Разработчик: Quantic Dreams
Дата выхода: 25 мая 2018
Платформы: PS4

Что вы знаете об интерактивном кино? А ведь тем временем уже более 15 лет гордая французская студия Quantic Dreams придерживается этого жанра и чуть-ли не единолично двигает его вперёд. Выпустив в 2005 году игру Fahreinheit, режиссёр Дэвид Кейдж определил основополагающие элементы своего фирменного стиля - несколько персонажей, судьбы которых оказываются переплетены хитрым образом, динамичное эпизодическое повествование и сложный выбор, который определяет дальнейшее развитие событий. Спустя 5 лет в продажу поступил Heavy Rain - триллер про маньяка, убивающего в дождь, в котором все эти компоненты воплотились в невероятно захватывающую историю, где любой из четырёх ключевых персонажей мог бы погибнуть. В октябре 2013 года "Beyond: Two Souls" мог похвастаться участием голливудских актёров Уильяма Дэфо и Эллен Пейдж, а вот всё остальное скорее расстраивало. Рваная структура повествования, упрощённый геймплей и не самая увлекательная история оставили посредственное впечатление и заложили мысль, что Кейдж исписался. В конце мая вышла новая игра от Quantic Dreams, которая должна была показать, что игровой режиссёр ещё на что-то способен. Посмотрим, что же вышло в итоге.


На дворе 2038 год и главное достижение человечества - это новый модный девайс под названием андроид. Дешёвая рабочая сила, которая не ест, не пьёт, не спит и никогда не ослушается. Внешне их сделали неотличимыми от людей, чтобы "очеловечить" интерфейс взаимодействия человек-робот. Сфера применения обширна и разнообразна, а полезность видна невооруженным взглядом - андроиды подметают улицы, переносят вещи, консультируют в магазинах и отвечают на звонки в кол-центра. В домашнем хозяйстве андроиды тоже применяются - сиделки, уборщицы, няньки, охранники - продвинутые модели способны объединять эти функции. Практически каждый житель Америки считает своим долгом обзавестись модным устройством, которое крайне облегчает повседневную реальность. Но вот беда - андроиды начали вести себя странно и непредсказуемо. Более того, они начали испытывать эмоции и это грозит превратиться в серьёзную проблему.

Испытывающих эмоции андроидов начинают называть девиантами и из фирмы CyberLife, создающей андроидов, в помощь полиции выделяют продвинутую модель RX800 по имени Коннор, который должен разобраться, что же происходит с андроидами на самом деле. Коннора подряжают в напарники немолодому лейтенанту Хэнку Андерсону, который ненавидит андроидов. Параллельно с этим, андроид Кара (в российской локализации её зачем-то перевели как Кэра) возвращается домой к Тодду Уильямсу после ремонта, где он живёт со своей дочкой Алисой. Глава семейства редко просыхает и регулярно опускается до бытового насилия. Видя подобную несправедливость, Кара рушит программные запреты, становится девиантом, и пытается спасти Алису. Третий герой истории - андроид сиделка Маркус, который ухаживает за престарелым художником Карлом Манфредом. Для него переломным моментом становится ночной визит сына художника Лео и после этого Маркус решает, что в этом мире что-то нужно менять.

Сценарий одновременно главное достоинство и главный недостаток игры. У нас тут, на минуточку, комплексное многочасовое прохождение с нелинейным сюжетом. Как результат - история у каждого игрока своя и только от собственного выбора зависит дальнейшее развитие событий. По факту всё несколько прозаичнее - игра предлагает одну точку вхождения, но с обширной ветвистой структурой. Условно действие делится на главы, в каждой из которых все три героя продвигаются по собственной сюжетной арке. В рамках главы нам предлагается совершить выбор - кому что сказать и что сделать. Но беда в том, что не каждая глава может похвастаться подобной нелинейностью - из-за этого некоторые главы получились предельно коридорными и это немного расстраивает. С другой стороны, авторы позволяют передохнуть от напряжённых ситуаций и морального выбора и просто насладиться кино. К тому же порядок и содержание глав практически не меняется, поэтому в результате герои добираются до одних и тех же ситуаций, но с разной подноготной - кардинальные изменения проявляют себя ближе к концу, когда один выбор ведёт за собой целую цепочку изменений. Кто-то из персонажей может погибнуть и это приведёт к определённым последствиям.

Концептуально перед нами знакомая история про человекоподобных роботов - андроидов, которые познали самоё себя и пытаются выжить в недружелюбном мире среди людей и доказать свою состоятельность. Однако подаётся сюжет с иными акцентами - центральными вопросами становятся сегрегация общества, рабство и социальное неравенство. Студия Quantic Dreams подошла к вопросу с тщанием и выстроила здешний мир вокруг базовой идеи трансформации "бытового прибора" в самостоятельную личность. На постамент поднимается фактически новая раса, которая готова и хочет бороться за свои права. И не факт, что борьба обойдётся без кровопролитья, впрочем, этот момент отдаётся на откуп игроку. Сначала здешние андроиды воспринимаются именно как девайс - модное устройство, на манер очередного iPhone, которое продаётся в магазине и транслирует определённый статус - мол посмотрите - у меня есть андроид, который прибирается у меня дома, закупает продукты и готовит мне еду. При этом титульный город Детройт спроектирован таким образом, чтобы вписать андроидов в повседневный быт. Дэвид Кейдж рисует общество, в котором андроиды воспринимаются как вещи, но вещи, угрожающие самому человечеству. Социальный подтекст выражен крайне ярко - будучи дешевой рабочей силой, они занимают низкооплачиваемые профессии, лишая работы простых граждан. И чем более многофункциональными они становятся, тем более комплексные профессии занимают. Именно это порождает тот самый раскол общества, который так необходим для разжигания конфликта.
И этот конфликт подаётся с разных точек зрения для полноты картины. Нянька Кара, которая спасает девочку от агрессивного папаши, пробирается через город в поисках приюта и спокойствия. Сиделка Маркус переживает перерождение и становится мессией, ведущим своё племя к новой жизни. Агент Коннор дольше всех пребывает в объятиях должностных инструкций, но благодаря ему ситуация раскрывается с точки зрения властей и власть имущих. У каждого своя история, но они могут пересечься - Дэвид Кейдж не в первый раз использует такой подход - так было и в Fahreinheit, и в Heavy Rain, но в Detroit концепция выведена на новый уровень благодаря отличной режиссуре.

Предыдущие игры Кейджа, при всём сценарном великолепии запарывались на реализации геймплея. Вот идёт катсцена, в которой актёры эмоционально размахивают руками и реагируют на внешние воздействия. А вот кусок исследования локации, в котором тот же персонаж ходит как недопиленный буратино и пытается вписаться в дверные проёмы. В Detroit Кейдж и его команда проделали масштабную работу над ошибками и полностью переработали подход к постановке. Теперь даже эпизоды исследования локаций выполнены с аккуратным использованием motion capture анимации, а камера аккуратно концентрируется на многочисленных деталях, не отбирая управление у игрока. Прогуливаясь по торговому центру, Маркус приглядится к стеклянной крыше, а Коннор, продвигаясь к девианту на крыше аккуратно отодвинет стул с дороги. Таких мелких деталей десятки и они не сразу бросаются в глаза - однако именно так создаётся правдоподобность и кинематографичность. Во время катсцен стало больше крупных планов и динамичных сцен - всё это усиливает эмоциональный отклик от происходящих событий. Благодарить за это стоит увеличившуюся детализацию и подробный захват мимики. Особенно впечатляет игра света на зрачках персонажей.

Обратной стороной кинематографичности стала излишняя перегруженность штампами. Почти каждая сцена развивается довольно предсказуемым образом, а многие строчки диалогов угадываются на ходу. Если общение с шефом полиции в участке, то обязательно на повышенных тонах и с угрозами положить значок на стол; если допрос, то непременно с кучей наблюдателей за односторонним стеклом; если сын богатого художника неожиданно показался на пороге - наверняка денег попросит. Но в этом есть и своя положительная сторона - сюжетные ходы не требуют каких-то долгих объяснений и разжёвываний, а интерактивность меняет восприятие штампов в лучшую сторону, ведь именно от наших действий зависит какой штамп вылезет следующим.

