Выкладывай работы и технологии. Мы тебе не конкуренты, можешь смело делиться.

В этом деле вообще нет конкурентов. Все делятся и помогают друг другу. Потому что понимают что в современном мире все проще и дешевле заказать в Китае, а индивидуальное производство не выгодно. Двадцать лет назад у нас в гильдии было в 2 или 3 раза больше людей. Сердце болит когда видишь что средний возраст мастеров где-то 50-60. Старики умирают, а смены нет. Я один из самых молодых.

Евгений -расскажите как готовить кожу перед работой. Обычной водой смачивается или есть специальные составы защищающие от лишней влаги и удержания продавленного рисунка.

И красители и лаки на какой основе. Подробнее о них.

Как готовить кожу перед работой:

Кожа смачивается обычной водой, специально готовить ничего не надо. Есть специальные составы для смачивания, но я не видел чтобы ими кто-то пользовался. Секрет правильного смачивания в том, чтобы влаги было не слишком много или слишком мало. Если кожа слишком влажная, штамп будет отскакивать как от резины, и рисунок не будет таким четким. Если влаги недостаточно, то волокна кожи будут по-прежнему прижаты друг к другу, и штамп не сможет уплотнить их там где нужно.

Самый простой способ определить "готовность" кожи для работы: когда кожа впитывает воду, она темнеет. Нужно подождать несколько минут пока ее цвет начнет возвращаться к исходному.

Мастера советуют смачивать кожу не губкой, а окунанием в воду, или даже замачиванием. После этого ее кладут на 12-24 часа в холодильник. Потом вынимают и ждут когда ее цвет начнет возвращаться. Во время работы накрывают стеклом ту часть рисунка который уже смочен, но над ним в данный момент не работают - чтобы его влажность не изменялась. Однако это уже высший пилотаж, я так никогда не делал.

Про красители :

Красители бывают 3х видов: краски, морилки (dye) и старители (antique - честно не знаю как этот тип красителя правильно называется на русском).

Краски остаются на поверхности, морилки впитываются между волокон кожи. Соответственно морилки более устойчивы к механическим повреждениям поверхности, их используют там где кожа будет касаться - ремни, седла. Так как краски остаются на поверхности, их можно стереть или повредить. Плюсы красок в том, что они намного более яркие чем морилки и краской можно закрыть другую краску. Теоретически, несколькими слоями белой краски можно закрыть черную. С морилкой так не получится, там всегда нужно начинать со светлой и (если нужно) продолжать более темной.

Морилки между собой отличаются цветом и основой. Цвета бывают синий, зеленый, красный, желтый, но их оттенки не выпускают и если нужно получить оттенки, морилки можно смешивать между собой.

Небольшое отступление про смешивание красок и морилок .

При смешивании необходимо учитывать какие цвета дополняют друг друга, а какие противоположны. Например если смешать синий и желтый, то будет зеленый. А если синий и оранжевый, то будет грязь непонятно коричневого цвета.

Традиционно используют морилки коричневых оттенков, и именно этих оттенков продается большое количество.

Основа морилок.

Они бывают на водной, спиртовой и масляной основе.

Водные : не ядовиты, можно пользоваться детям, не нужно проветривание, легко изменять их концентрацию добавлением воды из крана, хорошо смешиваются на коже потому что не так быстро высыхают. Минус: они не такие яркие как спиртовые и масляные.

Спиртовые : более яркие чем водные. Минус: быстро высыхают, во время покраски предыдуший мазок не всегда хочет смешиваться с новым. На видео вверху я пользуюсь спиртовой морилкой.

Масляные : самые дорогие. Их главный плюс в том, что все другие морилки делают кожу более жесткой. Только морилки на масляной основе не изменяют жесткость кожи.

Этот ремень покрашен морилкой на водной основе:

Основа красок.

