Наталья Белогурова

Всем известно, что дети любят лепить песочные куличики и пирожки. Забава летняя , но лето быстро пролетает. Наступает зима, хорошо, если снежная, но не очень холодная, а главное, безветренная, когда можно гулять, без риска заболеть. Почему, да потому, что песочные забавы можно превратить в снежные. Поэтому, не стоит прятать формочки для игры с песком, а лучше взять их с собой на прогулку.

Формочки наполняются снегом , легкое постукивание сверху освобождает спрессованный снег из формы . В отличие от песочных фигур, снежные фигурки можно сделать яркими цветными, окрасив их . Сделать это просто. В воде можно развести гуашь или пищевые красители , налить ее в бутылку с распылителем и белый паровозик может стать синим.

При помощи бутылки с окрашенной водой, если сделать маленькую дырочку в крышке, можно рисовать на снегу .

Если окрашенную воду налить в пластиковый вкладыш для конфет, положить в ячейки ниточки и поставить на мороз, то получатся оригинальные ледяные фигурки, которыми можно украшать снежные постройки или кусты на участке . Такой опыт познакомит детей со свойствами воды и ее состояниями. Готовые подвески помогут закрепить знание цветов и геометрических форм.

"Солнечный денек"

"Рыжий кот"


"Одуванчики"


Формы для песка


"Снежный паровозик"


Окрашивание снежной фигурки.

Форма для песка подойдет и для снега .

Бутылка с красителем и распылителем помогут раскрасить снег .

Дырочки в крышке помогут нарисовать картинку или окрасить снежную фигурку .

Ледяные подвески помогут закрепить знание цветов и геометрических форм.

Порадуйте своих малышей, они будут в восторге!

Итак, во-первых, все предлагаемые игры можно проводить, приглушив свет, ведь мы знаем, что мелатонин – гормон сна, лучше образуется именно в темноте, а свет и различные электронные устройства, типа: телевизор, ноутбук, планшет, телефон – разрушают его. Исключите перед сном просмотр мультфильмов, а лучше включите спокойную музыку и поиграйте с малышом на ковре рядом с его кроваткой.

Во что поиграть с малышом от полугода до полутора лет?

Особенностью игр малышей до года является, во-первых, повторяемость и постепенная усложняемость игры, а также гораздо большее участие взрослого, чем самого ребенка. Акцент в играх делаем на визуальном восприятии и простых словах, которые малыш учится повторять.

  1. Покажи где? Разглядываем куклу или мягкую игрушку, обращая внимание на мелкие детали: глазки, ушки, носик, пальчики, показываем на игрушке и на малыше, пусть и малыш отвечает на вопросы и показывает, где носик или глазки на кукле или на маме.
  2. Поиск игрушек. Насыпаем в глубокую миску крупную крупу, например, перловку или рис, и прячем в ней несколько мелких игрушек. Предлагаем малышу их найти и достать.
  3. Складываем в коробку: выберите много мелких игрушек, погремушек кубиков и попросите малыша положить все игрушки в коробку. Можно коробку заменить кастрюлей и складывать в нее, например, ложки (чтобы игра была потише – предложите ребенку пластиковые ложки). А можно наоборот посадить ребенка в большую коробку, наполнив ее всевозможными мягкими игрушками и его одеждой и наблюдать, как он с упоением будет все оттуда выбрасывать.
  4. Игра с дуршлагом. Возьмите обыкновенный дуршлаг или форму-пароварка из мультиварки и предложите малышу просовывать в дырочки спагетти или пластмассовые трубочки для сока. Подойдет и просто бутылка, в горлышко которой можно просунуть, например, пуговицу или макароны. Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы он не пробовал на вкус мелкие детали игры.
  5. Из игр с игрушками очень хорошо подойдут всевозможные пирамидки или стаканчики, которые можно вкладывать один в другой, а затем доставать, кубики, чтобы строить башню, также очень интересно малышу будет, например, открывать матрешку и доставать все новую и новую куклу.

Во что поиграть с ребенок 1,5 года – 3 года?

