КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмем тетрадь.

Левая рука на месте, правая рука на месте,

Можно начинать писать!

От теории к практике.

Вы обращали внимание на то, как держит ручку ваш ребенок? Наклон ручки, положение пальцев, рук, локтей, ног, спины ― все это важно для того, чтобы научиться писать правильно, быстро и красиво.

Как правильно держать ручку ребенку и как правильно его этому обучить?

При письме ручка должна поддерживаться тремя пальцами руки: левая сторона среднего пальца является «лежанкой» для ручки, указательный палец фиксирует ручку сверху, а большой - обеспечивает поддержку снизу. Все три пальца должны быть слегка округлены и немного сжимать ручку. При письме согнутый мизинец является опорой для руки. Обратный конец ручки должен быть направлен на правое плечо.

С дошкольниками можно поиграть в интересные игры: 1) пусть ребенок представит, что на среднем пальце его руки расположилась мягкая подушка. Попросите, чтобы он уложил ручку на эту подушку со всем комфортом для нее. Пусть это будет такая интересная игра с ручкой в роли главной героини. Чтобы ручке было еще удобней, предложите ребенку придерживать ее большим и указательным пальцем с двух сторон.

2) на каждом пальце, задействованном в процессе, нарисовать морду зверушки, после чего потренироваться каждого из них расположить на определенном уровне.

В это время обратите внимание на расстояние от пальца до кончика ручки, примерно 2 см. (см. рис. 1).

Тетрадь во время письма должна быть расположена под углом 30°. Таким образом ребенку не нужно будет сильно разворачивать туловище или наклонять голову, для того чтобы писать под наклоном. Нижняя часть страницы тетради должна находиться напротив середины груди. Локти ребенка не должны свисать со стола.

Во время письма важно, чтобы рука опиралась на основание запястья, мизинец и внешнюю часть ладони. По мере продвижения руки по странице следите за тем, чтобы ребенок аккуратно передвигал ладонь, перенося вес на запястье. Когда будет расстояние, примерно слово из 10 букв, запястье можно плавно немного передвинуть.

Ключевым моментом для правильного положения ручки является длина ручки, примерно 15 см. Это важно, так как слишком короткая ручка или слишком длинная станут помехой для обучения ребенка правильным навыкам письма.

С целью тренировки навыка правильного письма стоит уделить внимание ручкам с тремя гранями и насадкам на ручки (см. рис. 2).

Оптимальной моделью считается капиллярная ручка (см. рис. 3).

С одной стороны, капиллярный эффект позволяет предотвратить вытекание чернил, а с другой – капиллярная ручка оставляет на бумаге равномерный, тонкий и четкий след. Письмо получается особенно аккуратным и ровным.

Угол наклона ручки по отношению к листу у правши составляет примерно 45°. А при письме шариковой ручкой возможен угол наклона к листу бумаги 90°, поскольку так паста лучше поступает на пишущий узел. Таким способом затрачивается большое количество энергии.

Проверить, правильно ребенок держит ручку или нет, можно очень просто. Достаточно будет попросить его приподнять указательный палец. Если все сделано было правильно, то даже после этого ручка не упадет (см. рис. 4).

Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней. Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.

Как правильно держать ручку во время письма

Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.

Само средство для письма нужно выбрать самое простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень неудобны для обучения письму.

8 способов научить ребенка правильно держать ручку

1. Метод пинцета

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).

2. Уложить ручку «спать»

Покажите на собственном примере, как можно уложить ручку спать. Представим, что средний палец – это кроватка. Положим ручку на «кроватку». Под «голову» (конец ручки) нужно подложить подушечку указательного пальца – «подушку». Сверху накрыть ручку «одеялом» — подушечкой большого пальца. Теперь смело начинаем писать. Рука во время письма опирается на загнутый внутрь мизинец.

3. С помощью салфетки

Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.

4. Обучающая насадка

5. Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев

Для детей также были разработаны обучающие ручки. Они имеют трехгранную форму, специальные углубления для пальцев и значительно облегчают процесс письма. Вес этих ручек немного меньше, чем обычных. Производители не забыли и об ярких цветах и красочном дизайне, чтобы обучаемому было нескучно писать такой ручкой.

6. С помощью мелков

Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.

7. Игра в дартс

Когда ваш ребенок играет в метание дротиков, это тоже способствует выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и должно быть на ручке, карандаше. Вам нужно всего лишь предложить ему представить, что ручка – это дротик, затем плавно спустить ее к «цели» — бумаге.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

8. Точка на пальчике

Самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.