Краски бывают на водной или акриловой основе. Водные краски выпускают специально для кожи. Они более тусклые и мне лично не нравятся. Акриловые краски можно использовать любые, на них не должно быть написано что они сделаны специально для кожи. Естественно, чем выше качество краски, тем лучше она будет себя вести во время покраски, и потом, когда высохнет. Я пользуюсь красками фирмы Liquitex, они дорогие (купил на распродаже! :)) но того стоят. Этот рисунок покрашен акриловой краской:

Плоский лист с рисунком:

Лист согнут в трубу:

старители (antique) - это краска на водной основе которая "не прилипает". Ей покрывают весь рисунок, а потом вытирают влажной тряпкой или бумажным полотенцем. После этого краска остается только в углублениях и подчеркивает контуры рисунка.

Защитные слои

Когда рисунок вырезан и выдавлен, и Вы на 90% довольны работой (даже если другие не видят, там все равно есть ошибки и проблемы которые видны Вам....) кожу покрывают защитным слоем чтобы она не впитывала воду, не портилась, не гнила. Защитные слои бывают нескольких типов.

Историческая защита кожи это масло или воск . Воск остается на поверхности, масло проникает вглубь. Минусы обоих - их нужно периодически обновлять.

Акриловые защитные слои - хорошо защищают, хорошо держатся на коже. Бывают блестящие и матовые.

Также есть много современных продуктов на основе масла или жиров

Нужно добавить что краски и защитные слои обычно используются только на лицевой (grain) стороне кожи. Чтобы защитить внутреннюю сторону (suede), склеивают и/или сшивают два куска кожи внутренней стороной друг к другу.

Изменено 29 октября 2013 пользователем maker2013

Тиснение по коже — невероятно интересный процесс, который вы можете запросто организовать у себя дома и наносить слова или рисунки на обложку портмоне, футляр для ключей, ремень, сумку, или домашние туфли. Главное в достижении результата — упорство и следование правилам, которые вывели для себя старые умельцы.

Главный материал для работы — чистая заготовка из кожи, желательно дубленой растительными веществами. Как утверждают знатоки вопроса, дубленый химическими соединениями вроде хрома материал больше подходит для изготовления обуви, рассчитанной на холодную мокрую погоду, чем для тиснения на коже в домашних условиях. Причина в том, что ставшая более упругой кожа будет недолго держать тиснение, стараясь распрямиться. А от этого вся работа на смарку.

После того, как вы запаслись подходящим куском качественной кожи, рекомендуем детально задуматься о том, что на ней будет изображено. Лучше орнамент, рисунок или надпись предварительно изобразить на листе бумаги в натуральную величину. Так вы будете визуально представлять, как станет смотреться ваше творение в после тиснения.

Инструменты для тиснения и начало работы

Если вы серьезно озадачились вопросом, как делать тиснение на коже, подходим к моменту выбора инструментов. Прежде всего, непрофессионалу понадобится молоток, утюг для нагрева кожи или фольги, ножницы, обычная кухонная губка, стилус а также инструменты для выполнения штамповки. Последние можно купить в специально продающихся наборах для тиснения. Эти штампы позволят вам наносить стандартные узоры на изделия. Подложите под кожу плоскую дощечку или лист фанеры, чтобы не повредить домашнюю поверхность, на которой вы собрались работать и обязательно смочите кожу водой. В более мягком виде материал будет эластичнее и мягче. Удары для оттиска рисунка наносите молотком по обратной стороне штампа резко, но не слишком сильно. Перед работой лучше потренироваться на ненужных отрезках кожи. Если кожа попалась мягкая, тиснение будет ложиться с первого удара, если жесткая — только со второго или третьего.

Но если у вас в голове особый рисунок, необходимо создать клише, которое будет при резком надавливании оставлять глубокий оттиск с готовым рисунком.

Подобные штампы делаются на заказ в специальных фирмах. После того, как вы представите проект своего рисунка в электронном виде, по нему на фрезерном или лазерном станке будет выточено аккуратное клише в зеркальном отображении. Оно станет рабочей часть вашего тиснения. Этот метод наиболее прост, но немного дороговат, учитывая то, что с него вы планировали сделать не более одного оттиска. Правда, опытные специалисты по тиснению советуют еще один вариант: сделать клише из картона или резины. Долго они не прослужат, но для одного раза будет достаточно.

