Кризис 3 лет у ребенка – это сравнительно короткий этап жизни, который может характеризоваться длительностью в несколько месяцев, а иногда и до двух лет. Ребенок заметно меняется на протяжении данного этапа, переходя на ступеньку выше в собственном жизненном пути. После преодоления малышом рубежа трехлетнего возраста его взрослое окружение начинает отмечать серьезные видоизменения в нем: ребенок становится упрямым, изменчивым, капризным, вздорным.

Причины кризиса 3 лет у детей

К сожалению, абсолютное большинство взрослых лиц не осознают, что данный период развития характеризуется довольно важным для малыша психическим процессом, заключающемся в возникновении первого яркого выражения собственного «Я». Таким образом, поведение детей представляет собой попытку научиться делать многое самостоятельно и находить решение собственных проблем.

Существует несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что малыш приближается к кризисному этапу. У детей наблюдается острый интерес к отражению собственной персоны в зеркале, они начинают озадачиваться собственной внешностью и выявляют заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.

Кризис 3 лет Выготский считал наиболее сложным этапом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего малыша уже не удовлетворяются прежней моделью взаимодействия с ним и ранее устоявшимся образом жизни. Поэтому он в протест, для отстаивания собственного «я» ведет себя наперекор родителям при этом, ощущая противоречие между своим «хочу» и «нужно».

Таким образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, кроме медленных перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы. Постепенные накопления личностных изменений сменяются бурными переломными моментами.

Симптомы кризиса 3 лет

В кризисные периоды дети характеризуются особой чувствительностью к оцениванию собственной персоны и своих поступков. Они становятся более обидчивыми, слегка злопамятными (они помнят длительный период времени незаслуженное, по их мнению, наказание), хитрыми (показывают чувства и настрои, которые не ощущают).

В качестве «семизвездья симптомов» обрисовал кризис 3-х лет Выготский. Первыми признаками трехлетнего кризиса считаются появления негативизма и повышенного влечения к самостоятельности.

Негативизм представляет собой попытку малыша проявить собственную независимость. Другими словами кроха на любое предложение, услышанное от родителей, отвечает отрицательно – «нет» становится его любимым словом. Например, мать зовет ребенка обедать, но что получает в ответ «нет», но через 10 минут малыш может сам прийти. Подобным поведением он демонстрирует, что сам решает, нужно ему обедать или нет. Такие действия не являются ответной реакцией на содержание предложения. Данная реакция направлена на отправителя предложения. Ребенок, переживающий кризисный этап развития, всего лишь стремиться сделать все наоборот, даже при условии того, что это идет вразрез с его желаниями.

Кризис 3 лет истерики становятся постоянным спутником кризисного этапа, что может озадачить и расстроить родителей, вследствие чего они будут искать причины подобных действий в отклонениях психического развития. Детские попытки отграничить собственное «я» от родителей являются прогрессивными тенденциями развития.

Кризис 3 лет симптомы и основные проявления впервые описала Э. Келер. Она выделила такие симптомы трехлетнего кризиса: негативизм, строптивость и упрямство, своевольство, протест-бунт, обесценивание взрослых, устремленность к деспотичному поведению. Однако за этой композицией из отрицательных характеристик, родителю необходимо постараться разглядеть попытки малыша установить качественно новые формы взаимоотношений с окружением и выделить собственное «Я».

Часто трехлетние дети любые свои действия в ответ на предложения родителей сопровождают словами: «Я сам». Феномен фразы «Я сам» обозначает не только самостоятельность в действиях, но и психологическое отгораживание малыша от взрослого. И чем быстрее родитель уяснит необходимость преобразования взаимоотношений с крохой и перестроит их, тем менее негативными будут проявления кризиса.
Упрямство и негативизм в детском поведении возникает вследствие того, что дети еще не умеют подвергать оценке собственное состояние, не в состоянии осознать и объяснить свои замыслы. Вот поэтому их поведение и кажется бессмысленным противостоянием взрослым.

Дети в кризисном периоде трехлетнего возраста характеризуются чрезмерной настойчивостью, которая иногда достигает уровня настырности, если малыш хочет добиться чего-нибудь конкретного от взрослого.

Кризис 3 лет в случаях, когда дети не получают желаемого, наблюдаются довольно часто. Чтобы избежать их родителям следует постараться переключить внимание крохи с ситуации, провоцирующей конфликт, на предмет или явление, которое его точно заинтересует. Главное при этом вести себя уравновешенно. Так как родительские крики могут только усугубить истеричные проявления.

Упрямство также является чертой, присущей малышам в кризисном периоде трех лет. Она проявляется не потому, что малыш хочет какую-то конкретную вещь, а потому что ему необходимо, чтобы то, что он требует, было выполнено. Малыш просто связан собственным первоначальным решением.

Строптивость в поведении детей направлена против системы воспитания, уклада жизни, устоявшегося до трех лет. Малыш может начать баловаться, когда родители смотрят телевизор или готовят кушать.

Своеволие проявляется в стремлении все делать самостоятельно. Ребенок сам хочет сделать себе бутерброд, пытается самостоятельно заправить постель или завязать шнурки. Такое поведение является первыми проявлениями его взрослости. На данном этапе кроха уже начинает осознавать разницу между взрослыми лицами и детьми, вследствие чего стремится быть похожим на взрослое окружение.

Протест-бунт выражается в состоянии противостояния окружающим, нередко даже, может проявляться «военными действиями» по отношению к ним. Дети склонны грубить бабушке или дедушке, пререкаться с мамой. Часто дети, перешагнувшие трехлетний рубеж, ссорятся и с ровесниками, забирают у них игрушки либо не желают делиться своими, нередко, даже дерутся.

Обесценивание взрослых выражено в том, что малыш начинает ругать, дразнить, нередко, даже, обзывать родителей. Дети отказываются признавать собственную неправоту и не просить прощение за резкость.

Детская деспотичность принуждает родителей делать все, чего требуют малыши. Они пытаются манипулировать родителями при помощи безудержного рева, грубого обращения, капризности. В отношении к младшим малышам в семье является деспотическим проявлением.

Таким образом кризис трех лет симптомы и основные проявления помогают родителям понять, что происходит с их чадами, для того чтобы они могли своевременно откорректировать модель своего поведения, вследствие чего трехлетний кризис пройдет для крохи наименее ощутимо.

Малыши, преодолевшие трехлетний рубеж, начинают ожидать от взрослых участников семейных отношений признания собственной самостоятельности и независимости. Они хотят, чтобы с их мнениями считались и советовались с ними. Дети не могут ждать, когда их желания быть самостоятельными исполниться. Они не понимают еще будущего времени. Им необходимо все немедленно, вследствие чего дети стремятся любой ценой достигнуть самостоятельности и самоутвердиться в победе, даже если такая победа приносит неудобство из-за ссоры с близким окружением.

Родительскую опеку можно представить в виде яичной скорлупы, защищающей зародыш цыпленка. Малышу безопасно, тепло и уютно находиться под ней, но в определенный момент она выстраивает помехи на пути его роста. Поэтому ребенок не инстинктивно, а уже сознательно ломает «скорлупу», чтоб познать превратности судьбы, изведать непознанное и неизведанное. А главным его открытием становится открытие самого себя. Ребенок начинает ощущать себя независимым, и в некотором роде всемогущим, однако в силу собственных возрастных возможностей он не в состоянии обойтись без родителей. Поэтому он начинает сердиться на них и мстить при помощи единственного доступного ему средства – слез.

Кризис трех лет психология характеризует, как движущую силу детского развития, которая представляет собой смену ведущей деятельности. Окончание данного этапа знаменует начало нового периода – дошкольное детство.

В трехлетнем возрасте ролевая игра становится ведущей деятельностью. Малыши практикуют игры, в которых они изображают взрослое окружение и подражают ему.

Детские кризисы могут иметь неблагоприятные последствия, такие как увеличенная мозговая чувствительность к влиянию среды, ранимость ЦНС вследствие нарушений в перестройке метаболизма и преобразовании эндокринной системы. Другими словами, кульминационная фаза кризиса 3 лет у ребенка представляет собой комбинацию из прогрессивного эволюционного скачка и функционального дисбаланса, который неблагоприятен для детского здоровья.

Такой дисбаланс подпитывается также активным ростом физического тела крохи соответственно и его внутренних органов. Вследствие чего адаптационные возможности и компенсаторный потенциал детского организма снижаются, малыши становятся более подверженными различным недугам, особенно нервно-психического характера.

Кризис 3 лет у ребенка — как с ним справиться? Можно судить о привязанностях малышей, выявив, на кого устремлен его кризис. В основном, таким объектом оказывается мать. Поэтому ответственность за грамотный благоприятный выход малыша из кризиса возлагается, в первый черед, на нее. Нужно понимать, что дитя само страдает от кризисных проявлений.

Кризис 3 лет психология утверждает, что один из наиболее значимых периодов психического развития ребенка, который знаменует его переход на еще одну ступеньку детства вверх. Именно поэтому рекомендуется родителям, если они стали замечать резкие изменения в поведении собственного чада, постараться выработать правильную стратегию во взаимодействии с ним, стать более лояльными в мерах воспитательного характера, расширить права и круг обязанностей крохи, дать вкусить ему самостоятельности в пределах разумного, чтобы он смог насладиться ею.

Нужно понимать, что малыш не соглашается с родителями не из простого упрямства, он пытается испытать характер взрослых и отыскивает слабые места в нем, чтобы в дальнейшем при отстаивании собственной независимости воздействовать на них. Поэтому малыш может перепроверять несколько раз за день родительские запреты. И если он замечает хотя бы малейшую возможность, при которой «нельзя» трансформируется в «можно», то добьется своего, если не у родителей, то уж точно у бабушек дедушками. Сердиться за подобное поведение на него все же не рекомендуется. Необходимо просто грамотно сбалансировать систему поощрений и порядок наказаний, соблюдать последовательность действий всеми участниками семейных отношений. Ведь это взрослые родственники с момента появления крохи на свет систематически приучали его к пониманию того, что желания крохи являются законом для близкого окружения. Поэтому не следует удивляться, когда малыш не обращает внимания на взрослые запреты. Ребенок не может понять, почему это вдруг изменилась система требований. Поэтому он в отместку будет твердить родителям «нет». Обижаться на кроху за это не следует.

