Недавно одна дама-психоаналитик мне сообщила, что она готовит семинар на тему любви. «Какая прекрасная идея!» – ответила я. Что может быть важнее любви, которая все время занимает все наши мысли, – те, кто скажет вам, что не думает о ней, лгут, сами этого не осознают или пребывают в депрессии.

Мне кажется, что здесь противостоят друг другу две концепции. Первая (которой придерживалась моя собеседница) подразумевает, что страсть – лишь один из особенных моментов любви, который случается в ее начале. Знаете, это первое время, когда мы охвачены безумием, когда в нас пылает огонь, когда вся вселенная так эротична, когда мы улыбаемся всем подряд и чувствуем симпатию даже к угрюмым контролерам в автобусе. Независимо от того, насколько она сильна и как будет развиваться во времени, любовь – это избрание. Я тебя люблю, потому что ты – это ты, непохожий ни на кого другого, потому что мне все в тебе интересно, потому что, даже не представляя себе тебя ясно, я ждала тебя, хотя ты совсем неожиданный... В общем, чудо начала.

Некоторые считают, что от того, каким было начало, зависит долговечность возникшей пары, – может быть. Но страсть – это нечто иное. Мне кажется, она часто случается с нами, если мы в беде (сознаем мы это или нет) или когда нам не нравится наша жизнь, когда нам грозит печаль. Тогда страсть – это то внутреннее движение, которое изгоняет завладевшие нами силы смерти и отчаянно толкает нас к сексуальному желанию, к Эросу. На нас надвигалась меланхолия, а тут вдруг другой или другая, как навязчивая идея, заполняет все пространство наших мыслей.

Мы не думаем ни о чем, кроме него (нее), мы носим его (ее) в себе, и для печали в нас уже не найдется места – мы на время вырвались из объятий Танатоса. Это я называю отвлекающей функцией страсти. А тот предмет нашей страсти, тот мужчина или та женщина, кого мы так страстно желали, может оказаться, как часто выясняется потом, когда страсть прошла, «совсем не в нашем вкусе».

Так что мне кажется, что если любовь альтруистична (в смысле «обращена к другому»), то страсть, яростное утверждение живого желания против мертвящих сил, как раз нарциссична: она нацелена на самосохранение. Слова страсти – это на самом деле вовсе не «Я тебя люблю». Тот, кто охвачен страстью, утверждает другое: «Я не умру».

Шантель Шоу

Спасительная сила чувств

– Могу я вам чем-то помочь? – вежливо поинтересовался Алексос Гионакис, когда в понедельник утром вошел в свой кабинет и увидел там незнакомую женщину, которая возилась с его кофемашиной.

За последний месяц он поменял четырех персональных ассистенток, потому что ни одна из них не сумела навести порядок в его чрезвычайно напряженном рабочем графике. Но сегодня из отпуска должна была вернуться его сверхспособная личная помощница, и он с нетерпением ждал того момента, когда его жизнь снова войдет в привычное русло. Настроение Алекоса испортилось при мысли о том, что Сара по каким-то причинам может задержаться с выходом на работу и ему придется провести еще один день в компании временной секретарши.

Он быстрым взглядом окинул незнакомку, задержавшись на ее волосах, свободно ниспадавших ей на плечи и вобравших в себя множество оттенков, начиная от карамельного и заканчивая латте. Соблазнительная фигурка женщины была упакована в розовую блузку приглушенных тонов и кремовую юбку-карандаш длиной чуть выше колена.

Алекос с одобрением посмотрел на ее длинные ноги, красоту которых подчеркивали туфли на высоких каблуках и с открытым мыском, в котором виднелись ее пальчики. Он заметил, что лак на них был игриво-розового цвета, который больше подходил для пляжа, чем для престижного офиса «Корпорации Гионакис», находившегося на улице Пикадилли.

Доброе утро, Алекос.

– Сара? – потрясенно выдавил Алекос.

Но когда женщина повернулась, он понял, что ошибки быть не могло. Несмотря на то что она стояла чуть поодаль, Алекос сразу же узнал эти невероятно зеленые глаза. Они были единственной заслуживающей внимания чертой его личной ассистентки. Точнее, так было раньше, когда Сара на протяжении двух последних лет приходила на работу в темно-синих юбках с пиджаками, которые она дополняла белыми блузками, застегнутыми на все пуговички, или черными водолазками.

До того как Сара вдруг надумала взять месячный отпуск, чтобы отдохнуть в Испании, Алекос описал бы внешний вид своей помощницы как ухоженный, практичный и откровенно скучный. Алекос конечно же не хотел ее отпускать, но она заявила, что не брала отпуск с тех пор, как начала работать в его компании, если не считать один выходной, когда она поехала на похороны матери. Сара тогда выглядела бледнее обычного, и, хоть Алекос не отличался особой чувствительностью, он не мог не признать, что забота о неизлечимо больной матери могла истощить ее силы, поэтому он неохотно согласился и отпустил ее на целый месяц.

Алекос знал, что Сара любит историю, поэтому думал, что она выберет тур по историческим местам Испании. Там конечно же будет полно пенсионеров, и его помощница обязательно подружится с какой-нибудь старой девой или вдовой, которая путешествует в одиночестве и которая будет признательна Саре за присущую ей доброту.

Он был очень удивлен, когда Сара заявила, что собирается в МСО-тур, что значило отдых для молодых, свободных и одиноких. Алекос предположил, что этот туроператор специализируется на организации отдыха для людей двадцати с небольшим лет, которые хотят каждый вечер проводить в клубах или веселиться на пляже. В газетах часто появлялись снимки с оргиями, которые устраивали британцы в Бенидорме. Когда Алекос заметил, что ее тур лучше назвать ДДС – Доступные Для Секса, – Сара захохотала и, к его большому изумлению, сказала, что не против как следует оторваться.

Алекос снова посмотрел на ее волосы. Сара всегда собирала их в аккуратный пучок с помощью целого арсенала металлических шпилек.

– Ты поменяла прическу, – бросил он. – Я пытался понять, почему ты выглядишь по-другому.

– Да, я подстриглась. Волосы были такими длинными, почти до пояса, и мне до смерти надоело каждый раз собирать их в пучок. – Она провела рукой по шелковистым прядям, которые в потоке солнечных лучей, льющихся через окна, заблестели, подобно золоту, и Алекос вдруг почувствовал какое-то внутреннее волнение. – А еще я сменила очки на контактные линзы. Хотя, если честно, я еще не привыкла к ним. Иногда у меня слезятся глаза.

Алекос облегченно вздохнул оттого, что она хлопала своими ресницами не потому, что пыталась соблазнить его, а потому, что ей причиняли неудобство ее контактные линзы. Да, без своих очков в толстой оправе Сара выглядела по-другому. Тут же стали более заметными ее скулы, и ее лицо стало намного более привлекательным.

Ему стало интересно, не сделала ли она что-нибудь вроде пластической операции для своих губ. Алекос наверняка бы запомнил такие пухлые губки. Боже правый, ее нижняя губа была такой соблазнительной, что ему вдруг захотелось поцеловать ее. Алекос отбросил эту нелепую идею и напомнил себе, что перед ним его Серая Мышка. Именно так окрестила Сару одна из легиона длинноногих белокурых любовниц Алекоса.

Это прозвище подходило непримечательному внешнему виду Сары, но никак не ее чувству юмора, острому уму и не менее острому язычку. Алекос уважал свою личную помощницу, потому что Сара Лавджой была единственной женщиной, которая не боялась высказывать свое мнение, даже если оно отличалось от его собственного.

– Я отнесу кофе на ваш стол? – Не дожидаясь ответа, Сара пересекла комнату и поставила чашку на стол.

Алекос с замиранием сердца смотрел, как при ходьбе соблазнительно покачивались ее бедра, а когда она чуть наклонилась над столом, юбка плотнее облегла ее ягодицы.

Он громко прокашлялся и, сжав ручку портфеля, прикрылся им, чтобы Сара не заметила, что он возбужден. Да что, черт подери, творится с ним? Впервые за этот месяц Алекос проснулся в чудесном настроении, зная, что сегодня на работу вернется его суперспособная помощница и они начнут разгребать дела, которые скопились за время ее отсутствия.

Но мысли о работе тут же улетучились, стоило Саре повернуться к нему лицом, и он заметил, как розовая шелковая блузка мягко подчеркивает ее упругую грудь. Две верхние пуговички были расстегнуты недостаточно для того, чтобы увидеть ложбинку, но более чем достаточно для того, чтобы Алекос с лихорадочно бьющимся пульсом представил, как снимает с нее эту блузку и кружевной бюстгальтер, который просматривался под тонкой тканью.

Алекос с трудом оторвал взгляд от груди Сары и посмотрел на ее удивительно тонкую талию. Он снова прокашлялся.

– Ты… Э-э… Кажется, ты немного похудела.

– Вообще-то на два килограмма. Наверное, благодаря активному образу жизни, который я вела в отпуске.

Интересно, чем именно она занималась в этом туре для молодых, свободных и одиноких? Алекос не отличался богатым воображением, но сразу же представил, как его личная помощница забросила все свои экскурсии и наслаждалась жизнью в обществе какого-нибудь испанского ловеласа.

– Ах да, твой отпуск. Надеюсь, ты отдохнула?

Она довольно улыбнулась, отчего стала похожей на кошку, вылакавшую целую миску сметаны.

– Рад за тебя, – натянуто бросил Алекос. – Но теперь ты вернулась на работу, и мне непонятно, почему ты пришла в одежде, более подходящей для пляжа, чем для офиса.

Когда он говорил таким ледяным, неодобрительным тоном, окружающие тут же принимали его ко вниманию и отвечали уважительно, как он того требовал. Но Сара просто пожала плечами и провела руками по юбке.

– Ну, на пляже я носила намного меньше одежды. На Французской Ривьере для женщин вполне приемлемо загорать топлес.

Неужели Сара ходила без бюстгальтера? Алекос попытался не представлять свою личную помощницу с выставленной на всеобщее обозрение грудью.

– Но мне казалось, ты поехала в Испанию?

– В последнюю минуту я передумала.

Пока Алекос переваривал тот факт, что его в высшей степени организованная помощница могла передумать в последнюю минуту и отправиться в совершенно другое место, чем было задумано, она медленно подошла к нему. Почему он никогда раньше не замечал, как поблескивают, словно изумруды, ее глаза, когда она улыбается? Алекос сердился на себя за такие поэтические глупости, но не мог отвести от нее взгляд.

СПАСИТЕЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ ПО РОМАНУ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

«Тихий Дон» М. Шолохова -- роман о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц романа. Сложно складываются и женские судьбы, отмеченные глубоким и ярким чувством любви.

Образ матери Григория Мелехова, Ильиничны, олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высшие нравственные качества. Жизнь с мужем была для нее несладкой. Порой, вспылив, он тяжко избивал ее. Ильинична рано постарела, много болела, однако до последнего дня оставалась заботливой и энергичной хозяйкой.

Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой» старухой. Ей присущи мудрость и справедливость. Ильинична -- хранительница семейного уклада. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Она пытается отговорить Григория от чрезмерной жестокости: «Ты Бога-то... Бога, сынок, не забывай...». Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего -- Григория. Но любит она не только детей и мужа, но и родную землю, терзаемую войнами и революциями.

Внешней и внутренней красотой отличен образ Аксиньи. Она полностью поглощена любовью к Григорию, в борьбе за счастье она проявляет гордость и мужество. Рано испытавшая всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против патриархальной морали. В ее страстной любви к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним -- это борьба за утверждение своих человеческих прав.

Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве -- любви к Григорию.

Любит Григория и Наталья, женщина высокой нравственной чистоты. Но она нелюбима, и ее судьба отмечена страданием. Однако Наталья надеется на лучшую долю. Она проклинает Григория, однако любит его бесконечно. И счастье приходит, в семье воцаряются согласие и любовь. Она родила двойню -- сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей и заботливой матерью, какой была и женой. Но в конце концов Наталья не может простить неверность мужа, отказывается от материнства и погибает. Уничтоженной и оскорбленной Наталья не хотела жить, потому что идеал ее жизни -- чистота.

Полная противоположность ей -- Дарья Мелехова, разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час -- час испытаний, и за этой уличной моралью, за развязностью открывается что-то другое, доселе скрытое, что обещало другие возможности, другое направление и развитие характера. Дарья решила умереть, чтобы не быть обезображенной «дурной болезнью». В этом решении гордый вызов и человеческая сила.