Как понятно рассказать детям о Боге? Как преподать основы веры и объяснить главные истины? Как сделать этот важный разговор не назидательным и скучным, но увлекательным и вдохновляющим? Выполнить эти сложные задачи поможет книга «От Рождества и до Успения», предназначенная для чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

Все представленные материалы прошли проверку временем и практикой, ведь в течение нескольких лет их использовали для преподавания азов Православной веры маленьким детям в воскресной школе при Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре. В этой школе обучение ведется не только для детей от семи лет, но и для тех, кто гораздо младше. «Малыши не могут выслушивать объяснения, которые длятся дольше, чем пятнадцать минут. Зато они любят раскраски, поделки, аппликации», - делится руководитель школы и проекта Людмила Александровна Жарова. Желая увлечь маленьких учеников, в воскресной школе начали собирать материалы по программе обучения….

Я пока о Боге разговариваю со старшей дочкой — ей скоро 4. Младший пока целует иконы, слушает молитвы, берёт у папы благословение и т.п.

Дочке пока рассказываю, что Бог нас очень любит, он всех нас сделал, и очень хочет, чтобы мы были хорошие. Тогда Он нас заберёт к Себе, а Он живёт высоко на Небе, у Него всегда светит солнышко, и там очень хорошо. У Него там уже живут Богородица и святые, и они тоже все о нас молятся, и хотят, чтобы Бог и нас забрал к ним.

Иконы любит рассматривать, особенно всех святых. Там так наглядно: облако, на нём святые, сверху — Бог-Троица.

Честно — не знаю даже сама, как правильно. Скорее пока что хочется у ребёнка создать тёплое и светлое впечатление о Боге, и заложить к Нему стремление. Многие вещи, мне кажется, надо для ребёнка озвучивать. Я, например, стараюсь как можно чаще говорить дочке, что мы её очень любим, а также как можно чаще говорить, что и она нас любит. Например, поделилась чем-то с братом. я сразу говорю ему: «Видишь,…

Когда ребенку нужно начинать рассказывать о вере, о Боге? Нужно ли вообще малышу рассказывать или ждать пока он сам спросит об этом?

Конечно, если ваша семья верующая, вы ходите в церковь не только по праздникам и соблюдаете такие важные православные традиции как причащение, исповедание, то скорее всего вам не придется самостоятельно выбирать время, чтобы рассказать малышу, потому как он сам у вас спросит об этом. Обязательно спросит! Ведь Вы с ним (ней) ходите в красивый дом, где горят свечи и так красиво тихонько поют… Малышу обязательно все это будет интересно.

Вероятней всего, ваш ребенок с интересом все рассматривает в церкви и не плачет. Так бывает часто в тех случаях если ребенок уже крещен и родители регулярно приводят малыша на причастие.

Так с чего же начать разговор, как ответить на вопрос ребенка почему они ходят в церковь? Можете начать свой рассказ с того, что всех нас создал Бог. А когда-то давным-давно Бог создал нашу Землю, моря,…

Инструкция

Рассказывая о Боге ребенку, не скрывайте своего мнения или его отсутствие, иначе он почувствует фальшь и это будет препятствием для его личностного развития. Негативно скажется на ребенке принуждение к вере или к атеизму. Передайте ребенку то, чем вы обладаете сами.

Объясните ребенку, что нет плохих и хороших религий. Проявляйте терпимость и некатегоричность в рассказах о других конфессиях. Выбор веры или отказ от нее является волеизъявлением самого человека.

Говорите о том, Бог создал людей для счастья и учит людей любить друг друга. Бог написал через пророков библию, где изложил правила, по которым следует жить. Начинать можно с 4–5 лет. Этот возраст ребенка является чувствительным на метафизические идеи. Они легко воспринимает идею существования Бога. Интерес детей носит предметный характер.

Научите ребенка, что Бог везде и нигде, знает все и может сделать все (с 5–7 лет). Ребенка интересуют вопросы, где он был, пока мама не родила его и…

Недавно я столкнулась с таким вопросом: как рассказать ребенку о Боге? По церковным правилам считается, что к церкви и религии приобщать ребенка должны крестные. Я сама являюсь крестной своего племянника. Родители его никогда в церковь не водили и о Боге не рассказывали. На днях мы с ним проходили мимо церкви, и он меня засыпал вопросами: «Кто такой Бог?», «Правда ли, что он живет на небе?», «А как он залез на небо?», «Как он выглядит?».

Вот тут-то я и задумалась, а как рассказать ребенку о Боге? Для меня это было также сложно, как рассказать ребенку о интимных отношениях и физической любви.

С этим вопросом я обратилась к батюшке в церкви. Батюшка посоветовал читать ребенку детскую библию, как сказку, например, перед сном. Ведь дети любят сказки и верят в них. Оказывается надо с раннего возраста начинать посвящение ребенка.

Только аккуратно. А то помнится мне, что моя бабушка с детства рассказывала мне о Боге, водила меня по церквям, святым местам….

Как рассказать детям о Боге

Часто взрослые не готовы беседовать на религиозную тему с детьми. Хотя все окружающее нас пространство насыщено культовыми символами – живопись, памятники архитектуры, литература, музыка.

Обходя божественные темы, самим того не подозревая, вы отнимаете у ребёнка возможность узнать о культурном и духовном опыте, что накопило человечество за все периоды своего существования.

Вы должны помнить, что детская вера базируется на доверии ребёнка к любому человеку. Малыш начинает верить в Бога, лишь потому, что в него верит мама, папа или бабушка с дедушкой. Именно на этом доверии основывается собственная вера малыша, а уже из этой веры берёт начало его собственная духовная жизнь, базовая основа для любой веры.

Как видно, вера играет значимую роль в жизни каждого человека, но важно заложить её основу в раннем детстве. Поэтому, хотим подать несколько правил, как рассказать детям о Боге.

1. Начиная свой рассказ детям о Боге,…

Ребенок и религия. Когда и как надо начинать говорить с ребенком о боге?

Как объяснить ребенку кто такой Бог? Дочка с нами пошла на Троицу в церковь, ей очень понравилась там «обстановка». Начала задавать вопросы: где мы?, зачем? почему? кто такой Бог? Объяснять на доступном языке 4-х летнему ребенку сложно. Заехали и купила в книжном магазине детскую библию. Но и там описание довольно таки сложное для маленького ребенка.

А с какого возраста вы начали говорить с ребенком о Боге? Поделитесь опытом!

Ваш ответ.

Каким образом, когда и как дети должны узнать о Пасхе? Если речь идёт о ребёнке или подростке из не православной или не христианской семьи, то со стороны родителей разумным и честным будет решение - попросить ребёнка задать вопрос о Пасхе преподавателю Основ Православной Культуры в школе, священнику или кому-то из родственников-христиан. Очень важно с самого юного возраста увидеть в своих детях личности и предоставить им возможность выносить своё суждение о столь серьёзном вопросе.

Пасха - один из самых светлых праздников и дети с малых лет должны понимать ее смысл

Если же речь идёт о христианской, в частности, православной семье, то рассказать детям про Пасху должен кто-то из самых близких членов семьи.

Желательно, чтобы это был человек, обладающий у детей наибольшим авторитетом. Мама, папа, бабушка или дедушка - неважно, главное, чтобы этот человек искренне верил в то, о чём говорит и пользовался доверием детей. Это тот самый вопрос, при освещении которого важно не красноречие, а именно ощущение уверенности рассказчика в своих словах. Имеет важное значение и то, в каких отношениях с детьми находится рассказчик. Желательно, чтобы дети, благодаря ему, увидели, что вера в Христа делает человека добрее, снисходительнее к чужим недостаткам, терпеливее и т. д.

В каком возрасте лучше рассказать ребёнку о Пасхе

Скорее всего лучшим моментом для подобного разговора будет возраст, когда ребёнок впервые осознаёт, что человеческая жизнь не бесконечна. Обычно, это случается в возрасте 4-5 лет. Именно тогда у детей появляется страх потери родителей, братьев и сестёр или собственной смерти. В этот момент и важно донести до малышей радостную весть о Пасхе Христовой. Наверняка, не стоит беседовать на эту тему, стоя у плиты или занимаясь ремонтом автомобиля. Хорошо бы выбрать время, когда можно всем вместе посидеть и внимательно друг друга послушать.


Разговор о Пасхе надо вести во время подготовки к празднику

Желательно рассказать детям о Пасхе перед началом Великого Поста или за несколько недель до праздника, чтобы они смогли подготовиться, прочувствовать предстоящий праздник.

Великий Пост по-детски

Чтобы первая Пасха для детей стала значимым событием, семье особенно важно вместе пройти путь от Прощёного до Светлого Воскресенья. Замечательно, если дети вместе с родителями посильно постятся. Для пятилетнего малыша постом можно считать отказ от просмотра любимого мультсериала на какое-то время и ребёнок должен чётко понимать, ради чего он это делает.

Если удаётся правильно рассказать о смысле Пасхи, дети с радостью воспримут необходимость в чём-то себя ущемить ради предстоящего праздника.

Подходящее настроение

Обязательно ответственно подойти к этому разговору. Важно то, в каком настроении находятся дети и сам рассказчик. Не стоит рассказывать что такое Пасха детям, когда они возбуждены подвижной игрой, а мама раздражена неприятностями на работе. Конечно хорошо, если этот рассказ дети слушают дома, в тёплой прибранной комнате и чувствуют, что у мамы или бабушки какое-то особенно торжественное и радостное настроение.


Посещение храма с детьми создаст нужное настроение

Рассказчику обязательно предварительно прочесть соответствующие главы Евангелия. Можно рассказ заменить совместным чтением Детской Библии, попутно комментируя прочитанное.

Подходящая обстановка

Обстановка, в которой происходит беседа, тоже имеет важное значение. Пусть у детей останутся самые добрые и тёплые воспоминания о первом знакомстве с доброй вестью о Воскресении Христовом. Многие родители вместе с детьми просматривают мультфильмы о Христе. Этот вопрос остаётся на их усмотрение. Но, нужно учесть то, что желательно, чтобы образ Бога в сознании человека не был увязан с мультяшными картинками. Лучше посмотреть мультфильм с добрым поучительным сюжетом и вместе обсудить, как эту историю можно трактовать с точки зрения христианства. А Бог должен оставаться для ребёнка кем-то непознаваемым, не лицом, а именно образом, личностью с большой буквы.


Можно воспользоваться специальными детскими книжками

О чём рассказывать


В рассказе о Пасхе для маленьких детей надо делать ударение на Божественном Воскрешении

Детям нужно понять основную мысль - смерть не прекращает жизнь души, благодаря жертве Христа, мы можем обрести продолжение жизни и возможность воссоединиться с умершими родными, после смерти тела.

Образец рассказа

Пример такого рассказа: « Больше двух тысяч лет назад на земле жила девушка по имени Мария. Она была самой доброй, терпеливой, скромной, милосердной девушкой в мире и Господь за это пожелал сделать её Матерью своего сына. Его назвали Иисусом. Когда Он вырос, то понял, что хочет посвятить свою жизнь людям. Ведь Он очень их любил, как и Его Отец. Иисус стал путешествовать по стране и везде помогал всем, кто в этом нуждался. Он лечил больных, давал хлеб голодным, утешал тех, кто страдал и всем рассказывал о Боге и о том, как на самом деле нужно Ему служить. Вместе с Ним путешествовали 12 друзей, которых Он назвал апостолами.

За то, что люди стали слушать слова Иисуса о Боге, священники задумали убить Его. Ведь они учили народ совсем другому. Среди друзей Спасителя оказался предатель - Иуда. За деньги он предал Христа. Иисус мог избежать ареста, но Он пожелал добровольно принять страдания и смерть, чтобы люди, благодаря Его жертве, были очищены от их дурных дел. Тогда они все смогут получить прощение и жить вечно. Когда Христа казнили, произошло солнечное затмение. Земля погрузилась в полную темноту на несколько часов. В ночь на воскресенье произошло страшное землетрясение и камень, который закрывал вход в пещеру, где положили Иисуса, отвалился. Оказалось, что Христос снова жив. Он явился своим друзьям, чтобы они узнали об этом и порадовались. Так появился праздник Пасха».

Информация в помощь родителям

Детям нужно объяснить, что если человек постарается, как можно чаще, поступать так, как поступал Спаситель, то и он сможет после смерти ожить.

О пасхальных традициях

Одна из версий, вполне подходящая для детей звучит так: «После Воскресения Мария Магдалина отправилась в Рим, ко двору императора Тиберия, чтобы рассказать ему о чуде, происшедшем в Иерусалиме. К царю нельзя было приходить без подарка, но поскольку денег у Марии почти не было, она смогла купить лишь одно яйцо. Когда её впустили к императору, она протянула его Тиберию со словами: «Христос воскресе!». Император ответил, что поверит в это, если яйцо из белого станет красным. В ту же секунду яйцо в руках Марии покраснело. «Воистину воскресе!»,- воскликнул изумлённый царь». Эту историю можно будет рассказать малышам во время совместного раскрашивания пасхальных яиц.


Детские поделки к Пасхе

Что ещё будет полезно узнать детям

Уместно будет упомянуть и других жён-мироносиц, особенно, если речь идёт о девочках. Им полезен будет пример благодарности и заботы о человеке, даже после его смерти. Можно обратить их внимание на то, что мироносицы не поленились встать очень рано, прежде восхода солнца, не побоялись в темноте отправиться в путь, лишь бы поскорее отдать последнюю дань любви к Спасителю. Если в семье принято печь куличи дома, то это занятие можно сочетать с рассказом о том, что Христос - хлеб жизни. Поэтому принято на Пасху выпекать самый вкусный хлеб. Сдобное тесто и украшения символизируют особую радость предстоящего праздника. Если слушатели - мальчишки, им можно рассказать об Иоанне Богослове, самом преданном друге Христа. Обратить их внимание на то, что он сопровождал Иисуса до последней минуты, не боясь ареста и наказания. Полезно упомянуть о том, что Иоанн с радостью взял на себя, по просьбе Христа, заботу о Его Матери.