Как правильно сидеть за столом

При письме важно соблюдать следующие правила:

  • за столом сидеть с прямой спиной;
  • ноги поставить вместе на пол или подставку;
  • оба локтя должны лежать на столе;
  • расстояние между краем стола и грудью – около 2 см;
  • лист бумаги нужно расположить под углом 30 градусов так, чтобы нижний левый угол ориентировался на середину груди.


Как развивать навыки письма и мелкую моторику

Научить ребенка правильно держать ручку еще недостаточно. Для выработки почерка и координации письма нужно проделывать нехитрые упражнения, которые станут своего рода забавой для него:

  • вырезать из бумаги фигурки при помощи ножниц;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  • лепить из пластилина, теста;
  • завязывать узелки на нитках и веревках различной толщины;
  • разукрашивать рисунки кистью, карандашами, фломастерами;
  • рисовать по клеточкам;
  • обводить фигуры по контуру;
  • делать пальчиковую гимнастику (повторять движения взрослых под чтение стишков).

Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»

Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.

1. Представим, что на среднем пальце правой руки есть «подушечка»:

2. На эту «подушечку» укладываем ручку:

3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Сидим прямо.
Ноги вместе.
Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
Оба локтя лежат на столе.

В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:

«Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.»

Родителям надо потратить всего лишь 20 минут в день на эти несложные упражнения, чтобы в будущем их детки красиво и быстро писали и больше успевали в школе (

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать , следует подчеркнуть три основных момента:

  • научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  • научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
  • научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны.

Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа - “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще - “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное - не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.

Многие люди держат ручку неправильно. Да и детки, взявшие впервые пишущее орудие, держат его в кулачке неуверенно. А вот нужно ли переучивать ребёночка правильно держать ручку и карандаш? На что влияет неправильный захват?

Достаточно часто можно встретить мамочек, которые не переучивают детишек держать письменные принадлежности, ссылаясь на удобство. Однако какое значение умения в обращении с ручкой? Во многом именно от этого зависит правильность посадки, а в то же время и зрение. Более того, рука при неверном обращении с пишущим предметом будет достаточно быстро уставать. При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.

Если ребёнок уже привык держать ручку неправильно

В случае, если чадо уже достаточно давно держит письменные принадлежности неверно, переучить малыша будет очень и очень сложно. Многие даже утверждают, что это и вовсе нереально. Те, кто всё же не теряет надежду научить ребёночка правильному обращению с ручкой и карандашом, используют специальные резиновые накладки, формирующие положение руки при письме. Однако есть и другие способы.

Как научить ребёнка правильно держать ручку:

Один из самых действенных способов выглядит так: изначально необходимо оторвать половинку салфеточки. Её положить в кулачок ребёнка и попросить придерживать безымянным пальчиком и мизинцем. При этом дать в руку карандаш. И с салфеточкой ребёнок должен писать то время, пока не научится держать ручку правильно.

Можно отметить точечку на указательном пальчике и объяснить ребёнку, что нужно держать ручку так, чтобы она закрывала точку. В этом случае за малышом необходимо будет следить, чтобы он не начал писать так, как привык.

Если рука ребёнка зажата, можно вместе с ним раскрашивать и обводить большие предметы. В этом случае мышцы научатся расслабляться, а письмо не будет столь утомительным. Ребёнок, у которого сильно фиксируется рука, обычно рисует мелкие предметы. Именно поэтому столь полезно для него учиться разрисовывать большие участки бумаги.

Приучать ребёнка правильно держать ручку необходимо с самого раннего времени. Иначе переучить его будет очень и очень сложно. Тем не менее, достаточно много взрослых людей держат пишущие предметы неверно. И это им никак не мешает.

Неправильный захват приводит к напряжению не тех мышц руки-плеча-спины, как следствие, к формированию неправильной осанки, быстрой усталости, головным болям.

Способ, которым ребенок держит ручку или карандаш вопреки видимости, является важным фактором, определяющим его развитие. Когда ребенок начинает дошкольное или школьное образование, способ удерживания ручки становится чрезвычайно важным .

Многие родители задаются вопросом, почему. Есть несколько причин. За развитие человеческого почерка отвечает часть ствола мозга и часть коры головного мозга. Первой и наиболее важной причиной, почему вы должны научить ребенка правильно держать ручку есть вопрос развития мозга и вопрос эргономики.

