Цели: изучение факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка; побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Задачи : выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок — взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Форма проведения: родительский клуб.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Слово о психологическом здоровье.

3. Практическое задание для родителей.

4. Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка.

5. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови».

6. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

7. Тест «Воспитательная позиция».

9. Заключительная часть.

Плакат : «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» (А. Н. Острогорский).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

1. Сообщение темы и цели заседания родительского клуба

2. Разминка с мячом

Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

II. Слово о психологическом здоровье

Воспитатель. Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

III. Практическое задание для родителей

Воспитатель. Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.

Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить следующие этапы развития: 0—3 года; 3—5 лет; 6—10 лет; 11—14 лет; 15—17 лет.

Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние, чему вы научились.

В конце работы обсуждаются результаты.

Воспитатель. Таким образом, на разных этапах на формирование личности влияют близкие люди (члены семьи) и социум (педагоги, друзья). И от того, насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

IV. Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка

Воспитатель. Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.

— Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «—».

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Планирование беременности

Ожидание ребенка определенного пола

Постоянство материнской заботы

Режим питания

Наказания

Поощрения

Стиль воспитания в семье

Порядок рождения ребенка в семье

Имя ребенка. Группа крови

С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.

V. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови» (приложение 1)

VI. Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

Для проведения исследования родители делятся на группы: группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей. Комментарий — приложение 2.

VII. Тест «Воспитательная позиция»

Подумайте и ответьте, свойственно ли Вам такое поведение: 0 — никогда; 1 — редко; 2 — часто; 3 — почти всегда; 4 — всегда.

1. Говорить, что Вас нет дома, когда Вы есть.

2. Переходить улицу в неположенном месте.

3. Курить.

4. Извиняться, когда Вы не правы.

5. Громко рассказывать анекдоты.

6. Эмоционально «выражаться», когда у Вас что-то не получается.

7. Долго сидеть за столом, разговаривать с друзьями.

8. Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление.

9. Уступать место в транспорте.

10. Не обращать внимания, когда Вас провоцируют на грубый ответ.

11. Смотреть фильмы на любые темы.

После того как Вы ответите на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с Вами Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши ответы?

Большинство людей присутствие ребенка заставляет воспринимать ситуацию как воспитывающую. А как воспринимаете ее Вы?

1. Слово специалиста

Психолог. В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы.

Что может сделать родитель:

Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

Повлиять на самого себя.

Попытаться повлиять на обстоятельства.

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:

Я-сообщение и Ты-сообщение.

Например:

Комментарий. Суть Я-сообщения — не заставить кого-то что- то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

2. Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так. устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

3. Ты — жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

IX. Заключительная часть

1. Рефлексия «Семейные заповеди»

Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.

2. Вручение родителям памятки по созданию благоприятной семейной атмосферы (приложение 3)

Приложение 1. Как воспитывать детей с разными группами крови

Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отца и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать так: первая (0), вторая (А), третья (В) и четвертая (АВ).

Первая группа крови . Большинство детей этой группы ласковы и послушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают потребность в ласке и переживают недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. Наделены склонностью к подражанию взрослым. Воспитание в самом нежном возрасте может сыграть определяющую роль в их жизни. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой — ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы — это проявление эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Ругая ребенка, нужно дать ему понять, что ваше отношение продиктовано исключительно заботой о нем, что он любим. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффективнее, нежели взывать к его логике.

Вторая группа крови . Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более послушными. Их характерная особенностьповышенное внимание как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». Большинство детей, впервые пришедших в детский сад, застенчивы и пассивны. Постепенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей — помочь им обрести уверенность в себе.

Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя внимание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками в коррекции поведения таких детей. Убеждение — вот главный подход к такому ребенку.

По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

Третья группа крови. Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы — шлепки, крики, наказания — либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Ругать их надо строго и внушительно по нескольку раз за одно и то же, чтобы «дошло до сознания». Дети с ранних лет способны хладнокровно оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Воспитателям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.

Четвертая группа крови . Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Они также редко настаивают на чем-то, чего-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. При внешне флегматичных признаках психика детей на самом деле ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла — он поймет. Взывайте также к его чувству справедливости, которое у него очень развито.

Приложение 2. Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка?

Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером.

Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью и заботой матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5 — 6 лет, то появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Родители переключили внимание на малыша, старший потерял власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял кто-то другой». Такая реакция сильнее, если дети однополые.

Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. В отношениях с людьми манипулятивен, враждебен, конфликтен, он более ориентируется на себя, чем на других. Младшие всегда становятся любимчиками, поэтому в отличие от старших они более эмоционально стабильные, более общительные. Как правило, на них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период. Бывает, что за ними навсегда закрепляется прозвище «малыш». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности ребенка.

Средний ребенок может обладать характеристиками как младшего, так и старшего или их комбинацией. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Более, чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в других областях приложения сил. Однако находясь во власти родителей, под их постоянной опекой, ребенок может стать беспомощным.

Существуют два типа единственных детей: рано взрослеющий и «маменькин сынок», второй вариант особенно, распространен в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды и т. п.

Приложение 3. Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки — это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Родительское собрание

Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка»

Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.

Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме собрания.

Участники: воспитатель, родители.

План проведения:

Вступительная часть. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!» Анализ и обсуждение анкетирования. Игра с мячом «Добрые слова». Обсуждение результатов домашнего задания. Заключительная часть.

Предварительный этап:

Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального » (приложение 1). Оформление папки «Детские неврозы». Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.

На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зеленого, синего, красного и черных цветов).

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседании нашего семейного клуба, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.

Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

Как вы думаете, в чем это проявляется? (высказывание родителей).

Анализ и обсуждение результатов анкетирования. (результаты анкетирования написаны на отдельных листах формата А4).

Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка (приложение 1). После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей. (результаты в % представляются в наглядной форме).

    Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду. Нарушение режима дня. Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки). Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту. Неблагополучное положение в семье. Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка. Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так. Снижение двигательной активности. Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Все это порождает изменения в эмоциональной сфере.

Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два – прикрепите синее сердечко. Если три и более – прикрепите черное сердечко.

Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка. (родители выполняют задание, далее обсуждаются результаты).

Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов.

Игра с мячом «Добрые слова».

Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка.

Обсуждение результатов домашнего задания.

Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».

Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.

Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

Какое у него при этом было настроение?

Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведенному собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными! (в заключение родителям выдается (приложение2)).

Организационный момент: (беседа, вопросы родителей).

Приложение 1

Диагностика уровня эмоционального развития ребенка


Опишите обычное состояние ребенка. Часто ли он плачет? Как долго остается рассеянным? Чего боится ребенок? Часто ли бывает сердитым, агрессивным? Быстро ли он устает? Существуют ли у ребенка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызет ногти, сосет палец? Как ребенок относится к незнакомым взрослым? Как он относится к детям? Как относится к животным? Кого в семье ребенок слушается? Помогает ли он по дому? Какие качества ребенка вы особенно цените? Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребенку (что разрешать, а что запрещать)?

Приложение 2

Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника»

    Напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Сменяется лаской и терпимостью взрослых к временному в поведении).

Приложение 2

Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника»

Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:

    Способен к сотрудничеству со сверстниками. Способен усвоить правила очередности Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствии обиженным.

Нормальное «плохое» поведение:

    Напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Сменяется лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Просмотр содержимого документа
«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Эмоциональное благополучие детей в семье"»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 14.02.2017г.

"Эмоциональное благополучие детей в семье"

ЦЕЛИ : получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

УЧАСТНИКИ : классный руководитель, родители учащихся.

ПОДГОТОВКА : 1) приглашение родителей на собрание;

2)проведение анкетирования родителей и детей;

3)составление памяток - советов для родителей.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ :

Эмоциональное благополучие детей в семье.

Росс Кэмпбелл. Принципы общения родителей со своими детьми:

Контакт «глаза в глаза»;

Физический контакт;

Пристальное внимание;

Активное слушание.

ОБОРУДОВАНИЕ :

1)сообщение учителя;

2)результаты анкетирования;

3)памятки-советы для родителей.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ.

1 .Сообщение результатов анкетирования. Сравнение ответов родителей с ответами детей.

2. Сообщение - лекция учителя:

« Семья-колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка -всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не даётся матерью- природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети,- это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Никто и никогда не учил нас тому, как эмоционально выразить свою любовь к детям и близким. Никто не учил нас, как общаться, дружить с нашими детьми, родственниками, и это неумение катастрофически влияет на нашу жизнь. Подсознательно каждую минуту дети требуют от родителей любви.

