В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста . С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый .

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей . Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа , в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

11.08.2015 01:20

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

В августе мы отмечаем три замечательных праздника – три Спаса. Они неодинаковы по своей значимости, однако у всех трех Спасов поводы для торжества связаны со Спасителем.

Первый Спас называется «Происхождение древ Креста Господня». Это торжество отмечается 14 августа. В царской сокровищнице в Константинополе в храме Святой Софии хранилась реликвия – частицы древесины креста, на котором распяли Христа. Эти частицы обладали чудотворной силой, и могли останавливать эпидемии в Византии. В самую жаркую пору священнослужители выносили из храма эти частицы и проходили с ними по улицам города, направляясь к водоемам. Этот Спас трудно отнести к праздникам, потому что в этот день начинается Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа. По своей строгости он такой же, как и Великий пост. Нельзя есть ни мясного, ни молочного. Первый Спас называется еще «медовым»: соты заполнены медом, пчелам пора устраиваться на зимовку. Следовательно, можно попробовать свежего меда. У первого Спаса есть еще одно название - «Маковей»: в это время на юге Руси поспевал мак. В этот же день отмечается память семерых святых Ветхого Завета – мучеников Маккавеев.

Преображение Господне – Второй Спас

Этот праздник называют на Руси еще и Яблочным Спасом. Празднуют его ежегодно 19 августа. Главным его обрядом является освящение плодов и злаков в церквях. По традиции люди приносили для окропления святой водой отборные яблоки, аромат которых завораживал всех присутствующих в церкви людей, как в Преображенских уголках Эдема. Считалось, что яблоки уже поспели к этому дню и их можно начинать есть. До 19 августа есть поспевающие яблоки не разрешалось – это считалось грехом. Яблочный Спас продолжается в течение девяти дней. Яблоки можно есть, угощать ими друг друга, кого довелось встретить, готовить из них различные кушанья, делать зимние заготовки. Можно, наконец, дать волю . Например, яблоки в меду: два очищенных и порезанных яблока варить в течение 5 минут в 50 граммах воды, в которую следует добавить 0,1 грамма лимонной кислоты, две столовые ложки меда или 40 граммов сахара. После того как масса остынет, яблоки вынуть на блюдце, а в остуженный медовый сироп добавить 2 столовые ложки терпкого вина. Перед подачей на стол яблоки залить этим сиропом.

Из трех праздников, которые называются Спасами (они получили такое название, потому что посвящены чудесным делам Спасителя), только этот праздник, или Второй Спас, входит в число «двунадесятых праздников». Он посвящен решающим событиям для убеждения учеников Христа, что перед ними – Спаситель. Взойдя на гору вместе со своими учениками, Христос , и вскоре Его лицо и одежда воссияли. Явились к Нему пророки Илья и Моисей, которые уже давно покинули мир. Раздался небесный глас Господа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

19 августа 1456 года у стен Белграда православными сербами была разгромлена непобедимая турецкая армия. С тех пор Второй Спас стал отмечаться как великий праздник.

Еще его называют «дожинками», т.к. заканчивается уборка хлебов, или «хлебный». А так как к этому времени поспевают орехи, этот Спас носит еще и название «ореховый». Церковь же называет этот праздник «Перенесение Нерукотворного образа Господня». Истинное происхождение этого праздника уносит нас в далекую историю. Князь Эдессы, Авгарь, заболел проказой. Он лечился довольно долго, но все безуспешно, пока не услышал о чудотворце из Палестины. Это был Иисус Христос. Князь послал к нему гонца. Христос после умывания вытер свое лицо полотенцем, на котором запечатлелось изображение лица Господа. Гонец отвез это полотенце князю, и только одно прикосновение к этому полотенцу облегчило страдания князя, а затем и исцелило его совсем. Полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, так как оно спасло владыку. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской. Отсюда берет истоки еще одно название праздника – «Спас на полотне».

Как и многие , Спасы тоже получили свои приметы:

Первый Спас

На Маккавеи собирают мак. На Первый Спас святи колодцы, святи венки хлебные. Отцветают розы, падают хорошие росы. С Первого Спаса и роса хороша. Готовь гумна и овины. Паши под озимь, сей озимь. Заламывай соты. На Первый Спас лошадей (весь скот) купают.

