Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о «сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новой исторической общности - «советском народе» - очередными мифами «развитого социализма».

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению «социалистической законности» и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось «умиротворить» лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа) .

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной «пакта Риббентропа-Молотова» состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала «тихой» массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.

Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного «малодержавия», их национальное движение носило как бы оборонительный характер. Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев.

На рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.

Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16). На основании положительных результатов всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием «Заявления 9 + I», в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.

Распад СССР вступил в решающую стадию в августе 1991 года. О выходе из него заявили республики Балтии. Первого декабря на Украине прошел референдум, на котором население республики высказалось за свою независимость. 8 декабря руководители России, Украины, Белоруссии Б.Ельцин, Л.Кравчук, С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 года и объявили о создании СНГ. 21 декабря в Алма-Ате ск СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Тем самым был подтвержден факт распада Советского Союза как единого государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.

Реформы, которые вследствие привели к демократизации общественной жизни не могли не затронуть межнациональные отношения. Первыми, кто начал открыто отстаивать свои национальные свободы стали якуты. В начале 1986 года в Якутске были проведены ряд протестов, на которых демонстранты требовали отмены массового закрытия якутских школ.

На сторону простого населения постепенно переходила и правящая верхушка органов местного самоуправления и государственной власти. Так, к примеру, М. Горбачев был вынужден поменять председателя ЦК Компартии Казахстана, который активно поддерживал и поощрял народные протесты.

После того, как должность занял Г. В. Кунаев, по стране прокатилась волна протестов, которая впервые начинала носить революционный характер. Воссоздать свою автономию хотели крымские татары, немцы Поволжья, однако территорией наиболее острого конфликта на национальной основе стало Закавказье.

Формирование национальных движений

Воспользовавшись началом конфликтов в Закавказье, в странах Прибалтики активно создавались народные фронты, целью деятельности которых был выход Литвы, Латвии и Эстонии из СССР.

На первоначальных этапах своей деятельности, радикальные националистические организации Прибалтики смогли добиться от Верховных советов республик провозглашения национальных языков единственными государственными. Уже в середине 1989 года русский язык был лишен статуса государственного в этих странах.

По примеру Прибалтики, требования ввести национальные языки в государственные заведения были выдвинуты Молдовой, Белоруссией и Украиной. Населения Татарии, Башкирии и Якутии требовали немедленного признания их республик полноправными членами Союза.

«Парад суверенитетов»

В первой половине 1990 года, национальные движения и попытки правительства самостоятельно без участия Центра решить экономические и социальные вопросы, привели к принятию суверенитета во многих союзных республиках.

Суверенными государствами стали Российская Федерация, Украина, страны Прибалтики, Грузия, Молдова, Узбекистан и Беларусь. Реакция верхушки ЦК КПСС была резкой ко многим государствам были применены экономические санкции.

С большим опозданием Горбачев принялся разрабатывать новый союзный договор, который все же не смог сохранить Советское государство.

Попытка правительства при помощи ГКЧП спасти разрушающееся государство привели к прямо противоположному результату. В период августа- октября 1991 года декларации о государственной независимости были приняты в Прибалтике, Украине, Молдове, Беларуси, Узбекистане и Киргизии, Армении и Туркмении.

Существования Советского государства стало возможным только в статусе конфедерации. В сентябре 1991 года Госсовет СССР признал независимость Союзных республик, что стало началом конца существования Советского союза.

Уже 8 декабря на официальной встрече президентов России, Украины и Беларуси была объявлена ликвидация СССР как субъекта международного права и прекращении его геополитического существования.

Окончательный развал СССР стал очевидным 27 декабря 1991 года, когда последний советский Генсек, М. Горбачев, подал в отставку. Так скоропалительно закончилась история некогда одной из самых могущественных мировых держав. Мечты отцов коммунизма были похоронены под развалинами государства Советов.

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о "сплоченной семье братских народов" и созданной в СССР новой исторической общности - "советском народе" - очередными мифами "развитого социализма".

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению "социалистической законности" и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось "умиротворить" лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа).

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной "пакта Риббентропа- Молотова" состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала "тихой" массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к-КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. , В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.
Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного "малодержавия", их национальное движение носило как бы оборонительный характер.

Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев.

На рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.

Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16), На основании положительных результатов всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием "Заявления 9 + I", в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.

Национальный вопрос и национальные отношения

Национальные отношения всегда связаны с решением определённых этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов, в том числе проблем территории, языка, традиций, духовной жизни в целом.