Только правильное удерживание ручки необходимо для оптимального использования и применения силы для спокойного и приятного процесса письма. Все другие способы удержания вызывают натиск на ручку или слишком сильный или слишком слабый, и, таким образом отвлекают ребенка и не позволяют полный контроль над движениями пера. Хоть в современном мире, в век компьютеров, кажется, что хороший почерк не очень важен, но с точки зрения психомоторного развития ребенка это очень важно!

Материал подготовила Гоничева И.В.

педагог-психолог МАУ ДО «ЦДТ»

Ваш малыш подрос, и самое время идти в школу и познавать навыки письма. На первый взгляд здесь нет ничего сложного и непостижимого, но маленькому человеку необходимо не только научиться писать, но и постичь саму технику этого процесса. Для этого следует знать, как научить ребенка правильно держать ручку, чтобы письмо стало легким и необременительным заданием. Такой навык нужно прививать с самого начала обучения, ведь если малыш привыкнет держать ручку неправильно, переучить его будет довольно сложно.

Правильная поза

Начните с того, что объясните ребенку, как правильно сидеть, когда он пишет. Спина должна быть ровной и опираться на спинку стула, ножки стоят ровно, упираясь на всю поверхность ступни, на полу. Обе руки лежат на столе в удобном положении, локти слегка выходят за край столешницы. Проследите, чтобы грудь ученика не упиралась в стол - оптимальное расстояние составляет 5-10 см. Плечи расслаблены и не должны напрягаться во время письма. Стол должен быть удобным, чтобы локти свободно скользили при письме. Голова немного наклонена вперед, тетрадь располагается на удалении в 20-30 см от глаз.

Научить ребенка правильно держать ручку и соблюдать правильное положение при письме очень важно. От первых навыков зависит формирование техники письма, его скорость и продуктивность. Ребенок научится правильно писать, при этом не испортит осанку.

Маленькие хитрости

Многим деткам очень тяжело привыкнуть к положению руки, когда в ней зажата ручка. Но можно попробовать поиграть с малышом в игру. Как научить ребенка правильно держать ручку с помощью обычных средств? Возьмите мягкую бумагу или салфетку. Маленький кусочек сомните и вложите ребенку под мизинчик и попросите сжать. Дайте в руку карандаш или ручку. Проследите, чтобы бумага так и осталась зажатой в ладошке. Посмотрите, как малышу удобно держать ручку, какие пальцы больше напрягаются, как рука лежит на столе. Таким образом, вы дадите ему представление о том, как нужно управляться с новым предметом и не ронять его. Такая игра подскажет, как научить ребенка держать ручку удобно.

Главное - спокойствие

Как научить ребенка правильно держать ручку, при этом не превратить такое задание в настоящую муку? Объясняйте малышу все на своем примере, при этом проявите терпение и проговаривайте каждую деталь. Подберите ручку, которая будет не слишком длинной, но и не короткой - оптимальная длина составит примерно 15 см. Она должна быть гладкой и без граней, тогда ребенку будет легче к ней привыкнуть. Попросите согнуть мизинец и безымянный пальчик, а затем прижать к ладошке. На ровный средний палец, примерно на середину, положите ручку, после чего попросите ребенка прижать ее большим пальцем. Указательный пальчик должен легко зафиксировать ручку сверху, при этом остаться довольно подвижным и не напрягаться.

Авторучка должна быть немного наклонена вправо. В идеале ее конец должен быть направлен на правое плечо, хотя это не такое уж обязательное условие. К подобному положению важно привыкнуть, оно помогает снять напряжение с плеч и с шеи. Рабочая рука должна опираться на ребро или верхнюю фалангу мизинца. Ручку необходимо держать ровно по отношению к бумаге, наклон делаем за счет смещения тетради на угол примерно в 30 градусов. Такое положение руки и правильное расположение туловища покажет, как научить ребенка правильно держать ручку.

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят “как сидят” и ручку держат “как держится”.

Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких, тем более, что к 5—6 годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.

Как надо сидеть при письме?

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не опираться грудью на стол;
  • ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола;
  • придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

Как помочь научиться писать леворукому ребенку?

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  • нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  • особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;
  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  • очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;
  • несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
  • попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  • выполнить все задания в медленном темпе.

Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо:

  • ручка должна составлять одну линию с рукой;
  • рука при этом должна располагаться под линией письма;
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме.

Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,- на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки, бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20% и сдвинута влево от центра тела;

  • правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
  • свет при письме падает справа.

Правильное положение тетради при письме.

Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно.

Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно.

Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

У праворукого ребенка. У леворукого ребенка.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать.