Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение - праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Крестовоздвижение - праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) - праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Пасха - главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы - праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение Господне - праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Пресвятой Богородицы - праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне - праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии - ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Троица (русское название дня Пятидесятницы) - праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Основные христианские посты

Пост - воздержание на определённый срок от всякой пищи или её отдельных видов (особенно мяса). Каждый православный должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Также существуют 4 многодневных поста

Весенний (Великий) - начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.

Летний (Петров) - начинается в первый понедельник после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов Петра и Павла.

Осенний (Успенский) - 15 дней перед праздником Успения.

Зимний (Рождественский или Филиппов) - начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.

Двунадесятые праздники - это двенадцать праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств » - .

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные , а по времени празднования - на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих - три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие , то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября . Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября . Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы , 4 декабря . В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово , самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января . Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление , отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне . Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля . Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение .

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа ). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье . В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи - самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным.Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

В городе Назарете жили праведные Иоаким и Анна. Оба они дожили до старости, но детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь дал им сына или дочь, и дали обещание, -- если родится у них ребенок, посвятить его на служение Богу при храме. Господь услышал их молитву: у них родилась дочь, которую они назвали Марией.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21(8) сентября.

Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
и разрушив клятву, даде благословение,
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4-й:
Иоаким и Анна поношения безчадства,
и Адам и Ева от тли смертныя свободистася,
Пречистая, во святем рождестве Твоем.
То празднуют и Людие Твои,
вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:
неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

2. Введение во храм Пресвятой Девы Марии

(Введение). Когда Деве Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в Иерусалимский храм. Первосвященник встретил Деву Марию при входе и, по внушению Святого Духа, ввел Ее в особенное место, во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг.
Пресвятая Дева Мария жила при храме до 14-ти лет. После этого, по закону, Она должна была вернуться к родителям или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обещание остаться девой. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете: он был человек небогатый и занимался плотничеством.
Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря (21 ноября).

Тропарь, глас 4-й:
Днесь благоволения Божия предображение
и человеков спасения проповедание:
в храме Божии ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает,
Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й:
Пречистый храм Спасов,
многоценный чертог и Дева,
священное сокровище славы Божия,
днесь вводится в дом Господень,
благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем,
Юже воспевают Ангели Божии:
Сия есть селение небесное.

3. Благовещение Пресвятой Девы Марии (Луки 1:26-38)

(Благовещение). Когда Дева Мария жила у Иосифа, к Ней послан был от Бога Архангел Гавриил сообщить благую новость о рождении от Нее Спасителя мира. Он явился к Ней с такими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Дева Мария смутилась и подумала: что значит это приветствие? Архангел продолжал: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус». Дева Мария в недоумении спросила: «Как это может быть, когда я не замужем»? Архангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему». И ангел отошел от Нее.
Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (25 марта).

Тропарь, глас 4-й:
Днесь спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление,
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует.
Темже и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8-й:
Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице:
но яко имущая державу непобедимую,
от всяких нас бед свободи,
да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

4. Рождество Христово (Луки 2:1-21)

(Рождество). Римский император Август приказал сделать в подчиненной ему Иудейской земле народную перепись. Для этого каждый иудей должен был идти записаться в том городе, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились для записи в город Вифлеем. Здесь они не могли найти место в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в плохую пагоду. Здесь ночью Пресвятая Дева родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.
В ночь Рождества Христова пастухи вифлиемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов. На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус.
Рождество Христово празднуется 7 января (25 декабря).

Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит:
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

5. Сретение Господне (Луки 2:22-39)

(Сретение). У евреев был закон, чтобы первого сына в сороковой день по его рождении приносить в храм для посвящения Богу. В этом случае приносили в жертву: богатые -- ягненка и голубя, а бедные двух птенцов голубиных. Когда Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Дева Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм и так как они были бедные, то принесли в жертву двух голубей. В этот же день пришел в храм старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Он встретил Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира».
В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.
Сретение Господне празднуется 15(2) февраля.

Молитва св. Симеона Богоприимца, (поется на Вечерни, 1-ая часть Всенощной):
Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко,
по глаголу Твоему с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков
и славу людей Твоих Израиля. (Луки 2:29-32).

