Язвенная болезнь - хроническое рецидивирующее заболевание, сопровождающееся образованием язвенного дефекта в желудке и/или двенадцатиперстной кишке, обусловленное нарушением равновесия между факторами агрессии и защиты гастродуоденальной зоны.

В последние годы случаи язвенной болезни у детей участились, в настоящее время заболевание регистрируют с частотой 1 случай на 600 детей. Также отмечают «омоложение» заболевания, увеличение доли патологии с тяжёлым течением и снижение эффективности терапии. В связи с этим язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки у детей представляет серьёзную проблему клинической медицины.

Этиология

Заболевание развивается в результате воздействия на организм нескольких неблагоприятных факторов, в том числе наследственной предрасположенности и эмоциональных перегрузок в сочетании с постоянно действующими алиментарными погрешностями (нерегулярное питание, злоупотребление острыми блюдами, еда «всухомятку» и т.д.). Основными причинами считают расстройство нервных и гормональных механизмов регуляции деятельности желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушение равновесия между факторами агрессии (соляная кислота, пепсины, панкреатические ферменты, жёлчные кислоты) и факторами защиты (слизь, бикарбонаты, клеточная регенерация, синтез простагландинов). Язвообразование связывают с длительной гиперхлоргидрией и пептическим протеолизом, обусловленными ваготонией, гипергастринемией и гиперплазией главных желёз желудка, а также с гастродуоденальной дисмоторикой и длительным закислением антробульбарной зоны.

Важную роль в развитии язвенной болезни играет Helicobacter pylori, обнаруживаемый у 90-100% больных в слизистой оболочке антрального отдела желудка.

Патогенез язвенной болезни

Выделяют несколько механизмов, приводящих к повышению секреции соляной кислоты и пепсинов, снижению продукции слизистых веществ и нарушению моторной регуляции гастродуоденальной зоны. Важная роль в этом процессе отводится ЦНС, оказывающей двоякое воздействие на секрецию и моторику желудка и двенадцатиперстной кишки.

Патологические изменения в центральной и вегетативной нервной системе играют важную роль в нарушении равновесия между защитными и агрессивными факторами, способствуя формированию язвенного дефекта.

Классификация язвенной болезни у детей

Локализация язвы

Клиническая фаза и эндоскопическая стадия

Течение

Осложнения

Вжелудке:

  • тело желудка
  • околопривратниковая

В двенадцатиперстной кишке:

  • бульбарная
  • постбульбарная (около 5% язв)

В желудке и двенадцатиперстной кишке

Обострение:

    I стадия - свежая язва

    II стадия - начало

    эпителизации язвенного дефекта

    Стихание обострения:

    III стадия - заживление язвы

    • без образования рубцов

      с формированием рубца

      рубцово-язвенная деформация

    IV стадия - клинико-эндоскопическая ремиссия

Средней тяжести

Кровотечение

Перфорация

Пенетрация

Клиническая картина

Клиническая картина зависит от локализации процесса и клинико-эндоскопической стадии заболевания.

I стадия (свежая язва)

Ведущий клинический симптом - боли в эпигастральной области и справа от срединной линии, ближе к пупку. Боли возникают натощак или через 2-3 ч после приёма пищи (поздние боли). У половины детей отмечают ночные боли. Выявляют чёткий «мойнигамовский» ритм болей: голод - боль - приём пищи - облегчение. Выражен диспептический синдром: изжога (ранний и наиболее частый признак), отрыжка, тошнота, запоры. Поверхностная пальпация живота болезненна, глубокая - затруднена вследствие защитного напряжения мышц передней брюшной стенки.

При эндоскопическом исследовании на фоне выраженных воспалительных изменений слизистой оболочки гастродуоденальной зоны выявляют дефект (дефекты) округлой или овальной формы, окружённый воспалительным валиком, с дном, покрытым фибриновыми наложениями серо-жёлтого или белого цвета.

    В желудке язвы бывают расположены преимущественно в пилороантральном отделе (обнаруживают чаще у мальчиков).

    В двенадцатиперстной кишке язвы локализуются на передней стенке луковицы, а также в зоне бульбодуоденального перехода. Моторно-эвакуаторные нарушения включают дуоденогастральный рефлюкс и спастическую деформацию луковицы.

