряде стандартов общения, фиксированных в этикете. Помочь женщине в беде, выполнить по возможности всякую ее просьбу, оберегать ее долг чести каждого мужчины. Люди, хорошо знающие быт, культуру, национальную психологию адыгов, не раз наблюдали этот принцип в действии. Того, кто нарушал его, осуждали, строго наказывали, говоря при этом: А гъуэгу мыгъуэм ежьэн, ц1ыхубз пшэрыхь хущанэ жыхуа1эр пщ1эркъэ - В путь несчастливый да отправишься, разве ты не знаешь, что такое «Щыхубз пшэрыхь хущанэ»?

Возникает вопрос, как согласуется это с утверждениями некоторых ученых о почти полном бесправии и униженности адыгских женщин в прошлом. Однозначного ответа на это, разумеется, не дашь. Ясно одно: суждения такого рода хотя и небеспочвенны, но все же, видимо, недостаточно обоснованны.

Прежде всего следует заметить, что традиции матриархата оказались у адыгов весьма устойчивыми. В народе еще живы образы мудрой Сатаней, предводительницы нартов, их советчицы во всех трудных делах, умной и обходительной Малечипх, женщины-богатыря Лашин, светлорукой Адиюх. Идея почитания женщины красной линией проходит через весь нартский эпос.

Судя по высказываниям авторов VII-XIX вв., адыгские женщины располагали большой свободой в обращении с мужчинами. «Они были общительны и любезны... пишет Олеарий. Некоторые даже приглашали нас зайти в их дома.» (Олеарий, стр. 84). В том же духе высказываются Я. Я. Стрейс (стр. 215-216) и П. Г. Брус. «Их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре, пишет последний, делает их очень желанными; несмотря на все это, они слывут очень целомудренными...» (Брус, стр. 149).

Автор начала XIX века Тебу де Мариньи подытожил свои наблюдения за положением женщин в Черкесии следующим образом: «Прекрасный пол здесь, хотя ему и предназначается самая трудовая жизнь, далеко не осужден, как, например, у турок, на вечное затворничество. Особенно девушки допускаются на все празднества, которые они оживляют своей игривостью, и их общество является одним из лучших способов отдохновения для мужчин, с которыми девушки общаются с величайшей непринужденностью» (Мариньи, стр. 296).

В эпоху позднего средневековья среди европейских и отчасти азиатских стран было широко распространено мнение, что женщины феодальной Черкесии самые красивые в мире. Это еще больше усиливало интерес ученых и путешественников к их нравам и общественному положению, но в то же время порождало весьма противоречивые суждения на этот счет. В одних источниках они представляются целомудренными и стыдливыми, в других, наоборот, нескромными и своенравными, а иногда целомудренными и нескромными одновременно. Сообщения второго и третьего типов особенно характерны для авторов XVII-XVIII вв. (кроме указанных выше, см.: Паллас, стр. 221) и в значительно меньшей степени для авторов XIX в., что наводит на мысль о постепенном изменении отношений между полами в условиях классового общества и появлении все большего числа правил, предписывающих женщине быть более сдержанной в поведении.

Тем не менее среди адыгов по сей день живут воспоминания об отдаленном прошлом, когда женщины располагали большой свободой в отношениях с мужчинами. Правда, факты такого рода сами по себе не могут служить свидетельством почитания женского пола, это было всего лишь санкционированием некоторых отношений (унаследованных от матриархата), вероятно, выходящих за рамки собственно этикетного поведения. В этикете же закрепляются другие стандарты взаимодействия, наиболее прямо указывающие на почтительное, вежливо-скромное отношение к женщине. О них и пойдет речь в дальнейшем.

По обычаям адыгов мужчина должен был всячески оберегать женщину, помогать ей. Например, если женщина колет дрова, то всякий проходящий мимо мужчина обязан был предложить свои услуги. То же касается и всех других случаев, когда женщина выполняет тяжелую, «мужскую» работу. Просьба женщины о помощи обычно выполнялась мужчиной беспрекословно (См.: Хан-Гирей, 1836, 315).

Величайшим позором считалась ссора или брань в ее присутствии. Женщина могла приостановить любые действия мужчин, стоило только ей сказать: Щхьэлъащ1эм хьэтыр и1экъэ - на мыгъуэ - Платок женский (женщина) уважения (снисхождения) не заслуживает разве и прикоснуться правой рукой к платку на голове. 80-летний П. Альботов из сел. Кахун рассказал нам, что таким образом жена князя Таусултанова принудила своих сыновей отказаться от твердого намерения убить мужчину, как впоследствии оказалось, ложно обвиняемого в убийстве их старшего брата. К тому же приему могла прибегнуть женщина и во многих других ситуациях такого типа, например, когда необходимо было пристыдить мужчин, ведущих себя излишне фамильярно.

В результате наших наблюдений и расспросов было выяснено, что практиковалось три формы данного стандарта общения, которые различались по интенсивности, силе воздействия на адресата: 1) произнесение вышеуказанной формулы, 2) произнесение формулы с одновременным притрагиванием к платку, 3) сбрасывание платка. Самые непримиримые враги прекращали сражение, если женщина, сорвав платок, бросала его между ними.

Черкесские женщины появлялись в обществе с открытым лицом, свободно, без принуждения здоровались за руку с мужчинами, а в отдельных случаях выступали на собраниях и даже отправлялись в наезд вместе с джигитами. То же самое касается осетинских и в особенности абхазских женщин. В семье и за ее пределами они также располагали большими правами (См. Калоев, 1967, 186-189; Мачивариани, 1884) и неустанно отстаивали их. К. Мачивариани пишет в связи с этим: «Издавна защита семейных интересов у абхазцев лежала на женщине, которая во всех своих делах в этом случае шла рука об руку с женщинами, принадлежащими к соседним племенам: черкесам, убыхам и джигетам. Покушение на уничтожение разных прав женщин, освященных веками, вызывало здесь ряд волнений, которые всегда оканчивались победой женского влияния» (1884, 10).

Известно, что адыги обычно не имели более одной жены. Этикет предписывал быть с ней вежливым и обходительным; делом чести всякого мужчины считалось создание условий, при которых жена могла бы одеваться прилично, со вкусом. «Когда муж ударит или осыпит бранными словами жену, пишет Хан-Гирей, он делается предметом посмеяния, точно так, как когда бы он, имея способы, не одевает ее соответственно его состояния» (1836, 316) [Отсюда пословицы типа Фызым еуэр л1ымыхъущи, хъуэр зымыдэр л1ы дэлэщ - Жену бьющий мужчина - никчемный, шуток не понимающий мужчина дурак; Л1ыхъур фыздэубзэщи, л1ыбзыр фыздэуейщ - Муж настоящий с женой ласковый, муж-баба жену бьет.].

Жена управляла хозяйственными делами и пользовалась большим авторитетом в семье. «У шапсугов, пишет М. О. Косвен, старшая женщина патронимии называлась «бысым гуаше - княгиня дома», к ней обращались, за советом все женщины патронимии, она была главной хозяйкой распорядительницей в любой семье патронимии во время свадьбы, похорон, поминок и пр., она была обязательной советчицей при выборе жениха или невесты и т. п.» (Косвен, 1963, 201).

Если муж притеснял жену, она собирала свои вещи, уходила к родителям и возвращалась только после заверений супруга и его родственников в том, что это не повторится. Обычно же «обхождение мужа с женой скромно и деликатно», свидетельствует К. Ф. Сталь (1900, 128). Нельзя, однако, согласиться с его утверждением и заодно утверждением Кучерова, будто черкесским девушкам не представляется никакой возможности разговора и объяснения с женихами (См. по: Леонтович, стр. 172 и 117).

