Вчера, 21 марта, мы узнали, что же современным родителям делать с Instagram и YouTube-кумирами в воображении и жизни детей. Об этом рассказала психолог, фасилитатор, мама четырех детей Анна Валенса на нашем первом в этом сезоне WoMo-девичнике. Впрочем, разговор не ограничивался лишь кумирами современной молодежи, он затронул большой диапазон тем – от того, что происходит в теле и сознании подростка до советов, как родителям удержать контакт с ребенком, стремительно уходящим в будущее.

Помните ли вы кумиров вашей юности? Что вас задевало во внешности вашего кумира, что было привлекательно в его образе жизни и тех текстах или смыслах, которые он транслировал? Это – три параметра и краткий ответ, почему наши дети тянутся к онлайн-кумирам. Почему ребенок уходит в Instagram и YouTube и фанатеет от какого-то образа, кумира, занимающего большее внимание, чем семья? В этом играет роль множество факторов. И нет канонического ответа, какую кнопку нажать, чтобы ребенок перестал смотреть странные полутораминутные, разумеется, дурацкие ролики.

Кто мы нашим детям

Джебран Халиль Джебран, американец арабского происхождения, написал эссе «Пророк» об уроках, которые дает мудрец людям на разные темы жизни. Одна из этих тем – наши дети, о которых он говорит так: «Ваши дети – это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. И хотя они принадлежат вам, вы – не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть собственные думы».

Дальше речь идет о том, что дети – это стрелы, выпущенные из лука, которым являются родители. Мы с вами – только луки, которые великий стрелок натягивает, и дети улетают вперед. Вы не знаете, что с ними будет, потому что они живут в «доме будущего».

Очень важно почувствовать, что мы являемся проводниками, которые привели детей в мир не для того, чтобы владеть ими в понятном нам смысле слова. Нам важно привести их туда, где они сами смогут быть, жить, освоиться, быть самостоятельными. Разумеется, в своей жизни они встречаются с тем, чего мы не знаем, дети – контактеры с неизведанным.

Особенности возраста

Состояние подростка сильно отличается от состояния ребенка, как мы его знаем. Тело сильно меняется, и ребенок об этом не предупрежден – неожиданные, спонтанные, странные изменения заставляют то радоваться, то депрессировать, причем изнутри, без причины. Даже если бы взрослый человек подвергся такого рода гормональным скачкам, то и он вел бы себя весьма неадекватно. А подросткам не с чем сравнить их состояние, и здесь самое главное – оставаться рядом, в этой «качающейся лодке», на этих «американских горках», по которым едет ребенок.

В этом девочек отличает от мальчиков только то, что они растут быстрее, года на два раньше, из-за эстрогена, который гонит рост. Но даже если у девочки выросла грудь, нельзя сказать, что она уже готова к сексу. Это достаточно серьезный стереотип отношения к девочкам и мальчикам. Ментальное развитие тоже связано с гормональными особенностями, и благодаря эстрогенам, связанным с коммуникацией, девочки кажутся взрослее – они социально подобнее, сообразнее взрослым. В подростковом возрасте происходит резкая перефокусировка с внутреннего круга семьи на внешний, где совершенно другие правила и ребенок получает очень много информации. Происходит неистовый поиск себя, начиная со своего образа. Вопрос «Как я выгляжу?» становится ключевым. И нынешняя селфи-мания стала дополнительной возможностью юношам и девушкам видеть себя. Создание образа себя является главной и первой деятельностью, которую подростки осуществляют. Поиск себя в группах приводит к сравнению всех возможных параметров – глаза, грудь, попа, волосы, как смотрится пряжка ремня, — все, что хотите. Без этого сравнения у ребенка нет досконального понимания, какой я? Кто я? Не упускайте возможности обсудить с ребенком это.


Свои изменения подростки осваивают через речь – появляются скабрезные шуточки, матерщина, и мы должны понимать, что ребенок столкнется с этими текстами. Мы как родители можем задавать вопросы к этим словам, просить объяснить неизвестные слова. Если вы даете возможность вам это говорить, ребенок понимает, что это можно делать, но не нужно. И когда в его жизни возникнет проблемная ситуация, он будет знать, что может к вам обратиться – пожалуй, это единственное, что мы можем хотеть от уходящих от нас подростков.

Отношение к себе

Еще до пубертатного периода ребенок проигрывает в отношениях с родителями разные роли. И если мы ребенка воспринимаем только как отличницу, которая должна приносить хорошие оценки, или как бандита-разрушителя, если он играет только одну роль, то у него очень много шансов оказаться изгоем. Роль, как шкура, прилипает, наше узкое родительское восприятие приводит к тому, что в подростковом возрасте ребенок нарочито выходит из нее. Девочка-отличница непременно захочет быть бандиткой, и наша задача как родителей – принимать ее разной и любить вне зависимости от ее поведения. Если этого не делаем, то ребенок находит состоявшегося для него взрослого, рэпера, например, и следует ему. Задача родителей – любым возможным способом сохранить контакт с ребенком.

Его величество «удовольствие»

Удовольствие является ключевым пунктом подросткового возраста. И это не просто «я сыт» или «мне холодно или жарко». В чем сила удовольствия? Это острое ощущение, некое трансовое состояние, которые каждый из нас, взрослея, учится переживать. Человек испытывает потребность в состоянии наслаждения, и именно подростковый возраст и юность – тот период, когда каждый из нас изучал, что это такое. Конечно, с этим обязательно происходят эксперименты – мало один раз попробовать шампанское, в юности нужно много выпить, со многими встречаться. И соврать на эту тему – часть юношеского имиджа, так как это признак статуса.

Трансляция себя в мир

В самопрезентации есть три составляющие: самовыражение, самоутверждение и самооценка. Они тесно переплетены между собой.

Самовыражение – то, как я выгляжу перед другими, то, что другие думают обо мне. Здесь важный момент: действительно ли я выражаю то, что хочу, и являюсь при этом собой? Если я надела зеленые колготки, то действительно хочу быть зеленой перед окружающими? В оценке окружающих есть и темная сторона: они могут обесценивать наше самовыражение. Юноши и девушки учатся обесценивать так сильно, чтобы самооценка человека стала низкой.

Самоутверждение – не просто действие, это влияние на окружающих. Мало собрать внимание, нужно заставить других слушать себя. В подростковом возрасте это значить быть или слыть лучшим, чем другие, выделиться в группе, и чтобы все это признавали. То, что общество особенно сильно не любит в подростках – самоутверждение как доминирование, диктовка своих решений, образа действий и мыслей. Неудивительно, что многие кумиры вызывают восторг у подростков – они сумели доминировать, успели собрать «лайки», их фолловят, за ними следуют. Эти люди ведут за собой, особенно не утруждаясь, что очень важно для поколений X и Y. Доминирование – юношеская потребность.

Самооценка – то, что получается в результате самовыражения и самоутверждения, все, чем подростки себя называют. Это набор идентичностей или образов, ролей, которые яснее всего их выражают. Оценивание этой роли происходит по множеству параметров, в которых внешний – не самый главный. И чтобы она формировалась, об этом нужно разговаривать.Кто такой кумир подростка?



Если сравнивать с нашими кумирами, то у нынешних подростков кумиры – это толпа, причем людей, на наш взгляд, смертельно похожих между собой. Этому поколению очень важно равенство, социальное взаимодействие, дружба и при этом умение отличаться и учитывать различия там, где мы в принципе все равны. Это удивительное свойство поколения Y. По большому счету кумиры подростков сохраняют свою уникальность на фоне групповой деятельности.

Родителям не так важно знать, кто именно кумир их ребенка, но что он значит в их жизни, для чего необходимо анализировать их по трем параметрам – внешности, проговариваемым смыслам и образу жизни. Это поможет вам понять, что именно ищет ваш ребенок в своем кумире.

Что делать?

С Instagram и YouTube-кумирами не нужно бороться, вы потратите впустую слишком много сил. Но быть в курсе нужно, как бы вы ни были заняты, нужно быть внимательным и наблюдать. Спрашивайте искренне и интересуясь, реагируйте сразу, не будьте «зависшим компьютером» для ребенка.

Будьте вместе

На самом деле, половина секрета в том, чтобы позволить ребенку быть вашим проводником в его неизведанном мире будущего. Вы ведь смотрели вместе с ними их дурацкие ролики? Нам, родителям, это скучно, смешно, неловко. Но даже если вам очень страшно, скучно или стыдно, познакомьтесь, пожалуйста, с увлечением своего ребенка, если он пускает вас в это. Сделайте ребенка вашим экскурсоводом по этому миру, и он расскажет, почему так весело и увлекательно, что это ему дает. И, самое главное, таким образом вы завоевываете кусочек его пространства, и он вам в этом помогает. Это очень ценно.

Имейте ресурсы

Родителю очень важно оставаться в ресурсе. Есть большая иллюзия, что мы правильно выросли и точно так же с нами растет ребенок. Если мы хотим быть с подростком во время этого «рафтинга», то нужно подстроиться под него. Для этого нужно иметь крепкие нервы, специально тренироваться и не думать, что это придет само собой. Очень важный психический навык – то, что сейчас называют «эмоциональным интеллектом», коммуникативным развитием. По большому счету наши дети обгоняют нас, особенно в том, что касается пространства их кумиров.



Держите удар

Буйная жизненная сила, которая идет через наших детей, проверяет весь мир на прочность. Подростки формируют личность и штурмуют ваши личностные границы, и если мама или папа показались им слабаками по какому-то личностному параметру, это очень серьезно поменяет ваши отношения. Держать удар – про то, что вы, справляясь с внутренним напряжением, остаетесь с детьми в контакте, несмотря на вызов, который они вам бросают.

Участвуйте в становлении

Такое впечатление, что ген «отличаться» включен в каждое живое существо. В подростковом возрасте он проявляется больше всего – даже если ребенок унаследовал ваши лучшие черты, именно в подростковом возрасте он будет утверждать, что он ни капли на вас не похож, и все ваши черты отвратительны и ему не нужны. О различиях тоже необходимо говорить – благодаря им ребенок может осознать ощущение собственного отличия, а иначе он будет искать его в других местах и у других людей, иногда даже деструктивных.

Делитесь радостями и горестями

Если мы делимся чем-то со своими детьми, то часто бываем в состоянии усталости, плохого настроения. Если это происходит слишком часто, то ребенок понимает, что такого не хочет. Поэтому демонстрация того, что у вас в жизни есть удовольствия, радости – очень важна. Дети прозорливее, чем мы думаем, они видят и чувствуют, что происходит с их родителями. Важно демонстрировать любые чувства, в том числе и страдания. Важно делиться, несмотря на то, что вы думаете, что травмируете ребенка. Но вы не представляете, насколько он травмирован спрятанной немой болью родителей. Мы думаем, что можем что-то спрятать, но ребенок это видит – и отношения мамы и папы, и денежные решения, и вопросы образа жизни. Дети – свидетели того, как мы принимаем решения, и как нам это дается. Подумайте, какие «скелеты в шкафу» вы скрываете от детей, и, пересмотрев их, вы можете решить, что рассказать детям. То, что вы скрываете, все равно сквозит и влияет на ваши решения, в том числе и по отношению к ребенку.

Благодарим медицинскую сеть «Добробут» за партнерство в организации мероприятия, и ресторан «Панорама» — за уют и вкусное угощение.

И прочее. Но кто бы мог подумать, что к списку этих трудностей взросления присоединятся специфические музыкальные вкусы. Корреспондент сайт не так давно выслушал мнение обеспокоенного родителя о сверхпопулярном рэп-исполнителе под псевдонимом FACE, которого слушают миллионы подростков по всей стране, познакомился с несколькими его «шедеврами» и убедился, почему современная музыка в некоторых её проявлениях - это отвратительно.

Если вдруг вы не следите за тенденциями и появлениями новых звёзд в современной музыке, вас вполне можно понять. Без преувеличения каждую неделю появляется новый творческий коллектив или самобытный исполнитель в разных музыкальных жанрах от попа до рэпа, который быстро раскручивается благодаря интернету и «хайпу» среди молодёжи. Почему так происходит? Психология подростков такова, что чтобы отличаться от себе подобных, необходимо выделяться во всём. В музыке это стремление зачастую выражается в появлении крайне специфических музыкальных предпочтений. Дети начинают слушать то, что слушают только в их кругу и с чем не знакомы взрослые, при этом их вкусы резко становятся максимально протестными и вызывающими. А поскольку музыка в России не поддаётся никакой цензуре (например, на концертах многие «самобытные» исполнители позволяют себе материться), слушать новых музыкальных звёзд-«бунтарей» становится модной тенденцией.

Из-за того, что молодёжь при всём своём стремлении быть особенными оказывается очень ведомой, такие модные тенденции и не совсем традиционная музыка XXI века оказывает крайне негативное влияние. Идеальным примером этого является появление яркой и молодой рэп-звезды под псевдонимом FACE. Даже немногие из фанатов 20-летнего исполнителя знают, что за коротким и звучным никнеймом скрывается подросток из Уфы Иван Дрёмин. Из его биографии известно только то, что он был двоечником в простой средней школе Уфы и не ладил с одноклассниками. Созданная фанатами Вани страничка в «Википедии» также рассказывает о том, что он всегда хотел стать знаменитым артистом и быть похожим на Земфиру или Tokio Hotel. Сходства с первой заметить не представляется возможным, а с Tokio Hotel Фейса объединяет разве что внешний вид.

Иван Дрёмин, он же FACE

Ваня пришёл к богатству и невиданной даже на Западе популярности, сыграв именно на ведо́мости современной молодёжи за музыкальной тенденцией, включающей в себя весьма специфические атрибуты: нецензурную лексику, развязность и протест обществу. В интервью интернет-изданию The Village FACE без доли скромности заявляет: «я - настоящий бунтарь».

Если вы впервые слышите об этом исполнителе, достаточно взглянуть лишь на его видеоклипы, чтобы понять, в чём заключается проблема. Они набирают сотни миллионов просмотров, подавляющее большинство которых обеспечивают дети в возрасте до 15 лет. Если вкратце, то клипы - несомненные «шедевры», но по ряду причин мы не можем показать их со страниц нашего издания. Зато их можно легко найти в интернете, а мы, пожалуй, приведём отрывок из текста одной из самых популярных песен рэпера под названием «Бургер» (конечно же, без ненормативной лексики).

Еду в магазин Gucci в Санкт-Петербурге (гррра)
Я настолько ***тый, что лежал в дурке
Она жрет мой * как будто это бургер (эй)
Деньги синие как смурфы, красные как губы (ну да)
На мне полный зал детей, на тебе пустые клубы (ха)
Я люблю своих людей, как ненавижу твою тупость (тупой)
На лице татуировки (у меня, у меня)
Пальцы ей в * - я ловкий (да-да-да)
Ты базаришь за стрелков, но в школе ты был лохом.


Стоп-кадр из клипа FACE - Бургер

Сам рэпер при этом не скрывает, что доволен своей аудиторией: в текстах песен он не раз упоминает, что на его концертах «полный зал детей». Чтобы сгустить тучи над контентом исполнителя, достаточно посмотреть на 23 млн просмотров, которые клип на песню «Бургер», отрывок из текста которой мы привели выше, собрал меньше чем за год. Если найти официальное сообщество ВКонтакте FACE (подтверждённое администрацией соцсети), можно также оценить аномально высокое количество фанатов: более 700 тысяч подписчиков слушают и комментируют почти каждую запись в группе. И несмотря на то, что треки у FACE выходят не так часто, армия верных фанатов, средний возраст которых не превышает 16 лет, активно участвует в жизни сообщества и ждёт новых творений сверхзвезды современной рэп-музыки. Любому взрослому хватит 20 секунд клипа или пяти строчек текста песни, чтобы понять, что из себя представляет кумир современной молодёжи и его композиции. Не приходится говорить о смысловой нагрузке или какой-либо музыкальной составляющей: Иван Дрёмин даже не пытается петь, а лишь читает местами повторяющийся текст, состоящий из брани и вызывающих оборотов. И всё это набирает миллионы просмотров за считанные месяцы, всё это любят российские дети, берут с этого пример в общении друг с другом. Музыкальная тенденция превращается в тенденцию к постепенно нравственной деградации.

Отец четырёх детей Михаил Тарланов из Выборга, обеспокоенный будущим подрастающего поколения, одним из первых обратил внимание нашей редакции на проблему. Будучи одним из самых востребованных парикмахеров-стилистов в городе, он в течение дня принимает многих клиентов, некоторые из которых в беседе с Михаилом делятся своими мыслями. Так, с одним из клиентов у Тарланова разговор как раз-таки завязался о том, о ком мы говорили ранее.

«Женщина рассказала мне, что её дочь слушает какого-то популярного рэпера, потом узнала, что это за певец. FACE. Послушала ради интереса и пришла в ужас. Самое пугающее в том, что его слушают и даже ходят на концерты дети до 15 лет. Тексты и клипы на песни этих «звёзд» подрастающего поколения находятся в открытом доступе в интернете и без цензуры, без ограничений по возрасту. Количество просмотров зашкаливает. Если подумать, что у наших детей может быть такой кумир, становится страшно за будущее поколение», - поделился Михаил в разговоре с сайт.


Активность фанатов FACE в сообществе ВКонтакте

Михаил абсолютно прав: даже знаменитый своими жёсткими правилами видеохостинг YouTube по какой-то причине никак не ограничивает видеоклипы FACE несмотря на обильное количество нецензурной лексики. Посмотреть видео может любой желающий. Кстати, не только YouTube поддерживает современных исполнителей вроде Фейса - не так давно рэпер выиграл престижную (опять-таки по большей части среди молодёжи) премию VK Music Awards, которая была учреждена администрацией социальной сети. Это лишь усилило «хайп» вокруг звезды, приумножив его популярность в несколько раз. Кстати, сам FACE прекрасно понимает неоднозначную реакцию пользователей на своё творчество и даже говорит, что делает всё осознанно, потому что это забавно. Дрёмин открыто признаёт, что многие и вовсе хотят, чтобы он поскорее умер. В своём интервью рэпер с присущей ему нескромностью часто повторяет, что он - легендарный персонаж.

И детские психологи, и Михаил Тарланов, и корреспондент сайт считают основной проблемой не само появление такой музыки (что неизбежно), а неведение родителей. Они зачастую либо не знают, либо просто не проявляют должного интереса к тому, что слушают и смотрят их дети. Нравственное воспитание, которое порой отходит на второй план, также играет свою немаловажную роль. Стоит понимать, что чем больше и быстрее растёт популярность вызывающей музыки, которая помогает деградировать, тем больше «звёзд» в подобном этому стиле будет появляться в интернете и в смартфонах подростков. Сейчас можно назвать как минимум десяток исполнителей, тексты и музыка которых вызывают если не ужас, то как минимум обеспокоенность. К ним можно отнести PHARAOH, не менее популярный коллектив из Украины «Грибы», а также депрессивно-маниакального рэпера Хаски. По мнению большинства, главное - это привлечь внимание родителей к современным кумирам своих детей. Познакомить взрослых с контентом, который слушают и смотрят подростки. Именно так каждый родитель точно сможет ответить на вопрос: действительно ли Иван Дрёмин из Уфы тот самый кумир, которого вы хотите слышать из комнаты ребёнка каждый день?


Рэпер PHARAOH

Появление специфических музыкальных вкусов и бунтарских артистов, которые становятся легендами поколений, - проблема не только современности. Она существует уже очень давно. Об этом же сайт сказал детский психолог Александр Плешаков, который призывает не посыпать голову пеплом и положиться на естественное взросление.

«Текст Фейса имеет вульгарное содержание. Ребенок проще увлекается тем, что под запретом. Дети и подростки, слушая такую музыку, поднимают своеобразный социальный бунт, как каждый нормальный подросток. Появление таких кумиров как Фейс неспособно вызвать деградацию, так как подобные кумиры и знаменитости были всегда. Музыкальные группы Красная плесень, Ленинград. Подростки со временем перерастут это», - считает Плешаков.

Вот только дети 20-летней давности смотрели «Карлсона» и «Эй, Арнольда», слушали Рикки Мартина и Мадонну, а не напевали на переменах в школе «она жрёт мой * как будто это бургер».

«Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба»

Из всех идолопоклонников нет безумнее того, кто поклоняется самому себе

Давным-давно, ещё в 2004 году попалась как-то мне на глаза одна статейка в весьма тогда престижном печатном издании. Что бы избежать искажений приведу вам её в оригинале:

Как это ни грустно, но подросток, который растет без поклонения какому-нибудь идолу, вполне вероятно, с отклонением. Как показало исследование английских психологов, тинэйджеры, у которых есть обожаемые «звезды», более эмоционально развиты и имеют меньше проблем с общением в своей среде. Сплетни о личной жизни кумира очень объединяют сверстников. Повсеместно 11 - 16-летние перекидывают детское обожание со своих родителей на «знаменитостей». И у этого явления есть генетические корни: когда-то первобытные копировали поведение самого успешного соплеменника. Для нормального взросления обожание должно быть, но - умеренным. Если подросток сходит с ума по своему кумиру так, что ничего другого не замечает или считает его «вторым я», это сигнал того, что он чересчур одинок и нуждается в более близких отношениях с людьми. В общем, что делать родителям? Ждать, пока любовь к какому-нибудь кадавру пройдет сама, как прыщи.

Не правда ли весьма безобидная на первый взгляд заметочка, как бы невзначай объясняет родителям, что идолопоклонство это норма. И тут же возникает логичный вопрос: а как же насчёт: не сотвори себе кумира? А тут даже не просто кумир, целый идол! Давайте построчно проанализируем сей шедевр. И так, в самом заглавии статьи уже слышится в приказном тоне, что подростки должны, чуть ли не обязаны, не только сотворить себе кумира, а также обожать (обожествлять не много ни мало) и, следовательно, ему поклоняться. Ребенок, который этого не делает, объявлен ненормальным!! Мягко говоря, с отклонением, намекая на его, видимо умственную недоразвитость. Далее: английские психологи, кто они такие? Те, кто перепутал божий дар с яичницей? Кто вместо изучения души копошится в головах? И навязывают всему миру свои якобы «ценности»?! Психологи, незнающие, что эмоции это следствие, а не причины? И что в их понимании «эмоционально развиты»? Видимо проявляют свои эмоции без стеснительно, открыто, порой, даже нагло и без церемонно? Но вот в чём они действительно правы, так это в том, что все эти идолопоклонники «имеют меньше проблем с общением в своей среде», ну это и ежу понятно, что стройный человек в толпе горбатых будет чувствовать себя не в своей тарелке. Смотрим далее, а далее поощряются сплетни!! Прямым, наглым образом, поощряется лжесвидетельство. Ибо сплетня это — слух о ком-либо, чём-либо, обычно основанный на неточных или заведомо неверных, нарочито измышленных сведениях.

Читаем дальше, а дальше ещё страшнее, и печальнее, тут даже и комментировать-то нечего, и так всё ясно как божий день: перекидывают детское обожание со своих родителей на «золотого тельца». Смотрите, как дальше идёт хитрый ход оправдания, якобы, когда-то там давно люди «копировали поведение самого успешного соплеменника». А кто сказал, что это успех? Или они успешны? И успешны в чём? В явных нарушениях Законов Мироздания? В отвращении к богу, потворстве своей животной природе, в пропаганде агрессии, тщеславия, алчности? И кто этот кто решил, что это успех? Совершенно верно имя ему Легион. Далее, автор, вводит обезболивающее: «обожание должно быть, но - умеренным». А кто этого 11-16-летнего учил мерам? Кто знает сам, что это такое и как этим пользоваться? Всё человечество впадает в крайности, то безмерно любит, то безмерно ненавидит. И это потом может вменяться в вину родителям, мол, вы же сами не научили своё чадо мере.

И как обычно бывает у тёмных, они сами себе противоречат. Ибо кто лжёт, рано или поздно попадётся на лжи. Так и в этом случае, следите за мыслью, просто прочтите эти две мысли рядом:

«это сигнал того, что он чересчур одинок и нуждается в более близких отношениях с людьми»

«более эмоционально развиты и имеют меньше проблем с общением в своей среде» и «сплетни очень объединяют сверстников»

Следуя элементарной логике, хочется переспросить автора, так поклонение Сатане эмоционально развивает, объединяет? Или же все-таки делает изгоем, до такой степени, что человеку нужны более близкие отношения с людьми?! Именно, близкие отношения и подразумевают под собой искренность, доброжелательность, честность, что отнюдь не являются качествами Молоха. Ну и последнее, не менее коварное, чем всё предыдущее. Попрошу повнимательней, тебя, дорогой мой читатель, ещё раз вникнуть в эти два предложения:

«В общем, что делать родителям? Ждать, пока любовь к какому-нибудь кадавру пройдет сама, как прыщи»

А теперь прочувствуйте, как в первом предложении вопросе, родителям внушают полную безысходность происходящего. Мол, всё, ппц, вы тут ничего поделать не сможете, душа вашего ребёнка похищена и надолго. Сидите как старуха у разбитого корыта и ждите может его когда нибудь попустит. Как вы думаете, долго вам придётся ждать? Правильно, бесконечно долго! Ибо этими двумя предложениями произвели запись в ваше подсознание, что вы бессильны, и даже ничего предпринимать не нужно, даже элементарной мази для прыщей, пусть ваш ребёнок ходит весь обсыпанный прыщами. И если, читающий, не понял, о чём тут была речь, то не задавайся после глупыми вопросами: в кого же он такой уродился? кто его подменил? что с ним случилось? когда же мы его упустили? И не пугайся когда увидишь у него на смарте или планшете такое вот обожание своих кумиров и идолов променянное на своих родителей.

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.

Но слава богу есть и другие подростки, не знаю, осознаёт ли эта девчонка или нет, но она своими словами сформулировала один из Высших законов, который гласит:

«Насколько на Земле редко встречается настоящая Любовь, настоящая дружба встречается ещё реже»

Пару недель назад «Телеграф» рассказывал , с чем могут столкнуться дети, находясь в интернете без родительского контроля. На этот раз мы подробно изучили современных музыкантов, которые стали кумирами современных подростков. Пришлось постараться, чтобы найти версии песен без мата, но если станет интересно — в интернете можно посмотреть оригиналы.

Элджей (23-летний Алексей Узенюк; хип-хоп)

Элджей появился на музыкальной сцене в 2014 году. Всероссийскую популярность он приобрел в прошлом году, после совместного трека «Дисконнект» с поп-исполнителем и автором песен Кравцом, а также после выхода альбома Sayonara Boy.

В топы музыкальных чартов «ворвался» в 2017 году после выхода трека «Розовое вино» совместно с Федуком — песня заняла первое место в музыкальной премии «ВКонтакте». Она «выстрелила» практически за один день и до сих пор остается на вершинах чартов, является одним из самых скачиваемых на платных музыкальных площадках. На композицию сняли десятки пародий, в числе которых «Под бой курантов» (блогер Юрий Хованский и певец Дмитрий Маликов) и «Розово-малиновое вино» (команда телепередачи «Вечерний Ургант»).

К концу 2017 года на счету Элджея шесть альбомов. В декабре прошлого года он открыл собственный лейбл и начал сотрудничать с группой «Черное кино». Трек «Минимал» , вышедший в конце прошлого года, записан на новом лейбле.

Музыкальный продюсер и телепродюсер Алексей Цапалин считает, что почти со стопроцентной вероятностью многие современные артисты, которые за короткий срок «ворвались» в топы, так же быстро забудутся. И, возможно, «съедут» оттуда они со «звездной болезнью», при этом не понимая, что с ней делать.

«Это проблема тех, кто ненадолго "въехал" на вершину. Так же как участники "Дома-2", "Фабрики звезд" и других реалити-шоу», — поделился продюсер.

Специфичный образ Элджея, кажется, привлекает юных фанатов еще больше (например, белые линзы, от вида которых взрослым чаще всего становится жутко). Под фотографиями рэпера в Instagram сотни хвалебных комментариев, тысячи лайков. В основном — от девочек-подростков. Многие юные фанаты, несмотря на наличие мата в песнях, записывают каверы.

Федук (25-летний Федор Инсаров; рэп)

Федук занимается музыкой более семи лет, а в 2013 году его песня «Околофутбола» стала саундтреком к одноименному фильму. Но в топы российских чартов он «влетел» только год назад, после песни «Розовое вино», которая была записана совместно с Элджеем. Сейчас трек называют одним из главных русскоязычных хитов прошлого года.

Сольные треки также попадают в музыкальные чарты, а юные фанаты записывают кавер-версии и выкладывают в соцсети. В текстах Федука мата в разы меньше, чем у других современных исполнителей.

Face (20-летний Иван Дремин; рэп)

Первый альбом рэпера из Уфы вышел в 2015 году, а спустя два года, после выхода клипа на песню «Бургер», молодой человек стал одним из самых популярных исполнителей во всей России. Публиковать оригинал трека не будем, но вы его обязательно найдите (если вам больше 18 лет, конечно).

Поколение старше 30 лет рэпера, мягко говоря, не любит, но даже они на вопрос «Чем вам нравится рэпер Фейс?» отвечают , что «каждый раз, когда меня выворачивает от Фейса и я осуждающе смотрю на своих учеников, которые его боготворят, вспоминаю, что слушала в 14 лет. И я просто улыбаюсь, ну возраст такой».

В декабре 2017 года Фейса назвали одним из главных персон года по версии соцсети «ВКонтакте», у него большое количество несовершеннолетних фанатов по всей стране. И они, несмотря на обилие мата в текстах песен , также записывают свои версии треков.

«Они — трансляторы современных мыслей. Молодец, например, Фейс, который сообразил, что надо заканчивать ругаться матом, и начать продвигать какие-то более здравые вещи. Они все умные ребята, хорошо образованные. Но то, что они делают, иногда за гранью», — считает Алексей Цапалин.

Little Big (32-летний Илья Прусикин, 36-летний Сергей Макаров, 27-летняя Олимпия Ивлева, 26-летняя Софья Таюрская, 38-летний Антон Лиссов; рэп-рейв)

Группа впервые появилась в 2013 году. Коллектив выложил на YouTube клип на трек Every Day I’m Drinking. Первый полноценный альбом вышел в 2014 году. В феврале-марте 2018 года группа готовит к выходу четвертый студийный альбом.

Участники коллектива называют свой стиль «сатирической арт-коллаборацией» и почти в каждом клипе высмеивают различные национальные стереотипы о русских. Коллектив имеет собственный лейбл — Little Big Family (в него входят российская фолк-панк-хардкор группа The Hatters, российская трэп-исполнительница Tatarka, а также израильская рейв-группа Orgonite). Это единственное видео коллектива, которое можно публиковать. Остальные ищите на официальном YouTube-канале, но будьте готовы к обилию мата.

«Современные артисты на самом деле умеют выражать свои мысли без мата. Они просто занимаются творчеством в формате той аудитории, для которой работают. Надо понимать, что если они начнут совершенно другую историю делать — аудитория их просто не поймет», — предположил Алексей Цапалин.

Pharaoh (22-летний Глеб Голубин; рэп)

Рэпер начал заниматься музыкой в 2014 году, но долгое время был известен только в узких кругах. В 2016 году его называли самым перспективным молодым рэпером России, а в 2017 году он попал в топы музыкальных чартов с треком «Дико, например», а клип стал одним из самых популярных видео в России.

Но и юные фанатки не оставляют рэпера без внимания — сотнями оставляют комментарии под фотографиями в Instagram, а по запросам на YouTube можно найти не одну кавер-версию треков.

И пародий в интернете достаточно. Например, «Советы грибникам» (команда «Вечернего Урганта» на трек «Дико, например») за прошедшие пять месяцев посмотрели более 7,3 млн раз.

«Грибы» (основатель коллектива — Юрий Бардаш; хип-хоп и хаус)

Музыкальный коллектив был основан в Киеве в 2016 году. В России попал в топы чартов и YouTube после выхода клипа на трек «Тает лед» в 2017 году. Участники предпочитают анонимность — не дают интервью, скрывают свои лица и не участвуют в фотосессиях. В конце августа прошлого года продюсер группы заявил, что с декабря коллектив больше не будет заниматься концертной деятельностью, а в ноябре группа отменила все запланированные на конец года концерты. После этого стали появляться слухи о распаде коллектива, но до сих пор никто официально эту информацию не подтвердил.

На самую известную песню коллектива сняты десятки пародий и кавер-версий, а, по мнению сервиса «Яндекс.Музыка», россияне слушали песни коллектива столь же часто, как Эда Ширана и Светлану Лободу. В основном фанатами «Грибов» являются подростки и молодые люди.

Скриптонит (27-летний Адиль Жалелов; рэп)

Впервые о нем узнали в 2013 году, а пару лет спустя Скриптонит выпустил первый альбом («Дом с нормальными явлениями»). Сейчас исполнитель позиционирует творчество как «казахский рэп».

На Instagram рэпера подписано более миллиона человек, и если открыть весь список, то бо льшая часть аудитории — подростки и молодые люди от 12 до 30 лет. Возможность комментирования фотографий в аккаунте отключена, но это не мешает поклонникам любить Скриптонита и выкладывать в интернет кавер-версии его песен.

ЛСП (28-летний Олег Савченко; рэп)

Название проекта — сокращение от английского (Lil’ Stupid Pig). Сольно выступать начал в 2007 году, но в России стал популярен только год назад, после выхода альбома Tragic City и клипа «Монетка».

Несмотря на то, что на ЛСП в Instagram подписано чуть меньше 300 тыс. человек, каверы на его треки снимают в приличных количествах — можно убедиться, набрав соответствующий запрос на YouTube. Несовершеннолетних фанатов не смущает даже пропаганда алкоголя и беспорядочных связей.

«А что было раньше? The Beatles что пропагандировали? Никакой войны, только любовь. The Rolling Stones — секс, наркотики и рок-н-ролл. Это всегда было. Это тот адреналин, который вырабатывается у молодых людей и который надо куда-то деть. Ребята это понимают и играют об этом», — поделился Алексей Цапалин.

Мы (25-летний Даниил Шайхинуров и 17-летняя Ева Краузе; инди-поп)

Даниил ранее сотрудничал с коллективами «Обе две» и «Сансара», а группа «Мы» образовалась в 2017 году, когда он обратил внимание на Еву в Инстаграме, после того, как девушка записала короткий видеоролик с песней.

Коллектив просуществовал недолго — в начале 2018 года они распались по неизвестным причинам. Изначально интернет-пользователи предположили, что группа прекратила существование после того, как студент МГТУ им. Баумана из-за неразделенной любви убил девушку и покончил с собой, так как в записке он указал, что «во всем виновата музыка» (имеется в виду текст песни группы, в которой есть строчки «Мне придется убить тебя, ведь только так я буду знать точно, что между нами ничего и никогда уже не будет возможно»). Также студент сообщил, что после прослушивания трека больше двух раз песня начинает восприниматься как призыв к действию, после чего на Change.org появилась петиция о запрете песни. Однако участник группы Даниил попросил не связывать произошедшее с их коллективом, а 26 января в прямом эфире в Instagram Ева рассказала о распаде коллектива из-за творческих разногласий.

Несмотря на короткое существование, у группы успела появиться собственная аудитория и юные фанаты, записывающие кавер-версии песен.

Аигел (31-летняя автор и исполнитель Айгель Гайсина и 44-летний музыкант Илья Барамия; современный шансон, криминальная лирика)

Коллектив исполняет песни о судмедэкспертах, верховных судьях, сотрудниках правопорядка и других государственных служащих. Песни музыканты пишут на фоне личной истории вокалистки — ее жениха осудили на три года заключения за покушение на убийство (в декабре прошлого года его выпустили по УДО). Альбом «1129» — отсылка к количеству дней, которые он должен был провести в заключении.

Специфичность жанра, кажется, привлекает еще больше фанатов к молодому коллективу — на YouTube стабильно появляются кавер-версии песен коллектива.

«Специфичные образы нравятся тем, кто слушает этих исполнителей. В разные времена были люди с разными образами. Были времена панка — удивительный вид у них всех был, во времена глэм-рока тоже все забавно достаточно выглядело. Это эпатаж, там все — гротеск, все "слишком" и "чересчур". Но это просто сценический образ», — поделился Алексей Цапалин.

Как быть, если образ кумира полностью занял не только стены детской, но и сердце подростка? И всегда ли таланты хорошо влияют на поклонников?

Отпустить, чтобы приблизить

Ещё в раннем возрасте ребёнок через игру познаёт окружающий мир и своё место в нём. Ничего страшного, если ваш малыш любит носиться по комнате в плаще Супермена, а малышка хочет быть похожей на прекрасную фею с крылышками из мультика. Более того, это отличная возможность через привлекательную внешнюю атрибутику объяснить ребёнку, что доброе сердце, любовь к людям, правдивость - важные качества для любого человека.

Конечно, особенно остро вопросы: «Кто я такой?» и «Каково моё место в этом мире?», встают в подростковом возрасте. Но сегодня возрастные рамки такого периода сдвигаются - размышлять на такие сложные темы начинают даже десятилетние.

«До подросткового возраста, как правило, у детей нет своего мнения. Они смотрят на мир глазами родителей, - говорит Наталья Вакула, педагог-психолог центра помощи семье и детям нижегородского центра «Журавушка» . - Порой вообще отсутствуют критические маркеры, по которым оценивается родительское поведение. Например, если в семье кто-то из родителей выпивает, некоторые дети считают это нормой. В подростковом же возрасте ребёнок пытается понять, что он из себя представляет в отрыве от родителей. Для этого ему надо маму с папой «обесценить», то есть родители с их жизненными ценностями должны отойти на второй план. Такое поведение совершенно нормально. Этот кризис надо пережить, иначе он наступит позже и выйти из него будет сложнее».

Обретая кумира в образе звезды спорта, сцены или модельного бизнеса, ребёнок ищет новые шаблоны поведения. В этот момент специалисты рекомендуют родителям не вступать в конкуренцию с внезапным авторитетом дочери или сына.

Здесь речь идёт о готовности родителей отпустить ребёнка от себя, увеличив личностную дистанцию. Это просто необходимо, чтобы ребёнок повзрослел.

Тату на душе

Чаще подростки ищут образцы для подражания в информационном пространстве, где главное место занимает картинка. Ребёнок не имеет жизненного опыта и редко способен оценивать человеческие качества кумира. Попытки взрослых объяснять чаду, что любимая певица - увы, наркоманка, а обожаемый актёр бросает одного ребёнка за другим, скорее всего, не увенчаются успехом.

Подростковый возраст - это изменения не только в поведении ребёнка, но и в его внешности. В этом отношении родители должны быть чуткими. Например, желание делать татуировки и пирсинг, как у кумира, может сигнализировать о психологических проблемах.

«Стремление трансформировать своё тело говорит о невозможности выразить агрессию или о желании наказать себя, - продолжает Наталья Вакула. - Нанесение татуировки или пирсинг - процедуры болезненные. Логика может быть такой: боль душевную надо заглушить болью физической. Получается, татуировка - лишь красивый фантик».

Осторожными надо быть и с диетами. Иногда девочки, желая быть похожими на знаменитых актрис, переступают границы разумного. За внешней хрупкостью и нежеланием разделить с семьёй ужин может скрываться страшная болезнь современности - анорексия! Родителям не надо думать, что эта блажь сама пройдёт и, повзрослев, девочка накинется на тортики и пирожные.

Анорексия - серьёзное психическое нарушение и вид зависимости. В таких случаях следует незамедлительно обратиться к психотерапевту, причём надо быть готовым к тому, что специалист начнёт работать со всей семьёй. Болезнь у ребёнка развилась в определённой семейной системе, и именно здесь надо искать её причины.

Всё пройдёт?

В большинстве случаев любовь к кумирам проходит у подростков вместе со сложным периодом взросления. Многолетняя практика психологических наблюдений показывает: до подросткового возраста мальчики больше находятся в эмоциональном слиянии с мамами, а девочки - с папами. Завершив личностные поиски, ребёнок от телеэкрана или из Сети должен вернуться к образу родителей, только уже девочки к маме, мальчики - к папе. Если этого не произошло, появляются маменькины сынки и папины дочки. Модель их поведения в обществе печально известна.

Также важно не занижать самооценку ребёнка. Низкая самооценка даёт больше шансов, что, став взрослым, человек будет продолжать искать на стороне пример для подражания: «Я лучше, поскольку похож на красивого, успешного, богатого человека».

Родитель может стать образцом для ребёнка только при условии, что ещё до подросткового возраста мама с папой уважительно относились к сыну или дочери, любили их и понимали.

Кумиры знаменитостей

Кумиры дней сегодняшних некогда тоже вырезали из журналов картинки со звёздами и мечтали повторить их путь успеха.

  • Актёр Леонардо ДиКаприо до сих пор считает своим кумиром художника и скандалиста Энди Уорхолла.
  • Певица Алла Пугачёва признаётся, что с детства обожала певицу Клавдию Шульженко.
  • В семье актёра Сергея Безрукова кумиром считали поэта Сергея Есенина.
  • Гений века компьютеров Стив Джобс образцом для подражания считал изобретателя и основателя корпорации Polaroid Эдвина Лэнда.
  • Спортсменка Елена Исинбаева всегда хотела взлетать так же высоко, как белорусский прыгун с шестом Сергей Бубка.
  • Актриса Елизавета Боярская всегда хотела быть похожа на голливудскую диву Вивьен Ли.