Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Калькулятор

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!


С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев - время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.


В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 2 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 03.01.2019

Физическое развитие новорожденного ребенка происходит поэтапно, по нарастающей. Уже ко второму месяцу жизни малыш начинает приподнимать голову, реагировать на то, что происходит вокруг. Ознакомиться с этапами развития грудничка по месяцам и тем, как происходит увеличение веса и роста младенца в зависимости от возраста, вы узнаете в данном материале.

Влияние питания на физическое развитие детей

Основными показателями правильного питания детей является их физическое развитие, спокойное поведение, хорошее состояние здоровья.

Ребенок, получающий достаточное питание, имеет довольный вид после кормления, спокойно играет, легко и быстро засыпает, хорошо спит. Малыш ежемесячно хорошо прибавляет в весе и росте, показатели его нервно-психического развития соответствуют возрасту, зубы прорезываются своевременно. Организм ребенка достаточно хорошо сопротивляется различным заболеваниям. Показатели содержания гемоглобина в крови соответствуют норме. Отсутствуют признаки рахита, аллергии.

Во время грудничкового периода младенец очень быстро растет и интенсивно прибавляет в весе. Чтобы родители могли правильно оценить физическое развитие детей первого года жизни, воспользуйтесь таблицей «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста», в которой показано, на сколько увеличиваются его рост и вес за 1 месяц и за весь прожитый период.

Таблицу роста и веса ребенка по месяцам вы можете скачать в формате картинки, она находится ниже.

Пользуясь этой таблицей, необходимо к показателям веса и роста ребенка при рождении прибавлять показатели за прожитый ребенком период. Если в какой-то период показатели веса и роста ребенка отстают от нормы или, наоборот, превышают ее в пределах 10 %, это не должно вызывать беспокойства - в следующем месяце они могут нормализоваться. При больших отклонениях от норм развитие ребенка в течение первого года жизни обратитесь к врачу.

Важно наблюдать и за тем, как ребенок развивается в первый год жизни психически.

Этапы развития движений ребенка первого года жизни по месяцам

Один месяц

Ребенок начинает активно двигаться и реагировать на окружающий мир. Развитие движений ребенка первого года жизни позволяет ему лежа на животе, он начинает приподнимать голову.

Два месяца

Удерживает голову более длительное время, отвечает улыбкой на разговор с ним, следит за движущимся ярким предметом. Прислушивается к различным звукам (голосу взрослых, звучанию погремушки и др.) и сам начинает произносить отдельные звуки,

Три месяца

Может долго лежать на животе, подняв голову и опираясь на ладони; при общении с ним оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает гулящие звуки. Особенности развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – исчезновение напряжения мышц. Движения младенца становятся более свободными. Позднее малыш, лежа на спине, начинает поворачиваться сначала на бок, а потом и на живот.

Четыре месяца

Малыш уже громко смеется, гулит, поворачивает голову в сторону звука, узнаёт мать. Он уже играет с висящими над ним игрушками, рассматривает, ощупывает их.

Пять-шесть месяцев

Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко поднимает голову и грудь. Развитие грудничка по месяцам до года таково, что он самостоятельно переворачивается со спины на живот, пытается ползать сначала на животе, а позднее - приподнимаясь на коленки; при помощи взрослого может стоять. В это время ребенок уже способен сидеть с опорой. Но все-таки лучше не разрешайте ему долго сидеть - он может привыкнуть играть сидя и не будет стремиться ползать и вставать. А это задерживает развитие самостоятельных движений.

Семь-восемь месяцев

Начинает активно лепетать, часто умеет уже произносить отдельные слоги; активно интересуется окружающим, различает своих и чужих. Уверенно ползает на четвереньках, пытается вставать у барьера, позднее - передвигаться вдоль опоры. Он следит за действиями взрослых, знает названия некоторых предметов, по просьбе взрослого находит их глазами, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги.

В 8 месяцев ребенок может выполнять некоторые заученные действия («ладушки» и др.), держать в руке корочку хлеба, пить из чашки, придерживая ее руками.

Девять месяцев

Стоит при поддержке за одну руку, начинает свободно передвигаться, держась за опору, при поддержке за обе руки может ходить. В этом возрасте он уже быстро ползает, самостоятельно садится. У него совершенствуются движения рук, он хорошо захватывает мелкие предметы, манипулирует игрушками, перекладывает их из одной руки в другую. Он знает свое имя, играет «в прятки», натягивая на лицо пеленку или косынку.

Десять-одиннадцать месяцев

Может стоять без опоры, начинает учиться ходить самостоятельно, может пить из чашки, придерживая ее руками, сам ест из ложки густую пищу. Он с удовольствием выполняет различные поручения (принести куклу, покатать мяч и пр.), понимает значение слов «можно» и «нельзя».

