Исторические общности людей: род, племя, народность и нация . Первой исторической формой общности людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытнообщинному строю, является племя , которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни.

Нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Нации образуются из многих или нескольких народностей

Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родоплеменные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

5. Семья в социальной структуре общества. Проблемы семь и брака.

Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки.

6. Политика как общественное явление. Власть. Виды Власти

В переводе с греческого политика означает искусство управления государством, определенный способ осуществления целей государства внутри и за пределами его территории. Все философы, начиная с Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее прямую или опосредованную связь с властью

Таким образом, политика представляет собой особую сферу жизнедеятельности общества, связанную с отношениями между классами и социальными группами по поводу власти.

Понятие "власть" соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности существуют разновидности общественной власти, возникшие задолго до появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой, партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобытнообщинном строе власть носила общественный характер, осуществлялась всеми членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько видов власти - экономическую, политическую, классовую, власть группы или отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие, как матриархат и патриархат. Власть выполняет ряд функций: господства, руководства, управления и организации, контроля, которые присущи любому ее виду.

политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистему политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистему политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д. по поводу власти; 3) подсистему политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации

Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья - малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширенных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Согласно Семейному кодексу РФ, вступившему в силу 1 марта 1996 г., для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст - 18 лет, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак в 16 лет. Брак не может быть заключен «между: лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства». Никакие другие ограничения, например, разница в возрасте жениха и невесты, предел брака по старости и пр. на брак в России не распространяются. Наряду с зарегистрированным браком статистически выявляются такие формы брака, как брак-сожительство (незарегистрированный брак), гостевой брак, открытый и повторный, а также полигамные варианты. Все варианты незарегистрированных браков не имеют в России юридического основания и не предполагают правовой защиты супругов.

Среди определений семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву, он определяет семью как “исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения”.

Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи.

Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями, например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер.

Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70 %. Из общего числа семей следует исключить "временно" бездетных молодоженов (15-20 %) и супругов, оставшихся бездетными (5-9 %). С другой стороны, не семейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных", форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", т. е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством либо родительством или супружеством.

Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, - а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами.

Данное уточнение связано с тем, что в последние годы, как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству и даже партнерству.

Для более точного понимания семейно-брачных отношений необходимо рассмотреть понятия семья и брак в отдельности.

Отечественные и зарубежные ученые, занимающиеся проблемами семьи и брака (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис, В.И. Зацепин, Д.Я. Райгородский, Л.Б. Шнейдер и др.) большое внимание уделяют мотивам вступления в брак, функциям семьи, причинами семейных конфликтов, разводам, методам диагностики и коррекции семейных отношений.

Н. Аккерман в работе "Семейный подход к супружеским расстройствам" отмечает, что

брак нельзя свести исключительно к сексу; он предопределяет весь образ жизни.

Термины "брак" и "семья" - не одно и тоже, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи.

Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Более того, на сегодняшний день отечественными специалистами предложена модель многоуровневой структуры семейно-брачных отношений - «уровни совместимости ». Выделено четыре уровня: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социо-культурный.

Итак, семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни, пишет Л.Б. Шнейдер. Н.Я. Соловьев дает следующее определение семьи: "Семья - малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство".



Семья как сложное образование становится предметом изучения различных наук и разделов психологии: социологии, философии, социальной, возрастной, педагогической, клинической психологии и др., в связи с чем, имеет различные трактовки, определения:

Семья - определенный вид нравственно-психологической общности людей.

Семья - это древнее образование, социальная единица, существующая во всех частях света.

Семья - естественная малая социальная группа.

Семья - это малая социально-психологическая группа, в которой присутствуют два вида отношений: брачные и родственные.

Семья - социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары.

А.И. Антонов говорит о семье, " как основанной на единой общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений". Следует отметить, что из этого "логического" ряда выпадают: молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактическом браке пары, имеющие детей. Таким образом, переплетение и не совпадение содержания понятий "брак" и "семья" не позволяют внешне похожие отношения назвать "брачными".

А.Г. Харчев определяет брак "как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности". Так в первобытном человеческом обществе имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Вайри отмечал, что если такая полная общность жен и имущества существовала когда-либо, то это было возможно только у народностей, живших наподобие дикарей, дарами богатой, девственной природы, т.е. в очень ограниченном числе на большом пространстве земли. Если бы тогда существовала общность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о котором он, и конечно вполне основательно, не мог бы с уверенностью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать".

Таким образом, общество пришло к осозанию устойчивых парных связей. При этом самка постепенно теряла качества, привлекающие самцов, они не исчезали совсем, а становились индивидуализированными и направленными только на "своего" самца.