II стадия (начало эпителизации язвенного дефекта)

У большинства детей сохраняются поздние боли в эпигастральной области, однако они возникают преимущественно днём, а после еды наступает стойкое облегчение. Боли становятся более тупыми, ноющими. Живот хорошо доступен поверхностной пальпации, но при глубокой сохраняется мышечная защита. Диспептические проявления выражены меньше.

При эндоскопическом исследовании гиперемия слизистой оболочки выражена слабее, уменьшен отёк вокруг язвенного дефекта, исчезает воспалительный вал. Дно дефекта начинает очищаться от фибрина, намечается конвергенция складок к язве, что отражает процесс заживления.

III стадия (заживление язвы)

Боли в этой стадии сохраняются только натощак, в ночное время их эквивалентом может быть чувство голода. Живот становится доступным глубокой пальпации, болезненность сохранена. Диспептические расстройства практически не выражены.

При эндоскопии на месте дефекта определяют следы репарации в виде рубцов красного цвета, имеющих различную форму - линейную, циркулярную, звёздчатую. Возможна деформация стенки желудка или двенадцатиперстной кишки. Сохраняются признаки воспалительного процесса слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, а также моторно-эвакуаторные нарушения.

IV стадия (ремиссия)

Общее состояние удовлетворительное. Жалоб нет. Пальпация живота безболезненна. Эндоскопически слизистая оболочка желудка и двенадцатиперстной кишки не изменена. Однако в 70-80% случаев выявляют стойкое повышение кислотообразующей функции желудка.

Осложнения

Осложнения язвенной болезни регистрируют у 8-9% детей. У мальчиков осложнения возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

    В структуре осложнений доминируют кровотечения, причём при язве двенадцатиперстной кишки они развиваются значительно чаще, чем при язве желудка.

    Перфорация язвы у детей чаще происходит при язве желудка. Это осложнение сопровождается острой «кинжальной» болью в эпигастральной области, нередко развивается шоковое состояние. Характерно исчезновение печёночной тупости при перкуссии живота вследствие поступления воздуха в брюшную полость.

    Пенетрация (проникновение язвы в соседние органы) происходит редко, на фоне длительного тяжёлого процесса и неадекватной терапии. Клинически пенетрация характеризуется внезапно возникающей болью, иррадиирующей в спину, и повторной рвотой. Диагноз уточняют с помощью ФЭГДС.

Диагностика

Диагноз язвенной болезни помимо изложенного выше клинико-эндоскопического его обоснования подтверждают следующими методами.

    Фракционным зондированием желудка с определением кислотности желудочного сока, дебит-часа соляной кислоты и пепсинов. Характерны повышение рН желудочного сока натощак и при применении специфических раздражителей, повышение содержания пепсинов.

Язвенная болезнь — это эрозия внутренней поверхности желудка или двенадцатиперстной кишки (первого отдела тонкого кишечника). Эти эрозии называют «пептическими» язвами, потому что они связаны с активностью воздействия кислоты и пепсина (пищеварительного фермента) на клетки.

Пептическая язва, находящаяся в желудке, называется язвой желудка. Если она находится в двенадцатиперстной кишке, это язва двенадцатиперстной кишки (ЯБДК).

  • Главный признак язвенной болезни — боль в животе .

Боль описывается как грызущая или жгучая, обычно локализующаяся в эпигастральном (верхнем) отделе живота или чуть ниже рёбер с правой или с левой стороны.

Специфика боли зависит от места расположения язвы. При язвенной болезни желудка у детей боль часто усиливается при еде, и иногда ребёнок с язвой желудка может даже подсознательно сократить потребление пищи и даже потерять массу тела.

Напротив, язва двенадцатиперстной кишки у детей, как правило, вызывает боль между приёмами пищи, когда желудок пуст. И боль часто облегчается при еде. Такие дети редко теряют массу тела и могут даже её набирать.

  • Если язва желудка у детей становится достаточно большой, она разрушает кровеносный сосуд, и происходит кровотечение . Врачи называют это «верхним желудочным кровотечением», так как место кровотечения находится в верхних отделах пищеварительной системы.

