«Посеешь мысль - пожнешь действие,

посеешь действие - пожнешь привычку,

посеешь привычку - пожнешь характер,

посеешь характер - пожнешь судьбу».

Неужели привычка может так глобально повлиять на жизнь человека?

Каждый человек имеет большое количество привычек, они могут быть полезными и вредными. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. А что же вредные (патологичные) привычки? Считают, что закрепившись, вредные привычки отвлекают человека от процесса познания, мешают при взаимодействии с другими людьми, наносят вред самому человеку, могут быть не эстетичны и социально неприемлемы.

Почему так происходит? Эта отрицательная склонность, выражающаяся в действиях или поведении, часто становится для человека потребностью и при подавлении её у него возникает чувство внутреннего напряжения и дискомфорта. Многие привычки приобретаются в раннем детстве и нередко остаются «на память» на всю жизнь. С годами они сглаживаются или одна рождает другую, создавая патологический комплекс.

Многие родители жалуются: «Моему сыну три года, а он до сих пор сосёт палец»; «Дочери скоро 7, а она не расстаётся с тряпочкой и постоянно слюнявит её»; «Он - школьник, ему уже 12 лет и он грызёт ногти» — у вредных привычек нет возраста, а есть потребность в их проявлении.

Почему человек не расстаётся с вредными привычками, почему они возникают и что можно сделать, чтобы избежать их появления?

Формируются в результате простого повторения и могут возникнуть непреднамеренно.

Навязчивые действия ребёнок осуществляет неосознанно, и они производят довольно неприятное внешнее впечатление.

Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте и выражается в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмичный акт, как сосание груди, - это не просто акт кормления, это сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий, стимулирующий развитие головного мозга. Поэтому «война» с сосанием у полуторагодовалого малыша психологически не оправдана.

Некоторые ритмические действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.п. возникает как эквивалент любящих рук мамы. Эта самостимуляция может перерасти во вредную привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду сосание пальцев, языка или предметов, грызение ногтей, вырывание волос, бровей или ресниц, которые появляются в возрасте около трёх лет.

Самая распространенная среди привычек - «вредин» - сосание пальца. С ней сталкиваются чуть ли не в каждой семье. Но, строго говоря, назвать ее привычкой трудно. Скорее, это первый в жизни ребенка навык, рефлекс, который дала ему сама природа и который, как ни странно, должен иметь применение. Все дело в способе. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Поскольку эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается. На руках у мамы он вообще вряд ли испытывает другие эмоции.

Акт сосания делал ребёнка независимым от невзгод внешнего мира, и если это было тогда, так почему бы подобное не перенести на сегодняшний день. И какая разница, что сосать. В школе, ребёнок грызёт ручку или карандаш, а став подростком в компании затягивается сигаретой. Так привычка, не исчезая, перешагивает из дошкольного детства в школьный возраст. Есть мнение, что тяга к табаку и алкоголю возникает от нереализованного сосательного рефлекса и привычки «засасывать» нервозность и напряженность. Частые «перекуры» во время стрессовых ситуаций вполне наглядно подтверждают верность данного предположения.

Иногда родителей волнует привычка ребёнка грызть ногти и выдёргивать брови или волосы . Они редко бывают в три года, появляются чуть позже. Во время грызения и выдёргивания ребёнок даёт выход своей агрессии, напряжённости, раздражению и получает удовольствие. Как правило, это дети, склонные скрывать свои чувства и «вымещать» их на собственном теле, причиняя себе боль. Такие вредные привычки характерны для детей замкнутых, робких, неуверенных в себе. Они очень остро переживают свое несоответствие требованиям взрослых и пытаются таким способом себя «наказать».

В период младшего школьного возраста (с 6/7 лет до 9/10) ребёнок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания - трудолюбием и чувством неполноценности. Маленький человек пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность, в результате чего у него развиваются чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если продукты, полученные благодаря усилиям ребёнка, оказываются качественными и ценными в газах взрослых и сверстников, то у него формируется глубокая убеждённость в собственной компетентности. А в случае неуспешности и постоянных неудач, ребёнок будет искать «альтернативные» способы совладания с действительностью, стремиться обрести успокоение, снять напряжение, убрать внутренний дискомфорт.