Объективной основой возникновения и развития национально-этнических отношений является сосуществование отдельных этносов на единой территории (соседних территориях). Как правило, эти отношения не существуют в чистом виде, они вплетены в сложившиеся экономические, социальные, политические отношения, однако их субъектами являются этносоциальные общности.

Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей этносов в работе, определённом уровне потребления, собственности. Социальные отношения этносов реализуются в быту, семейной структуре (склонности к межэтническим бракам, или, наоборот, к их избеганию), в структуре производственных коллективов и т.д. Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются, прежде всего, участия этносов в осуществлении политической власти, в национально-государственном устройстве, в практике осуществления гражданских прав. Межнациональные отношения в области культуры характеризуют взаимодействие этносов в духовной жизни и направлены, с одной стороны, на сохранение национальной самобытности, с другой - на взаимное обогащение и интернационализацию.

Взаимодействие национальных общностей характеризуется следующими социальными процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация (адаптация), аккультурация.

Под миграцией понимается передвижение этносоциальных групп в пределах этнической территории или переселение на территорию других титульных этносов. (Титульный этнос даёт название территории государства, национально-государственному образованию).

Довольно часто в западной социологии, этнографии термин «миграция» относят к культуре, в таком случае миграционные процессы рассматриваются как вторжение населения или культур в чуждую этническую или культурную область.

Интеграция характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-экономической и политической общности (например, формирование в России у разных этносов одинаковых традиций, обрядов). Во времена существования СССР и социалистического лагеря под интеграцией понимали и хозяйственные связи, развивающиеся по единому плану.

Консолидация - это процесс слияния относительно самостоятельных этносов и этнических групп, обычно родственных по языку и культуре в единую этносоциальную общность. Например, Алтай-кижи, теленгиты, телеуты, челканцы, кумандинцы в двадцатом столетии сформировались в алтайскую народность.

Ассимиляция - процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносоциальных общностей, значительно различающихся по происхождению, культуре, языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса. Как правило, при этом они утрачивают прежнюю национальность (этническую принадлежность), растворяются в социокультурной среде другого этноса. Ассимиляция бывает естественная, добровольная и принудительная. Последняя сопровождается угнетением одного народа другим, социально-экономическим неравенством, нарушением гражданских прав.

Аккомодация, или адаптация - это приспособление людей к жизни в новой этнической среде или приспособление этой среды к ним для взаимного существования и взаимодействия в экономической и социальной сферах. Эти термины были заимствованы социологами-позитивистами из биологических наук.

Аккультурация - это процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Зачастую в западной этносоциологии аккультурация предстаёт как синоним европеизации, американизации, т.е. означает процесс распространения у народов Азии, Африки, Восточной Европы, России чужих элементов культуры, форм хозяйствования, социальных институтов.

Идеология и практика регулирования национальных отношений в СССР, несмотря на их официальную интернационалистскую оболочку, формировали этническое самосознание граждан как путём официальной регистрации этнического происхождения по одному из родителей, так и путём огосударствления этничности в системе национально-государственного устройства.

Российская империя, в отличие от западных государств, насильно вытеснявших и уничтожавших коренные этносы (аборигенов) на завоёванной территории, создавала условия для сохранения этносов и обеспечивала им военно-политическую защиту. Большинство народов вошло в состав Росси добровольно. Тем не менее, уровень социально-экономического и культурного развития большинства этносов различался значительно, что приводило к периодическим обострениям национального вопроса.

Под национальным вопросом чаще всего понимают вопрос об угнетении одной нации другой, об их неравноправии и социально-экономическом неравенстве, освобождении и самоопределении этноса.

В учебных пособиях и словарях можно встретить и другое определение, где акцент делается на системе взаимосвязанных проблем развития народов. Правильнее, на наш взгляд, первое определение, поскольку о самом национальном вопросе вспоминают, когда общество сталкивается с определёнными противоречиями, дисфункциями, несправедливостями.

Проблемы национального равноправия и справедливости являются исключительно сложными и не всегда поддаются успешному разрешению даже в развитых демократических странах. Десятилетиями сохраняется курдский национальный вопрос в Турции, французский - в Канаде (Квебек), ирландский - в Великобритании (Ольстер). Этническую напряжённость отмечают социологи во взаимоотношениях между испанцами и басками, валлонами и фламандцами в Бельгии и т.д.

