Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П. .

Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой” . Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П. .

По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:

1) песни диалогические;

2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

2) песни с припевом;

4) песни-перегудки.

Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И.,

Науменко Г. .

Все образцы были разделены на III раздела.

I – Календарный фольклор

II – Потешный фольклор

III – Игровой фольклор

I. Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий. В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками. В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно – егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские. Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком .

Фольклор (англ. folklore ) - народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется в основном в устной форме. Фольклор делится на две группы: обрядовый и необрядовый.

К обрядовому фольклору относятся:

  • календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
  • домашний фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
  • окказиональный (комплоты, заклички, считалки).
  • Необрядовый фольклор делится на четыре группы:

  • фольклорная драма;
  • поэзия;
  • проза;
  • фольклор речевых ситуаций.
  • Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, танцевальные жанры, которые входили в состав обычных народных обрядов. В жизни народа ритуалы занимали принципиальное место. Они складывались из века в век, равномерно накапливая различный опыт многих поколений. Ритуалы имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято разделять на трудовые (земледельческие) и семейные. Российские ритуалы на генном уровне связаны с ритуалами других славянских народов и имеют типологическую аналогию с ритуалами многих народов мира. Обрядовая поэзия вела взаимодействие с народными ритуалами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, также делала психические и эстетические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по собственной сущности, потому его целенаправлено подвергать рассмотрению в составе соответственных обрядов. Совместно с тем, существует другой, строго филологический подход. Так., Ю.Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:

  • приговоры,
  • песни
  • причитания.
  • Каждый вид представлен группой жанров. В основном важны песни - древний пласт музыкально-поэтического фольклора. В почти всех ритуалах они занимали ведущее место, сочетая волшебную, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали фактически ритуал, содействовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были волшебным воззванием к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и родне. В величальных песнях поэтически идеализировались, прославлялись участники обряда: реальные люди либо мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Обратны величальным были корильные песни , которые высмеивали участников обряда, часто в гротескной форме; их содержание было юмористическим либо сатирическим. Игровые песни исполнялись во время разных молодежных игр; в их описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (к примеру, сватовство). Песни лирические - более позже явление в обряде. Их главное предназначение - определять мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный чувственный спектр, утверждалась обычная этика.

  • ru.wikipedia.org - материал из Википедии;
  • feb-web.ru - материал из «Литературной энциклопедии» (30-е гг. ХХ в.);
  • lit.1september.ru - обрядовый фольклор; календарные ритуалы;
  • infoliolib.info - Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура (монография).
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое фольклор?
  • Что такое календарно-обрядовые песни?
  • Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет. В настоящее время существуют специфические виды фольклора в литературе. Устное народное творчество является тем уникальным пластом знаний, на основе которого были построены тысячи классических произведений.

    Трактовка термина

    Фольклор - это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством. Фольклорные жанры классифицируют по-разному, но в основном выделяют несколько жанровых групп:

    1. Трудовые песни - сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.
    2. Календарный фольклор - заговоры, приметы.
    3. Свадебный фольклор.
    4. Похоронные причитания, рекрутские причеты.
    5. Необрядовый фольклор - это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.
    6. Устная проза - предания, легенды, былички и бывальщины.
    7. Детский фольклор - пестушки, потешки, колыбельные.
    8. Песенный эпос (героический) - былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные).
    9. Художественное творчество - волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.
    10. Фольклорный театр - раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

    Рассмотрим самые распространенные виды народного фольклора более детально.

    Трудовые песни

    Это песенный жанр, отличительная черта которого - обязательное сопровождение трудового процесса. Трудовые песни - способ организации коллективной, общественной работы, задающий ритм при помощи простой мелодии и текста. Например: «Ух, потянем-ка дружнее, чтобы стало веселее». Такие песни помогали начать и закончить работу, сплочали рабочую дружину и были духовными помощниками в тяжелом физическом труде народа.

    Календарный фольклор

    Этот вид устного народного творчества относится к обрядовым традициям календарного цикла. Жизнь крестьянина, работающего на земле, неразрывно связана с погодными условиями. Именно поэтому появилось огромное количество обрядов, которые совершались для привлечения удачи, благополучия, большого приплода скота, удачного земледелия и пр. Самыми почитаемыми праздниками календаря считались Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждое празднование сопровождалось песнями, закличками, заговорами и обрядовыми действиями. Вспомним знаменитый обычай петь песни Коляде в ночь перед рождеством: «Стужа - это не беда, в дом стучится Коляда. Рождество в дом вот идет, много радости несет».

    Свадебный фольклор

    В каждом отдельном месте существовали свои виды народного фольклора, но в основном это были причитания, приговоры и песни. Свадебный фольклор включает в себя песенные жанры, которые сопровождали три основных обряда: сватовство, прощание родителей с невестой и свадебное торжество. Например: «Ваш товар, наш купец, просто чудо молодец!» Ритуал передачи невесты жениху был очень красочным и всегда сопровождался как протяжными, так и короткими веселыми песнями. На самой свадьбе песни не прекращались, в них оплакивали холостую жизнь, желали любви и семейного благополучия.

    Необрядовый фольклор (малые жанры)

    К этой группе устного народного творчества относят все виды малых жанров фольклора. Однако такая классификация неоднозначна. Например, многие из видов относятся к детскому фольклору, такие как пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр. При этом, некоторые исследователи разделяют все фольклорные жанры на две группы: календарно-обрядовые и необрядовые.

    Рассмотрим самые популярные виды малых жанров фольклора.

    Пословица - ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

    Приметы - краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.

    Поговорка - словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.

    Приговорка - небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.

    Скороговорка - небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

    Устная проза

    К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора.

    Предания - рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают воины, цари, князи и пр.

    Легенды - мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом.

    Былички - небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых.

    Бывальщины - краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

    Детский фольклор

    Данный жанр представлен самыми разными формами - стихотворными, песенными. Виды детского фольклора - то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.

    Пестушки -короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».

    Потешки - небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами.

    Потягушки, порастушки,

    Роток - говорок,

    Ручки - хватушки,

    Ножки-ходушки.

    Заклички - стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».

    Прибаутка - небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.

    Колыбельные - короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.

    Загадка - стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки.

    Другие виды детского фольклора - это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.

    Песенный эпос

    Героический эпос демонстрирует древнейшие виды фольклора, он рассказывает о когда-то произошедших событиях в песенной форме.

    Былина - старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др.

    Исторические песни - некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».

    Художественное творчество

    В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества.

    Сказка - краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания.

    Баллады - поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества.

    Анекдоты - особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу.

    Небылицы - краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца.

    Частушка - небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

    Фольклорный театр

    Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера.

    Вертеп - разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра.

    Раёк - разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора.

    Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров - обрядовый и необрядовый фольклор.

    Любовь Помелова
    Картотека «Фольклор для детей»

    КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР ЗАКЛИЧКИ

    Еще одна группа жанров – календарный детский фольклор – связана уже не с игрой; эти произведения – своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр – заклички, песенные обращения к силам природы – солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами : к ним относятся и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.

    Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей , и взрослых в крестьянских семьях.

    Птичка-птичка – соловей,

    Прилетай к нам поскорей!

    Тирли-тирли-тирли-лей,

    Жить нам станет веселей!

    Лягушка, лягушка,

    Надуй брюшко,

    Скажи «Ква-ква»

    Мне в ушко!

    Ты весной, березка, дай напиться сока,

    Чтобы детки малы стали еще краше,

    А тебе, березка, все поклоны наши!

    Ты, пшеничное наше полюшко,

    Радуй, радуй нас спелым зернышком!

    Урожай собрать нам позволь сполна,

    Золотое зерно ссыпать в закрома!

    Уж ты, заинька, скок-скок,

    Уж ты, беленький хвосток!

    Ты не трогай, не дери наше деревце,

    Нашу яблоньку, нашу девицу!

    Расцветет весной краше всех она,

    Соберем большой урожай сполна!

    Цветик-цветик-семицветик,

    Расскажи-ка нам о лете,

    Разложи листочек-цвет,

    Расскажи нам свой секрет!

    Красный – ягодка клубничка, помидор,

    Желтый – солнышко на гебе и забор,

    Синий – озеро лесное и наш дом,

    А зеленый – лес и поле, всё кругом,

    Небо голубое, оранжевый рассвет,

    Вечер фиолетовый – вот и весь секрет!

    Вредина-вредина!

    До дырки проедена,

    Кое-как одета,

    Твоя песня спета!

    Лиза-подлиза,

    Кланяйся до низа!

    Подлизывайся, улыбайся -

    И одна оставайся!

    Катится, катится

    Розовое платьице,

    Кто же это, мой дружочек?

    Может это колобочек?

    Нет! В красивом платьице

    Маша наша катится!

    Красавица-красавица,

    Издалека всем нравится,

    А ближе подойдешь -

    От страха упадешь!

    Болтун, болтай,

    Да меру знай!

    Болтай, болтай,

    Да язык не потеряй!

    Ну-ка, зайка, вылезай-ка!

    Что ты спрятался в кустах?

    Опусти-ка свои уши,

    А то будешь в синяках!

    Катится, катится

    С горочки яичко!

    Модница воображает,

    А в грязи все личико!

    Жадина-жадина,

    Руки напомадины!

    Кушай, кушай поскорей,

    Но смотри, не растолстей!

    Сплетница, сплетница,

    Не столкнись на лестнице!

    Сплетнями укуталась

    И сама запуталась!

    Лежебока, ха-ха-ха,

    Отлежал себе бока,

    Захотел поесть,

    Но не может сесть!

    ОТГОВОРКИ

    В прочем, на всякую дразнилку-обзывалку найдется и отговорка-отвечалка.

    ПОДДЁВКИ

    Другая форма насмешки – поддёвки – своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего они начинаются с вопроса или просьбы.

    Скажи : «Овес» !

    Хвать тебя за нос!

    Скажи : «Ночь» !

    Иди прочь!

    СТРАШИЛКИ

    Детский фольклор – живое , постоянно обновляющееся явление, и в нем на ряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора , например страшилки. Это небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы : «черная рука» , «кровавое пятно» , «зеленые глаза» , «гроб на колесиках» и т. д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

    Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шепотом. По признанию самих слушателей, они бояться страшилок лишь до определенного возраста; возможно, появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой – с попыткой преодолеть этот страх.

    АНТИСТРАШИЛКИ

    По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки – пародийных антисташилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается просто смехотворным.

    Закатился мячик мой,

    Не достать его рукой!

    Под кроватку я залез -

    Словно в страшный темный лес!

    Мячик я искал, искал.

    В уголочке но лежал!

    Вылезти теперь охота,

    Только не пускает кто-то!

    Кто-то тянет за штанину,

    Давит с верху мне на спину!

    Ох! боюсь, боюсь, боюсь,

    Я никак не повернусь!

    Ах, трусишка ты, трусишка!

    Чуть не снял твои штанишки

    Злой горбатый старичок -

    От пружин большой крючок!

    Ой! В кустах мелькнула змейка,

    Я боюсь её, злодейку!

    Испугал тебя, Юрок,

    От ботиночка шнурок!

    Лезет, лезет кто-то тихо!

    Может, это злое Лихо,

    Злое, страшное,

    Большое, одноглазое?

    Ой, как страшно, я боюсь,

    Я лежу – не шевелюсь!

    Только слышу – кто-то дышит,

    Мою руку нежно лижет,

    Чей же теплый мокрый ротик?

    Это. Мурзик, милый котик!

    Тише-тише-тишина,

    Дома я совсем одна!

    Вдруг я слышу странный стук :

    «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!»

    Может это домовой?

    Может он следит за мной!

    Я прислушалась немножко.

    Это. дождь стучит в окошко!

    Этот жанр – одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм . Загадка содержит в себе остатки древних представлений, когда люди одушевляли явления природы и предметы быта. Тогда загадка имела магическое значение : чтобы избежать нежелательных действий со стороны враждебных природных сил, люди придумали условные названия орудий труда, зверей, птиц, действий, явлений. Так сложилась иносказательная тайная речь, ставшая основой загадки. Например, корову называли «рыкушей» , а о медведе говорили : «Глаза маленькие, лапы широкие, в лесу живёт, в яме лежит» .

    Но загадка как жанр не возникла в результате позднего выделения из иносказательной речи, она столь же древнего происхождения, как исама тайная речь. Первоначально загадки вовсе не были детской забавой, к ним относились серьёзно, как к магическим обрядам. Позже, с принятием христианства, их загадывали в самое волшебное, таинственное время – на Святки. Сейчас загадки перешли в детскую среду, они помогают ребенку глубже осмыслить предметы и явления окружающего мира, так как эти небольшие произведения богаты деталями и предлагают взглянуть на привычные вещи под непривычным углом. В словаре В. И. Даля мы находим такое определение загадки – это «что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство : иносказанье или намёки, окольная речь, обиняк; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Здесь Даль указывает на главное свойство загадки, а именно на метафоричность : вместо того чтобы прямо назвать предмет, она в поэтичной форме описывает его свойства, происхождение, назначение. При этом загадка опирается на вполне реальные свойства или признаки предмета, то есть содержит в себе возможность отгадки, и тем самым помогает ребенку лучше узнать предмет или явление, осмыслить связи между ними. Мир сквозь призму загадок предстает уже не как хаос, но как некое целое, в котором всё имеет смысл и всё взаимосвязано. Так же как и многие другие малые жанры, загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искуства.

    Листья желтые летят,

    Падают, кружатся,

    И под ноги просто так,

    Как ковёр, ложатся!

    Что за жёлтый снегопад?

    Это просто.

    (листопад) .

    Кто зимой метет и злится,

    Дует, воет и кружится,

    Стелит белую постель?

    Это – снежная.

    (метель) .

    Жарко. Солнышко печет,

    Собирает пчелка мед,

    Земляничка поспевает!

    Когда это бывает?

    (летом)

    ОГОРОДНЫЙ ПЕРЕПЛЯС

    Что это за ёлочки,

    Нет на них иголочек?

    Что за красные шары,

    Но не видно мишуры?

    Так красиво вдоль забора

    Летом спеют.

    (помидоры) .

    На июньской грядке

    Всё у нас в порядке!

    Строем, словно молодцы,

    Зеленеют.

    (огурцы) .

    Стручок раскрылся! Ох!

    И рассыпался.

    (горох) .

    Кружевные пальчики,

    Зонтики-головки!

    Разбежались мальчики

    По всем грядкам ловко!

    Вы куда спешите? Стоп!

    Я хочу сорвать.

    (укроп) .

    Ты всё лето зеленеешь,

    Спрятав ягоды в земле,

    Ближе к осени созреешь -

    Сразу праздник на столе!

    Су, салат, пюре, окрошка,

    Нам везде нужна.

    (картошка ) .

    МОИ ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ

    У собачки нашей Сильвы

    Есть малыш, такой красивый,

    Милый, ласковый сынок,

    Озорной, смешной.

    (щенок) .

    Маме Курице-наседке

    Очень нравятся все детки,

    Позвала гулять ребяток,

    Своих желтеньких.

    (цыпляток) .

    Полосатый рыжий зверь

    Коготком скребется в дверь.

    Он мурлычет – не ревет,

    Потому что это.

    (кот) .

    Голова рогата,

    Молоком богата.

    «Будьте все здоровы!

    Му-у-у!» - мычит.

    (корова) .

    В поле любим погулять,

    Травки свежей пощипать,

    Шерстка теплая колечками,

    А зовемся мы.

    (овечками) .

    В клетке дружно мы живем,

    Травку весело жуём,

    Мы домашние зайчата -

    Длинноухие.

    (крольчата) .

    КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР, часть обрядового фольклора. Традиционно функционирует в календарных обрядах, частично используется вне обрядов (в быту). У славян и других народов Европы связан с народным аграрным календарём (сезонные работы и приуроченные к ним праздники), который в значительной мере соотнесён с церковным.

    Русский календарный фольклор генетически связан с фольклором других славянских народов. Его древнейший пласт - календарные песни. На Святки пелись колядки (поздравления с Новым годом и Рождеством Христовым), подблюдные песни (сопровождали обряд гадания), игровые песни (сопровождали хороводы, игры и пляски ряженых), на Масленицу - песни встречи и проводов Масленицы, игровые, шуточные, лирические. Весенние песни: призыва весны (заклички, вешние; смотри в статье Веснянки), егорьевские (юрьевские; пелись на Юрьев день), волочебные (поздравления с весной и Пасхой); семицкие (Семик - 7-я неделя весны) и троицкие (пелись на Троицын день, завершавший Семик; те и другие связаны с гаданием на венках, поклонением берёзе, кумлением), русальные (связаны с русальной обрядностью; смотри в статье Русалии). Летне-осенние песни: купальские (на Иванов день, или Ивана Купалу), покосные, жнивные (смотри также Зажинки, Дожинки). Особенно много записано песен весеннего цикла.

    Наиболее богаты календарными песнями земли Северо-Запада России, граничащие с Белоруссией и Украиной. До конца 20 века весь годовой песенный цикл сохранялся в Брянской, Смоленской областях и части районов Псковской области. Здесь же, а также в курско-белгородской традиции южного региона России сохранились стилевые признаки песен раннего, общего восточнославянского типа. В некоторых песнях, сопровождавшихся обрядовыми действиями, сохранились напевы типа заклинаний (например, в весенних закличках, купальских песнях), для наиболее архаичных песен характерны малоступенные звукоряды, отточенные ритмические и интонационные формулы (встречаются так называемые формульные напевы), зависимость музыкальной ритмики от ритмики стиха (силлабический стих с постоянными цезурами), преобладание многоголосия гетерофонного типа. Устойчивостью песенных типов отличаются масленичные обрядовые песни. Для подблюдных песен характерно распевание многих текстов на один напев [самая известная песня - «Слава!» («Катилося зерно по бархату...»), изданная в «Собрании русских народных песен с их голосами» Н. А. Львова - И. Прача, 1790; в числе 6 святочных песен - первая публикация календарной песни с напевом]. Для брянских весенних и летних песен специфичны возгласы призывного характера («гуканья»), связанные с изначально магической функцией этих песен. Во всех вариантах, записанных на этнической территории русских и у других восточных славян, сохраняет свой ритмический тип весенняя хороводная «А мы просо сеяли». Календарные песни также частично сохранились на Русском Севере (колядки - «виноградья»), в центральных районах России (колядки - «овсени»; подблюдные, троицкие), Поволжье (колядки - «авсени», «таусени»; весенние обрядовые хороводы, троицкие песни; в Нижегородской и Пензенской областях - праздник проводов весны «Похороны Костромы»), в Предуралье («таусени», троицкие), на Среднем Урале (колядки, святочные игры).

    В календарном фольклоре сложился круг пословиц («Придёт Покров - девке голову покроет»; имеется в виду осенний период свадеб, приуроченный ко дню Покрова Пресвятой Богородицы), примет («Коли на святого Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овёс кадушкой»), советов («"Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана", - говорит пчела»), запретов («На Благовещение птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт»). К словесным жанрам календарного фольклора относятся также некоторые причитания, гадания, заговоры, былички, загадки.

    Изд.: Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. [М.], 1911. Вып. 1; Народные песни Курской области / Сост. А. В. Руднева. М., 1957; Народные песни Брянской области / Сост. К. Г. Свитова. М., 1966; Поэзия крестьянских праздников / Вступ. ст., сост., подгот. текста и прим. И. И. Земцовского. Л., 1970; Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста К. Чистова, Б. Чистовой; вступ. ст., предисл. к разделам и коммент. К. Чистова. Л., 1984; Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах: Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. М., 1989; Песни Псковской земли. Л., 1989. Вып. 1: Календарно-обрядовые песни / Сост. А. М. Мехнецов; Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и прим. А. Ф. Некрыловой. М., 1991; Обрядовая поэзия. М., 1997. Кн. 1: Календарный фольклор / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова.

    Лит.: Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. (Очерки по истории народных верований). М., 1957; Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М., 1971; Земцовский И. Мелодика календарных песен. Л., 1975; Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - начало XX в. М., 1979; Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982; Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. 2-е изд. СПб., 1995; Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998.

    Е. М. Фраёнова, Т. В. Зуева.