В истории человечества сменилось немало форм организации между полами, как правило соответствующих определенному уровню социально-экономического развития.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений : 1) неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы; 2) сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев - общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей; 3) индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности, пишет Л.Б. Шнейдер, расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины начинает сводиться к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выносится соблюдение супружеской верности.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отмечено различие детей на законных и незаконных.

На сегодняшний день семейно-брачные отношения носят динамичный характер, постоянно меняются. Возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Таким образом, понятия семъи и брака имеют общие и отличительные особенности. Так, одно из мнений свидетельствует, если отношения подкреплены законными брачными союзами, то к данному союзу применимо понятие семьи. В случае гражданского брака (не подтвержденного законом; незарегистрированное сожительство), как показывают проведенные отечественными психологами исследования, отношения семейными назвать сложно, так как зачастую партнеры действуют независимо и не берут на себя ответственность за «близких» (жену, ребенка), что подразумевают семейные отношения. Позиция христианства в данном случае следующая: брак заключается на небесах и благословляется Богом, всё остальное сожительство и блуд. Также сложно назвать семью семьёй, в которой отсутствует ребенок, правильней такой союз называть браком.

Литература:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи //Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

4. Зацепин В.И. Брак и семья /Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М". 2002.

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-512 с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.

Существует множество определений термина «семья » :

1) это группа живущих вместе близких родственников (это понятие не совсем точное);

2) это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружеством, родительством, родством), общностью быта (совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу;

3) это социокультурная система (состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей), связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически;

4) это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью;

5) это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства.

Признак «ведение совместного хозяйства» приближает семью к термину « домохозяйство». Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, наличие родственных отношений между ними не обязательно. До октября 1917 года при переписях населения в России учитывались домохозяйства, после революции было принято понятие «семья» как «первичная ячейка общества». Вновь термин «домохозяйство» в России был использован лишь при микропереписи в 1994 году.

Сравним термины «семья» и «домохозяйство» и определим, что их отличает:

1) «домохозяйство» – более широкое понятие, чем «семья» за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Такими лицами, например, могут быть няни, воспитатели, домашняя прислуга, служащие, секретари, домашние учителя, гувернеры, наемные работники, если они живут в семьях нанимателей;

2) отдельно живущий человек не считается семьей, но этот же человек и его деятельность по самостоятельному ведению хозяйства представляют собой домохозяйство. В то же время домохозяйство может состоять из одной или нескольких семей;

3) семье свойственно наличие преемственности поколений.

Используя основные черты домохозяйства, можно дать еще одно определение семье. Семья – это домохозяйство (то есть группа совместно проживающих лиц), объединенная родством или свойством и общим бюджетом. Частное домохозяйство, не включающее лиц, не связанных родством, является семейным домохозяйством. Несемейные домохозяйства могут состоять из одного человека, проживающего отдельно, родственников или не родственников, не образующих семью. В настоящее время в большинстве экономически развитых стран категории «домохозяйство» и «семья» совпадают из-за незначительной доли не родственников среди домохозяйств.

Семья представляет собой звено в широкой системе родства . Его можно определить как:

1) самое универсальное из всех человеческих отношений, основанное на кровных узах, супружестве или усыновлении;

2) совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Родство основано на признании и принятии ролей, определенных не в биологических, а в генеалогических терминах. Так, усыновление ребенка родителями, которые не являются его кровными родственниками (матерью или отцом) также считается родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей. У ряда современных народов родство охватывает многие сотни людей. Например, у некоторых кавказских народов все, кто носит одну и ту же фамилию, считаются родственниками независимо от того, знают они об этом или нет.

Современным родственным отношениям свойственна двойственность определений, или бифуркация. Бифуркация – тип родственных отношений, связывающих семью супругов и их родителей, при котором родственники по женской линии называются иначе, чем родственники по мужской линии. Например:

· тесть – отец жены;

· свекор – отец мужа;

· теща – мать жены;

· свекровь – мать мужа;

· шурин – брат жены;

· деверь – брат мужа;

· золовка – сестра мужа;

· свояченица – сестра жены;

· свояк – муж свояченицы;

· сноха – жена сына;

· зять – муж дочери, муж сестры, муж золовки.

Лишь некоторые родственники по женской и по мужской линии называются одинаково:

· племянник – сын брата, сестры;

· племянница – дочь брата, сестры;

· кузен – сын дяди, тети;

· кузина – дочь дяди, тети.