Второй Спас

Пришел Спас – всему час: плоды зреют. Пришел Спас – бери рукавицы про запас. До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. На Второй Спас освещают плоды и мед. Со Второго Спаса едят яблоки. Со Второго Спаса засевай озими. Провожают закат солнца в поле с песнями. Подрезывают соты, снимают плоды.

Третий Спас

Окончание жатвы. Именинный сноп (последний). Приговаривают: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено». Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.

Окончание летнего сезона является знаменательным для православных христиан и особенно для тех, кто собирает урожай со своих огородов и хозяйств. Именно конец лета характеризуется множеством издавна любимых всеми за их важность среди народа.

В первую очередь август знаменуется и Хлебным (он же Ореховый) Спасом. Спас - это спасение души, очищение от грехов, обретение покаяния и успокоения души перед лицом бога. Все эти три праздника отмечаются в августе каждого года (с небольшим интервалом). Православные готовятся к ним заранее, т. к. они знаменуют начало сбора урожая, который можно употреблять в пищу. Все, что собрали за лето, хранится всю осень и зиму до следующего сбора урожая. Важно, чтобы урожай был собран вовремя, не раньше, чем предписано православным календарем.

Медовый Спас - мед на стол выставляй!

Первый праздник приходится на 14 августа. В этот день отмечается Число выбрано неслучайно, т. к. к этому времени мед в сотах поспевает и можно собирать первый урожай. Спас - это когда в церкви принято освящать мед, после чего он становится не просто лечебным, а имеет исцеляющие свойства. Для человека, питающегося таким медом, не страшны никакие заболевания, недуги полностью проходят и появляются духовные и физические силы в организме. Считается, что такой мед способствует омоложению за счет обновления клеток всего тела, т. к. он насыщается святым духом.

Полезная информация

В качестве традиционных советов можно использовать следующие рецепты.

Для улучшения обменных процессов в организме следует натощак каждое утро съедать кусочек хлеба, намазанный медом. Также рекомендуется растворять мед в стакане кипяченой воды и выпивать. Это позволит добавить в организм весь комплекс микроэлементов, а также улучшить состояние кроветворной системы. Именно поэтому принято считать, что с Медовым Спасом начинается праздник в доме, тепло на душе и здоровье всей семьи.

Какого числа Яблочный Спас?

После медового спаса начинается сразу пост, в который пекут маковые пироги, блины, едят мед и огурцы. В церковных календарях он именуется как Успенский, и связан он с Успением Богородицы Девы Марии. В этот пост отмечается еще один праздник - Яблочный Спас. Число 19 знаменует переход на осень, и этот великий праздник важен для прихожан и всех, кто выращивает яблоки, да и для простых мирян. Приятно угощать свежим урожаем бедных, больных и всех, кто встречается. Благодатный Яблочный Спас - это начало первых заморозков или просто понижения температуры на почве.

Яблоки созревают как раз к тому времени, когда отмечается этот праздник. Многие сорта спеют именно в августе, и поэтому считается, что пробовать их можно только с 19 августа.

В этот день, 19 августа, отмечается великий православный праздник - Преображение Господне, когда во все храмы несут плоды с деревьев для угощения и освещения. Все яблоки становятся волшебными и исполняют самые заветные желания.

История праздника

Начало данного праздника приходится на время жизни Иисуса Христа. Перед распятием Иисус так усердно молился на что ученики, присутствующие при этом, заметили, как Господь преобразился, и его одежды засияли белым небесным светом. Это подтверждало факт того, что Иисус Христос является сыном Божьим, и поэтому праздник называется «Преображение Господне».

С данным праздником связаны события, которые помогают человеку найти пусть к Богу и через покаяние преобразиться духовно. Для этого необходимо вспомнить все свои плохие поступки и покаяться, тогда Господь поможет найти путь истинный и простит все грехи.

В сельском хозяйстве с началом Яблочного Спаса связывают посадку озимых культур. В давние времена православные земледельцы приглашали для получения благословления священников, которые молились о том, чтобы следующий урожай был таким же хорошим, и благодарили Бога за урожайный год. На Руси провожали день песнями, т. к. считалось, что с этого дня начинало светить первое осеннее солнце. После этого уже наступали первые холода, а значит, нужно было начинать подготовку к зиме.

Ореховый Спас - начало осени!

Следующим событием августа является Ореховый Спас - это праздник, когда созревают орехи, хлеб, и поэтому его называют и Ореховым, и Хлебным одновременно. В Ореховый Спас принято посещать храм для получения благословения на следующий год и вознесения благодарности за полученный урожай в этом сезоне.

29 августа отмечается Ореховый Спас. Число это, так же как и предыдущие праздники, помогает людям объединиться для того, чтобы поблагодарить Господа Бога за урожай, ведь именно к этому дню поспевает хлеб на полях. В Ореховый, он же и Хлебный Спас, принято угощать орехами, употреблять их в пищу. Освящать орехи при этом необязательно.

Ореховый спас еще называют Нерукотворным, что означает, что образ Христа нерукотворен. Это название также пошло со времен жизни Иисуса Христа. История гласит, что Иисус, после того как умылся водой, вытер лицо полотенцем, на котором отобразился его лик. Затем с этого полотенца был написан образ Христа, который передавался от одного поколения императоров к другому, но в 12 веке был утерян и восстановлен только в копиях.

Благословленное время года!

С приходом Орехового Спаса начинается время для сбора в лесах грибов и ягод. Все праздники связаны именно с переходом из одного сезона года в другой. Так люди приучались соблюдать последовательность в уборке урожая, могли правильно употреблять в пищу созревшие продукты питания, запасать их на зиму и лечить различные болезни.

Во время Орехового Спаса заготавливали ветви орешника и пускали его в привычный обиход как оберег от злых сил и хвори. Также орешник используют для веников в банях. С их помощью излечиваются многие ревматические и простудные заболевания.

Сила природы дана человеку через плоды!

Орехи, так же как и мед, на Руси ценились особенно, поскольку в них содержится вся сила природы. Из кедровых делали настойки, которыми впоследствии исцеляли разного рода заболевания внутренних органов. В частности, настойка из кедровых орешков способна повысить иммунитет человека. Все дары природы человек использует с умом и благословлением Господним, поэтому праздники часто связывают с христианскими торжествами, чтобы еще больше укрепить веру и духовность. Многие целители соблюдают церковные посты для того, чтобы использовать в своих рецептах определенные ингредиенты, которые созревают в те или иные сезоны года.

Таким образом, дары природы способствуют укреплению здоровья человека, укреплению духа у православных, а кроме того, они являются символом объединения народа.

Яблочки на столе, в банке - медок, тут же свежий хлеб, пышущие жаром пирожки, лесные орешки... Все это - не что иное, как символы прекрасных Спасов. Праздники Спаса особенные, ведь и названы они в честь Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Медовый Спас (14 августа) - первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь - освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки - медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста , то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый - в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

Яблочный Спас (19 августа) - второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса . Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов - обязательно запекут их.

Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там - весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

Ореховый Спас (29 августа) - третий Спас

К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо - второе название праздника «Спас на полотне».

Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный, Ореховый Спас . Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа - Спасами. Первый Спас - 14 августа (н.ст.) по народному выражению - "на воде"; второй - 19 августа "на горе"; третий - 29 августа , "на полотне".

СПАСУ НЕРУКОТВОРНОМУ
(Сонет № 134)
Перед Тобою в час ночной
Стою я, чист и лучезарен:
О Спас Нерукотворный мой,
За всё Тебе я благодарен!

За Дух Животворящий Твой,
Что исцелил меня от боли,
За то, что нынче я живой
И освящён Твоей Любовью.

За то, что уязвлён мой враг,
За то, что озарил мой мрак
Ты вдохновеньем плодотворным,

Что вновь горит моя звезда,
За то, что Ты со мной всегда,
Мой Бог, мой Спас Нерукотворный.
(Бунаков А. 25.12.03.)

Праздник Первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Этот праздник называют «Происхождение древ Креста Господня ». Первый Спас ещё называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. "На первый Спас и нищий медку покушает", - говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчёлы перестают вырабатывать мёд.

"Медовый Спас". Худ. Владимир Жданов

Праздник Второго Спаса

Второй Спас в день Преображения Господня - Спас "на горе". Раньше до второго Спаса фрукты нового урожая есть было не положено. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом", он считается самым главным Спасом . По освящении часть принесённого выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В. Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал: "В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних всё то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни всё раскупается".

С Яблочным Спасом связано очень много примет и обычаев, которые люди считали очень важными для своего благополучия и здоровья, а так же для благополучия и здоровья своей семьи.

Собранными с огорода плодами, угостите нищего - на следующий год урожай соберете отменный

Если вы увидите такого человека, вынесите ему фрукты и овощи сами. Плохой приметой считалось, если в этот день вам вообще нищий человек не встретится. В народе, поэтому и говорят, что в Яблочный Спас и нищий яблочко съест.

Второй Спас пришёл - начинай снимать яблоки и горох

В этот день было принято снимать урожай яблок и гороха. Часть того, что собрано, несли в церковь и освящали. Обязательно нужно было съесть хотя бы одно яблоко с медом, это даст вам здоровье на целый год. Кроме того, в Яблочный Спас всегда пекли яблочные пироги, готовили всевозможные блюда с яблоками и начинали консервировать яблочный сок.

До Яблочного Спаса яблоки есть нельзя

После Второго Спаса - дождь хлебогной

В данном случае имеется в виду то, что все уборочные работы, которые связаны с зерновыми, необходимо закончить до этого дня.

Пришёл Второй Спас - бери рукавицы про запас

Утром, вечером и ночью в августе уже так холодает, что без тёплой одежды не обойтись. Раньше люди вставали очень рано и выходили работать в поле. Бывали такие моменты, когда рукавицы, действительно, были очень нужны.

Пришёл Яблочный Спас - ушло лето от нас

Утром, вечером и ночью в августе уже так холодает, что каждый человек понимает - осень на пороге.

Каков Второй Спас - таков будет и январь

Если в этот день стоит жара, то снега в январе будет крайне мало. Ну, а если постоянно дождь - жди снежной зимы.

Если муха дважды села на вашу руку в Спас, то вас ожидает успех

В этот день будьте терпеливы и милосердны даже к таким противным созданиям, как мухи. Перетерпите и не прогоняйте её. Отсюда

Праздник Третьего Спаса

Новгородская икона «Спас Нерукотворный»

Третий Спас, то есть праздник Спасителя, - Спас "на полотне". Церковь же называет этот праздник «Перенесением Нерукотворного образа Господня ». Называется он ещё Ореховый Спас , или Хлебный. Про Ореховый Спас говорили: «Третий Спас хлеба припас». В этот же день отмечают День Спаса Нерукотворного, иконы которого на Руси известны с XII века. Они и в наше время пользуются особым почитанием, потому что считается, что этот иконографический тип восходит к самому древнему и наиболее достоверному изображению Христа.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1677.

Икона из Иосифо-Волоколамского монастыря. Русский музей.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжёлой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга".

Ты глядишь с потемневшей иконы,
Господин моих слёз и побед.
Кто-то скажет: природы законы
Отразили причудливо свет.
Мол, бывает, помстится от зноя,
От обилия видов и лиц!..
Но в глазах Твоих время иное -
Без понятных для смертных границ.
Ты глядишь, моим сердцем владея
Безраздельно. И видится мне:
Города и холмы Иудеи
Проступают на белой стене.
Понеся драгоценное бремя,
Сердце плачет - ликуя, скорбя...
О священное, дивное время,
Когда люди узнали Тебя!
Когда зарево вечного света
Распахнуло над ними крыла
И горячею кровью Завета
Побежденная смерть умерла;
Тёмной горечи схлынули тени
И, отверженный мир осветив,
Среди скал неприютных и терний
К Божеству распахнулись пути.
Словно в светлой Христовой купели,
Что навек благодати полна,
Вековые берёзы и ели
Отразились в днепровских волнах.
А столетья спустя - для удара
Занесённый татарский клинок,
И тяжёлая русская кара,
И страстей раскалённый венок...
Ей же, Спасе! Пусть копотью годы
На иконы легли - помоги!
Суета бестолковой свободы
Заглушает живые шаги.
Но на это святое мгновенье
Мы открыты небесным ветрам...
Славься, Боже, за то откровенье,
Что ты древним дарил мастерам!
(Лариса Подистова, 2002)

Верующие на каждый Спас ходят в церковь, освещают мёд, яблоки, орехи, воду, хлеб.