• Климук Ярослав Аполлонович

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы - Климук Ярослав Аполлонович

Одним из широко распространенных методов политики «раскрестьянивания», применявшихся большевистским правительством в 1920 начале 1930-х гг., являлось массовое лишение сельских жителей избирательных прав. Впервые вопрос о лишении избирательных прав как мере социального давления на так называемых «врагов народа», к которым относилась и часть крестьянства, был поставлен еще в Конституции РСФСР 1918 г. Лишение избирательных прав сельского населения проводилось по двум основным признакам. Во-первых, за применение наемного труда, во-вторых, за эксплуатацию сельскохозяйственных машин. За основу определения лиц, лишавшихся прав, брали данные, предоставляемые финансовыми органами. Лишение избирательных прав владельца хозяйства автоматически причисляло к лишенцам всех материально зависимых от него членов семьи. Сравнение общесоюзных и региональных данных (лесостепного Алтая) позволяет сделать вывод о дифференцированном подходе со стороны местных органов власти к процессу лишения избирательных прав. Характерной чертой процесса лишения избирательных прав является то, что рассмотрение дел «лишенцев» находится в ведении не избирательных комиссий, а партийных и советских органов, собраний сельской бедноты. С началом проведения сплошной коллективизации и переходом к политике ликвидации кулачества как класса их функции передаются специально создаваемым «тройкам» и «пятеркам». К рубежу 1920-1930-х гг. институт лишения избирательных прав принял массовый характер, объективно способствовал дальнейшему «раскрестьяниванию» и формированию репрессивной системы государства. Все это позволило сталинскому режиму перейти к массовым репрессиям не только в отношении крестьян.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам, автор научной работы - Климук Ярослав Аполлонович,

  • Дискриминационные ограничения лишенцев в военной и образовательной сферах в 1920-1930-е гг. (на материалах Карачаевской автономной области)

    2016 / Атаев Таулан Иосифович
  • Лишение избирательных прав в кампанию выборов в Советы 1928-1929 гг. В национальных регионах Поволжья (на примере сельских местностей мордовии и Татарстана)

    2011 / Ергина Наталья Михайловна
  • Репрессии «По закону»: лишение избирательных прав советских граждан

    2011 / Кринко Е. Ф.
  • Из истории политических репрессий в горном Алтае в период 1920-1930-х гг

    2017 / Эшматова Гульнара Бахтияровна
  • Лишение и восстановление в избирательных правах православных церковнослужителей Западной Сибири в середине 1920-х - середине 1930-х гг

    2016 / Москаленская Дарья Николаевна

Deprivation of the Peasants of the Suffrages as a Method of Policy «Raskulachivanie»

By one of the most widespread methods of policy «raskrestyanivanie», used by bolshevic government in 1920 beginning 1930 years, was the mass deprivation of the village inhabitants of the suffrages. For the first time question on deprivation of the suffrages as to a measure of social pressure on so-called «of enemies of the people», to which the part of peasantry concerned also, was put in the Constitution of RSFSR of 1918. The deprivation of the suffrages of the village population was carried out to two basic attributes. First, for application of hired work, secondly, for operation of agricultural machines. In a basis of definition of a circle of persons of the losing rights, the data given by financial bodies laid. The deprivation of the suffrages of the owner of a facilities automatically ranked to «lishency» all the members of family, financially dependent on him. The comparison all-union and regional given (forest-steppe of Altai) allows to make a conclusion about the different approaches on the part of local bodies of authority to process of deprivation of the suffrages. Characteristic feature of process of deprivation of the suffrages was that the disposal of legal proceeding «lishency» was in conducting not of selective commissions, and party and Soviet bodies, assemblies" poor peasants. With the beginning of realization continuous collectivization and transition to policy of liquidation «kulachestvo» as class of their function are transferred specially created «troyka» and «pyaterka». To a boundary 1920-1930 years the institute of deprivation of the suffrages has accepted mass character, objectively promoted further «raskrestyanivanie» and formation of repressive system of the state. All this has allowed a Stalin mode to proceed to mass reprisals not only concerning the peasants.

Текст научной работы на тему «Лишение крестьян избирательных прав как метод политики «Раскулачивания» (на материалах цхаф АК)»

Я.А. Климук

Лишение крестьян избирательных прав как метод политики «раскулачивания» (на материалах ЦХАФ АК*)

Процесс «раскрестьянивания», характерный для периода перехода к индустриальному обществу, по определению Т. Шанина, заключается в лишении крестьянства «четырех сущностных черт этой социальной группы: во-первых, крестьянское семейное хозяйство (двор) как основная единица социальной организации крестьянства с достаточно обширным набором функций. Во-вторых, хозяйствование на земле как способ существования и его основной источник. В-третьих, специфические культурные образцы, привязанные к образу жизни малой сельской общности как основа традиционной культуры. И, наконец, в-четвертых, подчиненное положение - господство не крестьян над крестьянами как источник социальной напряженности в обществе» .

Одним из широко распространенных методов политики «раскрестьянивания», применявшихся большевистским правительством в 1920 - начале 1930-х гг., являлось массовое лишение сельских жителей избирательных прав. Такая ликвидация конституционного права выбирать и быть избранными для представителей значительной части населения страны, по сути, лишала их не только гражданских прав, но и обычного человеческого достоинства. Притом она являлась одной из мер политической расправы с неблагонадежными крестьянами, наиболее часто использовавшейся в период становления тоталитарного режима в СССР. Следствием же этого лишения, как справедливо замечают С.А. Красильников, М.С. Саламатова, Т.М. Смирнова и другие современные авторы , являлась принудительная маргинализация одной из самых многочисленных социальных групп российского общества.

Впервые вопрос о лишении избирательных прав как мере социального давления на так называемых «врагов народа», к которым относилась и часть крестьянства, был поставлен еще в Конституции РСФСР 1918 г. Статья 65 четко определяла круг лиц, которые «не избирают и не могут быть избранными». В него входили: «а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход (как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.); в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России

* Центр хранения архивного фонда Алтайского края.

дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором» .

Начиная с 1926 г. положения Конституции, рассчитанные на период перевыборных кампаний, детализировались «Инструкцией о выборах городских и сельских Советов и о созыве Съезда Советов» от 26 ноября 1926 г. В статье 15 данного документа конкретно указаны группы сельского населения, подлежащие лишению избирательных прав. Во-первых, это «земледельцы, применяющие наемный труд, имеющие наряду с земледельческими хозяйствами собственные или арендованные промысловые и промышленные заведения и предприятия с применением постоянного или сезонного наемного труда, занимающиеся наряду с земледельческим хозяйством скупкой и перепродажей...». Во-вторых, к этой же категории были отнесены «лица, закабаляющие окружающее население путем систематического предоставления в пользование имеющихся у них сельскохозяйственных машин» .

Лишение избирательных прав владельца хозяйства автоматически причисляло к лишенцам всех материально зависимых от него членов семьи, что свидетельствует о расширении практики «лишенче-ства». Характерно, что данная категория существенно пополнилась за счет семей красноармейцев и бывших красных партизан. Так, в середине 1920-х гг. лишенцы еще могли восстановиться в правах, если кто-либо из членов семьи служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). С переходом к жестко репрессивной политике в отношении зажиточных слоев деревни ситуация коренным образом меняется. Например, из рядов РККА по «политико-моральным соображениям» был уволен гражданин с. Калмыцкие Мысы Поспелихинского района В.Т. Татаренков и Ф.К. Жданов из с. Новые Склюхи Рубцовского района за то, что «отцы их осуждены по ст. 107 УК и лишены избирательных прав». На этом основании комиссар полка обратился в окружной исполком с требованием о постановке вопроса «о лишении избирательных прав и зачислении в тыловое ополчение самих красноармейцев» . Иначе говоря, в конце 1920-х гг. служба в РККА сыновей уже не спасает родителей от лишения избирательных прав. Напротив, сам факт

«лишенчества» родителей приводил к увольнению их сыновей из рядов Красной Армии.

Отнесение лиц, использующих наемный труд, а также живущих на «нетрудовые» доходы к числу лишенцев должно было осуществляться на основе предоставленных финансовыми органами сведений о величине уплаченного налога. Таким образом, между экономическими и политическими методами давления на крестьянство с середины 1920-х гг. существовала тесная взаимосвязь. Размеры начисленного единого сельскохозяйственного налога и индивидуального обложения хозяйства в подавляющем большинстве случаев приводили к лишению избирательных прав владельца такого хозяйства. Нередки были случаи и обратной взаимосвязи. Крестьянин, лишенный властью по каким-либо причинам избирательных прав, тут же облагался налогом в индивидуальном порядке. Хозяйство его автоматически причислялось к «кулацким».

В то же время лишение избирательных прав не имело прямого политического значения. Доля лишенных избирательных прав от числа взрослого населения страны была уж слишком мала (несмотря на значительный рост данной категории в конце 1920 -начале 1930-х гг.). А это значит, что для большевиков «лишенцы» не представляли реальной угрозы на выборах. Вызывала опасения сама тенденция роста активности зажиточных слоев во время выборов на фоне вспышек вооруженной борьбы недовольных «раскулачиванием» крестьян.

Избирательные кампании в местные органы власти, идеологическая пропаганда расширения творческой активности масс через органы самоуправления вселяли в крестьян надежду на возможность улучшения своего бедственного положения. Несомненно, что в местные органы власти при этом стремились прежде всего те слои сельского населения, которые в условиях существующего режима теряли свои основные доходы. Зажиточное крестьянство, как наиболее заинтересованное, вело активную агитацию против существующей системы и находило поддержку не только середняцких, но и бедняцких слоев деревни. Лишение избирательных прав позволяло нейтрализовать возмущение в крестьянской среде на законодательной основе, разобщить сельское население. Декларировалось это как отрыв середняка от кулака, затормаживание дифференциации социальных слоев, нивелирование их экономического и социального статуса. В результате крестьянин и его семья фактически исключались из общества и не имели даже минимальных прав. Лишенец не мог избирать и быть избранным в руководящие государственные учреждения, общественные организации, не имел возможности занять какую-либо должность, учиться в средних специальных или высших учебных заведениях, зачастую, заниматься определенными видами деятельности.

К концу 1920-х гг. в стране полностью завершилось формирование однопартийной избирательной системы. По мнению С.А. Красильникова, лишенчество начинает выполнять следующие функции: «а) превентивную (предотвратить возможное усиление позиций и влияния в обществе тех или иных групп, потенциальных или реальных противников большевизма); б) проведения искусственного структурирования общества (как часть политики деления общества на своих сторонников и противников); установления поэтапного тотального контроля над основной частью общества; привлечения к проведению мер ограничительно-дискриминационного характера (соучастие) социальных низов; поддержания в обществе атмосферы раскола и конфронтации - поддержание психологии агрессии в отношении бывших привилегированных сословий и корпораций» .

Наконец, лишение избирательных прав являлось, с одной стороны, своего рода прологом к прямым массовым репрессиям. Хорошо поставленные учет и контроль над «лишенцами» позволяли без особого труда выявлять объекты для репрессий.

Анализ общесоюзных и региональных данных о численности и составе категорий «лишенцев» на протяжении второй половины 1920-х гг., приведенный С.А. Красильниковым, позволяет говорить о резком расширении как практики, так и базы «лишенчества» в течение одного-двух лет. Особого внимания заслуживает ужесточение в эти годы политики в отношении социально активных и экономически независимых зажиточных слоев крестьянства. Кроме того «лишен-чество» эволюционирует в сторону наследственной дискриминации сословия, т.к. отмечается количественный рост лишенных избирательных прав членов семей «лишенцев», достигших 18 лет. Об этом свидетельствуют протоколы заседаний комиссий по пересмотру ходатайств и списков лишенных избирательных прав за 1930 г. .

Как отмечает М.С. Саламатова , по своей социальной структуре «лишенцы» в сельской местности весьма неоднородны. Их деление на категории условно, так как «эксплуататоры наемного труда» могли торговать или владеть сельскохозяйственными предприятиями, а торговцы, мельники и т.п., как правило, имели хозяйства и прибегали к наемному труду. В связи с этим в качестве «кулаков» рассматриваются только лица, лишенные избирательных прав за эксплуатацию наемного труда и сдачу в аренду сельскохозяйственных машин.

Как правило, наряду с указанными признаками существовал целый ряд признаков не столь существенных и распространенных (табл. 1). Только один из них - «душевная болезнь» - можно считать вполне легитимным даже в современной конституционной трактовке избирательного права.

Данные, приведенные выше, не дают полной картины об экономической состоятельности «лишенцев»

Таблица 1

Соотношение отдельных районов Алтайского края по признакам лишения избирательных прав

Признак лишения избирательных прав Тюменцевский район Косихинский район Тальменский район Волчихинский район Угловский район

Коли- чество, чел. % Коли- чество, чел. % Коли- чество, чел. % Коли- чество, чел. % Коли- чество, чел. %

Всего лишено избирательных прав 228 114 587 752 416

Эксплуатация наемного труда Из них как единственный признак 190 83,3 63 55,3 156 26,6 512 68 399 95,9

137 72,1 6 9,5 48 30,8 187 36,5 241 60,4

Эксплуатация с/х машин Из них как единственный признак Две с/х машины Более двух с/х машин 50 21,9 82 71,9 332 56,6 241 32 51 12,3

10 20 31 37,8 30 9 28 11,6 1 2

4 8 14 17 68 20,5 27 11,2 12 23,5

0 4 4,9 34 10,2 17 7 0

Наличие предприятий и промыслов Из них как единственный признак Как основной признак Более одного предприятия 22 9,6 22 19,3 97 16,5 144 19,1 75 18

6 27,3 2 9 18 40,2 21 14,6 3 4

1 4,5 0 39 40,2 66 45,8 39 52

2 9 0 5 5,2 10 6,9 8 10,7

Торговля Из них как единственный признак 1 0,4 6 5,3 75 12,8 36 4,8 9 2,2

0 0 38 50,7 11 30,6 2 22,2

Спекуляция Из них как единственный признак 15 6,6 3 2,6 75 12,8 113 15 39 9,4

8 53,3 0 10 13,3 27 23,9 6 15,4

Духовенство 4 1,75 2 1,75 19 3,2 40 5,3 3 0,7

Душевнобольные 0 0 14 2,4 20 2,7 0

Политически неблагонадежные 4 1,75 14 12,3 28 4,8 71 9,4 29 7

Другие признаки 4 1,75 24 21 40 6,8 13 1,7 1 0,2

того или иного района, поскольку лишение избирательных прав проходило зачастую сразу по нескольким признакам. Обозначенные районы, относящиеся к разным по своему географическому, демографическому и экономическому положению округам, по этому показателю также были неоднородны. Так, в целом по краю лишение избирательных прав по одному и нескольким признакам составляет примерно 50%. По отдельным же районам картина складывается совершенно иная. В наиболее развитых Косихинском и Тальменском районах по одному признаку лишали в 26,3 и 34,9% случаев соответственно. В Тюменцевс-ком районе этот процент достигает 77,2 (табл. 2). При этом из 190 случаев по Тюменцевскому району, когда лишение избирательных прав проходило по признаку применения наемной рабочей силы, в 137 (72,1%) - это был единственный признак. В то же время для Коси-

хинского района характерно преобладание лишения за эксплуатацию сельскохозяйственных машин как единственному признаку (табл. 1).

Таким образом, напрашивается вывод о дифференцированном подходе со стороны местных органов власти к процессу лишения избирательных прав, об очень серьезном отношении к нему со стороны партии большевиков и советских органов. Усредненные данные по стране или только по Западно-Сибирскому краю, чаще всего используемые исследователями, не дают представления о своеобразии процессов, проходивших на местах. Для более глубокого понимания лишения избирательных прав как метода раскулачивания необходимо его всестороннее изучение и осмысление последствий.

Крестьянские хозяйства, причисленные к «кулацким», были очень разными по количеству едоков

Таблица 2

Соотношение отдельных районов Алтайского края по одному или нескольким признакам лишения избирательных прав

Район Всего лишено избирательных прав, чел. По одному признаку По нескольким признакам

Всего, чел. % Всего, чел. %

Тюменцевский 228 176 77,2 52 22,8

Косихинский 114 30 26,3 84 73,7

Тальменский 587 205 34,9 382 65,1

Волчихинский 752 370 49,2 382 50,8

Угловский 416 257 61,8 159 38,2

Всего 2097 1038 49,5 1059 50,5

и работников. Состав семьи и соотношение работоспособных ее членов с иждивенцами очень важен для характеристики экономического состояния крестьянского хозяйства. По этим показателям лишь менее трети хозяйств условно можно отнести к зажиточным: 28,5% имели более семи едоков, 26,1% - трех и более работников. В основном в семьях было от четырех до семи едоков (65,9%) и два взрослых работника (ок. 60%) . Таким образом, большинство семей было не в состоянии обработать свой надел без применения наемного труда.

По оценке В.П. Данилова, «при экстенсивном характере крестьянского хозяйства посевная площадь относилась к числу основных показателей размеров его земледельческого производства» . В среднем хозяйство сельского «лишенца», причисленного к кулакам, в Сибирском регионе засевало 7,9 дес. посева. Это соответствовало уровню середняцкого, а не зажиточного хозяйства. На середняцкое хозяйство Юго-Западной Сибири приходилось 7,52 дес. посева . Для Алтая усредненное «кулацкое» хозяйство в 1929 г. засевало 11,2 дес. .

В.П. Данилов отмечает еще один показатель имущественной и социальной дифференциации крестьянства - «распределение рабочей и тягловой силы в сельскохозяйственном производстве» . В среднем на одно хозяйство в группе «лишенцев», относимой к «кулачеству», приходилось 2,18 лошади (на Алтае 2,8) и 2,07 коровы (на Алтае 2,74). Это в целом близко к показателям среднего сибирского хозяйства. В районах Юго-Западной Сибири на одно середняцкое хозяйство приходилось 2,3 лошади и 2,8 коровы .

Одной из важнейших характеристик материального положения сельских «лишенцев», наряду с применением в хозяйстве наемного труда, была обеспеченность сложными сельскохозяйственными машинами, сдача их в наем. Данные показатели служили формальным основанием для лишения прав и причисления крестьян к категории «кулаков». По статистике того времени, 68,7% сложных сельскохозяйственных машин принадлежали крестьянам-се-реднякам . Включение владельцев техники в разряд зажиточных крестьян было продиктовано политическими соображениями.

Характерной чертой процесса лишения избирательных прав является то, что рассмотрение дел «лишенцев» находится в ведении не избиркомов, а партийных и советских органов, собраний сельской бедноты. Сведения о лишении избирательных прав содержатся в выписках из протоколов заседаний пленумов различных сельских Советов: «Слушали: О лишении избирательных прав Угрюмова Якова за спекуляцию скотом и мясом ряд лет. Постановили: лишить избирательных прав» ; в протоколах заседаний сельских ячеек ВКП (б): «Слушали: о лишении избирательных прав и выселении из пределов района кулака Вдовина Алексея Федоровича. Постановили: Вдовина А.Ф., как эксплуататора... лишить избирательных прав...» ; в выписках из протоколов общих собраний бедноты: «Слушали: о лишении избирательных прав гражданина Абалмасова Трофима Гавриловича. Постановили: Абалмасов Трофим занимался покупкой и перепродажей подсолнухов и продчих продуктов в Барнаул. С оттудова набирал колесы и продчие материалы продавал гражданам и по сему Абалмасов считается лишенным» * .

С началом сплошной коллективизации и проведением политики ликвидации кулачества как класса избиркомы и даже советские органы не справляются с потоком дел по лишению избирательных прав. Их функции передаются специально создаваемым «тройкам» и «пятеркам».

В одном только Покровском районе Барнаульского округа Западно-Сибирского края такими специальными органами с формулировкой: «лишить избирательных прав, выслать за применение наемного труда» было лишено избирательных прав 3302 человека .

Таким образом, к началу 1930-х гг. лишение избирательных прав превращается в многофункциональный инструмент дискриминации значительной части населения СССР. Во-первых, лишение избирательного права являлось достаточным основанием для дальнейшего «раскулачивания». Во-вторых, понижалась политическая активность наиболее экономически обеспеченного и самостоятельно мыслящего крестьянства. В-третьих, нарушались нравственные семейные устои.

* Сохранены орфография и стиль документа.

Лишение избирательных прав главы семьи приводило к тому, что другие ее члены (обычно взрослые сыновья) нередко пытались всячески показать свою непричастность к «прегрешениям лишенца». В обществе складывается порочная практика отказа детей от родителей, достигшая пика своего развития в конце 1930-х гг. Это наносит сокрушительный удар по традиционной крестьянской культуре, ее патриархальным устоям, в лучшем смысле этого понятия. Тем самым

«лишенчество» разрушает одну из сущностных черт крестьянства.

Наконец, к рубежу 1920-1930-х гг. институт лишения избирательных прав принял массовый характер, объективно способствовал дальнейшему «раскрестьяниванию» и формированию репрессивной системы государства. Все это позволило сталинскому режиму перейти к массовым репрессиям не только в отношении крестьян.

Библиографический список

1. Шанин Т. Понятие крестьянства / Т. Шанин // Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. - М., 1992.

2. Красильников С.А. На изломах социальной структуры. Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 - конце 1930-х гг.) / С.А. Красильников.

Новосибирск, 1998 [Электронный ресурс] // Шр://^"^^. zaimka.ru/soviet/krasiln1_p1

3. Саламатова М.С. Социальный облик «лишенцев» г. Новосибирска в 1927-1936 гг. / М.С. Саламатова. - Новосибирск, 1996.

4. Смирнова Т.М. «Бывшие»: штрихи к социальной политике советской власти / Т.М. Смирнова // Отечественная история. - 2000. - №2.

6. СУ РСФСР. - 1926. - №75. - Гл. II. - Ст. 15.

7. ЦХАФ АК. - Ф. Р-201. - Оп. 1. - Д. 32.

8. ЦХАФ АК. Ф. Р-243. - Оп. 1а. - Д. 214.

9. Саламатова М.С. «Лишенцы» / М.С. Саламатова // Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920-30-е гг.). - Новосибирск, 2004.

10. ЦХАФ АК. - Ф. Р-679. - Оп. 1. - Д. 1281.

Л. 22-74; Д. 1283. - Л. 1-12, 47-48, 60-60об., 63-65, 69-72, 138-143; Д. 1285. - Л. 27-28; Д. 1286.- Л. 7-10,

12-18, 23-26, 33-34, 37-40; Д. 1287. - Л. 19-40, 44-83, 105-109; Д. 1288. - Л. 9-28; Ф. Р-647. - Оп. 2. - Д. 30.

Л. 1-5, 12-14, 16-32, 35-36, 42; Ф. Р-1454. - Оп. 1.

Д. 1. - Л. 39-64, 69-75, 78, 94-95; Ф. Р-603. - Оп. 5.

Д. 10. - Л. 284; Д. 11. - Л. 5-9; Д. 25. - Л. 50-52; Ф. Р-677.

Оп. 4. - Д. 2. - Л. 41-46. - Д. 4. - Л. 17-27, 68-69, 74-83; Д. 6. - Л. 44-65об; Д. 12. - Л. 7-10; Д. 14. - Л. 14-22; Д. 16. - Л. 31-36, 63, 65, 84-89; Д. 17. - Л. 1-11; Д. 30.

Л. 36-444; Д. 36. - Л. 1-15; Д. 44. - Л. 6-8; Д. 47. - Л. 3-7; Д. 48. - Л. 2-3; Д. 51. - Л. 60-63; Д. 56. - Л. 8-15, 19-21, 33-39; Д. 59. - Л. 36-37, 62, 66-79, 85-92, 94-98, 134-138, 144-150; Ф. Р-680. - Оп. 1. - Д. 869.

11. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство / В.П. Данилов.

12. Сибирский край: статистический справочник.

Новосибирск, 1930.

13. Климук Я. А. Налоговая политика в Алтайской деревне в 1920-х гг. / Я. А. Климук // Алтайский архивист.

2006. - №1(11).

14. ЦХАФ АК. - Ф. Р-243. - Оп. 1а. - Д. 12.

15. ЦХАФ АК. Ф. Р-680. - Оп. 3. - Д. 18.

16. ЦХАФ АК. Ф. Р-243. - Оп. 1а. - Д. 14.

17. ЦХАФ АК. Ф. Р-243. - Оп. 1а. - Д. 113.

18. ЦХАФ АК. Ф. Р-680. - Оп. 3. - Д. 27.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная работа посвящена лишенцам и тому, почему они появлялись в период с 1918-1936 г.г.

Почему данная работа актуальна в наше время? Все просто, чтобы знать о данном явлении и не совершать больше подобных ошибок. Для того, чтобы учиться на погрешностях наших предков. И знать историю собственной страны.

Так как эта тема не часто поднимается и многие люди даже не знают, кто такие лишенцы и, что эти самые лишенцы вообще существовали, я бы хотела осветить эту тему и попытаться раскрыть ее.

Цель работы: В данном труде мы рассмотрим, когда начали появляться лишенцы на территории нашей страны, причины возникновения данного «социального статуса», рассмотрим насколько стремительно развивалось изменение численности, чего лишались эти люди и как выживали в тех условиях, что у них были.

Задачи: Проанализировать доступную информацию, дать определение, попытаться раскрыть причины возникновения.

Для начала, обратимся к значению слова «лишенец»?

Лише́нец (также возможен вариант лишак) — 1)неофициальное название гражданина РСФСР, СССР, в 1918—1936 лишённого избирательных прав согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов.2) Человек, лишённый избирательных и других гражданских прав на основании принадлежности его к эксплуататорскому классу.

Теперь можно обратиться к статьям, в которых лишенцы и их лишения были закреплены:

Конституция РСФСР 1918 года устанавливала статьей 65, что:

Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Конституция РСФСР 1925 года содержала аналогичный список лиц, лишённых избирательных прав, в ст. 69 и предоставляла таковые права трудящимся иностранцам в ст. 11.