Переходим к работе с клише

Если затраты на изготовление клише вас не испугали и вы по-прежнему желаете понять, как делать тиснение на коже своими руками, можно приступать к самому процессу тиснения. Сразу оговоримся: существуют несколько способов тиснения на коже. Самый простой — холодное блинтовое тиснение, которое достигается путем резких ударов по задней стороне клише, вдавливающемся в поверхность изделия. Резкие удары создают надежный оттиск. Однако если у вас есть хорошее клише ивы желаете, чтобы тиснение имело модное серебряное или золотое покрытие, стоит обратить внимание на технологию тиснения фольгой.

В этом случае вам понадобится особая фольга для горячего тиснения и обычный комнатный утюг. Разложив лист фольги кожаном изделии накройте его горячим утюгом и дайте хорошо разогреться. После этого в дело вступают магазинные штампы или ваше оригинальное клише. Резким ударом молотка клише углубляется размягченную температурой кожу через лежащую на ней фольгу. Учитывая то, что нижний слой фольги, покрытый пленкой, быстро плавится, фольга крепко прилегает к материалу в месте нанесения удар по предмету. Убрав неиспользованные остатки, вы получите выпуклое

изображение, покрытое фольгой. После проведения такого опыта вы уже не сможете сказать, что не видели, как делать тиснение на коже своими руками.

Но это — далеко не последний способ выполнения тиснения. Еще старые мастера подумали о том, что гораздо красивее вдавленного тиснения гораздо лучше смотрелось бы выпуклое, более рельефное и интересное. Так появилось конгревное тиснение, в котором используются два клише, выполненные в зеркальном отражении друг друга. При конгревном тиснении обложку ежедневника или другое изделие кладут на между двух клише и оказывают давление прессом. В итоге получается прекрасный объемный результат. Правда в домашних условиях выполнение конгревного тиснения потребовало бы значительно больше затрат.

Как выделить тиснение на коже.

Зачастую любители и опытные мастера приходят к желанию выделить цветом полученное тиснение на коже, если оно смотрится блекло. Если вопрос касается дамской сумочки, проблем не возникает: человек с художественным вкусом подберет интересные сочетания цветов и краски для придания нужной цветовой гаммы. Если же тиснению подвергся мужской портфель, портмоне или ремень, о ярких красках говорить не приходится. В этом случае некоторые умельцы, объясняя, как выделить тиснение на коже, советуют применять именно горячее тиснение, так как оно, прожигая тончайший слой поверхности кожи, делает цвет тиснения темнее, чем остальные участки.

Иногда в подобных целях используют пропечатывание с помощью шила или других инструментов и штампов. Сделав дополнительные узоры, которые предусмотрены магазинными штампами, вы сделаете тиснение более заметным. В крайнем случае попробуйте тиснение с фольгой, которая красиво и солидно смотрится на кожаных предметах. Для этого вам пригодится уже описанный способ горячего блинтового тиснения.

Обработка кожи после тиснения

Вы уже знаете, как выполнить тиснение на коже, но еще не знакомы с процессом окончательной обработки материала. Итак, когда рисунок готов, следует стилусом пройтись по каждой линии и постараться сделать ее более плавной, чтобы рисунок смотрелся менее грубо. Затем отполируйте изделие мягкой тряпочкой. Когда обработка будет закончена, кожу желательно протереть водой и оставить просушиться.

После того, как вы впервые приобщитесь к работе кожевника, вас ожидают противоречивые ощущения. Во-первых, вы увидели непосредственный результат своей работы и поняли, что удивительные рисунки на коже вполне доступны вам при наличии терпения и определённого опыта. С другой стороны стало очевидно, что эта работа не так проста, как казалось с первого взгляда. Нанесение каждого оттиска требует точности руки, внимательности и определенных навыков.

Кто-то остается фанатом тиснения на коже на многие годы, а кто-то, понимая, что надежнее получить качественный результат у профессионалов, заказывают тиснение в мастерских, оборудованных прессом и другой специальной техникой.

