Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 - ЦРР»

город Бийск

Методическая разработка по теме самообразования

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Составитель:

Мурашова Марина Васильевна

воспитатель

МБДОУ « Д/с №73 - ЦРР»

г. Бийск, 2015г.

«Творчество – это качество,

которое ты вносишь в деятельность,

которой занимаешься»

Ошо(Багван Шри Раджниша)

просветленный мастер из Индии.

Тип – художественно-эстетический проект.

По содержанию – детское творчество.

По составу участников – детско - взрослый.

Вид: практико-ориентированный (прикладной).

По характеру контактов проект представляет собой внутренний проект, организуется в пределах образовательного пространства ДОУ.

По продолжительности проведения он является долгосрочным , срок его реализации составляет 1 год.

Режим работы 1раз в неделю

Продолжительность образовательного процесса составляет -36 часов;

Функции проекта: образовательный, практический, информационный, исследовательский проект.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы составляет 6-7 лет (подготовительная группа)

Актуальность . Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Этот вид деятельности:

    Дает возможность для творчества.

    Формирует умение предвидеть будущий результат.

    Воспитывает самостоятельность .

    Развивает пространственно-образное мышление .

    Дает толчок обогащению речи .

    Улучшает координацию глаз рук .

    Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель: Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет: Виды продуктивной деятельности.

Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Новизна.

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:

    Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.

    Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.

    Познание мира должно носить наглядный характер.

    Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

    Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

    Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

    Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

    Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

    Принцип дифференциации , учета индивидуальности.

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

    Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:

    Движение к точности (копирование образца).

    Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:

1.Образец будущего продукта.

2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта

3. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Ожидаемый результат .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью.

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

Перспективный план.

Система мероприятий

Задачи

Темы занятий

Сроки

I этап–аналитико-прогностический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 6-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей.

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 месяц работы проекта

II этап - рабочий ( внедренческий ):

1 блок – работа с детьми

Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.

Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок. Выставка работ на тему «Звери в клеточку»

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.

Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение»

Познакомить с техникой «оригами»

Поздравительные открытки для родителей.

« Тестопластика»

Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа)

Знакомство детей с «борельефом»

Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.

Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.

Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.

Упражнять детей в выполнении стандартных форм(ролл, капля, миндальный орех) положив кончик инструмента на край полоски и накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим.

Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить детей лепить предметы овальной формы, показать способ соединения деталей с помощью стеки. Учить делать надрезы, налепы, использовать в работе чеснодавку.

Учить детей делать поделки из бросового материала, используя пенопласт, крупу, вермишель и т.д.

Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение.

«Бабочка»

«Грибы для белочки»

«Утки в пруду»

«Колючий недотрога»

«Коврик»

«Клубничка»

«Подсолнух»

«Косичка из ниток»

«Осеннее дерево» (печатание ладошкой)

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

«Бабочка» (монотипия)

«Цветы в вазе для мамы» (печать печатками по трафарету)

«Снеговик» из салфеток, ваты.

«Новогодняя игрушка»

«Зайчик»

«Барашек»

«Огни на елочке» (роллы)

«Гроздь рябины для снегиря»

«Гусеница на листочке»

«Цветок»

«Животные»

«Домик»

«Петушок»

«Тюльпаны для мамы»

«Лодка»

«Божья коровка»

«Фрукты или овощи»

«Рыбка»

«Овечка»

«Тучка и дождик»

«Одуванчик»

«Цветы»

«Овощи и фрукты»

«Бабочка»

«Цветы в вазе»

«Солнечный день»

Сентябрь

(старший дошкольный возраст)

Октябрь

(старший дошкольный возраст)

Ноябрь

(старший дошкольный возраст)

Декабрь

(старший дошкольный возраст)

Январь

(старший дошкольный возраст)

Февраль

(старший дошкольный возраст)

Март

(старший дошкольный возраст)

Апрель

(старший дошкольный возраст)

Май

(старший дошкольный возраст)

    блок – работа с родителями

    Предварительная работа

    Повышение педагогической культуры родителей

    «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование, беседы

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2-3 раза в год

В течение всего периода

III этап - коррекционный

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце учебного года

IV этап – обобщающий.

1. Разработка методических рекомендаций для возрастной группы;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосещений,

обмен опытом.

В конце учебного года

Список детей, посещающих кружок :

Табель работы кружка

на 2015 - 2016 уч. г.

Фамилия и имя Ребенка

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Фамилия и имя Ребенка

Декабрь

Январь

Февраль

Фамилия и имя Ребенка

Март

Апрель

Май

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Старшая группа

Подготовительная группа

201 4 -201 5 гг

201 5 г

сентябрь

май

сентябрь

Количестводетей:

2014-2015 уч. год (старшая группа) – 25 человек

2015 уч. год (подготовительная группа) – 22 человека

Выводы : Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.

2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

9.Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

10. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г

Приложение № 1 Фотоотчет о проделанной работе по методической разработке «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности».

Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности.

В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок. Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями .

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная. Продуктивная деятельность, по определению Г.С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности,

коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус .

Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей (по Н.А. Ветлугиной):

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве – увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;

б) способы творческих действий – быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;

в) качество детской продукции – отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умения довести ее до конца .

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобра-зительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении .

Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка .

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма .

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Изобразительная продуктивная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер, это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Изобразительная деятельность – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, по мнению Н. Крупской очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось . На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей . Работу по развитию творческих способностей можно проводить, ориентируясь на запросы родителей и интересы воспитанников, создавать в группе благоприятные условия для развития творчества детей в продуктивной деятельности.

В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению творчества и фантазии, можно использовать лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Лепка из солёного теста (тестопластика) является «одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов» .

Соленое тесто имеет древнюю историю. Первоначально изделия из него имели культовое значение: из них делали фигурки божеств, изображения животных для жертвоприношений, обереги. У славян считалось, например, что фигурки животных, вылепленные из теста, принесут в дом богатство и изобилие, их лепили в надежде на увеличение поголовья скота. В язычестве со временем приношение в жертву животных было заменено приношением таких фигурок, в том числе и из теста. У индейцев Южной Америки фигурки из теста было принято класть в могилу: они должны были служить покойному проводниками в потустороннем мире. Эта традиция по сей день имеет продолжение: в маленьком городке Кальдерон в Эквадоре и сегодня делают фигурки. Но теперь из теста лепятся и сувениры, известные на весь мир и очень популярные у туристов, и рамки для фотографий и зеркал и тд.

Когда на смену язычеству пришло христианство, соленое тесто не было забыто. В Европе (и Западной, и Восточной) венки и фигурки из соленого теста были атрибутами религиозных праздников. В бедных семьях из теста лепили елочные игрушки и фигурки для Вертепа – небольшого макета изображающего сцены Рождества в Вифлееме. Из теста издавна делали для детей кукол, которые также исполняли роль оберегов.

В Китае и сегодня лепят яркие фигурки из рисового теста. Мастерицы сидят прямо на улице и создают свои маленькие шедевры на глазах у прохожих.

В наши дни поделки из соленого теста носят чисто декоративный характер. Но от того не менее популярны. Можно сказать, что сейчас они популярны более чем когда-либо. Множество замечательных художников работают в этой технике, радуя нас своими произведениями. Но работа с тестом – удел не только профессионалов. Это занятие благодаря своей увлекательности и доступности интересно и для детей и для взрослых. Занятия по лепке из соленого теста проводятся в детских садах, школах, кружках. Родители занимаются лепкой вместе с детьми. Существуют многочисленные мастер - классы для взрослых, которые тоже с удовольствием как делают поделки из соленого теста, так и принимают их в подарок .

Остановимся на вопросах организации занятий тестопластикой в детском саду в материалах следующего параграфа.

Список использованной литературы

1. Антипова М.А., Рубцова Е.С., Соленое тесто. Украшение и подарки ручной работы. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 640с.

2. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструир./Под редакцией Т.С.Комаровой - М.: Просвещение, 1991.- 251с

4. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: 2006.

5. Сластенин В. А. Психолого-педагогический практикум. М.: Издательство: Академия, 2006. – 224с.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 336 с.

7. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2004. - 229 с.

8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: 2003.- 160 с.


Воспитание у старших дошкольников творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления через продуктивную деятельность.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, – усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности.

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, конструированию, аппликации способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале – это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Окружающая жизнь дает детям впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительно целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Обучение рисованию, аппликации, конструирование способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное – развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.


Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей.

Обучение

  • рисованию
  • конструированию
  • аппликации

Способствует воспитанию

  • умственному
  • нравственному
  • эстетическому
  • Физическому

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности .


Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале - это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца .

Окружающая жизнь дает детям впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.


Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В процессе работы развивается:

  • Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • Сенсорное восприятие, глазомер;
  • Логическое воображение;
  • Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
  • Художественные способности и эстетический вкус.
  • Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
  • Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата .



Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

Обучение рисованию, аппликации, конструирование способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.


Одной из задач образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность - это деятельность, в результате которой появляется определенный продукт. В дошкольном учреждении к продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности: - развиваются личностные качества ребенка; - развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие); - развивается эмоциональная сфера; - формируются эстетические представления об окружающем мире .


Необходимые условия для творческого развития: - эстетизация образовательного пространства; - проблематизация содержания продуктивной деятельности (выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения каждым ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире); - взаимосвязь деятельности, которая организована педагогом, с самостоятельным экспериментированием и самостоятельным творчеством ребенка; - интеграция продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.


Следует помнить, что для развития творчества дошкольнику необходима совокупность определенных знаний, умений и навыков . Среди них - знание основных форм, структуры, цвета, величины; пропорциональных отношений в предметах и между ними; знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.


Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2 . Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований . Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив . Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.


Развитие художественнотворческих способностей у
дошкольников через внедрение
продуктивных видов детской
деятельности

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А.Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Детское
творчество
является
актуальной
проблемой
развития
процесса деятельности, создающего
качественно-новые материальные и
духовные ценности или является
итогом создания субъективно нового.
Уникальность
его
результата
сформировать в ребенке качества
творца, а не потребителя.

Цель
Раскрытие интеллектуального,
творческого и нравственного
потенциала в творческой
деятельности, которая
понимается как средство
индивидуального опыта и навыков
детей, полученных ими в разных
видах деятельности

З
а
д
а
ч
и
Формировать эмоциональное отношение
к предметам эстетического характера
Развивать
эстетическое восприятие
образное мышление
воображение
мелкую моторику рук
Воспитывать самостоятельность

Объект
Процесс формирования творческих
способностей у детей дошкольного
возраста
Предмет
Виды продуктивной деятельности
Гипотеза
Если процесс работы по продуктивным
видам деятельности будет
осуществляться в системе различных
форм организованной деятельности, то
развитие детского творчества будет
эффективнее.

Новизна
В
условиях
модернизации
системы
дошкольного
образования одним из ведущих направлений является
индивидуальное творческое развитие ребенка. На
сегодняшний день, это ещё и освоение Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования, который направлен на решение
такой задачи, как создание благоприятных условий для
развития детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром.

Ожидаемый результат.
Развитие в процессе продуктивных видов
деятельности творчества, инициативы,
самостоятельности.
Формирование способности к самообучению,
саморазвитию и самовыражению.
Активное усвоение навыков и умение
художественного восприятия и исполнения.
Повышение уровня подготовки к школе.

Рассматривание
иллюстраций
Наблюдение
Экскурсии
Методы
Показ приема
Беседа
Рассказ
Использование
образцов воспитателя
Художественное
слово

Формы работы
Занятия
Выставки работ детей
Игра

Работа с родителями
Папки-передвижки
Консультации
Выставки с участием
родителей
Родительские собрания
Развлечения
Изготовление поделок

Продуктивные виды деятельности
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование

Рисование
В традиционной технике
В нетрадиционной технике
гуашью
кляксография
акварелью
тычкование
цветными карандашами
монотипия
восковыми мелками
рисование с помощью свечки
мелом
оттиск