Особое беспокойство взрослых вызывает мастурбация (онанизм) у детей. Чаще онанизм происходит при засыпании или затянувшемся пробуждении, однако подобные явления могут наблюдаться и в бодрствующем состоянии - во время игры, занятий рисованием, лепкой, музыкой. Пока ребёнок изучает свои руки, ноги, лицо - родители и педагоги спокойны. Но когда ребёнок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие взрослые приходят в растерянность и начинают подозревать в ребёнке распущенность и извращённость.

Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной) и у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это - естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст с трёх до шести лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.

Когда норма переходит в патологию?

Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, он воспринимает эту сторону жизни как вполне естественную и неотъемлемую. «Сексуальные» игры у здорового ребёнка не вызывают полового возбуждения, он играет неосознанно, поэтому говорить об онанизме (мастурбации) рано.

Онанизм - способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки, делает это регулярно, действие сопровождается чувством удовольствия - вот тогда можно говорить о патологической привычке. В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3% девочек дошкольного возраста. В переходном возрасте мастурбации сопутствуют представления эротического содержания.

Таким образом, сосёт ли ребёнок одеяло, выдирает ли волосы, употребляет спиртное - всё это свидетельствует об одном: ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт. И это сигнал, на который надо адекватно отреагировать - понять причину проблемы, а после выбрать оптимальное ее решение.

Мир ребенка еще достаточно мал. Семья, друзья, детский сад (школа) - вот, пожалуй, и всё окружение. События в этом мире становятся поводом для радостей или беспокойств ребёнка.

У ребёнка раннего возраста основная причина - дефицит материнского внимания. Изначально любой малыш стремится к получению внешних впечатлений и их источником является мать; если же её нет рядом, то развитие ребенка как бы возвращается во внутриутробный период - малыш сам себя успокаивает и развлекает.

В дошкольном и младшем школьном возрасте число причин вызывающих данные привычки, возрастает.

Основные причины «вредных» привычек.

  1. Недостаточность эмоциональной и материальной составляющих среды приводит к поиску впечатлений от собственного тела, саморазвлечение.
  2. Нарушение в работе ЦНС. Органическое поражение центральной нервной системы, может выражаться в завышенном пороге восприятия. При этом ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления и не получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях.
  3. Реакция на негативную ситуацию. В состоянии стресса, например, в процессе адаптации к ОУ, из-за конфликтов в семье, рождения брата или сестры, школьной неуспешности. Ребёнок начинает искать способ успокоения и находит его в виде привычки.
  4. Нарушение воспитания. Излишняя строгость, гиперопёка или попустительство родителей, ограничение активности ребёнка, недостаток ласки, внимания и положительных эмоций. Использование физических наказаний (шлепки и порка) способствуют приливу крови к генитальной области и стимулируют возбуждение.
  5. Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом невропатии.

Если причина выявлена, можно заняться искоренением привычки.

  • Многие родители начинают борьбу с ребёнком, а не с его привычкой. Не нужно настаивать на отказе от нее, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей или перцем. Сосать палец или кусать губы ребёнок, может быть, и перестанет, а вот проблема останется и непременно выльется в другую вредную привычку.
  • Именно поэтому так важно начать с избавления ребенка от раздражающих моментов. Увидев, что он грызет ногти или дергает себя за ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта и положить в руку пластилин, тем самым переключив одни навязчивые движения на другие, но более продуктивные. Детям более старшего возраста, можно задать вопрос: «Что ты делаешь?» В этом случае у ребёнка появится возможность сказать о своих чувствах, действиях и осознать их.
  • Не задабривайте своего ребенка подарками, конфетами, потаканием его желаниям. И не реагируйте на его поведение агрессивно, с криками и рукоприкладством. Так привычка - «вредина» - у него только закрепится. Чем ярче реагируют взрослые на вредные привычки, тем выше они поднимают её в чине. Более того, подобный подход дает сыну или дочке возможность манипулировать родителями.
  • В тех случаях, когда вредные привычки появляются у детей из-за нарушений в работе ЦНС, они, как правило, определяются в роддоме или во время осмотров у невропатолога еще на первом году жизни малыша. Избавиться от подобных недугов иногда помогает лишь серьезное лечение и наблюдение у специалиста. Однако данная рекомендация не означает, что лишь нервный недуг приводит к возникновению вредных привычек. На их появление у детей с нарушением ЦНС влияет и напряженная обстановка в семье. Общаться с таким ребёнком нужно спокойно, не повышать голос и постараться оградить его от телевизионных потрясений.
  • Если ребенок срывает злость, причиняя себе боль (рвет волосы, грызет ногти), или ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, или испытывает ночные страхи (вскрикивает во сне, плохо спит, не может заснуть, снова мочится в постель), то в таких случаях спросите себя: хватает ли ребенку внимания в семье, ощущает ли он себя защищенным, уверен ли в своих силах?
  • Младшему школьнику очень важно помочь поверить в свои силы, компетентность. Именно в деятельности рождается интерес, происходит радость от процесса созидания, появляются друзья и единомышленники. Чаще всего на фоне учебных проблем у ребёнка страдает самооценка, происходят потеря самоуважения и нарушения отношений в школьном коллективе. Взрослым необходимо поддерживать и поощрять любые умения и интересы ребёнка.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения внимание близких особенно необходимо. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним — это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Необходимо помнить, что патологические привычки у ребенка могут усиливаться. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольника, мы получаем взамен другую в более старшем возрасте.

