Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей»

Денькович Ирина Михайловна

воспитатель

Конспект учебного (открытого) занятия «Дорогою добра»

Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для нас всех являются волшебниками. Дети – это наши цветы, но эти цветы часто не замечают, как они обидели друг друга, создали какую – либо конфликтную ситуацию и не могут ее решить. Наш конспект учебного (открытого) занятия направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи. Научить детей оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Цель: Способствовать формированию понятия «доброта», вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:
- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знания правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
- Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
- Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.

Предварительная работа: аудиозаписи песен «Дорогою добра» музыка Шаинского, песня «Давайте друзья всегда друг другу желать добра», песня «Барбарики - доброта», аудиозапись «Шум леса», «Пение птиц», шкатулка с надписью «Добрые дела», пыльца из нарезанных золотистых ниток и золотистой бумаги, нарисованное дерево на 2-х ватманах с зелеными листочками; нарисованное солнышко с 10 лучиками, подписанные вежливыми словами, нарисованный домик с дверью, поделка ледяной домик

Ход занятия

(В зал входит фея добра в руках шкатулка)

Фея – Здравствуйте девочки и мальчики я Фея Добра. Давайте же улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками. Я пришла вас попросить о помощи. У нас в лесу росло прекрасное дерево, оно дарило всем радость, звери каждый день водили хороводы вокруг этого дерева, птицы выводили птенцов. Это дерево никогда не увядало, оно было зеленым круглый год. Пришел волшебник «Злость» позавидовал дереву и засушил его. Сказал, что дерево только тогда приобретет свою силу и красоту, когда люди научатся всегда совершать добрые поступки, будут всегда вежливыми, ласковыми, щедрыми, внимательными к другим. Волшебник «Злость» уверен в том, что нет таких людей на всем белом свете. Ребята давайте поможем дереву обрести силу и красоту, мы с вами отправимся в лес дорогою добра. Я захватила с собой волшебную шкатулку добрых дел. Каждое совершенное нами доброе дело будет хранится в этой шкатулке. Каждое доброе дело будет превращаться в золотую пыльцу, которой мы посыпем наше дерево. Итак, в добрый путь! (дети поднимаются со стульчиков, звучит песня «Дорогою добра» муз. Шаинского).

Первое препятствие: (В зале отключается свет)

Фея – Ой, что случилось? Вдруг стало темно, наверное солнышко попало в беду.(включается свет, ребята замечают конверт, фея берет и читает задание). Ф.- Это конверт с заданием от волшебника «Злость», он считает, что мы не сможем справиться. Итак, читаю: найдите 10 лучиков добра от солнышка и соберите их, и все это нужно сделать закрытыми глазами. (девочке и мальчику завязывают глаза, раскидывают вокруг их лучики и они их собирают). Ребята посмотрите, а вот и наше солнышко добра, какое оно прекрасное. На лучиках написаны слова, которыми мы должны употреблять в своей речи ежедневно. (фея читает слова: доброе утро, добрый вечер, добро пожаловать, здравствуйте, до свидания, спасибо, приятного аппетита, приятных снов, пожалуйста, извините). В каждом из нас живет маленькое солнышко – это доброта и пусть оно всегда согревает нас добрыми поступками. А теперь со словами: добрый ты и добрый я, добрые все мои друзья отправимся дальше в наше путешествие. (звучит песня «Дорогою добра» муз. Шаинского, дети берутся за руки и под музыку кружатся, подходят к домику, где живет зайчик, на домике висит замок, зайка плачет)

Второе препятствие

Фея - О чем ты заинька плачешь?

Зайчик – Как мне не плакать, пришел волшебник «Злость» повесил на дверь ледяной замок и сказал, что он не растает до тех пор, пока его не согреешь похвалой и комплиментами друг другу, а я их не знаю, что мне делать?

Фея - Не переживай заинька мы тебе поможем, правда ребята? Давайте возьмемся за руки и начнем говорить комплименты (дети говорят друг другу комплименты, тот кому предназначена похвала, говорит «Спасибо, мне очень приятно!». Если малыш затрудняется ответить взрослый ему помогает. (После проделанного задания, ребята замечают, что замка на двери нет.)

Зайчик – Ура! Спасибо ребята вам, что растопили замок, теперь я снова буду жить в доме. Но не хочу с вами так быстро расставаться, поиграйте со мной в ласковые слова, я их совсем не знаю. Я буду называть вам слова, а вы будете говорить их ласково. (лист- листочек, яблоко- яблочко, солнце –солнышко, птица-птичка, ягода – ягодка, гриб – грибочек, снег – снежочек, сердце – сердечко, стул – стульчик, ручей – ручеек, книга – книжечка) Молодцы ребята! Мне понравились ласковые слова, они мне очень душу согрели! Спасибо вам за все, желаю счастливого пути! (под песню «Давайте друзья всегда друг другу желать добра» ребята отправляются дальше)

Третье препятствие

(Лежит мешок с различными предметами, а на мешке конверт со следующим заданием)

Фея –Волшебник «Злость» нам приготовил следующее задание, с которым мы должны справиться. (читает письмо) Назовите хорошие поступки, которые могут быть связаны с этими предметами. Ну что ребята приступим к этому заданию?

Дети - Да!

Фея – (Достает веник и обращается с вопросом к детям) Для чего же нужен нам веник? (чтобы помогать маме подметать пол.) Губка? (помогать убирать за собой грязную посуду и мыть ее) Стиральный порошок? (помогать стирать вещи), маленькая лейка? (ухаживать за цветами), одеяло? (заправлять за собой постель). Ну вот наш мешок пуст. Вы молодцы справились и с этим заданием.

Раз, два, три, четыре, пять -
Вместе мы пойдём гулять
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
(дети выполняют движения согласно текста, затем звучит песня «Дорогою добра» муз. Шаинского)

Четвертое препятствие

(Вбегает сердитый незнайка и кричит)

Незнайка - Кто вы такие? И что вы здесь делаете?

Фея – Незнайка ты сердишься? Наверное тебя заколдовал Волшебник «Злость» Ребята давайте возьмемся за руки поставим незнайку в центр, улыбнемся ему и подарим ему много комплиментов. (дети в кругу улыбаются незнайке и говорят ему комплименты). Ребята посмотрите, чары волшебства исчезли, незнайка снова улыбается).

Незнайка – Извините меня, пожалуйста, что я был таким злым, не вежливым. Волшебник «Злость» оставил вам конверт. (отдает конверт феи, она читает задание)

Фея – Задание называется «Доскажи словечко» Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание)

Если друг попал в беду,…(помоги ему)

Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

Решай споры словами, …(а не кулаками)

Фея - Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова.

(выключается свет, включается аудиозапись «Шум леса»)

Фея – Ну вот мы с вами и на месте, в том самом месте, где растет прекрасное дерево. Я открою шкатулку и выпущу волшебную, золотую пыльцу, пусть уйдут чары злого волшебника и дерево снова будет радовать всех вокруг (за ширмой находится макет дерева с зелеными листочками. Фея рассыпает пыльцу возле ширмы, включается аудиозапись с пением птиц, открывается ширма, снова включается свет)

Фея – Спасибо ребята мы спасли дерево, оно снова ожило. Я дарю вашей группе шкатулку, пусть она наполняется добрыми словами и добрыми делами, ведь доброта – это стремление сделать счастливыми всех вокруг. До свидания ребята, до новых встреч!

(Включается песня Бабарики – доброта, ребята танцуют)

Дорогою добра.

Цель:

· воспитывать у младших школьников потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты;

· формировать ценностные гуманистические ориентиры;

· вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки.

Ход мероприятия

- Ребята, начинаем наше занятие! А называется оно «Дорогою добра». (слайд 1)

- Как вы думаете, о чем у нас пойдет разговор? (О доброте, о красоте человеческих отношений, о доверии, о том, как мы должны жить, чтобы людям рядом с нами было хорошо и приятно).

- А что такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим. (слайд 2)

Ребята, а где же живет доброта?

Учитель. Доброта. Какое странное слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни так не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

Люди издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Может быть, поэтому в старой азбуке буквы обозначали целые слова. Аз, буки, веди, глаголь, добро.

Азбука как бы призывала «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Недаром мудрая пословица гласит: «ДОБРОЕ СЛОВО - что ясный день»

Работа с пословицами (слайд 3)

Условия игры : на слайде записаны пословицы: сверху начало, а внизу продолжение. Ваша задача правильно соединить пословицы.

Не одежда красит человека, а добрый от радости.

Злой плачет от зависти, а хвались добром.

Добрые слова а его добрые дела.

Не хвались серебром дороже богатства.

- Откуда берет начало доброта?

Ну, конечно, доброта берёт начало в семье.

Ученики.

В доме добрыми делами занята

Тихо ходит по квартире Доброта

Утро доброе у нас,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

Что от этой доброты приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама.

- Мама! Это доброта.

А в чём у вас проявляется любовь и забота о самом дорогом человеке. (Дети рассказывают, как они помогают родителям. В кармашек «Доброта» кладутся слова: « помощь», «забота», «благодарность », «нежность», «любовь», «ласка»)

- А какие пословицы о маме вы знаете? (слайд 4)

« Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

« При солнышке тепло, при матери добро».

Учитель. Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек любит людей и помогает им, добрый человек бережёт природу и любит её. А любовь и желание помочь другим согревает нас самих, как солнце.

- А легко ли быть добрым?

На самом деле, ребята, путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым - порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.

Некоторые дети стесняются быть добрыми! Послушайте стихотворение А. Барто

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка - добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил - ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

Берегись, не то убью! -

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

"Вовка - добрая душа!"

- Можно ли бояться быть добрым? Чтобы вы посоветовали мальчику?

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

– Это не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– И это еще не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

– А это что за человек? – спросил внук.

– Обыкновенный человек, – ответил дед.

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? - - Каким еще человеком его можно назвать?

Учитель : Добрые дела всегда живут с нами рядом! И не надо ничего выдумывать. И не надо думать обо всём человечестве, если доброты ждут близкие люди! - Спешите делать добро. Это здорово!

Звучит песня «Дорогою добра»

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

(слайд 5)

К сожалению, в нашей жизни ещё много встречается плохих, злых, жестоких, бессовестных, безответственных людей. Но давайте верить, что хороших людей на свете больше.

Доброта побеждает не только в сказках. Она побеждает и в настоящей жизни. Для этого надо, чтобы наши сердца и мысли были добрыми, наши руки творили добро.

Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

Можно ли стать добрым на время?

Давайте запомним замечательные слова:

«Без добрых дел нет доброго имени». (слайд 6)

Какое доброе дело ты сегодня сделаешь?

Какое доброе дело тебе поможет сделать папа? Мама? Бабушка? Дедушка?

Добрые дела ждут нас. Они на каждом шагу.

Желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами-

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы –

Люди будут к вам добры.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни!

Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, при матери добро. Сердце матери греет лучше солнца. Мать кормит детей, как земля людей. Птица радуется весне, а младенец матери. Материнская молитва со дна моря достанет. Мать кормит детей, как земля людей.

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

«Без добрых дел нет доброго имени».

Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания!






Культивирование толерантного поведения среди воспитателей, детей и родителей; формирование готовности к принятию различий, сочувствию, сопереживанию; воспитание позитивного и конструктивного отношения к собственной личности и другим людям; управление собственными эмоциями и эмоциональными состояниями; решение конфликтных ситуаций; развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям; развитие чувства ответственности и гордости за достижения России, знакомство детей с символами государства; формирование элементарных знаний о правах человека; приобщение к основам здорового образа жизни, к окружающему миру.


Разделы программыТемы программы Модуль: Мир, в котором я живу Я + ТЫ = МЫ За что я умею отвечать Наша дружная семья Станем в круг Я и мои друзья Мы разные, но мы дружим Давай никогда не ссориться Я глазами других Гражданин Великой страны Дороги сказочных героев Я люблю тебя, Россия Город детства Модуль: Расту здоровым Здоровье Человеческая уникальность Азбука движений Модуль: Музыка доброты Волшебный мир В музыке – душа народа Театр всевозможного ИТОГО: 56 часов




Тема « В музыке – душа народа » Цель: Развитие умений выражать свое настроение через переживание эмоционального содержания музыкальных произведений. Задачи: - воспитание интереса, любви и уважения к музыкальным культурам народов, населяющих страну; - ознакомление с различными жанрами русской народной музыки, а также историей, бытом и традициями других народов. - формирование навыков интонирования народных песен, навыков исполнения национальных танцевальных движений. МУЗЫКА - ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ




Музыкальные игры, хороводы, потешки, частушки; Слушание музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов; танцевальный калейдоскоп; Знакомство с музыкальными инструментами других народов; игра на музыкальных инструментах в оркестре. Методы и приемы толерантного воспитания

УРОК ДОБРА

Методическая разработка

организованной образовательной деятельности

с дошкольниками на тему «По дороге добра».

Форма проведения : игра-путешествие.

Возрастная группа : для детей среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Степень знакомства с понятием «благотворительность»: низкая, первое занятие

Условия проведения : групповое помещение.

Цель: Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников средствами риторики.

Задачи:

  1. Формировать представления дошкольников о способах проявления к людям таких нравственных качеств личности как доброта, вежливость, отзывчивость.
  2. Познакомить со словом «благотворительность».
  3. Развивать умение внимательно слушать и приходить на помощь, проявлять позитивное социальное поведение.
  4. Воспитывать культуру речевого поведения и отзывчивость.
  5. Формировать навыки эмоционально-положительного, доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Материалы и оборудование :

1.технические средства для прослушивания и просмотра,

2.дидактические материалы - звукозапись детской песенки «Дорога добра», мультфильм «Просто так…», сюжетные картинки (плохие и хорошие поступки),

3. материалы для рисования - белые листы (формата А4) в виде лепестков ромашки по количеству детей, два желтых картонных круга (сердцевина будущего цветка), степлер один, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, трафареты (для средней группы) с изображением игрушек (все по количеству детей).

Методы и приемы:

  1. Беседа по пословице «Добро сеять – добро и пожинать».
  2. Просмотр мультфильма «Просто так…».
  3. Беседа по сюжету просмотренного мультфильма.
  4. Метод продуктивного чтения по сказке «Добруня».
  5. Игровая ситуация «Приход куклы Ромашки».
  6. Игровая мотивация «Благотворительная помощь малышам из ясельной группы».
  7. Продуктивная деятельность (рисование на лепестках ромашки для старших дошкольников, раскрашивание по трафаретам – для детей средней группы).
  8. Изготовление ромашки доброты для малышей ясельной группы.
  9. Анализ созданного продукта детской деятельности.
  10. Подведение итога «Благо творить – радость дарить!».

Возможное последействие: Проведение развлечения «Что такое дружба?», «По дороге с облаками» – защита природы в наших руках; Проект «Помоги другу» и т.п.

Ход образовательной деятельности:

Звучит песенка «По дороге добра». Педагог приветствует детей и предлагает объяснить пословицу «Добро сеять – добро и пожинать».

Ребята, доброе утро! Как вы думаете, что значит пословица «Добро сеять – добро и пожинать»? (Возможные ответы детей: Это значит, что к людям нужно относиться по-доброму, и тогда они тоже не будут тебя обижать.).

Ребята, какие еще вы знаете поговорки и пословицы о добре? («Доброе слово дом построит, а злое – разрушит», «Делай дела от своей доброты – жить будешь сам совсем без беды», «Добро того учит, кто слушает», «Кто добро творит, того жизнь благодарит».).

Какими чертами характера и качествами личности должен обладать добрый человек? (Вежливый, веселый, благодарный, ласковый, внимательный, заботливый).

Ребята, я для вас приготовила мультфильм, хотите посмотреть? (Да.).

Тогда отправляемся в кинозал. (Под песенку добра проводится физкультминутка.)

Пожалуйста, присаживайтесь на эти волшебные подушечки нашего кинозала. (Педагог вместе с детьми смотрит мультфильм «Просто так…» и затем проводит беседу).

Ребята, о чем этот мультфильм? (О хорошем, добром поступке главного героя – он подарил хорошее настроение тому, кого встретил, а потом все остальные герои сделали тоже самое – подарили букет другому просто так!).

Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Значит, пословица «Доброе сеять – добро и пожинать» появилась у людей неспроста. Всегда были люди, которые своими делами творили добро, то есть создавали что-то на «благо» другим просто так. Дела или деятельность таких людей называют одним словом «благотворительность». (Дети повторяют слово по частям БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НОСТЬ).

Ребята, сейчас мы отправляемся в сказочную страну «Риторика». (Дети садятся в круг и слушают сказку «Добруня» (Книга «Риторика до школы», стр.155, см. список литературы).

В солнечной стране жила девочка. Она всегда делала добрые дела, всем помогала. Звали ее Добруня. Но однажды ее родителей забрал злой волшебник, которого все боялись, и девочка осталась совсем одна. И решила Добруня идти спасать своих родителей. В страну, куда злой волшебник забрал ее родителей, дорога была длинная. В этой стране никогда не делают добрые дела, никто никому не помогает.

Отправилась Добруня в путь, и вдруг видит – старушка несет тяжелую корзинку. Подошла Добруня к старушке и помогла ей. За это старушка подарила Добруне клубок, который укажет путь в Черную страну, где находятся ее родители.

Идет Добруня за клубком и вдруг видит: огромная птица хочет убить воробья. Прогнала Добруня огромную птицу, а воробей подлетел к ней, и говорит ей человеческим голосом: «Спасибо тебе девочка, что спасла меня от смерти. За это я дам тебе зернышко. Брось его, и из него вырастит лес».

Пошла Добруня дальше и увидела цветы. Они ее попросили: «Добрая девочка, полей нас, пожалуйста». Добруня полила цветочки. За свою доброту получила она в подарок палочку. А палочка была волшебная. Стоит ее бросить в воду, и она превратится в мост.

Поблагодарила Добруня цветы за подарок и пошла дальше. И вот дошла Добруня до высоких черных ворот, открыла их, а там темным-темно. Вдруг появился перед ней злой волшебник: «Что тебе надо, девочка? Зачем пришла?», - спросил волшебник. «Я пришла за своими родителями», - ответила Добруня. «Хорошо.

Я разрешу тебе забрать их, но только после того, как ты вырастишь мне лес, перейдешь огромное глубокое озеро без моста. Поверь мне, в мире не осталось добрых людей, которые могли бы помочь тебе!».

Бросила Добруня зернышко, и тотчас вырос густой лес. Кинула Добруня палочку волшебную в воду, и превратилась она в мост. Перешла Добруня озеро, а на той стороне ждали ее родители. И как только ступила она на берег, ворота и разрушились, злой волшебник исчез, а в мир вернулась доброта.

Ребята, почему у Добруни получилось победить злого волшебника? (Ей помогло то, что подарили старушка, воробей и цветы, которых она спасла или помогла.) Значит, поговорка «Если дела твои от доброты, будешь сам без беды» тоже в народе не зря появилась.

Появляется кукла Ромашка в зеленом платьице, а на голове у нее желтая шапочка в виде цветка с белыми лепестками. Обращаясь к детям, она просит разобрать сюжетные картинки, которые нечаянно рассыпала по дороге к ребятам.

Ребята, здравствуйте! Мне очень нужна ваша помощь, я совсем запуталась! Подскажите, пожалуйста, где нарисован хороший поступок, а где плохой. (Дети собирают картинки с изображениями и объясняют свой выбор, отвечая на следующие вопросы педагога.).

Что изображено?

Какой это поступок: хороший или плохой?

Какие чувства испытывают герои сюжета?

Это хорошо или плохо? Почему?

Да, ребята, я поняла, если человек мне в ответ улыбается, его настроение улучшается, он становится веселым и испытывает радость от нашего общения, значит, это я посеяла в нем семя добра, и оно начинает прорастать, отчего нам становится вместе хорошо!

Спасибо, вы сделали для меня хорошее дело и я в ответ, хочу подарить вам свои белоснежные лепестки, чтобы вы их раскрасили по своему настроению – ярко и красиво.

«Спасибо!» - говорят ей дети, а педагог добавляет – Ромашка, ты наша благотворительница. Дети повторяют по частям слово «БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НИЦА». (Кукла Ромашка прощается и уходит.) Педагог обращается к детям с вопросом.

Дети разбирают белые листочки и «творят» добро для малышей (например, солнышко, радугу, бабочку, цветы, шарики, игрушки по трафаретам или самостоятельно в зависимости от возрастной группы). (Во время выполнения работы тихо звучит музыка «Дорога добра».)

Ребята, какие же вы – молодцы! Такие красивые и яркие рисунки нарисовали! Давайте их объединим и желтому кругу прикрепим. (Дети подходят к педагогу и все рисунки степлером присоединяются к желтому кругу – сердцевине цветка ромашки.)

Посмотрите, ребята, какая ромашка доброты у нас получилась! Пойдемте и подарим ее малышам. (Дети вместе с педагогом спускаются в младшую группу и дарят ромашку, получая в ответ улыбки малышей).

Ребята, какие чувства вы сейчас испытываете? (Радость, хорошее настроение.)

- Что мы с вами сделали? (Мы сотворили благо – объединив свою доброту в одну красивую ромашку, которую изготовили своими руками.) Поговорка «Благо творить – радость дарить!» могла бы стать нашим девизом? («Да»). Значит, мы занимались благотворительностью. (Дети повторяют слово по частям «БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НОСТЬ»).

Каждому из вас я хочу подарить смайлики с улыбочкой. Заберите домой, и расскажите родителям, о чем мы сегодня говорили в детском саду и чем занимались. Спасибо вам за общение! Всего самого доброго! Я желаю, чтобы эти смайлики подарили вам радость и хорошее настроение. (Звучит песенка «Дорога добра».)

Список использованной литературы:

  1. Курцева , З.И. Ты-словечко, я – словечко…(варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием). Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / З.И. Курцева [Текст] – М.: «Баласс», 2002.
  2. Романова И.В. Риторика до школы: учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. Под ред. Курцевой З.И. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2017. – 255 с.

Придя первый раз в детский сад, ребенок попадает в новый коллектив, новое окружение, все здесь новое для него. Первостепенная задача воспитателя – обеспечить эмоциональный комфорт и научить общаться. Нужно помнить, что не возможно развить в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям, нельзя забывать при этом, что каждый ребенок имеет право на свое мнение, желание. Учитывая это мы сможем воспитать детей доброжелательными, и терпимыми к окружающим.
Работая по программе социально-эмоционального развития дошкольников «Я, ты, мы» Р. Б. Стеркиной, О. М. Князевой, которая успешно внедрена в работу нашего детского сада, я сделала вывод: успех работы зависит не только от методов и приемов, используемых на занятиях, но и от повседневного настроя педагога, умения устанавливать контакт с детьми, понимать их настроение.

Я использую разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей в игре и на прогулке. Детям предлагаю подумать, как поступить правильно в данной ситуации. Всегда стремлюсь поддерживать в детях чувство общности, желание сотрудничать. Учу понимать, из-за чего возникают конфликты и вскрывать их причины, тем самым развиваю у детей социальную восприимчивость.
В своей работе я стараюсь объединять содержание занятий с повседневным опытом детей, искать новые формы для закрепления материала придумывать сюрпризы, викторины.

Одной из таких форм является кружковая деятельность «Азбука общения».

Перспективный план работы кружка «Азбука общения»
для старшего дошкольного возраста.

Дата проведения Задачи

Сентябрь

  1. Культурный человек.
  2. Каким я хочу быть…
  3. Мои достоинства и недостатки.
  4. Не хочу быть неряхой.
  1. Маленький, да удаленький.
  2. Правила этики.
  3. Рыцарский этикет.
  4. Какая бывает красота.
  1. Наша дружная семья.
  2. Дом, в котором ты живешь.
  3. Что такое культура.
  4. В мире вежливых слов.

Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.

Способствовать избавлению от дурных привычек и формированию полезных.

Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям. Знакомить с правилами этикета.

  1. Я тебя прощаю.
  2. Почему ты обиделся?
  3. Зачем нужен друг.
  4. Легко ли быть справедливым.
  1. Умеешь ли ты дружить.
  2. Учусь себя оценивать.
  1. Я без взрослых.
  2. Учусь мечтать.
  3. Гостям всегда рады (мы выбираем подарок).
  4. Мы идем в гости.

Развивать умение анализировать поступки, сравнивать их с общепринятыми.

Развивать ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике, жестам.

Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятие о дружбе, друзьях.

Учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать.

  1. Мы принимаем гостей.
  2. У мамы с папой гости.
  3. Подарок любимому человеку.
  4. Долг платежом красен.
  1. Я пешеход.
  2. Я пассажир.
  3. Учусь сочувствовать.
  4. О фантазерах и лгунишках.

Закрепить правила поведения в общественных местах.

Воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.

Воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых.

  1. Новенький.
  2. Достаточно ли мы воспитаны.
  3. Культура и мы.
  4. Детский бал «Мы принимаем"

Подготовить детей к переходу в новый коллектив.

Упражнять в различных формах знакомств.

Вызвать желание радоваться успехам сверстников.

Развивать эстетический вкус детей, закреплять общепринятые нормы поведения.

Я считаю, что учить общаться и развивать социальные навыки можно и нужно на всех занятиях. Предлагаю занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Программное содержание:

Совершенствовать навыки количественного счета, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; закрепить знания цифр в пределах 10, продолжать учить правильно пользоваться математическими знаками (больше, меньше, равно); упражнять в решении логических задач, ориентировании на листе бумаги; развивать представление о том, что результат измерений зависит от величины условной мерки.
Закрепить знания номеров телефонов служб экстренной помощи.
Развивать смекалку, сообразительность, мыслительную активность.
Воспитывать стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Материал:

Раздаточный - набор цифр от 1 до 10 со знаками, «игрофоны», пеналы с геометрическими фигурами, перфокарты с числовыми осями, фломастеры, мокрые тряпочки листы с заданиями, простой карандаш;
Демонстрационный - две мерки, два графина, два плаката с графическими изображениями: эмоций, возраста и пола людей.

Предварительная работа:
Дидактические игры: «Веселая математика», «Геометрическое домино», «Занимательные лабиринты»; дидактическое упражнение: «Кто знает, пусть дальше считает»; решение задач на сообразительность.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Д/и «Назови скорее»:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет после воскресенья?
- Солнышко светит днем, а луна…
- Какое время года будет после зимы?
- Утром мы пришли в детский сад, а домой вернемся …
- Назовите зимние месяцы.
- Какое самое жаркое время года?

2. - В детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим от кого? (от Дяди Степы). Что он нам пишет. (Воспитатель читает письмо)
Уважаемые дети! Я набираю команду помощников: самых внимательных, ловких, смекалистых, умных ребят. Если вы хотите ими стать, то вам нужно выполнить все мои задания верно. Только после этого я смогу зачислить вас в команду помощников.
- Ребята, вы хотите стать помощниками Дяди Степы? Тогда надо постараться и справиться со всеми заданиями.

3. Разминка «Математический диктант».
- Прежде чем приступить к выполнению заданий Дяди Степы, сделаем математическую разминку:
- покажите цифру 4, 7.
- покажите цифру на 1 больше, чем 7.
- покажите цифру на 1 меньше, чем 5.
- покажите цифру, которая стоит между 8 и 10.
- положите перед собой цифры 5 и 6, поставьте нужный знак,
прочитайте запись.
- выдвиньте любые две цифры и поставьте знак между ними, прочитайте
запись.

II. - Начинаем выполнять задания Дяди Степы.

1 задание. Дядя Степа хочет узнать: умеете ли вы пользоваться телефоном в экстренных случаях. Для этого он прислал нам игрофоны, чтобы мы потренировались. Раскрасьте кнопки, на которые нужно нажать, чтобы: сообщить о пожаре, вызвать скорую помощь, обратиться в милицию. Какое условное обозначение будет на вашей карточке, тот номер вы должны закрасить на игрофоне (Рисунок 1).
Проверьте задание друг у друга.

2 задание. – В следующем задании Дядя Степа предлагает найти дом по адресу. Наверное, милиционер Дядя Степа хочет проверить ваше внимание и умение находить точно по адресу нужный дом. Перед вами карта, где много домов, но нужно отметить (зачеркнуть) только те дома, которые расположены по адресам указанным ниже. (Ответы детей: по адресу А 3 находится синий дом) (Рисунок 2).

Задание 3. – Сегодня утром я купила сок. Хватит ли его на всех детей поровну. Как узнать?
- Ребята у меня есть две мерки. Чем они отличаются друг от друга? (разной величины).
- Сначала измерим большим стаканом. Я буду измерять, а вы на числовой оси отмечайте количество мерок. Давайте условимся, что большой стакан – это большой квадрат.
- Хватит ли всем по большому стакану? Как узнать? (сосчитать детей).
- На верхней оси отметим количество детей – поставим круг. Сколько стаканов всего? (7). Для скольких детей хватит стаканов? (для 7). Сколько детей у нас? (8). Давайте запишем, что у нас получилось: 7 меньше 8, прочитайте.
- Хватит ли на каждого ребенка по стакану сока? Докажите.
- На сколько детей больше стаканов.
- Как нам быть? (измерить маленьким стаканом).
- Отметим на числовой оси количество маленьких стаканов.
- Хватит ли по маленькому стакану на всех? Давайте запишем: 8 = 8.
- Хватит сока на всех поровну (да).
- Каким стаканом нужно разливать? (маленьким).

Рисунок 3.

Физминутка.

Ребята!
Вы много думали, решали
И немножечко устали.
Дядя Степа шлет привет
И дает вам всем совет:
«Быстро встаньте, улыбнитесь.
И плясать теперь примитесь!»
(Звучит песня «Если б не было зимы» из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)
«Заниматься нам пора.
Что ж, продолжим, детвора!»

4 задание.
- Дядя Степа хочет проверить, на сколько вы внимательны. Рассмотрите картинку и придумайте как можно больше вопросов со словом «сколько» и запишите ответ внизу в квадрате рядом с предметом, о котором задавали вопрос.

5 задание.
- Используя геометрические фигуры, давайте построим цепочку из двух звеньев. Начинать строить будем с … фигуры.

6 задание «Веселые вопросы».

  1. Петух снес яйцо. Кому оно достанется?
  2. Из-под забора видны 8 кошачьих лап. Сколько людей стоит за забором?
  3. Можно ли бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении. (Вверх).
  4. В январе на опушке леса распустилось сначала 4 одуванчика, а потом еще один. Сколько одуванчиков распустилось на опушке?
  5. В шкафу – 3 машинки, 1 пирамидка, 2 мозаики, 3 волчка. Сколько всего машинок в шкафу?

7 задание.
- Поступая на службу в милицию каждый должен заполнить анкету. Ребята, Дядя Степа передал вот эти картины, чтобы лучше вас узнать. На них условными обозначениями изображены люди. В середине картины изображена буква Я – это каждый из вас. Надо подойти к картине с фломастером в руках и соединить букву Я линиями с условными обозначениями, которые вам подходят.

Рисунок 4.

III. Итог занятия.

Звучит маршевая музыка. Раздается стук в дверь. Входит Дядя Степа, приветствует всех.
- (Обращаясь к воспитателю) Доложите о выполнении заданий.
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, я зачисляю вас в команду моих помощников и вручаю значки «Юный помощник Дяди Степы».
- Поздравляю вас! До встречи!

Литература:

  1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2000.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Хромова С. А. «Игровые уроки общения для детей». – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2007.