17 сентября (4 сентября по старому стилю)

Седмица 17-я по Пятидесятнице. Глас седьмый.

Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251).

Священномученик Вавила и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула приняли мученическую кончину при Декии (249-251). Во время своего пребывания в городе Антиохии император устроил большой праздник в честь языческих богов. Одновременно с этим святой и богобоязненный епископ Антиохийский Вавила совершал в храме Божественную литургию; он молился за свою паству и учил ее мужественно переносить все испытания за веру во Христа. После мерзкого идолослужения Декий, желая видеть совершение Божественных Таин, решил войти в храм и своим посещением осквернить Святыню Господню. Об этом было доложено епископу, и он, не желая впустить нечестивца в храм Божий, вышел ему навстречу и остановил его на пороге церкви. Когда император попытался ближе подойти к церковным дверям, святой Вавила рукою оттолкнул его так, что царь вынужден был отказаться от своего намерения. Он хотел было тут же отомстить святому, но, видя большое стечение христиан, побоялся их возмущения. На другой день разгневанный император приказал предать огню христианский храм, а епископа Вавилу привести к нему. На вопрос о том, как мог он оскорбить царское достоинство, не пустить императора в храм и не оказать ему должного почтения, святой епископ отвечал: "Если кто восстает на Бога и хочет нанести оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почестей, но становится врагом Господа".
Император потребовал, чтобы святой епископ поклонился идолам и таким образом искупил свое преступление, а иначе он будет казнен, но, убедившись, что мученик остается твердым в своей вере, приказал военачальнику Викторину надеть на него тяжелые цепи и с позором водить по городу. На это святой мученик отвечал: "О, царь. для меня эти цепи так же почетны, как для тебя твой царский венец, а страдания за Христа для меня приятны, как приятна тебе твоя царская власть; смерть за Бессмертного Царя так же для меня желательна, как для тебя твоя жизнь". На суде вместе с епископом Вавилой находились три юных брата, которые не оставляли его даже в самые трудные минуты. Увидев их, император спросил: "Чьи это дети?" "Это мои духовные чада, - отвечал святой, - я их возродил благовествованием, вскормил поучением, взрастил наставлениями, и вот в малом теле перед тобою великие мужи и совершенные христиане. Испытай и увидишь".
Император испробовал все способы прельстить юношей и их мать Христодулу к отречению от Христа, но напрасно. Тогда в ярости он приказал нанести каждому из них раны по числу их лет. Первому нанесли 12 ран, другому - 10, а третьему - 7. Отпустив мать и детей, мучитель снова вызвал святителя, он хотел обмануть его, сказав, что его дети отреклись от Христа. Однако эта ложь была тут же раскрыта и не принесла ему успеха. Тогда он в ярости приказал повесить всех мучеников на дереве и сжал жечь их огнем. Видя стойкость и мужество святых, император, наконец, осудил их на мученическую смерть через усекновение мечом († ок. 251).


Иконы Божией Матери, именуемой Неопалимая Купина
(1680).

Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Божию Матерь, была неопалимая купина – тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.
Можно дать еще иное толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая»...


Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, отсюда и возникла икона «Неопалимая Купина».
По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охватившего много зданий, он видел деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимая Купина». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар усиливался, а женщина стояла неподвижно. На следующий день очевидец вернулся на пепелище, – там возвышался только один домик, сохраненный чудотворной силой иконы.
«Неопалимая Купина» изображалась иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается Богоматерь с Младенцем на руках, но гораздо чаще на иконе можно видеть восьмиугольную звезду, окружающую Божию Матерь. Звезда составлена из двух четырехугольников, один из которых окрашен в красный цвет – образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, – в зеленый. В углах иконы – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, – Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы изображается еще иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери – знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».
Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Она была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.
В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стояла икона прекрасного древнего письма, находившаяся некогда в «Святых сенях» Грановитой Палаты. Празднование этой иконе совершалось два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего купину, и в шестую неделю по Пасхе – неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.
Интересно событие, связанное с похищением в 1812 году ризы этой иконы солдатом Наполеоновской армии. Перед тем, как оставить Москву, пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она была похищена. Солдат признался, что с тех пор, как он взял ризу, он не мог найти покоя и его мучила невыносимая тоска.
В этом же храме находилась пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая икона «Неопалимой Купины» – небольших размеров. На ней перед Богоматерью был изображен молящийся человек. В храме хранилась и особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе был обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».
К сожалению, храм этот исчез, но в Москве сейчас построен новый храм в честь иконы «Неопалимая Купина» – как бы в память о прежнем.