Существовало по крайней мере три возможности объяснения: 1) на празднествах, во время бальных танцев; 2) во время обряда щ1опщак1уэ; 3) визит жениха в дом девушки и разговор в отдельной комнате в присутствии третьих лиц (обычно сестер или подруг девушки, друзей жениха). Визит этот известен у адыгов под названиями хъыджэбзаплъэ, псэлъыхъу. «Когда девушка достигает брачного возраста, пишут Э. Л. Коджесау и М. А. Меретуков, для нее выделяют специальную комнату, и родители считают неприличным входить туда. Там ее могут навещать молодые люди. Молодой человек может зайти даже к незнакомой девушке и, если она ему понравится, попросить ее руки» (1964, 137).

Парни также имеют специальную комнату (или дом)-лэгъунэ (комната для друзей). «Почти каждый вечер молодежь собирается в лагуне и развлекается танцами, песнями, игрой на скрипке или гармонике. Туда может пойти любой молодой человек, желающий повеселиться, но девушки являются в лагуну только по приглашению» (Коджесау и Меретуков, 1964, 143).

В этих условиях формировались некоторые рыцарские элементы адыгского этикета. Особое место занимали среди них различного рода знаки внимания представителям женского пола, о чем свидетельствуют Хан-Гирей, А. Кешев и другие адыгские авторы, которые наверняка лучше других знали быт черкесов и глубже понимали их психологию. Первый из них в этнографическом очерке «Вера, нравы, обычаи и образ жизни черкесов» пишет: «Молодые черкесы, имея с девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать понять свои чувствования» (Хан-Гирей, 1974, 184). Второй в повести «Чучело» вывел образ прекрасной адыгской девушки Назики и показал образцы рыцарского отношения к женскому полу, типичные для адыгов. Поклоняясь красоте и доброте Назики, юноши делают ей различные подарки и готовы выполнять все ее прихоти: «В целом ауле не нашлось бы джигита, который не бросился бы в огонь и в воду по одному ее слову, и тот из них считался бы недостойным имени мужчины, кто бы осмелился не исполнить ее священной воли» (А. Кешев, 1977, III). Во время празднеств, на которых неизменно присутствовала Назика, «в ауле не оставалось пустого места от приезжих всадников», выстрелы в ее честь то и дело оглашали округу, так что «за пороховым дымом пряталось самое небо», мужчины «нередко схватывались за оружие, оспаривая друг у друга честь сделать два-три круга с ней», а гегуако славили княжну на манер трубадуров Прованса: «Ты краса и гордость земли адыгской... Твои глаза краше блестящих звезд на синем небе. Твой стан гибче камыша, что растет на берегу Белой речки. Счастлив юноша, который тебя назовет своею. Да пошлет аллах счастье на земле родителям твоим, а когда они умрут, да отворит он пред ними ворота рая. Не думай, красавица, что я тебе льщу. Мать родила меня не льстить, а говорить людям правду, и своим скудным словом славить дела храбрых юношей и красоту наших девушек. Ну, танцуйте же, молодцы! Славьте со мною мою Назику во все концы света. Пусть черкесские девушки подражают ей во всем, а юноши тоскуют по ней» (Кешев, 1977, 112-113).

Чтобы не создалось впечатление, что это вымысел, свойственный художественным произведениям, сошлемся на свидетельство Ф. Торнау, офицера русских войск, бывшего, как было сказано, около двух лет в плену у кабардинцев и выучившего их язык: «У черкесов не скрывают девушек; они не носят покрывала, бывают в мужском обществе, пляшут с молодыми людьми и ходят свободно по гостям; поэтому каждый мог ее (имеется в виду сестра Айтека Канукова Б. Б.) видеть и, увидавши, расславлять ее красоту» (Торнау, 1864, 38).

В том же духе высказывается Дж. Лонгворт. Он считает необходимым указать «слабый, по его мнению, налет рыцарства», обнаруживающийся в отношении мужчин к женщинам и в подтверждение этому приводит такие факты: «На празднествах у молодых людей бытует обычай, поднимая чашу с бузой с тостом в честь избранницы сердца, разрядить в воздух ружье или пистолет. Вызов немедленно принимается теми, у кого есть заряд пороха..., чтобы в той же манере отстаивать превосходство их собственных пассий. Другой обычай, который здесь существует, это принять участие в скачке за призом, находящимся в руках прекрасной мадмуазели и представляющем собой разукрашенную кобуру для пистолета, произведение ее нежных пальчиков» (Лонгворт, стр. 574). Аналогично этому на скачках, устраиваемых во время поминок юноши, «оспаривают призы с тем, чтобы презентовать свой приз даме как дань ее красоте» (Бесс, стр. 345).

К числу образцов рыцарства можно отнести и вышеупомянутый обычай вставать при виде женщины. Следует заметить, что и сейчас он неукоснительно соблюдается в адыгских селах. Почтенные старики восьмидесяти, девяноста, а то и ста лет чинно поднимаются, когда по улице проходят женщины, которым нет и тридцати.

Наконец, до самого последнего времени сохранялся обычай, замеченный еще в XIX в. Ж. де Бессом (стр. 346), по которому всадник, встретив в пути (в поле) женщину, спешивался и провожал ее до места назначения, на время оставив свои дела, какими бы важными они ни были. При этом поводья он держал в левой руке, а женщина шла с правой почетной стороны.

Думаю, что приведенных примеров достаточно, чтобы поколебать представление о полном бесправии и униженности адыгских женщин в прошлом.

Конечно, тезис об их зависимом положении нельзя отрицать целиком. Действительно, в семье, как правило, муж диктовал свои условия, хотя он не был безраздельным господином. Но и это в большинстве случаев лишь видимость: жена оказывает мужу внешние знаки почтения и покорности таков обычай, но фактически делами семьи управляла женщина, и в этом плане ее положение напоминает положение японской женщины (См. Овчинников, 1975, 63). Наблюдение за современными кабардинскими семьями, в которых поддерживаются лучшие традиции адыгэ хабзэ, свидетельствуют о том же. Мы видим, что очень часто мнение жены оказывается решающим, когда стоит вопрос о постройке дома, женитьбе сына, поступлении его в учебное заведение и т. п. Что же касается других более мелких проблем, то муж в них и вовсе не вмешивается, все решает жена. То же самое наблюдается и у адыгейцев (Коджесау и Меретуков, 1964, 122).

Мы не склонны отрицать также, что женщины выполняли тяжелую работу по дому, в то время как мужчины были менее обременены делами и имели больше свободного времени [Это касается особенно мужчин, принадлежащих к высшему сословию. Ср.: «Черкесский дворянин проводит жизнь на лошади в воровских набегах, в делах с неприятелем или в разъездах по гостям. Дома у себя он проводит весь день, лежа в кунацкой, открытой для каждого прохожего, чистит оружие, поправляет конскую сбрую, а чаще всего ничего не делает». Торнау, 1864, 60.]. Действительно, так было в XIX в. «Обязанность жены черкеса тяжка, писал Хан-Гирей, она шьет мужу всю одежду, с ног до головы; сверх того, вся тягость домашнего управления лежит на ней» (1836,60).

Можно ли, однако, вслед за некоторыми учеными, считать это безусловным свидетельством приниженности женщины? Ясно, что нет. Вспомним, что писал по этому поводу Ф. Энгельс: «Разделение труда между обоими полами обусловливается не положением женщины в обществе, а совсем другими причинами. Народы, у которых женщины должны работать гораздо больше, чем им полагается по нашим представлениям, часто питают к женщинам гораздо больше подлинного уважения, чем наши европейцы. Дама эпохи цивилизации, окруженная кажущимся почтением и чуждая всякому действительному труду, занимает бесконечно более низкое общественное положение, чем выполняющая тяжелый труд женщина эпохи варварства...» (Ф. Энгельс, 1961, 53). Можно в связи с этим сослаться и на целый ряд других ученых, например на М. М. Ковалевского (1939, 89-90), современного польского ученого М. Фритцханда (1976, 114).