Один год

К году жизни многие дети уже свободно ходят без опоры, хорошо знают 11-12 слов и уверенно их произносят, понимают настроение взрослых, пытаются активно с ними общаться.

Показатели физического развития детей-грудничков до года по месяцам

Показатели физического развития детей до года во многом обусловлены его весом и ростом.

Таблица: «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста»:

Одним из показателей хорошего развития детей первого года жизни по месяцам является своевременное прорезывание молочных зубов. Обычно первые зубы (два нижних резца) появляются в 7 месяцев (реже - в 5-6 месяцев). Затем прорезываются два верхних резца (обычно в 8 месяцев). К 9-12 месяцам у малыша появляются еще четыре резца - сначала верхние, затем нижние. Таким образом, к году жизни малыш имеет восемь зубов и может откусывать твердую пищу, хотя пережевывать ее еще не способен.

Важно отметить, что у детей, отстающих в физическом развитии, а также у больных рахитом, зубы появляются позднее, хотя и у здоровых детей зубы иногда прорезываются с опозданием.

Клуб Увлеченных Мам

Каждая мать беспокоится о своем малыше. Ежедневно нам приходится решать вопросы здоровья и физического развития наших малышей. Сегодня мы поговорим о том, как в каждую минуту без посторонней помощи можно понять, здоров ли малыш. И определимся по каким «маячкам» мы можем судить о нормальном развитии ребёнка, а что считать отклонением.

На просторах интернета вы найдёте множество сайтов, которые связывают параметры роста, веса, окружности головы и груди с физическим развитием ребенка до года. Мы обсудим этот стандартный подход и предложим вам метод, дополняющий сухие таблицы роста и веса, а также разберёмся какие навыки и в какое время появятся у вашего ребенка.

Если вас интересует, как вы можете развивать вашего малыша и нужно ли вообще специально как-то развивать ребенка то загляните .

Стандартный подход определения физического развития ребёнка в первые 12 месяцев

Итак, ваш малыш родился, его обязательно взвесят и измерят, зафиксируют рост, вес, пропорции тела, проверят рефлексы новорожденного и произведут необходимые процедуры. Уже при рождении вы узнаете от врача, являются ли нормальными вышеперечисленные параметры.

О том, с чего начать развитие вашего новорожденного крохи вы можете узнать .

Рост и вес

Ваш малыш родился с ростом от 46 см до 60 см, это границы нормы (здесь и далее приводим данные ВОЗ). Примерная норма роста в первые 12 месяцев:

  1. месяц + 3 см
  2. месяц + 3 см
  3. месяц + 2,5 см
  4. месяц + 2,5 см
  5. месяц + 2 см
  6. месяц + 2 см
  7. месяц + 2 см
  8. месяц + 2 см
  9. месяц + 1,5 см
  10. месяц + 1,5 см
  11. месяц + 1,5 см
  12. месяц + 1,5 см

Ваш малыш родился с весом от 2600 гр до 4500 гр, это границы нормы. Такой примерно вес малыш будет набирать каждый месяц до года:

  1. месяц + 600 гр
  2. месяц + 800 гр
  3. месяц + 800 гр
  4. месяц + 750 гр
  5. месяц + 700 гр
  6. месяц + 650 гр
  7. месяц + 600 гр
  8. месяц + 550 гр
  9. месяц + 500 гр
  10. месяц + 450 гр
  11. месяц + 400 гр
  12. месяц + 350 гр

При пользовании таблицами, имейте в виду, что существующие антропометрические таблицы различаются, одни используются российской педиатрией, другие утверждены ВОЗ, поэтому эти показатели весьма относительны.

Значения веса и роста вашего ребенка могут отличаться от любых таблиц, и это не повод расстраиваться и беспокоиться! Это повод воспользоваться «любящим подходом» для оценки физического развития вашего малыша, о нём речь пойдёт ниже.

Вместе показатели роста и веса, конечно, указывают на развитие ребёнка, поскольку здоровый малыш должен обязательно набирать массу тела и расти.

Если этого не происходит или происходит с заметным отставанием от нормы, это повод присмотреться к малышу и к вашему с ним образу жизни, чтобы выяснить причину нарушений и устранить ее.

Пропорции тела

Замеры головы и грудной клетки позволяют своевременно выявить некоторые нарушения, например, микроцефалию. Ваш малыш родился с окружностью головы от 33,5 см до 37,5 см, это границы нормы. За первый год окружность головы увеличится на 10-12 см, за месяц голова малыша вырастает не более чем на 1 – 1,5 см.

Ваш малыш родился с окружностью груди от 33 см до 35 см, это границы нормы. У новорожденного окружность грудной клетки должна быть меньше чем окружность головы примерно на 2 см. За первый год окружность груди увеличится на 15-20 см, за месяц грудная клетка малыша вырастает не более чем на 1,5 — 2 см.

Как же и по каким критериям можно определять , не заглядывая в таблицы и не обращаясь к специалистам и врачам?