Выделяют три степени родства: ближайшие; двоюродные; троюродные родственники. Отсчет родства может вестись от отца, от матери или от того и другого одновременно. Первое представляет собой патрилинейный отсчет родства, второе – матрилинейный, третье – билинейный. Соответственно выделяют несколько систем родства.

Матрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по материнской, женской линии, согласно которой наследуются имя, состояние, статус.

Патрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по отцовской, мужской линии, при которой наследуется имя и состояние отца.

Система родственных позиций образует структуру родства . Она сложна и обычно изображается в виде «фамильного дерева». Теоретически на фамильном дереве может быть до 200 веток или позиций. Каждая ветка фамильного дерева называется позицией родства или родственным статусом. Они представляют собой ячейки, которые могут заполнять разное количество индивидов. Например, теща может быть одна, а племянников несколько.

В структуре родства выделяют:

1) ближайших родственников. Их может быть только 7 (мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын);

2) дальних родственников.


Они делятся на двоюродных и троюродных.

Сравним термины «семья» и «родство» и определим, что их отличает. В современном обществе семья выделилась из системы родства и изолировалась от нее. Родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям и не вступают между собой в постоянное взаимодействие.

Брак это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Он представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии супругов по отношении друг к другу, детям, к обществу в целом. Брак также можно определить как контракт, который заключается между тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.

Сравним термины «брак» и «семья» и определим, что их отличает:

1) понятие «семья» шире, чем понятие «брак»:

· брак – это лишь ворота в семейную жизнь. Брак является институтом, который допускает мужчин и женщин к семейной жизни;

· брак распространяется лишь на супружеские отношения, семья захватывает и супружеские, и родительские отношения.

2) семья и брак исторически возникли не одновременно. К настоящему времени они пережили длительный период трансформации, который по четырём приведенным в таблице 1.1 характеристикам можно отразить в виде четырём этапов.

Таблица 1.1 Трансформация институтов семьи и брака

Индивидуализм и фамилизм

Рождаемость (число детей)

Отношение

Отношение

к разводу

Нуклеаризация семей

и межпоколенные отношения

Полное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Многодетность (5 и более детей)

По воле родителей и под давлением общественного мнения, осуждающего безбрачие

Полная недопустимость развода

Преобладающая неделимость семей

Частичное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Среднедетность (3 – 4 детей)

Под давлением общественного мнения, по личному выбору, но с согласия родителей

Допустимость развода только по объективным причинам

Частичная нуклеаризация семей

Частичное преобладание индивидуализма

Малодетность (1 – 2 ребенка)

По личному выбору, без согласия родителей, но под давлением общественного мнения

Развод – крушение по субъективным, но проверяемым причинам

Полная территориальная нуклеаризация с сохранением единой общественной деятельности

Полное пре­обладание индивидуализма

Массовая добровольная бездетность, не осуждаемая общественным мнением

Свобода выбора между браком и безбрачием, не осуждаемая общественным мнением

Развод – подтверждение по немотивированному требованию одного из супругов

Полная функциональная нуклеаризация с прекращением единой общественной деятельности

Страница 10 из 19

Семья и брак

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями, такими как Платон, Аристотель, Кант, Гегель много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство. Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Как следует из определения, семья – сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики :

– семья – ячейка общества, один из его институтов;

– семья – важнейшая форма организации личного быта;

– семья – супружеский союз;

– семья – многосторонние отношения с родственниками.

Из этого следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей.

Семья как общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

Семья всегда строится на базе брака или кровного родства. По сравнению с другими малыми группами, семья имеет ряд специфических характеристик.

В частности, отмечают следующие особенности семьи.

1. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри ее, в том числе нормативность в наличии, характере сексуального взаимодействия между супругами).

2. Особенность семьи в ее составе – небольшом размере от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

3. Закрытый характер семьи – ограниченность и регламентированность вхождения и выхода из нее, известная конфиденциальность функционирования.

4. Полифункциональность семьи – что приводит не только к взаимодополнению много-численных аспектов ее жизнедеятельности, но и к множественному, часто конфликтному характеру семейных ролей.

5. Семья – исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития.

6. Всеобщий характер включенности индивида в семью. Значительная часть жизни проходит у человека в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительного и отрицательного эмоциональных компонентов.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии детства, социологии образования, политики и права, труда, культуры, позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, конструирования социальных реалий и т.д.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее, не являются синонимами.

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни.

Слово «брак» происходит от русского слова «брать». Семейный союз может быть зареги-стрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освященные религией – церковными.

Брак – явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития – от полигамии к единобрачию.

Цель брака – создание семьи и рождение детей. Поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что:

– брак и семья возникли в разные исторические периоды;

– семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.



Оглавление
Основы семейной педагогики.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН