С января 2015 года в российское законодательство было внесено много изменений. Инновационный подход, которым ознаменовался новый закон о пенсии, изменил привычный для граждан принцип расчета. Основанный на баллах и коэффициентах порядок, введенный в 2015 году, непривычен, и до сих пор нуждается в разъяснениях. Чтобы разобраться в новой системе образования пенсионных начислений, следует понять, какие изменения претерпело пенсионное законодательство РФ с 2015 года, из чего теперь состоит пенсия, и следует ли ожидать новых реформ.

Законы пенсионной реформы

За четверть века было предпринято три попытки полностью изменить советский подход к формированию пенсий граждан. За этот период было выработано четыре основных законодательных акта:

Скачать для просмотра и печати:

Каждый из документов в процессе использования подвергался доработкам, и наконец, в 2015 году процесс реформирования принял окончательное направление.

Два базовых закона, внесшие основные изменения в пенсионное законодательство российской федерации тесно связаны с законами об обязательном страховании (федеральный закон № 167 от 15.12.01 и федеральный закон № 360 от 30.11.11), в системе которого также произошли изменения.

Чтобы понять, как изменилась система пенсионных начислений, следует обратиться к тем правилам, которые существовали до начала реализации последней реформы.

Законодательство до реформирования пенсионной системы


Основной пенсией в России до изменения законодательства 2015 года оставалась трудовая.

Она назначалась:

  • по старости, в зависимости от отработанного стажа;
  • по инвалидности, когда человек утрачивал способность полноценно трудиться;
  • по потери кормильца, если гражданин до момента смерти был у умершего на иждивении.

Выплаты осуществлялись ежемесячно, а в основе процедуры расчета и получения лежал 173 федеральный закон о пенсиях (17.12.01).

Критериями для начала выплат по возрасту было:

  • достижение для мужчин 60 лет;
  • достижение для женщин - 55 лет;
  • стаж более 5 лет.

Размер выплат зависел:

  • от периода непрерывного стажа работы, в течение которого в ПФР отчислялись страховые взносы;
  • от индексации;
  • от дополнительных обстоятельств, позволяющих сделать перерасчет общего размера выплаты (повышающим коэффициентом служили, например, награды и звания).

Кроме вышеперечисленных видов пенсионных назначений, выйти на пенсию можно было по «выслуге лет», то есть до достижения пенсионного возраста. Допустимый срок выхода на пенсию в этом случае зависел от сферы деятельности гражданина.

Формулы расчета основывались на таких показателях, как:

  1. установленный минимальный размер;
  2. общая сумма накоплений;
  3. предположительный период осуществления выплат;
  4. дополнительный коэффициент.

В отношении гособеспечения по старости, пенсионное законодательство допускало разделение пенсии на страховую и накопительную части. Выплата обеих частей происходила единовременно.

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

Основным отличием новой системы явилось упразднение старого формата расчета пенсионного обеспечения.

Важно! Трудовая пенсия, как и трудовой стаж, были исключены из формулы и заменены новыми показателями.

С 2015 года накопительная и страховая часть стали отдельными величинами. Кроме того, в расчет был введен индивидуальный коэффициент - балл. Балльная система стала основой страховой пенсии.

Она позволяет:

  • более полно учитывать периоды трудовой занятости граждан;
  • дает независимость от вынужденных перерывов в работе;
  • учитывает различные виды деятельности, причисляя их к трудовой занятости.

Общим принципом формирования страховой пенсии, из размера которой определяется обязательное государственное обеспечение, является оплата гражданином (или уполномоченными лицами) страховых взносов в ПФР до достижения установленного пенсионного возраста. Накопительная пенсия, введенная как отдельная величина, была создана с целью формирования дополнительных средств, которую гражданин мог бы регулировать самостоятельно.

Изначально реформа:

  • давала возможность вносить в накопительную часть личные сбережения;
  • позволяла управлять этим видом капитала, доверяя использовать его в инвестиционных целях сторонним аккредитованным организациям;
  • обеспечивала государственные компенсационные надбавки (софинансирование).

Именно на этой части реформы больше всего отразились кризисные годы. Они также спровоцировали изменения в продолжение ежегодной индексации страховой части пенсионных накоплений и повлияли на мнение законодателей о пенсионном возрасте.

Изменения в пенсионном законодательстве

Как поменялся подход к расчету пенсионных выплат, становится понятно при анализе последних законов.

О страховой пенсии (Федеральный закон № 400)

С 2015 года страховая часть пенсии состоит из фиксированной суммы, рассчитанной:

Чтобы получить пенсию по старости Закон о страховых пенсиях № 400 обязывает гражданина:

  • достичь установленного возраста;
  • иметь страховой стаж более 15 лет;
  • иметь пенсионный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК/балл) не ниже 30.
Важно! Периоды, которые зачисляются в страховой стаж, определяются временем трудовой занятости и иной деятельности, в результате которых за гражданина производились страховые отчисления.

Федеральный закон о страховых пенсиях относит к ним:

  • официальную работу на территории РФ (и за её пределами, если это определено законодательством РФ);
  • годы службы в вооруженных силах, МЧС и органах внутренних дел РФ;
  • время, потраченное на уход за детьми до 1,5 лет (в расчет берется период, если в общей сложности он не превысил 6 лет);
  • периоды временной нетрудоспособности, по здоровью или по обстоятельствам (если в указанное время гражданин получал пособие или компенсацию по болезни, безработице, при переселении и т.д.);
  • периоды необоснованного содержания в местах лишения свободы;
  • время, потраченное на уход за инвалидом любого возраста и пенсионером старше 80 лет;
  • время, проведенное супругами военных, если на территории службы супруга нет возможности трудоустроиться (учитывается период общей длительностью до 5 лет);
  • время работы граждан и проживания их супругов за границей, связанное с несением международной государственной службы (учитывается период общей длительностью до 5 лет).
Внимание! В зависимости от условий работы, граждане имеют право на дополнительный расчетный коэффициент.

Например, такой устанавливается для лиц, работавших на Крайнем Севере или длительное время (более 30 лет) отдавших сельскому хозяйству. Перечень профессий и условий утверждается Правительством отдельными положениями. Кроме того, право на дополнительный коэффициент, в два раза увеличивающий размер страховой части, имеют граждане, достигшие 80 лет.

Все эти нюансы призвана учитывать балльная система. При этом для подсчета индивидуальных пенсионных коэффициентов/баллов учитывается длительность работы после достижения пенсионного возраста.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О накопительной пенсии (Федеральный закон № 424)


Накопительная часть пенсии теперь регулируется отдельным документом. При этом он тесно переплетается с ФЗ о страховых пенсиях:

  • средства сохраняются и накапливаются на лицевом счете застрахованного лица;
  • основания для назначения пенсии такие же, какие предусматривает закон о страховых пенсиях (включая досрочное назначение);
  • право на ежемесячную выплату из накопительной части имеют только те граждане, сумма средств, на накопительном лицевом счете застрахованного лица которых равна или превышает 5% от суммы, находящейся на страховом счете;
  • если накопительный счет содержит сумму меньше 5% от страховой пенсии, гражданин имеет права получить её на руки единовременно.
Важно! Важным изменением стала возможность граждан прямо влиять на размер накопительной части.

Увеличить размер выплат можно с помощью:

  • дополнительных взносов, направляемых работодателем по просьбе гражданина (возможность существовала до 2016 года);
  • пополнения счета личными сбережениями;
  • увеличения суммы за счет материнского капитала или его части;
  • участия в программах софинансирования;
  • передачи управления средствами опытным фондам для последующего инвестирования.

Несмотря на то, что копит гражданин этот вид пенсии сам, распоряжаться ею до официального выхода на пенсию он может весьма условно :

  • более консервативным гражданам предложено оставить средства под управлением государства, где накопленная сумма будет более защищена, но и высоких доходов от инвестирования ожидать не стоит;
  • рискованнее, отдать средства под управление негосударственным пенсионным фондам, где можно рассчитывать на более высокую доходность от инвестиционных сделок, при этом существует вероятность потери всей суммы дохода (средства, поступившие на счет, сохраняются в любом случае, риску подвержен только доход, полученный на них).

Кроме того, этот вид пенсионного обеспечения, в отличие от страхового, допущен к наследованию.

О повышении пенсионного возраста (Федеральный закон № 143)


Изменения в пенсионном законодательстве не обошли и тему возраста пенсионеров. С 2017 года согласно документу, изменены сроки выхода на пенсию для тех категорий граждан, которые являются служащими в государственных и муниципальных ведомствах. Документ относится только к тем работникам, которые ещё только собираются уйти на заслуженный отдых.

  • возраст выхода на пенсию с 2017 года составит от 60 до 65 лет, и увеличение будет поэтапным;
  • для отдельных должностей возраст сразу увеличен до 65 лет;
  • руководителям установлен возможный срок ухода на пенсию в возрасте 70 лет (с поэтапным продлением);
  • изменился срок пенсии по выслуге лет (для получения пенсии по данному основанию необходимо будет отработать не 15, а 20 лет).
Внимание! Остро негативное отношение к инициативе увеличения пенсионного возраста и большой общественный резонанс пока не позволили распространить закон на всех граждан.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы


Уже 2016 год заставил правительство внести незапланированные изменения в пенсионную программу. В средствах на формирование пенсионного фонда возник дефицит.
Главным фактором внесения изменений стали необходимость экономии и новых вариантов пополнения бюджета.

Это выразилось:

  • в отмене ежегодного индексирования пенсий и замены их компенсационной выплатой (некоторым категориям граждан индексирование не отменили, но серьезно урезали);
  • если до 2016 года можно было направить часть страховых отчислений в размере 6% на накопительную пенсию, то теперь взносы на неё добровольные (работодатели перечисляют все средства за граждан только в фонды формирования страховой пенсии по 2020 год включительно);
  • теперь работники вредных производств не смогут выходить на пенсию досрочно, как это было раньше.

До сих пор неясно, заставил ли на такие шаги пойти кризис или расчет работы программы изначально был неверен. То новое в пенсионном законодательстве, что наблюдается последние два года, не дает возможности сделать в отношении пенсионной реформы, положительных прогнозов.

Из плюсов, оставшихся от изначальной пенсионной реформы 2015 года можно перечислить то, что:

  • средства, сформировавшиеся на накопительных счетах пенсионеров до 2016 года, сохранены и по-прежнему инвестируются;
  • можно отдать накопления под управление по своему усмотрению;
  • осталась ежегодная корректировка, которая зависит от сокращения ожидаемого периода выплат;
  • продолжение работы после наступления пенсионного возраста позволяет увеличить сумму выплат за счет увеличения ИПК.

Задумав реформу, соответствующую духу времени, законодатели тормозят её развитие, а каждый последующий закон о пенсии нивелирует достижения 2015 года, когда реформа брала активный старт. В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос о возможности дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

28 мая 2017, 12:19 Мар 3, 2019 13:48

Госдума РФ одобрила законы о новой пенсионной реформе 2015 года до наступления Нового года. Суть реформы осталась прежней и состоит в том, чтобы оценивать трудовую пенсию граждан в т.н. пенсионных баллах или коэффициентах.

В этой публикации мы рассмотрим сущность нововведений. Кроме того, по мере поступления информации, на этой странице будут публиковаться последние новости пенсионной реформы 2015 года.

Предыстория

Пенсионная реформа 2015 года будет начата с 1 января, а до 31 декабря 2015 года у граждан будет право решить, как распорядиться накопительной частью пенсии: отказаться от нее и направить ее в страховую часть или оставить и направить в негосударственные пенсионные фонды или в управляющие компании.

Пенсионные инициативы правительства в 2014 году активно обсуждались на всех уровнях. Самая острая дискуссия разгорелась вокруг нового порядка учета пенсионных прав, предполагающего возможность получения права на пенсию по старости необходимость накопления не менее 30 пенсионных баллов.

Еще один острый вопрос связан с повышением планки минимального трудового стажа. До начала реформ он составлял пять лет. Теперь в течение ближайших десяти лет его будут постепенно повышать до пятнадцати.

Иными словами, получения трудовой пенсии теперь станет более сложной задачей. Но как бы пенсионная реформа 2015 года не осложняла жизнь рядового гражданина, даже ее критики признают, что изменения в системе назрели уже давно.

Главные предпосылки пенсионной реформы

В стране с населением 143 миллиона в настоящее время около 40 миллиона пенсионеров. И ежегодно это количество увеличивается примерно на 1 миллион. В результате соотношение работающих граждан к пенсионерам скоро достигнет один к одному. Прежняя пенсионная система этого просто не выдержала бы, что привело бы к банкротству Пенсионного фонда.

Сущность пенсионной реформы

Пенсионные реформы в России 2015 года имеют два главных аспекта:

  • Граждане (будущие пенсионеры);
  • Организации, выплачивающие взносы за граждан.

  • Ситуация с организациями

    До реформ организации отчисляли в ПФР 22% годовой заработной платы работника из фонда оплаты труда. Предельная сумма годовой зарплаты, с которой уплачивались такие взносы в 2014 году, составляла 624 000 рублей. Средства, превышавшие эту сумму, облагались 10% налогом, который направлялся на текущие нужды Пенсионного фонда.

    Теперь база и ставка налогообложения будут увеличиваться. Так, ставка налог вырастет с 2017 года до 26%, а предельная зарплата, облагаемая по максимальной ставке, превысит к 2021 году 1 миллион рублей.

    Ситуация с гражданами

    В аспектах, связанных с гражданами, изменений гораздо больше. Известно, что из 22% от заработной платы, которые работодатель уплачивает в ПФР, 6% направляются на солидарную часть (текущие выплаты нынешним пенсионерам), 16% — на личную будущую пенсию.

    До начала реформы эти 16% распределялись так:

  • 10% — на страховую часть пенсии;
  • 6% — на накопительную часть пенсии.

  • Пенсионная реформа 2015 года позволит накопительную часть пенсии инвестировать в управляющую компанию или в негосударственный пенсионный фонд. Можно же оставить эти средства во «Внешэкономбанке».

    Гражданам до конца 2015 года дается возможность решить, куда направить накопительную часть пенсии. Можно и вовсе от нее отказаться. В этом случае все 16% будут направлены на страховую часть пенсии.

    На вопрос о том, что выгоднее: оставить накопительную часть пенсии или отказаться от нее, однозначно ответить нельзя. По мнению одних экспертов, накопительную часть пенсии вовсе следует отменить ввиду ее низкой доходности. Если же направить эти средства на страховую часть, то размер гарантированной пенсии увеличится. Другие эксперты напоминают о том, что накопительную часть пенсии можно передавать по наследству.

    Насколько ухудшится положение граждан?

    Как говорилось выше, получение пенсии теперь станет более трудной задачей. Для этого введены дополнительные, более жесткие условия. А именно:

  • Минимальный трудовой стаж будет увеличен до 15 лет;
  • Для получения пенсии необходимо будет набрать в течение трудовой деятельности не менее 30 индивидуальных пенсионных баллов.

  • Пенсионная реформа 2015 года в России предполагает постепенную реализацию этих нововведений в течение десяти лет. Так, в 2015 году минимальный трудовой стаж будет составлять шесть лет, минимальное количество обязательных пенсионных балов — 6,6. Постепенно эти значения будут повышаться, и достигнут запланированных цифр к 2025 году.

    Что такое пенсионный бал?

    Пенсионный бал — это условная единица, представляющая собой вклад гражданина в свою будущую пенсию. До начала реформ, пенсионные права граждан накапливались в денежном выражении, теперь они будут накапливаться в баллах.

    Граждане получат право на получение пенсии, только набрав не менее тридцати баллов. Как было сказано выше, минимальный трудовой стаж в рамках реформы будет увеличен до 15 лет. Получается, чтобы набрать за эти пятнадцать лет 30 баллов, необходимо каждый код набирать по 2 балла. Количество баллов напрямую зависит от размера заработной платы. И для получения двух баллов размер зарплаты должен составлять 16 666 рублей.

    Критика реформы

    По подсчетам депутатов Госдумы, проанализировавших планируемые изменения, из-за малого размера зарплаты около 2,5 миллионов россиян не смогут накопить пенсию.

    Еще один момент, вызвавший резкую критику, связан со сложностью новой пенсионной формулы. В нее входит множество значений и коэффициентов, отражение которых на бумаге делает формулу слишком сложной для рядового пенсионера. Между тем, и предыдущая пенсионная формула была не слишком простой.

    Выгода государства

    Сбалансированность состоит в экономии, масштабы которой существенны. Уже в 2015 году экономия должна составить 99,7 миллиардов рублей, в 2016 — 202,3 миллиарда, в 2017 — 336,6 миллиардов, в 2018 — 498,2 миллиарда.

    Пенсионная реформа 2015 года ввела новые правила расчета пенсий. И если реформы в целом заставляют волноваться большую часть населения, то пенсионная реформа, которая затрагивает практически всех россиян, не оставит равнодушным никого. Итак, что же нас ждет и чего стоит бояться?

    Пенсионная реформа 2014 года: что нового?

    В конце декабря 2013 года Президентом РФ был подписан закон, который ввел систему гарантированных пенсионных накоплений.

    Но этот закон является только лишь одним из общего пакета правительственных инициатив, касающихся пенсионной реформы. Согласно закону, в РФ создается 2-уровневая система гарантирования прав лиц, которые были застрахованы.

    То есть эта система включает в себя резерв обязательного пенсионного обеспечения и общенациональный гарантийный фонд.

    Гарантийный фонд объединил в себе всех участников системы обязательного пенсионного обеспечения. Фонд сформирован из нескольких источников: взносов Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов. Контролирует все взносы Агентство по страхованию вкладов, на которое также возложены вопросы выплаты гарантийного возмещения.

    А теперь еще одна «неприятная новость», касающаяся пенсионной реформы 2014 года. Правительством РФ было принято решение о «заморозке» накопительной части пенсии ровно на 1 год и направлении ее в распределительную систему.

    Как это выглядит на практике? Раньше на накопительную часть пенсии, которая аккумулировалась (у большинства россиян) в Пенсионном фонде РФ, начислялись определенные проценты. С 2014 года они начисляться перестали.

    Но у граждан РФ был выбор: оставить свои деньги в Пенсионной фонде или перевести их в любой негосударственный пенсионный фонд. Те, кто заранее позаботился о накопительной части, продолжают «пополнять» свои пенсионные накопления, а накопительная часть «молчунов» перешла в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования.

    Предполагалось, что ограничение будет действовать только год, однако на основании периодических поправок мораторий на формирование накопительной части пенсии на данный момент продлен до 2019 года (ст. 33.3 закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

    Пенсионная реформа 2015: работающие пенсионеры лишатся пенсии?

    С 1998 года законодательно не установлено никаких ограничений в получении пенсии для работающих пенсионеров. Однако такие «послабления» ведут к тому, что бюджетные средства расходуются неэффективно.

    Поэтому с 2015 года законодатель все же решил ввести некоторые ограничения для работающих пенсионеров.

    • Если у работающего пенсионера накопительная часть будущей пенсии никак не формируется, то максимум баллов, которые он может получить при перерасчете будет не более 3.
    • Если накопительная часть пенсии все же формируется, то количество баллов при перерасчете будет не более 1,875 (в 2017 году в перерасчете на рубли — 147,34 руб.).

    Что это за баллы?

    Для всех пенсионеров и для тех, кому пенсия будет позднее, производится так называемая конвертация в баллы. Но размер пенсии при этом снижаться не будет. Для проведения конвертации в Пенсионный фонд обращаться не нужно - она проводится всем в беззаявительном порядке.

    Но ежегодный перерасчет пенсии (с учетом страховых взносов) работающим пенсионерам останется без изменений; он будет осуществляться в беззаявительном порядке.

    Таким образом, пенсионная реформа 2015 года позволяет работающим пенсионерам получать пенсию, но с некоторыми ограничениями в вопросе начисления баллов.

    Пенсионная реформа 2014: нюансы

    Несмотря на то что закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» уже принят в 2013 году, в силу он вступал постепенно: основная часть с 01.01.2015, остальные нормы — с 01.01.2016.

    Стоит отметить одну из особенностей новых изменений: пенсионная реформа 2015 направлена на стимулирование граждан как можно позднее выходить на пенсию.

    Как мы знаем, пенсионный возраст в РФ для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет. За каждые полных 12 месяцев, в течение которых застрахованное лицо откладывает выход на пенсию и продолжает работать, размер страховой пенсии по старости, включая фиксированную выплату, повышается на специальный коэффициент.

    Например, если мужчина пойдет на пенсию на 5 лет позже (65 лет), то размер его пенсии будет рассчитан при помощи умножения коэффициента 1,45 на ту сумму, которую бы он мог получить в 60 лет.

    Понятие «трудовая пенсия» уходит в прошлое; теперь правильнее будет говорить «страховая пенсия». И она будет исчисляться не в рублях, а в баллах. Пенсионный балл будет устанавливаться ежегодно и изменяться с учетом инфляции. В 2017 году для возможности реализовать право на пенсию необходимо «накопить» 11,4 балла. Каждый год вплоть до 2025 это число будет увеличиваться, пока не достигнет величины в 30 баллов.

    Согласно новому закону, предполагается увеличение страхового стажа в зависимости от года выхода на пенсию. То есть, к примеру, если вы выйдите на пенсию в 2015 году, то стаж должен быть не менее 6 лет, в 2017 и 2018 годах — 8 и 9 лет соответственно, а вот после 2025-го — уже не менее 15 лет.

    Помимо накопленных баллов, к пенсии будет производиться прибавки от государства; их размер будет одинаков для всех, независимо от стажа или баллов.

    Более того, еще одним «положительным» новшеством в пенсионной реформе стало то, что теперь в страховой стаж включен период по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в общей сложности не более 4,5 лет и некоторые иные сроки.

    Минусы пенсионной реформы 2014

    Несмотря на, казалось бы, идеальную стратегию дальнейшего пенсионного развития в РФ, при более детальном рассмотрении все оказывается не так гладко.

    В частности, индивидуальный пенсионный коэффициент для назначения пенсии по старости должен равняться 30 баллам. А теперь давайте представим, как это все будет «зарабатываться». Если ваш доход равен 1 МРОТ, то работать вам придется не менее 20 лет.

    В данном случае в группе риска оказываются те граждане, которые получают зарплату «в конвертах» или иным образом скрывают свои доходы.

    Объясним почему. Пенсионный коэффициент, который необходимо «заработать» гражданину (баллы) - это не что иное, как показатель трудовой деятельности человека за год.

    То есть это соотношение взносов, которые выплачиваются работодателем в пенсионный фонд с зарплаты гражданина и максимальной зарплаты, с которой работодатель может уплачивать взносы в соответствие с законом.

    Итак, давайте все же перечислим основные минусы пенсионной реформы:

    • Стаж для начисления пенсии постепенно увеличивается с 5 (требовался для выхода на пенсию в 2014 году) до 15 лет (к 2025 году).
    • Формула для расчета своей пенсии настолько сложная, что простой гражданин запутается в ее показателях уже на начальных этапах. Более того, пенсия «случайным» образом зависит от того, в каком году вы родились и ушли на пенсию. То есть вы можете иметь со своим коллегой одинаковые зарплаты, одинаковый стаж работы и т.д., а пенсии у вас все равно будут разные.

    Если вы захотите узнать количество баллов на вашем пенсионном счете, вы можете обратиться либо непосредственно в отделение пенсионного фонда, либо на портал госуслуг. А чтобы узнать, сколько вы заработали в деньгах, необходимо сумму баллов умножить на 1 пенсионный коэффициент.

    Накопительная часть пенсии: что с ней будет?

    Спешим вас заверить, что накопительная часть пенсии законодательно не отменена. В соответствии со ст. 22 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ одним из вариантов пенсионного обеспечения является направление 6% страхового взноса на накопительную часть пенсии.

    Но на сегодняшний день ситуация «немного» поменялась. Еще в конце 2013 года государство в лице Пенсионного фонда неоднократно предупреждало граждан: для того чтобы накопительная часть пенсии не аккумулировалась в страховую, необходимо ее перевести в негосударственный пенсионный фонд. Согласно проведенным опросам, это сделали чуть меньше половины населения; остальные 50% остались в группе «молчунов».

    Так вот, если к 31.12.2015 вы успели перевести накопительную часть в НПФ, то ваши 6% останутся при вас, но если не успели, то ее «забрали» в страховую часть. Выбирая тот или иной НПФ, вы имеете право 1 раз в год заменить НПФ, если вас не устраивают результаты его работы.

    Вполне законный вопрос: а что же будет с моими средствами, если НПФ будет признан банкротом? Ничего. Они сохранятся, поскольку застрахованы.

    Как утверждают аналитики, тем, у кого «белая» зарплата, лучше переводить свои накопления в НПФ; а тем же, кто получает зарплату в конвертах, лучше «затаиться» и ничего не делать.

    На сегодняшний день вся суть пенсионной реформы сводится к следующему: чтобы получить более или менее достойную пенсию, вам надо долго и упорно трудиться; но главное — выбрать «правильного» работодателя, который будет выплачивать всю зарплату, без «конвертов».

    Пенсионная реформа закончится не скоро. Но уже сегодня можно сделать неутешительные выводы о том, что требования к стажу работы увеличатся в разы, а сама пенсия станет меньше за счет того, что увеличится период дожития. Тем самым государство значительно сократит свои пенсионные расходы.

    Навигация по статье

    В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

    Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

    Пенсия до 1 января 2015 года

    До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

    При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

    • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
    • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

    Изменение пенсионной системы в 2015 году

    Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

    С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

    • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
    • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

    Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

    Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

    Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

    СП = ИПК x СПК + ФВ,

    • СП - итоговый размер страховой пенсии;
    • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
    • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
    • ФВ - фиксированная выплата.

    Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

    Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

    Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

    Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

    Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

    Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

    Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

    Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

    • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
    • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

    Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

    Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

    При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

    • прохождением военной или приравненной к ней службы;
    • временной нетрудоспособностью;
    • уходом за ребенком до полутора лет;
    • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
    • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
    • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
    • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
    • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

    Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

    В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

    В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

    Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

    Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

    Проект новой пенсионной реформы

    В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

    В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

    • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
    • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
    • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
    • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

    Заключение

    Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

    Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

    В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

    В декабре 2013 года Государственной Думой были окончательно приняты два федеральных закона, открывающие очередную реформу пенсионного обеспечения российских граждан: «Закон о страховых пенсиях» и «Закон о накопительных пенсиях». В результате, с 1 января 2015 года изменился порядок расчёта пенсий .

    История законов о страховых и накопительных пенсиях

    С начала возникновения законодательства Российской Федерации, это уже третий закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них, был принят 20 ноября 1990 года, ныне действующий закон о трудовых пенсиях - 17 декабря 2001, а новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

    Фактически, пенсионное законодательство меняется каждые десять лет и это обстоятельство не вселяет оптимизма. Верховный суд определил в 2004 году, что каждый гражданин вправе рассчитывать на то, что при назначении пенсии, каждый период его работы будет оцениваться по законодательству, действующему на период, когда протекала данная работа.
    Это уже привело к тому, что в настоящее время пенсия рассчитывается по двум законам: за период до 31 декабря 2001 года, и за период с 1 января 2002 года. А с введением нового закона в расчёт пенсии вводится третья составляющая: за период после 2015 года.

    Поэтому рядовому гражданину, выходящему на пенсию, разобраться, из каких же величин, в конечном счете, сложился тот или иной ее размер - очень и очень непросто. И это, безусловно, не вызывает никаких положительных эмоций у пока еще работающих граждан.

    Главное в пенсионной реформе 2015 года

    Новое наименование «страховая пенсия» отражает принципиально иной подход к пониманию пенсионной выплаты. И хотя закон определяет ее как ежемесячную выплату, компенсирующую утраченный гражданами заработок (так же как и в законе о «трудовых пенсиях»), отдельные положения закона настораживают.

    Так, в преамбуле прямо указано, что страховая пенсия предоставляется на основе пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Рассмотрение такой неоднозначной категории, как «социальная значимость» до сего момента не входило в задачи пенсионного законодательства.

    Законом вводится новая формула расчёта размера пенсии, которая непосредственным образом не основана ни на трудовом стаже, ни на размерах заработной платы гражданина. Это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и стоимость пенсионного коэффициента (СПК).

    Размер первого из них только косвенно зависит от размера заработной платы, но исчисляется он не из средней заработной платы по стране (как это делается сейчас), а соотносится с максимальным размером заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы.

    В 2014 году, например, эта величина составляет 52 000 рублей в месяц. Много ли граждан у нас в стране получает такую зарплату? Кроме того, эта величина ежегодно устанавливается (повышается!) Правительством. Так же ежегодно будет устанавливаться и стоимость коэффициента (СПК).

    Вывод следует неутешительный в том плане, что работник, за которого уплачиваются взносы своевременно и в полном объеме, не сможет даже приблизительно оценить уровень своего будущего пенсионного обеспечения.

    Существенные изменения в новом законе о пенсиях

    Существенные изменения внесены в статью закона, определяющую условия назначения пенсий. Требующийся для назначения обязательный стаж работы теперь составляет 15 лет; повышается он постепенно, начиная с 2015 года- 6 лет, с 2016 - 7 лет и так далее, пока не составит величину, равную 15 (2024 год). Кроме условий по возрасту и стажу, введено еще одно дополнительное условие - величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять не менее 30.

    Законом изменяется порядок индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года; с 1 апреля – Правительство только «вправе» дополнительно увеличить это размер.

    Вводятся повышающие коэффициенты к размеру страховой части и фиксированного базового размера, отдельно. Они предусмотрены для тех, кто при достижении возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет, она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.

    В заключение можно отметить, что тем, кому на дату вступления нового закона в силу, пенсия уже назначена - беспокоиться не следует. При любых обстоятельствах, пенсия им будет выплачиваться в размере, не меньшем, чем прежний. То есть пенсионная реформа 2015 года никак не затронет действующих пенсионеров.

    А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при данных условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном законом возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Скорее всего, через десять лет наступит время для очередной пенсионной реформы.