Нужно рассказать о том, что Пасху отмечают целых сорок дней, потому что именно в течение этого времени Спаситель являлся ученикам после смерти.


Обязательно возьмите ребенка на церемонию освящения пасхальных угощений

Пасхальная радость выражается тем, что люди ходят друг к другу в гости, обмениваются куличами, крашенными яйцами и «христосуются» - дружески обнимают и целуют друг друга со словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Похожие материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что и как рассказать детям о войне»

Для чего это нужно? Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.

Зачем детям рассказывать о войне? Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.

Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как не напугать ребенка ужасами битв? Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.

В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только в специально отведенных местах – на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.

Так появились партизаны . Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.

Как грамотно рассказать детям о войне 1941–1945 годов? С какого их возраста следует начинать вести беседы? К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом возрасте не стоит вдаваться в подробности. Достаточно поведать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая граждане празднуют свой триумф. В День Победы ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют.

Почему началась война? Как им объяснить, почему она началась?

Такие вопросы волнуют родителей. Перед Днем Победы в дошкольных учреждениях проводятся беседы о героях войны, разучиваются стихи и песни.

Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например, руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской Германией имела совсем другие причины. Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только арийская раса имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы, армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.

В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.

Как рассказать ребенку о войне? Как объяснить ее название? Отечество – это родная сторона, в которой находится дом, семья. Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.

Военная техника и военные профессии.

Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют военные профессии. Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой техники – самолетов, оружия, танков, ракетных установок.

Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют, куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.

Летчики, связисты, врачи – во время войны они находились в самых горячих точках. Танки, корабли, артиллерия, самолеты – вся боевая техника управлялась подготовленными людьми. Происходили бои не только на улицах городов, но и в воздухе, на море.

Женщины, которые находились в тылу, работали на заводах, полях, шили военную форму, готовили вооружение. Многие из них шли на фронт медсестрами. Разруху и горе принесла война.

Рассказать детям можно о том, как в тылу ребята вместе с матерями работали на заводах, как не хватало еды, как враги взрывали дома, как люди прятались в бомбоубежищах.

Стихи, рассказы, песни

Рассказать детям о войне 1941–1945 годов помогут стихи и рассказы, написанные специально для дошкольников. У С. Алексеева есть миниатюры о блокаде Ленинграда («Шуба», «Первая колонна»). Рассказ А. Митяева «Мешок овсянки» поведает о взаимоотношениях солдат. У В. Богомолова есть зарисовка «Вечный огонь» о защитниках Сталинграда. На военные темы писали Л. Кассиль, А. Гайдар. Можно включать в беседу стихи

А. Твардовского, В. Высоцкого.

Песни военных лет («Журавли», «Катюша») после прослушивания можно выучить со старшими дошкольниками. Можно рассказать детям, что в перерывах между боями солдаты отдыхали, сочиняли стихи, общались, вспоминали родных, писали письма. Песни военных лет помогли выстоять в неравной борьбе. Это «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Алеша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Эх, дороги», «Дорога на Берлин».

Рассказы, песни, стихи следует подбирать с учетом возраста детей. После прослушивания можно устроить беседу по содержанию миниатюры. Усилить впечатление от рассказа помогут фотографии военных лет, известные репродукции.

Города-герои .

Во время беседы о войне обязательно нужно вспомнить, что существуют города-герои. Это почетное звание присваивается населенному пункту за мужество и героизм, проявленный его жителями. Такие города находятся на территории Украины, Беларуси, России.

Брестская крепость-герой первой приняла на себя удар врага. Солдаты до последнего сопротивлялись, стараясь выиграть время. Почти все защитники крепости пали в неравном бою. Целый месяц продолжалась борьба. Все это время над крепостью развивался красный флаг – символ мужества и единства народа.

Город-герой Одесса – красивый порт на берегу Черного моря. Фашисты постепенно захватывали улицы. Окопы и баррикады уже не помогали – так велико было войско врага. Но одесситы не сдавались: они ушли из города и спрятались в катакомбах. Так называется огромное пространство под землей. Туннели длиной в несколько десятков километров укрыли от фашистов местное население. И тогда началась подрывная война. Одесситы, ночами выбираясь из катакомб, поджигали дома с фашистами, выводили из строя поезда.

Город-герой Ленинград оказался во вражеском кольце. Войска фашистов окружили северную столицу – они не выпускали людей и не позволяли обозам с продуктами попадать на ее территорию. Блокада Ленинграда длилась почти 2 года. Люди голодали, не работало отопление. Но жители выдержали это испытание. Они не сдались врагу. Их не испугали зимний холод, голод, изнуряющий труд, болезни. Их мужество по сей день служит примером потомкам.

Награды ? Можно попробовать мотивировать ребенка на самостоятельные раздумья. Например, задать такой вопрос: "За что получают медали и ордена во время войны?" Дети в старшем дошкольном возрасте могут уже сами рассказать, что за мужество, подвиги, храбрость солдаты получали награды. Бойцы и командиры во время Отечественной войны награждались медалями («За отвагу», «За боевые заслуги»), орденами («Красного знамени», «Красной звезды»). За оборону городов-героев выпустили специальные награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда». Ордена Кутузова, Невского, Суворова получали командиры за успехи в управлении отрядами, дивизиями. Орденом Отечественной войны награждались рядовые бойцы, партизаны, начальствующий состав Красной Армии и Военно-Морского Флота .

Дети-герои

Дошкольникам больше понятен образ таких же детей, как и они сами. Как рассказать ребенку о войне? Поведать о детях-героях, которые, не побоявшись расправы, помогали стране победить.

Музей боевой славы

Перед Днем Победы дети детских садов, школ приходят к памятникам или Вечному огню. Они возлагают цветы к могилам погибших героев, обещая хранить память об их подвигах. Экскурсия в музей боевой славы поможет детям увидеть форму солдат, награды, гранаты, каски, фляжки, плащ-палатки. Там же находятся фотографии военных лет, письма бойцов, хранятся их биографии.

Как рассказать ребенку 4 лет о войне ? Не стоит в таком возрасте говорить слова «убивать», «ранить», «взрывать». Достаточно рассказать о том, что враги захватили страну. Но герои отстояли города, защитили свои семьи и победили.

Прежде чем рассказать ребенку 5 лет о войне, можно прочитать рассказ или стихотворение, показать репродукцию, фотографию с мест боевых действий. Нужно донести до сознания ребенка, что война – это плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни. Следует также познакомить ребенка с военной техникой (пушками, танками).

В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на том, что взрослые и дети не жалели своих жизней. Они под пулями рисковали собой, пытаясь принести стране победу.

Родители о войне

Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов. Главное в таком разговоре – искренность. Следует также объяснить малышу, что войны случались всегда.

Даже на примере сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий. Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.

Творчество детей

В преддверии 9 Мая в детских садах, школах воспитанники и учащиеся готовят поделки, рисуют картины на военную тематику. Дома можно продолжить совместное творчество: сделать поделку и подарить ее дедушке, бабушке. Это может быть танк, самолет, корабль. Или можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.

Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов.

Когда ребенок спрашивает о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не дадут в обиду. Родителям следует помочь малышу справиться с тревогой, беспокойством.

Советы родителям: как рассказать детям о войне

Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация.

Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану.

Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.


Литература:

1. Боханов. А. В. Любовь без границ. Святая Царица. – URL: http://-fondiv-.ru/-articles/-2/-108 .

2. Боханов. А. В. Николай II. – М.: Вече, 2008. – (Императорская Россия в лицах).

3. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дарите любовь. – Изд-во: Русскiй Паломникъ, 2011. – URL: http://-www.-radost-brest-.com/-libruary/-poleznoe/-darite-_lubov.pdf .

4. Ден Ю.А. Подлинная царица. – М.: Вече, 2009.

5. Жильяр П. Император Николай II и его семья. – URL: https://-www.-litmir.-me/br/-?b=-115267-&p=1 .

6. Монахиня Нектария (Мак Лиз). Дивный Свет. Императрица А.Ф. Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. – URL: http://-www.-fb2mobile.-ru/-other/-divnyy-svet/ .

7. Покаяние спасет Россию. О царской семье // авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013.

Чистота помыслов и чистота души

В гостях у императорской семьи

Цель: сформировать у школьников представление о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.

Задачи:

  • познакомить школьников с примером счастливой семьи императора Николая II, основанной на любви, заботе и взаимопонимании;
  • дать представление о принципах воспитания детей в царской семье;
  • показать качества и поведение членов семьи в различных жизненных ситуациях;
  • дать понятие о нравственных идеалах, необходимых человеку.
  • История любви Николая Александровича и Александры Федоровны.
  • Основы семьи и принципы воспитания детей.
  • Служение Родине, благотворительность.
  • Подвиг семьи во время войны, ареста и ссылки.

Форма занятий: лекция с элементами беседы.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер.

Материалы: пособие, видео-презентация, 2 фильма.

Методы: словесный, наглядный.

Ожидаемые результаты:

  • в ходе занятия дети смогут узнать об истории семьи Николая Александровича и Александры Федоровны,
  • составят представление о взаимоотношениях в счастливой семье и принципах воспитания детей, основанных на высших этических идеалах,
  • сделают выводы о важнейших нравственных качествах, чтобы быть полезными окружающим и своей Родине,
  • научатся размышлять о том, как привнести высокие нравственные принципы в свою жизнь.

Методические советы.

Время – 1 урок 45 минут.

Презентация.

Форма проведения классного часа – лекция с элементами беседы.

Материал по этой теме можно распределить на 2 урока по 45 минут, добавив больше бесед с примерами из жизни самих детей.

Ход классного часа

Сегодня мы с вами побываем в гостях. Вы любите ходить в гости?

Возможно, приходя в гости к друзьям или знакомым, вы видели фотографии членов их семьи. Во многих семьях размещают фотографии в рамках на стене, ставят на мебели. И, конечно же, у всех имеется семейный альбом, отображающий историю нескольких поколений.

У вас дома тоже, наверное, есть семейные альбомы?

Знаете ли вы, кто изображён на этой фотографии?

Это последний император России Николай II Романов с семьёй. Здесь его горячо любимая жена Александра Фёдоровна и пятеро детей: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей.

Вот к ним в гости мы и отправимся. Конечно, это будет виртуальное знакомство.

Мы с вами посмотрим фотографии из семейного альбома и прикоснёмся к истории царской семьи.

История любви

«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства», – завещал перед смертью Николаю II его отец Александр III. Завет отца был исполнен.

История любви Николая и Александры стала легендой на все времена.

Они полюбили друг друга, будучи детьми, и пронесли свою любовь через все испытания до самой смерти.

Это была удивительно счастливая семья. Они как будто были созданы друг для друга.

Впервые цесаревич Николай встретил свою будущую жену, когда ей было 12, а ему было 16 лет.


Николай Александрович был старшим сыном в семье императора Александра III. Он рос здоровым, жизнерадостным, спортивным ребёнком и воспитывался как наследник престола. Его готовили к управлению государством лучшие профессора и министры двора. Он знал 5 языков и получил 2 высших образования: юридическое и военное.


Александра Фёдоровна, его будущая жена, родилась в Дармштадте – столице маленького немецкого Гессенского герцогства. Её имя в девичестве было: принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская. Мать её умерла, когда девочке было 6 лет.

После смерти матери шестилетнюю Алису, младшую в большой семье, стала воспитывать бабушка, знаменитая английская королева Виктория.

В детстве Алиса была очень живая, озорная, смешливая. За светлый характер сероглазую белокурую девочку прозвали «Солнышко».


В 1884 году двенадцатилетнюю Алису привезли в Россию. Её сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола, шестнадцатилетний Николай, влюбился в неё с первого взгляда. Алиса ему так понравилась, что ему захотелось как-то привлечь её внимание и что-то ей подарить. И он обратился к своей маме Марии Фёдоровне с просьбой дать ему какую-то вещь, которую он мог бы подарить девочке. Мама сняла со своего платья скромную недорогую брошечку и отдала сыну. Николай радостно подбежал к Алисе и вложил ей в руку этот знак внимания. Девочка зажала в руке брошку, но почему-то на следующий день она разыскала Николая среди гостей и вернула ему брошь. Она выросла в строгих английских традициях, которые предписывали молодым девушкам не брать от незнакомых юношей подарки. Он записал эту историю в своём дневнике.


Только через пять лет после их первой встречи семнадцатилетняя Алиса приехала к сестре Элле и вновь появилась при русском дворе. Из маленькой шалуньи она превратилась в прекрасную принцессу с немного грустными мечтательными глазами. Она училась к этому моменту в европейском университете по специальности «философия». Любовь Николая и Алисы проявилась с новой силой.

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой.

Родители, Александр III и Мария Фёдоровна, не дали разрешения по двум причинам.

Во-первых, браки между царскими особами часто заключались из политических соображений. России был выгоден союз с Францией, поэтому Николаю подыскали принцессу Французского Орлеанского Дома. Николай категорически отказался.

Во-вторых, по линии английской королевы Виктории через женщин рода передавалась наследственная болезнь гемофилия – несвёртываемость крови, но сказываться она могла только на мальчиках. Поэтому родители, опасаясь того, что в случае рождения наследника ему может быть передана эта наследственная болезнь английского королевского рода, не разрешали этот брак. И даже запретили молодым встречаться.

И снова 5 лет разлуки. Их связывает только переписка.

Новая встреча произошла в апреле 1894-го. К началу 1894 года состояние здоровья Александра III резко ухудшилось. Он почувствовал, что дни его сочтены. Брак наследника престола, цесаревича Николая уже нельзя было откладывать. Отец уступил просьбам сына и дал согласие. Он понимал, что его совсем ещё молодой сын скоро будет руководить огромной страной и ему будет необходима поддержка любящей жены, поэтому бракосочетание наследника было ускорено по воле отца.


И вскоре газеты сообщили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: «Чудесный, незабываемый день в моей жизни – день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день, словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит» .

Но надо понимать, что такое помолвка в те времена: молодые встретились, обменялись колечками, разъехались и ждут ещё год.

Алиса должна была принять православную веру, и это стало для неё серьёзным препятствием. Она исповедовала протестантскую веру и была очень религиозна. Для неё смена религии была равносильна предательству. Она очень страдала, так как понимала, что она должна сделать выбор между горячо любимым человеком и Богом. Но, в конце концов, её бабушка, королева Виктория убедила её в том, что обе религии – ветви единой христианской веры, и никакого преступления перед Богом Алиса не совершит, если станет православной.

Через 7 месяцев Алису срочно вызвали в Петербург.

Представьте себе: с момента их первой встречи до свадьбы прошло 10 лет! И все эти годы они переписывались друг с другом. Это была очень нежная переписка.


Алиса Гессенская становится Александрой Фёдоровной, русской императрицей, матерью народа русского, и всем сердцем принимает православие.

После свадьбы цесаревич запишет в свой дневник: «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней» .

Николай после свадьбы дарит жене ту самую брошку, которую в детстве она ему вернула. Теперь Александра Фёдоровна её принимает, и эта вещь для неё становится самым важным подарком, который она всю жизнь будет хранить как самую большую драгоценность.

Все семьи помнят о дне своей свадьбы, но Аликс и Николай ежегодно отмечали даже день свой помолвки. Этот день, 8 апреля, они всегда проводили вместе, и впервые разлучились, когда им было уже за сорок. В апреле 1915 года император был на фронте, но и там он получил от своей возлюбленной тёплое письмо:

«В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я всё вспоминаю! …какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…»


Во время войны Николай Александрович часто и надолго покидал дом. Александра Фёдоровна каждый день отправляла мужу письма, чтобы он не печалился вдалеке от семьи. Всего уцелело около 600 писем. Заглянув в любое из них, можно ощутить красоту их любви.

А дневниковые записи Александры Фёдоровны поражают глубиной понимания брака.

«Молиться за тебя – моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» , – писала мужу Александра. Даже спустя двадцать лет после свадьбы она ласково называла его «мой мальчик, мой солнечный свет».

А Николай Александрович писал: «Я должен поблагодарить тебя за твой приезд с девочками, за то, что ты принесла мне жизнь и солнце, несмотря на дождливую погоду. Я, конечно, как всегда не успел сказать тебе и половины того, что собирался, потому что при свидании с тобой после долгой разлуки я всегда становлюсь застенчив. Я только сижу и смотрю на тебя – это уже само по себе для меня огромная радость…»

Посмотрите на эту фотографию. Её можно назвать «взгляд любви».

Не зря современники говорили: «Их медовый месяц длился 23 года…»

Когда в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге произойдёт расстрел семьи, на Александре Фёдоровне будет надета именно эта брошка .

Семья


Давайте познакомимся поближе с жизнью этой венценосной семьи.

Обязанность главы государства требовала от императора Николая II напряжения всех сил и способностей. Он управлял 1/6 частью земной суши. Это очень большая ноша и ответственность. Для того чтобы выдержать такую нагрузку, нужен надежный тыл. Отдохновение, радость, и счастье он находил в своей семье.


Они не любили шумных балов и светских приёмов, вся семья испытывала огромное счастье в общении друг с другом. В семье царила атмосфера любви, нежности и взаимопонимания.

С промежутком в полтора года у Николая Александровича и Александры Фёдоровны родились дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия .


Александра Фёдоровна оказалась очень хорошей матерью. В отличие от многих других императриц и дам высшего света, которые, родив ребёнка, поручали его кормление кормилицам, а воспитание – гувернанткам, она сама всех своих пятерых детей выкормила, сама занималась их воспитанием и образованием.

Отец и мать, сами воспитанные в спартанских условиях, приучали детей к строгой дисциплине, прививали им бережливость и умеренность.

Сейчас мы посмотрим фильм «Чистота помыслов и чистота души» на основе главы из книги «Покаяние спасет Россию» (9 мин).

Примечание! Если нет возможности посмотреть фильм, можно просто рассказать о том, как воспитывались дети в царской семье:

Девочки жили скромно, по двое в комнатах, спали на жёстких солдатских кроватях под лёгкими одеялами, сами убирали за собой, стелили себе постель, штопали свою одежду, младшие донашивали одежду за старшими.

У них был напряжённый распорядок дня: подъём в 6.00-6.30, молитва, холодная ванна, лёгкий завтрак, обучение, прогулка, скромный обед, потом опять занятия, свободное время, прогулка, вечером – рукоделие, чтение, вечерняя молитва, в 10 часов – начале 11-го – в кровать. Всё. Ничего особенного. Нарушали этот жёсткий режим только какие-то поездки, чьи-то праздники, свадьбы, когда семья куда-то перемещалась.

Родители не хотели, чтобы девочки выросли изнеженными, капризными, бесполезными барышнями.

Они внушали детям, что жить надо ради других, надо быть полезными окружающим.

Александра Фёдоровна записала в своём дневнике: «Дети должны учиться самоотречению. Они не могут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми… Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу».

А вот что писала мама своей старшей дочери Ольге: «…Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой и доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сёстрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Пусть Бог пребудет с тобой и хранит тебя Пресвятая Богородица».

Мать приучала девочек к труду сызмальства. Никакой роскоши, праздности, свободного времяпрепровождения!

Они умели шить, вышивать, вязать, рисовать, оформлять альбомы, играть на фортепьяно, танцевать. Царевны получили прекрасное домашнее образование.

Они были скромные и вежливые девочки. Они никогда не хвастались своим происхождением и были почтительны со всеми взрослыми, включая прислугу.

Родители большое внимание уделяли друзьям детей, это не обязательно были дети из аристократических семей, это были дети, которые проявляли качества добронравия.

Наряду со строгим воспитанием дети росли в атмосфере искренней любви и нежности родителей, друг к другу, к Богу. Они обожали родителей и относились к ним с большим почтением, всячески старались им помогать, заботиться о них и окружающих.

Поговорим о том, что вы узнали из этого фильма:

  • как жили и как воспитывались дети в царской семье?
  • могли ли они предаваться, роскоши, лености, праздности?
  • какими своих детей хотели видеть их родители?
  • как они относились к окружающим?

Посмотрите на эти прекрасные лица.




Девочки были очень дружны между собой.

Они обычно подписывались ОТМА (по первым буквам имён).

Давайте познакомимся ближе с каждым из этих замечательных детей.


Старшая из царских дочерей – Великая княжна Ольга Николаевна .

«Это было милое создание. Всякий, кто её видел, тотчас влюблялся» , – вспоминала подруга императрицы Лилия Ден.

Николай II души не чаял в дочери. Ольга с малых лет боготворила отца. Её так и называли – «дочь Отца». Государь для дочери был одновременно царём, отцом и товарищем. Способности у Ольги были прекрасные, и её называли самой одарённой из царских детей. Она обладала философским умом, её суждения отличались большой глубиной. Один из её учителей сказал: «У Ольги Николаевны хрустальная душа» .


Вторая дочь – Великая княжна Татьяна Николаевна . Поскольку она родилась в Петергофе, её называли «роза Петергофа». По воспоминаниям баронессы С.К. Буксгевден, «она была ближе всех к матери и была любимицей у неё и у отца. Абсолютно лишённая самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать всё то, о чём её просили. Именно Татьяна Николаевна нянчилась с младшими, помогала устраивать дела во дворце, чтобы официальные церемонии согласовывались с личными планами семьи. У неё был практический ум, унаследованный от Императрицы-матери и детальный подход ко всему» .


Великая княжна Мария Николаевна унаследовала во всех отношениях, как внешних, так и внутренних, качества своего деда Императора Александра III. Крепость телосложения была у неё мужественная в совокупности с редкой красотой. Близкие называли её огромные глаза «машкины блюдца». По воспоминаниям современников, «характер этой девочки был весьма любвеобильный, сострадательный и миролюбивый. Никого она никогда не оскорбляла, а старалась всегда всех мирить. Это была юная миротворица. Простота её была необыкновенная, и вела она себя просто, как простая русская девушка, видя в каждом человеке брата и сестру. Своим весёлым видом и остроумным шутливым разговором Мария Николаевна всех приводила из мрачного в весёлое настроение. …Она умела развлечь и развеселить всякого унылого, за что все её любили и уважали. Хозяйством она хотя не увлекалась, но помогала своей сестре, Татьяне Николаевне, оказывая ей полное послушание» .


Самая младшая из Великих княжон Анастасия Николаевна была подвижной, озорной, жизнерадостной девочкой. Она была очень остроумна и обладала несомненным артистическим даром, во всём умела находить забавную сторону. За неистощимость в изобретении шалостей и проказ в семье её звали «швыбзик» или «швибз». «Она всегда шалила, лазила, пряталась, смешила всех своими выходками, и усмотреть за ней было нелегко» , – писала фрейлина императрицы Анна Танеева (Вырубова).

Даже в последние месяцы своей жизни, когда семья была арестована, она умела развеселить окружающих.

В годы Первой мировой войны все женщины царской семьи шили для солдат рубашки, вязали носки, рукавицы. Анастасия, которой было тогда 13 лет, принимала в этих трудах самое деятельное участие.

Все, кто соприкасался с девочками, удивлялись их скромности, необыкновенной доброжелательности, открытости. Девочки были удивительные.

Священник, который принимал у них исповедь в последние месяцы их жизни, рассказывал, как был потрясён тем, какие они чистые, неиспорченные девочки: никакая грязь ни внутренняя, ни внешняя не пристаёт к ним.


После рождения четырёх сестёр все ждали наследника. В 1903 году вся семья поехала в г. Саров. Там шло прославление нашего русского святого Серафима Саровского, и семья участвовала в празднествах, в молебнах. Также они окунулись в святом источнике и просили у Бога наследника. И через год после этого у Александры Фёдоровны родился наследник. Говорят, что не было предела счастью этой семьи и всего ближайшего окружения, из-за рубежа пришло много поздравлений по случаю рождения цесаревича Алексея .

Однако скоро их радость омрачилась печальным известием – врачи обнаружили, что у маленького Алексея гемофилия. От любого удара, ушиба у ребёнка открывалось внутреннее кровотечение, и гематома не рассасывалась неделями. Это причиняло огромные страдания мальчику. Его так и называли страдальцем при жизни. Несколько раз он был на грани жизни и смерти. В один из таких моментов появился Григорий Распутин, молитвенник из Сибири. До этого он был в паломничестве во многих святых местах: на Афоне, в Иерусалиме, на Валааме. И вот он оказался рядом с семьёй и был представлен Николаю II одним из высокопоставленных священников. И по чудодейственной молитве Григория Распутина у Алексея боли прекращались. Его молитва была практически единственным способом облегчить его страдания.




Сёстры его обожали, и он был радостью своих родителей.

Когда он был здоров, весь дворец казался словно преображённым: это был луч солнца, освещавший всех и вся. Недаром в переписке родители его так и называли – Солнечный луч. Он так же, как и все дети, шалил, его карманы вечно были набиты оловянными солдатиками, какими-то камушками и всякой всячиной.


Жизнь его с самого рождения была посвящена одному – будущему царствованию. Он много интересовался жизнью простых людей и часто говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы».

В Петергофском парке цесаревич имел своё поле, на котором посадил рожь и в конце лета сам сжал её серпом, чтобы лучше почувствовать жизнь и труд крестьян.

Он учился, как и остальные дети, и, как отмечали учителя, наследник был умён и сообразителен.

Николай II сам знакомил его с русской военной историей и устройством армии. По традиции Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и атаманом всех казачьих войск. Он любил бывать в армии, его любимой пищей были чёрный хлеб, щи и каша, которые, как он говорил, едят его солдаты.


Когда отец в 1915 году возглавил фронт, цесаревич Алексей часто выезжал с отцом на фронт, что способствовало поднятию боевого духа армии, несмотря на опасность таких поездок для его здоровья и жизни. Они с отцом часто были в расположении войск совсем близко от линии фронта в досягаемой близости артиллерийского снаряда с территории противника.

О каких качествах царских детей вы узнали?

Какое главное качество родители воспитывали в своих детях?

Служение Родине. Благотворительность

С детства родители прививали детям убеждение: «Ваша жизнь есть служение Родине». И вся жизнь этой семьи была примером служения Родине.

Александра Фёдоровна много занималась благотворительностью. Она руководила 33-мя благотворительными обществами, и дети принимали самое деятельное участие в подобных делах.


Эти фотографии с праздника «белого цветка». Это благотворительная акция, которая проводилась для организации лечения туберкулёзных больных. Туберкулёз в начале века был настоящим бедствием.

Девочки создавали довольно много изделий своими руками и продавали их на благотворительных базарах, а вырученные деньги шли на строительство и оборудование больниц для бедных.


Императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулёзных больных в 1911-1914 годах; они принесли массу денег. Императрица вместе с Великими Княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окружённая огромной толпой народа.

Поражают многочисленные случаи благотворительной помощи своей стране и народу не из казны, а из собственных личных средств со стороны царской семьи, когда происходили трагические события. Но не только своими средствами, а и личным участием они служили своему народу.

Давайте вспомним о том, какой подвиг совершил император Николай II во время первой мировой войны.

Он обеспечил стремительное перевооружение армии всего за полтора года, потратив на это, а также на помощь семьям убитых и раненых все свое огромное наследство и довел страну до порога победы, возглавив фронт в 1915 году.

Вспомните, что сделала царица во время Первой мировой войны.


Когда началась Первая Мировая война, Александра Фёдоровна организовала госпитали для раненых на свои личные средства в своих дворцах и сама вместе с дочерьми стала работать в них.

Семья стала жить очень скромно, все средства передавали в лазареты. Девочки, взрослые девушки-красавицы, за три года войны позволили себе только единственный наряд – форму медсестёр.


Александра Фёдоровна и две старшие дочери Ольга и Татьяна сдали экзамены на медсестёр.

Представьте себе, каких больных привозят с фронта. Императрица и её дочери ассистировали полноценно, как медсёстры, на хирургических операциях.

Младшие девочки облегчали страдания раненых: писали письма под их диктовку, читали вслух книги, шили кисеты, устраивали концерты.

Мировая история не знает подобных случаев такого самоотречения и самоотверженного служения царственных особ своему народу.

Ссылка. Расстрел

В результате государственного переворота в феврале 1917 года власть захватило Временное правительство.

Семья была арестована в Царском Селе и томилась там несколько месяцев, после чего была выслана в Тобольск.


Вот вы видите их фотографии после ареста.

В этом своём новом положении они проявили необыкновенное спокойствие и ясность духа. Все унижения и притеснения они сносили с поистине царским достоинством. Они старались жить обычной жизнью. Детей продолжали учить, уроки давали им лично родители и княжна Ольга. По вечерам император читал всем слух. На улице строили горку, кололи дрова. Княжны вязали, даря изделия охранявшим их солдатам. Во время дневных прогулок все члены семьи занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега или кололи лёд для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением тёплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны.

Трудолюбие и неутомимость Его Величества так поразили солдат, что один из них как-то сказал: «Ведь если ему дать кусок земли, и чтобы он сам на нём работал, так скоро опять себе всю Россию заработает».

Несмотря на перенесённые унижения во время ареста и ссылки никто из членов царской семьи не озлобился, не испытывал ненависти к своим врагам. Из Тобольска Ольга Николаевна писала: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что-то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь» .

В октябре 1917 года власть была захвачена большевиками. Началась гражданская война, а следом голод, страдания, которые унесли миллионы жизней.


В апреле 1918 года семья из Тобольска была перевезена в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева. Этот дом стал последним местом их земного пребывания.

В Екатеринбурге условия их заточения стали совсем невыносимыми. Они подвергались унижениям и притеснениям охранников. Им запретили прогулки, установили решётки на окнах, вокруг дома в 2 кольца стояли охранники. Семья была в полной изоляции, лишь преданные слуги и доктор находились с ними. Но все страдания они переносили с кротостью и смирением.

Трагедия произошла в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Комендант Ипатьевского дома Юровский поднял всех ночью, заставил одеться под предлогом того, что их будут куда-то перевозить. Спустились в подвал. 23 ступени вниз. Не было ни суда, ни следствия. В них сразу начали стрелять.


Николаю Второму было 50 лет, Александре Фёдоровне – 46, Ольге – 22 года, Татьяне – 21, Марии –19, Анастасии – 17, Алексею было 13 лет (2-х недель он не дожил до 14 лет).

Вместе с ними погибло еще 4 человека: врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, горничная Анна Демидова, камердинер Алексей Трупп.

В своё время царская семья могла спастись, у них были предложения уехать за границу, но семья предпочла остаться в горячо любимой России. Вся семья, включая детей, сделала осознанный выбор: быть вместе до конца и поддерживать друг друга в тяжелейших условиях притеснений и унижений.

Император Николай II навсегда сохранил в душе самое главное – веру в Божий промысел и преданность Отечеству. «Я имею твёрдую и полную уверенность, – говорил он, – что судьба России, точно так же, как судьба моя и моей семьи, находятся в руках Бога, который поставил меня на моё место. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда я не имел другой мысли, как только служить стране, управление которой Он мне вверил».

Многие годы истинный облик царственных особ замалчивался и намеренно искажался в угоду идеологическим и политическим интересам существующей власти. Но сегодня, спустя столетие, мы можем узнать о них правду и понять, насколько высоконравственной и высокодуховной была эта семья. И взять за образец их отношения, их образ жизни, их преданность и верность Отечеству.


Царская семья канонизирована Русской православной церковью, как святые страстотерпцы.

Семейный альбом завершается не фотографией, а иконой, на которой изображены все семеро членов семьи.

Сейчас мы посмотрим фильм «Семейный альбом» и еще раз пролистаем его страницы (5 мин.).

Повторим главное:

Царская семья Николая Александровича и Александры Фёдоровны Романовых воплотила в своей жизни самые высокие нравственные идеалы: служение Родине, принесение пользы, забота о людях, любовь к семье, к своей стране, к Богу. Родители учили детей примером своей жизни.

Творческое задание

В течение трёх дней проведите эксперимент: живите ради других людей.

Всякий раз, как вам захочется сделать что-то для себя, например, поиграть в компьютерную игру или посмотреть телевизор, переключите своё внимание на помощь родителям, сестре или брату, другу, соседке и т.д. Спрашивайте у них, какая им нужна помощь, ищите сами, в чём можете быть полезны. Если не умеете что-то делать (готовить пищу, гладить бельё и т.п.), используйте эту возможность, чтобы научиться.

Записывайте свои добрые дела в дневник. Отразите также реакцию людей и собственные ощущения. Понравилось ли вам жить ради других?

Статья подсказывает родителям, как объяснить детям, откуда они берутся.

Рано или поздно родители услышат вопрос о том, как дети появляются на свет. И лучше к такому разговору подготовиться заранее.

В каком возрасте надо рассказывать, откуда берутся дети?

Уже с трехлетнего возраста малыши начинают осознавать свою половую принадлежность — мальчики относят себя к мальчикам, а девочки к девочкам. В этом возрасте мальчики уже ассоциируют себя с папой или с близким мужчиной из своего окружения, а девочки ассоциируют себя с мамой, либо с авторитетной женщиной из своего окружения.

Чаще всего малыши от трех до семи лет сами начинают задавать вопросы на тему рождения детей, особенно, если в семье ожидается появление еще одного ребенка. К этому возрасту родители должны уже подготовиться к особенному разговору.