«Любящий подход» к определению физического развития ребёнка до года

Этот подход мы назвали «любящий», потому что для того чтобы им воспользоваться, надо очень хорошо знать своего малыша. Знать каждую складочку и их отличия, знать оттенки плача, видеть индивидуальные особенности, а значит, любить своего малыша таким, какой он есть.

В чем секрет «любящего подхода»?

Недавно стали мамой малыша?

Однажды, один педиатр, вместо того чтобы ответить молодой маме на её вопрос о здоровье малыша, задала ей встречный вопрос:«А здоров ли твой малыш?». Тем самым педиатр дал понять, что внимательный к своему ребёнку родитель всегда знает, как себя чувствует любимое чадо, и понимает, что является отклонением для его ребёнка.

Чуткий родитель

Поверьте в себя! Вы сами можете понять, болен или здоров ваш малыш!

Это не значит, что можно обойтись без квалифицированной помощи врачей, это значит, что не нужно лишний раз беспокоиться за здоровье и физическое развитие ребёнка до года без веских на то причин.

Признаки здоровья

Если вы беспокоитесь, что вес вашего малыша или рост немного не соответствует возрасту по данным педиатров, то обратите свое внимание на следующие косвенные признаки здоровья:

  • хорошая двигательная активность малыша (в соответствии с его личными особенностями),
  • «нормальное» (привычное) поведение вашего ребёнка,
  • хороший аппетит,
  • обычное реагирование на ежедневные ритуалы,
  • отсутствие у родителей ощущения что «что-то не так».

Конечно, чтобы понимать, что укладывается в рамки «обычное и нормальное» для вашего ребёнка, вам следует вести наблюдение за своим малышом, а не сравнивать его с ребёнком подруги или своими старшими детьми, потому что каждый ребёнок индивидуален, хотя есть и определённые закономерности развития.

Если вы будете чуткой мамой, вы заранее поймете, тревожит ли что-то вашего ребенка. Пользуясь «любящим подходом», вы можете не терзаться каждый день вопросом о здоровье чада, зато, как только вы сформулируете, что именно вас беспокоит, вы можете обратиться к соответствующему специалисту.

Двигательные навыки

Больше всего родителей беспокоят вопросы, связанные с овладением ребенком двигательными навыками и другими возрастными умениями. Давайте же примерно посмотрим, что и в какие сроки научится делать ваш малыш.

Сроки в данном случае очень условны, разбег обретения умений у разных детей составляет от одного до трёх месяцев. Помните, всё индивидуально.

Что умеет ребёнок:

1-3 месяца

  • адаптация новорожденного оканчивается появлением «комплекса оживления»,
  • при кормлении фиксирует взгляд на мамином лице,
  • фиксирует взгляд на контрастных предметах,
  • удерживает голову в горизонтальном положении,
  • удерживает голову лёжа на животе, с увеличением времени удержания,
  • реагирует на резкие звуки, вздрагивает,
  • крепко хватает и удерживает палец,
  • машет одновременно всеми конечностями,
  • улыбается во время бодрствования и во сне,
  • ярко выражены рефлексы новорожденного.

4-6 месяцев

  • осознанно улыбается в ответ на обращение,
  • уверенно держит голову в любых положениях,
  • лёжа на животе опирается на локти,
  • пытается ползать по-пластунски,
  • пытается сесть и может сидеть, если придерживать,
  • гулит,
  • поворачивает голову на звуки,
  • тянет ручки к игрушкам,
  • удерживает предмет или два,
  • перекладывает предметы из руки в руку или пытается это сделать,
  • тянет всё в рот,
  • играет ручками,
  • хохочет.

7-9 месяцев

  • удерживает два предмета двумя руками,
  • не отдаёт игрушку, если забирают,
  • самостоятельно удерживает фрукты, печенье,
  • пьёт с помощью взрослого из чашки,
  • ест с ложки,
  • уверенно сидит и сам садится,
  • ползает на четвереньках,
  • пытается вставать, а позднее встаёт у опоры и ходит вдоль неё,
  • открывает двери и ящики,
  • ищет упавший предмет,
  • играет в ладушки,
  • тянется за предметом,
  • подползает и тянется на ручки,
  • играет в прятки.

10-12 месяцев

  • удерживает мелкие предметы,
  • использует «пинцетный захват»,
  • пытается подражать речи взрослых,
  • стучит предметами друг о друга,
  • «танцует» под музыку,
  • подпевает,
  • складывает предметы в коробку,
  • просит желаемое, указывая пальцем,
  • машет на прощание,
  • различает чужих и близких,
  • идёт за ручку, а позже самостоятельно.

Для того чтобы шло своевременно и гармонично, необходимо создавать ему условия, в которых он будет способен получить те или иные навыки и умения. Мы желаем вам с вашим малышом увлекательного и наполненного счастьем и любовью пути!