6. Крещение Господне (Матфея 3:13-17; Марка 1:9-11; Луки 3:21-22; Иоанна 1:32-34)

(Крещение). Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пошел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы креститься от него. Иоанн сначала отказывался, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь, нам нужно исполнить всякую правду». Тогда Иоанн крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса и Дух Божий сошел на Него в виде голубя и послышался с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Так как во время Крещения Господня явилась Святая Троица, этот праздник называется еще Богоявлением.
Крещение Господне празднуется 19(6) января. На этот праздник, в церкви, освящается вода два раза. Первый раз после Литургии которая служится в день до праздника . Эта вода называется «Вечерняя Вода». Второй раз в день праздника после Литургии, совершается Крестный ход, который называется «Хождение на Иордань». Во время этого Крестного хода освящается вода, которая называется «Крещенская вода».

Тропарь, глас 1-й:
В Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Троическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленнаго Тя сына именуя:
и Дух, в виде голубине,
извествоваше словесе утверждение:
явлейся Христе Боже,
и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й:
Явился еси днесь вселенней,
и свет Твой, Господи, знаменася на нас,
в разуме поющих Тя:
пришел еси и явился еси Свет неприступный.

7. Преображение Господне (Матфея 17:1-13; Марка 9:2-13; Луки 9:28-36)

(Преображение). Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял с Собою троих из учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор помолиться. Пока Он молился ученики заснули. Когда они проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: Лицо Его сияло как солнце, а одежда была белая, как снег, и к Нему явились во славе Моисей и Илья и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Когда Моисей и Илья отходили от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь; сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в страхе бросились на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте, не бойтесь»! Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.
Преображение Господне празднуется 19(6) августа.

Тропарь, глас 7-й:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху:
да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7-й:
На горе пеобразился еси,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша:
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят,
яко Ты еси воистину Отчее сияние.

8. Вход Господень в Иерусалим (Матфея 21:1-17; Марка 11:1-19; Луки 19:29-48; Иоанна 12:12-19)

(Вербное воскресенье). За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим. И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветки, несли их в руках или бросали по дороге и все громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних»! Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову»!
Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, неделю до Пасхи . Во время богослужения освящается и раздается верба (вместо пальмовых веток). Это бывает во время Великого поста, до Страстной недели. В этот день обыкновенно причащаются ученики с родителями и преподавателями.

8а. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (Матфея 28:1-15; Марка 16:1-11; Луки 24:1-12) (Иоанна 20:1-18; Коринфянам 15:3-5)

(Воскресение Христово. Воскресение. Пасха Христова). В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.
Праздник праздников, Воскресение Христово, Пасха, празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния между 4 апреля (22 марта) и 8 мая (25 апреля) . В полночь (суббота на воскресенье) служится Пасхальная Заутреня, за которой следует Литургия. После этих служб кончается Великий пост и можно разговляться (есть скромное, не постное). Пасха празднуется семь дней .

Стихира в начале утрени, глас 6-й:
Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех:
и нас на земли сподоби
чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ,
и сущым во гробех живот даровах.

9. Вознесение Господне (Марка 16:15-19; Луки 24:46-53; Деяния 1:2;4-26)

(Вознесение). В сороковой день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и сказал им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святого. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил и когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его возносящимся на небо». Ученики поклонились вознесшемуся Господу и с радостью вернулись в Иерусалим.
Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи, всегда в четверг .

Тропарь, глас 4-й:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником,
обетованием Святаго Духа,
извещенным им бывшим благословением:
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6-й:
Еже о нас исполнив смотрение,
и яже на земли соединив небесным,
вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный,
и вопия любящим Тя:
аз есмь с вами, и никтоже на вы.