Симптомы при этом могут быть весьма драматичными (например, рвота ярко-красной кровью), и их невозможно игнорировать.

Если кровотечение совсем небольшое, симптомы могут быть менее выраженными:

  • слабость от анемии, головокружение;
  • учащённое сердцебиение;
  • спазмы в животе, вызванные перемещением крови, раздражающей кишечник;
  • дёгтеобразный стул, образовавшийся в результате переваривания крови в кишечнике.

Пептическая язва, расположенная на стыке желудка и двенадцатиперстной кишки, вызывает набухание в подкладке желудка , что в некоторых случаях провоцирует развитие частичной непроходимости.

Если это так, симптомы могут включать вздутие живота, тяжёлое нарушение пищеварения, тошноту, рвоту и потерю массы тела. Дети с пептической язвой также имеют относительно высокий шанс развития гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и относящихся к ней симптомов, особенно изжоги.

Симптомы язвы желудка и двенадцатиперстной кишки у детей могут напоминать другие патологические состояния пищеварительной системы или проблемы со здоровьем. Поэтому при подобных жалобах необходимо углублённое обследование.

Причины

В прошлом считалось, что стресс и неправильное питание вызывают данное заболевание. Позже исследователи заявили, что желудочные кислоты способствуют формированию большинства язв. Сегодня, однако, исследования показывают, что большинство язв развивается в результате заражения бактерией, называемой Helicobacter pylori.

1. Helicobacter pylori.

Исследования показали, что большинство язв вызвано Helicobacter pylori. Хотя другие факторы, перечисленные ниже, также могут её вызывать, H. pylori сейчас считается основной причиной большинства из них. Бактерия эта живёт в желудке и наряду с секретом кислоты повреждает ткани желудка и двенадцатиперстной кишки, провоцируя воспаление и язвы.

Считается, что эти мощные пищеварительные соки способствуют образованию язв. В идеальных ситуациях желудок может защитить себя от этих жидкостей несколькими способами:

3. Нестероидные противовоспалительные препараты.

Наиболее известными НПВП являются Аспирин, Ибупрофен и напроксена натрий. Они присутствуют во многих препаратах без рецепта, используемых для снижения температуры, облегчения головных и других болей.

НПВП могут влиять на механизмы защиты желудка несколькими различными способами:

  • они могут сделать желудок уязвимым для вредного влияния кислоты и пепсина, препятствуя способности желудка производить слизь и бикарбонат;
  • они могут влиять на восстановление клеток и поток крови в желудочных стенках.

4. Курение подростков.

Исследования показывают, что курение сигарет может увеличить шансы подростка на развитие язвы. Курение сдерживает заживление имеющихся язв и способствует рецидиву.

5. Кофеин.

Напитки и продукты, содержащие кофеин, стимулируют выделение кислоты, что может усугубить существующую язву.

Но стимуляцию желудочной кислоты нельзя приписать только к кофеину.

6. Стресс.

Эмоциональный стресс больше не считается виновником язвенной болезни, но дети, испытывающие его, часто сообщают об усилении боли от уже существующих язв.

Однако и физический стресс может увеличить риск развития язв, особенно в желудке. Например, дети с травмами (тяжелыми ожогами) и дети, перенесшие серьёзную операцию, часто нуждаются в тщательном лечении, чтобы предотвратить язвы и осложнения язвенной болезни.

Без надлежащего лечения у ребёнка с язвенной болезнью могут быть серьёзные осложнения.

Наиболее распространенные проблемы:

  • кровотечение. Поскольку внутренняя поверхность желудка или двенадцатиперстной стенки повреждена, кровеносные сосуды могут также быть частично разрушены. Это вызывает кровотечение;
  • перфорация (потеря целостности). Иногда в стенках желудка или двенадцатиперстной кишки возникают глубокие дефекты, а бактерии и частично переваренная пища могут просачиваться через образовавшиеся отверстия в стерильную брюшную полость и вызывать перитонит (воспаление брюшины) и воспаление самой брюшной полости;
  • сужение и непроходимость. Язва у детей, расположенная в выходных отделах желудка может вызвать отёк тканей и образование рубцов, которые сужают или вовсе закрывают просвет кишечника.

Поскольку тактика лечения различна для разных типов пептических язв, важно правильно её диагностировать и наличие или отсутствие H. pylori до начала терапии. К примеру, лечение язвы, вызванной противовоспалительными препаратами, значительно отличается от терапии язвы, вызванной хеликобактером.

В дополнение к полной истории болезни и физическому осмотру проводят диагностические процедуры:

  • тесты ткани, выполняемые во время эндоскопии;
  • анализы крови, которые определяют наличие антител к H. Pylori. Анализ крови легко выполнить, хотя положительный тест может указывать на уже прошедшее воздействие H. Pylori, а не на активную инфекцию;
  • анализы кала, которые выявляют присутствие антигенов к H. Pylori. Анализ кала становится всё более распространённым для обнаружения этой бактерии, а некоторые врачи считают, что они более точны, чем анализы крови;
  • дыхательные тесты.

Лечение язвенной болезни у детей

Лечение будет зависеть от симптомов у ребёнка, возраста и общего состояния здоровья.

Изменение образа жизни

Никакая определённая диета не помогает большинству детей с пептической язвой. Если кажется, что некоторые продукты ухудшают состояние, обсудите проблему с доктором.

Некоторые подростки курят сигареты. Родители не всегда знают, что их дети курят. Курение тормозит закрытие язвы и провоцирует развитие заболевания.

Врачи могут лечить язву желудка и двенадцатиперстной кишки несколькими видами лекарств:

При лечении H. pylori эти препараты или процедуры часто используются в комбинации.

Хирургическое вмешательство.

В большинстве случаев лекарства против язвы быстро и эффективно её излечивают, а ликвидация H. pylori предотвращает повторное появление большинства пептических язв.

Однако в редких случаях организм ребёнка не реагирует на лекарства, и может потребоваться хирургическая операция.

Профилактика

Предотвращение инфицирования хеликобактерией уменьшит риск формирования язвенной болезни у ребёнка. Еще не совсем понятно, как распространяется эта инфекция. Но следующие меры помогут снизить риск развития язвенной болезни у малыша:

  • часто мыть руки;
  • не контактировать с людьми, у которых есть проявления язвенной болезни;
  • не есть и не пить грязную пищу и воду.

Язвенная болезнь у детей может быть неприятным опытом для родителей и детей, но при своевременном и правильном лечении почти все язвы излечиваются.

Пожалуй, эта тема вызывает больше всего споров и противоречий. Я знаю семьи, в которых все упорядочено и разложено по полочкам: в том числе и режим дня ребенка подчинен достаточно строгим правилам. Но я также знаю семьи, где все очень сильно непредсказуемо: каждый день все происходит в разное время.

Как консультанта по детскому сну, меня часто просят высказать свое мнение по вопросу: нужен ли режим или нет. Мое мнение: режим ребенку однозначно нужен. Более того, я всегда говорю родителям, которых консультирую по проблемам детского сна, что без режима многие проблемы, с которыми они приходят ко мне, решить попросту не удастся.

Обратите внимание: в контексте режима мы сейчас обсуждаем только сон и бодрствование. Мы не обсуждаем сейчас вопрос грудного вскармливания по требованию или по часам.

Прежде всего, определимся с понятием «режим». Я не подразумеваю под режимом жизнь с секундомером в руках, когда все действия совершаются строго по часам в одно и то же время. Напротив, я выступаю за предсказуемое, регулярное чередование активностей и отдыха в течение суток, где допускается некая гибкость. Называю это - рутиной .

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок «хорошо» спал на протяжении всего детства, то наличие постоянной рутины просто необходимо .

Дело в том, что сон и бодрствование управляются совершенно постоянными силами: циркадным ритмом и гомеостатической силой. Гомеостаз - это способность организма саморегулировать свои процессы. Если режим регулярный, то работа налажена и происходит без особых проблем, так как организм установил четкий внутренний ритм. Если режима нет, то саморегуляция происходит не так эффективно: организму трудно разобраться, когда нужно спать, а когда бодрствовать, так как в разные дни он получает совершенно разные сигналы.

Для примера вспомните свое состояние, когда вам доводилось путешествовать через несколько часовых зон. Даже несколько часов разницы доставляют проблему по возвращении. Вы ложитесь спать и не можете уснуть, а утром не в состоянии встать с постели. Примерно такой же эффект для организма мы имеем, когда ведем нерегулярный образ жизни. Если колебания времени начала ночного сна и его окончания значительны (более 30 минут), то организм испытывает определенный стресс.

Многие проблемы детского сна обусловлены отсутствием регулярности и самое поразительное, что мы - родители создаем эти проблемы сами, даже не осознавая масштаба последствий.

Насколько жестким должен быть режим? Что касается сна и бодрствования, то ежедневные отклонения не должны в среднем составлять более 30 минут. Конечно, мы должны принимать во внимание все вовлеченные факторы: например, болезнь ребенка вероятно потребует временной корректировки режима. Но если режим примерно постоянен каждый день, тогда редкие отклонения от него не страшны. Например, в какой-то день вы можете задержаться в гостях и уложить ребенка чуть позже, но это единичное событие не собьет ваш режим. Если же вы каждый день укладываете ребенка в разное время и просыпаетесь, как получится, тогда вероятно вы встретите типичные индикаторы проблемы:

И что нам теперь всем подстраиваться под ребенка?

Родители часто негативно относятся к самой идее режима, так как считают, что это повлечет пожертвование собственных интересов. Моя точка зрения на этот счет такова: если мы ставим сон ребенка в приоритет, понимая его важность для здоровья и развития, тогда нам проще находить ежедневную мотивацию поддерживать стабильность. Если мы осознаем важность полноценного сна для малыша, тогда мы можем найти повседневные решения и наладить свой быт.

Если у вас до сих пор нет режима, подумайте о его внедрении.

Вы можете найти информацию о рекомендуемом режиме дня в следующих статьях:

  • Дневной сон
  • Истерики
  • Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша. Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке. Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.


    Особенности

    Пища, сон, вода, ощущение безопасности - это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

    С этой точки зрения, режим больше нужен не малышу, а его родителям, чтобы оставаться дееспособными взрослыми, которые в состоянии растить ребенка.

    Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале - сразу после выписки из роддома.

    Режим - отличный способ упорядочить жизнь семьи , в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.


    Распорядок дня по месяцам

    На самом первом этапе жизни составлять режим ребенку следует с обязательным учетом норм сна , которые имеют существенные возрастные отличия. Новорожденному, к примеру, требуется не менее 18 часов сна в сутки, ребенку в полгода достаточно 14,5 часов, а годовалому малышу -13,5 часов. Однако многое зависит и от темперамента самого ребенка.

    Некоторые малыши отказываются от дневного сна после 2 лет, но прекрасно выбирают положенные им 12-13 часов сна в ночное время. Попытки родителей все-таки заставить малыша спать в светлое время суток при этом заканчиваются полным фиаско - даже если чадо начинает спать днем, то существенно ухудшается количество и качество сна ночью. А потому составление режима потребует от родителей гибкости и понимания индивидуальных особенностей собственного ребенка.



    Режим питания удобен для родителей, но есть в нем и свои минусы, говорит Евгений Комаровский. У ребенка начинает вырабатываться желудочный сок именно тогда, когда по привычному для него режиму наступает время обеда или ужина. Но по мере взросления, обстоятельства могут меняться, в садике будет другой режим и время обеда сместится на часок, в школе - свой режим и чаду придется снова приспосабливаться. Выработка желудочного сока при отсутствии пищи не идет на пользу организму.

    Учитывая часы питания, следует максимально приблизить их к тому распорядку, который существует в детском саду, который предстоит посещать ребенку или к школьному распорядку.


    Режим прогулок очень важен для малыша и для школьника старшего возраста. Отказываться от прогулок на свежем воздухе нельзя даже во время болезни, особенно если эта болезнь - респираторная. Единственный повод не пойти на улицу - высокая температура. Но как только жар спадает, то, несмотря на насморк и кашель, нужно отправляться на улицу.