Если же ребенок достиг семи лет, а вопросов так и не последовало, то родителям стоит позаботиться о том, чтобы самостоятельно ненавязчиво подвести ребенка к этому разговору. Дело в том, что малыш все равно узнает об этой информации, скорее всего он уже и знает, но в слегка искаженном виде, т.к. узнал ее от сверстников во дворе, либо в интернете, либо в других не совсем надежных местах.

С детьми более старшего возраста, подростками на тему рождения детей также стоит говорить, только уже совсем в ином ключе.



Как рассказать мальчику, сыну, откуда берутся дети?

До определенного возраста нет разницы кому из родителей задает вопрос мальчик, а кому девочка. Важно только то, чем раньше малыш задаст вопрос о рождении детей, тем проще будет взрослым ответить на этот вопрос.

Малышам от трех до пяти лет будет достаточно расплывчато ответить на этот вопрос, хватит и одной-двух фраз. К примеру, что он появился из маминого живота, в котором рос и развивался под защитой мамы, где ему было тепло и уютно.

Для малыша этого ответа вполне будет достаточно, маловероятно, что он станет задавать дополнительные вопросы.



А вот дети постарше, которые достигли шести-семи лет , вполне могут начать задавать уточняющие вопросы. И здесь родителям стоит позаботиться о том, чтобы быть готовыми ответить на все интересующие ребенка вопросы.

ВАЖНО: Какой бы вопрос не поступил от ребенка, отвечать на него стоит спокойно, уверенно, без малейшего смущения. Однако, слова и фразы стоит подбирать доступные для ребенка его возраста.

В этом возрасте ребенка начнет интересовать вопрос о том, как же он все-таки попал к маме в животик. Уже сейчас можно рассказать, что когда взрослые люди женятся, они любят друг друга, целуют, даже спят вместе в постели, и именно в этот период папа дарит маме семечко, которое перерастает в ребенка, а мама бережно растит его в своем животике некоторое время.

Дети этого возраста должны иметь представление о различиях в половых органах. Родителям стоит позаботиться о том, чтобы дети знали, что к ним могут прикасаться далеко не все, и это касается даже родителей (если ребенок уже может принимать душ самостоятельно).

Во избежание сексуальных домогательств со стороны взрослых, ребенок также должен знать, что он может вам рассказать о том, что кто-то хотел его потрогать.

В возрасте восьми-двенадцати лет дети прекрасно знают чем мальчики отличаются от девочек. Именно в этом возрасте дети и должны узнать о сексе, как о физиологическом процессе.

В таком возрасте не обязательно эмоционально разукрашивать истории о зачатии и рождении, нет необходимости говорить о том, как вам было сначала хорошо во время зачатия, а затем очень больно во время родов. Достаточно просто объяснить что, как, куда, используя слова, доступные ребенку, но не слишком вульгарные.

Также с ребенком этого возраста можно поднять тему взаимоотношений полов — отношений между мальчиками и девочками, поговорить о влюбленности.

В возрасте восьми-двенадцати лет дети могут задать вопрос родителям о рождении детей лишь проверяя их — скажут или нет. Возможно, ваш ребенок пытается понять, готовы ли вы разговаривать с ним на такие темы.

ВАЖНО: Родители должны открыто и честно отвечать на поставленные детьми вопросы. Так родители помогут детям понять то, что они могут им доверять, могут открыто разговаривать на любые темы.



С подростками старше двенадцати лет стоит быть весьма осторожным в беседах на интимные темы. Безусловно, здесь уже не должно быть никаких секретов, а наоборот.

ВАЖНО: Если до этого возраста ребенка, у вас так и не состоялся с ним разговор на интимную тему, то скорее всего и не решится на разговор, т.к. подросток не станет уже спрашивать, а начнет пробовать.

Подростку стоит знать, что секс это не только удовольствие, но и серьезная опасность. Ранний секс может привести к серьезным заболеваниям, к нежелательной беременности либо бесплодию.

ВАЖНО: Любой разговор с ребенком на тему секса не должен перерастать в нравоучения, беседа должна быть доверительной, дружеской.

Ребенку стоит рассказать о возможных видах секса и о том, как следует предохраняться.

ВАЖНО: Именно в этом возрасте с подростком мужского пола беседу должен вести отец, либо любой другой мужчина, которому он может доверять.



Как рассказать девочке, дочке, откуда берутся дети?

О том, как рассказать девочке, дочке откуда берутся дети подробно описано в разделе выше. Разница лишь наступает в возрасте лет десяти — на такую тему девочке лучше разговаривать с мамой, старшей сестрой, либо любой другой старшей женщиной из близкого окружения девочки.

В подростковом возрасте девочке следует объяснить связь между начавшимися месячными и родами, о том, какую опасность несет ранний секс. Молодая девушка должна узнать, какие виды секса существуют, а также какие существуют виды контрацепции.



Откуда берутся дети в животе у мамы: как объяснить ребенку?

В разговорах о зачатии и рождении детей, не стоит выдумывать слишком странные и далекие от реальности истории. Лучше говорить правду, используя при этом простые слова.

Можно придумывать сказки или истории, так сказать, основанные на реальных событиях. К примеру:

«Жили-были мама и папа. Они очень любили друг друга, обнимались, целовались и даже спали в одной кроватке. И вот они захотели, чтобы у них был ребеночек. И у мамы в животе стал расти маааленький мальчик. И это был Ванечка! Сначала он был очень маленький и сидел у мамы в животике тихо-тихо. Потом Ванечка подрос, стал большооой, занимал уже весь животик – и животик тоже стал большой. Мама и папа гладили животик и Ванечку в нем, целовали его и разговаривали с ним. А потом Ванюша совсем вырос и захотел выйти к маме с папой из живота. Под животиком открылась специальная дверка и Ваня из нее вылез! Мама и папа обрадовались, взяли Ванюшу на ручки, мама стала кормить его молочком. И все остальные тоже очень обрадовались: бабушки, дедушки, кошка, – все сказали: «Здравствуй, Ваня!» А потом Ваня еще больше вырос, научился бегать, разговаривать и сам есть кашу ложкой – вот какой большой у нас мальчик!»

Огромную помощь родителям в вышеназванных беседах окажут специальные иллюстрированные книги, пособия, карточки, видеоролики. Главное, подобрать их в соответствии с возрастом ребенка.

Вне зависимости от возраста ребенка, не стоит забывать объяснять ему о том, что секс — это дело взрослых, а ребенок может появиться только у родителей, которые любят друг друга.



Мультик: откуда берутся дети

В интернете можно найти огромное количество мультфильмов для детей разных возрастов о том, откуда берутся дети. Вот некоторые из них:

Видео: Откуда берутся дети?

Не стесняйтесь разговаривать с ребенком на щепетильные темы, доверяйтесь ему, и тогда он не раз доверит вам свои секреты.

Видео: Откуда берутся дети?