Консультация для родителей

Посеешь привычку…

DIV_ADBLOCK145">


В привычках заложены и корни нравственности. Ребёнок не рождается злым или добрым, обманщиком или честным. Нравственные качества, как и другие черты характера, ему предстоит приобрести. И в этом так же существенную роль играют привычки.

Десятимесячный карапуз уцепился за дедушкин нос и теребит его. "Ну и силач" - умиляется дедушка. Через год тот же малыш топает ножкой, требуя дедушкины очки. "Такой любознательный" - уже с меньшим умилением, но пока ещё с гордостью заявляет дедушка. А ещё через год, встретив какое - то возражение со стороны дедушки, внук бросается на него с кулачками. "Своенравный бесёнок" - теперь уже возмущается дед. А своенравным ребёнок стал только потому, что привык: ему всё дозволено. И если так будет продолжаться - вырастит злой, не уважающий других мальчик, а потом и мужчина.

Чтобы этого не случилось, чтобы ребёнок был отзывчивым, добрым, приучайте его с раннего детства сочувствовать и сопереживать. Пусть ребёнок привыкает заботиться о других, как только это станет ему по силам: попросите его принести домашние тапочки, собрать свои игрушки, помочь бабушке или дедушке.

Так же необходимо приучать ребёнка делиться сластями и игрушками. А если в дом приглашены гости, отведите ему роль гостеприимного хозяина, угощающего и одаривающего гостей вместе с родителями.

Привычки складываются постепенно, для этого надо, чтобы то или иное действие, тот или иной поступок многократно и систематически повторялись. Сначала ребёнок поступает так, как вы ему подсказываете и показываете, а со временем у него появляется потребность поступать так, как вы его научили.

Консультация для родителей на тему:

«Посеешь привычку, пожнешь характер».

Общество состоит из отдельных личностей и характеров, как мозаичное полотно из кусочков разноцветного стекла. Чем чище и светлее ее составляющие, тем красивее картина. В возникновении негативных черт характера человека мы обвиняем привычку, как начальный этап формирования личности.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Родители являются основными исполнителями процесса воспитания.

Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки – это вредные, закрепленные в личности способы поведения, агрессивные по отношению к самой личности или к обществу. К вредным привычкам чаще всего относят курение, пьянство, употребление наркотиков, а также привычки, влияющие на нравственное поведение человека, не соответствующее нормам общественной морали. Перечисленные явления представляют собой различные отклонения от здорового образа жизни. Например, курение. Людей не убеждают приводимые Всемирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих. Многие говорят, что они курят потому, что хотят, и бросят в любой момент. Но на самом деле вырваться из круга своей пагубной привычки не могут. То же можно сказать о других видах зависимости: алкогольной и наркотической.

Формирование многих ценных качеств личности будущего взрослого человека, его характера, поступков включает образование у ребенка уже в раннем возрасте необходимых навыков и привычек: нравственного поведения, трудовых, культурно – гигиенических и многих других. Частые привычки приводят к формированию более общих, дополняющихся убежденностью. И вот уже привычка становится чертой характера. А наша с вами забота вырастить ребенка добрым, чутким, вежливым, трудолюбивым, умелым – словом, привить ему лучшие качества. И первой помощницей в этом нелегком деле будет привычка. Привычка сопереживать, сочувствовать, окружать себя красотой и добром. Привычка является основоположником как положительных, так и отрицательных черт личности. Привычек очень много, но я предлагаю вам несколько:

  1. Нехочуха.

В доме слышен стук и гром,

В доме все стоит вверх дном.

Плачет бабушка и мать,

Не пора ли дом убрать?

«Не хочу, не буду!- слышится оттуда.

Не хочу играть в песок!

Не хочу одеть носок!

И не буду есть котлету,

Дайте лучше мне конфету».

Это я все натворила,

В Нехочуху превратила.

Я и вас всех научу:

Ну, скажите: «Не хочу!».

Вот такой сложившийся способ поведения может превратиться в большое зло.

  1. Эгоист.

Вопрос о смысле бытия не сложен,

Мне все равно – богат народ мой, иль заброшен

И почему же я, такой хороший должен

Заботиться ну просто обо всем?

Мне ведь и дело нет до тех, кто голодает,

Кто радуется или может быть страдает.

А мне тепло и сытно,

И к тому же,

Зачем мне чье – то горе будет нужно?

Ведь главное на свете – это Я.

И чтобы процветала жизнь моя.

3. Жадина.

Ни за что и никому, даже другу своему

Я не дам игрушки, куклы и хлопушки.

Ну, а это – спору нет-

Очень вкусные конфеты.

Но не дам и полкуска я,

Мне самой едва хватает.

Все мое всегда со мной

Хоть зовут все жадиной.

Как вы думаете, какие черты характера будут у человека, имеющего в детстве такую привычку?

4.Скупой.

Средь бурь и радостей,

Средь дней тревожных и счастливых

Есть главная деталь.

Она важна сейчас,

Была важна и встарь.

Деньгами мы зовем деталь ту

И наживой.

Ведь будет счастлив лишь тогда народ,

Когда копейку он и рубль бережет.

И смыслом жизни каждого

Должно, бесспорно, быть –

Беречь копейку.

Все копить, копить, копить.

И никому другому не давать,

Пусть даже, жадиной тебя

Все будут называть.

Человеческая личность сложна и многогранна. Некоторые положительные черты характера дают неограниченные возможности в общении. Но ребенок неопытен и не может сам сориентироваться в огромном количестве информации. Привычки возникают спонтанно и мы, взрослые, не можем ими управлять. Навыки и привычки основываются на чувствах и разумном отношении ребенка к окружающей действительности. Ребенок привыкает поступать так, как мы его учим; словом и собственным примером, и наконец, испытывает в этом потребность. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, должны решать эту задачу всем миром: детский сад, семья, общество. Только единство требований детского сада и семьи может обеспечить ребенку условия для полноценного развития, наполнить детскую жизнь хорошими делами и поступками. Ведь как сказал древний философ: «Счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание». И в нашей жизни хорошего больше, чем плохого.

Детство – это цветущий луг, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. Порой нам кажется, что мы знаем о ребенке все, потом понимаем, что не знаем ничего. Он – тайна, он – загадка, он – маленькое чудо. А чудеса непостижимы. И единственной тропинкой на пути к разгадке этой тайны будет добро.

Творите добрые дела,

Они обратно к вам вернуться!

И в каждом сердце отзовутся.

Творите добрые дела!


Алла Мельникова
Консультация для родителей «Посеешь привычку - пожнешь характер»

Народная мудрость гласит : " Посеешь привычку - пожнешь характер ". От того, какими привычками обладает человек , он выглядит либо привлекательным , воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим, осужденным. Привычка - действия совершаемые автоматически в определенных условиях : утром встав с постели, мы одеваемся,чистим зубы, заправляем постель, вернувшись с улицы, вытираем ноги и т д.

Привычки бывают положительные и отрицательные. Для того, чтобы сформировались привычки - помощники нужно развить у ребенка навыки, обеспечивающие правильность действий, их последовательность и быстроту. Навыки приобретаются в многократном правильном выполнении действий. Легче формируются навыки у детей, живущих по режиму :они хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны, при целенаправленном воспитании у них легко складываются целый ряд важных привычек , которые помогают им нормально расти и развиваться.

Подрастая, он начинает диктовать свои условия родителям : " хочу - не хочу", "Буду - не буду"," Это не нравится". Так незаметно родители допускают накапливание ребенком аморальных привычек поведения . Выдающийся русский педагог А. С. Макаренко говорил :

"нужно как можно чаще стремиться к тому, чтобы у детей складывались хорошие привычки , а для этой цели наиболее важным является постоянное стремление упражняться в правильном поступке"

Ребенок вырабатывает определенные привычки благодаря неоднократным повторениям одних и тех же действий, в результате у него складываются первичные формы поведения в обществе, с друзьями, родителями . Чтобы выработать положительные привычки нужно создать условия, при которых ребенок смог бы перестраиваться в выполнении полезных действий. Так например :удобное расположение крана, мыла, полотенца, вешалки для одежды, все это дает возможность достать до крана и вымыть руки с мылом, насухо вытереть полотенцем, а так же повесить одежду, т. к это - удобно ребенку.

Или каждый день девочка убирает постель, самостоятельно одевается, складывает свои вещи, причесывается. Все это она делает не торопясь. И для этого нужно создать ребенку условия : вовремя его разбудить в д/сад, научить одеваться, не в спешке, а обстоятельно, ребенок должен иметь свой стул и личные вещи. За всеми этими действиями осуществляет контроль взрослый, накапливает, требует, убеждает в необходимости выполнения.

Родители должны объяснять детям что хорошо и что плохо : "Быть красивым - значит быть чистым и аккуратным". Если размахивать ложкой, можешь испачкать платье соседу, так воспитанные люди не ведут себя за столом. Постепенно дети должны усвоить правила обращения со столовыми приборами,

ложку держат в правой руке, чуть ниже края ручки, подносят ко рту боковой стороной, вилку держат тремя пальцами, указательный палец упирается в ту часть вилки, где рука

переходит в черенок. Мягкую пищу,сырники, котлеты, запеканки, едят вилкой, без ножа, постепенно отламывая от них по кусочку, не крошат все заранее. Нельзя брать из общего блюда своей вилкой.

Привычка к чистоте , умение замечать неопрятность в одежде. Взрослый высказывает свои требования в виде несложных, конкретных и понятных правил : "Следи за своей одежде,не пачкай её", "Снимай с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно сомнется и будет старое" Изо дня в день выполняя эти навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку , в потребность быть аккуратным во всем - в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребенка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться платком, салфеткой, вовремя мыть руки.

Если ребенка не учить хорошим привычкам , то у ребенка вырабатывается отрицательные, иногда ему легче делать так, как удобно, а не так как правильно :пролить, намочить рукава, ударить, дернуть, не поздороваться. Если не обращать на это внимание - у ребенка воспитываются вредные привычки , переходящие в такие черты характера как : дерзость, грубость,недисциплинированность.

Родители должны знать , что ребёнок не наследует привычки от близких , а приобретает их, благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное - воспитания.

Иногда, родители до 2 - 3 лет кормят своего ребенка из ложки, умывают, постоянно идут на уступки. Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребенка, он растет неорганизованным, несобранным, эгоистичным.

Поэтому родители должны помнить , что дети - зеркальное отражение своих родителей .

Воспитатель : Дегтярева Л. Н.

МБДОУ " Светлячок"

Публикации по теме:

«Посеешь привычку - пожнешь характер». Из опыта работы по привитию детям навыков и привычек культурного поведения «Посеешь привычку – пожнешь характер». (Из опыта работы) Еще А. С. Макаренко говорил, что нашей задачей является не только воспитание правильного,.

Консультация для родителей «Характер ребенка» Буклет для родителей "Характер ребёнка" Подготовила воспитатель МБДОУ № 196 Нечаева Зоя Анатольевна Выявление природы характера Формирование.

Формируем привычку к здоровому образу жизни В дошкольном возрасте активно идет формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц,.

Консультация для родителей «Характер детей надо воспитывать» Характер ребенка начинает формироваться очень рано. В раннем детстве идет не только физическое, но и психическое развитие. Он учиться смотреть.

Организация сюжетно-ролевой игры. Консультация консультация для начинающих педагогов Сюжетно-ролевые игры дошкольников. (консультация для начинающих педагогов) Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь.

Консультация для родителей дошкольников «Посеешь привычку - пожнёшь характер»

Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Многое начинается с привычек…. С привычек: хороших и плохих …

Привычки, приобретённые детьми, благодаря родителям и педагогам, сохраняются длительно и становятся второй натурой.

Многие из них закладываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.

Отучить малышей от нежелательных привычек нелегко, поэтому лучше своевременно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно воспитывался.

Правильное воспитание, а именно воспитание полезных привычек начинаются с первых дней жизни, с приучения ребёнка к режиму, к определённому распорядку дня, как писал А. С. Макаренко, с привычки к «определённому часу».

Все родители хотят, чтобы их малыш был здоров, но далеко не все соблюдают главное условие сохранения здоровья – режим дня.

Важно знать, что правильный режим – это в первую очередь рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка.

Соблюдение режима не просто выработает в человеке пунктуальность и ответственность, но и помогает развитию личности.

Режим готовит организм малыша в определенный промежуток времени к деятельности, которую ему предстоит выполнить, и помогает многим физиологическим процессам (засыпанию, пробуждению, приёму пищи) протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Способствует созданию у самых маленьких ощущения благополучия, комфорта, помогает усвоению старшими дошкольниками многих правил поведения, формированию культурно-гигиенических навыков, регулярное выполнение которых становится нормой, естественной необходимостью.

Другими словами, правильно продуманный режим дня делает ребёнка дисциплинированным человеком, формирует в нём прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе,

повышая работоспособность, и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.

С чего начинается день.

Необходимо приучить ребёнка к тому, что его день начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие, настроение.

Проснувшийся ребенок сонлив, но после утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.

Мышцы ребенка недостаточно развиты, поэтому характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Если ребёнок в силу, каких – то обстоятельств не может или не хочет сегодня делать зарядку, можно просто включить весёлую детскую музыку и просто потанцевать, поднять тонус и заряд энергии. А желание выполнять физические упражнения потом придёт само собой.

Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке.

Да здравствует мыло душистое…

После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

Кожа детей нежна, легкоранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?

Будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Это нормально.

Ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.

Он может отказываться от завтрака, и здесь проблема не в отсутствии аппетита, а в отсутствии компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, у малышей хороший аппетит.

Ну, и самой настоящей, главной проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00. Зачастую, эта проблема, связанна с неправильной организацией двигательной активности малыша в течение дня, т. е. недостатком физической активности ребенка.

[Основа режима дня - физическая активность.

Если ваш малыш мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, часами сидит перед телевизором (и) или за компьютером одним словом, не тратит энергию и не устает, то он плохо спит и ест.

Двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне: они разбудят аппетит малыша, и также помогут ребенку заснуть.

Если вы сможете увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время. При этом физические упражнения или нагрузки должны подходить по возрасту, быть интересными, разнообразными, чтобы ребёнок охотно всё выполнял.

Дневной сон.

Помните, полноценный сон – важный фактор не просто физического, но и психического здоровья вашего ребенка. Если у вас изменились планы или малыш просто капризничает – это не должно стать причиной отказа от дневного сна. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна? Ребенок становится очень капризным, плаксивым, вялым.

Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном – чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Это не катастрофа, если ребенок спит 11, 5–12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть – почитайте ему любимую сказку, поиграйте в спокойные игры, просто поговорите.

Прогулки на улице.

Так как ежедневные продолжительные прогулки и активные, весёлые игры с ровесниками на свежем воздухе закаляют организм ребёнка, благотворно влияют на его психологический фон – они должны быть непременным пунктом в распорядке дня малыша.

Кроме того, гуляя на улице, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми, знакомится с различными явлениями природы, наблюдает труд взрослых. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.

Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику.

Питание.

Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада и один из главных пунктов режима дня. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переедал их. Для нормального развития вашего ребёнка необходимы следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод, поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Начиная с 3 лет в рацион питания детей должны входить всевозможные крупы, фрукты, ягоды, овощи и зелень. Продукты, содержащие много белка желательно давать ребенку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно процесс пищеварения значительно замедляется.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребёнка, когда он в начале недели приходит в детский сад: наблюдается некоторая утомляемость, вялость, иногда наоборот, повышенная возбудимость. Малышу хочется подольше поспать во время дневного сна.

От вашей самодисциплины, требовательности к себе по соблюдению режима дня зависит, как быстро у ребёнка появится хорошая привычка: соблюдение и выполнение с радостью всех режимных моментов.

Приучайте свое ребёнка соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, по чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.

Удачи Вам в воспитании вашего ребёнка!