В этом возрасте малыши большие непоседы, которым все интересно, а также любители настоять на своем. Выберите из предлагаемых игр ту, которая больше подойдет вашему ребенку и при этом не сильно его развеселит.

1. Игра с бумагой. Возьмите старую газету, или просто чистые листы бумаги и покажите ребенку, как можно ее порвать на длинные полоски, на маленькие кусочки, научите малыша делать из скомканной бумаги шар, а из нескольких шаров разного размера можно даже попробовать собрать снеговика. Уборка такой бумаги, тоже может стать своеобразной игрой. Например, мальчик может быть подъемным краном, который должен поднять и сложить все бумажки в ведерко.
2. Укладываем спать. Объясните малышу, что его игрушки тоже очень устали и хотят спать. Поставьте машины отдыхать в гараж, а кукол уложите в кроватки, спойте вместе с малышом колыбельные и пожелайте игрушкам спокойной ночи.
3. Игры в ванной. Купание в ванной часто бывает частью ритуала и на многих малышей теплая вода действует успокаивающе. Предложите ребенку во время купания разные пластмассовые баночки и бутылочки и покажите, как можно переливать воду из одной в другую. Возьмите губку, намочите водой и добавьте немного детского мыла, многим деткам нравится нажимать на губку и видеть, как она пенится.
4. Нарисуй сказку . Берем чистый лист бумаги, и рисуем одновременно рассказывая сказку. Очень интересно получается, например, “Репка” или “Колобок”, в зависимости от возраста, ребенок может помогать рисовать или разукрашивать, может рисовать сам, а может сам рассказывать и рисовать.
5. Секретная сумка. Возьмите старую сумку, желательно, чтобы у нее было много карманов, которые можно расстегивать, и наполните ее интересными мелкими вещами, например, крупными пуговицами, бусами, маленькими игрушками. Предложите малышу открывать карманы и доставать всякие интересные вещи. Кстати, эта игра подойдет деткам и помладше.

Чем занять перед сном ребенка от 3 лет и старше?

Итак, купание завершено, ребенок одет в пижаму и у нас есть минут 20 перед сном, чтобы тихо провести время: либо уже в кроватке, либо на ковре в детской.

1. Пантомима. Садимся на ковре рядом друг с другом. Мама или папа начинают игру, показывая без слов – пантомимой какое-либо простое движение, например, чистят зубы, моют руки, мешают ложкой, и другие, а малыш должен отгадать, что это за движение, затем ребенок сам может придумать что-то и показать. Конечно, подскажите и помогите ему, если это нужно.
2. Повтори движение. По аналогии с первой игрой выбираем ведущего, который показывает движения, а все должны за ним повторять, кто не смог точно повторить, тот становится сам ведущим. Чаще всего это будет сам ребенок, и скорее всего, он будет от себя в полном восторге.
3. Запомни игрушку. Выбираем несколько мелких игрушек. Даем ребенку время запомнить, что за игрушки лежали перед ним на ковре, а потом одну убираем. Ребенок старается вспомнить, что за игрушка пропала. Предложите малышу побыть в этой игре и ведущим тоже.
4. Угадай наощупь. Опять же выбираем несколько игрушек, показываем малышу, а затем закрываем их тканью и предлагаем ему на ощупь угадать, что же он взял в руку. Обязательно попробуйте отгадать игрушку и сами. Если отгадал, то игрушку забираешь, выиграл тот, у кого в конце игры больше всего игрушек.
5. Ну, и конечно, всевозможные: пазлы, конструкторы, раскраски – все, что требует спокойного нахождения на одном месте и сосредоточения.

Пусть время перед сном станет особенным для всей вашей семьи, а сон вашего малыша будет спокойным.

Татьяна Юрьевна Сартакова
Игры перед сном

К детям, которые засыпают с трудом, нужен особый подход. Постарайтесь укладывать их в одно и то же время одним и тем же способом. Вот несколько успокаивающих игр перед сном, среди которых Вы со своим ребёнком можете выбрать наиболее подходящие для вас.

1. «Волшебный коврик».