Тиснение на коже в последнее время стало достаточно популярным видом рукоделия, которым можно заниматься дома. Благодаря ему можно украшать различные кожаные изделия: блокноты, ремни, сумки и даже обувь. Производится оно специальными прессами. Тиснение может быть горячим и холодным. Несмотря на всего два метода отделки кожи, вариантов декора можно найти очень много. Процедура используется для нанесения логотипов и даже для рисования картин. Дома таким способом декорируются в основном подарочные изделия.

Для работы обычно применяются небольшие прессы. В домашних условиях часто используется молоток и другие инструменты. Однако тут нужно быть осторожным, чтобы не испортить основу.

Горячее тиснение на коже используется для нанесения рисунка на основу, которая имеет толщину 1,5-3 мм. Наносится рисунок при помощи горячего клише. Роль такого инструмента могут играть штампы из металла или другие инструменты, поэтому заниматься таким искусством можно и дома.

Такая процедура может быть слепой и конгревной. При слепом тиснении используется только штамп и кожа. Никаких дополнительных элементов использовать не нужно. Готовый рисунок получается словно вдавленным в основу. То, насколько качественным будет отпечаток, зависит от усилий, которые будут прикладываться к инструменту.

Тиснение на коже конгревного типа дает противоположный эффект, то есть рисунок получается выпуклым. Для нанесения узора используются контрматрица и матрица. Во время проведения процедуры можно применять различные краски.

Если штампы не подогреваются, то выполняется холодное тиснение. Эта процедура дает возможность делать рисунки на (толщина 0,8-1,2 мм). В основном рисунок получается путем спрессовывания основы между матрицей и ее ответной частью.

Очень популярным является тиснение золотом, то есть для работы кроме пресса используется фольга. Естественно, рисунок может получаться не только золотым, так как фольги значительно расширился.

Тиснение на коже таким способом производится так же, как и слепое, только на поверхность кожи дополнительно накладывается фольга. Естественно, это влияет на глубину оттиска (небольшая). Для такого тиснения пресс должен быть нагретым. Во время прессования кожи разделительный слой фольги расплавляется, а металлический слой, благодаря давлению, переносится на рисунок.

Фольга для такого вида тиснения должна быть качественной. То, насколько хорошо металлизированный слой прилипнет к оттиску, зависит от качества и толщины адгезионного слоя. Кроме металлизированной фольги в наше время можно использовать цветную, глянцевую или матовую, а также голографическую фольгу. Она должна быть устойчивой к ультрафиолету, химическим веществам, стиранию и механическим повреждениям. Естественно, фольга не должна портиться под воздействием температуры. Однако иногда бывает так, что отпечаток фольги остается не на рельефе, а на штампе. Поэтому к тиснению с фольгой необходимо тщательно подготовиться.

Есть некоторая разница между между возможностью тиснения на коже из которой изготовлены полиграфические изделия и на коже с которой работают мастера ремесленники. Соответственно есть различия в выборе и использовании клише и штампов для таких видов работ.
В рекламной сфере и полиграфической деятельности применяют как натуральную. так и рециклированную или искусственную кожу. Реальность такова, что натуральная высококачественная кожа для полиграфических изделий