Ещё задолго до Октября 1917 года большевики предложили для решения национального вопроса принцип полного равноправия наций. После прихода к власти большевиков Сталиным была произведена подмена принципа самоопределения понятием отделения, выхода из состава государства (сецессии).

Самоопределились, в смысле отделения, ещё при Временном правительстве польская, финская, литовская, латышская и эстонская нации. Самоопределение же советских республик через отделение, в условиях военной и хозяйственной разрухи, было равносильно самоубийству. К моменту революции Россия, в основе своей, оставалась традиционным обществом с глубокими общинными традициями, патриархальным азиатским способом производства, тяготевшим к административным методам управления экономикой. Эти причины существенно повлияли на форму самоопределения. Сталин - нарком по делам национальностей, затем глава государства - фактически заложил традицию отношения к самоопределению исключительно как отделению, которое, в свою очередь, оказывалось иллюзорным, так как право рабочего класса на укрепление своей диктатуры считалось выше права на самоопределение.



В итоге один вид господства - от имени великорусской нации сменился другим - от имени великорусского пролетариата. Русская нация сохранила в административно-политическом аспекте доминирующее положение в СССР. При этом в социально-экономическом смысле русский этнос десятилетиями жил отнюдь не лучше политически зависимых братьев по социализму.

На словах провозглашалась недопустимость принудительного ассимиляторства. Если ассимиляция осуществляется без принуждения, то ничего предосудительного в ней нет. В странах Западной Европы и Америки активно ассимилируются иммигранты. На практике же проводилась линия на принудительную ассимиляцию малых народностей, ликвидацию организаций, занимавшихся национальными делами. В середине 30-х годов были ликвидированы 250 национальных районов, в том числе немецкий национальный район на Алтае, 5300 национальных сельских Советов. В докладе Сталина о проекте конституции утверждалось, что в стране существует 60 этносоциальных общностей, хотя ещё во время переписи 1926 года были учтены 194 этноса. В 40-х годах ликвидированы автономии немцев Поволжья, калмыков, крымских татар, балкарцев, ингушей, чеченцев-акинцев и других народов, а сами они депортированы - принудительно выселены с этнических территорий с лишением гражданских прав.

В языковой политике отчётливо прослеживались элементы «русификации». Сегодня из 120 языков, распространённых на территории России, только для четырёх (русского, татарского, башкирского и якутского) доступно полное среднее образование.

Поскольку этническая структура общества была построена по принципу ветвящегося дерева (автономные округа входили в области, автономные области - в края и т.д.), малые этносы оказывались в подчинении у более крупных. Поэтому, например, в Таджикистане игнорировали проблемы народностей Памира, а в Азербайджане - Нагорного Карабаха. Некоторые этносы стали объектами настоящего этноцида, то есть уничтожения по признаку принадлежности к этнически общностям или создания условий для их суженного воспроизводства. Это касается, прежде всего, народностей Севера и Сибири, которые сохранялись в течение 5-6 тысячелетий и были подорваны за 30-40 лет. Их численность сокращается, а средняя продолжительность жизни намного ниже общероссийской.

Эти печальные факты и тенденции не должны заслонять выдающихся достижений СССР в области экономики и культуры большинства наций. Многие из них обрели свою письменность и достигли уровня образования, сравнимого с развитыми странами мира, создали национальный кинематограф и литературу. С 1922 по 1985 г.г. объём промышленной продукции Казахстана вырос в 950 раз, Таджикистана - 905 раз, Киргизстана - в 720 раз. Национальные окраины развивались гораздо более высокими темпами, чем Россия. Убедительным испытанием дружбы наций стали страшные испытания Великой Отечественной войны и общенародная победа над фашизмом.

Мы уделили большое внимание допущенным ранее ошибкам и просчётам в национальной политике, потому что именно они создали предпосылки для резкого обострения национальных отношений в конце 80-х начале 90-х годов. Политика гласности всколыхнула все старые обиды, а кризисные явления в экономике большинства регионов подготовили почву сначала для распространения национализма, а затем и общественно-политических движений за отделение от СССР.

Этнонационализм - это провозглашение приоритета этнических ценностей над личностными и групповыми, пропаганда исключительности и превосходства одной нации над другими.

Подъём национального самосознания сопровождался ростом напряжённости и конфликтности в межнациональных отношениях, появлением сильных центробежных тенденций. Авантюризм политиков довершил развал Советского Союза.

Перед социологами, этнологами, юристами встали новые серьёзные вопросы, потребовавшие специальных исследований. С особой остротой встала проблема форм реализации суверенитета национально-государственных образований - субъектов Российской Федерации. Резко возросла миграционная активность русских и русскоязычных национальных групп в бывших республиках СССР. Ухудшилось социальное самочувствие. Если в период застоя реальной была ассимиляция русскими остальных национальностей, то сегодня можно говорить о другой крайности - принудительной ассимиляции русских, а в некоторых республиках - Чечне, Латвии, Эстонии - о вопиющих нарушениях гражданских прав, этнических чистках.

На геополитическом пространстве бывшего СССР резко возросло количество этнических конфликтов, то есть таких, в которых противостояние происходит по линии этнической общности. Усилились диспропорции между этнической и социальной структурами в республиках. Ещё в 70-е годы при сохранении моноэтничности сельского населения престижные профессии стали превращаться в привилегию титульной национальности, а доля последней в составе рабочего класса сокращаться. Под влиянием эмиграции русскоязычного населения в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане почти исчез национальный рабочий класс. Казахи составляли не более 1% среди рабочих в промышленности в середине 80-х годов, а сегодня их доля снизилась до 0,5%.

Статья. «Межнациональные отношения в современной России: размышление по поводу»

Выполнила: студентка II курса ГБПОУ «Балахнинский технический техникум»

Борисова Надежда

Руководитель: преподаватель истории и обществознания ГБПОУ «БТТ»

Одинцова Галина Николаевна

Что такое национальный вопрос?..

Перефразируя классика - это «самый больной, самый жгучий вопрос современности». И это, действительность, данность современного многонационального мира (ведь большинство современных государств многонациональны по своему составу). И в основе, если не всех, то большинства трагических событий сегодняшнего мира лежат отношения между нациями и, как правило, разными национальными конфессиями. Ведь национальная и религиозная основа зачастую пересекаются. И поэтому по-прежнему кровоточит Ближний Восток, некоторые регионы Африки, такой страшной в своей непонятности и непредсказуемости предстает перед нами современная Украина, а огромные миграционные потоки беженцев в Европу…

Для России национальный вопрос тоже всегда был актуален. Россия изначально и всегда была многонациональна, всегда: Киевская Русь, Россия, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

И кому как не нам понимать, насколько хрупок вопрос, имеющий национальную окраску!

В конце XX века мы потеряли страну, которая при всем своем величии и, казалось бы, могуществе, не смогла сохранить единство и прекратила свое существование. И это безусловная трагедия - наша память о былой дружбе, единении и, одновременно, напоминание о том, как важно ценить национальные интересы, национальные традиции, национальное начало…

Я считаю, что потеря СССР-это величайшая трагедия всех времен, всех стран и народов.

А что современная Россия, все ли в ней благополучно сейчас?

Россия по-прежнему многонациональна. Слава Богу, это так! Мы смогли сохранить единство России несмотря на все трудности, которые нам пришлось пройти.

Но все ли благополучно в отношениях между нами, представителями разных наций и народностей, малых и больших. Всегда ли мы понимаем друг друга, всегда ли готовы пойти навстречу друг другу?

Когда я задумываюсь над этим вопросом, то вижу перед собой тельце маленькой таджикской девочки, убитой скинхедами в Москве; молодого фаната «Спартака», погибшего от рук «кавказцев» из-за «различия культур»;

дикую резню, устроенную в синагоге; массовые драки на национальной почве в Москве, Нальчике, Кондопоге, Арзамасе… Я вижу перед собой разгулявшихся и зарвавшихся, зачастую, в своей безнаказанности некоторых носителей «кавказской национальности», готовых запросто устраивать разборки по малейшему поводу, хвататься за оружие, устраивать «свадебные стрелялки»… Одновременно я слышу призывы «Россия для русских», «Россия – это не Кавказ»…

Все это, безусловно, является ярким доказательством серьезных проблем в межэтнических отношениях в России и об отсутствии необходимой толерантности и понимания. Разбираться в причинах дело неблагодарное и, вероятно, отнюдь не ведущее к единению. Значит важнее ответить не на вопрос «Кто виноват?», а «Что делать?».

Что делать, чтобы прекратить все эти «преступления ненависти», чтобы выкорчевать чертополох вражды.

Наверно, решение этих задач, прежде всего, зависит от продуманности, разумности государственной национальной политики, от активности и действенности российского гражданского общества, терпимости в отношении «других» каждого из нас.

И, когда второй год 9 мая я вижу, как единым потоком по улицам наших больших и малых городов идет «Бессмертный полк», где мы все вместе, я верю, что все возможно!!!