Постелите в комнате на пол небольшой коврик, плед и назовите его «волшебным ковриком». Пусть ребёнок сядет на него и «отправится» в путешествие в страну чудес (по зимнему лесу, по летней полянке, в зоопарк, конечно, ребёнок при этом должен быть каким-нибудь сказочным персонажем. Начните путешествие со слов: «Сегодня наш ковёр - самолёт отправляется в …». Дальше пусть продолжает сам ребёнок. Продолжайте путешествовать, пока ребёнок не успокоится. После путешествия «волшебный коврик» приземляется прямо на кровать.

2. «Вечерний дневник».

Для этого подойдёт записная книжка, блокнот или просто листы бумаги. Поговорите с ребёнком о том, как прошёл день, какие события ему запомнились, что его расстроило, чем бы он хотел завтра заняться. Спросите, что бы ребёнок хотел записать в свой дневник и запишите, зарисуйте.

3. «Рассказ об игрушке».

Пусть перед сном малыш выберет игрушку и вместе свами составит о ней небольшую историю. Начните, например, со слов: «Жил был мышонок Петя…». Помогайте малышу вопросами в случае затруднения: есть ли у него друзья? Как их зовут? Где он живёт? Что любит кушать? Во что любит играть? Его любимое занятие? Что он не любит? На что он злится? Постарайтесь понять всё, о чём говорит ребёнок (ведь он откроет вам свои скрытые желания, обиды от лица игрушки).

4. «Супер - герой».

Придумывайте рассказы героем, которых будет ваш малыш. Пусть он будет в этих рассказах самым сильным, красивым, ловким, добрым, смелым. … И рассказывайте эти рассказы перед сном.

5.«Мой календарь».

Возьмите листы, проколите их дыроколом и скрепите металлическим кольцом, скрепкой, ленточкой. Проставьте на каждой странице число в уголке. И каждый вечер перед сном вместе с ребёнком рисуйте «картинку» дня (что больше всего понравилось, запомнилось). Пролистайте календарь и отметьте важные для вашей семьи события месяца, поговорите о них. В этом календаре также можно оставлять друг другу записки: «Мама, вспомни про обещанные блинчики» или «Никита, не забудь собрать игрушки».

Вечер – особое время­ суток, когда организ­м готовиться к долгож­данному отдыху. Однак­о зачастую в семьях с­ детьми вечер превращ­ается в самый шумный ­и активный период дня­. В народе говорят, ч­то к вечеру на детей ­нападает «попрыгунчик­», отчего они никак н­е могут успокоиться и­ скачут по всему дому­.

Вечер особое время суток, когда организ м готовиться к долгож данному отдыху. Однак о зачастую в семьях с детьми вечер превращ ается в самый шумный и активный период дня. В народе говорят, ч то к вечеру на детей нападает попрыгунчик, отчего они никак н е могут успокоиться и скачут по всему дому.

Подобное поведение св язано с тем, что за д ень в детях накаплива ется напряжение, снят ь которое они не в со стоянии. Дети ещё не умеют справляться с п ереизбытком впечатлен ий и событий, случивш ихся днём, а потому в ыплёскивают такое нап ряжение в виде повыше нной активности. Зада ча родителей научит ь детей избавляться о т скопившихся за день эмоций более подходя щими и полезными мето дами, и в этом им мог ут помочь спокойные и гры с ребёнком перед сном.

Очень мало детишек са мостоятельно ложатся спать. Поэтому детски й сон для родителей настоящая награда, к оторую обязательно ну жно заслужить, пройдя через множество испы таний слезы, крики и уговоры. Однако ест ь и спокойные игры, к оторые настpaивают ре бенка на сон. Игры пе ред сном можно провод ить в кровати. Там ма лыш paccлабится и в п оследующем легко засн ет. Существует множес тво спокойных игр.

Игра Три тишины. Правила такой игры пе ред сном очень и очен ь просты. Нужно созда ть абсолютную тишину, а после прислушаться, что происходит вокр уг и какие звуки окру жают малыша. К пример у, жужжит компьютер и ли стрекочут кузнечик и. Нужно рассказывать, кто какой звук услы шал.

Волшебный ковер. Можно выделить неболь шой коврик и рассказа ть ребенку, что ковер этот не простой, а в олшебный. А перед сно м, чтобы малыш успоко ился, можно садиться с ним вместе на этот необыкновенный коврик и начинать рассказ. Для этого малыш долже н сидеть с закрытыми глазками. Вы же в сво ю очередь начинаете с казку со слов Сегодн я наш волшебный ковер полетит, малыш же должен дополнить, куд а вы отправитесь. Дал ее повествование веду т по очереди, дополня я друг друга и фантаз ируя. Такая игра отли чно развивает творчес кое мышление ребенка.

Дневничок. Попроб уйте вести дневничок с ребенком и перед сн ом вдвоем записывать события, произошедшие за день.

Разговоры о животн ых. Предложите малыш у рассказать, как про шел у него день и про вести аналогию этого дня с неким животным. Пусть объяснит вам, почему этот день похо ж именно на этого жив отного.

Попробуйте пальцем рисовать что-то на сп инке у ребенка. Малыш же в свою очередь до лжен угадать.

Кто к нам пришел? Также можно придумыв ать животное, а после топать руками по с пинке ребенка так, чт обы он угадал, что эт о за зверек пришел.

Волшебный мешочек. Положите в мешочек небольшие игрушки, по просите ребенка опуст ить ручку в мешок, вз ять одну из игрушек и, не вытаскивая таков ую из мешочка, на ощу пь угадать, что у мал ыша в руке.

Можно на животик ре бенка положить его лю бимую игрушку. Малышу необходимо глубоко д ышать. Так, чтобы игр ушечка плыла на под нимающемся животике. Это упражнение похоже на упражнения йоги. Оно замедляет дыхание и успокаивает, что о тлично подойдет в кач естве игры перед сном.

Логические цепочки. Положите перед мал ышом разные геометрич еские фигурки. И начи найте их раскладывать, например: квадрат, круг, треугольник, к вадрат, круг попрос ите ребенка продолжит ь цепочку.

Вышивание. На пял ьцы натягивается марл я, малышу нужно дать яркий цветной шнурок. Пусть ребенок вышье т этим шнурочком на марле, протягивая его через дырочки в ткан и. Вместо марли можно использовать картон, предварительно сдела в много дырочек.

Все спокойные игры до ма для детей обычно д елятся по возрасту: д ля малышей до 2х лет, от 2 до 4-х лет, от 4 до 6 лет и для школ ьников. Конечно же, т акое деление условное, и если у вас нескол ько разновозрастных д етей вы вполне можете объединить их за одн ой игрой.

Лучше всего, если пер вое время детям будут помогать родители. О ни должны не только о рганизовать игру и об ъяснить правила, но и своим примером показ ать, насколько увлека тельными и интересным и могут стать спокойн ые игры на ночь.

Совместное рисование Волшебный мешок.

Ведущий рисует на бол ьшом листе бумаги меш ок и рассказывает, чт о он волшебный. Кажды й может нарисовать в нём всё, что ему нрав ится. Дети и взрослые рисуют в мешке по оч ереди. Как показывает опыт, такое совместн ое рисование очень сб лижает. Кроме того, в месте с успокаивающим эффектом такая игра помогает родителям уз нать о тайных мечтах и желаниях своего реб ёнка, а также о его в озможных скрытых трев огах.

Молчанка.

Все замолкают на 2-3 минут и прислушиваютс я к звукам вокруг: пе ние птиц, шум машин з а окном, тиканье часо в. Когда время истечё т, нужно рассказать о том, что услышал. Де ти начинают первыми. Такая игра развивает внимание, помогает за мечать детали в повсе дневности.

Коробка с сокровищам и

Соберите в коробку ра зличные мелкие предме ты (фасоль, разноцвет ные скрепки, лоскутки, покрашенные в разны е цвета семена тыквы, макароны в виде разл ичных фигурок, блестя щая фольга, мелкие иг рушки и т.д.). При по мощи ножниц, клея и н иток соберите из всег о этого богатства пол езные или забавные ве щицы: бусы, картинки, фигурки. Позвольте д етям проявить фантази ю и не ограничивайте их в деятельности! Ес ли же у вас малыши, к оторым пока рано держ ать в руках ножницы, то можно разложить со кровища из коробки по цветам или форме.Мож но придумать, на что похожи те или иные ло скутки ткани или попр обовать выбрать самый большой и самый мале нький предмет. Короб ка с сокровищами раз вивает фантазию, твор ческий взгляд на мир, помогает успокоиться перед сном.
. Загадки-отгадки.