Прор. Боговидца Моисея (1531 г. до Р.Х.).
Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского
(1911).
Второе обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского
(1989).
Собор Воронежских святых.
Прпмч. Парфения, игумена Кизилташского м-ря.
Сщмчч. Павла, Иоанна, Николая, Николая, Иоанна, Николая, Александра, Петра и Михаила пресвитеров, прмч. Стефана, мчч. Василия, Петра, Стефана и Александра
(1937)
Новосщмчч. Григория (Лебедева), еп. Шлиссельбургского и Сергия (Дружинина), еп. Нарвского
(1937).
Мц. Елены
(1943).
Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона
(ок. 117).
Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков
(IV).
Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона
(305-311).
Свт. Иоакима, патриарха Александрийского.
Прп. Петрония Египетского.
Св. Антимуса Слепого Нового Сефалонского
(1782).
Новомч. Петра метрополита Дабро-Боснийского
(1941).
Перенесение мощей св. Бириния, еп. Дорчестерского, свв. Вессекского.
Перенесение мощей св. Куфберга, еп. Линдисфарского.

|

04/09/2017 - 09:17

Церковный православный календарь на сентябрь 2017 года включает в себя 78 религиозных праздников. В их числе и три великих, два из которых являются двунадесятыми. Также в сентябре этого года много дней памяти. Строгих многодневных постов в начале осени нет.

Первый из великих праздников православные верующие отметят уже 11 сентября. Этот праздник называется Усекновение главы Иоанна Предтечи. В этот день церковь рекомендует держать строгий пост. В пищу нельзя употреблять даже рыбу.

Праздник появился в честь памяти пророка Иоанна, который проповедовал веру в Иисуса Христа, призывая народ к покаянию. Не боялся Иоанн и великого царя Ирода. Ему он указал на его греховные поступки, за это был казнен. Его голову попросила падчерица Ирода в награду за танец.

21 сентября верующие отмечают Рождество Пресвятой Богородицы. В соответствии с учением церкви, рождение Девы Марии не было случайным. Она была долгожданным, вымоленным ребенком. В церкви проходит особая служба в честь этого праздника.

27 сентября верующие отмечают Воздвижение Чесного и Животворящего Креста Господнего. История праздника уходит в IV век. Так, равноправная царица Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году рядом с горой Голгофой в Иерусалиме. В VII веке Крест из Персии был возвращен византийским императором Ираклием. Праздник называется Воздвижение Креста, так как при его обретении и при его возвращении предстоятель поднимал (воздвигал) крест три раза, чтобы верующие могли его видеть.

Православный календарь на сентябрь богат на важные события. В этом месяце отмечается один великий праздник, два двунадесятых, а также один однодневный пост. Напомним, какие именно праздники отмечаются православными в сентябре и в каких числах.

Великий праздник в православном календаре на сентябрь

Сентябрьский праздник, который относится к числу великих — это Усекновение главы Иоанна Предтечи , которое отмечается 11 сентября .

Понятно, что дата мученической смерти крестителя Иоанна называется праздником достаточно условно. Церковь и верующие скорбят в этот день о гибели одного из наиболее почитаемых святых. Иоанн Предтеча почитается выше всех остальных святых, кроме Богоматери. В память об его гибели 11 сентября — это всегда пусть и короткий однодневный, но очень строгий пост, всего лишь один из трёх однодневных постов в течение всего года.

Согласно библейским сказаниям, приказ об убийстве Иоанна Предтечи отдал царь Ирод Антипа, сын Ирода Великого, погубившего много тысяч вифлеемских младенцев из желания убить будущего Спасителя.

Ирод Антипа на самом деле относился к Иоанну Предтече достаточно благосклонно и с определённым уважением. Невзлюбила Крестителя жена Ирода Иродиада, которая до этого была супругой брата Ирода. Поскольку брат царя был жив, а Иродиада стала женой Ирода, Иоанн Предтеча крайне неодобрительно высказывался об этом в своих проповедях, что и привело к его аресту и заточению. Ирод Антипа, впрочем, не спешил слушаться своей жены и губить Крестителя, а с большим удовольствием общался с узником и брал у него советы.

Иродиада добилась своего во время праздничного пира в честь дня рождения Ирода. На праздник приехала дочь царицы, падчерица Ирода Антипы, которая так хорошо танцевала, что царь, впечатлённый танцем, повелел ей просить в награду всё, что угодно. Дочь посоветовалась с матерью и попросила голову Иоанна. Царь, дабы не отказываться от своего слова, отдал приказ об усекновении главы Крестителя. Приказ был тут же исполнен, и голову принесли на пир на подносе…

Православные двунадесятые непереходящие праздники в сентябре 2017 года

Как и в августе, в сентябре отмечается сразу два двунадесятых праздника, то есть, таких праздника, которые относятся к числу 12 наиболее важных и значимых, отмечающих важнейшие события земного пути Христа и Богоматери. Оба этих сентябрьских праздника — непереходящие, то есть, всегда отмечаются в одни и те же даты, не “путешествуя” по календарю вслед за Пасхой.

Первый из таких праздников в сентябре — Рождество Пресвятой Богородицы , которое отмечается 21 сентября .

Родители Богородицы, Иоаким и Анна, дожили до достаточно преклонного по меркам того времени возраста бездетными. В тогдашнем еврейском обществе бездетные семьи не только были не в почёте, но открыто презирались. Несмотря на то, что Иоаким и Анна были людьми очень смиренными и глубоко верующими, много отдававшими другим людям, в какой-то момент Иоакиму не позволили принести жертву в храме из-за того, что он, потомок царя Давида, не имеет детей и не может продолжить свой род.

Иоаким был так оскорблён, и его печаль из-за отсутствия детей настолько усилилась, что он ушёл в пустыню и дал клятву Богу ничего не есть, пока у него не родится ребёнок. Анна, узнав о поступке мужа, также начала усердно молиться и обещала в молитвах, что, если у неё появится ребёнок, она посвятит его жизнь служению Богу. Во время одной из таких молитв Анне, а также её супругу, находившемуся в пустыне, явились ангелы, которые сообщили, что молитва их услышана, и у них родится дочь. Ангел повелел назвать дочь Марией, и когда у Анны родилась девочка, её назвали именно так, а когда ребёнок подрос, его воспитывали в почитании Бога. Так появилась на свет будущая Богоматерь.

Второй двунадесятый праздник сентября — Воздвижение Креста Господня , оно отмечается 27 сентября . Праздник этот посвящён событию уже IV века нашей эры, когда царь Константин не только прекратил многовековые гонения на христиан, но признал христианскую веру главной. Мать царя, Елена, очень озаботилась тем, чтобы отыскать тот самый крест, на котором был распят Христос. Отправившись в Иерусалим, она провела целое расследование, которое навело её на пещеру, в которой были закопаны три креста, а поверх воздвигнут языческий храм.

Раскопав кресты, Елена и патриарх Макарий, который помогал ей в святом деле, начали выяснять, какой из них — тот самый крест. Они поочерёдно прикладывали кресты к тяжело больному человеку, пока наконец один из них не исцелил его. Тот же крест даже помог воскрешению покойного, что окончательно утвердило Елену и Макария в правильности их находки.

Часть креста была в итоге отправлена царю Константину, а часть осталась в Иерусалиме, где она до сих пор пребывает в Храме Воскресения Христова.

Не теряет своей актуальности среди россиян вопрос о том, какой отмечается праздник в тот или иной день. Это связано с тем, что в России принято отмечать большое количество праздников, за которыми зачастую не представляется возможным следить.

В этом отношении и на сегодняшний день приходится сразу несколько праздников. В частности, 28 сентября 2017 года в России отмечается День работников атомной промышленности. Имеется сегодня и народный праздник, а именно: Никита Гусятник.

Это сравнительно новый праздник, который официально отмечают в России с 28 сентября 2005 года. А вот число и месяц были выбраны не случайно. В далеком 1942 году в Советском Союзе в этот день было издано распоряжение, в котором говорилось о необходимости начала работ с ураном, имелось в виду изучение возможности создания урановой бомбы. Так что атомная энергетика зародилась в России именно 28 сентября.

До этого работники атомной отрасли считали своим профессиональным праздником "День энергетика", который отмечается 22 декабря.

Дата 28 сентября выбрана не случайно. Именно в этот день (28 сентября 1942 года) Государственный комитет обороны СССР выпустил распоряжение "Об организации работ по урану" и одобрил создание при Академии наук специальной лаборатории атомного ядра.

На 10 российских АЭС приходится 17% всей электроэнергии, производимой в стране. Всего в российской атомной отрасли занято около 330 тысяч человек.

Какой церковный праздник сегодня, 28.09.2017: День памяти святого Никиты Готфского

День в память святого великомученика Никиты Готского. Никита принадлежал к готам, жившим на дунайских берегах в 4 веке, и, покрестившись в христианскую веру, стал красноречивым проповедником среди своих соплеменников.

Но в речах своих Никита также посмел задеть правителя Атанариха, и тот, не желая слушать про свои грехи, приказал схватить Никиту и пытать его. Но, что бы ни делали с ним язычники, праведник не желал отречься от веры. Даже когда его хотели сжечь живым, огонь не тронул Никиту. Мощи Никиты хранятся в Константинополе.

На крестьянских подворьях приходила пора забивать гусей, откормившихся за лето, а также охотиться на их диких собратьев, пока все не улетели на зимовку. Часть птицы отправлялась на базары, а часть – на стол хозяев.

Угощаясь печеным гусем, не забывали и о водяном, которому жертвовали гуся лучшего, перед этим отделив его голову. Гусь нужен водяному, потому как он считался защитником водоплавающих, а обезглавливали гуся, дабы ничего не заподозрил домовой: он также хранил домашних птиц, птицу, и считал своих подопечных по количеству голов.

По полету диких пернатых предсказывали погоды: "Гуси летят - зимушку на хвосте тащат, снег несут". Высокий полет гусиной стаи мог значить, что весеннее половодье будет высоким

Глядя на поведение гуся домашнего, гадали и о ближайших днях: поджал ногу, возле лужи – будет мороз, а коли плещется-полощется – тепло. Вообще о гусях к этому дню есть такая поговорка: "Если гусь нос под крыло прячет - быть ранней зиме, а если гусь заговорил с тобой - знать, хорошо ты Никиту Гусятника отметил".

День также прозвали Репорезом, потому как собирали репку, срезали ее ботву. Репа на столе селян была частым и любимым гостем, да и готовить ее было просто: "Репа - не мясо, режь да ешь". Пускали в пищу ее свежей, пекли пироги, отваривали да парили.

Ребятня загадыва о ней загадки: "Сверху зелено, посередке толсто, к концу востро", "В землю - крошки, из земли - лепешки", "Кругла, да не деньга; красна, да не девка; с хвостом, да не мышь", "Кину кидком, вырастет клубком, под зеленым садком с хвостиком".