И любовь взрослых должна быть безоговорочной, безусловной.

У каждого ребёнка есть так называемый «эмоциональный резервуар», он заполняется родителями или теми, кто их заменяет. Ребёнок сам не любит, он только отражает нашу любовь. Он работает на одной эмоциональной волне с нами. Сам он проявляет только то, чему его научили и,если в него вложили любовь, тогда он и будет её отражать, а если его не любили, не ласкали, не говорили ему добрых слов, если на него не смотрели с теплотой и нежностью, если для матери общение с ним не было радостью, то нечего ждать, чтобы он отвечал ей любовью. Ребёнок чувствует наше отношение к нему ещё до рождения. Исследования показали, что если будущая мать и отец нежным голосом разговаривают с ребёнком, то новорожденный с первых же дней узнаёт их голоса и улыбается им. Если же у родителей грубые и суровые голоса,то новорожденный плачет, услышав их. Он всё воспринимает на интуитивном и эмоциональном уровне и выражает своё отношение к жизни без родительской любви горьким плачем.

Способы улучшения эмоционального климата в семье на первый взгляд кажутся поразительно простыми, но когда вы начнёте применять их в каждодневной практике, то убедитесь, насколько вам станет проще жить.

Известный американский психиатр Росс Кэмпбелл предлагает принципов общения, которые помогут родителям наладить контакт друг с другом и со своими детьми.

Контакт «глаза в глаза»;

Физический контакт;

Пристальное внимание;

Активное слушание.

Когда вы открыто и доброжелательно смотрите в глаза человеку, тем более ребёнку, то действительно по «беспроволочному телеграфу» передаёте свою любовь. Попробуйте пообщаться с человеком, который вообще не смотрит в глаза. Это мучительно трудно. Особенно чувствительны к этому дети, поскольку у них интуиция и инстинкты лучше развиты, чем у взрослых. Они могут буквально заболеть от такой недоброжелательности. Кстати, если кто-то избегает смотреть в глаза собеседнику, это может быть симптомом его депрессивного состояния. При депрессии человек бессознательно (в 3 чаще, чем обычно!) старается избегать встречи глазами с собеседником. Будьте внимательны, если так ведут себя подростки, особенно когда это сочетается с повышенной агрессивностью. Нам нужно учиться способам, которыми мы можем показать свою бескорыстную любовь к детям. Начните с « мелочей». Утром вы подходите к ребёнку, независимо от его возраста, тихонько будите его, ласково на него смотрите и ласково с ним говорите. Вы должны помнить, что «жаворонок» просыпается быстро и легко, а «сова» медленно и мучительно, так что терпеливы и ласковы, помните, что вы задаёте настрой на целый день.

От вас не должна исходить агрессия. Постарайтесь помнить, когда вы утром отправляете ребёнка в детский сад или школу, что ему там будет очень трудно и эмоционально, и психологически, так что пожалейте его: эти полчаса - никаких конфликтов. Ну не помылся, ну не почистил зубы, ну что-то сделал не так, простите его, умейте отличать главное от второстепенного. Самое важное - он должен уходить из дома спокойным. Последнее, что он должен видеть, покидая дом,- ласковый взгляд матери (хорошо бы и отца), это и есть эмоциональный контакт «глаза в глаза».

Кстати, замечательно с детства выработать ритуал: вы смотрите на ребёнка из окна, а он машет вам рукой в ответ. Помните, что мы выпускаем наших детей из-под своего крыла в суровую жизнь и никогда не знаем, что их ждёт.

Поэтому перед уходом ребёнка из дома с ним надо обязательно помириться, если вы поссорились. Когда вы смотрите на ребёнка с любовью, то заполняете его эмоциональный резервуар. Даже у самого сурового взрослого мужчины всегда внутри, в глубине души прячется маленький мальчик, который хочет, чтобы мама его пожалела.

Второй момент, когда важно проявить свою безусловную любовь, - это вечером, перед сном. Есть дети, которые боятся темноты, которые боятся ложиться спать, есть дети, которых мучают разные страхи. Даже здоровый ребёнок может пугаться наступления ночи. Известно, что вечером дети часто изводят родителей: « Пить!» На самом деле подсознательно это вопль детской души: «Мама, папа, не оставляйте меня одного, побудьте со мной, приласкайте меня, покажите, что вы меня любите, выслушайте меня, пожалейте меня!» Ему необходимо, чтобы его погладили, поцеловали, дали попить, подоткнули одеяло, рассказали сказку. Не жалейте времени на ребёнка, эти 5 минут! Просто посидите рядом молча, взяв его за руку, не пилите, не воспитывайте, полностью сосредоточьтесь на любви и нежности к нему. Эти 5 минут перед сном и есть та самая паутинка любви, которая тянется от вас к ребёнку и питает его душу. Никаких семейных сцен, выволочек, ссор. Ребёнок должен заснуть спокойным, умиротворённым.

Вы вовсе не должны приставать к детям со своими «телячьими нежностями». Подростка, например, уже не поцелуешь, если он не захочет; если снизойдёт, разрешит, тогда пожалуйста. Однако маленькие дети ещё тянутся к вам, им ещё нужна ваша ласка, и радуйтесь этому, и пользуйтесь этим.

Удовлетворить потребность ребёнка в эмоциональной подпитке можно с помощью нежного прикосновения, поцелуя. Более старших детей достаточно похлопать по плечу (мальчика), погладить по голове и поцеловать в щёчку (девочку) - в соответствии с моментом и потребностями в ласке.

Ваше ласковое прикосновение - сигнал для ребёнка: «Я здесь, я с тобой, я люблю тебя и готова тебе помочь!» Важно помнить, что, несмотря на всё стремление подростков к независимости, эмоционально они ещё дети и им жизненно необходимы наша любовь и поддержка.

Третий момент, когда контакт с родителями важен для ребёнка, - время его болезни. Больничный лист по уходу даётся нам не для того, чтобы мы мыли полы и пылесосили ковры, а для того, чтобы ухаживали за больным ребёнком, были с ним постоянно, когда ему нужно. У ребёнка не хватает своей энергии, чтобы справиться с болезнью, он нуждается в энергии и силе матери.

Жизнь сейчас настолько неуравновешенна, что наши дети практически никогда не уверены, что мы сможем выкроить время для общения с ними.

Когда вы вечером сидите около своего ребёнка, полностью сосредоточьтесь только на нём. Пусть он говорит любую ахинею, какую хочет, но вы должны внимательно слушать, полностью включиться в его ситуацию. Конечно, нужно ещё заслужить, чтобы ребёнок захотел вам что-то рассказать. Но, если захотел, то всё остальное не важно.

Нас раздирает всеобщая ненависть, которая сейчас клокочет, как пар в котле. Единственное, что мы можем ей противопоставить, это нашу любовь к детям, семье, друзьям, добросердечное отношение к окружающим. Дело в том, что души у нас замёрзшие, никто не умеет прощать. Этому трудно научиться, но учиться нужно, начиная со своих детей. Сколько трагедий в нашей стране, сколько ситуаций, когда ежечасно решается вопрос о жизни и смерти. А мы будем мучить ребят скандалами из-за рваных штанов или пролитого молока?! Они живы, они с нами, чего ещё нужно!

3.Обсуждение текста родителями.

4.Решение родительского собрания :

а)- строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания;

Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие;

Не применять к детям физических мер воздействия;

Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

б) вручение памяток- советов родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1.С кем ты в семье особенно дружен?

2.Кому доверяешь секреты?

3.Всё ли знают о тебе родители?

4.Понимают ли тебя родители?

5.Всегда ли справедливы к тебе в семье?

6.Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

7.Кого позовёшь на помощь, если попадёшь в беду?

8.Комфортно ли ты чувствуешь себя дома?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1.Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому?

2.Всегда ли вы справедливы к детям?

3.С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребёнок?

4.Кому из членов семьи рассказывает ребёнок о своих бедах?

5.Часто ли вы ругаете своего ребёнка? Если да, то за что?

6.Разговариваете ли вы с ребёнком по душам?

7.Всегда ли вы внимательны и ласковы со своими детьми?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1.Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Смотрите в глаза ребёнку,чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он вам говорит. Благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

2.Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребёнку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребёнка, снимает напряжение.

3.Никогда не упрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим!»

4.В спорах с сыном или дочерью иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы.

5.Мы привыкли, что дети о чём-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

6.Провожайте ребёнка до дверей, советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребёнка у дверей, когда он возвращается домой из школы или с прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.

7.Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ждать того, что он не в силах сделать.

8.Старайтесь поддерживать дома эмоционально благоприятную обстановку.

9.Не кричите на ребёнка из-за каждого пустяка.

10.Любите своего ребёнка. Ведь это так просто с одной стороны и так сложно с другой!

Наталья Пилипенко
Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребёнка»

Родительское собрание в старшей группе

Тема : «Эмоциональное благополучие детей »

Цель : Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления психологического здоровья.

Повышение психолого – педагогической грамотности родителей .

Форма проведения : заседание родительского клуба

Участники : воспитатели, родители .

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Советы для родителей «Минута нежности» .

5. Тренинг.

6. Заключительная часть.

Ход мероприятия

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители ! Я рада Вас приветствовать на собрании , тема которого «Эмоциональное благополучие ребёнка » .

По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и . Поэтому мы, сегодня поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья. Родители счастливы тогда , когда счастлив, весел ребёнок !

Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. А внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык : это вас рассмешит, и вы улыбнётесь.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка . При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей .)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы.

Анализ и обсуждение результатов анкетирования

Воспитатель. Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребёнка (см. Приложение) . После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей .

Несогласованность требований к ребёнку дома .

Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки) .

Чрезмерная строгость родителей , наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так.

Боязнь ребёнка животных , темноты.

Воспитатель. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере .

Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения. Сорвите лепесток у ромашки и зачитайте совет.

Советы для родителей «Минуты нежности»

Тренинг. Игра «Страхи в домиках» .

Воспитатель. Когда ребёнок чувствует , что родители рядом , что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребёнка нет этого ощущения , он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится, появляется страх. Вопрос : Какие детские страхи вы знаете или слышали о них? (перечисляют)

В каждом возрасте наблюдаются, так называемые нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат интеллектуальной сферы, воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают» . Но есть случаи, когда страхи накапливаются и мешают личностному развитию, создают невротические проблемы. В каждом возрасте есть возрастные нормы страхов и их распределение по полу и годам.

(раздать таблицу с перечисленными страхами)

Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках» .

Перед вами два домика – чёрный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

На самом деле это тест, который вы можете провести с ребёнком и выявить , чего он боится.

Можно предложить ребёнку , пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Поделитесь с ребёнком своим опытом , расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод – это сочинить вместе с ребёнком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх – это самый распространённый и действенный метод борьбы с ним. А после того, как ребёнок нарисует , сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его, при этом хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Вопрос : Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка ?

Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Леви, который написал «Семь правил для всех – “Наказывая, подумай : Зачем?”

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – Не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики» , никаких наказаний «на всякий случай» !

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур требовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности, не так страшен, как риск задержки душевного развития.

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.

5. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует

только в обратную сторону!

6. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

7. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Заключительная часть. Рефлексия «Сердечко»

Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Возьмите сердечко, напишите на нём любое доброе пожелание, также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведённому собранию .

Любите своих детей, больше времени проводите с детьми и наши дети вырастут спокойными, уравновешенными и рассудительными.

В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье, короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

Решение :

1. Придерживаться единых требований в семье и детском саду.

2. Соблюдать режим дня.

3. Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка в семье , используя рекомендации, игры на преодоление страхов у детей.

Приложение

Эмоциональное развитие ребёнка

1. Опишите обычное состояние ребёнка .

2. Часто ли он плачет?

3. Как долго остаётся расстроенным?

4. Чего боится ребёнок ?

5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?

6. Быстро ли он устаёт?

7. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?

8. Как он относится к детям?

9. Как относится к животным?

10. Кого в семье ребёнок слушается ?

11. Помогает ли он по дому?

12. Какие качества ребёнка Вы особенно цените ?

13. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать?

Калимуллина Эльвира Фанисовна
Воспитатель МДОУ «ДС общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития №7 «Рябинушка» г.Набережные Челны РТ

Задачи:
Совершенствовать взаимодействие детский сад- родители.
Научить родителей понимать, уважать и не обижать своего ребенка
Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
Подготовительный этап:
1. Оформить приглашение на собрание в виде открытки с ладошками (попросить родителей вспомнить моменты своего детства, их отношения со своими родителями, что они "обещали не делать со своими детьми")
2. Нарисовать с детьми рисунки "Моя семья", оформить их в красивую рамку
3. Подготовить помещение для проведения собрания (оформить стенд с рисунками)
4. Подготовить задания в конверте для игры.

5. Подготовить ручки и бумагу для записей на всех родителей
6. Раздать памятки родителям (Приложение 1)
План:
1. Вступительное слово педагога.
2. Работа с рисунками (тест)
3. Типы семей
4. Игра с родителями
5. Коллективное составление Родительского кодекса.
6. Подведение итогов. Чтение стихотворения
Ход мероприятия:
1. Добрый вечер уважаемые родители!
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить и жалеть,
Чтобы они могли взлететь
"Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу."
(В.С. Сухомлинский.)
"Счастлив тот, кто счастлив дома". Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому.
Сегодня мы собрались что бы попытаться понять своего ребенка, как он воспринимает семью, себя, родителей. Ведь дети воспринимают и оценивают окружающее по-своему, не так как взрослые. Зачастую родители об этом забывают, либо не желают принять особенности детского осмысления.

2. Вы, наверное, заметили стенд с рисунками, который находится рядом со мной. Дети рисовали свою семью. Попробуйте угадать, которая из работ принадлежит вашему ребенку.
Раздать родителям работы их детей.
Мы предложили ему нарисовать семью чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье. Сейчас мы с вами разберем, как видит малыш себя в ней, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В. К. Лосевой, помогут нам в этом.
Правила интерпретации:
1). Если отсутствует кто-то из членов семьи:
а) Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку.
б) Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком.
2). Если нет самого автора:
а) Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места».
б) «Мне и без них неплохо».
3). Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т. е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка.
4). Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) – неудовлетворенные желания.
5). Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи) .
6). Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом)
7). Если ребенок рисует себя очень маленьким – у него низкая самооценка.
8). Соприкосновение изображенных руками - тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.)
9). Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии – этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка.
10). Большая голова – более умный член семьи (по мнению ребенка) .
11). Глаза – орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке.
Глаза большие, расширенные – тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли;
маленькие, узкие – внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.
12). Уши – «орган» восприятия критики о себе:
Большие уши – изображенный должен больше всех слушаться других;
без ушей – отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят.
13). Большой рот – источник угрозы;
если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой – не может словами выразить или влиять на других.
14). Шея – символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами.
15). Руки - функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев – тем сильнее человек; чем меньше пальцев – ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
16). Ноги – чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле.
17). Солнце - символ защиты и тепла.
18). Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы – это то, что мешает ощущать себя защищенным.
3. Типы семей
Идеальных родителей и семей не бывает. Неплохо еще, если дети говорят: «С родителями мне не повезло», - хуже, когда так: «Мои предки - это кошмар!»
Папы и мамы пусть извлекут из сказанного свои уроки. (Приложение 2)
4. Сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра «Дружно работаем! »
Воспитатель просит разделиться на команды по 3 человека (Условная семья). Каждой дает задание (в конверте) : вымыть посуду, постирать белье, сварить суп, посадить дерево.
Предлагает распределить обязанности (например: один копает, другой держит дерево, третий закапывает и т. д.), обозначить членов семьи.
Каждая команда показывает сценку всем остальным, а те угадывают, что делала команда,
Как приятно, что семьи у нас дружные и помогают друг другу!

5. В приглашении на собрание была к вам просьба-вспомнить свое детство, отношения с родителями. Ведь, наверное, каждый из вас, будучи ребенком, в сердцах произносил-вот когда у меня будет сын (дочь, я никогда не буду… .
Наверняка есть правила, которые вы вынесли из своего детства и сейчас соблюдаете их со своими детьми Так давайте мы составим коллективный родительский кодекс.
Например: всегда выполнять обещания данные ребенку, не рассчитывая на то, что "да он уже забыл"; не скрывать и не врать ребенку о важных для него вещах из лучших побуждений; что бы ни случилось, не делать трагедии и так далее.
Хороший кодекс составили, молодцы! Теперь, что бы всегда он был перед глазами, мы поместим его в уголке для родителей!
6. В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье, короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
Вот и подошло к концу наше собрание. Я благодарю всех, кто принял участие в нем. Каждая семья получит памятку, чтоб она всегда была у вас перед глазами. Желаю света, тепла, уюта и добра вашему дому! Спасибо.

Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова СВ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005

Тест "Моя семья" (в интерпретации В.К.Лосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).

Приложение 1
Памятка для родителей
Десять заповедей родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребенок твой: он Божий.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
6. Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.
8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Приложение 2
Типы семей
тип первый
Наседки
При таких родителях дом подобен ухоженному курятнику. Папы, и особенно мамы, выказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы (хотя мамы «наседки» работают не так уж часто), проверяя благополучно ли разогрет суп «сынулей» или «дочей» и понравился ли ей (ему) десерт. Они беспокоятся о каждой мелочи и, что более всего раздражает, привносят в жизнь сына или дочери суету и ощущение постоянной назойливой опеки. Чаще всего от подобных родителей страдают единственные и младшие дети.
Как с этим «бороться»? «Рецепт» один: развивать в ребенке само-стоятельность и делать это не «разово», а изо дня в день.
тип второй
Экспериментаторы
В противоположность «наседкам» придерживаются принципа: «Ты все должен делать сам», ссылаясь при этом на расхожий довод -«Я в твои годы...» Стремясь подготовить своих отроков во всеоружии встретить превратности судьбы, такие родители как бы экспериментируют на них, взваливая на их неокрепшие плечики непосильный груз взрослых забот и проблем, отчего те чувствуют себя скорее подавленными и подневольными, чем самостоятельными.
«Перевоспитать» таких пап и мам очень нелегко - тут требуется терпение и время. Необходимо объяснить таким родителям, что детям не под силу выдерживать такие физические и эмоциональные нагрузки и что такая перегрузка неизбежно скажется на здоровье ребенка. А этого они, конечно же, не хотят. Такие дети чувствуют себя, в отличие от своих сверстников, лишенными родительской любви.
тип третий
Мечтатели
Эти родители видят в своем ребенке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или же пытаются «вылепить» из него свою точную копию. Всю собственную жизнь и жизнь своего ребенка они подчиняют этой цели, пытаясь пресечь любое «отклонение», любое другое увлечение сына или дочери. Они всячески «тянут» их до намеченной планки.
Необходимо объяснять родителям, что они ошибаются, что ребенок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли, необходимо уважать его призвание и влечение, ведь там он может преуспеть. Как правило, этот тип родителей радеет о том, чтобы их дети были в будущем счастливы, только считают, что они лучше знают, как этого достичь. Необходимо убедить их, что, если им удастся сломить волю своего ребенка, то его доля будет незавидной, а сами они будут чувствовать себя виноватыми в этом.
тип четвертый
Неудачники
«Пунктик» таких родителей состоит в том, что у них - стойкая но-стальгия по тому времени, когда их дети были маленькими, послушными, и они постоянно напоминают им о тех золотых временах, сетуя на то, что они прошли.
А суть вот в чем. Они чувствуют себя неудачниками, не способными обеспечить семью, мама так и осталась рядовым бухгалтером, тогда как ее подруга, учившаяся вместе с ней, уже «современная деловая дама», чем-то руководит. Они опасаются, что дети их будут стесняться.
Необходимо убедить их, что дети их любят, они дороги им, и для детей неважно, как к родителям относятся на работе и сколько денег они получают. Главное, что они - родители своих детей и никто не сможет заменить им их.
тип пятый
Преуспевающие
Антиподом неудачников можно считать тип преуспевающих ро-дителей, занятых бизнесом, творческим процессом, уверенно доби-вающихся своих целей. У них есть все для комфортно обустроенной жизни, кроме времени для детей. Большинству из них достаточно знать, что дети ухожены и ни в чем не испытывают недостатка.
Они редко, а то и вовсе никогда не разговаривают с детьми, не играют с ними, не разговаривают по душам, перепоручают их гувернанткам и нанятым нянькам, а то и вовсе никогда не подозревают, что их сверх нормы обеспеченные дети чувствуют себя обделенными.
Как дать им понять это?
Да очень просто: вызвать на откровенный разговор, дать им понять, что детям необходимо их внимание, любовь. Именно любовь, а не замена ее излишествами, ведь в этих случаях не исключено, что позже, если чадо не оправдает возложенных надежд, то разочарованные родители выставят ему «счет» за все их прошлые ассигнования. Получится не любовь, а бизнес.
Необходимо приблизить семью к заботам детского сада, к самому ребенку. Ведь, отдаляясь постепенно от ребенка, родители действуют неосознанно и наверняка захотят исправить свою ошибку, так как есть одно, неоспоримое: они любят своего ребенка.