Если у вас остались вопросы, задайте их в комментариях.

Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!

Давая объективную оценку физического развития детей первого года жизни и его психологического состояния, а также для того чтобы отследить динамику физиологического и психоэмоционального развития малыша по месяцам, неонатологи и педиатры оперируют несколькими объективными показателями. Среди них антропометрические данные новорожденного, психомоторные факторы, память, речевой потенциал и скорость мышления.

Показатели развития ребенка первого года жизни: прибавка в весе и росте

Для оценки физического развития детей первого года жизни применяется антропометрия - метод исследования, основанный на измерении и оценке признаков развития ребенка.

Физическое развитие ребенка оценивается путем систематического определения веса, роста, окружности головы, груди, вычисления соотношения этих показателей между собой и сравнения их с возрастными нормами.

Масса тела определяется с помощью медицинских весов утром натощак (лучше без одежды). Для измерения веса ребенка первого года жизни применяются специальные весы.

Рост измеряется с помощью ростомера. Для детей до одного года используют горизонтальный ростомер. При измерении роста ребенка первого года жизни малыша укладывают так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу измерителя. Ножки ребенка выпрямляют, нажимая ему на колени, пододвигая в это время передвижную подставку.

Измерение массы тела. Ребенок рождается со средней массой 2800-4000 г.

Нормальная масса тела ребенка первых 6 месяцев жизни определяется по формуле:

Масса при рождении плюс 800, умноженные на число месяцев жизни:

М = Мр + (800 х n).

Во втором полугодии для детей первого года жизни формула прибавки в весе несколько видоизменяется:

М = Мр + (800 х 6) + 400 (n - 6), где М - масса тела; Мр - масса при рождении; n - число месяцев жизни.

Измерение роста. Рост новорожденного равен в среднем 50 см. В первые три месяца жизни он увеличивается на 2 см. С третьего до шестого месяца первого года жизни ребенка рост увеличивается по 2,5 см ежемесячно. С шестого до девятого месяца - по 1,5 см в месяц. С девяти до двенадцати месяцев - по 1 см. Рост ребенка в один год в норме составляет 75 см.

Нормы развития детей первого года жизни: окружность грудной клетки и головы

Говоря о нормах развития детей первого года жизни, обязательно учитывается окружность грудной клетки и головы.

Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возраста проводится в положении лежа.

Для измерения окружности грудной клетки у детей до года сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, спереди - на околососковые окружности. Измерение проводится дважды: во время вдоха и во время выдоха, учитывается экскурсия грудной клетки.

Норма окружности грудной клетки у детей при рождении составляет 33-34 см, к 6 месяцем она достигает 45 см.

Размеры грудной клетки у детей до 6 месяцев:

ОГ = 45- (2 х n).

После полугода окружность груди равна:

ОГ = 45+ (2×0,5 n), где ОГ - окружность груди; n - число прожитых месяцев.

Измерение окружности головы. Для измерения окружности головы у детей до года сантиметровая лента накладывается на выдающуюся часть затылка, а спереди проходит по надбровным дугам. При рождении окружность головы у ребенка в норме составляет 34-36 см. В 6 месяцев она достигает 43 см, в 8 месяцев - 44 см.

Для определения окружности головы у ребенка до 5 лет берется общее значение в 50 см и на каждый недостающий год вычитается 1 см.

Приведенные выше формулы дают средние показатели физического развития детей в первый год жизни, более точной является оценка по специальным таблицам. Основная задача в этом случае - определить по таблицам, в какой интервал попадают величины измерения. В зависимости от величины этих показателей делается заключение о гармоничности или дисгармоничности развития ребенка.

Характеристика психомоторного и эмоционального развития детей в течение первого года жизни

Динамика психомоторного развития детей первого года жизни дает представление о прогрессировании интеллектуального потенциала и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных качеств и обеспечивающих связь с внешней средой реакций ребенка.

Особенно бурно развивается малыш в первые два года жизни.

Первая неделя жизни.

В течение первой недели жизни ребенок постоянно находится в характерной позе (поза эмбриона): руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, пальцы рук сжаты в кулачки; ноги согнуты и чуть отведены в бедрах.

Первый месяц жизни.

Моторное развитие. На первом месяце жизни новорожденный еще сохраняет позу, характерную для внутриутробного периода, это связано с повышенным тонусом конечностей. Развитие моторики у детей первого года жизни в этот период носит рефлекторно-стереотипный характер, движения не взаимосвязаны между собой.

Психоэмоциональное развитие. Для этого возраста свойственно, что любое раздражение быстро приводит к торможению коры головного мозга и, следовательно, засыпанию. Сон в сутки занимает до 20-22 часов. Реакция младенца на окружающий мир определяется безусловными рефлексами: пищевыми, защитными, ориентировочными. Воздействие окружающей среды новорожденный воспринимает через тактильные, звуковые, вкусовые анализаторы. Психическое развитие на первом году жизни в этот период таково, что в ответ на сильное раздражение ребенок реагирует беспокойством, криком, плачем.