В ситуациях, когда желания крохи значительно превосходят его реальные возможности, необходимо найти выход из ситуации через ролевую игру.

Если родители заметили кризис 3 лет у ребенка и как с ним справиться – это насущный вопрос, то им рекомендуется сделать все возможное, чтобы малыш ощущал себя равным своему близкому взрослому окружению.

Ваш чудесный малыш внезапно стал строптивым и упрямым, он может не слушаться и делать все прямо противоположно тому, что Вы сказали? Не спешите отчаиваться, этот период становления личности при переходе от раннего возраста к дошкольному, случается у каждого ребенка.

Возраст строптивости

Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития, ступенькой для перехода на более высокий уровень.

Данный период наступает у разных детей в разное время, у кого-то за полгода до трех лет, у кого-то может прийти и в возрасте четырех лет. Точно так же он может и протекать различным образом. Одни родители едва замечают его, для других же кризис трех лет у ребенка становится достаточно большой проблемой.

Почему вообще наступает этот кризис? Если взглянуть на окружающий нас мир, то можно провести некую параллель с птенцами. В надежной скорлупе тепло и уютно, но приходит время, когда скорлупа трескается. И вот когда «скорлупка» раскалывается, Ваш малыш понимает, что он способен что-то сделать сам, что в некоторых вещах он уже может справиться и без мамы. Ребенок осознает себя самостоятельной личностью , начинает проявлять собственную волю. Есть мнение: Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом периоде у ребенка начинает формироваться воля и независимость.

Однако ребенок в силу своих возрастных возможностей, к своему огорчению, не может обойтись без помощи, именно поэтому он пытается «мстить» Вам слезами и криками. В центре событий обычно оказывается тот, кто ближе всего малышу, чаще всего – мать. Как правило, ребенок не собирается конфликтовать с другими взрослыми или со своими сверстниками, все бремя кризиса направлено именно на самого самых близких людей. На них же и возлагается обязанность помочь ребенку пережить этот период становления личности.

Более подробную информацию о кризисе трех лет Вы можете узнать в нашей статье "Кризис трех лет у детей - взгляд изнутри: что это, что ему предшествует и как он проходит "

Ну а сейчас мы расскажем:

Как можно помочь ребенку и себе в периоде кризиса 3 лет

Когда начинается возраст строптивости, самое важное для Вас - помнить, что, в первую очередь, от этого кризиса страдает Ваш малыш , а только потом уже Вы. Не забывайте, что ребенок не пытается выставить Вас плохой матерью или невнимательным отцом, он просто пытается определиться со своим местом в жизни. Чтож, придется попринимать настойку пустырника или валерианы, быть терпеливыми и снисходительными, а так же полезно обратить внимание на несколько рекомендаций, приведенных ниже. И тогда Вы и Ваш малыш как можно безболезненнее пройдете этот сложный период.

8 правил смягчения кризиса 3 лет у детей

1. Спокойствие, только спокойствие.

Итак, это случилось, у Вашего ребенка начались вспышки гнева, зачастую со слезами и истериками. Малыш выходит из себя, кричит, а Вы совсем растерялись? Просто будьте мудры и терпеливы , Вы ведь из вас двоих единственный взрослый. Не позволяйте себе срываться в ответ . Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому. В противном же случае, ребенок может решить, что утроить истерику – неплохой способ на Вас воздействовать.

Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Будьте хитрее, в конце концов, вы ведь старше и опытнее. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.

Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира. Если раньше ему было позволено практически все, то теперь что-то оказывается под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, а Вы – самый близкий из них, поэтому именно на Вас ребенок учится отстаивать свою независимость, показывать свою натуру. Помните, что малыш проверяет Ваш характер не потому, что ищет в нем слабые места, а потому что для закрепления системы ему нужно несколько раз проверить, что в действительности можно, а что нельзя.

2. Положительное отношение – залог успеха

Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. Дело в том, что в этом возрасте ребенок не может самостоятельно разграничить Ваше отношение к каким-то конкретным поступкам и общее отношение к нему. Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.

3. И опыт – сын ошибок…

Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего малыша того, что он не будет ошибаться. Позвольте ему иногда падать, в переносном смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку, могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Да и к тому же, на чем-то ведь вы собираетесь учить Вашего малыша?

Не ставьте ему общих оценок. Одно Ваше в сердцах брошенное «растяпа» может очень больно ранить ребенка и заложить основу для дальнейших психологических проблем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке уверенность в том, что он сможет сделать все , показывайте ему, сопровождая фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все вместе правильно»

4. Никаких «других» детей.

Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с поступками и достижениями других детей. В этом возрасте у малыша еще нет чувства здорового соперничества, а вот внушить недобрые чувства к тому, с кем Вы сравниваете, Вы можете вполне. Лучше приводите в пример малышу его же самого, к примеру: «А вот сегодня у тебя получился цветочек лучше, чем вчера». Это закрепит у ребенка желание развиваться дальше. Помните, что, несмотря родительская похвала всегда нужна малышу.

5. Пускай сам решает

В этом возрасте ребенок уже хочет самостоятельности. Позвольте ему что-нибудь делать самому , например, поливать какой-нибудь цветок или приносить столовые приборы к трапезе. И даже если цветок увял от чрезмерного полива, а к супу ребенок принес вилку, важно то, что вы позволили ему делать это самостоятельно.
Не смейтесь над вкусом ребенка, если он хочет надеть синие штаны, красную футболку и желтую панаму – для малыша будет очень важно, что родители одобряют его выбор, а привитие вкуса произойдет постепенно.

Давайте ребенку выбор. Спрашивайте, что он хочет съесть, почитать, какие игрушки он хочет взять на прогулку. Пускай малыш учится принимать самостоятельные решения.

6. Все познается в игре…

Ваш малыш все-таки ребенок, а дети любят играть. Более того, игра сейчас становится главной деятельностью малыша, его ведущей линией развития. Зачастую вы можете узнать о Вашем малыше что-нибудь интересное, если понаблюдаете за ним именно во время игры. Попросите, например, ребенка, чтобы он накормил медвежонка супом, скажите, что мишка есть суп не хочет… Или, если ребенок сам не желает есть кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с малышом.

Придумывайте ролевые игры , через них ребенок великолепно понимает многие вещи. Объясняйте ему правила вежливости, нормы поведения, учите вести себя за столом или в гостях, взяв в союзники его игрушки.

7. Больше гибкости

Разумеется, это не означает, что вы должны тут же начать потакать малышу во всем. Однако в некоторых мелочах можно спокойно уступить. Например, если ребенок хочет за обедом съесть сперва второе, а только потом суп – уступите. Ничего страшного не случится, ребенок съест весь обед и все пройдет без капризов. Ведь Вы поступили так, как хотел малыш.

Если ребенок пытается воздействовать на Вас истерикой, не поддавайтесь . Малыш должен понять, что криками и слезами он ничего добиться не сможет, и прекратит использовать это прием. Не наказывайте бьющегося в истерике малыша. Не кричите на него – Вы сможете добиться только усиления криков. Будьте спокойны, малыш сам поймет, что плакать и визжать бесполезно. Чтобы в большей степени разъяснить вопрос позитивного "укрощения" истерик и капризов - возьмите на заметку нашу статью "Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?) "

Ищите компромиссы. Может быть, Вам просто не хватает умения взглянуть на себя со стороны? Ищите обходные пути, совершайте маневры уклонения, обходя упрямство ребенка. Не требуйте беспрекословного послушания, помните, что иногда ребенку просто нужно давать пошалить.

8. Добрым словом и заботливым вниманием…

В этом возрасте ребенок уже начинает испытывать новое чувство – гордость за свои успехи. Одобряйте даже самые маленькие его удачи, халите, поддерживайте . Закрепляйте у малыша мысль о том, что делать что-то хорошо – это… хорошо.

Беседуйте с ребенком, обсуждайте все, что ему интересно, отвечайте на все его вопросы . Помните, что для малыша Вы – главный источник знаний о непонятном взрослом мире.

Показывайте ребенку, что вы считаете его достаточно взрослым для каких-то вещей. Если вы едете в командировку, напишите письмо персонально Вашему чаду. Ему будет очень приятно. Позвоните с работы, попросите к телефону малыша, он тоже отметит этот знак внимания. Сделайте ребенку какой-нибудь «взрослый» и одновременно с тем полезный подарок – красивую ручку для письма, блокнот.

В качестве заключения...

Кризис трех лет является очень важным периодом в развитии любого человека. Любите, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненно перерасти свой кризис 3 лет.

И помните – каждый из нас когда-то был точно таким же ребенком.

Буквально еще вчера ваш малыш был дружелюбным и веселым, а сегодня – он капризничает по каждому поводу и без него? Налицо кризис 3 лет у ребенка. Это достаточно распространенное явление, но в большинстве своем родители не знают, как реагировать на истерики и эмоциональные срывы у своих детей. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности поведения ребенка в кризис трех лет

Период трех лет знаменуется не только достаточной самостоятельностью, но и бунтарскими настроениями малыша. Он может отказываться от еды, бойкотировать все ваши предложения, поднимать крик, если кто-то отказывается идти у него на поводу. Можно сказать, что ребенок начинает все делать наоборот. Такое поведение малыша как минимум шокирует родителей, а в большинстве случаев они не готовы к такому развитию событий: мамы и папы теряют терпение и проявляют агрессию по отношению к ребенку. Естественно, такая реакция только усугубляет и без того сложное положение вещей. Все это получило название – кризис 3 лет у ребенка.

Как справиться с ситуацией?

Во-первых, не стоит акцентировать внимание на плохом поведении ребенка и насильно перевоспитывать его, но и пускать все на самотек тоже нельзя. Самым мудрым решением в данном случае послужит решение переключать внимание ребенка на игру, общаться с ним на интересные темы. Если малыш достиг истерики, то сделать подобное – нереально, лучше переждать, пока он успокоится. Сохраняйте нейтралитет и твердость, убедительно скажите чаду, что вы с ним поговорите, когда он остынет.

Поведение в кризис 3 лет у ребенка во многом зависит от отношения взрослых к сложившейся ситуации. Исходя из этого, родителям следует всегда оставаться спокойными, какой бы выдержки это не требовало. Самое главное, что нужно твердо усвоить – ребенок должен быть уверен, что вы его любите!

Если ребенок закатал вам истерику в людном месте, необходимо лишить его возможности «выступать перед зрителями». При этом вы должны сохранять спокойствие и объяснить, что крики и истерики не дадут результата.

Если истерика произойдет дома, то нужно сказать ребенку, что вы выслушаете его только тогда, когда он успокоится. И набравшись терпения, выждать, пока наступит этот долгожданный момент.

Намного сложнее, когда упрямство и капризы случаются в общественных местах. Дело в том, что дети – великие манипуляторы и тонко чувствуют, что на публике им все дозволено. Все что от вас зависит – это лишить ребенка зрителей, забрав его в безлюдное место.

Очень важно, чтобы при общении с ребенком меньше звучал отказ с его стороны. (мне показалось это немного задублированной инфой, ты подумай, что лучше)

Старайтесь, чтобы ребенок во всем с вами соглашался. Не корректно построенное предложение может на подсознательном уровне прозвучать как приказ, что вызовет у малыша синдром противоречия. Почувствуйте разницу на примере: «Пойдем одеваться, мы идем гулять» и «Куда ты хочешь, чтобы мы пошли в парк или во двор?». Создавайте иллюзию выбора и тогда в ребенке вы сможете воспитать личность.

Испытание для малыша

Мало кто об этом задумывается, но кризис 3 лет у ребенка – это настоящее испытание для него самого. Стоит отметить, что малыш не понимает причин происходящего с ним, потому очень важна ваша поддержка. Хвалите кроху за его успехи, делайте ему комплименты в присутствии родных. Такие несложные действия позволят подбодрить ребенка, улучшить его самооценку.

Вы должны понимать, что своим поведением ребенок проверяет границы допустимого, смотрит на вашу реакцию, потому будьте спокойными в любой ситуации. Ведь за всеми выходками трехлетнего ребенка стоит необходимость занять свое место.

Признаки кризиса

Распознать кризис трех лет достаточно просто, но родители, которые раньше не сталкивались с подобным явлением, могут узнать его по следующим признакам:

  1. Негативизм это черта характера, которая выражается нежеланием подчиняться воздействию других людей. Но негативизм может проявляться выборочно. Ребенок может принимать и соглашаться с одним членом семьи и совершенно не воспринимать сказанное другого человека. Главное, что мотивирует его поведение – это сделать все наоборот, ожидаемому с противоположной стороны.
  2. Упрямство реакция ребенка получить что-либо либо настоять на своем желании, вне зависимости от мнения взрослого. На просьбу взрослого ребенок реагирует негативно, потому что не хочет отказываться от своих желаний. Однако, не стоит упрямство путать с настойчивостью при достижении собственных целей.
  3. Строптивость можно сравнить со своеобразным бунтом против образа жизни, устоев и порядка. Она не направлена против конкретного человека, а скорей против устоявшихся порядков в семье или системе воспитания в целом.
  4. Своеволие это желание ребенка все сделать самому. Понятно, что не все ему будет под силу и родителям удобнее самим все сделать, поскольку так удобнее и быстрее. Не нужно лишать ребенка получения радости от самого процесса исполнения. Ребенок будет счастлив от одной только мысли своей самостоятельности. И если даже вы знаете, что ребенку что-то не под силу, похвалите его за его стремительность, чтобы придать ребенку уверенность и поднять его самооценку.
  5. Протест-бунт это ответная реакция на давление со стороны взрослых. Родители должны понимать, что если постоянно сдерживать деятельность ребенка, считая его поведение неправильным, то эмоции ребенка находят путь освобождения от напряжения в виде бунта и протеста. Ребенку важно, чтобы родители серьезно относились к его самостоятельности. Ребенок начинает протестовать тогда, когда не уважают его мнение или попросту с ним не считаются. Американский психолог Эриксон отмечает, что в возрасте 3 лет у ребенка формируется независимость, воля и самостоятельность.
  6. Обесценивание – состояние, при котором, обесценивается в глазах ребенка то, что было привычным, интересным до этого. Отношение к родителям, игрушкам, окружающим может измениться, как в нейтральную, так и в негативную форму. Ребенок в этот момент хочет, чтобы обратили на него внимание либо попросту ему не хватает активности, возможно его нужно чем-либо занять.
  7. Деспотизм – это попытки ребенка проявлять власть по отношению к близким с целью заставить их делать то, что хочет ребенок в обход желаниям родителей.

Кризис 3 лет у ребенка: причины

Это возраст, когда устанавливается личность ребенка, и все вышеперечисленные признаки являются доказательством тому. Первые три года ребенок очень привязан к матери и на психологическом, и на физическом уровне. Но наступает момент, когда он осознает, что можно, оказывается, влиять каким-то образом на окружающий мир, в частности на взрослых. У малыша появляется уверенность в том, что он уже взрослый и все умеет делать сам. Причем заметьте – не просто делать, но и принимать самостоятельные решения. И когда со стороны его начинают одергивать и воспитывать, образуется тот самый кризис 3 лет, о котором мы говорим.

Классик отечественной психологии Л.С.Выготский в своих работах писал о том, что за всем негативным прячется позитивное начало, которое становится переходом к новой форме. Дети, начиная с этого возраста, учатся устанавливать контакты со взрослыми людьми и со своими ровесниками.

Стоит отметить, что в возрасте 3-х лет на этапе развития дети приобретают положительные качества:

  • Формируется новый уровень самосознания
  • Появляется стремление к самостоятельности
  • Развивается активность и волевые качества
  • Этап перехода на новые отношения со взрослыми, что проявляется в общение и в игре

И во всем этом процессе огромную роль играет положительная оценка родителей. На сколько сильно затронет кризис трех лет ребенка будет зависеть от того, на сколько правильно родители смогут принять новое поведение ребенка и правильно отреагировать.

Также стоит отметить, что кризис 3 лет у ребенка может проявляться без каких-либо негативных особенностей. Если кризис трех лет у ребенка не имеет характерных особенностей или родители ничего не замечают необычного, то мнение по поводу того, что это как-то может влиять на психологическое развитие будет ошибочным. Важно, не то, как проходит кризис трех лет у ребенка, а как в дальнейшем будут формироваться личностные качества малыша. Воля, самостоятельность, гордость за собственные заслуги – это список тех качеств, которые являются признаком правильного психологического развития ребенка в возрасте 3-х лет.

Как вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет

Главным действующим лицом в жизни любого ребенка является мама. И именно от нее, в большей мере зависит дальнейшее поведение и развитие ребенка. На нее возлагается большая ответственность. Мамам нужно понимать, что у ребенка, достигшего возраста 3-х лет, происходит очень важный переход на совершенно новую ступень детства. Заметив изменение в поведении ребенка в худшую сторону, нужно проявить гибкость в воспитании и позволить ребенку стать на эту самую ступеньку самостоятельности.

Ребенок пытается найти слабые черты характера в родителях, чтобы с их помощью отстоять свою независимость. И он, не уставая, будет пробовать и испытывать их терпение, чтобы добиться своей независимости. И совсем не важно, кто перед ним стоит – мама или папа, бабушка или дедушка.

Ребенок всячески будет пытаться найти слабые места в вашем характере, чтобы в будущем воздействовать на вас и отстоять свою независимость. Поэтому то, что ему запрещено он будет по несколько раз в день проверять, так ли это, чтобы узнать точно ли это запрещено или все же можно? И если мама запрещает что-то, а бабушка разрешает, то ребенок будет стараться получить желаемое от того члена семьи, который разрешает ему это. С одной стороны — это проявление хитрость, а с другой стороны – проявление смекалки и злиться на ребенка за это не стоит. Не забывайте и то, что детский «эгоизм» весьма наивен. Ребенок не понимает, почему в данный момент нельзя то, чего он хочет, в этот момент именно родители меняют систему «нельзя-можно» и в данном случае необходимо правильно объяснить это ребенку.

Главное проявить любовь к ребенку, которая поможет в мерах воспитания. И поощрять, и наказывать ребенка нужно с любовью. Малыш должен чувствовать, что его поругали не потому, что он такой плохой, а за какое-то конкретное действие. Маме следует научиться совмещать строгость и ласку. Любой запрет должен быть обоснован, чтобы малыш понимал, что это не ваша прихоть и не приказ. И даже если ребенок сказал вам: «Нет», не стоит негативно реагировать в данном случае. Не забывайте, что вы с недавного времени ребенку многое запрещаете, а он лишь копирует поведение родителей. Поэтому, когда желания ребенка слишком завышены и воплотить их в реальность невозможно, то выход можно найти в ролевой игре.

Пример ролевой игры. Ребенок отказывается кушать обед, хотя мама знает, что он голодный. Не стоит настаивать и упрашивать его. Вместо этого, к сервированному столу нужно пригласить одну из его игрушек и попросить малыша покормить его. Почувствовав себя в роли взрослого, ребенок садится рядом и принимается кормить свою игрушку. Мама, в свою очередь, предлагает попробовать обед, чтобы он не оказался слишком горячим для куклы. И таким образом, незаметно для малыша, съедается вся порция обеда.

Ребенку в этом возрасте будет очень лестно, если ему подарят взрослый подарок, к примеру, шариковую ручку, или попросят его к телефону и т.д.

Вашему малышу пойдет на пользу, если вы с ним будете советоваться. От этого он почувствует себя нужным, а самое главное равным с вами.

Положительные моменты трехлетнего возраста

Стоит отметить, что в трехлетнем периоде есть и свои преимущества: во-первых, малыш стремится к самостоятельности, во-вторых, у крохи формируется новый уровень самопознания, волевые качества, в-третьих, значительно повышается активность ребенка. Также стоит отметить, что малыш трех лет устанавливает более глубокие отношения во время общения.

Родители должны понимать, что кризис трех лет может и не иметь негативных проявлений. Более того, совершенно необязательно, что этот период скажется на психическом развитии малыша. Потому задачей родителей является грамотная реакция на происходящие ситуации.

Чего делать нельзя

  1. Бить ребенка, кричать на него, через силу пытаться заставлять сделать то, что вам нужно. Эти методы еще больше усугубят симптомы кризиса.
  2. Делать то, что ребенок в состоянии выполнить самостоятельно. Особенно, когда ему хочется почувствовать себя взрослым. Однако, не стоит переусердствовать и давать сложные задания. Если ребенок сам смог частично одеть колготки или любимую рубашку, не стоит заставлять и требовать этого каждый день от ребенка.
  3. Долго объяснять ребенку не нужно, все должно быть кратко и по делу! Иначе во всех объяснениях ребенок запутается и так не поймет смысл длительных разговоров.

Даже самого капризного и строптивого ребенка мама может изменить, проявив к нему любовь!

Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего я и отношений с окружающими. Одни из таких моментов является кризис 3 лет.

Кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

Кризис 3 лет у ребенка – основные признаки

Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся:

  • Упрямство . Высказав какое-либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются.
  • Негативизм . Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».
  • Стремление к самостоятельности . Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.
  • Обесценивание . Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т.д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться.
  • Деспотичность . Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать.

Читайте также:

Детская ложь или почему дети врут

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года . Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.


Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше.

Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет.

Некоторые родители используют стремление ребенка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?

Наступает такой момент, когда вы просто не узнаете своего ребенка. Из уравновешенного крохи он становится упертой, противоречивой противоположностью, старающейся все сделать наоборот.

Некоторые родители слышали, что такое кризис 3 лет у ребенка от других, но, когда дело касается собственного малыша - это совсем другое.

Что становится причиной кризиса: характер, воспитание или есть что-то еще?

Что такое кризис 3 лет?

Ребенок взрослеет, психика развивается, внутри происходят изменения, с которыми самостоятельно он справиться не может.

Часто взрослые люди не могут держать себя в руках, проявляя ярость, агрессию. Тогда что говорить о ребенке: психика, взгляды на жизнь и понимание её принципов в маленькой голове еще не сформировались.

У одних детей кризис проходит без ярко выраженных симптомов, другие проявляют чрезмерную агрессию, непослушание и бунт.

Почему наступает кризис трех лет у ребенка, каковы причины:

  • Самая главная причина – взросление маленького члена семьи;

Хотя он - все еще беззащитная кроха, самому себе ребенок таким не кажется.

Самостоятельность проступает со всех сторон: малыш хочет сам одеваться, сам переходить через дорогу, не держась за родительскую руку, играть, как ему нравится и т.д.

  • Воспитание.

Чрезмерная опека, постоянные ограничения, не предоставление самостоятельности в пределах его развития, вызывают бурю негодования у подросшего малыша.

Но сам кризис не имеет четких границ, может начаться и намного раньше - в 2,5 года или чуть позже, в 3,2 года.

«Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?» - встает логичный вопрос. Тут все зависит от:

  1. родителей, согласованности их действий;
  2. от характера ребенка (некоторые дети могут более ярко проживать этот период. Читайте, к примеру, статью Ребенок-холерик >>>);
  3. выбранной методики воспитания;
  4. какие усилия прикладывают близкие, чтобы помочь маленькому человечку.

Как правило, родителей интересует вопрос: «Когда заканчивается кризис 3 лет у ребенка?».

При правильно выбранной методике поведения «равновесие любви и требовательности», этот период негативизима и сопротивления длится не более 1-2 месяцев.

Меня очень расстраивает, что некоторые психологи говорят о сроке в 1-2 года. Это тогда не кризис, а непроходящая проблема воспитания.

Как проявляется кризис 3 лет?

  • Ребенок стремится к самостоятельности, любая помощь отрицается;
  • Проявление негативизма;

Малыш отказывается от собственных желаний, когда они совпадают с родительскими требованиями. Например: он устал, уже надоело играть, но отказывается прекратить игру, потому, что так сказали родители.

  • Происходит отдаление от родителей, любое вмешательство встречается агрессией;
  • Негативизм чаще проявляется по отношению к родителям, с ровесниками или другими взрослыми ведет себя более или менее ровно;
  • Желает чувствовать себя взрослым.

Важно! В период кризиса не потерять авторитетность родительского положения и слова.

  • Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;

Хорошо, когда малыш сам старается одеваться, шнуровать шнурки. Но, когда он сам хочет идти через дорогу, берет ножницы, чтобы срезать ногти и т.д., это подвергает его опасности.

  • Упрямство проявляется практически во всех действиях: во время прогулок, процесса одевания, приема пищи или просто игры. Например: не хочет идти кушать, хотя он проголодался;

О том, как накормить строптивого малыша, я рассказываю в курсе Едим с удовольствием >>>.

  • Вредность – старается все сделать наоборот. Даже, если ему так поступать не хочется;
  • Чаще проявляются приступы агрессии, капризности, истерик.

Как пережить родителям

Когда наступает кризис 3 лет у ребенка, «что делать и как вести себя?» - задаются вопросами мамы и папы.

Помните! Именно в это время, как никогда, дитя нуждается в родительском внимании и любви. Наказание, упреки, нравоучения мало подействуют.

Это не значит, что наказывать и воспитывать не надо! Еще как надо! Но мудрым родителям, прежде всего, необходимо понять ребенка.

Посмотреть на его проблему не с высоты взрослого, а опуститься на детский уровень. Важно чувствовать: когда его действительно надо наказать, а когда проявить понимание, перевести внимание и отвлечь.

Кризис 3 лет у детей: как пережить малышу и близким людям:

  1. Не применять авторитарное воспитание;

Чрезмерная требовательность, не приправленная любовью, только усугубит ситуацию: ребенок отдалится, а ведь это - начало формирования тесной доверительной связи, которая ляжет в основу взаимопонимания в дальнейшем.

Не стоит сильно давить, нужно дать ему остыть, чтобы ситуация не переросла в конфликт.

  1. Не проявлять чрезмерной опеки, позвольте малышу, в пределах своего развития, почувствовать свободу, свою значимость;
  2. Советуйтесь с ним, пусть он проявляет инициативу, а мудрые родители мягко ведут его к правильному решению. Это очень важно!

Например:

  • Можно заставить ребенка собрать игрушки и вызвать бурю протеста, а можно заинтересовать процессом, при этом советоваться с малышом: как правильно поставить игрушку, можно ли эти машинки или куколки ставить рядом?
  • Можно заставить принимать пищу, а можно это сделать приятной интересной трапезой: узнайте, что он хочет, в какой тарелочке ему подать, в какую чашку налить чай или компот и т.д.;
  • Если собираетесь на прогулку, предоставьте ему право выбора: что надеть. Приготовьте несколько вариантов одежды, пусть он выберет самостоятельно (кстати, читайте статью по теме: Как научить ребенка одеваться самостоятельно ?>>>);
  • Если малыш хочет взять игрушку на прогулку, у него должен быть выбор из тех, которые можно выносить на улицу;
  • Не стоит командовать малышом, пусть он рассуждает и делает выбор, при этом он думает, что решение принимает самостоятельно.
  1. В каждой сложившейся проблеме важно почувствовать настроение ребенка и, исходя из этого, принимать решение. Не доводите ситуацию до кризиса;
  2. Не поддавайтесь на шантаж;

Дети - отличные психологи, даже такие маленькие.

Ваш ребенок должен понять, что криками, истерикой, топаньем ногами и шантажом он ничего не добьется.

Вот тут необходимо проявить твердость характера, несколько поблажек и родители получают «шантажиста». Он поймет, что получит все, что захочет. Стоит подчинить себе близких людей, манипулируя ими, и все в его руках.

Необходимо, чтобы малыш усвоил, что с помощью криков и истерик он ничего не получит.

Кстати! В случае возникшей истерики, учить ребенка бесполезно, необходимо выждать, когда он успокоится.

  1. Важно проявлять спокойствие, хотя это крайне сложно, и не кричать;

Разбитая посуда, грязная одежда не стоят того, чтобы портить отношения с крохой.

И тут есть один важный аспект: если ребенок сделал это (разбил, замарал или что-то еще) нечаянно, ругать нельзя! Все ошибаются и, особенно, дети.

Но если он сделал это специально, за таким поступком должны последовать естественные последствия.

Методы управления своим психологическим состоянием и советы, как сдержаться, если ребенок доводит вас до белого каления, смотрите в интернет-курсе Мама, не кричи !>>>

  1. Превращайте домашнюю работу в игру, пусть малыш почувствует себя значимым, важным. Пусть знает, что в нем нуждаются;
  2. Обнимайте, целуйте, ободряйте, если что-то не получается. Он должен быть уверен в любви родителей несмотря ни на что;

Особенно нуждаются в видимом проявлении любви детки, у которых есть младшие братик или сестричка. Они ревнуют, думая, что вся любовь направлена на младшего.

  1. Хвалите ребенка за малейшие достижения;

Если у малыша что-то не получается, можно предложить помощь. Если он не согласен, пусть делает, как может, важно не доводить ситуацию до агрессии. Переделать сможете и без него.

  1. Не стоит сравнивать малыша с другими детьми и, особенно, с братом или сестрой, если таковые есть. У ребенка разовьется чувство неполноценности, зависти, соперничества;
  2. Нельзя оскорблять, говорить, что он растяпа, глупый, нехороший и т.д., оскорбления занижают самооценку.

В процессе роста дети проходят определенные этапы своего развития, порой спокойные, а иногда взрывные и трудно контролируемые. Сохраняйте спокойствие и помните, что все дети вырастают!