Статьей 15 «Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве Съезда Советов» от 26 ноября 1926 года указывались следующие группы населения, подлежащие лишению избирательных прав. Во-первых, это «земледельцы, применяющие наемный труд, имеющие наряду с земледельческими хозяйствами собственные или арендованные промысловые и промышленные заведения и предприятия с применением постоянного или сезонного наемного труда, занимающиеся наряду с земледельческим хозяйством скупкой и перепродажей…». Во-вторых, к этой же категории были отнесены «лица, закабаляющие окружающее население путём систематического предоставления в пользование имеющихся у них сельскохозяйственных машин».

Инструкцией о выборах был установлен и порядок восстановления в избирательных правах «при условии, если эти лица в настоящее время занимаются производительным и общественно-полезным трудом и доказали лояльность по отношению к Советской власти». Лишенцы имели возможность обжаловать решение избирательных комиссий в недельный срок со дня опубликования или ознакомления со списком лишённых избирательных прав. Но данная операция по восстановлению в правах была одной из самых тяжелых, т.к. требовала много сил и времени.

Сам же декрет от 4 ноября 1926 года восстановил в правах некоторых людей, лишенных этих самых прав, по конституции 1925 года.

Так чего же лишались лишенцы? Фактически ограничения в правах касались не только права избирать и быть избранным. Лишенцы не могли получить высшее образование, часто фактически лишались права проживать в Москве и Ленинграде, а также вернуться в то место, где они были арестованы. Последняя мера должна была предотвратить образование антисоветских групп, партий, организаций и т. п.

Лишенцы не имели возможности «занимать ответственные должности, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде, поручителем, опекуном». Они не имели право получать пенсию и пособие по безработице. Им не позволялось вступать в профсоюзы, в то же время не члены профсоюза не допускались в руководство промышленных предприятий и организаций. Лишенцам не выдавались продуктовые карточки, либо же выдавались по самой низшей категории. Напротив, налоги и прочие платежи для «лишенцев» были существенно выше, чем для остальных граждан.

В 1920-е годы началась кампания по выселению лишенцев из коммунальных квартир, а также исключению их детей из школ. Детям «лишенцев» было крайне затруднительно получить образование выше начального. То есть формально не запрещалось учиться в школах и даже в ВУЗах, но при этом заявлялось, что на всех мест не хватает, и поэтому Советская власть в первую очередь будет обеспечивать возможность образования для детей трудящихся, а дети эксплуататоров — в последнюю очередь. Вместо призыва в армию сыновья лишенцев зачислялись в так называемое «тыловое ополчение».

Из этой информации следует, что лишенцы (люди-те, кого по какой-либо причине лишали прав.) были проблемой послереволюционной и советской России.

Обратимся к нескольким примерам из биографии Игоря Владимирова, семья которого не понаслышке знала, что такое быть лишенцами.

Вот какой случай, который произошел с отцом и дядей, описывает Игорь Владимиров:

"В школу, где они с моим отцом учились, привезли американское какао. Сразу выстроилась очередь из учеников к раздаточному столу. Понятное дело, малолетние братья Владимировы тоже стоят в очереди. Как же, американское какао! Пришёл директор школы и вывел их из очереди - вам не полагается! Долгое время казалось, что в этом распоряжении директора превалирует личностный фактор. Но нет. В соответствии с конституцией Российской Федерации 1918 года были законодательно определены группы населения, которые лишались большинства гражданских прав наряду с любыми формами пособий от государства. Часть этих ограничительных мер носила декларативный характер (какое ещё избирательное право могло существовать при советской власти, тем более в условиях «военного коммунизма»), но вот лишение человека средств к существованию естественным образом вело к его гибели. В распоряжении новых хозяев России оказались не только секретные исследования по управлению, как общественным сознанием, так и поведением отдельных личностей, но и практики подавления воли больших групп населения."

А также описание второй волны поможет нам лучше раскрыть эту тему:

"Вторая волна ломки и дробления прежних социальных групп была обрушена в 1926 году с принятием новой конституции. Под эту волну ещё более разветвлённой сети репрессий попала Анна Кирилловна Данилина (Владимирова), чей муж, кавалерийский офицер, погиб в Первой мировой войне, защищая своё Отечество. Вместе с нею арестовали моего двоюродного брата Валентина Данилина. Это был высокий и красивый молодой человек. Спрашивается, чего такого мог натворить 16-летний молодой человек, чтобы бросать его в кровавую мясорубку. Несмотря на отрицание генетики как науки, советские властители с большим вниманием относились к наследственным признакам, преобладающим в народах, над которыми они собирались властвовать. "

По всей стране появились, не побоюсь этого слова, изгои, они изгонялись и порицались обществом, они лишались практически всего, лишенцы-это действительно более подходящее название.

В нашем городе лишенцев было очень много, так как людей ссылали большим количеством и как правило в Сибирь.

Единственной путем к свободе для лишенцев была Александровская пересылка в Иркутске, благодаря которой некоторые люди могли сбегать из России.

Конституция РСФСР 1937 года предоставила избирательные права всему населению. В советских анкетах, заполняемых при приёме на работу, сохранялся пункт «лишались ли права голоса, когда и за что», так как до 1 января 1961 года действовал п. «д» ст. 20 УК РСФСР 1926 г. и аналогичные статьи УК союзных республик, устанавливавшие, что поражение политических и отдельных гражданских прав может применяться судами как мера социальной защиты по отношению к преступникам.

Дела о лишении и восстановлении в избирательных правах граждан Волховского района Ленинградской области от" А " до "Я" период с 1929 года по 1936 год. ЛОГАВ, фонд Р-504 ,опись 3 .более 1100 дел.г. Волховстройг.Новая ЛадогаБологовский с/сВерховинский с/сВолховский с/сВольковский с/сВоскресенский с/сВышовский с/сВындиноостровский с/сЕжовский с/сЗареченский с/сКолчановский с/сЛиговский с/сМасельгский с/сНаволоцкий с/сНемятовский с/сНизинский с/сПлехановский с/сПорожский с/сПрусыногорский с/сПульницкий с/сРебровский с/сСяськорядковский поселковый советУсадищеский с/сХотовский с/сЧаплинский с/сЧернавишский с/сЧерноушевский с/сЛесинский с/с.

Саламатов приводит очень хорошие данные статистики:

В 1922 лишенцы в сельской местности составляли 1,4 %, в 1923 - 1,3 % от числа избирателей (около 7 % в городах). В 1924 в РСФСР не имело избирательных прав 843 217 человек (около 2 % населения). В ходе кампании 1925 лишенцев в СССР насчи-тывалось 1 млн 40 тыс. (1,63 % от числа избирателей), РСФСР — 700 621 (1,7 % от взрослого населения), Сибир-ском крае — 32 931 человек (0,9 % взрослого населения). В выборную кампанию 1926/27 общая численность лишенцев в СССР достигла 3 млн, РСФСР — 1 млн 980 тыс., Сибирском крае — 141 тыс. человек; в 1928 — 3 млн 716 тыс., 2 млн 433 тыс., 218 тыс. человек соответственно. В 1931 в РСФСР официально значи-лось 1 млн 842 тыс. человек. К 1934 доля лишенцев в СССР в горо-де составляет 2,1 %, сельской местности — 2,6 %, в РСФСР — 1,9 и 2,6 % соответственно.

Я думаю, что все мы понимаем для чего это было сделано:

Государство не хотело, чтобы ему кто-то ставил палки в колеса. И поэтому от,так называемых, инакомыслящих избавлялись в зародыше. Думаю, вывод никто лучше, человека к этому причастного не опишет ":Чудовищный опыт над российским народом, учинённый интернациональным преступным сообществом (ИПС), не имел ничего равного в истории человечества. До сих пор блокируются сведения как о теоретических изысканиях, так и чёрточки повседневного быта жителей нашей страны, в частности, эпохи «военного коммунизма». Причём, делается это весьма тщательно и последовательно. Где мы можем узнать о том, что для поездки из одного в другой район Петрограда требовалось разрешение Домкома или другой вышестоящей советской организации? Или без соответствующей справки-разрешения с гербовой печатью невозможно было поехать в другой район для похорон родного отца? Создаётся впечатление, что готовность к применению самых различных форм насилия по отношению к российскому народу и его различных сословий в ИПС существовала ещё до Октябрьского переворота. Что Первая мировая война и последующая гражданская, о необходимости которой в России ещё в 1914 году заявлял вождь большевиков Владимир Ленин, были призваны обескровить российские народы, чтобы лишить их способности сопротивляться насилию со стороны ИПС. Были мобилизованы не только мощные этнические группы латышей, венгров, чехов и других национальностей, но были завезены даже большие воинские контингенты китайцев. Об этом обстоятельстве успел рассказать Михаил Булгаков, спасибо ему и за это. В частности, был сразу использован «передовой» английский опыт по созданию концентрационных лагерей во время англо-бурской войны. Первый советский концлагерь для нашего народа был обустроен в Спасо-Андроньевском монастыре в том же 1918-м году."

И на последок, самый яркий пример, который как нельзя лучше покажет, как было трудно лишенцам:

"Оставим это семейство и вернёмся к сёстрам-лишенкам в Люберцы, которые не получали ни пенсий, ни продовольственных карточек, но у них была немецкая овчарка, которая состояла на служебно-воинском учёте и которой полагался продовольственный паёк. Этим пайком пёс Ратмир делился со своими хозяйками-лишенками и спас их от голода."

Заключение:

Несомненно, лишение избирательных прав следует рассматривать как крупную репрессивную акцию. Её результатом стало разрушение привычного жизненного и хозяйственного уклада, семейных связей и нравственных устоев внутри больших социальных групп. А это в свою очередь к нарушению внутреннего состояния народа, а значит и страны.Нечто подобное будет использовано для дальнейших репрессий, связанных напрямую с экономическими проблемами страны 1930-х годов.

А также классовая ненависть мешала большевикам использовать опыт многих людей, которые причислялись к лишенцам, в строительстве индустриального общества, таким образом советское общество лишало людей мобильности, как горизонтальной, так и вертикальной.

Такое больше не должно повториться нигде, ни в нашей стране, ни в какой другой. А для этого нужно знать и помнить о таком явлении, как лишенцы.

Список литературы:

1.Конституция 1918 года.

2.Конституция 1925 года.

4. Красильников С.А. На изломах социальной структуры: Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 - конец 1930-х гг.). - Новосибирск, НГУ, 1998

5. Указ "О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка"

6. УК РСФСР 1926 г /Редакция 05.03.1926

7. «Незабытое прошлое».Карпенков С. Х.

9. Саламатов М.С. «Лишенцы»//Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920-1930-е годы). Новосибирск, 2007

При проведении перевыборов Тагильского горсовета в 1928/29 гг. количество лиц, лишенных избирательных прав, по сравнению с 1926/27 гг. увеличилось на 69,4%. Во время самой перевыборной кампании дополнительно выявили и лишили изби­рательных прав 81 человека. С увеличением количества лишен­цев росла подача жалоб о восстановлении в избирательных пра­вах. В 1928 г. в Н. Тагильский горизбирком поступили 81 жалоба и ходатайства, из которых 17 было удовлетворено, отказали в 53 случаях, в 11 – затребовали дополнительные документы (8). При­менительно к масштабам республики в 1925/26 гг. через ВЦИК РСФСР прошло 469 жалоб и заявлений, в 1929 г. – уже 35,5 тыс. заявлений о восстановлении в избирательных правах (9).

В 1929 г. процесс лишения избирательных прав тесно вплетается в систему репрессивных мер, связанных с коллекти­визацией и ликвидацией крестьянства как экономически само­стоятельного класса. В постановлении СНК СССР от 21 мая 1929 г. лица, лишенные избирательных прав за систематическое применение наемного труда в сельском хозяйстве или на пред­приятии, в промысле, официально назывались кулаками. В Н. Тагиле горизбирком в 1929 г. составил 5 списков лишенцев, в ка­ждом из которых насчитывалось примерно по 200 человек. Число лишенцев в Н. Тагильском округе достаточно точно показывает докладная записка «Характеристика хода и итогов перевыборов низового соваппарата Тагильского округа» в окружной исполком от 30 марта 1929 г. (табл.1).

Таблица 1

Лишение избирательного права в 1928/29 гг. По сравнению с 1926/27 гг.»

Увеличение

Частные торговцы

Служащие и агенты полиции

Служители 24 А 24 ргал­озного культа

Лица, прибегающие к наемному труду

Пораженные в пра­вах по суду

Живущие на нетру­довые доходы

Умалишенные

Члены семей, 24 А­териально зависи­мые от лишенцев

Источник: АОАНТ. Ф.Р-70. Оп. 1. Д. 811. Л.35.

Лишенцы, помимо устранения от выборов, не имели пра­ва быть членами профсоюзов и занимать должности в органах власти. Не быть членом профсоюза означало: не иметь работы, доступа к покупке продуктов по заборным книжкам кооперативов, обслуживанию в предприятиях общественного питания. Кроме того, советская власть продолжала политику ограничения граж­данских прав принятием новых законов и постановлений. Законо­дательство Российской республики угрожало верующим и церкви, карая принудительными работами, ликвидацией и конфискацией имущества те религиозные и церковные организации, которые рискнули присвоить себе права «юридических лиц» (10). Постанов­лением ЦИК и СНК СССР от 13 октября 1929 г. в перечень пора­жения гражданских прав были внесены дополнения: «право но­сить почетное звание» и «родительские права» (11). В 1930 г. этот кадастр пополнился положением о лишении «права на пенсии, выдаваемые в порядке социального страхования и государствен­ного обеспечения, и на пособие по безработице, выдаваемое в порядке социального страхования» (12). Стоит ли говорить о том, что даже это отнюдь не гуманное законодательство повсеместно на­рушалось в сторону ужесточения мер против любого проявления инакомыслия.

Лишенцев, используемых в качестве дешевой рабочей силы на промышленных объектах Нижнего Тагила, привозили сюда в эшелонах. Среди них были: раскулаченные, мобилизо­ванные в трудармию (тыловое ополчение), вербованные под уг­розой раскулачивания ОГПУ-НКВД, административно-ссыльные и др. По материалам областного архива, в Свердловской области насчитывалось около 30 тыс. лишенных избирательных прав, в Н. Тагиле -1821 чел. (список по городу 1936 г.) (13). Однако это не пол­ные данные. Основная масса вновь образующегося населения города была представлена жителями сел и деревень Уралобласти. В целом же география происхождения лишенцев весьма обширна.

В 1930 г. согласно Инструкции ВЦИК от 20 октября этого же года дело ведения списков лишенцев передается в админист­ративные отделы исполкомов, которые обязывают завести личное дело на каждого лишенного избирательных прав. К пополне­нию списков активно прикладывают руки опергруппы полномочно­го представительства ОГПУ по Уралу.

НКВД РСФСР и Административное управление Уральс­кого областного исполнительного комитета в циркуляре № 47 на­поминали: «Административные отделы должны помнить, что ли­шение избирательных прав – это политическая смерть гражда­нина со всеми вытекающими отсюда последствиями…» (14).

В этом же циркуляре сообщалось о недопустимости «пе­регибов» на почве лишения избирательных прав, приводились примеры незаконных действий. В целях пресечения произвола при исполкомах были соз­даны комиссии по проверке дел лишенцев и раскритикованы слу­чаи личной мести. Однако в реальности с начала 1930-х г. поло­жение лишенцев становится хуже. В ходе начавшейся индуст­риализации – военизации промышленности директора большинства предприятий Н. Тагила обращаются с массовыми запросами в комиссии по делам избирательных прав с целью предо­ставления социально-политических характеристик на рабочих и служащих, военкоматы проверяют на предмет «классово-чуждого элемента» призывников. Растут пухлые тома справок о соци­альном происхождении граждан г. Н. Тагила и района. Кульми­нация потока этих справок приходится на 1933-1934 гг.

С 1932 г. в материалах горсовета Н. Тагила появляются списки призывников, «отведенных от допуска» в ряды РККА по классовым и моральным признакам Тагильской городской комис­сией содействия призыву (в одном списке 112 чел., в другом – 514 чел.). Комиссией был разработан типовой документ – «Запрос о социально-политической характеристике допризывника», который не подлежал разглашению и использовался все 30-е гг. Особенно многочисленны запросы военных организаций и справки о соци­альном происхождении допризывников в материалах горсовета 1936 г.

Новым этапом в ухудшении положения лишенцев стал 1933 г., когда были введены паспорта и обязательная прописка в городах. В больших городах лишенцев не прописывали ни при каких условиях, исключения бывали очень редки. В Н. Тагиле проблема решалась несколько проще – многие тысячи лишенцев проживали в спецпоселках с запретом перемещаться за их тер­риторию.

Лишенцев не только регистрировали, на них составляли черные досье и периодически переселяли с места на место. Так, в 1933 г. по Н. Тагилу был составлен «Список антисоветского контрреволюционного элемента подлежащих выселению» (так в подлиннике – В.М.К.) на 247 человек. Все эти люди были лишены избирательных прав по разным основаниям и в разные годы, вы­сланы в ссылку или бежали от нее и теперь вновь объявлялись «врагами революции», выгонялись из города. Интересен адрес некоторых из выселяемых в Н. Тагиле – барак № 15 (болото) (15). Казалось бы – куда уж дальше?

Наиболее подробная и полная инструкция по лишению избирательных прав появляется 2 октября 1934 г. Градация осно­ваний для лишения избирательных прав в период с 1918 по 1934 г. претерпела значительные изменения. В Конституции РСФСР 1918 г. было 8 общих оснований – «категорий» (например, «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения при­были») и 24 конкретных категории (типа: «частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство, монахи» и т. П.). После выхода в свет инструкций 1919 и 1921 г. число первых достигло 10, вторых – 29. Конституции СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г., ин­струкции 1925, 1926, 1929, 1930 г. количество общих оснований увеличили до 12, а конкретных категорий – до 61. Инструкция 1934 г. свела общие основания к трем, зато количество категорий возросло до 72. Кроме того, подробно (в 14 пунктах) разъяс­нялось, кто может быть лишен избирательных прав (16).

Анализ архивных материалов административных органов позволил нам представить обобщенную картину процесса лише­ния избирательных прав в виде табл. 2.

Таблица 2

Динамика лишения избирательных прав по Н. Тагилу в 1924-1936 гг.*

составления

Торговцы,

предприниматели

их иждивенцы

Служители

религиозного

Белые офицеры и

следственных

комиссий

Административноссыльные

жандармы

стражники

Лишенные по

спецпереселенцы и

их семе и

Кустари, ремесленники,

старатели

Умалишенные

ВСЕГО: 15 4 чел.

ВСЕГО: 55 9 чел.

ВСЕГО: 89 6 чел.

ВСЕГО: 1752 чел.

Сост. По: АОАНТ.Ф.Р-70.Оп.1.Д.1823-1868; Ф. Р-21. Оп.1. Д.430, 811; и др.

** числитель – абс. Кол-во; знаменатель - %.

Из данных табл. 2 можно сделать некоторые выводы. В течение всего периода существования практики лишения избира­тельных прав в Н. Тагиле наиболее массовым отрядом лишенцев были торговцы, предприниматели и члены их семей; второй по численности группой являлись, до начала коллективизации, слу­жители религиозного культа; третьей – лишенные избирательного права по суду (как по чисто уголовным, так и по политическим мо­тивам); далее шли полиция, жандармерия, стражники и белые офицеры, члены следственных комиссий и другие.

В 1930-е годы приоритеты политики поражения в правах заметно изменились. На видное место по количеству лишенцев выдвинулись категории кулаков и спецпереселенцы – более 37%; кустарей, ремесленников и старателей – 6%. Внутри каждой груп­пы лишенцев также заметна определенная динамика – доля тор­говцев и предпринимателей постепенно снижается (с 83% в 1924г. до 42% в 1929 -1936 гг.). То же самое происходит со свя­щеннослужителями и лишенцами по суду, а вот « подлинных быв­ших» – полицейских, жандармов и белых офицеров выявляют все более скрупулезно: процент первых поднимается от 1924 к 1928 г. с 0,6% до 4,6%, в 1930-е г. поддерживается на уровне 2%; вто­рых – поднимается от 0 до 5,6% в 1930-е гг. (см. табл. 2).

Достаточно непросто решается вопрос об общем количе­стве лишенных избирательных прав с 1924 по 1936 г. Судя по картотеке личных дел лишенцев, хранящейся в архиве, всего ли­шенных избирательного права по Н. Тагилу насчитывается 1821 чел. Однако дела на них, как известно, были заведены только с 1930 г. и не включили в себя материалы 1924 -1929 г. Исходя из данных официальных таблиц Нижнетагильского горизбиркома, в период с 1928 по 1936 г. права были отняты у 2310 чел., возвра­щены – 407 чел. В Н. Тагиле, по нашим расчетам, за период с 1924 по 1936 г. было лишено избирательных прав чуть более 2300 чел. (что согласуется с цифрами горизбиркома), в районе – более 700 чел., в округе к концу 20-х г. – около 6 тыс. чел. Но есть во всех этих расчетах весьма значительный пробел, связанный с численностью раскулаченных-спецпереселенцев в городе, рай­оне и округе. Судя по материалам фонда Н.-Тагильской город­ской инспектуры государственной статистики, спецпереселенцы в городе стали оформляться в статистических сведениях на общих основаниях по линии ЗАГСов только с 1 августа 1935 г. Следова­тельно, до того их и не включали в число лишенцев. Поэтому число лишенцев по Н. Тагилу может быть увеличено в десятки раз. Эта проблема, возможно, будет решена только после появ­ления более-менее точной цифры численности спецпереселен­цев в Н. Тагиле.

Как известно, Конституция 1936 г. формально упразднила рассматриваемый нами репрессивный акт по отношению ко всем гражданам, вне зависимости от их социально-классового проис­хождения (17). На деле же это было иллюзией, мифом, как и вся официальная законодательно-правовая система того времени. Возникшие за годы советской власти основные идеологические, политические, экономические и социальные структуры государст­ва и общества не позволяли воплотить «правильные слова» Кон­ституции в жизнь. Практика лишения избирательных прав, как и другие виды репрессий, нанесла удар по экономически активному слою населения, приведя к его маргинализации. По­страдал последний оплот российской семьи – семьи духовенства и интеллигенции. В результате остались люди сломленные, по­корные новой власти. Произошел нравственный надлом общест­ва, смена ценностных установок. В процессе развития «лишенческого процесса» отрабатывалась фискальная система – система налогов и доносов. Избирательные комиссии и административ­ные отделы исполкомов приняли активное участие в выявлении «бывших», «социально-чуждых», «эксплуататоров», накопив огром­ный опыт к моменту репрессий 1930-х г. Органы ОГПУ-НКВД, горизбиркомы, рабкоры и иные инстанции образовали непрони­цаемую сеть отлова людей.

В результате такой длительной подготовки скрыться от возмездия врагам советской власти было просто некуда. «Быв­шие», нашедшие для себя «экономические ниши» – места двор­ников, билетеров, работников железной дороги и т.п. – все время были на учете, и поэтому их легко отлавливали в 1937, 1938, 1941 и в другие годы. Им было суждено до конца жизни находить­ся под подозрением и контролем.

Советские конституции 1924 и 1936 считались одними из самых прогрессивных в современном мире. Однако несмотря на широкие перечни прав и свобод, которыми по основному закону обладал советский гражданин, уголовный кодекс предусматривал возможность юридической смерти преступника.

Контрреволюционные элементы

Речь идёт о «поражении в правах» - юридическом термине, означающем временное или постоянное лишение лица тех или иных личных, гражданских и политических прав. Подобное наказание означает юридическую смерть преступника и ведёт к практически полному отрыву личности от общества, в котором он живёт.

В истории России юридическая смерть появилась ещё при Петре I: согласно Воинскому уставу, провинившийся мог быть подвергнут шельмованию, то есть всюду почитался «яко же умре». Аналогичные положения можно найти в законодательствах многих государств Европы XIX века и даже в Кодексе Наполеона 1810 года.

Советская власть, предоставив по конституции 1918 года избирательные права широким слоям населения, лишала прав представителей так называемых «контрреволюционных элементов»: живущих нетрудовыми доходами, использующих наёмный труд, священнослужителей, царских чиновников, жандармов и дворян, не принявших новый строй.

«Эксплуататорские классы» больше не имели права распоряжаться судьбой «угнетаемого народа», то есть лишались любых политических прав. Однако запретом избирать и быть избранным дело не ограничивалось.

Лишенцы

Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, под категорию «лишенцев», то есть юридически мёртвых, подпадало более миллиона человек, или около 1,5 процентов всего населения. В дальнейшем, даже несмотря на репрессии, число «лишенцев» только увеличивалось, достигнув к 1927 году трёх миллионов человек.

Рост численности поражённых в правах произошёл за счёт членов их семей, также лишённых всех политических прав, а также осуждённых за тяжкие преступления. Ограничение распространялось и на совершеннолетних детей «лишенцев»: формально никто не запрещал им поступать в учебные заведения, однако приоритет всегда отдавался «детям трудящихся».

Следом за лишением политических прав, репрессивная мера вела к полному остракизму человека в обществе: лишенцы не могли получить высшее образование, отправиться в Москву и Ленинград (из-за опасений создания контрреволюционных групп и ячеек). Кроме того, лишенные политических прав не могли занимать какие-либо должности, получать пособия, продовольственные карточки, выступать защитниками в суде и даже являться членом профсоюза, что препятствовало трудоустройству. В 1920-1930-е во многих городах СССР проводилась кампания по выселению «контрреволюционных элементов» из коммунальных квартир, также из школ исключили многих детей «лишенцев».

Несмотря на то, что, согласно Сталинской конституции 1936 года, политическими правами обладали все граждане, фактическое положение «лишенца» сохранялось и далее, тяжким клеймом ложась на детей «неугодных элементов». Им по-прежнему был заказан путь в ВУЗы, жилищные товарищества и профсоюзы. В личных анкетах можно было найти пункт: «были ли вы когда-нибудь лишены избирательных прав», что указывало на сохранение дискриминации.

Категории «лишенцев»

Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

См. также

Ссылки

  • Красильников С. На изломах социальной структуры: маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 - конец 1930-х гг.)
  • Климук Я. Лишение крестьян избирательных прав как метод политики «раскулачивания» ()

Wikimedia Foundation . 2010 .