стоит весьма дорого и навряд ли вы ее встретите в ассортименте рекламных агентств. Большинство ежедневников, обложек,различных аксессуаров предлагаемых рекламными и полиграфическими компаниями изготавливаются из рециклированой кожи. Такая кожа эластична, прочна, имеет запах кожи, более экономична в использовании поскольку пласт создается на фабрике и имеет правильную форму прямоугольника без дефектов и удобен для раскроя.
Искусственная кожа распространена повсеместно и широко используется в производстве различных изделий - брелки, ежедневники, различные аксессуары.
Теперь о самом тиснении. Тиснение искусственной кожи - простейший процесс подвластный любому новичку.Клише можно применять даже пластиковое изготовленное фотополимерным способом. В идеале для любого вида тиснения лучше иметь металлическое клише (магний, цинк, латунь, медь) . Температура минимальна - от 60 до 100 градусов. Тиснение рециклированной кожи требует наличия некоторого опыта. Температура от 100 до 150 градусов. В обоих вариантах речь идет о простом блинтовом тиснении.
Блинтовое тиснение не требует особого мастерства. Нужно иметь подходящее оборудование - специальный пресс для тиснения, материал или готовые изделия для нанесения тиснения, клише. Если нет навыков - то небольшая тренировка и консультация мастера позволят получить быстрый и неплохой результат. На большинстве ежедневников, обложек и различных аксессуарах - тиснение нанесено именно блинтовое.
Конгревное тиснение также применимо в отношении искусственной и рециклированной кожи. Нужно специальное клише состоящее из двух частей. Важна также и толщина кожи - для конгрева используют только тонкую кожу. Клише подойдет только металлическое - желательно латунь, медь или при малых тиражах - магний. Вообще считаю, что конгревное тиснение один из самых эффектных способов декорирования кожаных изделий.
Тиснение фольгой - может применяться на искусственной или рециклированной коже имеющей гладкую или не слишком фактурную поверхность. Для тиснения фольгой вполне можно ограничиться наличием пластиковых клише, - но тираж должен быть небольшим.
Самый сложный и трудоемкий вид тиснения - это тиснение на настоящей натуральной коже. В этом направлении работают в основном мастера ремеслинники в сфере народных промыслов и ремесел. Здесь имеются свои секреты и традиции передаваемые мастерами из поколения в поколение. Огромное значение имеет выбор натуральной кожи и ее дальнейшая подготовка. Клише используются только металлические. Наилучший результат у латунных и медных клише с глубоким рельефом.
Многие изделия из натуральной кожи с нанесением декоративного тиснения ввиду сложности изготовления относятся именно к сфере народных промыслов и ремесел, а не к сфере рекламной и полиграфической деятельности. Кожу лучше выбирать ту, которая имеет растительное (или комбинированное) дубление. Увы такую кожу производят не все производители, но изделия из нее получаются наиболее качественные и красивые .
Особая красота создается когда правильно подобрана температура, тип кожи, сила прижима. Тогда получаются вот такие изделия имеющие два цвета. Но если выбор кожи сделан неправильно или неправильно подобрана температура. время выдержки, давление, - то кожа может при тиснении не поменять свой цвет. Такой двойной цвет не получиться также на некоторых видах кожи специального дубления или на рециклированной коже.Натуральная качественная кожа имеет более высокие характеристики, чем рециклированная кожа и прослужит более долгое время. Мастера ремесленники работают только с натуральной кожей , поскольку в отличие даже от рециклированной, с ней можно проводить массу дополнительных операций - подкраска, ретуширование, перфорирование, пирография и т.д. Кстати пирография - один из критериев, что бы самому определить настоящая кожа или нет.
В следующих постах я приведу примеры по созданию и использованию различных клише для кожи.

Все вы наверняка видели красивые кожаные изделия, на которых присутствуют узоры: к примеру, ремни, сумки, кошельки, портмоне или папки. Как же делается тиснение на коже в домашних условиях? Мы расскажем об этом ремесле.

Как своими руками сделать тиснение на вещах из кожи?

Вариантов масса. Дома можно применять пресс и самый простой молоток. Вам также понадобится утюг. Если говорить о технике изготовления узоров, заметим, что во всех вариантах их изготовления действует принцип давления и нагрева, либо только давления. Для изготовления тисненых изделий в домашних условиях можно применять различные штампы, и клише для самостоятельного тиснения на коже, которые продаются в специализированных торговых точках.

Технологии

Тиснение на изделиях из кожи, которое вы можете выполнить сами, своими руками, бывает разных видов, существует три варианта нанесения узоров:

  • Первый вид называется слепым, когда на гладкую поверхность с помощью клише наносится рисунок. Все детали, которые втиснулись в заготовку, располагаются в одинаковой плоскости. Часто, чтобы «сделать» узор, используются пленки. Такой вид пропечатывания может происходить как при нагреве, так и без него, чем больше вы надавите на рисунок, тем четче он пропечатается;
  • Второй вариант – нанесение узоров с помощью фольги. Вам понадобится оборудование для тиснения и нанесения рисунков на кожу в виде клише, а также будет необходима фольга. При таком методе фольга вставляется меж изделием и клише, при этом получаются цветные рисунки. Данная технология предусматривает обязательное нагревание;
  • Вариант третий – это конгревное пропечатывание узоров. Делается он либо с помощью фольги, либо без нее. Метод осуществляется с помощью прессования с нагревом.

Какие вам понадобятся инструменты


Для того чтобы нанести узоры, вам будет просто необходим специальный инструмент для тиснения на
изделиях из кожи: «поворотный» нож с насадками – байвеллер. Но самый главный инструмент в вашем деле – штамп. После того, как промыли кожу водой, с помощью ударов по штампу молоточком на поверхность наносится рисунок.

Такие инструменты очень просты, поэтому с ними будет несложно научиться обращаться.

При изготовлении «печатки» своими руками можно применять трафареты, которые также предлагаются в специализированных магазинных.. Если говорить о таком инструменте, как пресс для тиснения на изделиях из кожи, который применяется в домашних условиях, то вы, можете сами его сделать с помощью подручных средств, или просто используйте утюг. Клише также можно изготовить из того, что попадется вам под руку: вы можете сделать его из картона либо из резины, правда, долго такие клише вам не прослужат.

Делаем своими руками


Для того чтобы собственноручно выполнить пропечатывание, возьмите неокрашенную кожу и вырежьте из нее нужный элемент.

С помощью шила или фигурного ножа (байвеллера) нанесите на кожу рисунок, но будьте при этом очень аккуратны. Потому что если вы насквозь проткнет изделие, то его придется выбросить.

Затем, с помощью молотка нанесите удары по штампу, чтобы кожа углубилась на миллиметр в штамп. Более подробно процесс показан на видео:

Урок по тиснению

Мы опишем еще один вариант пропечатывания на изделиях без красок.

Для того чтобы выполнить работу, вам потребуется такое оборудование:

  • фольга;
  • канфарник (подойдет шило);
  • молоток.


А также штампы, которые можно сделать, с помощью надфилей из стали или алюминия и изобразить
на них, что ваша душа захочет: буковки, цифры, цветы (но при этом нельзя забывать, что рисунки должны быть выполнены в зеркальном отражении) и накатки, которыми могут послужить колесики - детали от вышедших из строя часов. Накатки нужны для того, чтобы наносить на изделие узоры и линии. Ну а для пробивания в изделии дырочек, можете использовать обычное шило.

Возьмите штамп с узором и нагрейте его на открытом пламени.

Нагретый оттиск прижмите к заготовке и ударьте по конструкции молотком. Если получившийся узор будет неглубоким, придется начать все сначала и сильнее нагревать штамп. Или, наоборот, изделие может подпалиться штампом: тогда его нужно будет немножко остудить. По этой причине, чтобы вы не выбрасывали испорченную вещь из-за того, что на ней не пропропечатался рисунок, лучше использовать пробные кусочки кожи.

Для цветного пропечатывания, принцип будет примерно таким же, просто положите меж штампом и кожей разноцветную фольгу, которая продается в магазинах. Растопите в емкости воск (чтобы он не твердел, добавьте скипидар) и хорошо его перемешайте.
Нанесите восковой слой на лист фольги и дайте ей подсохнуть. Когда конструкция высохнет, нанесите акварельную или темперную краски смешанные с яичным белком и зубным порошком, затем опять дайте фольге как следует просохнуть.


Само пропечатывание будет происходить так: нагрейте на огне штамп и положите на заготовку фольгу краской к тому месту, где вы хотите, чтобы получился узор. Плотно прижмите штамп к листу фольги ударьте по конструкции молотком. Только не торопитесь, краска должна «почувствовать» температуру. Если у вас не получилось в первый раз украсить изделие, нанесения на нее тиснения надо повторить еще, как говорится, действуйте по принципу проб и ошибок.

Золотые узоры

Пропечатывание может быть выполнено с применением золота. Для этого делают специальные, очень качественные клише. Такой вид нанесения рисунков считается предметом роскоши, которая по карману не каждому человеку. Само тиснение происходит по методу листа фольги, о котором мы писали выше. Только вместо фольги меж заготовкой и клише кладется тонкий лист золота, который после удара и воздействия температуры пропечатывается на изделии.