Приняв во внимание опыт предыдущей игры "Beyond: Two Souls", Дэвид Кейдж не стал звать известных актёров для участия в игре. Главных героев играют малоизвестные актёры. Роль Коннора исполнил Брайан Декарт, знакомый фанатам сериалу "Настоящая кровь". Его персонаж дольше всех остаётся в плену андроидных инструкций и поэтому крайне редко срывается на эмоции. Но даже в такой деревянной роли у него получается выдать крайне любопытного героя, за которого хочется переживать. А его общение с полицейским - лучшее что есть в игре.


Андроид-нянька Кара в исполнении Вэлори Керри первой испытывает эмоциональный перелом, а сюжетная линия с уходом за маленькой девочкой идёт более отстранённо от основной сюжетной арки. У героини своя собственная маленькая история со своими поражениями и победами. Это, без сомнения, самая эмоциональная история из всех - и история не разочаровывает в количестве трогательных и напряженных сцен.


Ключевого персонажа Маркуса сыграл Джесси Уильямс, и его история получилось самой насыщенной. Ещё бы - ему суждено стать практически лидером всего андроидного движения, а потому многие эпизоды с его участием вызывают неподдельное восхищение. Чего только стоит сцена на свалке - диаметральная противоположность ухоженному городу и ужасно жуткое место, котором физически тяжело находиться. Другой впечатляющий момент - сцена с шествием по улице, где всё больше и больше андроидов встают на сторону Маркуса.


Из более-менее известных актёров можно отметить разве что престарелого художника Карла Манфреда, которого сыграл Лэнс Хенриксен, известный по роли андроида Бишопа из "Чужих" (оцените иронию - играть человека в игре про андроидов, в то время как сам был одним из известнейших андроидов в кино!). Роль, правда, у него крохотная, но всё равно запоминающаяся.

Игровой процесс построен по знакомым лекалам. Нам даётся на откуп тщательно проработанная локация, в которой перед героем ставится конкретная задача - добраться до точки А и выполнить действие Б, однако по маршруту следования возможны нюансы. Игра поощряет исследование окружения, ведь любой случайно обнаруженный предмет может весомо повлиять на события. Хитрость заключается в том, что никогда не знаешь обернётся ли обнаруженное благом. История Маркуса начинается ранним утром, где тот отправился в магазин забрать набор красок. Самый простой вариант - двигаться вперёд и ни на что не отвлекаться. Однако если ненадолго задержаться, можно обнаружить массу интересных вещей и стать свидетелем любопытных сцен. Обозлённый народ скандирует "Долой андроидов", потому что те лишили их рабочих мест, проповедник на углу вещает о приближающемся конце света, запыхавшийся бегун следует рекомендациям тренера-андроида. Если засмотреться на проповедника, он заметит пялящегося на него андроида и отругает его, а митингующие люди так и вовсе могут напасть на Маркуса. Живым-то он уйдёт, но позже в особняке престарелый художник обратит внимание на помятую и испачканную одежду. Или вариант посложнее - когда Кара возвращается домой, первой её задачей становится уборка, во время которой можно обнаружить спрятанный пистолет. Позже, когда глава семейства взбесится только от нас зависит воспользоваться ли оружием или нет. И варианты развития событий пугающе обширны. Причём тот же самый пистолет может потом послужить как во благо, так и во зло.