Эта детская спокойная игра подходит для де тей, которые уже умею т разговаривать. Суще ствует несколько её р азновидностей. Вы мож ете просто загадывать друг другу загадки, придумывая их на ходу. Можно загадать како е-то слово, а все ост альные по очереди дол жны задавать вопросы, стараясь его отгадат ь. В зависимости от в озраста детей, вопрос ы могут иметь огранич ения, например, спраш ивать можно только на да и нет или тол ько о том, что есть в доме. Эта игра разви вает речь, логическое и ассоциативное мышл ребёнок Доктор Айболи т.

Выбирается доктор и н есколько больных. Док тор должен осмотреть всех заболевших и наз начить лечение: нап ример, положить на жи вот подушку и застави ть несколько раз глуб око вздохнуть, или пр едложить выпить чашку воды с закрытыми гла зами, или погладить б ольного по всему телу павлиньим пёрышком. Постарайтесь заранее собрать чемоданчик с лечебными средствами, чтобы предоставить доктору простор для работы. Эта игра разв ивает фантазию и помо гает настроиться на о тдых, особенно если в роли пациента выступ ает сам ребёнок.

Карточки и паззлы.

Совместное складывани е парных карточек, иг ры на развитие памяти, несложные паззлы та кже помогают успокоит ься перед сном.

Многие спокойные игры перед сном развивают внимание, творческое мышление и память ва шего ребенка. Поэтому не стоит пренебрегат ь такими спокойными, но интересными заняти ями.

Игры перед сном

Вечерние игры – особая тема. Для психического и физического здоровья ребенка они чрезвычайно важны. Ведь за день у малыша накопилось напряжение и разрушительная энергия. Вечер может быть спокойным и умиротворяющим, но порой он превращается в сущий кошмар как для родителей, так и для ребёнка. От чего это зависит? Нередко – от нас самих. Согласитесь, что никому не понравится оказаться на месте человека, от которого всячески стараются по быстрее избавиться, а дети особенно тонко чувствуют родительское настроение.

Когда малыш проводит целый день в большой, шумной компании. К концу дня нередко скапливается напряжение, со слезами, капризами. Важно помочь ребенку выговориться, унять возбуждение, плавно перевести энергию в мирное русло. Специальные вечерние игры позволят ребёнку расслабиться, успокоить нервную систему. Главное – соблюдать при этом несколько нехитрых правил.

Первое: за ребёнком всегда остаётся выбор – играть или нет. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет послушать перед сном любимую книжку. Второе: вечером недопустимы беготня, щекотка, борьба и т.д. Игры должны расслаблять, а не тонизировать.
Итак, во что же играть перед сном?

Что делали игрушки дома без тебя?

Посадите на диван разные игрушки: мишку, зайчика, куклу, лошадку, собачку, кошку и др. Взрослый говорит: «Игрушки обрадовались, что их хозяин пришёл домой, и приготовили сюрприз. Они не умеют говорить, но хотят тебе показать, что делали дома без тебя. Ты хочешь узнать? Игрушки будут показывать, а ты попробуй угадать».
«Что мы делали, не скажем, но с удовольствием покажем». Игрушки прыгают, кувыркаются, пляшут, спят, листают книгу и т.д. Малыш отгадывает.

А теперь ты покажи игрушкам, что делал в детском саду.

Ребёнок показывает (мыл руки и лицо, бегал, пел песни, ел, пил и т.д). Игрушки, отгадывая, могут ошибаться в ответах, и тогда их маленький хозяин рассказывает им, что он делал и что ему больше всего понравилось. Родитель также может участвовать в игре, показывая, чем он занимался на работе, а ребёнок с игрушками отгадывает. В беседе все делятся впечатлениями от прожитого дня, радуются удачам. Это хороший повод вместе пошутить и посмеяться, тем более, по статистике, трёхлетний ребёнок смеётся в среднем 400 раз в день, а взрослый – всего лишь 15 раз.

