С самых ранних лет следует учить малыша правильно выражать свои эмоции, грамотно строить предложения. На первый взгляд кажется, что процесс не вызовет труда, и на пути к достижению цели не возникнет сложностей. Однако каждый ребенок индивидуален, и может не сразу начать говорить.

Когда учить ребенка говорить

Есть возрастные периоды, по которым можно определить, насколько правильно проходит развитие речи у малыша. Строго определенных правил не существует. Процесс обучения следует начинать с самого рождения: крохе следует петь песни, рассказывать истории, разговаривать с ним во время прогулки. Материнское сердце подскажет, как нужно действовать.

В период от 6 месяцев до года происходит активное формирование мозговых центров, которые ответственны за речь, поэтому общению с малышом следует уделять повышенное внимание.

В период с 2 до 3 лет речевые области практически полностью сформированы. Именно в это время дети начинают свободно выражать свои мысли, говорить, и обучение должно проходить максимально активно. Не стоит переживать, если к этому возрасту не происходит резкого скачка. Оптимальный вариант – проконсультироваться со специалистом, и при отсутствии признаков болезни или физиологических отклонений продолжать развивать речевой аппарат.

Нормы речи детей разного возраста

Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.

Что говорит ребенок до 12 месяцев

Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.

Нормы речи для детей 1-1,5 года

Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.

К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.

Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.

Как должны говорить дети 2-3 лет

В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.

Что ребенок должен говорить в 3-4 года

Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.

Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.

Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].

Что дети говорят в 4-5 лет

Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.

Речь ребенка 6-7 лет

Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.

Как учить говорить и развивать речь ребенка

Развитие речи у годовалых детей, малышей постарше и дошкольников проходит по-разному. Важно не просто ориентироваться на установленные нормы, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как научить говорить ребенка в 1 год

Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в год не говорит того, что считается нормой для этого возраста. Что делать в этом случае?

  • Старайтесь общаться таким образом, чтобы он отвечал. К примеру, собираясь на прогулку, можно спросить, какого цвета обувь ему больше нравится. Естественно, соответствующим образом малыш ответить не сможет, но несколько связных звуков – тоже результат.
  • Чаще общайтесь с малышом: на прогулке, дома, в магазине, в гостях.
  • Озвучивайте вслух все свои и его действия. Это может быть уборка по дому, обсуждение животных, игрушек.
  • Уделяйте внимание чтению большого количества книг, просмотру картинок. Можно выбирать не только сказки, но и энциклопедии для детей. Возможно, малыш проявит интерес к животным, насекомым, климатическим явлениям и т. п.
  • Общайтесь, используя правильную речь, без сокращения и коверканья слов. Разговаривайте с малышом как со взрослым человеком.

Не стоит волноваться, если не получается добиться положительного результата. Часто бывает, что малыш еще не готов в 1 год к полноценному общению.

Развитие речи детей 2-3 лет

Если ребенок общается с трудом или совсем не говорит в 2 года, необходимо стимулировать его речь.

Что можно сделать:

  • Поиграть в «алфавит». Малыши этого возраста любят повторять буквы за взрослыми. Необходимо четко и звонко проговаривать звуки, это дает определенные навыки в познании азбуки.
  • Чаще задавать вопросы, на которые сложно ответить однозначно: «нет» или «да».
  • Повторять те слова, с которыми малышу трудно справиться, или те, где он «проглатывает» окончания.
  • На любой проблемный звук следует подбирать стихи или песенки. При этом нужно проговаривать каждую строчку вместе с ребенком, чтобы он видел, как взрослый это делает.
  • Поправлять малыша каждый раз, когда он пытается заменить сложный звук на более простой. Чаще всего это бывает с буквами «л», «ж», «р» и «с».
  • Давать слушать детские песенки, смотреть познавательные мультфильмы, знакомить с новыми людьми: сверстниками и взрослыми. В общении малыш будет быстрее развиваться.

Насчет неправильного произношения буквы «р» в этом возрасте волноваться не стоит. Помощь специалиста потребуется, если проблема не решится к 6 годам.

Обучение речи ребенка 4-5 лет

Развитие речи для детей в возрасте от 4 и до 5 лет должно проходить посредством игр, упражнений и тренировок.

Не следует забывать о совместном просмотре книг с картинками. Нужно, чтобы малыш пытался максимально много рассказывать о предметах, которые видит. Хорошо помогает разучивание стихов и песен наизусть.

Как развить речь детям 6-7лет

Главное в процессе развития речи ребенка 6 лет – сформировать фонематический слух, научить выделять из больших предложений слова, а из слов – конкретные звуки. Кроме того, важно, чтобы дети делили на слоги хотя бы маленькие слова. Это важно не только для речи, но и дальнейшего умения внимательно читать и осознавать прочитанное.

Чтобы избежать речевых отставаний, необходимо делать следующее:

  • Регулярно давать детям самые лучшие литературные произведения. Причем ребенок не просто должен его послушать (если не умеет читать), а попытаться пересказать или приготовить сценку, где он играл бы роль главного героя.
  • Загадывать загадки, давать разнообразные задания, связанные с текстами или словами. К примеру, это может быть правильная расстановка слогов, слов в предложении. Следует внимательно следить за ошибками, вовремя их исправлять, регулярно повторять то, в чем у ребенка замечено слабое место.
  • Играть в словесные игры. Самые простые и популярные связаны с перестановкой букв в обратную сторону, подбором синонимов. Многим детям нравится игра «третий лишний».
  • Проговаривать с малышом пословицы и поговорки. Это считается одним из самых эффективных методов развития речевого аппарата, устранения дефектов.

Лучше всего, если все проблемы будут устранены до похода в 1 класс, чтобы малыш не испытывал трудности в чтении и письме.

Многие родители делают все, чтобы у малыша правильно развивался речевой аппарат: перечитывают горы литературы, записываются на консультации, обращаются в детские центры. Лучше всего – попробовать несколько способов, и выбрать максимально подходящий для малыша.

Методика «Буквограмма»

Развивающая методика «Буквограмма» – настоящий помощник для родителей. В основе программы, разработанной кандидатом психологических наук С. Шишковой, лежат принципы нейропсихологии, логопедии, а также дефектологии. Рассчитана не только на детей дошкольного возраста, которые слабо концентрируются на материале и неусидчивы, но и на подростков.

Цель использования методики – активизация памяти и внимания, а также корректировка всех видов речи.

Эти задачи осуществляются через увлекательные занятия, включенные в программу. Умственная работа чередуется с тренировками дыхания, физическими упражнениями. Шишкова считает, что правильное дыхание способствует усилению работы мозговых центров. Всего в программу включено 20 занятий, которые требуют регулярного выполнения.

Шишкова о методике «Буквограмма»:


Мультики для развития речи ребенка

Просмотр мультфильмов – одно из любимых занятий любого ребенка. Однако даже это увлечение можно превратить в полезное. Есть множество мультиков для развития речи, которые принесут огромную пользу при правильном подборе.

В возрасте от 3 до 5 лет малыш впитывает всю увиденную и услышанную информацию, поэтому пополнить его словарный запас можно через мультфильмы с красочными персонажами.

Стоит обратить внимание, на возрастные ограничения. Некоторые познавательные мультсериалы («Смешарики. Пин-код», «Фиксики») будут интересны школьникам младших классов, а вот «Клуб Микки Мауса» или «Уроки тетушки Совы» – идеальные варианты для дошкольников.

Игры, развивающие речь у детей

Для развития речи можно играть с детьми. Если ребенок любит строить рожицы и кривляться, ему понравится играть в «забавные гримасы». Один из родителей должен сесть напротив малыша и рассказывать, что от него требуется. Это может быть просьба надуть щеки, высунуть язык, подвигать в разные стороны челюстью и т. п. Главное, использовать как можно больше комбинаций, чтобы задействовать максимум мышц лица.

В игре «часики» нужно, чтобы ребенок поработал языком, представив, что это часовая стрелка. Двигать им следует, меняя каждый раз скорость, в разных направлениях.

Другой вариант игры – предложить крохе изображать жирафа и мышку. В первом случае малыш должен встать на колени, поднять руки, сжатые в ладонях, потянуться максимально высоко на вдохе. Соответственно, на выдохе кроха изображает мышку, присев, опустив голову, обхватив руками колени. Обязательно соблюдение многократности повторений.

Известный педиатр Евгений Комаровский советует родителям не переживать, если ребенок не говорит до 2 лет. Стоит забить тревогу, если малыш достиг трехлетнего возраста, и не умеет правильно выразить свои мысли или отказывается говорить вообще.

  • Говорить с крохой нужно, не используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  • Если малыш долго молчит, то ситуацию поможет исправить детский сад. Некоторые дети раскрываются именно в такой обстановке.
  • Детям нужно регулярно включать музыку, начиная от забавных песенок из мультфильмов и сказок, заканчивая классикой. Все это оказывает положительное влияние на восприятие речи, звуков, мира.
  • Использовать для бесед любую свободную минуту. Обсуждать можно все: цвет проезжающей на улице машины, рост пробегающей собаки, растительность и т. п., главное – использовать большое количество прилагательных.
  • Постоянно задавать вопросы, даже, если кроха отказывается на них отвечать.

Положительная динамика при регулярных занятиях обязательно будет заметна, если малыш здоров и у него не наблюдается каких-либо физиологических отклонений.

Методика Ушаковой по развитию речи детей

Обучение связной речи – процесс долгий и сложный. Помочь родителям может методика известного доктора педагогических наук О. Ушаковой. Цель программы – совершенствование произношения звуков, улучшение дикции.

Методика построена на маленьких стихотворениях, скороговорках, потешках и играх.

Программа подразумевает задействование синтаксического, лексического, а также фонетического строев с целью ускоренного развития осмысленной и связной речи. Она отлично подходит для маленьких ребят, посещающих детский сад, для школьников. Многие логопеды выбираю методику как базу для исправления дефектов речи.

Развитие речи дошкольников на основе методики Ушаковой:

Скороговорки для развития речи детей

Скороговорки – помощники не только в познании родного языка, но и в совершенствовании речевого аппарата. Причем многие ребята отдают предпочтение именно скороговоркам, а не стихам или песням, что связано с увлекательностью их произношения и весельем. Быстрое произношение трудно построенной фразы помогает устранить большинство проблем.

Если грамотно построить процесс ознакомления со скороговорками, то крохе будет уже тяжело оторваться от их изучения. Ему понравятся не только сами веселые занятия, но и возможность продемонстрировать свои способности друзьям. Начать можно с таких легких примеров, как «щеночкам щеточками чистили щечки» или же «жил жираф, жир жевал».

Не стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в раннем возрасте, ведь навыки речи у каждого проявляются в разное время. Единого правила обучения не существует, родителям придется выбирать из множества вариантов, экспериментировать, наблюдать за реакцией крохи. Терпение и умение прислушиваться к малышу приведут к положительному результату.

Каждый родитель, у которого появился чудесный малыш, в определенный момент задумается над вопросом правильного развития ребенка. На сегодняшний день существует большое количество информации по развитию детей и в электронной форме и в литературе, множество каналов транслируют передачи для молодых родителей. Одним из важнейших элементов жизни ребенка, является речь и ее развитие . Когда ваш ребенок начинает произносить первые звуки, следует постоянно поддерживать с ним разговор. Речь ребенка 2 лет вам, как родителям, хоть и понятна, однако все равно слышатся неправильное произношение, проглатывание букв, и именно в этом случае взрослым необходимо помогать малышу, правильно произносить слова и фразы. Ни в коем случае нельзя постоянно «сюсюкаться» с вашим крохой, особенно если вы желаете ему донести новое слово, либо озвучить название предмета.

Ребенок в 2 года уже в некоторой мере понимает интонацию голоса, ему можно показывать игрушку и озвучивать голосом зверюшек, так ребенок не только будет запоминать грубые и писклявые голоса животных, но и пытаться повторять их самостоятельно. В этом возрасте ребенок понимает смысл всех слов своих родителей, однако в среднем выговаривает около 200 либо 300 слов , малыш пытается связывать по 2-3 слова вместе, например: «мама пришла!», «машина поехала», «яблоко упало». Речь ребенка 2 лет имеет такие особенности: кроха говорит как бы от третьего лица, либо называет себя по имени. Двухлетние детишки довольно хорошо понимают суть короткого рассказа о каких-либо действиях, событиях, которые с ним происходили, отвечает на некоторые вопросы.

Ребенок способен выполнять несколько поручений и просьб взрослых, умеет жалеть, благодарить. Имеет способность дополнять короткие и знакомые стихотворения либо песенки. Неплохо справляется с описанием лица человека, картинки либо другого предмета. У малыша хорошо получается давать оценку самому себе и своим действиям. Малыш отлично знает, что нужно сказать при встрече и прощаясь с детками и взрослыми.

Как развивать речь ребенка 2 лет.

В двухлетнем возрасте большая часть детишек умеет излагать свои мысли, они называют названия предметов, состояния окружающего мира, свои собственные ощущения. Однако именно в этот период родители должны решить одну из главных задач изъяснять грамматические правильные фразы, пополнять запас слов. Чтобы развить речь ребенка 2 лет применяют полезные упражнения.

  1. Во-первых, необходимо научить малыша воспринимать себя в первом лице, чтобы он понимал что он - это «Я», а так же запомнил такие местоимения как «ты» и «мы».
  2. Во-вторых, ребенок должен уметь правильно склонять глаголы. Для этого можно поиграть с ним в игру, взять например слово «бегать» и чтобы малыш попробовал сам склонить глаголы по лицам: «я бегаю», «ты бегаешь», «мы бегаем».
  3. У многих деток есть проблемы с произношением таких букв как «м», «б», «р». Чтобы научить ребенка произносить их, необязательно обращаться к логопеду, можно и самим попробовать избавиться от этой проблемы. Например, придумать выражения, в которых эти буквы будут иметь важное место: «у дедушки доска», «маленький мячик» и т.д.
  4. Также можно научить вашего малыша общаться с другими детишками. Для этого необходимо немного поиграть с ним и попытаться завести знакомство, будто вы такой же ребенок, при этом лучше начинайте разговор первыми и задавайте ему наводящие вопросы, что бы он смог на них ответить. Например: «Привет, меня зовут Оля, давай поиграем?, «Как тебя зовут?», «Ты покажешь мне свои игрушки?» и т.д.

Развитию речи в 2 года помогает и совместная деятельность (игры) ребенка с родителями, можно построить ребенку из конструктора машину или дом, при этом каждое свое действие желательно описывать, время кормления тоже можно не тратить даром, а задавать ребенку вопросы, что он кушает, название продуктов, вкусовые качества и другое, в процессе одевания так же есть возможность научить ребенка называть вещи правильно, своими именами. Можно сказать, что речь можно развивать при каждом удобном случае!

Каждый родитель знает, что развитие речи у мальчишек и девчонок несколько отличается. Девочки намного раньше развиваются, у них быстрее пополняется словарный запас. Мальчики же довольно часть излагают свои мысли на своем языке.

Что делать если ребенок в 2 года не разговаривает?

Прежде всего, необходимо не впадать в панику и не накручивать себе дурные мысли. Если ваш ребенок физически хорошо развивается, не страдает неврологическими заболеваниями, тогда у вас нет причин для волнения. В случае же если ваш малыш перенес тяжелое заболевание, отстает в развитии, не желает повторять за вами слова и буквы, не выполняет ваши просьбы и просто игнорирует их, следует обратиться к специалисту.

Каждый родитель должен уделять больше времени своему маленькому человечку, выходя с ребенком на прогулку нужно рассказывать ему о том, что происходит вокруг, что дует ветер, светит ярко солнышко, моросит дождик и т.д. Чтение стихов, книжек только поможет развить память ребенка, однако при приобретении литературы следует обращать внимание на: иллюстрации, они должны быть яркими, красочными и большими, страницы книги должны быть плотными, чтобы малышу было удобно их перелистывать, в целом содержание книги должно соответствовать возрасту ребенка, быть ему интересным. Не нужно заменять свое общение с детьми на просмотр мультфильмов и других программ с телевизора либо компьютера. В случае же если ваш ребенок проводит более 5 часов в день у экрана телевизора, как результат этого - обеспеченная задержка речи.

Советуем все достижения вашего маленького чуда записывать и фиксировать, ведь это по настоящему чудесные превращения и открытия, появлению которых вы способствовали и приложили массу усилий. Помимо этого, будучи взрослым, ваш сын или дочка наверняка захотят вспомнить свои детские годы!

Учитывая все наши советы, вы с маленького возраста воспитаете грамотного, умного, смышленого ребенка. Эти знания и навыки, которые вы заложите в этот период жизни, помогут ребенку в его дальнейшем жизненном пути, при поступлении в детский сад, либо в школу. Поэтому не ленитесь и больше уделяйте внимания своим прекрасным малышам!

Аморфные слова - это слова, не обладающие морфологическими характеристиками. Слово «аморфный» произошло от греческого amorphous (бесформенный). Такие слова еще называют «аномальными словами», характерными для детской речи, словами-фрагментами, которые содержат только часть слова, словами-звукоподражаниями, контурными словами. У ребенка первыми появляются аморфные слова в период лепета. Бывает, что период лепета затягивается. Малышу уже 3-4 года, а он плохо разговаривает. И тогда возникает вопрос: что делать и как разговорить ребенка. Обсудим подробнее, как разговорить ребенка и как помочь ему, если возникают проблемы.

Время с 6 месяцев жизни малыша до 12 месяцев считается периодом лепета, периодом аморфных слов, звукоподражаний. А 12-ый месяц, вообще, — расцвет лепета.

Ребенок говорит вместо «машина» «асина», вместо «собака» — «авака» и так далее. Когда ребенок начинает говорить предложениями, он тоже использует аморфные предложения: «Тата ди куп-куп» — «Таня идет купаться». И когда врач спрашивает на приеме, во сколько ребенок заговорил, он понимает, что мамы говорят о лепете (не речи!), периоде аморфных слов. Это особенности психолингвистики.

Период аморфных слов, звукоподражаний есть в жизни каждого малыша. Представьте, вы слушаете прекрасное музыкальное произведение, где есть виолончель, скрипка, другие музыкальные инструменты. Разве вы сможете повторить это произведение сразу? Так и ребенок: он слышит речь, понимает, но говорить сразу не сможет. Поэтому и существует в процессе формирования нервной системы и подготовки артикуляционного аппарата звуковой этап развития, период лепета, аморфных слов, звукоподражания.

Недоразвитие речи у детей

Если у ребенка до года отсутствует аморфный период, имитация речи, звуков, которые он слышит, то может наблюдаться недоразвитие речи.

Недоразвитием речи у детей называют состояние, которое связано с неправильным формированием речи, выявляющимся, обычно, в полном объеме в возрасте трех лет. Именно тогда ребенок начинает пользоваться речью активно.

Как разговорить ребенка? В чем причины молчания?

Причины недоразвития детской речи могут быть разные:

  • Неблагоприятные воздействия внутриутробного периода (интоксикация, токсикоз) и во время родов (родовая травма, асфиксия).
  • Преждевременные или стремительные роды.
  • У ребенка недостаточно развиты двигательные способности (моторика). По мнению ученых, физические упражнения способствуют подготовке движения артикуляционных органов (нижней челюсти, языка, губ).
  • После перенесенных серьезных заболеваний.
  • Наследственность позднего развития речи (генетическая расположенность).
  • Поздняя коррекция патологии ротовой полости (короткая уздечка и т.д.).
  • Недостаточное общение ребенка с родителями. Иногда родителей устраивает, что они понимают жесты или звукоподражания малыша.

Общее недоразвитие речи - это не симптом какого-либо заболевания, чаще всего оно проявляется при недостаточном речевом внимании детям со стороны родителей.

Недоразвитие речи — это сигнал родителям, но, отнюдь, не повод для паники. Здесь важна активная позиция родителей, желание организовать общение с ребенком правильно. Необходимо приложить усилия, уделить максимум времени, терпения и внимания, чтобы разговорить ребенка.

Помощь родителей

Как помочь ребенку начать говорить? Во-первых, вы должны способствовать развитию подражательной речевой деятельности в виде разных звуковых проявлений.

Во-вторых, должны расширять объем понимания речи. Ребенка необходимо «разговорить», дать импульс к развитию активной речи.

Если в 1,5 — 2,5 года ребенок плохо разговаривает, не обязательно сразу обращаться к логопеду или дефектологу, вы сами можете оказать адекватную помощь и организовать коррекционные занятия. Помните, что логопед не врач, а педагог. Он учит правильно произносить звуки, строить предложения. Эффективен он с 4 - 5 лет, но ждать этого возраста не желательно, возможны торможения психического развития. И здесь задача родителей - помочь ребенку. Важно проводить занятия ежедневно. Вы должны понимать, что преодоление нарушений речи своевременно - гарантия успешной учебы и жизни в будущем.

Занятия, с помощью которых можно разговорить ребенка

Под занятиями с детьми надо понимать игры. Ведь только через игру ребенок познает мир. И родителям надо также активно в них участвовать. Отсутствие общения с ребенком - причина того, почему дети поздно начинают говорить.

«Произносим гласные звуки»

Для таких игр необходимо подготовить иллюстрации. Примеры игр:

  • Рассматриваем картинку, где девочка качает куклу. Говорим: «Это Катя. Катя укладывает куклу спать. Она поет: «А-а-а!» Давай ей поможем. Вместе с ребенком имитируем укачивание куклы, повторяя: «А-а-а!» Показываем, как надо широко открывать рот.
  • Рассматриваем картинку, где у мальчика болит зуб. Говорим: «Это Леня. У него болит зуб. Он вздыхает: «О-о-о!» Задаем вопрос: «Как вздыхает Леня?» При произнесении качаем головой, прижимая ладони к щекам.
  • Рассматриваем картинку, на которой изображен паровоз. Говорим: «Смотри! Это паровоз. Он приближается к вокзалу и гудит: «У-у-у!» Спрашиваете: «Как гудит паровоз?» Хорошо бы иметь в руках игрушечный паровоз.

«Произносим согласные звуки»

  • Расскажите ребенку, как шелестят листики, когда ветер качает деревья: «Ш-ш-ш!» Встаньте, покажите руками, как раскачиваются деревья на ветру, произнося: «Ш-ш-ш!» Сделайте это с ребенком.
  • Показываем картинку, где изображен комарик. Говорим: «Это комар. Он летает и поет: «З-з-з!»Предлагаем малышу спеть такую песенку, круговыми движениями показывая, как летает комарик.
  • Картинки о жуке помогут научиться произносить звук «ж» (жужжит), о ежике — «ф» (фыркает) и так далее.

«Постучим, пошуршим»

Задача этой игры - развитие восприятия звуков на слух. Для игры подберите разные материалы: ложки, бумагу, палочки, полиэтиленовый пакет, фольгу и другие.

Познакомьте ребенка со звуками: постучите молоточком, пошуршите пакетом, порвите бумагу и так далее. Озвучьте с ребенком эти звуки. Затем пусть малыш повернется к вам спиной и угадает на слух, какой предмет издает звук. Пусть повторит звук вслух.

«Весёлая песенка»

Эта игра развивает правильное речевое дыхание. Для игры нужна игрушка. Например, кукла. Вы говорите, что кукла Оля пришла в гости, что она танцует и поет: «Ля-ля-ля!» Предложите спеть вместе с куклой Олей. Следите, чтобы ребенок произносил три слога, дальше учите петь более длинные песенки из 6-9 слогов.

«Что будет дальше?»

Вы рассказываете какую-то историю. Потом останавливаетесь на интересном эпизоде и предлагаете ребенку продолжить дальше. Если малышу будет трудно, задайте наводящие вопросы. Например: «Как ты думаешь, девочке (мальчику) удалось найти клад?», «Что он (она) сделали?», «Как родители встретили детей?»