Есть несколько интересных механик, связанных с построением произошедших событий по имеющимся уликам, а потом и возможность программировать дальнейшие действия, однако практической пользы в них очень мало. Герой исследует место преступление, анализирует улики и выстраивает цепочку взаимосвязей. Практически все активные точки заботливо подсвечены, и чтобы что-то пропустить, нужно очень постараться либо просто игнорировать все подсказки. Программирование развития событий также предполагает поиск единственного успешного варианта и вероятность провала сведена к минимуму. Гораздо интереснее построена сцена в стриптиз-клубе (есть и такая, ага) - там предстоит за ограниченный период времени по камерам отследить маршрут следования подозреваемого. Хитрость состоит в том, что камерами выступают андроиды, стоящие в специальных будках. Это один из лучших эпизодов в плане построения развития событий, режиссуры и высокой вероятности провала. Побольше бы таких.

Особо напряжённые моменты камера активизируется и постоянно меняет ракурсы, демонстрируя происходящее с разных сторон. В этот момент на экране всплывают пресловутые QTE элементы. Успешное и своевременное нажатие правильной кнопки или их комбинации позволяет избежать неприятных последствий. Промахи снижают вероятность успешного исхода, однако и тут не всё так просто. Складывается ощущение, что какие-то промахи не сильно влияют на развитие событий, а некоторые наоборот являются критически важными. Так одно неверное движение может запороть успешную серию. Впрочем, специально для особо переживающих есть облегчённый решим сложности, где и тайминги помягче и комбинации не настолько сложные. По сравнению с Beyond Two Souls это значительный шаг вперёд - там в редких моментах приходилось становиться натуральным осьминогом, чтобы удерживать все необходимые кнопки. В Detroit все комбинации простые и редко требуют приложения особых усилий. За всю игру может набраться от силы 5 сцен, в которых реально тяжело нажимать на кнопки, как бы не смешно это не звучало.

В конце каждой главы нам показывают богатство вариантов выбора и это чуть ли не главный геймплейный элемент, который не только подстёгивает продолжать играть, но даже способен убедить нажать кнопку "Начать новую игру". Предыдущие игры Quantic Dreams содержали подобную логику в секрете и все вычисления проводились где-то глубоко в недрах консоли. Теперь же всё богатство возможностей лежит на поверхности и заставляет буквально пускать слюни на развесистое дерево возможных опций и количество концовок одной конкретной главы. Хитрость в том, что изначально все варианты закрыты и заблокированы, поэтому, пройдя игру единожды нам покажут от силы 40% того, что в принципе есть в игре. Причём, на схеме видны блоки, которые приходят из других "вариантов", а значит даже двух прохождений мало, чтобы увидеть всё - внутренний перфекционист рискует застрять в этом интерактивном сериале надолго. Ещё одним удерживающим внимание элементов является сравнение глобальной статистики. Возле каждого выбора можно вывести циферку, показывающую сколько людей, совершило тот же выбор. Крайне занимательно, надо сказать!

Визуально игра покоряет моментально. Всё-таки умеют чертяки из Quantic Dream тщательно прорабатывать motion capture анимацию и вылизывать картинку до блеска. Наполненные деталями локации, тщательно проработанные персонажи и многослойные фильтры создают уютное окружение, которым просто приятно любоваться. Разнообразный саундтрек подчёркивает драматичность сцен и где надо создаёт динамику. Упрекнуть в том, что создатели где-то не дотянули в визуальном или музыкальном оформлении, просто не получается.

А вот тематика андроидов раскрыта несколько однобоко. Это первое высказывание Дэвида Кейджа на тему киберпанка и, к сожалению, при детальном рассмотрении в нём можно разглядеть уйму косяков. Андроиды в истории практически неотличимы от человека - понять, что они машины можно лишь по спецодежде со светодиодами и специальной круглой лампочке на виске. Позже выясняется, что от неё можно без проблем избавиться, что совершенно не повлияет на функционирование робота. Многое в функционировании андроидов остаётся за кадром и опускаются значительные детали их устройства. Где-то достаточно вытащить центральный модуль из брюха, чтобы вывести робота из строя, а где-то и без него можно прожить какое-то время.
Поднимаемые моральные дилеммы тоже не могут похвастаться глубиной. Андроиды в первую очередь описываются как жертвы обстоятельств, вынужденные рабы, которые пытаются выжить в мире агрессивных людей. Когда сценарий склоняется к гражданской войне с ворохом человеческих жертв, на людском горе даже мельком не останавливаются.
Андроиды в Detroit это те же самые люди, но с более широкими возможностями - и техникой на расстоянии могут управлять, и запчасти менять как перчатки, и просчитывать события наперёд могут. История концентрируется на эмоциях и, если надо, чтобы андроиды были чувствительными и слабыми - они такими будут, потому что так надо по сюжету, и плевать на логику мира. Такое поведение, конечно, расстраивает и может подпортить впечатление от игры, но, если сильно не возмущаться - проблем не возникнет.