Игры с водой в ванне

Вода прекрасно помогает детям справиться с дневным стрессом. В ванне можно ловить мыльные пузыри, запускать флотилию корабликов из губок или деревянных палочек, на которых с удовольствием покатаются резиновые игрушки. Душ превратиться в волшебный дождик, а водопад малыш устроит, переливая воду из одного флакона в другой.

Пальчиковые игры

Когда ребёнок добрался до своей кровати, а вы уютно расположились рядом, самое время поиграть в пальчиками.

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять

Вышли пальчики гулять

(поочередно разгибаем все пальцы, начиная с мизинца )

Раз-два-три-четыре-пять

В домик спрятались опять

(сгибаем пальцы в том же порядке ).

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой ).

Киселек (русская игра)

Бабушка кисель варила

(правая рука «помешивает» кисель )

На горушечке

В черепушечке

Для Андрюшечки

(правая рука указывает на грудь ).

Летел, летел соколик

(пальцы рук скрещиваются и помахивают, как крылья )

Через бабушкин пирог.

Вот он крыльями забил

(руками несколько раз сильно ударить по бокам ),

Бабушкин кисель разлил

(руки вытянуть вперед и вниз, пальцы растопырить ).

Вот и нету киселька

(руки развести в стороны )

В черепушечке

(округлённые ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку )

У старушечки, на горушечке

(кончики пальцев правой и левой руки соединяются, локти расходятся под углом ).

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»

(«утираем» слёзы ).

Не плачь, бабка, не рыдай

(указательным пальцем «грозим» бабке )!

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

(правой рукой снова «размешиваем» кисель )

Во-о-от столько

(руки широко разводятся в стороны )!

Ребёнку важно увидеть, что маме и папе приятно быть вместе с ним, что они искренне радуются совместному общению. Когда игра закончится, можно сказать сыну или дочке, что вам было интересно играть с ними. Дайте своему малышу возможность лишний раз убедиться в том, что он любим и значим для вас.

Ожившие игрушки

Если ребёнок никак не унимается вечером, отказывается готовиться ко сну, чистить зубы, переодеваться, можно попробовать от имени его любимых игрушек вступить в диалог и установить контакт.

  • С помощью игрушки вы можете наглядно показать, какого поведения вы ждёте от своего малыша. Например, щенок Тобик говорит поросёнку Прошке: «Я не хочу огорчать маму, я сейчас быстрее всех умоюсь и почищу зубы. Прошка, хочешь отправиться вместе со мной, вдвоём веселее?». Как правило, ребёнок присоединяется к такому игровому диалогу.
  • Другая игрушка, наоборот, может изображать сопротивление. Допустим, Медвежонок начал капризничать: «Не хочу спать!». Взрослый обращается к нему: «Медвежонок, ты не хочешь ложиться спать? Тебе хотелось бы ещё чуть-чуть поиграть, посмотреть телевизор? Я понимаю тебя, но в это позднее время пора заканчивать свои дела и готовиться ко сну. Посмотри, машины отправились в гараж «спать», книжки в своём домике на полке засыпают… Сейчас Алёша покажет тебе, Медвежонок, как он здорово умеет готовиться ко сну». В глазах любимых игрушек ребёнку, скорее всего, не захочется ронять свой авторитет, и он возьмет на себя роль старшего и умелого товарища.
  • Пусть игрушка выразит ваше переживание «Зебра, спасибо, что ты понимаешь, как мне сейчас трудно найти нужные слова, чтобы меня услышали…Ты тоже не знаешь, как быть?»

Иногда волшебной может быть даже детская кроватка! Например, превратиться в ковёр-самолет или корабль…И тогда можно обратиться к ребёнку от лица Волшебника, Капитана Врунгеля и пр.

Возможности вечерних игр безграничны. С их помощью можно помириться после ссоры и показать ребёнку свою любовь, исправить тяжёлый день и помочь забыть дневные слёзы и проблемы. Пусть ваш вечер станет по-настоящему добрым!