Остается сказать, что рассматривая положение женщины в дореволюционном прошлом, подчас неоправданно абстрактно представляют это прошлое. Дореволюционное прошлое исчисляется столетиями, тысячелетиями, поэтому каждое явление в этих пределах должно рассматриваться конкретно-исторически. Положение адыгских женщин в XVII-XVIII вв. сильно отличается от ее положения в предреволюционный период истории. Начиная с первой четверти XIX в. и на протяжении целого столетия, общественное положение женщины неуклонно снижалось. Помимо социально-экономических причин (развитие феодализма, зачатки капиталистических общественных отношений), этому способствовала усиливающая свое влияние мусульманская вера, пропагандировавшаяся Турцией, всем мусульманским Востоком. С принятием ислама женщина потеряла некоторые свои права. Это послужило одной из причин двойственного, противоречивого отношения к ней, о чем А. Кешев писал: «Наш горец ценит женщину, хотя в то же время ее угнетает. Черкес поработил ее, низвел на степень игрушки, по примеру развратного Востока, но в то же время сделал ее предметом восторженных похвал и песнопений1» (1977, 113). Дж. Белл конкретизировал эту мысль: «Современное положение и нравы черкесских женщин произошли из смешения турецких и черкесских обычаев, только кажется, что первые преобладают для замужних женщин, а вторые для незамужних» (Белл, стр. 503). О том же пишут Дюбуа де Монпере (1937, 47-48), Н. Альбов (1893, 138-139) и др.

Нельзя обойти без внимания и тот факт, что девушек освобождали от тяжелых работ, чтобы сохранить ее красоту и выгоднее отдать замуж. «Следует отметить, пишет Т. Лапинский, что тогда как женщины замучены работой, девушек, как у богатых, так и у бедных, очень оберегают. Они освобождены от всех домашних и полевых [Впрочем, от полевых работ были освобождены вообще все женщины, они являлись сюда изредка, чтобы помочь мужчинам] работ, занимаются только шитьём...» (Лапинский, 1862, 79).

И еще одно обстоятельство необходимо учитывать при рассмотрении положения черкесской женщины в прошлом ее классовую принадлежность. Женщины высшего сословия, по справедливому замечанию целого ряда дореволюционных и особенно послереволюционных авторов, располагали значительно большей свободой в общении. Это вполне естественно и, кажется, не требует особых разъяснений.

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

Примерно к 12 годам девочки начинали носить туго зашнурованный корсет (куэшыбэ). Корсет носили до замужества. В первую брачную ночь муж разрезал его кинжалом. Неловкость или ошибка ставились молодому в большое бесчестье. "Все девушки в первой половине XIX века в черкесских семьях носили корсет, - пишет Хан-Гирей. - Облачение девочек в корсет никак не ритуализировалось. Ношение корсета вырабатывало тонкую талию и плоскую грудь, что считалось признаками женской красоты"
С малых лет девушек воспитывали в скромности, знакомили с этикетом. Густые длинные волосы были одним из признаков красоты и обязательным атрибутом адыгской девушки. Разумная интеграция адыгов в мировое сообщество, их этика предъявляли требование соблюдать адыгскую честь (адыгэ напэ, адыгэ нэмыс). В этих понятиях воспитывали и девушек, и юношей.
В книге "Избранные произведения адыгских просветителей" приводится такой эпизод черкесской жизни. Друг жалуется на свою любовь к женщине: "Казалось бы так, Ислам, да, видишь ли, эта женщина не из таких: ее не трогают ни нежности, ни великолепные обещания, ни самые угрозы. Вот уже четвертый месяц, как вижусь с нею почти каждый день, на все мои предложения у нее один и тот же ответ: "Умру, но не потревожу в могиле костей покойных родителей бесчестием"
Здесь адыгская этика во многом перекликается с требованиями этики ислама, много внимания уделяющего благочестию и его охране всеми членами общества. Адыгская девушка, женщина прославила себя в мире. Об этом много свидетельств в истории.
"Черкесские женщины не только пользуются репутацией изумительно красивых и образцово преданных, они пользуются также важной привилегией, которая вытекает из морального кодекса этого народа: мы хотим сказать об уважении и почитании, которые черкесы испытывают по отношению к праву защиты и посредничества, принадлежащему женщинам. Если женщина с распущенными волосами без покрывала бросается в гущу сражающихся, кровопролитие прекращается, и тем скорее, если эта женщина в возрасте или из известной семьи. Достаточно того, чтобы мужчина, которого преследуют враги, укрылся в помещении женщин или дотронулся до какой-нибудь женщины, как он становился неприкосновенным. Одним словом, никакая кара, никакая месть и тем более убийство не могут быть совершены в присутствии женщин... Вместе с тем между лицами одинакового положения считается постыдным отдавать себя под защиту прекрасного пола, и прибегали к ней в редких случаях, и только чтобы избежать неминуемой смерти" .
Величайшим позором считали ссору мужчин в присутствии женщин. Конный в знак уважения спешивался при встрече с женщиной. Адыгской женщине не позволялось заниматься тяжелой работой. Всякий проходящий мимо, заметив женщину, занятую непосильным трудом, приходил ей на помощь.
"Черкешенки отличаются замечательным искусством в работах; скорее износится и изорвется само платье, чем лопнет шов, сделанный их руками; серебряный галун черкесской работы крепок и изящен. Во всем, где работали женщины, виден тонкий вкус и отличное практическое приспособление"
"Черкесы чрезвычайно щекотливы относительно женской добродетели, ее нравственности, и мстили за оскорбление женщины жестоко"
Воспитанием девочек занимались женщины. Кроме трудовых навыков требовалось проявлять скромность, держаться достойно и оказывать почтение, быть сдержанной в выражении чувств, знать и соблюдать этикет. Женщины помогали мужчинам в посеве и уборке урожая, делали великолепные нитки из дикой конопли, занимались домашним хозяйством. А также демонстрировали умение и вкус в шитье одежды, вышивке золотыми и серебряными нитями. "Женщины делали из светлой пряжи сукно, напоминающее фланель, бурки, седельные подушки, полотно, одежду, обувь, галуны, ножны для сабель, чехлы для ружей и пистолетов"
История свидетельствует об отдельных героических черкешенках. Такова смелая и мужественная Тыргьатао.
Черкесская женщина не лишена ума, у нее живое воображение, она способна на большие чувства. Современный писатель М. Кармоков в книге "А тополя все растут" отобразил любовь кабардинской девушки Альмажан, не смирившейся с необходимостью быть в разлуке с любимым. В борьбе со своим пылким чувством она погибает.
В "Записках черкеса" пред нами предстает образ девушки Залихи. Залиха - княжна, также воспитанная в строгих правилах адыгского этикета. Но, встретив свою любовь, она находит в себе силы бороться за счастье (49). Правда, безуспешно, и ее судьба такова, как судьбы многих адыгских девушек, не всегда свободных в выборе своего будущего.
Песня-плач, старинная песня-причитание, наверное, сложена девушкой с такой горькой судьбой, вынужденной выходить замуж по холодному расчету старших.

Девушкам, нам старики не милы.
И я полюбила тебя, молодого.
Любила я, да не долюбила,
Выдали замуж меня за седого.
Был девичий платок голубым, как небо,
Был голубым, а стал серым.
Большие поминки по мне устроят
На калым, что родные за меня заплатили.
Я, как на грех, тебя, молодого,
Больше всех на свете любила.
Почему ты грустить меня заставил,
Почему увезти меня не решишься?
Весной, когда сады расцветают,
Не срубают в зеленых садах деревья.
В пору цветения меня подрубили,
Сгубили, продали старому в жены.