10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Деяния 2;14:23)

(Святая Троица. Троица. Пятидесятница). В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа, апостолы с Божией Матерью и другими верующими были вместе и молились. В третьем часу от начала дня вдруг послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки и почили на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран, по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались окола дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил апостол Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и спрашивали Петра: «Что нам делать»? Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа, и вы получите дар Святого Духа. И в тот день крестились около трех тысяч человек.
Сошествие Святого Духа на апостолов означает конец Нового Завета и начало апостольской проповеди и истории Христианской Церкви. Происшествия до Сошествия Святого Духа описаны в Евангелии, а само Сошествие и после в книге Апостол.
Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется на пятидесятый день после Пасхи и называется днем Святой Троицы или Пятидесятницей. Святая Троица всегда бывает в воскресенье и празднуется три дня . В течение всей недели нет поста, то есть среда и пятница не постные; поэтому она называется «сплошная».

Тропарь, глас 8-й:
Благословен еси, Христе Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
ниспослав им Духа Святаго,
и теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8-й:
Егда снишед языки слия,
разделяше языки Вышний:
егда же огненныя языки раздаяше,
в соединение вся призва:
и согласно славим Всесвятаго Духа.

11. Успение Божией Матери

(Успение). После распятия Господа Иисуса Христа, Матерь Божия жила в Иерусалиме в доме святого апостола Иоанна Богослова. О своем успении Она была за три дня извещена архангелом Гавриилом. Тогда, по Ее желанию, были чудесно собраны в Иерусалим силою Божиею все апостолы, кроме Фомы. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где находилась Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос явился и принял Ее пречистую душу, а тело Ее апостолы погребли в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. Через три дня прибыл и апостол Фома и пожелал поклониться телу Богоматери. Но когда открыли пещеру, то не нашли там тела. Апостолы стояли в недоумении. Вдруг им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».
Успение Божией Матери празднуется 28(15) августа.

Тропарь, глас 1-й:
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы нашя.

Кондак, глас 2-й:
В молитвах неусыпающую Богородицу,
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь,
к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

12. Воздвижение Креста Господня

(Воздвижение). Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников которые не последовали за Иисусом Христом. Первый христианский мученик, святой первомученик Стефан, был забит камнями до смерти, за христианскую проповедь. После падения Иерусалима начались, во много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение, была полная противоположность обычаям, нравам и воззрениям язычников. Вместо эгоизма -- оно проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан жестоко мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан, но и сделал христианство государственной верой.
Воздвижение Креста Господня празднуется 27(14) сентября.

Воздвижение Креста Господня, последний из двунадесятых праздников, учебник Закона Божия описывает так:
Воздвижение Креста Господня. Преследования христиан продолжались около трехсот лет, и окончились только при императоре Костантине Великом, который сам принял христианскую веру. Мать его благочестивая царица Елена, отправилась в Иерусалим чтобы найти крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.
Царице указали, что крест Христов зарыт в землю, и на том месте построен языческий храм. Когда, по приказанию Елены, сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и возле них дощечку с надписью: «Иисус Христос Назарянин, Царь Иудейский.»
Чтобы узнать, который из трех Крестов Господень, стали возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, умерший воскрес, и таким образом узнали крест Господень.
Всем, бывшим при этом, хотелось видеть святой крест. Тогда патриарх иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и воздвигали крест, а народ покланялся ему и восклицал: «Господи, помилуй!»

Тропарь (Глас 1-й)
Спаси Господи, люди Твоя,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианом
на сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

По русски (перевод АНМ)
Спаси Господи, люди Твои,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианам
на врагов даруй,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак (Глас 4-й)
Вознесыйся на Крест волею,


возвесели силою Твоею православныя христианы,
победы дая им на сопостаты,
пособие имущым Твое оружие мира,
непобедимую победу.

По русски (перевод АНМ)
Вознесся на Крест волею,
тезоименитому Твоему новому жительство
щедроты Твои даруй, Христе Боже:
возвесели силою Твоей православных христиан,
победы дай им на врагов,
пособие имущим Твое оружие мира,
непобедимую победу.