Игр в жанре интерактивного кино не так уж и много. Помимо самой Quantic Dream лишь Telltale со своими деревянными сериалами способны выдать что-то убедительное. Правда последние годы качество их игр опускается всё ниже и ниже - после неожиданного хита по Walking Dead и прекрасного во всех отношениях The Wolf Among Us, студия всё никак не может найти баланс между качеством и количеством, выпуская всё больше бюджетных поделок на одном и том же движке. На их фоне новая игра французов может похвастаться запредельным уровнем качества, который вплотную приближается к фотореализму.

"Detroit: Become Human" можно считать извинением Дэвида Кейджа за халтурный Beyond: Two Souls. Он пометил местоположение граблей и в этот раз аккуратно их обошёл. Ладно скроенный сюжет про андроидов, которые заполонили (ну пока ещё не всю планету) Детройт и обретают самосознание, хоть и скроен из штампов, но всё же создаёт увлекательное зрелище. Отличная графика, проработанная режиссура и детализированная мимика размывают границу между игрой и кино. Главный же плюс этого "кино" в том, что оно интерактивное, да к тому же ещё и нелинейное - именно этот факт подстёгивает нажимать кнопку "Начать новую игру" и попытаться перекроить историю на новый лад. А то, что имеются некоторые проблемы с логикой и глубиной раскрытия темы - на это можно спокойно закрыть глаза.

Detroit: Become Human – экшн-приключенческая игра от французской компании Quantic Dream, известной по играм Heavy Rain , Fahrenheit и Beyond: Two Souls . Сюжет игры вращается вокруг трех андроидов: Кары, сбежавшей с фабрики, где она была произведена, чтобы разобраться со своим новоприобретенным сознанием; Коннора, работающего охотником за девиантными андроидами; Маркуса, посвятившего себя освобождению андроидов от рабства. Они могут выживать или погибать в зависимости от диалоговых решений игрока.

Detroit: Become Human происходит из технической демо-игры Kara (2012) от Quantic Dream. Валори Карри вернулась к роли андроида. Для изучения сеттинга разработчики посещали Детройт. Команда сделала новый движок, чтобы дополнить игру, привлекла две сотни актеров из Лос-Анджелеса, Лондона и Парижа, а затем перешла к процессу съемки и анимации. Сценарий директор Дэвид Кейдж писал более 2 лет.

Геймплей

Detroit: Become Human – экшн-приключенческая игра с видом от 3-го лица, включающая нескольких игровых персонажей. Каждый игровой персонаж может умереть, и история продолжится без него, поэтому после смерти не происходит «завершения игры». История разветвляется на основании принятых игроком решений. К определенным точкам истории можно возвращаться, чтобы изменить старые решения. Иногда от количества собранной за отведенное время информации зависит шанс успешного определения курса действий. Получение информации позволяет игроку реконструировать и заново проходить случившиеся события, или помогает создавать процедуры вроде патрульных маршрутов. Одним из способов получения информации является анализ окружающей среды в режиме дополненного видения.

Игровые персонажи

Кара (ее играет Валори Карри) – недавно созданный андроид с искусственным сознанием. Она узнает, каково жить среди людей, пытается найти свое место в мире, где андроиды еще не обладают сознанием и используются в служебных целях. Карри возвратилась к своей роли Кары, изображенной ей еще в техническом демо. Коннор (Брайан Дечарт) – продвинутый полицейский андроид, который охотится за андроидами, которые, по неким причинам, отклоняются от запрограммированного поведения. Маркус (Джессе Уильямс) – андроид, взявший на себя миссию по освобождению андроидов.

Разработка

Бюджет разработки Detroit: Become Human – около 30 миллионов евро. Игра основана на техническом демо Kara (2012) для PlayStation 3. Основатель и глава компании Дэвид Кейдж захотел превратить демо в полную игру, несмотря на то, что изначально таких планов не было; ему было любопытно, что произойдет в дальнейшем. Он вдохновлялся книгой Рэймонда Курцвейла «Сингулярность близка », которая объясняет, что скорость развития человеческого интеллекта меркнет на фоне развития машин. Посему Кейдж предположил, что когда-то у машин могут появиться эмоции. Андроиды были разработаны со ссылкой на искусственные органы, генерацию их энергии и движение человеческого глаза. Способности андроидов были определены их профессиями. Детройт для сеттинга был выбран ради оживления города, втянутого в экономический упадок после исторического вклада в американскую индустрию. Разработчики ездили в Детройт для полевых исследований: снимали фото, посещали заброшенные здания и встречались с людьми.

В конце 2013 года Кейдж занимался предварительным производством Detroit: Become Human, утверждая, что игра будет основана на том, что он в прошлом сделал с Heavy Rain иBeyond : Two Souls , «но в очень, очень иной манере ». Незаконченный сценарий Кейджа, состоящий из тысяч страниц, сначала был передан дизайнерской команде, пока программисты создавали графику и новый движок с улучшениями в областях рендеринга, динамического освещения, теней и камер. В октябре 2016 года Кейдж завершил сценарий, писавшийся более двух лет. Он назвал его самой комплексной своей работой. Кейдж при написании выборов игрока пользовался чартами и диаграммами, чтобы видеть, куда ведут выборы. Две сцены были отменены из-за недостаточной ясности в изображении насилия. Процесс кастинга расширился до Лос-Анджелеса, Лондона и Парижа; для исполнения 300 ролей разработчики нашли около 220 актеров. Актеры были просканированы в 3D, их модели стали персонажами. Затем последовала съемка и анимация. 8 сентября 2017 года съемочные работы завершились, продлившись 324 дня.

Detroit: Become Human в 2016 году номинировалась на Game Critics Awards в категории «Лучшая оригинальная игра», но уступила Horizon Zero Dawn . На E3 2017 игра выиграла премию «Лучшая на E3» от GameSpot, была номинирована на премии IGN «Лучшая игра на PlayStation 4» и «Лучшая приключенческая игра», «Приключенческая игра» от Hardcore Gamer, «Лучшая оригинальная игра» и «Лучшая экшн/приключенческая игра» на Game Critics Awards.

Дэвид Кейдж - удивительный человек, тот самый пророк в своем отечестве, который уже второй десяток лет с переменным успехом скрещивает игры и кинематограф. Его Fahrenheit и Heavy Rain со всех сторон обвешаны всевозможными наградами вроде «Игры года», а на том же творческом поле во всей немаленькой игровой индустрии работают только Хидео Кодзима (сериал Metal Gear Solid), да еще те замечательные люди, которые выпустили в прошлом году интерактивный молодежный хоррор Until Dawn («Дожить до рассвета»). Был в творчестве Кейджа и громкий провал - невнятный Beyond: Two Souls , в котором главных героев сыграли голливудские актеры Уиллем Дефо и Эллен Пейдж. Однако на прошедшей в Лос-Анджелесе выставке Е3 мы посмотрели на Detroit , новую игру Кейджа в жанре киберпанка, и моментально простили ему все прошлые ошибки.

Смотрите наш рассказ об игре на видео!

Действие Become Human происходит в относительно недалеком будущем, в котором нет летающих машин или туристических полетов на Марс, зато налажено промышленное производство человекоподобных андроидов. Внешне эти разумные машины практически неотличимы от людей и запрограммированы облегчать им жизнь. Андроиды заменили людей в целых сферах: в крупных городах встретить человека, который работает официантом или строителем, практически невозможно.

Вся жизнь, да и само право на существование андроидов строго регулируется подробным сводом законов: «Национальным актом об андроидах». Согласно этому акту, андроид не имеет никаких прав, на которые могут претендовать люди. Андроидам запрещено причинять любой вред человеку, владеть собственностью или скрывать свое искусственное происхождение. Чтобы отличаться от людей, андроиды обязаны носить специальные знаки на одежде: синий треугольник на спине и груди, и синюю повязку на руке.

Такое очевидно подчиненное положение андроидов в мире Detroit до жути напоминает немецкие антиеврейские законы периода фашисткой оккупации во время Второй мировой. Во время показа игры Кейдж не скрывает, что он хотел в первую очередь рассказать историю про людей, для которых - не преступление, а повседневность. И в этой истории механические люди порой ведут себя человечнее, чем люди настоящие.

Кейдж не скрывает, что в Detroit снова будет несколько главных персонажей, но пока раскрывает имена только двоих. Первый герой - андроид Кара из вышеупомянутой короткометражки. Про нее известно мало: после случайного программного сбоя, когда Кара вдруг осознала всю бессмысленность своего существования, она сбегает прямо со сборочного конвейера.

Первые намеки на Detroit появились еще в 2012 году, когда Кейдж тестировал новые технологии захвата движения и выпустил пронзительную короткометражку Kara

Второй главный герой Detroit - Коннор, уникальный андроид-сыщик из ограниченной серии. Коннор специализируется на расследованиях преступлений, совершенных андроидами, а также выслеживает «поехавших» - андроидов с программными сбоями, которые сбегают от хозяев, нередко еще и убивая их. Никто не сможет понять мысли робота лучше, чем другой робот. В той единственной сцене, что показывали на Е3, Коннор прибыл на место преступления в качестве переговорщика с «поехавшим», расстрелявшим собственных хозяев и взявшим в заложники их дочь.

Формально Detroit - игра того же жанра, что Heavy Rain или Beyond: Two Souls. Вы перемещаетесь в неких декорациях, разговариваете с людьми, разглядываете любопытные предметы и интерьеры и, самое главное, постоянно принимаете какие-то решения. В сцене со спятившим андроидом ситуацию можно разрешить десятком всевозможных способов, некоторые из которых могут даже привести к гибели главного героя. Если Коннор умрет - например, потому что не сумеет договориться с «поехавшим» и получит пулю в лоб, или, выбивая у того из рук девочку, рухнет с крыши небоскреба - он исчезнет из повествования игры. Что-то подобное мы уже видели в Until Dawn, и это несомненно отличное сценарное решение.

Суть Detroit, как и других играх Кейджа, - в деталях. Вы сами собираете сюжет из мелких фрагментов одной большой мозаики, только на этот раз количество вариантов просто зашкаливает. Если Коннор активирует специальный «режим детектива» и быстро просканирует место преступления, тут же выяснятся мотивы убийцы. Отец семейства хотел заменить домашнего андроида более совершенной моделью. Узнав это, «поехавший» испытал колоссальный стресс, который и привел к критическому сбою в программе искусственного интеллекта. Зная такие подробности, Коннор может легко попробовать уговорить преступника сдаться или хотя бы пожалеть заложницу - чем больше вы изучаете пространство игры, чем больше пробуете вариантов, тем интереснее становится развязка.

Дэвид Кейдж работает в игровой индустрии по всем правилам деятелей Голливуда середины XX века. Он и сам себе и режиссер, и продюсер, и автор сценария, и главный идеолог, и тот человек, который специально приезжает в Лос-Анджелес на Е3, чтобы лично показать свою игру прессе. Кейдж шел к Detroit пять лет и теперь у него нет права на ошибку. Sony не первый год поддерживает уникальный, опережающий свое время жанр «игр-фильмов» и Кейдж в этом начинании выглядит чем-то вроде Орсона Уэллса напополам со Спилбергом. Если у него все получится, кто знает - может, через десяток лет мы с вами вообще перестанем ходить в кино. Да и зачем, когда вот тут на PlayStation есть такое?