Такой судьбе девушек посвящены многие народные песни. Например, песня о судьбе и гибели Адиюх. Аналогична судьба Ляцы в поэме Али Шогенцукова "Камбот и Ляца".
"Черкесский женский костюм чрезвычайно живописен. Поверх широких, суженных книзу шароваров, надевается длинная белая рубашка из бязи или кисеи, разрезанная на груди, с широкими рукавами и с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким поясом с серебряною пряжкою. Поверх рубашки надевается шелковый бешмет какого-нибудь яркого цвета. Бешмет шьется короче колена, с короткими, выше локтя рукавами, полуоткрытый на груди или украшенный серебряными или другими застежками. На ногах легкие сафьяновые чувяки, обшитые галуном, на голове круглая шапочка, обложенная серебряным галуном"
Обычаи, манеры, даже костюм и конская сбруя адыгов издавна были для остальных горских народов предметом для подражания. Женщина - хранительница очага, выступает в адыгской семье и хранительницей необходимых порядков, которых требует этикет по отношению к свекрови и свекру, к старшим. Соблюдая обычаи, которых в быту адыгов немало, женщина выступает хранительницей намыса и женской скромности в доме. "Как спартанцы в древности, черкесы посещают своих жен как бы тайком, а по отношению к своим детям не позволяют себе ни малейшего проявления нежности" (Дж. А. Лонгворт).
Женщины принимали активное участие во всех празднествах и увеселительных мероприятиях, но в народное собрание не допускались. Участвовали они и в адыгских игрищах. "Девушки, одетые в традиционный черкесский костюм, старались превзойти друг друга красотой нарядов, эстетикой поведения, искусством танцевать. Длинное, ниспадающее до пят платье туго перетягивалось массивным серебряным или золотым поясом, с которым гармонировал столь же массивный нагрудник. По бокам нагрудника иногда прикрепляли серебряные колокольчики - лъэныкъуэ щ1ы1у. Во время танцев каждое энергичное движение девушки сопровождалось переливчатым звоном бубенцов. Звук этот, помимо эстетического значения, имел еще и практический смысл как оберег, как средство спасения девушки от дурного глаза, от колдовства. Недаром адыги говорят, что влиянию дурного глаза подвержены в первую очередь красивые девушки" .
"В жизни и поэзии черкесская женщина является сдержанной, сосредоточенной, суровой; любит и страдает втайне. Внутренний мир ее души закрыт даже от самых близких людей. Она не меньше мужчины краснеет от невольного порыва души и таит его от постороннего взора. Оплакивая жениха, мужа, сына, она выражала как свои чувства к ним, так и сожаление о том, что они не будут в стане храбрых воинов. Похвала женщины побуждала мужчину проявлять отвагу. "Решительно все девицы здесь ценят доблесть больше богатства... И песни, которые они все слушали с таким наслаждением, были посвящены доблести" .
Знаток адыгской культуры, народный мудрец Жабаги Казаноко относился к женщинам с большим уважением. В те, далекие времена женщине приходилось очень много трудиться. Как-то раз к Жабаги приехали горцы. Въехав во двор, они были поражены тем, что народный мудрец сажал на огороде лук вместе с женщиной. Удивленные горцы обратились к Жабаги:
- Разве к лицу тебе вместе с женщиной сажать лук?
- Кто женщине не помогает, тот не мужчина, - ответил он.
Рассказывают, что на смертном одре Жабаги завещал: "Не унижайте своих жен и не судите дважды" .
С ранних лет все мечты девушки были направлены к одной цели: выйти замуж за самого бесстрашного воина и, сохранив чистоту, попасть в его дом. "Малейшее увлечение со стороны мужчины приводило девушку в робость, и она с неудовольствием и страхом отталкивала от себя соблазнителя. "Харам (нечисто, запрещено), - говорила она".
Упорное сохранение девичьей чести и признание, что все другое - "харам", говорит о том, что женщины, их воспитанницы в обществе адыгов знали религию и были богобоязненны. Эти категории этики адыгов, выработанные мудрым опытом, не отличаются от требований религии к чистоте и нравственности как женщин, так и мужчин.
"О нравственной чистоте адыгских девушек писали многие авторы прошлых веков (АБКИЕА. 1974. 51, 65, 89, 92, 220, 265, 297, 309, 310, 342, 441, 507, 588, 610 и др.)" (56). Одним из интересных и важных компонентов адыгского этикета и рыцарского отношения к женщине был обычай, по которому мужчине, возвращающемуся с охоты или военного похода, полагалось отделить часть добычи женщине, которая встретилась в пути. Кабардинская пословица гласит: "Щыхубз пшэрыхь хущаннэ" (Женщине добычу оставляют). Красотой и грацией черкешенок восхищались все, кто хоть раз побывал на их родине. Шотландец П. Генри Брус, принимавший участие в Персидском походе Петра I в 1722 году, спустя много лет писал о черкешенках: "Женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами лица, гладкой светлой кожей и с прекрасными черными глазами, которые, вместе с их черными волосами, спадавшими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид. Все это, вместе взятое, с их красивыми, всегда открытыми лицами, и их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делают их очень желанными, несмотря на все это, они слывут очень целомудренными" (57). Все девушки, кроме княжеских дочерей, воспитывались у себя дома. Девочка-княжна отдавалась в чужой дом на воспитание уоркским и узденским женам. Здесь девочек держали в жестком повиновении, обучая вышиванию золотом и серебром, рукоделию, этике поведения, красноречию, искусству иносказаний. От своих воспитателей-матерей девушки узнавали о сокровенных тайнах брака и семьи. Словом, все, что необходимо было знать в жизни. Карл Кох, немецкий ученый-естествовед, писал: "Обычно девочка с раннего возраста знакомится с различными видами женских работ: часто уже на седьмом году жизни она умеет делать галуны, вязать кружева и даже шить платья. Для сохранения стройности фигуры верхняя часть ее тела бывает затянута в корсет. Вследствие этого замедляется развитие в груди, так как развитая грудь является по черкесским обычаям неприличной для молодой девушки, поэтому грудь остается плоской вплоть до рождения первого ребенка, а затем развивается нормально и приобретает ту красивую форму, которая свойственна молодым черкесским женщинам. Обувь также облегчает ноги. Скудная сама по себе, пища черкесов является еще более скудной у девушек, чтобы таким образом не допустить сильного развития тела. Благодаря этому черкесская девушка имеет, как правило, красивую фигуру, которой с особой гордостью любуется каждая черкесская мать" (58). Девушек учили вышивать, прясть, плести корзины, готовить еду, а также знакомили с легендами и обрядами, которые им надлежало передать следующим поколениям. В обучение отдавали девочек только из знатных семей, и то ненадолго. В простых семьях девочкам давалось такое же воспитание. Девушки, достигая возраста невесты, владели необходимыми навыками труда, ремесел, были полностью готовы к семейной жизни. Англичанин Джемс Белл в "Дневнике пребывания в Черкесии в 1837, 1838, 1839 гг.", изданном в Париже, писал: "На основании того, что я видел, я должен рассматривать черкесов, взятых в массе, как народ, наиболее естественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал" (59). В адыгской этике большое место занимают отношения, связанные с молодой снохой, обычаи "избегания", уважения, иносказания и т. д. Эти продуманные до тонкостей этические отношения полностью оберегали семью от осложнений, столь характерных для современной жизни. В воспитании девочек большую роль играла мать, поэтому адыгская пословица гласит: "Анэм и хабзэр, пхъум и бзыпхъэщ" (Этикет матери - эталон для дочери). Адыги, выбирая себе супругу или сноху, обязательно говорили: "И анэм еплъи и пхъу къашэ" (Посмотрев, какова мать, возьми в жены дочь). Умение войти в дом будущего супруга и досконально соблюдать все обычаи, принятые адыгской этикой как эталон поведения молодой снохи, прививались детям с юных лет вместе со всеми необходимыми трудовыми навыками. Замужество, женитьба и умение вести себя в доме мужа были определенным экзаменом по этикету не только для молодых людей, создавших семью, но и для их родителей. Адыги ценили внешнюю физическую красоту, но не переоценивали, если она не дополнялась внутренней, нравственной красотой. Интериано писал: "Они, черкесы, держатся того мнения, что никто не должен считаться благородным, если о нем имеются слухи, что он когда-либо занимался недостойным делом, хотя бы то был [человек] из самого древнего царского рода... И весьма восхваляют щедрость и дарят охотно все свое имущество, за исключением коня и оружия" (60). Мудрое отношение к своему здоровью, физическая красота, поощрение силовых, подвижных игр для мальчиков, ношение корсета для девочек, требования естественной природной красоты, непременным атрибутом которой были косы, делающие их обладательницу еще красивей и женственней, производили впечатление на весь мир. В X веке Абуль-Хасан Али-аль-Массуди, побывав на Кавказе и восторгаясь черкешенками, писал: "Ни у одного народа нет стана более стройного, талии более тонкой, бедер и талии более выдающихся и форм более красивых, чем у этого народа. Женщины их славятся мягкостью своего обращения. Они носят белые одежды, римскую парчу, пурпур и иные виды шелковых материй, затканных золотом". Магистр философии, дипломат и ученый Адам Олеарий в 30-х годах XVII столетия писал: "Женщины у них обыкновенно сложены, миловидны лицом, белотелы и краснощеки, волосы черные, как смола в двух длинных крученых локонах свисают с обеих сторон, ходят они с открытым лицом. Они общительны и любезны". Венгерский ученый Янош Бессе, предпринявший большое путешествие по Кавказу, Крыму, Грузии, Армении и Малой Азии, в 1829 году побывал и в Нальчике. В его книге, вышедшей позже в Париже, мы находим такие строки о черкешенках: "Они красивы, у них легкие и тонкие фигуры, красивейшие глаза, брови красивого рисунка и длинные ресницы". Иоганн-Густав Гербер, немец, перешедший на русскую службу в 1710 году, писал: "Черкешенок все знают и все превозносят за их красоту, за черный шелк тонких бровей, за черные глаза, в которых горит огонь, за гладкий лоб, округлость лица. Прямо кажется, что стрелка весов человеческого телосложения замерла тут на середине, и на одной чаше весов - Греция, а на другой - Индия. Счастье, что Европа была не очень удалена от этого средоточия красивых форм" (60). Все женщины были освобождены от тяжелого физического труда. Женщина-черкешенка - мать, хранительница домашнего очага, верности мужу и этикета. С большим уважением, в свою очередь, женщины относились к мужчинам. Обязательно вставали, выказывая уважение и почтение при появлении мужчины. Правила почитания и уважения, принятые в обществе, были одинаковы для всех. Точно так же поступала и высокопоставленная княжна. В политической истории и жизни черкесов женщины сыграли значительную роль. Выходя замуж за родовитых и могущественных представителей других народов, они способствовали налаживанию связей и тесных контактов с Черкесией. Эти связи порой затрагивали не только политические, но и культурные, хозяйственные, торговые, военные и другие отношения. Например, документы свидетельствуют о добрососедских отношениях черкесов с Грузией еще со времен становления грузинской государственности. На Кавказе было престижно поддерживать добрососедские отношения с адыгами. В период кровопролитных войн в Грузии Кабарда не раз посылала своих воинов на помощь. О. Опрышко в книге "Через века и судьбы" свидетельствует: "Во второй половине XVI столетия царь Имеретии Георгий, князья Турции и Мегрелии были женаты на трех сестрах -кабардинских княжнах. Супруга Вахтанга VI, который был царевичем в конце XVII - начале XVIII вв., "солнцеподобносияющая" Русудан, была кабардинкой. И этот брак был заключен из политических соображении" (62). Самый известный брак в черкесской истории, заключенный из политических соображений, - брак княжны Марии (Гашаней) с Иваном Грозным. Темрюк Идаров, дальновидный политик, который искал союзников в борьбе с внешними и внутренними противниками, отдал замуж и других своих дочерей, старших сестер Гашаней, с тем же расчетом. История таких браков в жизни черкесов имеет длинную цепь родства и сотрудничества с известными историческими личностями разных времен. Здесь можно привести очень много примеров. Но важнее указать на другое: черкесская девушка, прославленная в мире умом, красотой, учтивостью, этикетом и высокой нравственностью, зарекомендовала себя как знатная и верная супруга. При этом сама черкешенка в выборе мужа была щепетильна: черкесы отдавали своих дочерей только за достойных. "Благородный черкес породнится лишь с благородным и равным себе лицом, тщательно избегая уронить свое звание: касательно чести черкесы щепетильнее итальянцев, поэтому у черкесов практически исключались неравные браки" (63), - писал Д. Асколи. В судьбах черкесских женщин есть и трагические страницы. На Западном Кавказе была монополия на торговлю рабами. Большинство рабов, вывозимых с Кавказа, были черкесами и абхазами. Особенно многочисленную группу составляли рабыни-черкешенки. "Черкешенки прекраснее всех других и сложены очень пропорционально. Эти юные существа имеют репутацию очень живых духом и никому не уступают в сноровке и искусстве рукоделия. В Египте черкесы и абхазы стоят в два раза дороже". Французский военный советник А. Фонвиль, запечатлевший самые трагические страницы Кавказской войны (1864-1865), впервые увидев черкешенок, писал: "Все достоинство танцев девушек заключалось в том, что они выказывали при этом всю прелесть их стройных талий. Все девушки были красивой наружности, а некоторые просто красавицы. Руки почти у всех у них верх совершенства, что же касается блеска их больших глаз, разрисованных по восточным обычаям, то нет возможности выразить пером всю силу этого блеска. В первый раз мне довелось видеть вблизи черкешенок, и я должен сознаться, что нашел в них именно все то, о чем давно уже читал и слушал. Костюм черкешенок еще более возвышает их прелести. Они носят голубые платья, у которых талия застегивается на груди серебряными бляхами; затем широкая юбка, спереди открытая, и цветные широкие турецкие панталоны, спускающиеся до лодыжек; их руки, покрытые рубашечными рукавами из красного или желтого шелка, проходят в отверстия рукавов платья, а эти последние, разрезанные по всей длине их, болтаются вокруг стана. Платье, панталоны, рубашка - весь костюм украшен самыми причудливыми арабесками из серебра. На головах девушки носят высокие остроконечные шапочки, волосы заплетаются в три косы, из которых одна висит сзади на спине, две же другие выставляются вперед и спускаются до пояса, сделанного из красного сафьяна и усеянного разными серебряными бляхами и другими украшениями" (64). Итальянец Ксаверио Главани, консул Франции в Крыму и одновременно врач крымского хана, собирал сведения об адыгах в материалах, хранящихся у хана, расспрашивал старейшин, торговцев и т. д. Вот что он писал: "Черкесы кротки, вежливы, имеют очень красивых детей. Они благосклонны к иноземцам до тех пор, пока последние находятся у них в гостях; но иностранец, встреченный в поле, легко может попасть в рабство. Обхождение их похоже на франское, они вежливы и приветствуя, снимают шапку; женщины принимают чужеземцев с радушием; для принятия пищи они садятся по-франски за стол. Женщины гордятся своим стройным станом и носят особый род корсета" (65). Безмерный свой восторг талантливо выразил Константин Бальмонт в стихотворении "Черкешенка": Я тебя сравнить хотел бы С нежной ивою плакучей, Что склоняет ветви к влаге, Словно слыша звон созвучий. Я тебя сравнить хотел бы С юным тополем, который Весь смолистый, в легкой зыби, К небесам уводит взоры. Я тебя сравнить хотел бы, Видя эту поступь, дева. С тонкой лилией, что стебель Клонит вправо, клонит влево. Я тебя сравнить хотел бы С той индусской баядерой, Что сейчас-сейчас запляшет, Чувства меря звездной мерой. Я тебя сравнить хотел бы, Но игра сравнений тленна, Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.

адыгский общество социальный

Адыгское общество издревле представляло собой яркий пример так называемого традиционного общества. Социальные институты такого общества опираются на силу исторической традиции, а гендерный порядок - на сложившиеся отношения в обществе.

Традиционная культура - это тип культуры, для которого характерно такое социальное регулирование, приспосабливание и развитие человека, в котором главную роль играет традиция, то есть социально санкционированный стереотип поведения и мышления .

Основные функции культуры определяются как: а) трансляция опыта, тип социальной памяти; б) способ социализации личности. Нет сомнений в том, что львиная доля в реализации этих функций принадлежит женщине. Роль женщины в передаче культурных навыков: воспитание личности, адаптированной к определенной социальной и природной среде, обогащенной историческим опытом, особенно заметна в традиционном обществе. Характерные черты такого социума достаточно полно и долго сохранялись в кавказских этносах.

Согласно теории Хофстеда, различия в половых ролях зависят от степени маскулинности или феминности той или иной культуры .

Различия в половых ролях, приводящие к неравномерному распределению социальных ролей, типичны и для адыгского традиционного общества.

В литературе, как уже отмечалось выше, очень часто положение кавказских женщин оценивается как рабское, подчиненное и т.п., такая оценка не вполне правомерна, поскольку, как отмечает известный адыгский просветитель Хан-Гирей: «Все те, которые судят о домашнем быте черкесов по образу жизни прочих азиатских народов, исповедующих магометанскую веру, о том имеют ложное понятие. Рыцарское честолюбие много прекрасного ввело в их обычай. К числу прекрасных черт можно отнести и величественное уважение к женщинам, которого прекрасный, но слабый пол достоин вполне» .

Для объективной гендерной характеристики роли и места женщин в адыгском обществе, необходимо проанализировать жизненный путь адыгской женщины начиная с момента рождения.

Рождение мальчика и девочки встречалось по-разному. На сына смотрели как на опору домохозяйства, продолжателя рода. Дочь, напротив, считалась временным членом семьи, «гостьей» в доме. Если рождался мальчик, отец должен был щедро одарить повитуху, если же девочка - мог ограничиться поцелуем или небольшим подарком .

То есть у адыгов статус мужчин, безусловно, выше, но пренебрежительное отношение к женщине не культивируется, а существовавшее предпочтение детей мужского пола в историческом плане имело много причин. В первобытном прошлом оно утверждалось патриархатом (мальчики - продолжатели отцовского рода, опора и защита), в раннеклассовом обществе было связано с военно-феодальным бытом (мальчики - воины-добытчики), в крестьянском обществе - с потребностью в рабочих руках и в опоре для родителей в старости и т.д.

Обычно девочек до самого совершеннолетия, а мальчиков до 6-7 лет воспитывали женщины. Воспитание девушек определялось их назначением в жизни, социальной ролью. Женщина должна была вести себя прилично и с достоинством, должна была быть красивой, чтобы радовать взор, вызывать восхищение и поклонение.

Уже в детстве родители и другие члены семьи постоянно начинали приобщать ребенка к трудовой жизни. В большинстве семей девочки втягивались в нее несколько раньше мальчиков. Девочку посылали с поручениями к соседям, за водой, показывали, как надо прислужить старшим членам семьи. «Наблюдая за работой женщин и помогая им, девочка училась поддерживать чистоту в доме, стирать, чистить посуду. Последнее, в особенности чистка кувшина для воды, считалась ее особой обязанностью, так как блеск металла должен был наглядно свидетельствовать об усердии и опрятности дочерей семейства» .

Еще большее значение придавалось овладению многочисленными домашними ремеслами, так как в условиях натурального хозяйства адыги при выборе невесты обращали особое внимание на «знание рукоделий, приличных женскому полу, у них употребляемых» .

По мере подрастания девочки все меньше принимали участия в играх, мальчики постепенно переходили к спортивным состязаниям.

Совершеннолетие наступало для юноши, когда ему исполнялось 16 лет.

Когда девушку приглашали на соседские свадьбы, это считалось у адыгов знаком официального признания ее взрослой.

Отношение к женщине считалось одной из центральных идей народной философии адыгов. Адыгская пословица гласит: «Бзылъфыгъэм шы ихьылъэ лъэханэ» - «Ради благополучия женщины приносят большие трудности». Там, где появляется женщина, мужчины приостанавливают свои дела, прекращают разговоры и выясняют, что ее беспокоит, что тревожит, не нужна ли ей помощь .

Адыг всегда считал важным для себя неукоснительное соблюдение принципов «адыгагъэ» - адыгства, частью которого является и почтительное отношение к женщине.

Адыгский этикет представляет собой составную часть «Адыгэ хабзэ». В соответствии с буквой этих законов вплоть до конца ХIХ века осуществлялась регуляция поведения адыгов во всех областях общественной жизни. И по сей день «Адыгэ хабзэ» оказывает влияние (хотя и в значительно меньшей степени) на поведение людей, на их психологию, отношение к социальной действительности .

Содержание этикета и его место в социальной жизни той или иной общности определяется конкретно-историческими условиями развития этноса. Анализируя адыгский этикет Бгажноков Б.Х. пришел к выводу, что основными принципами, лежащими в его основе, являются: принцип скромности и толерантности, принцип почитания старших, принцип почитания женщины и принцип гостеприимства. Выделяя конструктивные принципы адыгского этикета, он подчеркивает один из них - почтительное отношение к женщине: «изощренные, строго регламентированные формы почитания последних придают их манерам поразительную изысканность» .

Ханаху Р.А., исследуя горскую культуру, выделяет 4 группы особых черт, образующих специфику культуры горцев Северного Кавказа. Одна из них - это специфика традиционных кавказских семейных отношений. «Отношения в семье строго регламентированы. Обязанности мужа и жены четко разделены. Глава семьи - всегда муж. Жена подчиняется мужу, но не является, как это иногда принято считать его «рабыней». В частности у адыгов всегда считалось позором, если мужчина применяет к женщине физическое насилие. Женщина не была «закрепощена», а как бы «отделена» от него в рамках такого «раздельного существования» пользовалась определенной свободой и привилегиями» .

Почтительное отношение к женщине проявлялось, прежде всего, в обращении к ней: к старшей - «наша мать», к равной или несколько старшей по возрасту - «наша сестра», к младшей - «красавица» («дахэ»). Такое обращение свидетельствовало об отношении взаимоуважения между мужчиной и женщиной. Необходимо отметить, что девушке предоставлялось право выбора жениха. В частности, известный исследователь Кавказа Н. Дубровин в своей монографии «Черкесы» отмечает: «Черкесы редко рано выдавали своих дочерей замуж и предоставляли им часто право выбирать жениха» .

Гендерные отношения в семье также имели свои особенности. Даже горячо влюбленный в молодую жену, он старался не обнажать свои чувства на людях. В присутствии близких, друзей, соседей или даже незнакомых он говорит о своей супруге в третьем лице и в несколько снисходительном тоне, впрочем, как и о своих детях. Но такое отношение к женщине было прерогативой только очень близких людей.

Считалось бесчестьем бить жену, женщину, браниться с ней. Это правило закреплялось этикетным императивом, выраженным в форме пословицы: «Достойный муж с женой ласков, недостойный муж с женой драчлив». Так, например, Н. Ф. Грабовский отмечает, что адыги считали «недостойным делом … расправу … с женщинами и детьми. Пренебрегший этим правилом клал на всю свою жизнь клеймо позора, даже и в том случае, если жертвами бывали женщины и дети, не принадлежащие к числу кабардинского народа. Поэтому, понятно, что … убийство или поражение женщин было феноменально редким явлением» .

Адыги считают, что престиж мужа во многом зависит от его жены. Она может унизить его - поведением, обращением с ним и т. д., а может и возвысить, открыто демонстрируя при людях высокое к нему уважение. Поэтому адыги и говорят: «ЛIыр зыгъэлIырэр шъузы» - «Мужа доблестным делает жена». И, кроме того: масса подвигов совершается во имя женщины. А подвиги - это лицо мужчины.

О силе влияния жены на авторитет мужа говорят такая пословица: «Шъузым ыгъэпыутыгъэ лIыр чылэм къыдиIэтэежьышъурэп, чылэм ыгъэпыутыгъэ лIыр шъузыр дэгъумэ къыдиIэтэежьы. - «Подорванный женщиной авторитет мужчины общество не восстановит, а обществом подорванный престиж мужчины способна восстановить хорошая женщина».

Муж и жена имели право разводиться. Основными причинами развода могли быть следующие: жена не рожает детей, характером не сошлись, трудности, связанные с адаптированием в семье, неумение строить родственные связи между родителями жениха и невесты и т.д. .

Таким образом, положение женщины в семье нельзя считать «закрепощенным», поскольку кроме ограничений и обязанностей у нее были права, женщина пользовалась большим уважением и почетом.

Мужчины обязаны были уважать женщин, помогать им в беде, выполнять их просьбы, всячески оберегать от невзгод и опасности. Всадник, встретив женщину, должен спешиться и пропустить ее с правой стороны, пеший мужчина, проходя мимо встречной женщины, также уступал ей правую сторону. Это объясняется тем, что на левой стороне мужчина носил кинжал или саблю, считалось неприличным демонстрировать перед женщиной вооружение. Кроме того, это демонстрация ее полной безопасности и готовности ее защитить.

Женщины принимали участие в таких важнейших институтах традиционного адыгского общества, как аталычество, гостеприимство. Предусматривалась возможность выхода женщинами за рамки своих гендерных ролей.

Обратим внимание на роль женщин в миротворческих процессах у адыгов. Например, при убийстве или даже драке, женщина могла снять платок и положить его у ног дерущихся. После этого один из участников конфликта говорил: «Женщина с обнаженной головой, можешь говорить». Тогда женщина объявляла свою просьбу прекратить ссору, драку или убийство. Свидетельство бытования этого обычая у адыгов можно обнаружить в самых разных источниках: литературных, фольклорных, этнографических материалах. Если участник конфликта преследовался, он мог найти убежище у женщины. Покровительство женщины по адыгским народным традициям обеспечивало ему безопасность: убийца не имел права на преследование в пределах женской половины дома. Хотя считалось постыдным идти под защиту женщины. Бывали случаи, когда мужчинам посредникам не удавалось примирить враждующие стороны. Тогда обращались к помощи авторитетных женщин в качестве просительниц: им не имели права отказать. Женщина должна была посетить семью пострадавшего, держа в левой руке платок, символизирующий примирение .

Таким образом, адыгский этикет служит показателем положения женщины в обществе, то есть ее гендерного статуса. Особенность этикета состоит в том, что он всегда является этикетом определенного этноса. Правда, не у всех народов он выделен в особую сферу. Например, у многих мусульманских народов он входит в систему религиозного и светского права, растворен в адате и шариате. У народов Кавказа этикет представляет собой не только самостоятельную, но и важную часть культуры.

Специфика традиционной адыгской культуры нашла свое рельефное воплощение в таких мощных формообразованиях культуры, как «Адыгэ хабзэ», куда входят и этикетный реестр и нормы обычного права, нравственный кодекс, а также древний и величественный эпос - «Нарты». Вне и помимо этих масштабных творений корневой культуры, понять дух народа адыгов невозможно. По содержанию и объему они энциклопедичны, по воздействию на адыгский менталитет ни с чем не сравнимы. «Адыгэ хабзэ» и нартские сюжеты стали своеобразным ядром, вокруг которого сложилась традиционная культура адыгов, определялись установки сознания и характер поведения .

Из нартского эпоса мы узнаем, что Хасэ (собрание, совет, сход) нартов, как правило, ведут одни мужчины. Более того, старейшины не очень-то считаются с пожеланиями женщин. В тексте «Саусырыкъо Нарт Хасэм апэрэу зэракIогъагъэр» /Как Саусырыкъо впервые отправился на Нарт Хасэ/ имеется эпизод, в котором нарты отклоняют просьбу его матери Сэтэнэй-гуаще вызвать на Хасэ и Саусырыкъо.

«Тэ тихабзы Нарт Хасэм

Хэт и къылъфыгъи къетщалэу…» -

«Не в обычае у нас на Нарт Хасэ

Любой, рожденного, приводить…» -

Говорят ей мужчины.

Черты патриархата запечатлены в поговорке:

«Чэтыум пшысэр ауатэрэп,

Нарт Хасэ шьузэр агъакорэп» -

«Кошке сказку не сказывают,

На Нарт Хасэ женщину не отправляют».

Но, с другой стороны, приводится пример, когда она (Сэтэнай) своей мудростью превосходит старейшин Хасэ (Совета) и спасает их от смертного приговора своего мужа. Как бы Орзэмэдж и Саусырыкъо ни были хорошо вооружены, без совета Сэтэнай они бессильны. Эту особенность мы ясно видим в былине о том, как Саусырыкъо одержал победу над Тотырэщем. «Ее совет равен силе всепобеждающего меча» .

Ценную информацию о гендерных позициях женщин в традиционном адыгском обществе дают нам работы европейских авторов, побывавших в Черкессии, которые писали о положении адыгских женщин в обществе и семье. Приведем лишь некоторые из них:

«Прекрасный пол … отнюдь не осужден здесь на заточение, как это имеет место у турок и персов; они свободно принимают у себя гостей обоего пола… Девушки допускаются на все праздники, которые они украшают своим присутствием». (Н.Ф. Бларамберг).

«… какой бы зависимой ни казалась женщина, это редко мешает свободному выбору жениха при женитьбе…». (Дж. А. Лонгворт).

«Женщины у черкесов не отделены так от мужчин, как это принято на Востоке, и они принимают участие во всех празднествах и прочих увеселениях. Только народные собрания закрыты для них».

«… отношение жены к мужу не является таким подчиненным как всюду на Востоке, и так как здесь имеется только одна жена, то она всегда оказывает большое влияние на мужа…».

« …Развод здесь не встречает никаких затруднений…». (Дж. Белл).

То есть можно утверждать, что в большинстве случаев женщина в адыгском обществе обладала свободой выбора спутника жизни и, что немаловажно, имела право на развод. Права женщин в семье говорят о том, что с ее мнением считались, то есть ее статус не был приниженным, и в целом в статусах мужчин и женщин оппозиция мужчина-женщина в традиционной культуре адыгов рассматривалась не столько как противопоставление, сколько как взаимодополнение, определяемое природой и гендерными ролями. Конечно, феодально-патриархальный быт, а также, шариат делали свое, утверждая главенство мужчины и ставя женщин в зависимость от них. Однако даже и при этом адыгская женщина всегда пользовалась глубоким уважением, предписанным «Адыгэ хабзэ». К тому же она прекрасно знала не только свою силу, но и поддерживала авторитет мужа и отца, говоря детям постоянно: «Если ваш отец разрешит», «Если ваш отец узнает» и т.д., поддерживая тем самым авторитет мужа и отца.

Материал, характеризующий гендерные отношения в обществе и семье у адыгов, мы можем почерпнуть из адата - обычного права адыгов, которое долгое время регулировало брачные, имущественные, правовые, семейные отношения в традиционном адыгском обществе. Адаты возникли на ранней стадии развития родовой общины. Обычное право исторически предшествует закону и существует в той или иной форме почти у всех народов земного шара.

Адаты постепенно превращаются в юридические нормы. Адатом разбирались преимущественно дела о воровстве, о наследовании, об отношении детей к своим родителям, мужей к женам, имущественная тяжба между отдельными лицами и т.п. «Преступления большой важности, как-то: убийство, ранение, насилия над женщинами и даже некоторые оскорбления, причинение побоями и т.п., чаще решались правом мщения, особенно в более раннее время» . «Самые жестокие кровомщения бывали за женщин» .

По мере разложения родового строя и формирования классового общества были выработаны различные способы прекращения кровной мести; среди них на первое место следует поставить систему штрафов. При этом за бесчестье, нанесенное девушке, и за преступную связь с замужней женщиной устанавливался такой же штраф, как и за убийство .

Наличие в традиционной культуре адыгов морально-нравственного регулятора адыгъагъэ и его определяющая роль в стиле жизни адыгов свидетельствуют об относительной неукорененности (неразвитости) в традиционной адыгской среде других регуляторов, в том числе религиозных. Но, тем не менее, даже, если допустить, что определяющее влияние исламских традиций имело место, то мы считаем, что мусульманская вера также не культивирует низкий социальный статус женщин. По мнению известного востоковеда, переводчицы смыслов Корана В. Пороховой, «нет женщины более обеспеченной в своих правах, нежели женщина в мусульманской семье, ибо в Священном Коране мужу предписано непременное и полное материальное обеспечение своей жены и семьи» .

Многие исследователи считают, что положение женщины в мусульманстве «рабское», «закрепощенное» и т.п., основываясь на том факте, что Коран разрешает многоженство, что женщина жестоко наказывается за нарушение супружеской верности и т.д. Но разве можем мы привести примеры в других культурах, хотя бы европейских, когда за неверность наказывали мужей? Думаем, что это весьма затруднительно. Что касается многоженства, то необходимо обратить внимание на тот факт, что Коран строго ограничивает число жен до 4-х, и при непременно равном и справедливом отношении мужа ко всем женам.

«Возьмите в жены тех, которые любимы вами,

(Будь то одна, иль) две, иль три,

или четыре.

Но если есть в вас страх, что справедливости вы к ним не соблюдете,

Возьмите в жены лишь одну…» .

Инициатива развода не запрещена жене, она чаще исходит от мужа, но при этом муж должен вернуть жене часть калыма, оговоренного при женитьбе.

«Будь то имущество мало иль велико,

их доля строго сочтена» .

Таким образом, рассмотрев гендерный статус женщин в традиционном адыгском обществе, и проанализировав сведения о положении женщин, которые содержатся в адыгском этикете, нормах адата, нартском эпосе, сурах Корана, европейских и отечественных источниках, можно утверждать, что женщина в традиционном адыгском обществе занимала хотя и подчиненное, но не угнетенное положение, ее гендерный статус был достаточно высок. Важно иметь ввиду, что существующие запреты она не воспринимала как дискриминацию, тем более, что существовали примеры, когда ей предоставлялась возможность выходить за рамки традиционных гендерных ролей.

В название рейтинга вынесены представительницы трёх, на первый взгляд, разных народов. Но в действительности черкесы, кабардинцы, адыгейцы, а также шапсуги являются субэтносами единого народа - адыгов. Поэтому данный рейтинг можно также назвать "самые красивые адыгские девушки и женщины ".
В 15-19 веках все адыги именовались в русском языке черкесами. После Кавказкой войны, закончившейся в 1864 году, часть местного населения, не принявшая власти России, была вынуждена покинуть Кавказ и перебраться в Турцию и на Ближний Восток. Потомков этих беженцев в Турции и других странах называют черкесами. В настоящее время в Турции насчитывается, как минимум, 1,4 млн. чел. черкесского (адыгского) происхождения, что вдвое больше, чем адыгов в России (718,7 тыс.). Некоторые источники указывают, что в Турции проживает не менее 2,5 млн. черкесов, однако в данном случае учитываются не только адыги, но все потомки выходцев с Кавказа (абхазы, чеченцы, осетины и др.)
В СССР адыги были искусственно разделены по территориальному принципу. Это же деление сохраняется в современной России. В настоящее время под черкесами понимаются адыги Карачаево-Черкесии, под кабардинцами - адыги Кабардино-Балкарии, а под адыгейцами - жители Адыгеи. При этом существует и некоторое языковое различие между адыгейцами, говорящими на адыгейском языке, и черкесами с кабардинцами, говорящими на кабардино-черкесском языке. Иногда эти языки считаются диалектами.
В данный рейтинг вошли самые красивые, на мой взгляд, известные черкешенки, кабардинки и адыгейки из разных стран: Турции, России, Египта и Франции. В список не включены турецкие черкешенки абхазского происхождения.

16 место. Назан Шорай / Nazan Şoray (род. 5 января 1954, Стамбул, Турция) - турецкая певица и актриса. Кабардинка по национальности. Младшая сестра знаменитой турецкой актрисы Тюркан Шорай (которая также есть в данном рейтинге).


15 место. Фарида Фарук (5 сентября 1921, Александрия, Египет - 16 октября 1988) - королева Египта с 1937 по 1948 годы. Её настоящее имя - Сафиназ Зульфикар . Родилась в семье египетских черкесов. В 1937 году вышла замуж за короля Египта Фарука I. После замужества она получила имя "Фарида" в соответствии с традицией, инициированной королём Фуадом I, согласно которой члены королевской семьи должны иметь одни и те же инициалы. В 1948 году, после рождения третьей дочери Фарук развёлся с Фаридой.

14 место. Беррак Тюзюнатач / Berrak Tüzünataç (род. 2 ноября 1984, Ялова, Турция) - турецкая актриса и модель черкесского происхождения. Сыграла роль Михрюннисы Султан в сериале "Великолепный век".

13 место. Нефисе Каратай / Nefise Karatay (род. 26 апреля 1976, Измир, Турция) - турецкая актриса, модель, Мисс Турция 1997. Черкешенка по национальности.

12 место. (род. 2 января 1943, Анкара, Турция) - одна из самых известных турецких актрис, снявшаяся более чем в 120 фильмах. Её отец - черкес, мать - албанка.

11 место. Элджин Сангу / Elcin Sangu - турецкая актриса. Черкешенка по национальности.

10 место. Неслихан Атагюль / Neslihan Atagul (род. 20 августа 1992, Стамбул) - турецкая актриса. Её отец - черкес, мать - русская.

9 место. Людмила Черина (10 октября 1924 - 21 марта 2004) - французская балерина, актриса театра и кино, художник, скульптор. Её настоящее имя - Моник Чемерзина . Родилась в Париже в семье черкесского дворянина-эмигранта Авенира Чемерзина (Шамырзэ) и Стефан Финетт.

8 место. (род. 2 октября 1976, Стамбул) - турецкая телеведущая, актриса. Представляла Турцию на конкурсе "Miss International 1997". Её родители - черкесы.

7 место. Фатима Дзибова (род. 18 сентября 1991, Адыгейск, Россия) - певица. Адыгейка. Страница ВК - https://vk.com/fatimadzibova

6 место. Илона Жилова - Первая вице-Мисс Русское Радио 2004, также получила на этом всероссийском конкурсе титул "Мисс зрительских симпатий". Кабардинка. Страница ВКонтакте - https://vk.com/ilonajilova

5 место. Сатаней (Сати) Казанова (род. 2 октября 1982, Верхний Куркужин, Кабардино-Балкария) - российская певица и телеведущая. Кабардинка. Официальный сайт - http://satikazanova.ru/