Освященное время Церкви: : церковное новолетие и миротворный круг. В календаре этот день отмечен как начало индикта. Христиане не хотели разделять начало нового года в один день с последователями Конфуция, Аллаха, Будды, поэтому приняли решение считать началом православного нового года 14 сентября (1 сентября ст.ст.). Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1/14 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.
Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.).
Мученицы Каллисты и братий ее мучеников Евода и Ермогена .
Мученика Аифала диакона.
Мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их.
Преподобного Симеона Столпника и его матери Марфы . Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. Он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого "горного" места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни и даже заключенных в темницах одаривали подарками.
День Семёна Летопроводца (Семен, Симеон Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины, бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков день, засидки, конец лета, начало осени, последний посев). Первая встреча осени, конец молодому бабьему лету и начало старому. Много поверий и обрядов было связано в старину с этим днем. Да и неудивительно, ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось началом нового года. В 1700 году Петр I перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Постепенно праздник потерял свое былое значение, но многие обычаи так и остались в жизни крестьян. Например, в деревнях 14 сентября хоронили тараканов и мух. Клали в гробик вырезанный из репы или брюквы и несли с плачем и причитанием хоронить как можно дальше от дома. Оставшиеся дома выгоняли из дому мух "муха по мухе, летите мух хоронить". Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога – повелителя всех насекомых.
Еще одним важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой древности и был связан с переходом от младенчества к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались так называемые засидки, когда по вечерам работали в избах. Первый день засидок праздновался как семейный праздник. Все родственники встречались в доме самого старшего в роде. С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям.
С этого дня кроты и мыши перебираются с полей в дома и огороды.
Приметы погоды 14 сентября: Если Марфа грязная - осень дождливой будет. Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно – осень сухая, а бабье лето сухое – осень мокрая. Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Если шишки на ели выросли низко – быть ранним морозам, а если на верхушке – настоящие холода наступят лишь в конце зимы.

Пасха, или Светлое Воскресение Христово является первым и самым главным праздником всей новозаветной православной церкви. Она занимает главенствующее место среди двенадцати переходящих праздников. Этот день – воспоминание о евангельских событиях, которые стали основой всего христианского учения.

Воскресение Спасителя для любого христианина – это победа человеческой сущности над постоянными законами смерти.

Первородный грех человечества был смыт пролитой кровью на кресте Спасителя Иисуса Христа, а, следовательно, и последующее наказание его. В этот день все предыдущие победы человечества померкли перед этим событием торжества жизни перед смертью. Поэтому этот праздник верующие прихожане также называют как Торжество торжеств.

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье считается также одним из двенадцати главных праздников Русской православной церкви.

Эта дата очень важна для всего христианского учения, так как сам факт прихода Иисуса Христа в данный город, где изначально все были враждебно настроены к Спасителю, указывает именно на то, что крестные страдания его, закончившееся смертью, были все же добровольными.

День этого праздника напрямую зависит от даты Светлого дня Пасхи. Он приходится на число за неделю до Пасхи. На особую значимость Входа Господня в Иерусалим указывают все источники евангелистов.

День Святой Троицы также называют Пятидесятницей.

Эти события связаны с явлением апостолам Святого Духа. Ученикам Христовым в день ветхозаветной Пятидесятницы явились огненные языки Святого Духа. Этот день связан и с другим знаменитым событием. Апостолам также была открыта третья ипостась Святой Троицы. После этого учение о Триедином Боге стало увековеченным.

Рождество Христово

Празднуется православной церковью 7 января. Согласно церковным приданиям, Адаму, который согрешил в раю, Бог обещал Спасителя. Его скорое явление предсказывали ветхозаветные пророки, так как перед рождением Иисуса Христа иудеи уже забыли о своем Творце. Многие из них предали церковь и стали поклоняться языческим богам.

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется православными христианами 21 сентября. Праведный Иоаким и Анна были родителями Пресвятой Богородицы или Девы Марии. Всю жизнь они тяжко скорбили от того, что не могли иметь детей. Они считали, что это Божья кара за содеянные грехи. Однако, даже в престарелом возрасте они не теряли надежды и молились каждый день. И наконец Господь смилостивился над ними.

Крещение

Является, пожалуй, самым важным христианским праздником. Данный праздник проводится с 18 января. С этого времени православные отмечают Крещенский сочельник, который означает придерживание строгого поста и приготовление к другому празднику — Богоявлению Господне.

При Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя».

В Крещенский сочельник после службы совершаются торжественные процессии к прорубям на водоемах, они освящаются, и желающие могут искупаться. Как правило, купание представляет собой троекратное погружение в воду с головой. При этом верующий крестится и произносит «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»