Большое внимание следует уделять , начиная с самой простой - лепки пластилином, глиной. Одна из причин, почему малыш плохо разговаривает, отсутствие нужной моторики. А пальчиковые игры способствуют ее активному развитию и помогают разговорить ребенка.

Важно помочь ребенку своевременно, чтобы к школе проблемы недоразвития речи были решены. Если вы не видите прогресса в речи своего ребенка после длительных, систематических занятий, то, конечно, следует обратиться к специалистам. У детей с речевым недоразвитием можно оценить слух (обследоваться у сурдолога). Для оценки развития есть соответствующие возрасту тесты. Это денверский тест оценки психомоторного развития, шкала Бейли (оценивание грудных детей), шкала раннего речевого развития.

Для выяснения причин, почему ребенок плохо разговаривает, надо обращаться к невропатологу. Они консультируют с 1 года. Дефектологи занимаются с детьми с двух лет (помогают развивать мышление память, моторику). Педагоги-корректоры работают с детьми с 2,5 лет. А логопеды с 4-5 лет.

Отсутствие речи у детей в возрасте двух лет часто становится поводом для беспокойства родителей. Они озадачены вопросами, как научить малыша говорить? Не отстает ли ребенок по развитию от своих сверстников? А может уже давно стоило забить тревогу и обратиться за помощью к специалистам?

Родительское отношение к «молчанию» своего двухлетнего чада делится на две категории:

  • Чрезмерная обеспокоенность. Когда ребенок в 18 месяцев не знает алфавит и не общается развернутыми предложениями, в отличие от соседского мальчика Саши, который в 2 года говорил сложными предложениями.
  • Игнорирование проблемы. Когда врачи сошлись на едином мнении, и ставят диагноз «задержка в развитии», а родители настойчиво игнорируют этот факт. Им кажется, что малыш абсолютно здоров и никакой проблемы не существует.

Под термином «задержка речевого развития» (ЗРР) подразумевают замедленные темпы овладения устной речью детьми младше трех лет.

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

Физиологические причины:

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

  • Ребенок обделен родительским вниманием.
  • Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно. Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
  • Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
  • Пребывание вдали от матери.
  • В семье общаются на двух или более языках.
  • Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
  • До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Какие меры предпринять при ЗРР?

Заподозрив у своего малыша задержку речевого развития, не откладывайте визит к специалистам.

Важно своевременно принять меры, так как данная проблема имеет стойкую динамику к увеличению, что впоследствии приведет к формированию у ребенка задержки психо-речевого развития (ЗПРР).

Некоторые родители ошибочно полагают, что лечением ЗРР занимаются логопеды. Но они только научат ребенка говорить различные звуки, составлять устно предложения, проведут логопедический массаж речевого аппарата для улучшения дикции.

При ЗРР, кроме логопеда, вам понадобится консультация следующих специалистов:

  • невропатолога;
  • дефектолога;
  • детского психолога.

Только специалист сможет выявить проблему, если она есть, и назначить корректное лечение.

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.
  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно. Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем.

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик». Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

  • Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
  • Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
  • Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
  • Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
  • Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
  • Зарядка для пальчиков. Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
  • Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
  • Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
  • Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной». При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда. Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем. Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать - и ребенок начнет разговаривать сам?

Этапы развития речи

От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем. Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса. При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.

Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения. Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице. Это важно для становления будущей дикции ребенка.

К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.

От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.

В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового. Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров. Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.

Проведение своевременной диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:

  • новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
  • малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
  • у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
  • малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
  • маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
  • ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
  • малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.

Любой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.

Неврологические проблемы

Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:

  • поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
  • длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
  • хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
  • затяжных или стремительных родах ;
  • приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
  • гипоксии плода;
  • переношенности или недоношенности;
  • несовместимости крови матери и плода;
  • родовых травмах;
  • черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
  • приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Аутизм

Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.

Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:

  • нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
  • низкое социальное взаимодействие ;
  • стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года - это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Что предпринять?

Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

Как должны вести себя родители

Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.

Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:

  • выключенные радио, телевизор и компьютер;
  • внимание родителей.

Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

Развитие мелкой моторики

Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.

У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.