Одним из первых формируется пищевой рефлекс. Еще до прикладывания к груди ребенок производит сосательные движения.

Второй месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок в состоянии самостоятельно держать голову, в положении лежа совершает много движений, пытается перевернуться на живот, лежа на животе, высоко поднимается на руках. Младенец тянется к предметам и удерживает их, если вложить их ему в руку. К концу второго месяца кулачки разжимаются, в вертикальном положении (на руках у взрослых) малыш удерживается не менее 30 секунд (может, и не совсем уверенно, немножко покачиваясь, но удерживается). Развитие ребенка первого года жизни в этот период позволяет ему в положении на животе поднимать голову на 10-15 см от стола и удерживать ее 30-60 секунд. Постепенно снижается тонус мышц-сгибателей, и количество произвольных движений становится больше: ребенок может отводить ручки в стороны, поднимать их выше горизонтального уровня.

Психоэмоциональное развитие. Малыш чувствует себя комфортно на руках у матери, он дает о себе знать, когда чувствует дискомфорт, спокойно относится ко всем перемещениям, наблюдая за происходящим вокруг. Он с интересом рассматривает окружающие предметы, тянется к ним, рассматривает свои руки, сосет кулачки, ощупывает живот.

Психическое развитие детей первого года жизни на втором месяце прогрессирует: младенец делает попытки привлечь внимание взрослых, проявляет радость (улыбается), возмущение, заигрывает.

Первые 12 недель для малыша являются критическими: все новое! За это время ребенок обязан адаптироваться к внеутробным условиям жизни. Если это происходит нормально, то к концу критического периода малыш начинает реагировать на блестящий предмет (фиксирует взгляд и следит за предметом одними глазами, без поворота головы), вздрагивает и мигает при резком звуке, лежа на животе, может поворачивать голову к свету.

У ребенка в этом возрасте выделяются 5 промежутков сна, причем два из них длинные, остальные - короткие. Длинный ночной сон, но с перерывами для кормления, продолжается до 10 часов. Обратив пристальное внимание на развитие ребенка в первый год жизни уже в этот период можно определить, будет малыш «совой» или «жаворонком». Последние засыпают в 19-21 час, просыпаются в 6-8 часов, а совы укладываются в 23-1 час, просыпаются в 10-12 часов дня. У младенца возможны проявления повышенной чувствительности к изменению погоды, смене фаз Луны в виде повышенной активности, сонливости, беспричинного плача.

Развитие речи. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, пытается гулить, различает речевые интонации, пытается «разговаривать», повторяя за родителями отдельные звуки.

Третий месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок делает попытки встать с захватом опоры, стоит с поддержкой подмышки (стоит при поддержке за подмышки на выпрямленных ногах не менее 30 секунд), при этом «топчется» ножками. Сидит на руках, пытается перевернуться на спину из положения, лежа на животе, пытается самостоятельно переворачиваться на бок. Ребенок с нормальными показателями развития на первом году жизни уже в этот период лежа на животе, опираясь на предплечья, может приподнять туловище на 10-15 см от стола в течение 30-60 секунд.

Малыш уже в состоянии захватывать руками мелкие предметы. Контакт его с окружающей средой продолжает совершенствоваться: из любого положения ребенок может фиксировать взглядом неподвижный предмет, поворачивает голову на голос мамы, пристально рассматривает ее лицо и игрушку, вложенную ему в руку, тянет игрушку в рот.

Психоэмоциональное развитие. Малыш способен 10-15 минут заниматься самостоятельно. Будучи на руках, знакомится с обстановкой и окружающим миром, следит глазами за перемещающимися предметами. Он изучает свое тело, ощупывает отдельные его части, кусает кулачки.

Плач сопровождается слезами, при обращении к нему ребенок улыбается или смеется, понимает интонацию голосов окружающих, заигрывает с ними, строит гримасы. Он знает близких в лицо, настороженно относится к посторонним, при их виде может даже заплакать. Психологическое развитие ребенка первого года жизни уже в этом возрасте позволяет грудничку отдельными звуками дать знать обо всех своих потребностях: малыш начинает плакать, когда хочет есть, спать, когда у него что-то болит, начинает гулить, если ему требуется общение.

К этому времени упорядочивается количество кормлений, появляется длительный ночной перерыв между ними; во время кормлений ребенок охватывает руками грудь матери или рожок.

Ночной сон продолжается 9-10 часов. Дневной сон становится 3-4-разовым, 2 раза он спит по 1-2 часа, короткий сон не превышает 20-40 минут.

У малыша может наблюдаться реакция на изменение метеоусловий в виде беспокойного или продолжительного сна, капризности.

Четвертый месяц жизни.

Моторное развитие. Особенности физического развития ребенка первого года жизни на четвертом месяце проявляются особенно ярко. Малыш уже умеет переворачиваться из положения лежа на спине на живот и наоборот. Лежа на животе, он может перемещаться по кругу, учится подниматься на четвереньки, пытается садиться и даже вставать, держась за пальцы рук взрослого, но без поддержки у него это не получается, хотя малыш стремится занять вертикальное положение. При поддержке за обе руки сидит, активно удерживаясь, не менее 30 секунд (самостоятельно сидеть до 6 месяцев запрещается!). Он уверенно берет игрушки, перекладывает их из руки в руку.

Психоэмоциональное развитие. На четвертом месяце кроха уже может громко смеяться, поворачиваться по направлению звука, различать интонации голоса. И главное, что стоит сказать об эмоциональном развитии ребенка первого года жизни в этот период - малыш начинает узнавать маму. Много времени ребенок посвящает самостоятельным занятиям с предметами. Во время общения он пытается произносить звуки и слоги - «гулит» - появляется речь. Жестами он пытается выразить свою потребность в общении - протягивает руки матери, чтобы она взяла его, начинает присматриваться к действиям взрослых. Пытается сам установить режим кормления.

Изменяется режим дневного отдыха в связи с переходом на трехразовый сон.

Малыш капризничает при перемене погоды.

Развитие моторики у детей первого года жизни от 5 до 8 месяца

Далее описано, развивается ребенок первый год жизни с 5-го до 8-го месяца.

Пятый месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок сидит без поддержки (устойчиво не менее 30 секунд), учится ползать, часто становится на четвереньки, но в основном пытается ползти назад. Самостоятельно поворачивается с живота на спину и со спины на живот. Лежа на животе, опирается на выпрямленные руки и удерживается в таком положении не менее 30 секунд. Переносит вес тела с одной руки на другую. Лежа на спине, играет со своими стопами. Главная особенность развития ребенка первого года жизни на пятом месяце – первые попытки вставать, находясь на руках у матери или держась за бортики кроватки.

Психоэмоциональное развитие. Малыш очень интересуется игрушками, хватает те, до которых может дотянуться, самостоятельно активно играет с ними. Бросает предметы и следит за ними глазами. У него появляются любимые и нелюбимые игрушки. Он реагирует на интонацию речи, а также на названия любимых игрушек. При простых вопросах может отыскивать глазами маму или любимую игрушку. Положительные эмоции сопровождаются певучими звуками.

Ребенок с интересом изучает окружающие его лица. Примечательная характеристика развития детей первого года жизни на пятом месяце – появление осторожности и недоверия к незнакомым людям.

Шестой месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок начинает сидеть самостоятельно, умеет вставать на колени, может ползать, пытается самостоятельно держать в руках чашку, ложку. Переступает при поддержке под мышки не менее 5 шагов. Берет игрушку из любого положения, при этом пытаясь дотянуться до нее, если она находится вне пределов досягаемости.

Психоэмоциональное развитие. Малыш долго занимается игрушками, пытается бросать предметы и стремится следить за их падением, стучит предметами, прислушивается к звукам. Особенности развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – проявление настойчивости в достижении цели. Малыш пытается лепетать, например «да, да, да». В этот период ребенок начинает отзываться на свое имя, может отличить родителей от чужих людей. У него устанавливается режим сна и бодрствования, дневной сон укорачивается до 2 часов, иногда меньше (30 минут). Сохраняется реакция на погоду, в пасмурные дни дети спят дольше.

Седьмой месяц жизни. Этот период знаменуется вставанием на четвереньки: малыш устойчиво находится в таком положении хотя бы 10 секунд. Из положения на животе пытается самостоятельно сесть. При поддержке за руки встает и может стоять некоторое время. Активно «работает» руками: протягивает их к маме или папе, перекладывает игрушку из одной руки в другую, похлопывает игрушкой об игрушку, может держать в руке корочку хлеба и есть ее самостоятельно.

Восьмой месяц жизни. Развитие ребенка в течение первого года жизни на восьмом месяце набирает обороты. Малыш уже прочно сидит без поддержки и опоры, ползает (на животе или четвереньках) не менее 1 м. Старается привлекать к себе внимание родителей (близких людей), а незнакомых людей может пугаться. На вопрос «где?» находит игрушку или другой предмет, проявляет интерес к незнакомым вещам (игрушкам). Играет «в ладушки», машет рукой «до свидания».

Как должен развиваться ребенок по месяцам до года

В этом разделе статьи вы узнаете, как должен развиваться ребенок по месяцам начиная с 33-й недели и до достижения года.

Девятый месяц жизни.

К девяти месяцам все движения становятся координированными, малыш может подражать взрослым. Стоит при поддержке за одну руку на выпрямленных ногах не менее 30 секунд, самостоятельно садится (из положения лежа и стоя) и ложится (из положения сидя). Встает, держась за неподвижную опору двумя руками, переступает не менее 1 м. Берет мелкие предметы пальчиками, достает игрушки из ящика, может поймать движущийся предмет (мяч), следит за бросаемыми игрушками.

Десятый месяц жизни.

Ребенок передвигается на четвереньках по ступенькам лестницы. Держась за подвижную опору (ходунок), ходит не менее 2-3 м. Ест ложкой с помощью взрослых, говорит «мама», «папа», «баба» (отдельные слова), понимает запреты. Дает знакомый предмет по просьбе взрослых, пьет из чашки.

Одиннадцатый-двенадцатый месяцы жизни.

С одиннадцати месяцев до года: стоит без поддержки или опоры не менее 30 секунд, ходит с поддержкой за руку не менее 10 шагов. Прекрасно передвигается на четвереньках (приподнимая живот от пола). Пытается делать самостоятельные шаги (часто падает). Может брать предмет двумя пальчиками - большим и указательным или большим и средним. Чтобы поднять игрушку с пола, приседает. Играет в кубики, строит пирамидки, пьет из чашки, знает названия предметов и говорит отдельные слова.

За второе полугодие жизни у ребенка формируется условный рефлекс хватания, начинает быстро формироваться вторая сигнальная система. Он начинает выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Кроме того, малыш активно изучает предметы, знает их местонахождение, знакомится со свойствами вещей, хватает те из них, до которых может дотянуться.

Постепенно кроха осваивает окружающее его пространство. Он разбрасывает вещи и пытается сложить их на место, исследует свойства воды, пытается схватить струйку воды. Из занятий ему нравится играть с посудой, греметь игрушками.

Ребенок различает части тела, может их показать. Постепенно лепет становится четче, малыш начинает выговаривать сначала односложные слова, к 1 году может произнести несколько простых слов. Ему нравится слушать незатейливые сказки.

Режим сна меняется: ребенок спит днем 1-2 раза.

Теперь вы имеете достаточно полное представление о развитии ребенка первого года жизни по месяцам касательно моторики и психоэмоциональных факторов, далее вы узнаете о развитии речи и интеллекта у малышей.

Интеллектуальное и речевое развитие новорожденного ребенка в первый год жизни

Как развивается ребенок по месяцам после рождения в плане речи и интеллектуальных способностей?

Первый месяц жизни.

Речь. К концу первого месяца редкие гортанные звуки могут превратиться в нечто похожее на «агу» (ребенок «гулит»). Ребенок реагирует на чужие голоса.

Память. Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени.

Второй месяц жизни.

Понимание. У ребенка формируются простые ассоциации: если начать кричать, то тебя возьмут на руки. Усиливается реакция на внешние раздражители.

Речь. Малыш общается в основном при помощи плача. С развитием речи у детей первого года жизни на втором месяце звуки все больше походят на гласные, например «у-у» и «а-а».

Третий месяц жизни.

Понимание. Малыш может реагировать на увиденное в зеркале отражение улыбкой. Он отрывается от материнской груди, чтобы прислушаться к голосам родителей.

Речь. Похныкивает, поскуливает, повизгивает, смеется. Речевое развитие детей первого года жизни на третьем месяце ещё не совершенно, они могут издавать лишь булькающие гортанные звуки. Начинает издавать звуки, когда слышит речь.

Четвертый месяц жизни.

Понимание. Ребенок может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей.

Речь. Малыш лопочет что-то себе под нос или обращаясь к другим. Может повысить голос, словно задавая вопрос.

Память. Различает, кто есть кто в его жизни. Может узнать мать в группе людей.

Особенности развития речи и психики детей первого года жизни

Как развивается новорожденный по месяцам начиная с пятого по восьмой?

Пятый месяц жизни.

Понимание. Ребенок может уронить предмет для того, чтобы посмотреть, как кто-то из родителей его поднимет. Следит, откуда и куда падает предмет.

Речь. Внимательно следит за губами говорящего и пытается имитировать модуляции голоса. Может начать произносить согласные звуки, например «м» или «б».

Память. Малыш может ожидать появления нового предмета, увидев лишь его часть.

Шестой месяц жизни.

Понимание. Ребенок начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти игрушку, она загремит.

Речь. Учится издавать новые звуки, меняя форму губ.

Седьмой месяц жизни.

Понимание. Малыш может начать сортировать игрушки типа кубиков по размеру.

Речь. Ребенок в состоянии издать несколько звуков на одном выдохе. Он различает интонации и модуляции голоса.

Память. Память развивается при игре в прятки и наблюдении за действиями других людей.

Восьмой месяц жизни.

Речь. Ребенок начинает имитировать все большее количество звуков. Реагирует на знакомые звуки поворотом головы и туловища.

Память. Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит выражение «такой большой».

Как развивается новорожденный ребенок после рождения с 9-го месяца до года

И в заключение вы узнаете, как развивается ребенок по месяцам, начиная с девятого по двенадцатый.

Девятый месяц жизни.

Речь. Может реагировать на свое имя и отдельные слова, например на слово «нет». Любит изображать покашливание.

Память. Замечает, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения.

Десятый месяц жизни.

Понимание. Ребенок в состоянии определять высоту и края предметов.

Речь. Малыш сопровождает слова жестами: говоря: «Пока», машет ручкой или качает головой, отвечая: «Нет».

Одиннадцатый месяц жизни.

Речь. Имитирует звуки и действия, знает значения слов, прислушиваясь к их употреблению в различных ситуациях.

Двенадцатый месяц жизни.

Речь. Малыш может произносить короткие предложения, понятные только ему. Лучше контролирует интонацию и произношение. Может выговорить от 2 до 8 слов типа «ав-ав» или «дай».

Степень развития психики ребенка первого года жизни и его психомоторики можно определить путем тщательного наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка, его игровой деятельностью.

Для выявления нарушения познавательной функции учитывается, что в определенные периоды малыш должен:

  • к 2-месячному возрасту - улыбаться;
  • к 3-месячному возрасту - по-разному реагировать на присутствие близких и посторонних людей;
  • к 6-месячному возрасту - следить за движущимися предметами;
  • к 8-месячному возрасту - различать близких и чужих людей по лицу;
  • к 9-месячному возрасту - уметь играть в прятки;
  • в 1 год - уметь найти спрятанный предмет.

Имея четкое представление о том, как развивается ребенок до года по месяцам, в ситуации получения отрицательных результатов вышеприведенного тестового контроля родители должны обратиться за консультацией к невропатологу или психоневрологу.

Статья прочитана 7 847 раз(a).

Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.

Нормы физического развития

Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.

К антропометрическим показателям ребенка до года относят:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности, гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).

Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.

Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка

При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Определяемы признак Способ расчета
Длина тела Длина тела ребенка в 6 месяцев равна 66 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 1,5 см
Масса тела Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8000 г
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 800 г
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 400 г
Окружность груди Окружность груди ребенка в 6 месяцев равна 45 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2 см
Окружность головы Окружность головы ребенка в 6 месяцев равна 43 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 1,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 0,5 см

Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.

Пример расчета

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.

Рост.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
  2. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г), 8000 – 4000 =4000 г.
  2. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
  4. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
  2. Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности груди.

Окружность головы ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
  2. Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности головы.

Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.

Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек

Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании групп детей, одинаковых по полу и возрасту.

Метод сигмальных отклонений

Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат средние антропометрические величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).

Таблица сигмальных отклонений по месяцам для мальчиков и девочек до года
Возраст Мальчики Девочки
Длина тела Масса тела Длина тела Масса тела
M δ M δ M δ M δ
Новорожденный 51,44 1,95 3,54 0,41 50,32 1,76 3,22 0,31
1 мес 54,21 2,31 4,22 0,54 53.89 2.25 3.98 0.48
2 мес 57.92 2.32 5.13 0.68 57.03 2.34 4.39 0.51
3 мес 60.01 2.45 5.98 0.75 59.94 2.53 5.58 0.52
4 мес 62.70 2.54 6.65 0.78 62.45 2.56 6.43 0.51
5 мес 64.57 2.56 7.45 0.76 64.65 2.67 7.09 0.54
6 мес 67.26 2.54 8.24 0.78 66.83 2.65 7.65 0.62
7 мес 68.82 2.26 8.74 0.84 68.98 2.56 8.19 0.64
8 мес 71.02 2.34 9.22 0.87 70.56 2.45 8.71 0.58
9 мес 72.89 2.54 9.64 0.85 71.84 2.43 9.16 0.63
10 мес 74.15 2.75 9.92 0.87 73.09 2.54 9.58 0.61
11 мес 75.26 2.97 10.32 0.89 74.16 2.77 9.95 0.63
12 мес 76.45 3.04 10.84 0.97 75.26 2.83 10.27 0.67

Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:

  • Низкий – от М-2δ и ниже
  • Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
  • Средний – от М-1δ до М+1δ
  • Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
  • Высокий – от М+2δ и выше.

Пример

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг

Рост.

  1. Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
  2. Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
  3. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
  2. Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
  3. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Центильный метод

Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы) среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.

Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)

Окружность груди и окружность головы девочек до года Рост и вес девочек до года Окружность груди и окружность головы мальчиков до года Рост и масса тела мальчиков до года

Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг. Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.

  • коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
  • коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
  • коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
  • коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
  • коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
  • коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
  • коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».

Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.

Индексы физического развития

Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии питания.

Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).

(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела

Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

Видео ребенок от рождения до года

Индекс Эрисмана.

Обхват груди (см)-1/2 роста (см)

Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль» Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года

Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.



Вконтакте