    Во время болезни режим ребенка может сбиваться, и это совершенно нормально, утверждает Евгений Комаровский. При правильно организованном распорядке чадо довольно быстро вернется в привычную «колею» после выздоровления.

    Приблизительный режим может быть следующим.

    1-2 месяца

    В этом возрасте потребность во сне - от 18 до 20 часов (в зависимости от темперамента малыша). При этом ночной сон (около 12 часов) может быть прерван на 1-2 кормления. Днем малыш спит 4-5 раз, каждый эпизод сна продолжается около 2 -2,5 часов.

    Среднее число кормлений - 6-7, промежуток между приемами пищи - от 2,5 до 3,5 часов. «Подогнать» этот примерный план под конкретные часы и минуты любая мама сможет исходя из режима дня семьи. Если домочадцы ложатся рано (в 21-22 часа), то водные процедуры и последнее кормление должно приходиться на 20.30. При этом подразумевается, что семья встает в 5.00.

    Если же родители и другие дети в семье ложатся поздно (в 23 часа), то и последнее вечернее кормление должно быть перемещено на 22.30, при этом семья (включая грудничка) просыпается в 7.00.


    3-4 месяца

    У детей в этом возрасте увеличиваются промежутки бодрствования между эпизодами сна, поэтому режим потребует родительской корректировки. Учитывая, что малыш может не спать уже по 1,5-2 часа, то количество эпизодов сна сокращается до 3-4, продолжительность каждого эпизода - 1,5-2 часа.

    Ночью крохе положено около 11 часов сна с пробуждением для кормления. Кушают дети в этом возрасте 5-6 раз в сутки через каждые 3,5-4 часа. При корректировке важно не смешать вечерние процедуры (купание, массаж и последнее кормление должны остаться в то же время, что и раньше).


    5-6 месяцев

    Ночная потребность во сне в этот период остается прежней - 11 часов. Дневные периоды длятся по 1,5-2 часа. Однако количество этих дневных периодов может быть уменьшено до 3. Бодрствует ребенок по 2-2,5 часа.

    Ночью с полугода он может уже не кушать, во всяком случае биологической необходимости в ночном кормлении с 6 месяцев уже нет. Поэтому количество приемов пищи тоже сокращается - до 5 раз в день. Между пищей кроха уже способен выдерживать четырехчасовые интервалы. Общая потребность во сне - около 15 часов в сутки.


    7-8-9 месяцев

    Это уже активный и любознательный малыш, который достаточно большие интервалы времени проводит в бодрствовании. Количество приемов пищи - 4-5 в сутки. От кормления по ночам стоит категорически отказаться. Спит кроха ночью около 10 часов.

    Днем он должен ложиться спать 3 раза, но иногда это количество уменьшается до 2 (ближе к 9 месяцам). Периоды игр и активного познания мира между эпизодами дневного сна могут длиться до 3 часов, главное, не допускать, чтобы малыш переутомлялся и оставался без сна большее количество времени.


    10-11 месяцев - 1 год

    Кушать такой малыш может уже 4 раза в день с интервалами в 4 часа. Количество дневного сна сокращается до 2 раз, но промежутки увеличиваются - до 2,5 часов на каждый сон.

    Потребность в ночном сне - 10 часов. В этом возрасте важно включить в режим более продолжительные, чем ранее прогулки и развивающие занятия.


    1,5 года - 2 года

    В этом возрасте важно откорректировать режим в соответствии с режимом дошкольного учреждения, которое родители выбрали для своего ребенка. Для этого маме нужно нанести визит в садик, поговорить с воспитателями, записать часы завтрака, обеда, полдника, часы занятий и прогулок.

    В среднем дети такого возраста кушают 4 раза в день (с учетом ужина, который в детсадовском режиме отсутствует). Спать днем кроха должен 2 раза, с постепенным переведением на 1 сон (к 2-2,5 годам). Продолжительность каждого «тихого часа» – 1,5-2 часа. Потребность в ночном сне - 10-11 часов.

    Промежутки с учетом индивидуальности ребенка могут отличаться от указанных, важно, чтобы всего в сутки малыш спал около 12,5-13 часов, эта норма обусловлена для него физиологически.


    Как наладить режим?

    Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.